Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактатах Санхедрин и Авода зара.
52-я заповедь -запрещение вступать в брачные отношения с представителями народов, отвергающих Б-га. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И не роднись с ними"(Дварим 7:3). Тора поясняет, что значит "не роднись": "своей дочери не отдавай за сына его и его дочери не бери за своего сына"(там же). А в трактате Авода зара (366) сказано: "Тора запретила связь, подобную брачной".
Но то, какая кара настигает преступившего этот запрет, зависит от обстоятельств самого преступления. Если запрещенная близость происходит на глазах многих, то убивший нарушителя в момент преступления, выполняет этим приговор Торы, - так поступил Пинхас, убивший Зимри (см. Бемидбар 25:1-14). Сказали мудрецы (Санхедрин 816): "Вступивший в связь с нееврейкой - рука ревнителей веры обрушится на него", - но именно при указанных обстоятельствах: в сам момент близости, происходящей публично, как это было в вышеупомянутом случае. Но если запрещенная близость не происходила публично или если ревнители веры не убили нарушителя в сам момент преступления, он карается каретом (отсечением души).
Однако в самой Торе не сказано, что нарушитель этого запрета карается "отсечением души". Мудрецы спрашивают (там же 82а): "А если ревнители не покарают его, что тогда?". И разъясняют: он карается "отсечением души" - ведь написано в книге пророка (Молохи 2:11-12): "...Осквернил Йеуда святость Ашема... и сочетался с дочерью бога чужого. Отсечет Ашем душу каждого человека, который сделает это...". Сказали мудрецы (там же): "Отсюда видно, что наказывается каре-том".
И знай: вступивший в связь с нееврейкой, несмотря на то, что свидетели предупредили его о противозаконности такой связи, согласно закону Торы карается бичеванием.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактатах Авода зара (366) и Санхедрин.
53-я заповедь -запрещение вступать в брачные связи с амонитянами и моавитянами, именно с мужчинами из этих народов, даже если они приняли еврейство. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не войдет амонитянин и моавитянин в общину Ашема, и десятое поколение их не войдет в общину Ашема - навеки" (Дварим 23:4).
Преступивший этот запрет карается бичеванием, - т.е. если гер, рожденный амонитянином или моавитянином, вступает в брачную связь с еврейкой, то и он, и она, согласно закону Торы караются бичеванием.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Йевамот (76б-78б) и в конце трактата Кидушин (74б-75а).
54-я заповедь -запрещение отдалять от себя принявших еврейство потомков Эсава: т.е. нам запрещено уклоняться от вступления с ними в брачные связи. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не гнушайся выходцем из Эдома,ведь он - твой брат" (Дварим 23:8).
55-я заповедь -запрещение отдалять от себя принявших еврейство мицриим (египтян) и уклоняться от вступления в брак с ними. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не гнушайся египтянином"(там же).
Законы, связанные с выполнением двух этих заповедей - запретов отдалять от себя принявших еврейство египтян и эдомитян, разъясняются в 8-ой главе трактата Йевамот (766, 78аб) и в конце трактата Кидушин (74б-75а, 77а).
56-я заповедь -запрещение заключать мир с амонитянами и моавитянами во все времена.
Ашем уже повелел нам (Д 190) при осаде вражеских городов перед штурмом предлагать им мир на условии, что они признают себя побежденными. И если они сдают нам город, запрещено нападать на них и убивать их, как мы разъяснили в комментарии на 190-ю заповедь "Делай". Однако с амонитянами и моавитянами мы не действуем таким образом, поскольку Ашем запретил предлагать им мир и стремиться к мирному разрешению конфликта с ними. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не ищи им мира и благополучия во все свои дни, вовеки"(Дварим 23:7).
И говорится в Сифри: "Поскольку в Торе написано: "Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, то пригласи его к миру" (Дварим 20:10), - может быть, и в отношении этих двух народов надо поступать так? Но Тора говорит: "Не ищи им мира и благополучия". Поскольку в Торе написано: "Не притесняй его" (23:17), - может быть это относится и к представителям этих двух народов? Но Тора говорит: "Не ищи им... благополучия во все твои дни, вовеки".
57-я заповедь— запрещение во время осады города вырубать плодовые деревья вокруг него, чтобы этим уязвить осажденных и побольнее задеть их сердца. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если будешь осаждать город... чтобы овладеть им, не губи деревьев его, поднимая на них топор;...не руби его, ведь полевое дерево не может, как человек, уйти от тебя в крепость" (там же 20:19).
И так же под этот запрет подпадает любое напрасное уничтожение и порча. Например, тот, кто намеренно и беспричинно уничтожает одежду или какой-либо предмет домашнего обихода, преступает этот запрет "Не губи..." и карается бичеванием. А в конце трактата Макот (22а) разъясняется, что бичеванием наказывается также и тот, кто понапрасну срубает любое плодовое дерево (даже не во время осады); и там сказано, что запрет содержится в том же самом речении: "...От него ты ешь, не руби его" (там же).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются во второй главе трактата Бава батра (26а).
58-я заповедь -запрещение проявлять в час войны страх перед войсками народов, отвергающих Б-га, и спасаться бегством от них. Но мы обязаны крепиться и мужаться, чтобы устоять перед врагом. И каждый отступивший и сбежавший с поля боя нарушает этот запрет Торы. И об этом Его речение: "Не страшись их,ибо Ашем, твой Б-г, в твоей среде, Б-г великий и грозный" (Дварим 7:21). И еще раз повторяя этот запрет, Ашем сказал: "Не бойтесь их,ибо Ашем, ваш Б-г, Сам сражается за вас" (там же 3:22).
Приказ не страшиться их и не отступать перед ними в час битвы повторен в Торе еще несколько раз, поскольку, выполняя эту заповедь, человек выявляет искренность и подлинность своей веры.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Coma (42б).
59-я заповедь -запрещение забывать, что сделал нам Амалек, злодейски напавший на нас в пустыне, при выходе из Египта.
Мы уже разъясняли в комментарии на 189-ю предписывающую заповедь: помнить о том, что сделали нам потомки Амалека, и постоянно обновлять в сердце ненависть к нему - это заповедь "Делай". И вместе с тем, нам запрещено забывать об его злодействе - это заповедь "Не делай". И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Помни, что сделал тебе Амалек на пути, когда выходили из Египта;... не забудь"(Дварим 25:17,19). А в Сифри (Ки теце) сказано: "Помни..." - устами, "не забудь" - сердцем", т.е. пусть ненависть к нему не покидает твоего сердца.
Шестидесятая заповедь -запрещение проклинать Его великое Имя, да будет Он превознесен. В Торе разъяснено, что преступивший этот запрет карается побиением камнями, - и об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Поносящий Имя Ашема смерти да будет предан, камнями забросает его вся община" (Ваикра 24:16). Однако в Писании нет отдельного стиха, запрещающего исключительно этот грех, ведь Его речение "Б-га не проклинай"(Шмот 22:27) включает в себя также другой запрет (НД 315).
Сказано в Мехилъте (Мишпатим): "Из того, что Он сказал: "Поносящий Имя Ашема смерти да будет предан...", мы знаем о наказании за нарушение этого запрета. Но где же сам запрет? Тора говорит: "Б-га не проклинай". А в Сифре (Эмор) разъясняется: "За оскорбление Его особого Имени (Ашем амеюхад) - смертная казнь, но от оскорбления других Его имен - атрибутивных и метафорических - Тора только предостерегает".
И еще сказано в Мехильте дэраби Шимон бар Йохай: "Б-га не проклинай" - это заповедь "Не делай".
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (53а,55б-57а,60а,63а).
И знай, что подобные речения, включающие в себя два или три запрета, не относятся к "обобщающим запретам" (лае ше-бихлалут. См. "9-ый принцип" в предисловии), поскольку Писание разъясняет, что наказание следует за нарушение каждого из этих запретов в отдельности; и мы безусловно признаем, что каждый из таких запретов - заповедь "Не делай", как мы разъяснили в предисловии к настоящему сочинению. И в соответствии с принципом Торы, согласно которому, наказание следует только за действие, запрещенное самой Торой, мы исследуем, в каком именно стихе содержится запрет совершать действие, подлежащее наказанию: иногда мы находим этот стих с помощью "13 методов толкования Торы" (см. "2-ой принцип"), и порой запрет скрыт в речении, посвященном совсем другой теме, как мы разъясняли в предисловии.
А "обобщающим запретом" речение является только в том случае, если кроме него в Торе нет иных упоминаний или намеков, что данное действие запрещено, как мы объяснили в "9-ом принципе". Но если нам уже известно из другого стиха, что Тора предостерегает нас от данного действия, - например, сказано, что совершающего такой-то поступок постигнет такое-то наказание, тогда, независимо от того, выражен ли сам запрет прямо или намеком (и выводится с помощью "13 принципов"), выражен ли он в отдельном речении или скрыт в речении, запрещающем несколько разных действий, - в любом случае, речь идет о самостоятельной заповеди. Пойми это, ведь существует еще множество заповедей подобного рода.
61-я заповедь -запрещение преступать слова клятвы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не клянитесь Моим Именем ложно"(Ваикра 19:12).
Имеется в виду так называемая "изреченная клятва" (швуат битуй), когда человек клянется совершить какое-либо действие, не запрещенное Торой, или, наоборот, клянется не совершать это действие. Мы обязаны выполнять подобную клятву и нам запрещено ее нарушать, как написано: "Не клянитесь Моим Именем ложно".
В трактате Швуот (21а) сказано: "Что такое "ложная клятва"? Это клятва, противоречащая совершившимся фактам (например, человек поклялся: "Я не ел этого", - а сам ел)". И там же исправляют это определение: "Скажем, что это клятва, отвергаемая последующим действием", - например, человек клянется совершить определенный поступок, а в действительности совершает действия, противоречащие своей клятве. И там же, в третьей главе трактата Швуот, и в трактате Тмура (36) разъясняется, что ложная клятва - это нарушение и невыполнение швуат битуй (изреченной клятвы).
И далее (там же) мудрецы Талмуда исследуют, может ли быть ложная клятва, за которую наказывают бичеванием даже в том случае, когда нарушитель не совершил никакого поступка, противоречащего своей клятве. И сказано: "Если человек поклялся, что не будет есть данную еду, а сам съел - тут есть поступок, отрицающий клятву. А если он поклялся, что съест, но пока не съел - разве в таком случае наказывают бичеванием (ведь, возможно, он еще съест)?". И, в конце концов, в результате анализа вариантов, мудрецы приходят к выводу, что такая ложная клятва будет в случае, "если человек поклянется: "Я съел это", а на самом деле, не съел" (т.е. мы видим, что ложная клятва может относиться и к уже совершенному действию, и к действию, которое только предстоит совершить).
Умышленно преступивший этот запрет карается бичеванием, а невольно преступивший запрет приносит жертву, зависящую от достатка согрешившего, как разъяснено в 72-ой заповеди "Делай". И так сказано в третьей главе трактата Швуот (21а): "За умышленное невыполнение "изреченной клятвы" нарушитель карается бичеванием, а в случае невольного нарушения клятвы он обязан принести жертву, зависящую от его достатка". И там же разъяснены законы, связанные с выполнением этой заповеди.
И знай, что хотя мною сказано: "Умышленнопреступивший этот запрет карается бичеванием", это вовсе не значит, что существует какое-то преступление, за совершение которого наказывают бичеванием, даже в случае, если оно было совершено неумышленно.Но знай: в любом месте, где я говорю, что за то или иною преступление наказывают бичеванием, всегда имеется в виду только случай, когда преступление было совершенно при двух свидетелях, предупреждавших преступника о запретности его действия, т.е. при соблюдении тех условий, которые разъясняются в трактате Санхедрин (21б). Но если человек нарушил запрет неумышленно, если он был принужден к этому силой или был введен в заблуждение, он не наказывается за это вообще - ни бичеванием, ни каретом, и уж тем более его не приговаривают к смертной казни. Пойми этот принцип - он относится ко всем заповедям.
Однако в комментарии к некоторым заповедям мы все же уточняем и говорим, что умышленно нарушивший данный запрет карается бичеванием или смертью, - и это в тех случаях, когда неумышленно нарушивший запрет должен принести жертву, ведь жертва приносится далеко не за все неумышленные грехи.
Если же сказано просто, что нарушитель данного запрета карается, согласно приговору суда, бичеванием или смертной казнью всегда имеется в виду, что преступление было совершено при свидетелях, предварительно предостерегших преступника, ведь это предостережение служит именно для того, чтобы отличить умышленное преступление от неумышленного. Пойми это, и не жди от меня дополнительных разъяснений по этому поводу.
62-я заповедь -запрещение клясться напрасно, и об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не произноси Имени Ашема, своего Б-га, попусту"(Шмот 20:7). Имеется в виду клятва, противоречащая реальности (например, в середине дня человек клянется, что сейчас ночь), клятва, подтверждающая существование того, что не может существовать, а также клятва, обязывающая человека преступить какую-либо из заповедей Торы. И еще, если человек клятвенно подтверждает то, что известно всем, - никто в этом не сомневается и никто об этом не спорит, - например, он клянется, что при отсечении головы любое животное умирает, - это тоже "произнесение Имени... попусту".
Сказано в Мишне (Швуот 29а): "Что называется "напрасной клятвой?". Поклялся, отрицая общеизвестное, что этот каменный столб - из золота, что этот мужчина - женщина и что эта женщина - мужчина; поклялся, что существует несуществующее: мол, видел верблюда, парящего в воздухе...; поклялся, что не выполнит заповедь: не будет жить в сукке, не будет благословлять лулав, не будет накладывать тфилин, - все это "напрасные клятвы".
Умышленно преступивший этот запрет карается бичеванием, а неумышленно нарушивший запрет - свободен от наказания, как мы разъясняли в отношении всех заповедей "Не делай" (НД 61). И в той же мишне трактата Швуот (там же) сказано: "...Все это "напрасные клятвы", и тот, кто дает такую клятву умышленно, карается бичеванием, а неумышленно нарушивший запрет - свободен от наказания". И там же разъясняются законы, связанные с выполнением этой заповеди.
63-я заповедь -запрещение осквернять Имя Б-га; это действие, противоположенное тому "освящению Имени Б-га", которое нам заповедано, как мы разъясняли в комментарии к 9-ой заповеди "Делай". И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И не оскверняйте Моего святого Имени"(Ваикра 22:32).
В этом запрете есть три различных аспекта: два из них затрагивают всю общину Израиля, а третий касается, в основном, отдельных членов общины.
Первый аспект, относящийся ко всем: если в период преследования нашей веры от еврея силой требуют, чтобы он преступил одну из заповедей Торы, и насильник добивается этого с целью отвратить евреев от заповедей, человек обязан пожертвовать своей жизнью, но не преступать приказов Аше-ма, как мы разъясняли, комментируя 9-ю заповедь "Делай". И тот, от кого силой требуют служить идолам или вступить в запрещенную Торой близость, или пролить кровь другого еврея, - даже не в период преследований нашей веры - такой человек также обязан пожертвовать своей жизнью. И если, не пожертвовав своей жизнью, человек совершил то, что от него требовали, он тем самым осквернил Имя Б-га и нарушил данный запрет. А если это происходило публично, - т.е. в присутствии, как минимум, десяти евреев, - то он публично осквернил Имя Б-га, а это очень тяжелый грех. Однако нарушитель не карается бичеванием, потому что он совершил свой проступок под воздействием принуждения, а суд может приговорить к бичеванию или смертной казни только в том случае, если запрещенное действие было совершено умышленно, добровольно, при свидетелях, предостерегших преступника. Сказано в Сифре о человеке, проводящем своих детей перед Молехом: "...И Я обращу Свое лицо на того человека... и отсеку его душу..." (Ваикра 20:5); "на того человека" - т.е. только на того, кто не принужден к запрещенному действию силой, не совершает это действие неумышленно и не введен в заблуждение". Отсюда ясно, что тот, кто служит идолам по принуждению, не наказывается каретом (отсечением души), и уж тем более смертной казнью по приговору суда, - но он преступает запрет осквернять Имя Б-га.
Второй аспект этого запрета также относится ко всем. Если человек совершает грех, не вызванный вожделением и не доставляющий ему никакого плотского наслаждения, - но только для того, чтобы, восстав, сбросить с себя "ярмо Небесного Царства", он тем самым оскверняет Имя Б-га и карается бичеванием за нарушение данного запрета. Поэтому сказал Ашем: "Не клянитесь Моим Именем ложно - оскверняете вы Имя своего Б-га" (Ваикра 19:12), - такое преступление не приносит никакого плотского удовольствия, но указывает только на желание, проявляя пренебрежительное или насмешливое отношение к заповедям, возбудить гнев Небес.
Третий аспект касается лишь отдельных членов общины. Если человек, известный своим благочестием и праведностью, совершает некий поступок, который не достоин его и может быть истолкован людьми как грех, такой человек оскверняет Имя Б-га даже в том случает, если совершенный им поступок не является нарушением законов Торы. Об этом говорится в изречении мудрецов (Йома 86а): "Что значит "осквернение Имени"? Сказал Рав: "Например, если, купив мясо, я задержусь с платежом (и пока я не заплачу, торговец будет считать меня вором, и он научится от меня легкомысленному отношению к воровству - Раши)... Сказал раби Йоханан: "Например, если я пройду четыре локтя (около 2 м.) без слов Торы и без тфилин".
Этот запрет повторен в Торе дважды - Ашем также сказал: "И не оскверняй Имени своего Б-га, Я - Ашем" (Ваикра 18:21).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Песахом (25аб) и в конце трактата Йома (82а, 84а, 86аб).
64-я заповедь -запрещение испытывать и подвергать сомнению обетования и предостережения Ашема, да будет Он превознесен, переданные нам через Его пророков, - после того, как исследовано и проверено, что это обетование или предостережение передано через истинного пророка. И об этом речение Ашема (Дварим 6:16): "Не испытывайте Ашема, вашего Б-га,как испытывали вы в Масе (говоря: "Есть ли Ашем среди нас или нет?" См. Шмот 17:1-7)".
65-я заповедь -запрещение разрушать дома служения Ашему, уничтожать книги пророков, стирать святые имена и т.п. Этот запрет содержится в Его речении: "Не делайте подобногоАшему, вашему Б-гу"(Дварим 12:4). Это речение следует в Торе сразу вслед за повелением Ашема уничтожать и истреблять идолов, разрушать до основания их жертвенники - и Ашем предостерег нас, сказав: "Не делайте подобного Ашему, вашему Б-гу". И каждый, в чем-либо преступивший этот запрет, - например, тот, кто разрушил какую-то часть Святилища, храмового жертвенника и т.п. или стер одно из имен Ашема, карается бичеванием.
В конце трактата Макот (22а) сказано, что тот, кто сжигает поленья, посвященные Храму, карается бичеванием. И разъясняется там: "А откуда мы знаем, что это запрещено? Из стиха: "...и их культовые деревья сожгите в огне... Не делайте подобного Ашему, вашему Б-гу". И там же указано, что бичеванием наказывается тот, кто стирает одно из имен Ашема. И разъяснено: "Откуда известно, что это запрещено? Из стиха: "...и истребите их имена... Не делайте подобного Ашему, вашему Б-гу".
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 4-ой главе трактата Швуот (35аб).
66-я заповедь -запрещение оставлять тело повешенного преступника "ночевать на дереве" (Дварим 21:23), чтобы оно не пробуждало в людях воспоминаний о совершенном преступлении, - ведь, согласно закону Торы, вешают на дереве лишь тела тех казненных (Д 230), кто проклинал Ашема или служил идолам, поскольку про того, кто служит идолам так же сказано: "Ашема он проклинает" (Бемидбар 15:30).
Этот запрет выражен в следующем Его речении, да будет Он превознесен: "Если человек будет приговорен к смерти, и умертвив его, ты повесишь его на дереве, то не дай телу его ночевать на дереве,а погреби его в тот же день, ибо повешенный - поругание Б-га..." (Дварим 21:23). И сказано в Сифри: "Не дай телу его ночевать на дереве" - это заповедь "Не делай".
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 6-ой главе трактата Санхедрин (45б-47а).
67-я заповедь -запрещение приостанавливать несение сторожевой службы в Храме и отменять постоянный ночной дозор. И об этом Его речение: "И тщательно охраняйте Святилище"(Бемидбар 18:5).
Мы уже разъяснили в комментарии к 22-ой предписывающей заповеди, что приказ об охране Святилища и ночном дозоре вокруг него - это заповедь "Делай". Здесь же укажем, что невыполнение этого требования - нарушение заповеди "Не делай". И сказано в Мехильте: "И тщательно охраняйте Соборный Шатер" (там же 18:4) - из этого речения мы учим заповедь "Делай". А из какого речения учим заповедь "Не делай"? Тора говорит: "И тщательно охраняйте Святилище" (и поскольку два следующих друг за другом речения повторяют тот же приказ, мудрецы толкуют первое из них как предписывающую заповедь, а второе, обладающее определенными языковыми особенностями, свойственными запрету, - как заповедь "Не делай". Подробнее см. Сефер ахинух, 391 и Минхат хинух, там же).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в начале трактата Тамид и в трактате Мидот.
68-я заповедь - запрещение, обращенное к первосвященнику, заходить в Святая Святых Храма в любое время. Он должен воздерживаться от этого, проявляя тем самым уважение к Святилищу и трепет перед Шехиной (Б-жественным Присутствием). И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "И сказал Ашем Моше: скажи Аарону, твоему брату, чтобы он не во всякое время входил в Святилище, за завесу, и не приближался к крышке, покрывающей ковчег,дабы он не умер, ибо в облаке являюсь Я над крышкой" (Ваикра 16:2). Этот запрет подразумевает две различных границы: во-первых, первосвященнику запрещено вступать в Святая Святых - кроме одного раза в году, в Йом кипур, но и в этот день только во время, отведенное для его служения; а во-вторых, коэнам запрещено заходить в Святилище в любые дни года - кроме времени, отведенного каждому для его служения.
Вкратце этот запрет можно выразить так: любому коэну запрещено заходить в Святилище, в места своего служения, во всякое время, кроме того, что отведено для служения, - и первосвященнику в Святая Святых, и рядовому коэну - в само Святилище.
И если первосвященник преступает этот запрет и заходит в Святая Святых не в час служения, он подлежит смерти "от руки Небес"; а если рядовой коэн вступает в Святилище не в свое урочное время, он карается бичеванием.
Сказано в Сифре (Ахареи): "...чтобы он не во всякое время...", даже в сам Йом кипур, "... входил в Святилище, за завесу..." - и тем более в остальные дни года... Может быть, рядовой коэн, вступивший в неурочное время в Храм, тоже подлежит смерти? Но Тора говорит: "...за завесу, и не приближался к крышке, покрывающей ковчег, дабы он не умер". Так как же? Вступивший "за завесу" - подлежит смерти, а вступивший в неурочное время на остальную территорию Святилища - нарушает тем самым запрет Торы, но смерти не подлежит". А в трактате Менахот (27б) однозначно сказано: "Вступивший в Святилище карается 39-ю ударами" - т.е. подлежит бичеванию.
69-я заповедь -запрещение коэну с определенными физическими увечьями (см. Ваикра 21:18-20) заходить в Святилище, а также приближаться к жертвеннику и заходить в пространство между жертвенником и Святилищем. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "К завесе да не подойдет и к жертвеннику не подступит,ибо увечен он" (там же 21:23). А в начале раздела Тоарот (Келим 1:9) разъясняется, что увечным коэнам, а так же коэнам, которые не стриглись более тридцати дней, запрещено вступать во все пространство между жертвенником и Святилищем и, тем более, в само Святилище.
В Сифре (Эмор) также разъяснено, что два этих запрета - "К завесе да не подойдет..." и "...к жертвеннику не подступит" - не только дополняют друг друга, но и взаимно обуславливают друг друга, составляя единый закон, определяющий границы храмовой территории, запретной для коэнов с физическими увечьями. И тот из них, кто умышленно нарушит эти границы, - даже не для того, чтобы нести служение (НД 70) - карается бичеванием.
Семидесятая заповедь -запрещение коэну с постоянным физическим увечьем нести служение в Храме. И об этом речение Ашема: "Говори Аарону следующее: никто из семени твоего во всех поколениях, у кого будет увечье, не подойдет, чтобы приносить хлеб своего Б-га"(Ваикра 21:17),- т.е. "не подойдет", чтобы нести служение. И если увечный коэн совершает служение, он карается бичеванием. И так сказано в Сифре (Эмор): "Увечный коэн не подлежит смерти за свое служение, но он, тем не менее, преступает запрет Торы".
71-я заповедь -запрещение коэну с "временным увечьем" (например, покрытому паршой или коростой) нести служение в Храме до той поры, пока он не излечится от увечья. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "Никто, у кого увечье, не подойдет..."(Ваикра 21:18). И сказано в Сифре: "...у кого будет увечье" (там же 21:17) - имеется в виду, постоянное увечье. Откуда мы учим, что запрещено нести служение и при временном увечье? Тора говорит: "Никто, у кого увечье, не подойдет...".
И тот, кто, преступив этот запрет, несет служение, несмотря на свое временное увечье, также карается бичеванием.
Законы, связанные с выполнением этих двух заповедей - законы временных и постоянных увечий - разъясняются в 7-ой главе трактата Бехорот (43а).
72-я заповедь -запрещение левитам совершать любой из видов храмового служения, которое исполняют коэны, а коэнам совершать любой из видов служения, которое исполняют левиты, потому что Тора определила для каждой из этих групп - и для коэнов, и для левитов - особые виды храмового служения. Поэтому-то запрет Ашема, да будет Он превознесен, обращен и к тем и к другим вместе - чтобы они не брались за службу друг друга, а исполняли только то служение, которое заповедано каждой из этих групп, как написано: "...каждый свою работу и каждый свою ношу" (Бемидбар 4:19).
Этот запрет выражен в Его речении, да будет Он превознесен, в котором первоначально речь идет о левитах: "Только к сосудам Святилища и к жертвеннику пусть они не подходят, чтобы не умереть ни им...",но сразу вслед за этим говорится о коэнах: "...ни вам (там же 18:3), - т.е. коэны подобны в этом левитам: как левитам запрещено заниматься служением коэнов, связанным с "сосудами Святилища и жертвенником", так и коэнам запрещено совершать служение левитов.