Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принципов составления перечня заповедей 8 страница



Эти Его слова "Для гера, сироты и вдовы пусть он будет", повелевающие оставлять забытые снопы, и есть заповедь "делай" - точно так же, как по отношению к упавшим колоскам и краю поля заповедь "делай" выражена в словах "Бедняку и геру оставляй это", как мы разъяснили (Д 20-121).

И эта заповедь тоже выполняется, согласно Торе, только в Земле Израиля. Законы, связанные с ее выполнением, разъяснены также в трактате Пэа (гл.5-6).

123-я заповедь -повеление оставлять беднякам при сборе винограда мелкие грозди,называемые олелот. И о них тоже Писание говорит: "Виноградника своего не обирай дочиста... - бедняку и геру оставляй это"(Ваикра 19:10).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Пэа (гл.7). Согласно Торе, эта заповедь выполняется только в Земле Израиля.

124-я заповедь -повеление оставлять бедным то, что упало на землю при сборе винограда(пэрет). И об этом Его речение: "Опавших ягод в винограднике не подбирай - бедняку и геру оставляй это"(Ваикра 19:10).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, также разъяснены в трактате Пэа (гл.6). Согласно Торе, эта заповедь выполняется только в Земле Израиля.

125-я заповедь -повеление отделять первые плоды нового урожая(бикурим) и приносить их в Храм.И об этом Его речение: "Первые плоды своей земли приноси в Дом Ашема, своего Б-га" (Шмот 23:19).

И понятно, что эта заповедь выполняется только, когда есть Храм. И приносят в Храм только плоды выращенные в Земле Израиля, Сирии и в Заиорданьи. И исключительно плоды семи видов (указанных в Торе: пшеницу, ячмень, виноград, инжир, гранаты, оливки и финики).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в трактате Бикурим. И там (3:12) указано, что первые плоды передаются в дар коэнам.

126-я заповедь -повеление отделять в дар коэнам долю от урожая(терума гдола). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Отдавай ему(коэну) долю от своего хлеба, своего вина и своего масла..."(Дварим 18:4).

И эта заповедь, согласно Торе, выполняется только в Земле Израиля. Законы, связанные с ее выполнением, разъяснены в трактате Терумот (гл. 1-4).

127-я заповедь -повеление отделять десятину(маасэр) от урожая земли.И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И всякую десятую часть урожая земли:из семян земли, из плодов дерева - Ашему" (Ваикра 27:30); и сказано (Бемидбар 18:24): "Десятину,которую сыны Израиля приносят в дар Ашему". И разъясняет Писание (там же 18:21), что эта десятина передается в дар левитам.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди - называемой "первая десятина,"- разъяснены в трактате Маасрот.

И эта заповедь, согласно Торе, обязательна для выполнения только в Земле Израиля.

128-я заповедь -повеление отделять "вторую десятину"

(маасэр шени). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Отделяй десятину, выделяй десятую долю от всего урожаясвоего посева, взошедшего на поле, из года в год, и вкушай перед Ашемом, своим Б-гом, на том месте, которое Он изберет..." (Дварим 14:22-23).

И сказано в Сифри (Реэ): "Отделяй десятину... из года в год" - сказано так, чтобы научить нас, что не отделяют десятину из урожая одного года в счет другого. Может быть это относится только ко "второй десятине", о которой говорит этот стих? Откуда известно, что правило относится к другим десятинам тоже? Тора сказала: "Отделяй десятину, выделяй десятую долю..." (повторено, чтобы распространить это правило на другие виды десятин)".

В Торе разъяснено, что "вторую десятину" доставляют в Иерусалим и хозяева съедают ее там. И мы уже упоминали выше (Д 19) высказывание мудрецов, относящееся к этому вопросу.

И приводя законы, связанные с выполнением этой заповеди, Писание разъясняет, что, если хозяева из-за дальнего пути не могут доставить эту десятину, они должны выкупить ее, а эти деньги привести в Иерусалим и истратить там исключительно на пропитание. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если же слишком далек будет твой путь, так что ты не сумеешь принести это, потому что далеко будет от тебя то место, которое изберет Ашем, твой Б-г... то поменяй это на серебро и, взяв серебро в руку, иди на место, которое изберет Ашем, твой Б-г. И отдавай это серебро... за крупный и мелкий скот и за вино..." (там же 14:24:26).

И Тора, излагая законы этой заповеди, также говорит, что, если он выкупит эту десятину для себя, то должен добавить к ее стоимости пятую часть. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если же кто выкупит что-либо из своей десятины, то прибавит к стоимости пятую долю" (Ваикра 27:31).

Все законы, связанные с выполнением этой заповеди, уже разъяснены в трактате Маасэр шени.

И эта заповедь, согласно Торе, обязательна тоже только в отношении плодов Земли Израиля; и вкушают "вторую десятину" исключительно во времена Храма. Сказано в Сифри (Реэ): "Тора связывает вкушение первенца от скота с вкушением "второй десятины". Как первенцев от скота вкушают только, когда есть Храм, так и "вторую десятину" вкушают только, когда есть Храм" (Д 79).

129-я заповедь -повеление, обращенное к левитам, отделять десятину от десятины,которую они получают в дар от евреев других колен, и передавать ее в дар коэнам. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Говори с левитами и скажи им: "Когда вы будете получать от сыновей Израиля десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите от нее дар Ашему - десятину от десятины"(Бемидбар 18:26).

И объясняется, что эта десятина, называемая терумат маасэр (возношением от десятины), передается коэну. Сказал Он: "Возносите дар Ашему от всех десятин, которые вы будете брать от сынов Израиля, и будете давать из них дар Ашема — Аарону, коэну"(там же 18:28).

И поясняет Писание, что в эту десятину отделяют самое лучшее и отборное. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Из всех приношений возносите дар Ашему, из всего лучшего - священную его часть" (там же 18:29).

И затем подчеркивается, что левиты согрешат, если не отделят самую лучшую часть. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И не понесете греха, если предоставите в дар лучшее из этого" (там же 18:32). Из отрицания вытекает запрет. Сказано: не будет на вас греха, если принесете в дар лучшую долю. Следовательно, если отделите от плохой части, согрешите. И сказано в Сифри (Корах): "Откуда известно, что левиты совершат грех, если отделят не от лучшего? Из того, что Тора сказала: "И не понесете греха, если предоставите в дар лучшее из этого".

Другими словами, поскольку левиты обязаны отделять от лучшего, отделять от плохой части им запрещено. И подобно запретам, вытекающим из заповедей "делай", такой запрет не включается в число заповедей "не делай".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактатах Трумот (1:6, 2:4-6) и Маасрот, а также в нескольких местах трактата Демай.

Сто тридцатая заповедь -повеление отделять десятину для бедных(маасэр они) на третий и на шестой год после субботнего года. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "К концу трех лет выноси всякую десятину от своего урожая этого годаи складывай во вратах своих, чтобы пришел левит... и гер, и сирота, и вдова, ... и ели, и насыщались" (Дварим 14:28-29).

И эта заповедь тоже, согласно Торе, обязательна для выполнения только в Земле Израиля. Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактатах Пэа (гл.8), Демай (гл.4) и в трактате Маасрот. И несколько связанных с ней вопросов рассеяны по некоторым другим трактатам раздела Зераим, а также в трактатах Махширин (гл.2) и Ядаим (4:3).

131-я заповедь -повеление объявлять перед Ним,да будет Он превознесен, что мы отделили от урожая все установленные десятины и дары, -подтверждая этой словесной декларацией, что, перестав удерживать десятины у себя, мы уже освободились от своих обязательств. И это называется в иду и маасэр(декларация о десятине). Это заповедано в Его речении, да будет Он превознесен: "Скажи перед Ашемом, своим Б-гом: "Убрал я посвященное из дома и уже отдал я это левиту,геру, сироте и вдове,полностью по Твоему повелению" (Дварим 26:13).

А законы выполнения этой заповеди и то, как полностью освобождаются от обязанностей, связанных с десятинами от нового урожая, разъяснено в последней главе трактата Маасэр шени.

132-я заповедь -повеление рассказывать в час, когда мы приносим первые плоды(бикурим), о Его милосердии,да будет Он превознесен, проявленном к нам:о том, как Он спасал нашего праотца Яакова и как Он избавил нас от порабощения египтянами, изнурявшими нас. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И возьмет коэн корзину (с первыми плодами) из твоей руки, и поставит ее перед жертвенником Ашема, своего Б-га. А ты возгласи и скажи перед Аше-мом, своим Б-гом: "Арамейцем-скитальцем был мой отец и спустился в Египет, и жил там с немногими людьми, и стал там народом великим, сильным и многочисленным. Но творили нами египтяне зло и притесняли нас, и возлагали на нас тяжкую работу; и возопили мы к Ашему..." - и далее весь этот отрывок (Дварим 26:4-10).

И эта заповедь называется микра бикурим (провозглашение при принесении первых плодов). Законы, связанные с ее выполнением, разъясняются в трактате Бикурим и в 7-ой главе трактата Coma (32a); и женщины не обязаны ее выполнять.

133-я заповедь -повеление отделять определенную долю(халу) оттеста и передавать ее в дар коэну.И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "От начатков вашего теста возносите кусочек теста(халу) в приношение"(Бвмидбар 15:20).

Все законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Хала и в трактате Орла (2:1). Выполняется, согласно Торе, только в Земле Израиля (однако, по постановлению мудрецов, отделять халу следует и вне Земли Израиля).

134-я заповедь -повеление отказаться от права собственности на все, что взрастит земля в субботнем году, ипредоставить каждому возможность пользоваться всем урожаем наших полей. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Шесть лет засевай свою землю и собирай ее плоды, но в седьмой - оставляй ее в покое,чтобы питались неимущие из твоего народа, а оставшееся после них съедали полевые звери; так же поступай со своим виноградником и со своей оливой"(Шмот 23:10-11).

И сказано в Мехилъте: "Ведь виноградник и олива и так уже подразумеваются тут - зачем же говорить о них особо? Чтобы сопоставить все плоды земли с виноградом: как о винограднике особо сказано, что, кроме заповеди "делай", по отношению к нему существует запрет "не делай", так и по отношению ко всем остальным плодам - кроме заповеди "делай" существует запрет "не делай".

Имеется в виду следующее. Ведь Его речение "Но в седьмой - оставляй ее (землю) в покое" подразумевает отказ в седьмой год от права собственности на весь урожай: на виноград, инжир, персики, гранаты, пшеницу, ячмень и прочее. Следовательно, заповедь "делай" - отказ от права на любые плоды. Но затем Писание приводит частный случай, говоря: "Так же поступай со своим виноградником и со своей оливой". А ведь эти два вида уже имелись в виду, когда было сказано обо всем, что произрастает из земли. Однако особое повеление о винограднике и оливе дано потому, что только относительно винограда приведен в Писании запрет собирать урожай седьмого года, - и это Его речение: "А в седьмой год... винограда с охранявшихся своих лоз не снимай" (Ваикра 25:4-5). И вот, как отказ от права на виноградник - заповедь "делай", а тот, кто уклоняется от ее выполнения, преступает также запрет "не делай", так и отказ от права собственности на все, что произрастет из земли в седьмой год - заповедь "делай", а уклоняющийся от ее выполнения преступает также запрет "не делай". И на оливу, как и на виноградник, распространяется действие и заповеди "делай", и заповеди "не делай"; и на другие плоды земли, так же, как на оливу.

Итак, прояснилось из всего сказанного, что отказ от права на плоды земли в седьмой год - заповедь "делай".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в трактате Швиит. И, согласно Торе, эта заповедь выполняется только по отношению к плодам Земли Израиля.

135-я заповедь -повеление прекратить обработку земли в седьмойгод. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "В пахоту и жатву отдыхай"(Шмот 34:21). И повеление об этом повторено несколько раз. Так Он сказал: "А в седьмой год - отдых, покой пусть будет для земли" (Ваикра 25:4). И мы уже упоминали прежде (Д 90) слова мудрецов, благословенна память о них, о том, что "отдых" - это заповедь "делай".

И еще сказал Он, да будет Он превознесен: "(В седьмой год) земля должна покоится, отдыхать перед Ашемом".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Швиит. И, согласно Торе, эта заповедь выполняется только в Земле Израиля.

136-я заповедь -повеление освящать пятидесятый год,т.е. прекращать в этот год обработку земли так же, как на седьмой год. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И освятите пятидесятый год"(Ваикра 25:10). И в объяснение этому говорится (Сифра, Беар): "Как сказано о седьмом годе, так сказано и о иовеле (пятидесятом, юбилейном, годе)". Другими словами, мудрецы сопоставляют эти годы по отношению к заповеди "делай", так же, как само Писание сопоставляет их по отношению к заповеди "не делай", как мы разъясним (НД 24). И законы, связанные с прекращением обработки земли и отказом от права собственности на весь урожай в йовель и субботний год, одинаковы. И Его речение "И освятите пятидесятый год" включает в себя оба этих действия (т.е., прекращение обработки земли и отказ от преимущественного права на урожай). В Писании разъясняется, что святость йовеля выражается в том, что плоды и урожай никому не принадлежат. И Он сказал (Ваикра 25:12): "Ибо это йовель - он будет для вас священным, с поля ешьте плоды его (т.е. то, что само произрастет на любом поле)".

Законы йовеля выполняются только в Земле Израиля при условии, что каждое из колен Израиля расселено на своей территории, на своем наделе Земли Израиля, а не смешано с другими коленами.

137-я заповедь -повеление трубить вшофар (рог) в десятый день месяца тишрей того года (йовеля), чтобы провозгласить освобождение рабов по всей нашей земле. И в этот день - десятого тишрей - все рабы-евреи выдут на свободу без выкупа. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И воструби в шофар в седьмой месяц, в десятый день месяца; в День Искупления(Йом кипур) вострубите в шофар по всей земле вашей"(Ваикра 25:9). И Он сказал: "И объявите свободу на земле всем ее жителям" (там же 25:10).

И мудрецы уже разъяснили, что "в отношении трубления и благословений на трубление йовель подобен дням Рош ашана" (см. Рош ашана 266). Законы, связанные с трублением в дни Рош ашана приведены в трактате Рош ашана.

И известно, что трубление в йовель совершается только для провозглашения свободы и является его составной частью, как следует из Его речения: "...Вострубите в шофар по всей своей земле... и объявите свободу на земле...". И оно не призвано, подобно трублению в Рош ашана, быть "напоминанием перед Ашемом", но служит только, чтобы объявить об освобождении рабов, как мы объяснили.

138-я заповедь - повеление, чтобы в тот год(год йовеля) все проданные участки земли были возвращены прежним владельцам;и покупатели возвращают поля без выкупа.И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И по всей стране вашего владения дайте свободу земле"(Ваикра 25:24). И разъяснено в Торе, что эта "свобода" будет дана земле в год йовеля, и Он говорит: йовель возвратитесь каждый во владение свое"(там же 25:13). И излагая законы, связанные с выполнением этой заповеди, Писание разъясняет, как должен поступить продавец, если он хочет выкупить землю у покупателя до наступления года йовеля. И также разъяснено, что этот закон относится лишь к участкам земли, расположенным вне стен города; и что на дворы и дома, построенные в деревнях, - поскольку они не обнесены городской стеной - распространяется тот же закон, что и на поля и сады. Это те самые "дома в селениях, не окруженных стеной", о которых Писание говорит, что их "следует считать наравне с полем земли: их можно выкупать, а в иовель они возвращаются (к прежним владельцам)" (там же 25:31).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Арахин (29б). И эта заповедь выполняется только в Земле Израиля и в период, когда законы йовеля имеют силу.

139-я заповедь -повеление, чтобы в течение года после продажи можно было выкупить владение, проданное в городе, обнесенном стеной.А по истечении года, оно закрепляется за купившим и не возвращается в иовель к прежним владельцам. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "А если кто продаст жилой дом в городе, окруженном стеной, то выкуп его допускается до истечения года после продажи...Если же не будет он выкуплен... то останется навсегда у купившего его для его поколений и не отойдет в иовель" (Ваикра 25:29-30). Сам устав о выкупе домов в обнесенном стеной городе - и есть эта заповедь.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Арахин (31б). Заповедь выполняется только в Земле Израиля.

Сто сороковая заповедь -повеление считать годы дойовеля, по семь лет,начиная с года, когда мы овладели Землей Израиля и укрепились на ней. Выполнение этой заповеди счета семилетий предоставляется суду мудрецов - Великому Санхедрину, и он отсчитывает пятьдесят лет, год за годом, подобно тому, как каждый из нас отсчитывает дни омера (Д 161). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И отсчитай себе семь субботних годов, семь раз по семь лет"(Ваикра 25:8).

И сказано в Сифре (Беар): «Может быть надо отсчитать только "семь субботних годов", один за другим (не считая лет между ними) - и сделать йовель? Но ведь Тора говорит: "...Семь раз по семь лет". Значит, если бы не было одного из этих двух изречений, мы бы не знали, как вести счет».

Другими словами, невозможно постигнуть способ выполнения этой заповеди без учета каждого из двух выражений, употребленных в стихе. Итак, мы должны считать и каждый отдельный год, и вместе с тем субботние годы. И из того, что, по словам мудрецов, способ этого счета невозможно постичь без "одного из этих двух изречений" безусловно следует, что речь идет об одной заповеди. Ведь если бы счет лет и счет субботних годов были двумя различными заповедями, мудрецы не сказали бы "Если бы не было одного из этих двух изречений, мы бы не знали...", так как обычно из двух изречений учат две заповеди, каждую заповедь из особого изречения. И говорят: "Если бы не было одного из этих двух изречений, мы бы не знали..." исключительно в том случае, если речь идет об одной заповеди, которая может быть полностью постигнута только с помощью двух дополняющих друг друга изречений.

Так Писание говорит о первенцах скота: "Каждый первенец, вышедший из утробы, принадлежит Мне" (Шмот 34:19). Из этого изречения, взятого отдельно, следует, что речь идет обо всех первенцах - и самцах, и самках. Но другой стих говорит: "Самцов от приплода скота, который будет у тебя, - Ашему" (там же 13:12). Однако, из этого изречения, взятого отдельно, следует, что речь идет обо всех самцах - как первенцах, так и прочих. А из двух изречений вместе постигается содержание заповеди: имеется в виду, как разъяснено в Мехильте, только первенец-самец.

141-я заповедь -повеление аннулировать в субботний год все долги.И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "...С того, что следует тебе от твоего брата, сними свою руку"( Дварим 15:3). И повеление выполнять эту заповедь повторено в Торе еще раз - и Он сказал: "Отказ от долгов (шмита) заключается в том, чтобы каждый заимодавец... простил и не взыскивал с ближнего своего"(там же 15:2).

И сказано в берайте (Гитин 36а): "В Писании говорится о двух "отказах" - отказе от купленного участка земли и отказе от денежного долга. И, согласно Торе, заповедь об отказе от долга выполняется только в период, когда выполняется заповедь об отказе от участка земли, - тогда, согласно Торе, она должна выполняться повсеместно (т.е. не только в Земле Израиля)".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в последней главе трактата Швиит.

142-я заповедь -повеление требовательно взыскивать долги с неевреяи оказывать на него давление, чтобы он вернул долг. Однако по отношению к еврею нам заповедано прощать долги и запрещено подгонять его с выплатой. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "С чужеземца взыскивай,а с того, что следует тебе от брата твоего, сними свою руку" (Дварим 15:3).

И сказано в Сифри (Реэ): "С чужеземца взыскивай"- это заповедь "делай".

143-я заповедь -повеление передавать в дар коэну плечо, челюсти и желудок от каждого забитого нами кашерного животного.И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "А вот что должно быть положено коэну от народа: из забивающих быка или ягненка каждый должен отдавать коэну плечо, челюсти и желудок"(Дварим 18:3).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 10-ой главе трактата Хулин (130а). Левиты не обязаны выполнять эту заповедь.

144-я заповедь -повеление отделять начальную часть шерсти(решит агез) при стрижке скота и передавать в дар коэну.И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Начальную часть шерсти при стрижке твоего мелкого скота отдавай ему(коэну)" (Дварим 18:4).

Эта заповедь выполняется только в Земле Израиля.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 11-ой главе трактата Хулин (135а).

145-я заповедь -повеление рассматривать дела, связанные с посвященным имуществом(харамим). И тот, кто посвятил что-либо из своего имущества, сказав: "Вот это посвящено", должен передать это в дар коэну. Однако, если он указал, что данное имущество посвящается Ашему, оно передается в собственность Храма. Но посвященное без указания Имени Ашема переходит к коэнам. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Все посвященное,что посвящает человек Ашему из какой-либо своей собственности: человека ли, скотину ли, или часть принадлежащего ему поля... всякое посвященное есть святое святых, оно принадлежит Ашему" (Ваикра 27:28). А в Его речении, да будет Он превознесен: "Как посвященное поле, коэну достанется оно во владение" (там же 27:21) содержится намек на то, что посвященное без указания Имени переходит к коэнам.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Арахин (28а) и в начале Недарим (гл.2).

146-я заповедь -повеление резать скот, животных и птицособым способом, называемым шхита; и только после шхиты их мясо становится пригодным для еды. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Режь из крупного и из мелкого скота,который дал тебе Ашем, как Я тебе повелел,и ешь во вратах твоих..." (Дварим 12:21).

И сказано в Сифри (Реэ): "Режь" - как режут жертвенных животных, так режь и скот для еды - делай шхиту; "как Я тебе повелел" - сказано так, чтобы научить нас, что Моше было заповедано, как следует перерезать дыхательное горло и пищевод: у птиц достаточно пересечь большую часть одного из них, а у скота - большую часть того и другого".

А законы и установления, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в посвященном ей трактате Хулин.

147-я заповедь -повеление покрывать кровь, вытекшую из птицы или дикого животного в момент шхиты. И обэтом Его речение, да будет Он превознесен: "И всякий из сынов Израиля... кто, охотясь, поймает животное или птицу, которую можно есть, должен выпустить ее кровь и покрыть землею"(Ваикра 17:13).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в 6-ой главе трактата Хулин.

148-я заповедь -повеление отсылать птицу-мать от гнезда(шилуах акен). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если попадется тебе птичье гнездо по дороге, на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или с яйцами, и мать сидит с птенцами или на яйцах... отослать должен ты мать,а птенцов можешь взять себе" (Дварим 22:6-7).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъяснены в заключительной главе трактата Хулин.

149-я заповедь - повеление проверять скот и зверей поуказанным Торой признакам:если они отрыгивают жвачку и их копыта раздвоены, значит они разрешены в пищу. И само повеление проверять животных на наличие этих признаков - заповедь "делай". И об этом Его речение: "Вот животные, которых можно вам есть из всего скота на земле: всякое с раздвоенными копытами, с расщепленными копытами, которое отрыгивает жвачку, из скота - такое можете есть" (Ваикра 11:2-3).

И сказано в Сифре (Шмини): "Такое можете есть" - такое животное вы можете есть, но нельзя вам есть нечистых (некашерных) животных". Имеется в виду, что, если можно есть только животных, у которых есть эти признаки, следовательно, тех животных, у которых нет этих признаков, есть запрещено. И этот запрет, вытекающий из заповеди "делай", - та же заповедь "делай", согласно действующему у нас принципу, как мы разъясняли (Д 38). И поэтому сказано (в Сифре) вслед за приведенным изречением: "Пока есть только заповедь "делай". Откуда мы учим заповедь "не делай"? Из того, что Тора говорит: "Только таких не ешьте из отрыгивающих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жвачку отрыгивает, но копыта его не раздвоены... и т.д." - и мы разъясним это, когда будем говорить о заповеди "не делай" (НД 72).

Итак, прояснилось, что Его речение "Такое можете есть" - заповедь "делай". И заповедь, как мы упомянули, заключается в том, что нам заповедано проверять на наличие этих признаков всех домашних и диких животных. И только при их наличии животное разрешено в пищу; само это установление - и есть заповедь.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Бехорот (6а-7а) и в трактате Хулин (59аб,63б).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.