223-я заповедь -повеление, которым нам заповедан закон о жене, заподозренной в неверности(coma). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Каждый человек, жена которого собьется с пути и нарушит верность ему, ...а свидетеля против нее нет, и она не была захвачена; ... и будет он ревновать жену свою, ... или же найдет на него дух ревности, ...а она не осквернилась, то пусть приведет муж свою жену к коэну... и подведет ее коэн и поставит перед Ашемом, и возьмет коэн родниковой воды в глиняный сосуди т.д." (Бемидбар 5:12-17).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, - как поят соту этой водой, и какое жертвоприношение совершается за нее и другие законы - разъясняются в посвященном этому трактате Coma.
224-я заповедь -повеление наказывать плетью преступивших определенные запреты Торы.И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если заслужил побои виновный, то пусть прикажет судьяположить его и бить его присебе, смотря по вине его, по счету" (Дварим 25:2). И когда мы будем говорить о заповедях "не делай", мы укажем те запреты, за нарушение которых полагается наказание плетьми.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Макот (гл. 3).
225-я заповедь -повеление изгонять совершившего непреднамеренное убийство из его города в один из городов-убежищ.И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если нечаянно, без вражды столкнул один другого ... или каким-нибудь камнем, которым можно убить, не видя, бросил он в него, и тот умер, ...то должна община спасти убийцу от руки мстящего за кровь, и должна отправить его община в город-убежище...чтобы он жил там до смерти первосвященника, помазанного священным маслом" (Бемидбар 35:22-23, 25).
И сказано в Сифри (Шофтим): "Чтобы он жил там..." - т.е. чтобы он вообще не покидал этот город; ведь сказано "там" - там он будет жить, там умрет и там его похоронят".
Все законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Макот (2аб и гл.2).
226-я заповедь - повеление казнить мечом преступивших определенные запреты Торы.И об этом Его речение, да будет Он превознесен (Шмот 21:20): "Если кто побьет своего раба или рабыню палкой, и умрут они под его рукою, то ему будет отомщено"(О мести также говорится в книге Ваикра (26:25): "И наведу на вас меч, мстящий за нарушение завета". Отсюда мудрецы учат, что и приведенный стих из Шмот говорит о казни мечом - Раши). И когда мы будем говорить о заповедях "не делай", мы укажем те запреты, за нарушение которых следует отсечение головы мечом (см. "Н.д." 289).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (496-506,526).
227-я заповедь -повеление казнить удушением преступивших определенные запреты Торы.И об этом Его речение, да будет Он превознесен (Шмот 21:15): "И кто ударит отца или мать, будет предан смерти"(В тех случаях, когда в Торе не указан вид смертной казни, имеется в виду удушение - Раши. См. также Шмот 21:16, Ваикра 20:10). И когда мы будем говорить о заповедях "не делай", то укажем те запреты, за нарушение которых казнят удушением (см. "Н.д." 26,27,243,312,319,347).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (49б-53а).
228-я заповедь - повеление казнить сожжением преступивших определенные запреты Торы.И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И если кто возьмет себе жену и мать ее, это разврат - огнем пусть сожгут его и их,чтобы не было среди вас разврата" (Ваикра 20:14). И когда мы будем говорить о заповедях "не делай", то укажем те запреты, за нарушение которых казнят сожжением (см. "Н.д." 334-339).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (49б-52а).
229-я заповедь -повеление побивать камнями преступивших некоторые запреты Торы.И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если будет девица обручена с мужчиной, и встретит ее кто-то в городе, и ляжет с нею, то выведите обоих к воротам того города и побейте камнями..."(Дварим 22:23-24). И мы укажем те запреты, за нарушение которых следует побиение камнями, когда будем говорить о заповедях "не делай" (см. "Н.д." 5-9,15-17,34,37,60,318,320,330,343,347-352).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 6-ой главе трактата Санхедрин (426-456).
Двести тридцатая заповедь -повеление вешать тела некоторых из казненных по приговору суда.И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Когда окажется на ком-то грех, за который следует смертный приговор, и он умерщвлен будет, и ты повесишь его на дереве..."(Дварим 21:22). И мы укажем те запреты, за нарушение которых подвергают повешению, когда будем говорить о заповедях "не делай" (см. "Н.д." 66).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 6-ой главе трактата Санхедрин (456-466).
231-я заповедь -повеление хоронить убитых по приговору суда в день казни.И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Погреби его в тот же день"(Дварим 21:23). И сказано в Сифри (Ки тэце): "Погреби его..." - заповедь "делай".
И тот же закон действует по отношению к остальным умершим - т.е. любого умершего еврея следует похоронить в день его смерти. Поэтому умершего, о погребении которого некому позаботиться, называют мет мицва (заповеданный умерший) - т.е. каждому еврею заповедано похоронить его, ведь сказал Он, да будет Он превознесен: "Погреби его...".
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 6-ой главе трактата Санхедрин (46-47б).
232-я заповедь -повеление, которым нам заповедан закон о рабе-еврее.И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если приобретешь раба-еврея, шесть лет он будет тебе служить, а на седьмой - выйдет на свободу без выкупа"
(Шмот 21:2).
Значительная часть законов, связанных с выполнением этой заповеди, разъясняется в самих стихах Торы. А все законы и правила, связанные с этим, разъяснены в начале трактата Кидушин (8а,14б-18а,20-22б).
233-я заповедь -повеление, чтобы господин, купивший рабыню-еврейку, брал ее в жены себе или своему сыну. Иэто заповедь "предназначения в жены". И ясно сказали мудрецы (Мехильта, Мишпатим): "Выполнить заповедь о предназначении в жены предпочтительнее, чем заповедь о выкупе (Д 234), ведь сказал Он, да будет Он превознесен: "Если она неугодна своему господину, который должен был предназначить ее для себя,пусть позволит выкупить ее..." (Шмот 21:8).
И знай, что законы о рабе-еврее и рабыне-еврейке применяются только тогда, когда применяется закон о йовеле (юбилейном годе).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в первой главе трактата Кидушин (18:20а).
234-я заповедь -повеление выкупать рабыню-еврейку.И об этом Его речение: "Пусть позволит выкупить ее..."
(Шмот 21:8). И с этим выкупом связаны многочисленные законы, условия и правила, которые разъяснены в трактате Кидушин (19а). И там (3б-5а,11б-12а,14б-20а) полностью приведены законы о рабыне-еврейке. И ясно сказано в Мехилъте (Мишпатим): "Он не должен лишать ее пищи, одежды и супружеской близости..." (Шмот 21:10) - предназначь ее в жены себе или своему сыну или предоставь ей возможность выкупа.
235-я заповедь -повеление, в котором заповедан закон о рабе-иноземце(эвед кнаани): повеление порабощать его навсегда -так, чтобы он мог выйти на свободу только, если господин, нанеся ему побои, выбил ему зуб или глаз или, как разъясняется в устной традиции (Кидушин 24б), лишил его любого другого органа, который не восстанавливается.
И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "...У народов, которые вокруг вас, покупайте раба и рабыню... И передавайте их в наследство вашим сыновьям после себя...- навсегда их порабощайте"(Ваикра 25:44-46). И Он сказал: "И если кто-то ударит своего раба или рабыню в глаз и повредит его, то должен отпустить раба этого на свободуза глаз его. И если он выбьет зуб своего раба или рабыни, пусть отпустит он раба на свободуза зуб его" (Шмот 21:26-27).
И сказано в трактате Гитин (38а): "Каждый, кто освобождает своего раба (по другой причине, не связанной с повреждением органа), преступает заповедь "делай", ведь написано: "Навсегда их порабощайте". Но сама Тора повелевает освобождать "за зуб" и "за глаз".
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъяснены в трактатах Кидушин (22б-25а,67б,72б) и Гитин (8б-13б,37б-45а).
236-я заповедь -повеление, содержащее закон о нанесшем побои другому еврею.И об этом Его речение, да будет Он превознесен (Шмот 21:18-19): "Если будут ссорится люди, и один ударит другого камнем или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель... то ударивший его ...пусть заплатит за перерыв в его работе и полностью его вылечит его(или заплатит за соответствующее лечение)". Это один из законов, которые называются "законы о штрафах". И есть стих, объединяющий все законы о штрафах, - это Его речение, да будет Он превознесен: "А человек, который нанесет увечье ближнему своему, как сделал он, так пусть будет сделано с ним:перелом за перелом, око за око, зуб за зуб..." (Ваикра 24:19-20)
- здесь, согласно нашей традиции, имеется в виду, что он должен внести денежную компенсацию, соответствующую нанесенному ущербу. И даже если он только опозорил другого (не причинив ему никакого физического ущерба), с него взимают компенсацию, предусмотренную для подобного случая.
И знай, что все эти законы о штрафах, касающиеся увечий, нанесенных человеку человеком, и увечий, нанесенных чьей-либо скотиной человеку или другой скотине, - все эти дела может рассматривать и выносить по ним решение только суд мудрецов, получивших полномочия на это (смиху) в Земле Израиля (цепь передачи смихи была прервана спустя четыре столетия после разрушения Второго Храма).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Бава кама.
237-я заповедь -повеление, рассматривать судебные дела об убийстве быком человека или быка,принадлежащего другому владельцу. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если забодает бык мужчину или женщину насмерть, то бык пусть будет побит камнями...Если чей-нибудь бык забьет до смерти быка, принадлежащего другому, пусть продадут живого быка, и разделят пополам деньги; также и стоимость убитого быка пусть разделят пополам..."(Шмот 21:28-32,35-36).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в шести первых главах трактата Бава кама.
238-я заповедь -повеление, рассматривать судебные дела о ямах(ставших причиною гибели скота). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И если раскроет кто яму или выкопает яму и не прикроет ее, - и упадет туда бык или осел, хозяин ямыдолжен заплатить, деньгами возместит он ущерб..."(Шмот 21:33-34).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 3-ей (27-316) и 5-ой главах трактата Бава кама.
239-я заповедь -повеление, содержащее законы о воре: снего взимается двойная стоимость украденного или четырех-кратная (если он украл овцу) и пятикратная (если украден бык) стоимость; или, если вор был замечен при попытке пробраться через подкоп, хозяину разрешено убить его; или он продается в рабство - все законы о воровстве, согласно разъясненному в Писании (см. Шмот 21:37, 22:1-3).
А все частности законов, связанных с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Бава кама, в 8-ой главе трактата Санхедрин (71аб), в 3-ей главе трактата Бава меция (336-346) и в отдельных местах трактатов Ктубот (306-34б,41а), Кидушин (14б-15а,18а,43а,58б) и Швуот (33а,36б, 37б,42б,49аб).
Двести сороковая заповедь -повеление, содержащее закон о потраве поля.И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если кто-то потравит поле или виноградник, пустив свой скот на чужое поле, то лучшим полем своим и лучшим виноградником своим пусть заплатит"(Шмот 22:4).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъяснены во второй и шестой главах трактата Бава кама и в 5-ой главе трактата Гитин (48б-50а).
241-я заповедь -повеление, содержащее закон о поджоге.
И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если займется огонь... и перейдет на чужое поле, спалив там копны, колосья или поле, то вызвавший пожар должен заплатить"(Шмот 22:5).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъяснены во второй и шестой главах трактата Бава кама.
242-я заповедь -повеление, содержащее закон о "безвозмездно принявшем на хранение"(шомер хинам).
И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если отдаст кто своему ближнему деньги или вещи на хранение, и это будет украдено из дома того человека... то хозяин дома должен предстать перед судом и поклястьсяв том, что не наложил он руки на собственность ближнего" (Шмот 22:6-7).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 9-ой главе трактата Бава кама (1036-1086), в 3-ей главе трактата Бава меция и в 8-ой главе трактата Швуот.
243-я заповедь -повеление, содержащее законы о "принявшем на хранение за плату"(шомер сахар) и о "взявшем в пользование за плату"(сохер), поскольку законы, касающиеся имущественной ответственности этих двух категорий "хранителей", аналогичны, как разъяснили мудрецы (Швуот 49а), сказав: "Три закона на четыре категории хранителей".
И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если отдаст кто своему ближнему осла, быка или овцу - любое животное - на хранение..." (Шмот 22:9).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 6-ой и 9-ой главах трактата Бава кама (1036-1086), в 3-ей и 6-ой главах трактата Бава меция и в 8-ой главе трактата Швуот.
244-я заповедь -повеление, содержащее закон о "взявшем вещь взаймы"(шоэлъ).
И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И если займет кто у ближнего своего..." (Шмот 22:13).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Бава меция (94-99а) и в 8-ой главе трактата Швуот.
245-я заповедь -повеление, содержащее законы купли-продажи,т.е. путей, которыми осуществляются сделки между продавцами и покупателями. И способ покупки мудрецы выучили из Его слов: "И если будете продавать товар своему ближнему или покупать из рук своего ближнего..." (Ваикра 25:14). Сказали мудрецы (Бава меция 47б): «Товар покупается "из рук" в руки, как бы перетягивается из рук в руки».
Известно, что, согласно Торе, купля-продажа (киньян) осуществляется посредством денег, но мудрецы установили, чтобы движимое имущество покупалось перемещением (мешиха), а также передачей из рук в руки (месира) и приподниманием (агбаа). И ясно сказали мудрецы (там же 99а), что "так же, как установлено "перемещение" для покупателей, установлено "перемещение" для "хранителей" (т.е. каждый из четырех "хранителей" - шомер хинам, шомер сахар, сохер и шоэль - несет ответственность за сохраняемый предмет только после того, как он "передвинул" предмет с одного места на другое).
Итак, мы указали, что "перемещение" при купле-продаже - это постановление мудрецов, как разъясняется в соответствующем месте. Однако способы, с помощью которых покупаются участки земли и т.п. - купчая грамота (штар) и практическое вступление во владение (хазака) - выводятся из стихов Торы.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, - т.е. какими путями осуществляется покупка каждого вида товаров, - разъясняется в первой главе трактата Кидушин (146,226-286), в 4-ой, 8-ой и 9-ой главах трактата Бава меция, в 3-ей, 4-ой, 5-ой, 6-ой и 7-ой главах трактата Бава батра.
246-я заповедь - повеление рассматривать тяжбу между обвинителем и ответчиком. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "При всяком заявлении о пропаже быка, осла, овцы, одежды, - о всякой пропаже, - когда будет сказано: та вещь - вот она, доводы обоих должны быть доведены до суда..." (Шмот 22:8). И сказано в Мехильте (Мишпатим): «"Та вещь - вот она" - суд не обязывает ответчика клясться в своей невиновности до того, как он частично признает иск, сказав: "Та вещь - вот она, а больше я ничего не брал." Тогда он обязан поклясться, что не брал остального».
И эта заповедь включает в себя рассмотрение всех видов исков между людьми, предполагающих признание или отрицание ответчиком вины.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 3-ей главе трактата Бава кама (27а,35-36а), в первой и 8-ой главах трактата Бава меция, в 5-ой,6-ой и 7-ой главах трактата Швуот. И многие вопросы, касающиеся этой заповеди, рассеяны по Талмуду.
247-я заповедь - повеление спасать преследуемого от руки того, кто преследует его, чтобы убить, и даже ценой жизни преследователя. Иными словами, нам заповедано убить преследователя, если мы не можем спасти преследуемого другим способом.
И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если подерутся мужчины между собою, и подойдет жена одного, чтобы освободить своего мужа из руки бьющего его, и протянет руку свою, и схватит того за срамные части, то отсеки ее руку; пусть не сжалится твое око" (Дварим 25:11-12). И сказано в Сифри (Ки тэце): "За срамные части" - поскольку ущерб в срамных частях представляет опасность для жизни, необходимо "отсечь ей руку". Подобно этому, спасая любой орган, потеря которого угрожает жизни человека, предписывается "отсечь руку". "Отсеки ее руку" - сказано так, чтобы научить, что ты обязан спасти его даже ценой ее руки. А откуда известно, что, если ты не можешь спасти ценой руки, то обязан спасти ценой жизни преследователя? Тора сказала: "Пусть не сжалится твое око".
В этом заключается эта заповедь. А то, что сказано в стихе "жена одного", так просто Тора привела распространенный пример. Но имеется в виду, обязанность спасать любого преследуемого, поражая, в случае необходимости, отдельные части тела преследователя. И если не возможно спасти, не убив преследователя, его убивают.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Санхедрин (72-74а).
248-я заповедь - повеление, в котором нам заповеданы законы о наследовании. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если умрет человек, и сына нет у него, то передайте наследство его дочери. А если нет у него дочери..." (Бемидбар 27:8-11). И вне сомнения, эта заповедь включает закон, согласно которому первенец получает двойную долю наследства, - ведь это основа основ законодательства о наследовании.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой и 9-ой главах трактата Бава батра.
* * *
И знай, что указывая в отношении каждой заповеди, что законы, связанные с ее выполнением, разъясняются в таком-то месте Талмуда, мы не имели ввиду, что данный трактат или глава исчерпывают все законы так, что не остается никакого вопроса; но мы указывали места, в которых раскрыто основное содержание заповеди и приведена большая часть связанных с ней законодательных норм. И вполне может быть, что множество дополнительных вопросов и законов, касающихся этой заповеди, рассеяны по отдельным местам Талмуда, которые мы здесь не указали.
* * *
Всматриваясь в приведенный перечень заповедей, мы увидим, что среди заповедей есть такие, выполнение которых возложено не на отдельного человека, а на всю общину Израиля, например, заповеди построить Храм, поставить над народом царя, истребить потомство Амалека (Д 20,173,188) и т.п.
Есть также заповеди, хотя и обязывающие отдельного человека, но только в том случае, если он совершит определенный поступок или окажется в определенной ситуации, - таковы, например, заповеди о жертвах, приносимых за невольные прегрешения (Д 68-72) или за умышленные грехи (Д 71-72). Однако, человек может прожить всю жизнь и не совершить ни одного из таких поступков, и не оказаться в ситуации, когда он обязан выполнять эти заповеди.
И к подобным заповедям также относятся законы, приведенные нами, - например, законы о рабе-еврее, рабыне-еврейке и рабе-иноземце (Д 32-235), законы о "безвозмездно принявшем на хранение" и о "взявшем вещь взаймы" (Д 42,244) и другие, упомянутые выше. Может случиться, что человек проживет всю жизнь, ни разу не столкнувшись с этими законами, и он не будет обязан выполнять эти заповеди.
И есть заповеди, которые выполняются только, когда существует Храм, например, принесение праздничных жертв и жертв всесожжения (Д 52-53), заповедь собирать весь народ по истечении субботнего года (Д 6) и некоторые другие, приведенные в перечне.
И есть заповеди, которые обязаны выполнять только обладатели земельных наделов, например, заповеди об отделении установленных десятин и трумот от нового урожая, а также заповеди о выделении даров коэну и доли урожая для бедных: лекет, пэрет , шихеха, пэа и олелот (см. Д 20-136). И если у человека нет земельных владений, то он не обязан выполнять эти заповеди; и, возможно, за всю свою жизнь не сможет выполнить ни одну из них.
Однако благотворительность (цедака) не относится к таким заповедям, потому что заповедь о цедаке обязан выполнять даже бедняк, сам живущий на благотворительные пожертвования, как мы разъясняли (Д 95). Итак, существуют заповеди, которые непременно обязывают каждого человека — в любую эпоху, в любой стране и при любых обстоятельствах, например, заповеди о цицит и тфилин (Д 12-14) или соблюдение Шабата (Д 54). Заповеди, относящиеся к этому роду, называются "заповедями, которые обязывают каждого", поскольку они обязывают любого еврея, достигшего совершеннолетия, - в любую эпоху, в любой стране и при любых обстоятельствах, как мы указали.
И, просматривая эти 248 заповедей "делай", мы обнаружим, что 60 из них относятся к заповедям, обязывающим каждого еврея, который подобно большинству своих собратьев живет в доме, вкушает общепринятую среди людей пищу, например, хлеб или мясо, вступает в деловые отношения с другими людьми, женится, производит детей и т.д.
И вот эти 60 заповедей, в том порядке, как они приведены нами в самом перечне заповедей:
1. Первая -верить в Б-га.
2. Вторая -верить, что только Он - Б-г.
3. Третья— любить Б-га.
4. Четвертая -трепетать перед Ним.
5. Пятая -служить Ему.
6. Шестая -"прилепиться" к мудрецам Торы.
7. Седьмая -клясться Именем Б-га.
8. Восьмая -уподобляться Ему в меру наших возможностей.
9. Девятая -освящать Имя Б-га.
10. Десятая -читать "Слушай, Израиль ".
Десятую заповедь женщины не обязаны выполнять.
11. Одиннадцатая— изучать Тору.
И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.
12. Двенадцатая -налагать тфилин на голову.
И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.
13. Тринадцатая -налагать тфилин на руку.
И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.
14. Четырнадцатая -делать кисти (цицит) на краях одежды.
И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.
15. Пятнадцатая -устанавливать мезузы на косяках своего дома.
16. Восемнадцатая -написать свиток Торы. И эту, восемнадцатую, заповедь женщины не обязаны выполнять.
17. Девятнадцатая -благословение после еды с хлебом.
18. Двадцать шестая -биркат коаним (коэнское благословение).
Эту заповедь выполняют только коэны мужского пола.
19. Тридцать вторая -почитать коэнов.
20. Пятьдесят четвертая -веселиться в праздники.
21. Семьдесят третья -исповедоваться перед Б-гом.
22. 94-я - выполнять принятые на себя обязательства.
23. 143-я -передавать казнам часть от зарезанного скота.
24. 146-я -шхита.
25. 147-я -покрывать кровь после шхиты. 26.149-я -признаки кашерности скота.
27. 150-я -признаки кашерности птиц.
28. 152-я -признаки кашерности рыб.
29. 154-я -отдыхать в Шабат. 30.155-я -освящать Шабат.
31. 156-я -устранять квасное на Песах.
32. 157-я -рассказывать об исходе из Египта в ночь седера. 33.158-я - есть мацу в ночь седера.
34. 159-я -отдыхать в первый день Песаха.
35. 160-я -отдыхать в седьмой день Песаха.
36. 161-я -вести счет дней омера.
Женщины не обязаны выполнять эту заповедь. 37.162-я - отдыхать в праздник Шавуот.
38. 163-я -отдыхать в Рош ашана.
39. 164-я -поститься в Йом кипур.
40. 165-я -отдыхать в Йом кипур от работы.
41. 166-я -отдыхать в первый день Суккот. 42.167-я - отдыхать в Шмини ацерет. 43. 168-я -жить в шалаше семь дней.
Женщины не обязаны выполнять эту заповедь. 44.169-я -возносить лулав.
И эту заповедь женщины не обязаны выполнять. 45.170-я -слушать шофар в Рош ашана.
И эту заповедь женщины не обязаны выполнять. 46.172-я -подчиняться повелениям пророков. 47.175-я -следовать за большинством в суде. 48.184-я - делать ограждение на крыше дома. 49. 195-я -давать пожертвования бедным. 50.197-я -давать взаймы бедным.
51. 206-я - любить других евреев.
52. 207-я - любить герое.
53. 208-я - выверять весы.
54. 209-я -почитать мудрецов.
55. 210-я -почитать отца и мать.
56. 211-я -трепетать перед отцом и матерью.
57. 212-я - плодиться и размножаться.
И эту, 212-ю заповедь, женщины не обязаны выполнять.
58. 213-я -совершать кидушин.
59. 214-я -оставаться мужу с женой в первый год супружества.
Эту, 214-ю заповедь, выполняют только мужчины.
60. 215-я - делать обрезание.
И эту заповедь выполняют только мужчины.
Вот те 60 заповедей, которые обязан выполнять каждый. Среди них 46 заповедей, которые обязаны выполнять также женщины, а от выполнения 14 из них женщины освобождены.
А запомнить, что обязательных для всех заповедей именно 60, тебе поможет стих "Их шестьдесятцариц..." (Шир аширим 6:8). Запомнить, что от 14 из них женщины освобождены, помогает слово яд (рука; числовое значение - 14) из стиха "Ослабела их рука..." (Дварим 32:36). Или можно запомнить, что 46 из этих заповедей обязательны и для женщин, с помощью стиха "...Ради крови завета..." (Зехарья 9:11), т.к. числовое значение слова бэдам (ради крови) - 46, это и есть количество заповедей, которые завет со Всевышним обязывает выполнять каждую женщину.