Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принципов составления перечня заповедей 12 страница



223-я заповедь -повеление, которым нам заповедан закон о жене, заподозренной в неверности(coma). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Каждый человек, жена которого собьется с пути и нарушит верность ему, ...а свидетеля против нее нет, и она не была захвачена; ... и будет он ревновать жену свою, ... или же найдет на него дух ревности, ...а она не осквернилась, то пусть приведет муж свою жену к коэну... и подведет ее коэн и поставит перед Ашемом, и возьмет коэн родниковой воды в глиняный сосуди т.д." (Бемидбар 5:12-17).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, - как поят соту этой водой, и какое жертвоприношение совершается за нее и другие законы - разъясняются в посвященном этому трактате Coma.

224-я заповедь -повеление наказывать плетью преступивших определенные запреты Торы.И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если заслужил побои виновный, то пусть прикажет судьяположить его и бить его присебе, смотря по вине его, по счету" (Дварим 25:2). И когда мы будем говорить о заповедях "не делай", мы укажем те запреты, за нарушение которых полагается наказание плетьми.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Макот (гл. 3).

225-я заповедь -повеление изгонять совершившего непреднамеренное убийство из его города в один из городов-убежищ.И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если нечаянно, без вражды столкнул один другого ... или каким-нибудь камнем, которым можно убить, не видя, бросил он в него, и тот умер, ...то должна община спасти убийцу от руки мстящего за кровь, и должна отправить его община в город-убежище...чтобы он жил там до смерти первосвященника, помазанного священным маслом" (Бемидбар 35:22-23, 25).

И сказано в Сифри (Шофтим): "Чтобы он жил там..." - т.е. чтобы он вообще не покидал этот город; ведь сказано "там" - там он будет жить, там умрет и там его похоронят".

Все законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Макот (2аб и гл.2).

226-я заповедь - повеление казнить мечом преступивших определенные запреты Торы.И об этом Его речение, да будет Он превознесен (Шмот 21:20): "Если кто побьет своего раба или рабыню палкой, и умрут они под его рукою, то ему будет отомщено"(О мести также говорится в книге Ваикра (26:25): "И наведу на вас меч, мстящий за нарушение завета". Отсюда мудрецы учат, что и приведенный стих из Шмот говорит о казни мечом - Раши). И когда мы будем говорить о заповедях "не делай", мы укажем те запреты, за нарушение которых следует отсечение головы мечом (см. "Н.д." 289).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (496-506,526).

227-я заповедь -повеление казнить удушением преступивших определенные запреты Торы.И об этом Его речение, да будет Он превознесен (Шмот 21:15): "И кто ударит отца или мать, будет предан смерти"(В тех случаях, когда в Торе не указан вид смертной казни, имеется в виду удушение - Раши. См. также Шмот 21:16, Ваикра 20:10). И когда мы будем говорить о заповедях "не делай", то укажем те запреты, за нарушение которых казнят удушением (см. "Н.д." 26,27,243,312,319,347).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (49б-53а).

228-я заповедь - повеление казнить сожжением преступивших определенные запреты Торы.И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И если кто возьмет себе жену и мать ее, это разврат - огнем пусть сожгут его и их,чтобы не было среди вас разврата" (Ваикра 20:14). И когда мы будем говорить о заповедях "не делай", то укажем те запреты, за нарушение которых казнят сожжением (см. "Н.д." 334-339).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (49б-52а).

229-я заповедь -повеление побивать камнями преступивших некоторые запреты Торы.И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если будет девица обручена с мужчиной, и встретит ее кто-то в городе, и ляжет с нею, то выведите обоих к воротам того города и побейте камнями..."(Дварим 22:23-24). И мы укажем те запреты, за нарушение которых следует побиение камнями, когда будем говорить о заповедях "не делай" (см. "Н.д." 5-9,15-17,34,37,60,318,320,330,343,347-352).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 6-ой главе трактата Санхедрин (426-456).

Двести тридцатая заповедь -повеление вешать тела некоторых из казненных по приговору суда.И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Когда окажется на ком-то грех, за который следует смертный приговор, и он умерщвлен будет, и ты повесишь его на дереве..."(Дварим 21:22). И мы укажем те запреты, за нарушение которых подвергают повешению, когда будем говорить о заповедях "не делай" (см. "Н.д." 66).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 6-ой главе трактата Санхедрин (456-466).

231-я заповедь -повеление хоронить убитых по приговору суда в день казни.И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Погреби его в тот же день"(Дварим 21:23). И сказано в Сифри (Ки тэце): "Погреби его..." - заповедь "делай".

И тот же закон действует по отношению к остальным умершим - т.е. любого умершего еврея следует похоронить в день его смерти. Поэтому умершего, о погребении которого некому позаботиться, называют мет мицва (заповеданный умерший) - т.е. каждому еврею заповедано похоронить его, ведь сказал Он, да будет Он превознесен: "Погреби его...".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 6-ой главе трактата Санхедрин (46-47б).

232-я заповедь -повеление, которым нам заповедан закон о рабе-еврее.И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если приобретешь раба-еврея, шесть лет он будет тебе служить, а на седьмой - выйдет на свободу без выкупа"

(Шмот 21:2).

Значительная часть законов, связанных с выполнением этой заповеди, разъясняется в самих стихах Торы. А все законы и правила, связанные с этим, разъяснены в начале трактата Кидушин (8а,14б-18а,20-22б).

233-я заповедь -повеление, чтобы господин, купивший рабыню-еврейку, брал ее в жены себе или своему сыну. Иэто заповедь "предназначения в жены". И ясно сказали мудрецы (Мехильта, Мишпатим): "Выполнить заповедь о предназначении в жены предпочтительнее, чем заповедь о выкупе (Д 234), ведь сказал Он, да будет Он превознесен: "Если она неугодна своему господину, который должен был предназначить ее для себя,пусть позволит выкупить ее..." (Шмот 21:8).

И знай, что законы о рабе-еврее и рабыне-еврейке применяются только тогда, когда применяется закон о йовеле (юбилейном годе).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в первой главе трактата Кидушин (18:20а).

234-я заповедь -повеление выкупать рабыню-еврейку.И об этом Его речение: "Пусть позволит выкупить ее..."

(Шмот 21:8). И с этим выкупом связаны многочисленные законы, условия и правила, которые разъяснены в трактате Кидушин (19а). И там (3б-5а,11б-12а,14б-20а) полностью приведены законы о рабыне-еврейке. И ясно сказано в Мехилъте (Мишпатим): "Он не должен лишать ее пищи, одежды и супружеской близости..." (Шмот 21:10) - предназначь ее в жены себе или своему сыну или предоставь ей возможность выкупа.

235-я заповедь -повеление, в котором заповедан закон о рабе-иноземце(эвед кнаани): повеление порабощать его навсегда -так, чтобы он мог выйти на свободу только, если господин, нанеся ему побои, выбил ему зуб или глаз или, как разъясняется в устной традиции (Кидушин 24б), лишил его любого другого органа, который не восстанавливается.

И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "...У народов, которые вокруг вас, покупайте раба и рабыню... И передавайте их в наследство вашим сыновьям после себя...- навсегда их порабощайте"(Ваикра 25:44-46). И Он сказал: "И если кто-то ударит своего раба или рабыню в глаз и повредит его, то должен отпустить раба этого на свободуза глаз его. И если он выбьет зуб своего раба или рабыни, пусть отпустит он раба на свободуза зуб его" (Шмот 21:26-27).

И сказано в трактате Гитин (38а): "Каждый, кто освобождает своего раба (по другой причине, не связанной с повреждением органа), преступает заповедь "делай", ведь написано: "Навсегда их порабощайте". Но сама Тора повелевает освобождать "за зуб" и "за глаз".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъяснены в трактатах Кидушин (22б-25а,67б,72б) и Гитин (8б-13б,37б-45а).

236-я заповедь -повеление, содержащее закон о нанесшем побои другому еврею.И об этом Его речение, да будет Он превознесен (Шмот 21:18-19): "Если будут ссорится люди, и один ударит другого камнем или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель... то ударивший его ...пусть заплатит за перерыв в его работе и полностью его вылечит его(или заплатит за соответствующее лечение)". Это один из законов, которые называются "законы о штрафах". И есть стих, объединяющий все законы о штрафах, - это Его речение, да будет Он превознесен: "А человек, который нанесет увечье ближнему своему, как сделал он, так пусть будет сделано с ним:перелом за перелом, око за око, зуб за зуб..." (Ваикра 24:19-20)

- здесь, согласно нашей традиции, имеется в виду, что он должен внести денежную компенсацию, соответствующую нанесенному ущербу. И даже если он только опозорил другого (не причинив ему никакого физического ущерба), с него взимают компенсацию, предусмотренную для подобного случая.

И знай, что все эти законы о штрафах, касающиеся увечий, нанесенных человеку человеком, и увечий, нанесенных чьей-либо скотиной человеку или другой скотине, - все эти дела может рассматривать и выносить по ним решение только суд мудрецов, получивших полномочия на это (смиху) в Земле Израиля (цепь передачи смихи была прервана спустя четыре столетия после разрушения Второго Храма).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Бава кама.

237-я заповедь -повеление, рассматривать судебные дела об убийстве быком человека или быка,принадлежащего другому владельцу. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если забодает бык мужчину или женщину насмерть, то бык пусть будет побит камнями...Если чей-нибудь бык забьет до смерти быка, принадлежащего другому, пусть продадут живого быка, и разделят пополам деньги; также и стоимость убитого быка пусть разделят пополам..."(Шмот 21:28-32,35-36).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в шести первых главах трактата Бава кама.

238-я заповедь -повеление, рассматривать судебные дела о ямах(ставших причиною гибели скота). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И если раскроет кто яму или выкопает яму и не прикроет ее, - и упадет туда бык или осел, хозяин ямыдолжен заплатить, деньгами возместит он ущерб..."(Шмот 21:33-34).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 3-ей (27-316) и 5-ой главах трактата Бава кама.

239-я заповедь -повеление, содержащее законы о воре: снего взимается двойная стоимость украденного или четырех-кратная (если он украл овцу) и пятикратная (если украден бык) стоимость; или, если вор был замечен при попытке пробраться через подкоп, хозяину разрешено убить его; или он продается в рабство - все законы о воровстве, согласно разъясненному в Писании (см. Шмот 21:37, 22:1-3).

А все частности законов, связанных с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Бава кама, в 8-ой главе трактата Санхедрин (71аб), в 3-ей главе трактата Бава меция (336-346) и в отдельных местах трактатов Ктубот (306-34б,41а), Кидушин (14б-15а,18а,43а,58б) и Швуот (33а,36б, 37б,42б,49аб).

Двести сороковая заповедь -повеление, содержащее закон о потраве поля.И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если кто-то потравит поле или виноградник, пустив свой скот на чужое поле, то лучшим полем своим и лучшим виноградником своим пусть заплатит"(Шмот 22:4).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъяснены во второй и шестой главах трактата Бава кама и в 5-ой главе трактата Гитин (48б-50а).

241-я заповедь -повеление, содержащее закон о поджоге.

И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если займется огонь... и перейдет на чужое поле, спалив там копны, колосья или поле, то вызвавший пожар должен заплатить"(Шмот 22:5).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъяснены во второй и шестой главах трактата Бава кама.

242-я заповедь -повеление, содержащее закон о "безвозмездно принявшем на хранение"(шомер хинам).

И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если отдаст кто своему ближнему деньги или вещи на хранение, и это будет украдено из дома того человека... то хозяин дома должен предстать перед судом и поклястьсяв том, что не наложил он руки на собственность ближнего" (Шмот 22:6-7).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 9-ой главе трактата Бава кама (1036-1086), в 3-ей главе трактата Бава меция и в 8-ой главе трактата Швуот.

243-я заповедь -повеление, содержащее законы о "принявшем на хранение за плату"(шомер сахар) и о "взявшем в пользование за плату"(сохер), поскольку законы, касающиеся имущественной ответственности этих двух категорий "хранителей", аналогичны, как разъяснили мудрецы (Швуот 49а), сказав: "Три закона на четыре категории хранителей".

И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если отдаст кто своему ближнему осла, быка или овцу - любое животное - на хранение..." (Шмот 22:9).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 6-ой и 9-ой главах трактата Бава кама (1036-1086), в 3-ей и 6-ой главах трактата Бава меция и в 8-ой главе трактата Швуот.

244-я заповедь -повеление, содержащее закон о "взявшем вещь взаймы"(шоэлъ).

И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И если займет кто у ближнего своего..." (Шмот 22:13).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Бава меция (94-99а) и в 8-ой главе трактата Швуот.

245-я заповедь -повеление, содержащее законы купли-продажи,т.е. путей, которыми осуществляются сделки между продавцами и покупателями. И способ покупки мудрецы выучили из Его слов: "И если будете продавать товар своему ближнему или покупать из рук своего ближнего..." (Ваикра 25:14). Сказали мудрецы (Бава меция 47б): «Товар покупается "из рук" в руки, как бы перетягивается из рук в руки».

Известно, что, согласно Торе, купля-продажа (киньян) осуществляется посредством денег, но мудрецы установили, чтобы движимое имущество покупалось перемещением (мешиха), а также передачей из рук в руки (месира) и приподниманием (агбаа). И ясно сказали мудрецы (там же 99а), что "так же, как установлено "перемещение" для покупателей, установлено "перемещение" для "хранителей" (т.е. каждый из четырех "хранителей" - шомер хинам, шомер сахар, сохер и шоэль - несет ответственность за сохраняемый предмет только после того, как он "передвинул" предмет с одного места на другое).

Итак, мы указали, что "перемещение" при купле-продаже - это постановление мудрецов, как разъясняется в соответствующем месте. Однако способы, с помощью которых покупаются участки земли и т.п. - купчая грамота (штар) и практическое вступление во владение (хазака) - выводятся из стихов Торы.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, - т.е. какими путями осуществляется покупка каждого вида товаров, - разъясняется в первой главе трактата Кидушин (146,226-286), в 4-ой, 8-ой и 9-ой главах трактата Бава меция, в 3-ей, 4-ой, 5-ой, 6-ой и 7-ой главах трактата Бава батра.

246-я заповедь - повеление рассматривать тяжбу между обвинителем и ответчиком. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "При всяком заявлении о пропаже быка, осла, овцы, одежды, - о всякой пропаже, - когда будет сказано: та вещь - вот она, доводы обоих должны быть доведены до суда..." (Шмот 22:8). И сказано в Мехильте (Мишпатим): «"Та вещь - вот она" - суд не обязывает ответчика клясться в своей невиновности до того, как он частично признает иск, сказав: "Та вещь - вот она, а больше я ничего не брал." Тогда он обязан поклясться, что не брал остального».

И эта заповедь включает в себя рассмотрение всех видов исков между людьми, предполагающих признание или отрицание ответчиком вины.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 3-ей главе трактата Бава кама (27а,35-36а), в первой и 8-ой главах трактата Бава меция, в 5-ой,6-ой и 7-ой главах трактата Швуот. И многие вопросы, касающиеся этой заповеди, рассеяны по Талмуду.

247-я заповедь - повеление спасать преследуемого от руки того, кто преследует его, чтобы убить, и даже ценой жизни преследователя. Иными словами, нам заповедано убить преследователя, если мы не можем спасти преследуемого другим способом.

И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если подерутся мужчины между собою, и подойдет жена одного, чтобы освободить своего мужа из руки бьющего его, и протянет руку свою, и схватит того за срамные части, то отсеки ее руку; пусть не сжалится твое око" (Дварим 25:11-12). И сказано в Сифри (Ки тэце): "За срамные части" - поскольку ущерб в срамных частях представляет опасность для жизни, необходимо "отсечь ей руку". Подобно этому, спасая любой орган, потеря которого угрожает жизни человека, предписывается "отсечь руку". "Отсеки ее руку" - сказано так, чтобы научить, что ты обязан спасти его даже ценой ее руки. А откуда известно, что, если ты не можешь спасти ценой руки, то обязан спасти ценой жизни преследователя? Тора сказала: "Пусть не сжалится твое око".

В этом заключается эта заповедь. А то, что сказано в стихе "жена одного", так просто Тора привела распространенный пример. Но имеется в виду, обязанность спасать любого преследуемого, поражая, в случае необходимости, отдельные части тела преследователя. И если не возможно спасти, не убив преследователя, его убивают.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Санхедрин (72-74а).

248-я заповедь - повеление, в котором нам заповеданы законы о наследовании. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если умрет человек, и сына нет у него, то передайте наследство его дочери. А если нет у него дочери..." (Бемидбар 27:8-11). И вне сомнения, эта заповедь включает закон, согласно которому первенец получает двойную долю наследства, - ведь это основа основ законодательства о наследовании.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой и 9-ой главах трактата Бава батра.

* * *

И знай, что указывая в отношении каждой заповеди, что законы, связанные с ее выполнением, разъясняются в таком-то месте Талмуда, мы не имели ввиду, что данный трактат или глава исчерпывают все законы так, что не остается никакого вопроса; но мы указывали места, в которых раскрыто основное содержание заповеди и приведена большая часть связанных с ней законодательных норм. И вполне может быть, что множество дополнительных вопросов и законов, касающихся этой заповеди, рассеяны по отдельным местам Талмуда, которые мы здесь не указали.

* * *

Всматриваясь в приведенный перечень заповедей, мы увидим, что среди заповедей есть такие, выполнение которых возложено не на отдельного человека, а на всю общину Израиля, например, заповеди построить Храм, поставить над народом царя, истребить потомство Амалека (Д 20,173,188) и т.п.

Есть также заповеди, хотя и обязывающие отдельного человека, но только в том случае, если он совершит определенный поступок или окажется в определенной ситуации, - таковы, например, заповеди о жертвах, приносимых за невольные прегрешения (Д 68-72) или за умышленные грехи (Д 71-72). Однако, человек может прожить всю жизнь и не совершить ни одного из таких поступков, и не оказаться в ситуации, когда он обязан выполнять эти заповеди.

И к подобным заповедям также относятся законы, приведенные нами, - например, законы о рабе-еврее, рабыне-еврейке и рабе-иноземце (Д 32-235), законы о "безвозмездно принявшем на хранение" и о "взявшем вещь взаймы" (Д 42,244) и другие, упомянутые выше. Может случиться, что человек проживет всю жизнь, ни разу не столкнувшись с этими законами, и он не будет обязан выполнять эти заповеди.

И есть заповеди, которые выполняются только, когда существует Храм, например, принесение праздничных жертв и жертв всесожжения (Д 52-53), заповедь собирать весь народ по истечении субботнего года (Д 6) и некоторые другие, приведенные в перечне.

И есть заповеди, которые обязаны выполнять только обладатели земельных наделов, например, заповеди об отделении установленных десятин и трумот от нового урожая, а также заповеди о выделении даров коэну и доли урожая для бедных: лекет, пэрет , шихеха, пэа и олелот (см. Д 20-136). И если у человека нет земельных владений, то он не обязан выполнять эти заповеди; и, возможно, за всю свою жизнь не сможет выполнить ни одну из них.

Однако благотворительность (цедака) не относится к таким заповедям, потому что заповедь о цедаке обязан выполнять даже бедняк, сам живущий на благотворительные пожертвования, как мы разъясняли (Д 95). Итак, существуют заповеди, которые непременно обязывают каждого человека — в любую эпоху, в любой стране и при любых обстоятельствах, например, заповеди о цицит и тфилин (Д 12-14) или соблюдение Шабата (Д 54). Заповеди, относящиеся к этому роду, называются "заповедями, которые обязывают каждого", поскольку они обязывают любого еврея, достигшего совершеннолетия, - в любую эпоху, в любой стране и при любых обстоятельствах, как мы указали.

И, просматривая эти 248 заповедей "делай", мы обнаружим, что 60 из них относятся к заповедям, обязывающим каждого еврея, который подобно большинству своих собратьев живет в доме, вкушает общепринятую среди людей пищу, например, хлеб или мясо, вступает в деловые отношения с другими людьми, женится, производит детей и т.д.

И вот эти 60 заповедей, в том порядке, как они приведены нами в самом перечне заповедей:

1. Первая -верить в Б-га.

2. Вторая -верить, что только Он - Б-г.

3. Третьялюбить Б-га.

4. Четвертая -трепетать перед Ним.

5. Пятая -служить Ему.

6. Шестая -"прилепиться" к мудрецам Торы.

7. Седьмая -клясться Именем Б-га.

8. Восьмая -уподобляться Ему в меру наших возможностей.

9. Девятая -освящать Имя Б-га.

10. Десятая -читать "Слушай, Израиль ".

Десятую заповедь женщины не обязаны выполнять.

11. Одиннадцатаяизучать Тору.

И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.

12. Двенадцатая -налагать тфилин на голову.

И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.

13. Тринадцатая -налагать тфилин на руку.

И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.

14. Четырнадцатая -делать кисти (цицит) на краях одежды.

И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.

15. Пятнадцатая -устанавливать мезузы на косяках своего дома.

16. Восемнадцатая -написать свиток Торы. И эту, восемнадцатую, заповедь женщины не обязаны выполнять.

17. Девятнадцатая -благословение после еды с хлебом.

18. Двадцать шестая -биркат коаним (коэнское благословение).

Эту заповедь выполняют только коэны мужского пола.

19. Тридцать вторая -почитать коэнов.

20. Пятьдесят четвертая -веселиться в праздники.

21. Семьдесят третья -исповедоваться перед Б-гом.

22. 94-я - выполнять принятые на себя обязательства.

23. 143-я -передавать казнам часть от зарезанного скота.

24. 146-я -шхита.

25. 147-я -покрывать кровь после шхиты. 26.149-я -признаки кашерности скота.

27. 150-я -признаки кашерности птиц.

28. 152-я -признаки кашерности рыб.

29. 154-я -отдыхать в Шабат. 30.155-я -освящать Шабат.

31. 156-я -устранять квасное на Песах.

32. 157-я -рассказывать об исходе из Египта в ночь седера. 33.158-я - есть мацу в ночь седера.

34. 159-я -отдыхать в первый день Песаха.

35. 160-я -отдыхать в седьмой день Песаха.

36. 161-я -вести счет дней омера.

Женщины не обязаны выполнять эту заповедь. 37.162-я - отдыхать в праздник Шавуот.

38. 163-я -отдыхать в Рош ашана.

39. 164-я -поститься в Йом кипур.

40. 165-я -отдыхать в Йом кипур от работы.

41. 166-я -отдыхать в первый день Суккот. 42.167-я - отдыхать в Шмини ацерет. 43. 168-я -жить в шалаше семь дней.

Женщины не обязаны выполнять эту заповедь. 44.169-я -возносить лулав.

И эту заповедь женщины не обязаны выполнять. 45.170-я -слушать шофар в Рош ашана.

И эту заповедь женщины не обязаны выполнять. 46.172-я -подчиняться повелениям пророков. 47.175-я -следовать за большинством в суде. 48.184-я - делать ограждение на крыше дома. 49. 195-я -давать пожертвования бедным. 50.197-я -давать взаймы бедным.

51. 206-я - любить других евреев.

52. 207-я - любить герое.

53. 208-я - выверять весы.

54. 209-я -почитать мудрецов.

55. 210-я -почитать отца и мать.

56. 211-я -трепетать перед отцом и матерью.

57. 212-я - плодиться и размножаться.

И эту, 212-ю заповедь, женщины не обязаны выполнять.

58. 213-я -совершать кидушин.

59. 214-я -оставаться мужу с женой в первый год супружества.

Эту, 214-ю заповедь, выполняют только мужчины.

60. 215-я - делать обрезание.

И эту заповедь выполняют только мужчины.

Вот те 60 заповедей, которые обязан выполнять каждый. Среди них 46 заповедей, которые обязаны выполнять также женщины, а от выполнения 14 из них женщины освобождены.

А запомнить, что обязательных для всех заповедей именно 60, тебе поможет стих "Их шестьдесятцариц..." (Шир аширим 6:8). Запомнить, что от 14 из них женщины освобождены, помогает слово яд (рука; числовое значение - 14) из стиха "Ослабела их рука..." (Дварим 32:36). Или можно запомнить, что 46 из этих заповедей обязательны и для женщин, с помощью стиха "...Ради крови завета..." (Зехарья 9:11), т.к. числовое значение слова бэдам (ради крови) - 46, это и есть количество заповедей, которые завет со Всевышним обязывает выполнять каждую женщину.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.