Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принципов составления перечня заповедей 18 страница



129-я заповедь -запрещение есть пищу, имеющую статус священной, находясь в состоянии ритуальной нечистоты. И об этом речение Ашема о роженице: "И тридцать три дня... ни к чему священному не должна прикасатьсяи не входить в Святилище, пока не завершатся дни ее очищения" (Ваикра 12:4). И сказано в Сифре (Тазриа): "Как тот, кто вступает в Святилище в состоянии ритуальной нечистоты, карается "отсечением души" (НД 77), так и тот, кто ест пищу, имеющую статус священной, находясь в состоянии ритуальной нечистоты, также карается "отсечением души".

Этот запрет мудрецы выводят из вышеприведенных слов Торы: "...не должна прикасаться". Разъясняется в трактате Макот (14б): "В Торе указано, какому наказанию подлежит тот, кто вкушал от святынь, находясь в состоянии ритуальной нечистоты, ведь написано: "Если кто-нибудь будет есть мясо животного, принесенного в мирную жертву Ашему, будучи при этом нечистым, отсечется его душа от его народа" (Ваикра 7:20). Но откуда известно, что это запрещено? Из слов Торы: "...ни к чему священному не должна прикасаться".

И там же сказано: "...Ни к чему священному не должна прикасаться" - запрет есть пишу, имеющую статус священной, находясь в состоянии ритуальной нечистоты. Но, может быть, это запрет именно "прикасаться" к освященной пище? Тора говорит: "...Ни к чему священному не должна прикасаться и не входить в Святилище ". Сказано так, чтобы сопоставить вкушение святынь с вступлением в Святилище: и вступление в Святилище, и вкушение святынь в состоянии ритуальной нечистоты карается "отсечением души"; но разве где-либо в Торе указано, что прикосновение к святыням тоже карается каретом? Отсюда можно заключить, что в приведенном стихе речь идет именно о вкушении святынь, а не просто о прикосновении к ним. Но Тора выражает этот запрет есть святыни с помощью слов "...не должна прикасаться", для того чтобы указать: прикосновение к святыням в состоянии ритуальной нечистоты тоже запрещено (и оно карается бичеванием)".

Из приведенных речений ясно, что евший пищу, имеющую статус священной, находясь в состоянии ритуальной нечистоты, карается "отсечением души" - в том случае, если он нарушил запрет намеренно. А тот, кто неумышленно нарушил запрет, приносит жертвоприношение, зависящее от достатка согрешившего, как мы упоминали, комментируя 72-ю заповедь "Делай".

Законы, связанные с выполнением этой (129-ой) заповеди, разъясняются в 13-ой главе трактата Зевахим (106а,108а).

Сто тридцатая заповедь -запрещение есть мясо жертвенных животных, ставшее ритуально нечистым. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Мясо же, которое прикоснется к чему-нибудь нечистому, нельзя есть"(Ваикра 7:19). А тот, кто преступил запрет и ел подобное мясо, карается бичеванием.

В Тосефте к трактату Зевахим (5:6) сказано, что "ритуально чистый человек, вкушавший ритуально нечистое мясо жертвы, наказывается 39-ю ударами плетью". И во второй главе трактата Песахим (24а) разъяснено: "Тот, кто, находясь в состоянии ритуальной нечистоты, вкушал мясо святынь, карается "отсечением души"; а тот, кто, будучи чистым сам, вкушал ритуально нечистое мясо жертв, карается бичеванием".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 13-ой главе трактата Зевахим.

131-я заповедь -запрещение есть нотар - мясо, которое осталось после срока, отведенного законом для вкушения мяса жертвенного животного (Д 91, НД 117-120). В Торе не содержится ясно выраженного запрета вкушать подобное мясо, однако указано, что евший его карается "отсечением души". И об этом речение Ашема о мирных жертвах, приведенное в главе Кедошим : "В день вашего жертвоприношения и на следующий день следует есть ее, а оставшееся до третьего дня должно быть сожжено в огне. Если же съедено будет от нее на третий день... то всякий, кто ест ее, понесет на себе вину... и отсечется его душа от своего народа" (Ваикра 19:6-8). Намеренно евший нотар карается "отсечением души", а сделавший это неумышленно приносит установленную грехоочистительную жертву.

Итак, наказание ясно указано в Писании, но сам запрет выводится из Его речения, посвященного "жертвам уполномочения", приносимых Аароном при вступлении в должность первосвященника: "И если останется до утра от мяса жертвы, приносимой при обряде уполномочения, и от того хлеба, то сожги остатки в огне; нельзя их есть,потому что святыня это" (Шмот 29:34). Слово "это", завершающее приведенный стих, включает в себя все святыни, которые стали непригодны и запрещены для еды, подобно нотару.

В трактате Меила (17б) приведены слова мишны: "Пигуль (НД 132) и нотар не присоединяются друг к другу, потому что это два различных запрета". И там объясняется: "Не присоединяются", чтобы сделать руки ритуально нечистыми (например, если кто-то прикоснулся к небольшому количеству нотара и к небольшому количеству пигуля, мы не суммируем две эти меры так, чтобы они образовали большую меру, прикосновение к которой уже переводит руки в статус ритуально нечистых), ведь то, что нотар и пигуль делают руки ритуально нечистыми - это постановление мудрецов. Но в случае, если была съедена небольшая порция нотара и небольшая порция пигуля (каждая из которых слишком мала для того, чтобы ее вкушение повлекло за собой наказание), две эти порции объединяются, ведь мы учили в берайте, что "раби Элиэзер сказал: "В стихе "Нельзя их есть, потому что святыня это" выражена заповедь "Не делай", запрещающая есть святыни, ставшие, согласно закону, непригодными для еды". И пигуль, и нотар - это святыни, ставшие непригодными для еды. Следовательно, Его речение "Нельзя их есть, потому что святыня это" запрещает нам вкушение и того, и другого.

И мы уже разъяснили, что евший нотар карается "отсечением души".

132-я заповедь -запрещение есть пигуль: мясо жертвы, ставшей непригодной из-за неверного намерения жертвователя или того, кто резал жертвенное животное. Например, приносящий жертву имел в виду, что он будет есть ее мясо позже разрешенного срока или что он будет воскурять ее тук на жертвеннике позже отведенного срока, как подробно разъяснено во второй главе трактата Зевахим (см. комментарий Рамбама на Мишну).

Запрет есть пигуль содержится в Его речении "Нельзя их есть,потому что святыня это" (Шмот 29:34), как мы разъяснили в комментарии на предыдущую заповедь. А о наказании за нарушение запрета мы узнаем из сказанного по поводу пигуля в разделе Цав: "Если же мясо мирной жертвы будет съедено на третий день, то она не удостоится благоволения и не будет засчитана приносящему ее; пигуль это, а тот, кто будет есть ее, понесет на себе вину" (Ваикра 7:18). Устная традиция объясняет этот стих так: в нем говорится о жертве, ставшей непригодной из-за неверного намерения приносящего ее. В словах стиха "...будет съедено на третий день" имеется в виду, что в момент жертвоприношения приносящий жертву имел намерение есть ее мясо "на третий день". Это и есть пигуль.

Сказали мудрецы (Зевахим 29а): "Преклони свое ухо, чтобы услышать: этот стих говорит о том, кто думал, что он будет вкушать мясо жертвы на третий день". Подобной мыслью приносящий жертву делает ее непригодной, и евший мясо такой жертвы карается "отсечением души", как сказано: "...Пигуль это, а тот, кто будет есть ее, понесет на себе вину". Ведь относительно мяса жертвы, ставшего нотаром, сказано: "Если же съедено будет от нее на третий день... то всякий, кто ест ее, понесет на себе вину... и отсечется его душа от своего народа" (Ваикра 19:6-8). И объясняется в трактате Критот (5а): "Пусть не покажется тебе малозначащей гзера шава (один из "13-ти методов толкования Торы", заключающийся в том, что, если в двух местах Торы встречаются одинаковые слова или выражения, то сказанное в одном месте относят и ко второму)! Ведь Писание учит нас, какому наказанию подвергается вкушающий пигуль, - т.е. учит нас одному из важнейших законов Торы - именно с помощью гзеры шавы: "понесет на себе вину". Сказано здесь (по поводу пигуля): "...Тот, кто будет есть ее, понесет на себе вину", и сказано там (по поводу нотара): "...То всякий, кто ест ее, понесет на себе вину... и отсечется его душа от своего народа". Как там "отсечение души", так и здесь - "отсечение души". А тот, кто съел пигуль неумышленно, приносит установленную грехоочистительную жертву.

Законы, связанные с пигулем и нотаром, разъясняются в различных местах раздела Талмуда Кодашим, посвященного храмовому служению.

133-я заповедь -запрещение постороннему (не коэну) вкушать какую бы то ни было теруму (долю урожая, отделенную для коэна. Д 126). И об этом речение Ашема: "И никакой посторонний не должен есть святыни"(Ваикра 22:10). Под словом "святыни" здесь подразумевается терума, а также бикурим (первые плоды нового урожая), поскольку их тоже называют терумой, как мы еще разъясним (НД 148); и это-то я и имел в виду, написав "...вкушать какую бы то ни было теруму". И под этот же запрет подпадает любое умышленное использование посторонним пищи, имеющей статус священной, которая может быть оценена в пруту (самую мелкую денежную единицу).

Посторонний, который умышленно ел теруму, подлежит смерти "от руки Небес". Вкусивший от терумы неумышленно должен компенсировать стоимость съеденного, добавив хомеш (штраф, составляющий четвертую часть от стоимости съеденного), но тот, кто ел теруму умышленно, хомеш не добавляет (а компенсирует лишь стоимость съеденного), как разъясняется в 6-ой (1-я и 2-я мишны) и 7-ой (1-я мишна) главах трактата Терума.

В 9-ой главе трактата Санхедрин (83а) при перечислении тех, кто подлежит смерти "от руки Небес", назван также "посторонний, вкусивший от терумы". И там же приводится этому доказательство из речения Ашема: "Пусть соблюдают они Мое предостережение, чтобы не понести на себе греха и не умереть от него, если нарушат это..." (Ваикра 22:9), ведь сразу же за этим стихом написано: "И никакой посторонний не должен есть святыни". А во второй главе трактата Бикурим (1-я мишна) сказано: "Терума и бикурим запрещены посторонним, а преступивший запрет подлежит смерти ("от руки Небес")".

Но Рав (Санхедрин 83б) оспаривает мнение, приведенное во всех этих мишнах, и утверждает, что "посторонний, вкусивший от терумы, карается бичеванием". А известно, что "Рав обладает авторитетом, подобным авторитету мудрецов Мишны, и он может оспаривать их законодательные решения" (там же).

И мы уже объясняли в нашем комментарии на Мишну (Coma 3:3), что, если разногласия во мнениях касаются понимания закона, но не влекут за собой различий при его практическом применении, окончательное решение не выносится и мы не утверждаем, что "прав такой-то". Поэтому и здесь мы не устанавливаем закон в соответствии с мнением Рава или с мнением, приведенным в мишне, - ведь, согласно всем мнениям, преступивший этот запрет карается бичеванием, поскольку каждый, кто подлежит смерти "от руки Небес" за нарушение запрета Торы, вместе с тем, карается бичеванием, как мы разъясняли в предисловии к этому сочинению.

И, вне сомнения, каждый, кто умышленно воспользовался пищей, имеющей статус священной, также карается бичеванием. Мы видим это из высказывания мудрецов по поводу юноши, посвятившего животное в жертву незадолго до своей бар мицвы: "Он посвятил, а другие съели это животное. Сказали раби Йоханан и раби Шимон бен Лакиш: они караются бичеванием" (Нида 466).

134-я заповедь -запрещение наемному работнику коэна, постоянному или временному, есть теруму. Ашем сказал: "Поселенец коэна и наемный работник не должны есть святыни"(Ваикра 22:10). И если наемный работник коэна ел теруму, то он наказывается, как любой посторонний, который, преступив запрет, вкушал от терумы (НД 133).

135-я заповедь -запрещение необрезанному вкушать теруму, а также и другие святыни. Это запрет не выражен в Торе прямо, но выводится с помощью гзеры шавы (одного из "13-ти методов толкования Торы". НД 132). Но, вместе с тем, устная традиция разъясняет, что этот запрет имеет статус заповеди Торы, а не ограничения, введенного мудрецами (см. "2-ой принцип").

Написано в трактате Йевамот (70а): "Откуда известно, что необрезанному запрещено есть теруму! В отношении пасхального ягненка указано: "Поселенец и наемный работник не должны есть его" (Шмот 12:45) и в отношении терумы написано: "Поселенец... и наемный работник не должны есть святыни" (Ваикра 22:10). И поскольку, наряду с "поселенцем и наемным работником", пасхального ягненка запрещено есть также необрезанному (см. Шмот 12:43,48), мудрецы, опираясь на гзеру шаву, сделали вывод, что и теруму, наряду с "поселенцем и наемным работником", запрещено есть также необрезанному". И этот запрет распространяется и на остальные виды освященной пищи. И об этом также написано в Сифре (Эмор). И еще написано там (Сифра; Йевамот 70а): "Раби Акива сказал: "Никакой человек... не должен есть от святынь" (Ваикра 22:4) - это запрет вкушать теруму необрезанному".

И там же, в трактате Йевамот (72а) разъяснено, что машух (коэн, у которого крайняя плоть снова покрылась кожей так, что он выглядит необрезанным), согласно закону Торы, может есть от терумы, однако мудрецы запретили ему это, поскольку он выглядит необрезанным. Отсюда ясно, что тому, кто действительно необрезан, запрещено есть теруму из Торы, и только машуху запрещено по постановлению мудрецов. Пойми это. И там же сказано, что, согласно постановлению мудрецов, машух должен сделать обрезание повторно.

136-я заповедь -запрещение коэну, находящемуся в состоянии ритуальной нечистоты, есть теруму. И об этом речение Ашема: "Никакой человек из потомства Аарона, кто поражен проказой или слизетечением, не должен есть от святынь, пока не очистится..."(Ваикра 22:4).

В трактате Макот (14б) сказано: "Откуда мы знаем, что ритуально нечистому запрещено есть теруму! Из стиха "Никакой человек из потомства Аарона...". По отношению к каким святыням все потомки Аарона равны? По отношению к терумё". В выражении "все потомки Аарона равны" подразумевается, что именно теруму едят все потомки Аарона - и мужчины, и женщины.

И этот же запрет подразумевается в другом Его речении: "Пусть соблюдают они Мое предостережение, чтобы не понести на себе греха и не умереть от него, если нарушат это..." (Ваикра 22:9). Преступивший этот запрет подлежит смерти "от руки Небес". И в 9-ой главе трактата Санхедрин (83а), где перечисляются нарушители законов Торы, подлежащие смерти "от руки Небес", назван также "ритуально нечистый коэн, который ел ритуально чистую теруму". И доказательство приводится из стиха "Пусть соблюдают они Мое предостережение, чтобы не понести на себе греха и не умереть от него...".

137-я заповедь -запрещение жене коэна, которая вступила с ним в недозволенный Торой брак (НД 158-162), вкушать от святынь, составляющих основу его пищи: т.е. от терумы, а также от грудины и голени (частей мирной жертвы, отделяемых для коэна). И об этом речение Ашема о дочери коэна: "...Если выйдет замуж за постороннего(не коэна), то она не должна есть из приносимых святынь"(Ваикра 22:12). И объяснено в трактате Йевамот (68а): "...Если выйдет замуж за постороннего" - здесь подразумевается также жена, неразрешенная коэну, - поскольку женщина вступила в запрещенный брак, ей запрещено есть святыни". А из того, что сказано "...из приносимых святынь", мудрецы делают вывод (там же 68б), что имеются в виду также "святыни, приносимые коэну", т.е. грудина и голень от мирных жертв.

И там же говорится: "Ведь в стихе можно было бы написать так: "...то она не должна есть из святынь". Почему же сказано: "...из приносимых святынь" (битерумат акодашим)? Чтобы научить нас сразу двум законам: первый - поскольку женщина вступила в запрещенный брак, ей запрещено есть теруму, второй - если дочь коэна выходит замуж за постороннего, а затем, в случае смерти мужа, возвращается в дом отца, ей вновь разрешено есть теруму, но запрещено есть грудину и голень от мирных жертв".

Получается, что запрещающая заповедь "...Она не должна есть из приносимых святынь" включает в себя два запрета: во-первых, запрет женщине, вступившей в недозволенный брак с коэном, есть теруму и ,во-вторых, запрет дочери коэна, вступившей в брак с посторонним, есть грудину и голень, отделяемые коэну от мирных жертв - даже если ее муж умер или развелся с ней, отослав ее в дом отца.

Однако запрет дочери коэна есть теруму, пока она еще состоит в браке с посторонним, выводится, согласно устной традиции, не из этого стиха, но из того, что сказано (Ваикра 22:10): "И никакой посторонний не должен есть святыни" (НД 133) - а все время, пока она замужем за посторонним, она подобна ему и называется "посторонней". Пойми это.

Женщина, преступившая данную (137-ю) заповедь "Не делай", карается бичеванием.

138-я заповедь -запрещение есть минху (хлебный дар), приносимый коэном. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И всякое хлебное приношение коэна должно быть воскурено целиком, нельзя есть от него"(Ваикра 6:16). И относительно хлебного дара первосвященника, который также называется минхой, сказано: "На сковороде в елее он должен быть приготовлен... Ашему целиком да будет он воскурен" (там же 6:14-15).

И каждый, преступивший этот запрет, карается бичеванием.

Сказано в Сифре (Цав): "Все святыни, о которых заповедано, что они "должны быть воскурены целиком", запрещено есть, и этот запрет - заповедь "Не делай".

139-я заповедь -запрещение, обращенное к коэнам, есть мясо грехоочистительных жертв, кровь которых вносилась во внутрь Святилища. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "А всякая грехоочистительная жертва, кровь которой вносится в соборный шатер, чтобы совершить искупление в Святилище, запрещена в пищу -ее следует сжечь в огне" (Ваикра 6:23).

Вкусивший от такой жертвы карается бичеванием.

Сказано в Сифре (Цав): "Все святыни, которые заповедано "сжечь в огне", запрещено есть, и этот запрет - заповедь "Не делай".

Сто сороковая заповедь -запрещение есть святыни, ставшие, согласно законам Торы, непригодными для еды: например, если жертвенному животному было намеренно нанесено увечье, как разъяснено в трактате Бехорот (35а), или если после зарезания в органах животного были обнаружены дефекты, делающие его непригодным для еды. И об этом сказано: "Не ешь никакой мерзости"(Дварим 14:3).

И разъясняется в Сифри (Реэ): "Не ешь никакой мерзости" - этот стих говорит о святынях, ставших непригодными для еды". И там же написано: "Раби Элиэзер бен Яаков сказал: "Откуда известно, что тот, кто отсек ухо первенцу (из крупного или мелкого скота), а затем съел его, преступил заповедь "Не делай"? Тора говорит: "Не ешь никакой мерзости".

И тот, кто преступает этот запрет, карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Бехорот.

141-я заповедь - запрещение есть вне Иерусалима "вторую десятину", отделяемую от урожая злаков (Д 128). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Нельзя тебе есть во вратах твоих десятины от твоих злаков..." (Дварим 12:17). И тот, кто ест "вторую десятину", не выкупив ее, карается бичеванием - но только в том случае, если он ест "вторую десятину" вне стен Иерусалима уже после того, как вносил ее в стены этого города, как разъяснено в конце трактата Макот (196). И сказали там мудрецы: "В каком случае съевший "вторую десятину" карается бичеванием? Если она уже видела Храм (т.е. если он уже вносил "вторую десятину" в Иерусалим, а затем, покинув город, ел от нее)".

142-я заповедь - запрещение пить вне Иерусалима вино, отделенное во "вторую десятину". И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Нельзя тебе есть во вратах твоих десятины от твоих злаков и твоего вина..." (Дварим 12:17). И тот, кто пил вино "второй десятины", карается бичеванием - но только при соблюдении условия, разъясненного нами в отношении десятины от злаков (НД 141).

143-я заповедь - запрещение есть вне Иерусалима "вторую десятину", отделенную от оливкового масла. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Нельзя тебе есть во вратах твоих десятины от твоих злаков и твоего вина, и твоего масла..." (Дварим 12:17). И тот, кто ел оливковое масло, отделенное в качестве "второй десятины", карается бичеванием - но только при соблюдении условия, разъясненного в отношении десятины от злаков (НД 141).

И пусть не удивляет тебя, что запрет, касающийся десятины от злаков, вина и оливкового масла, мы включили в перечень в качестве трех самостоятельных заповедей. Знай, что тот, кто ел все эти три вида "второй десятины" вместе, карается бичеванием за каждый из них в отдельности, поскольку запрет, приведенный в этом стихе, не является "обобщающим запретом", за нарушение которого не карают более одного раза, но это несколько отдельных запретов.

И ясно сказано в трактате Критот (4б): "Тот, кто ел десятину от злаков, вина и оливкового масла, карается бичеванием за нарушение каждого запрета в отдельности. Но разве за нарушение "обобщающего запрета" карают бичеванием (более одного раза)? В данном случае существует дополнительный стих (из которого мы учим, что наказание следует за нарушение каждого из этих запретов в отдельности), ведь написано: "Отделяй десятину от всех плодов твоего урожая... И ешь перед Ашемом, твоим Б-гом, на том месте, которое Он изберет... десятину твоих злаков, твоего вина и твоего масла..." (Дварим 14:22-23). И зачем, уже сказав "...от всех плодов твоего урожая", Тора снова перечисляет каждый вид по отдельности? Чтобы научить нас, что с каждым из этих видов связан отдельный запрет".

И в трактате Макот (18а) объясняется: "Поскольку написано: "И ешь перед Ашемом, своим Б-гом, на том месте, которое Он изберет... десятину твоих злаков, твоего вина и твоего масла...", Тора могла бы просто добавить: "... но нельзя тебе есть это во вратах твоих". Зачем же Тора перечисляет все еще раз - "Нельзя тебе есть во вратах твоих десятины от твоих злаков и твоего вина, и твоего масла..."? Чтобы подчеркнуть, что в отношении каждого вида существует самостоятельный запрет".

Итак, ясно, что все, о чем упоминает этот стих, - самостоятельные запреты.

А теперь перейдем к другим запретам, содержащимся в этом стихе (НД 144-147).

144-я заповедь - запрещение есть мясо не имевших увечий первенцев крупного и мелкого скота вне Иерусалима (Д 79). И об этом речение Ашема: "Нельзя тебе есть во вратах твоих десятины от твоих злаков и твоего вина, и твоего масла, и первенцев твоего крупного скота и твоего мелкого скота..." (Дварим 12:17).

И сказано в Сифри (Реэ): "Этот стих учит, что посторонний, который ел мясо первенца - до того, как его кровью был окроплен жертвенник, или после этого, - преступает заповедь "Не делай".

Итак, ясно, что эта заповедь включает в себя два запрета: запрет постороннему есть мясо первенца, не имевшего увечий, и также запрет коэну есть мясо первенца вне Иерусалима.

Нарушивший эту запрещающую заповедь карается бичеванием - в случае, если первенец не имел телесных увечий, делавших его непригодным для жертвоприношения.

145-я заповедь -запрещение коэнам есть мясо грехоочистительной и повинной жертвы вне храмового двора (Д 89). На этот запрет указывают Его слова, приведенные в этом же стихе (Дварим 12:17): "...твоего крупного скота и твоего мелкого скота" - т.е. как бы сказано: "Нельзя тебе есть во вратах твоих(мясо жертв, приносимых из) твоего крупного скота и твоего мелкого скота".

И объясняют мудрецы (Сифри, Реэ): "Сказано "...твоего крупного скота и твоего мелкого скота", чтобы научить: тот, кто ест мясо грехоочистительной или повинной жертвы вне стен храмового двора, преступает заповедь "Не делай" и карается бичеванием".

И тот, кто ест мясо "легких святынь" (например, мясо мирной или благодарственной жертвы - Д 89) вне стен Иерусалима, также карается бичеванием, как разъяснено в трактате Макот (17а), - поскольку запрет "Нельзя тебе есть во вратах твоих..." относится к вкушающим любую пищу, имеющую статус священной, вне места, отведенного для этого законом Торы. И помни об этом.

146-я заповедь -запрещение есть мясо жертв всесожжения. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Нельзя тебе есть во вратах твоихдесятины от твоих злаков и твоего вина, и твоего масла, и первенцев твоего крупного скота и твоего мелкого скота, и всех твоих обетов, которые ты обещаешь..."(Дварим 12:17). И объяснено (Сифри, Реэ): "Твои обеты" - это посвященное в жертву всесожжения.

Это речение Ашема учит нас, что тот, кто ел от жертвы всесожжения - до того, как ее кровью был окроплен жертвенник, или после этого, на храмовом дворе или вне его, - преступает заповедь "Не делай". И этот же запрет распространяется на всех, кто использует в своих целях храмовые святыни или освященную пищу (Д 118).

И тот, кто преступает этот запрет, вкушая от жертвы всесожжения или используя другие святыни запрещенным образом, как это разъяснено в трактате Меила, - в случае умышленного нарушения, карается бичеванием, а если нарушение было неумышленным, приносит жертву меила, возмещает стоимость съеденного или использованного, добавив к этой стоимости хомеш - пятую долю (НД 133), как разъяснено в трактате Меила.

А в 9-ой главе трактата Санхедрин (84а) сказано: "Тот, кто намеренно использует святыни в своих целях, по мнению раби Йеуды, подлежит смерти, а по мнению большинства мудрецов, карается бичеванием". Раби Йеуда приводит доказательство из стиха: "Пусть соблюдают они мое предостережение, чтобы не понести на себе греха и не умереть от него, если нарушат это" (Ваикра 22:9). Но мудрецы возражают: "И не умереть от него" - т.е. именно от греха, о котором говорится в том же месте Торы (НД 133,136), а не от греха, заключающегося в запрещенном использовании святынь".

147-я заповедь -запрещение есть мясо "легких святынь" (Д 89) прежде, чем их кровью будет окроплен жертвенник. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Нельзя тебе есть во вратах твоихдесятины от твоих злаков и твоего вина, и твоего масла, и первенцев твоего крупного скота и твоего мелкого скота, и всех твоих обетов, которые ты обещаешь, и твоих даров..."(Дварим 12:17).

Устная традиция поясняет (Сифри, Реэ): "Это речение учит нас, что тот, кто ест от благодарственной или мирной жертвы до того, как ее кровью был окроплен жертвенник, преступает заповедь "Не делай".

Нарушитель этого запрета также карается бичеванием.

148-я заповедь -запрещение постороннему есть от мяса жертв, имеющих статус "высшей святости" (Д 89). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Посторонний же не должен есть... ибо это святыня"(Шмот 29:33).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.