Сказано в Сифри (Корах): "К сосудам Святилища и к жертвеннику пусть они не подходят..." - это запрет, "...чтобы не умереть..." - предупреждение о наказании. Но ведь это лишь запрет левитам заниматься работой коэнов - откуда же мы знаем, что и коэнам запрещено совершать служение левитов?
Тора говорит: "...ни им, ни вам". А откуда мы знаем, что даже в пределах работ, заповеданных левитам, им запрещено менять свое назначение? Тора говорит: "...ни им"; и когда раби Йеошуа бен Хананья хотел помочь раби Йоханану бен Гудгаде, тот сказал ему: "Отстранись, а иначе умрешь - ведь я из стражей храмовых ворот, а ты из певцов!". Отсюда ясно, что левит, выполняющий не свое назначение, подлежит смерти "от руки Небес".
Однако коэн, преступивший этот запрет и выполняющий служение левитов, не подлежит смерти, а карается бичеванием. Сказано в Мехильте: "Только к сосудам Святилища и к жертвеннику пусть они не подходят..." - может быть, левиты подлежат смерти даже, если прикоснуться к сосудам и к жертвеннику? Тора говорит: "Только..." - только за совершение службы коэнов левиты подлежат смерти. Но ведь это лишь запрет левитам исполнять службу коэнов - а откуда мы знаем, что и коэнам запрещено исполнять служение левитов? Тора говорит: "...ни им, ни вам". И там же сказано: "Левиты, совершающие служение коэнов, подлежат смерти, но коэны, выполняющие службу левитов, преступают заповедь "Не делай" (и караются бичеванием)".
73-я заповедь -запрещение в состоянии опьянения вступать в Святилище, а также наставлять людей законам Торы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И сказал Ашем Аарону...: "Вина и хмельного не пей ни ты, ни твои сыны с тобою, когда входите в Соборный Шатер,чтобы вы не умерли. Это устав вечный - поколениям вашим - ... чтобы вы могли... научить сынов Израиля всем уставам, которые изрек им Ашем через Моше" (Ваикра 10:8-11). И сказано в Талмуде (Назир 38а): "Выпил рвиит (150 мл.) вина - не наставляй закону".
Существуют различия в наказаниях за нарушение этого запрета. Пьяному коэну запрещено вступать в пространство между жертвенником и Святилищем, а также в само Святилище, и если он преступил запрет, то карается бичеванием. А если коэн в состоянии опьянения совершал свое служение, он подлежит смерти "от руки Небес". Однако, если он опьянел от других напитков, а не от вина, то тогда за служение в состоянии опьянения он карается бичеванием, а не смертью. И коэн или простой еврей, который в состоянии опьянения наставляет законам, также нарушает этот запрет, независимо от того опьянел ли он от вина или от других напитков.
Сказано в Сифре (Шмини): "Вина... не пей" - именно вина. Откуда нам известно про другие напитки? Тора говорит: "...и хмельного". Если так, то почему же отдельно сказано "вина"? Коэн, опьяневший от вина, - подлежит за свое служение смерти, опьяневший от других хмельных напитков - тоже нарушает запрет (но карается бичеванием)". И там же сказано: "Откуда известно, что опьяневший коэн подлежит смерти только в случае, если он совершает свою службу? Тора говорит: "...ни ты, ни твои сыны с тобою, когда входите в Соборный Шатер..." (потому что в Соборный Шатер входят, как правило, именно для служения /Мальбим/ - прим. ред.)". И там же сказано: "Может быть, еврей, не являющийся коэном, тоже подлежит смерти, если обучает законам в состоянии опьянения? Тора говорит: "...ни ты, ни твои сыны с тобою... чтобы вы не умерли". Только потомки Аарона подлежат смерти и именно за служение в состоянии опьянения, - а не евреи, обучающие законам в состоянии опьянения".
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются во 2-ой главе трактата Зевахим (17б-18а) и в 4-ой главе трактата Критот (136).
74-я заповедь -запрещение еврею, не являющемуся потомком коэна Аарона, совершать храмовое служение, заповеданное именно коэнам. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Посторонний пусть не приближается к вам"(Бемидбар 18:4). В Писании разъяснено, что преступивший этот запрет подлежит смерти "от руки Небес". Вот Его речение: "Вам даю Я в дар службу священства, а посторонний, кто приблизится, умрет" (там же 18:7).
Сказано в Сифри (Корах): "Посторонний, кто приблизится, умрет" - приблизится, чтобы совершать служение. Мы знаем о наказании - но где же сам запрет? Тора говорит: "Посторонний пусть не приближается к вам".
Этот запрет и предупреждение о наказании повторены в Торе дважды. Вот Его речение: "И пусть больше не приближаются сыны Израиля к Соборному Шатру,чтобы не совершить грех и не умереть" (там же 18:22).
В трактате Йома (24а) разъясняется, за какие именно виды служения посторонний подлежит смерти. Сказали мудрецы: "За четыре вида служения посторонний подлежит смерти, и вот они: возлияние крови на жертвенник, воскурение благовонной смеси, возлияние вина на жертвенник и возлияние воды на жертвенник". И там же (Йома 24аб,27-28а) , а также в последней главе трактата Зевахим (1126-113а, 118-1206), разъясняются другие законы, связанные с выполнением этой заповеди.
75-я заповедь -запрещение коэну, находящемуся в состоянии ритуальной нечистоты, совершать храмовую службу до тех пор, пока он не очистится. И об этом Его речение, да будет Он превознесен, сказанное о подобных коэнах: "...Пусть они отстраняются от святынь сынов Израиля...дабы не оскверняли Моего святого Имени" (Ваикра 22:2).
В главе 9-ой трактата Санхедрин (83б) сказано: "Откуда мы знаем, что ритуально нечистый коэн, который несет храмовую службу, подлежит смерти? Из того, что написано: "Скажи Аарону и его сынам, пусть они отстраняются от святынь сынов Израиля... дабы не оскверняли Моего святого Имени", а в другом месте сказано (там же 22:9): "Да соблюдают они предостережение Мое, чтобы... не умереть за то, что осквернят... и т.д." Из этого речения (22:9) мы видим, что "осквернение" карается смертью "от руки Небес", а следовательно, и коэн, оскверняющий Его Имя, совершая храмовую службу в состоянии ритуальной нечистоты, подлежит смерти "от руки Небес".
76-я заповедь -запрещение коэну нести храмовую службу в день, когда он очистился в микве от ритуальной нечистоты, до тех пор, пока не зайдет солнце. И об этом Его речение, да будет Он превознесен, сказанное о коэнах: "...И да не оскверняют Имени своего Б-га"(там же 21:6).
Преступивший этот запрет - т.е. коэн, который совершал храмовую службу прямо в день очищения от ритуальной нечистоты, - подлежит смерти "от руки Небес". В Торе нет стиха, прямо говорящего об этом, но мы знаем об этом из устной традиции. В 9-ой главе трактата Санхедрин (83б) объяснено, что Его речение "...И да не оскверняют Имени своего Б-га" относится именно к коэну, который совершал храмовую службу прямо в день очищения от ритуальной нечистоты. И там же разъясняется, что этот запрет входит в число тех, за нарушение которых следует смерть "от руки Небес".
77-я заповедь -запрещение заходить в Мишкан (Скинию) в состоянии ритуальной нечистоты, а в последующих поколениях - заходить в состоянии ритуальной нечистоты в Храм, на всю его территорию, начиная от ворот Никанора. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "...Пусть не оскверняют они своих станов, среди которых Я обитаю"(Бемидбар 5:3), - т.е. пусть не оскверняют "стана Шехины".
В трактате Макот (14б) сказано: "В Торе содержится запрет ритуально нечистому человеку заходить в Храм, а также сообщено наказание за нарушение запрета. Наказание - "...Мишкан Ашема оскверняет он, и отсечена будет эта душа от народа Израиля" (Бемидбар 19:13); запрет - "...Пусть не оскверняют они своих станов...".
И еще в Мехшъте написано: "Повели сынам Израиля, чтобы выслали из стана всех прокаженных и всех, истекающих слизью, и всех, ставших нечистыми от мертвого" (там же 5:2) - это заповедь "Делай". А в каком речении выражена заповедь "Не делай"? Ашем сказал: "...Пусть не оскверняют они своих станов...".
Этот запрет повторен в Торе и в иных выражениях. Вот Его речение о женщине, родившей мальчика: "...Тридцать три дня... не должна она прикасаться ни к чему священному и входить в Святилище..." (Ваикра 12:4).
В Сифре разъясняется: "Из того, что сказано: "Ограждайте же сынов Израиля от их нечистоты, чтобы они не умерли в своей нечистоте, оскверняя Мой Мшикан, который находится среди них" (там же 15:31), - можно было бы заключить, что речь идет об осквернении не только изнутри, но и снаружи", - т.е. можно было бы подумать, что "отсечением души" карается также тот, кто в состоянии ритуальной нечистоты прикоснулся к Святилищу только с внешней стороны - "поэтому-то Тора и уточняет в отношении роженицы: "...в Святилище не входить" (т.е. внутрь Святилища)". И там же разъяснено, что в этом отношении закон обо всех прочих видах ритуальной нечистоты аналогичен закону о роженице.
И еще в Сифре (Ахарей) разъяснено Его речение "Если же не вымоет одежд и тела своего не омоет, то понесет свой грех" (Ваикра 17:16): "Что значит "понесет свой грех"? Если он войдет в Храм, не омыв свое тело от ритуальной нечистоты, то карается каретом (отсечением души), а если он не омоет свои одежды, то карается бичеванием. А откуда мы знаем, что речь идет именно об осквернении Святилища? Потому что в Торе содержится запрет и сообщено наказание за его нарушение...и т.д."
Итак, ясно, что умышленно нарушивший этот запрет карается "отсечением души". А неумышленно нарушивший запрет приносит жертву, зависящую от материального достатка жертвователя, как мы уже разъяснили в комментарии к 72-ой заповеди "Делай".
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в начале трактата Швуот, а также в трактатах Орайот (9а), Критот (2а) и в нескольких местах трактата Зевахим.
78-я заповедь— запрещение заходить в состоянии ритуальной нечистоты в лагерь левитов, которому в последующих поколениях соответствует территория Храмовой горы, как разъяснено в начале трактата Келим (1:8). И там поясняется, что запрет подниматься на Храмовую гору в состоянии ритуальной нечистоты содержится в Его речении о человеке, ставшем ритуально нечистым в результате ночного семяизвержения: "Если будет среди вас человек, который нечист от случившегося ночью, пусть он выйдет за стан и не входит в стан"(Дварим 23:11).
В трактате Песахом (68а) сказано: "Пусть он выйдет за стан..." - это стан Шехины (как мы разъясняли в комментарии на 31-ю предписывающую заповедь), а "...и не входит в стан" - это стан левитов. Спрашивает Равина: "Может быть, и в том и в другом случае речь идет о стане Шехины, просто первое выражение - заповедь "Делай", а второе - "Не делай"?". И возражают ему: "Если так, то Тора бы сказала: "Пусть он выйдет за стан и не входит в него". Зачем же еще раз приведено слово "стан"? Чтобы сказать, что в запрете речь идет о другом стане - стане левитов", т.е. и в этот стан запрещено входить в состоянии ритуальной нечистоты.
А в Сифри сказано: "...И не входит в стан" - это заповедь "Не делай".
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в начале трактата Келим (1:8) и в нашем комментарии на этот трактат.
79-я заповедь - запрещение возводить жертвенник из камней, обработанных металлическими инструментами. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если же жертвенник из камней будешь делать Мне, то не возводи его из тесанных камней,ибо поднимая на них свой резец, ты их оскверняешь" (Шмот 20:22). И если жертвенник возведен из обтесанных с помощью металлического резца камней, он непригоден для служения и на нем нельзя приносить жертвы.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 3-ей главе трактата Мидот (в 4-ой мишне).
Восьмидесятая заповедь -запрещение подниматься на жертвенник по ступеням, т.е. большими шагами, размашисто поднимая одну ногу выше другой. Но следует подниматься на жертвенник медленными, маленькими шажками. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не всходи по ступеням на Мой жертвенник,дабы не открылась твоя нагота на нем" (Шмот 20:23).
И сказано в Мехильте (Итро): "Что имеет в виду Тора, говоря: "...дабы не открылась твоя нагота на нем" (ведь, в буквальном смысле, нагота не открывается, поскольку написано: "И сделай им льняные штаны, чтобы покрывать наготу тела")? Поднимаясь на жертвенник, не делай размашистых больших шагов, но ступай медленно". И в 3-ей главе трактата Мидот (1-я мишна) разъясняется, каким должен быть пандус для подъема на жертвенник и как он возводится.
Коэн, поднимающийся на жертвенник размашистыми большими шагами, карается бичеванием.
81-я заповедь -запрещение гасить огонь на жертвеннике. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Постоянный огонь пусть горит на жертвеннике, не угасая"(Ваикра 6:6). В Сифре (Цав) говорится: "...Не угасая" - сказано, чтобы научить: каждый, кто гасит огонь на жертвеннике, преступает заповедь "Не делай".
И каждый, преступивший запрет и погасивший даже один из углей, горящих на жертвеннике, карается бичеванием.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 10-ой главе трактата Зевахим (91б).
82-я заповедь— запрещение приносить какие бы то ни было жертвы на золотом жертвеннике, расположенном внутри Святилища. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не возносите на нем иного курения, ни всесожжения, ни приношения хлебного; и возлияния не возливайте на него"(Шмот 30:9).
И всякий, приносящий на нем жертву или возливающий на него, что-либо, кроме определенного законом Торы для этого жертвенника, карается бичеванием.
83-я заповедь -запрещение изготовлять масло для помазания, подобное тому, которое сделал Моше в пустыне. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "По составу его не делайте подобного ему"(Шмот 30:32).
Умышленно преступивший этот запрет карается "отсечением души", как указано в Торе: "Кто составит подобное ему... отсечется его душа от своего народа" (там же 30:33). Неумышленно нарушивший запрет приносит установленную грехоочистительную жертву.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в первой главе трактата Критот (5а).
84-я заповедь -запрещение совершать помазание маслом, изготовленным Моше, кого-либо, кроме первосвященников и царей из рода Давида. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "На тело любого человека не возливай его"(Шмот 30:32).
И ясно, что тот, кто умышленно совершил запрещенное помазание этим маслом, карается "отсечением души", ведь сказал Ашем: "...И кто возложит из него (из этого масла) на постороннего, отсечется его душа от своего народа" (там же 30:33). Неумышленно нарушивший запрет приносит установленную грехоочистительную жертву.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, также разъясняются в начале трактата Критот (5а).
85-я заповедь -запрещение изготовлять смесь для воскурения, подобную заповеданной Торой: смешивать указанные в Торе составляющие в определенной пропорции, имея в виду использовать изготовленную смесь для воскурения, не установленного законом. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И по образцу смеси благовоний, которую ты составишь, по ее составу не делайте для себя"(Шмот 30:37). И в Торе разъяснено, что умышленно нарушивший запрет и изготовивший подобную смесь, чтобы наслаждаться ароматом, исходящим от нее при воскурении, карается "отсечением души". Сказал Ашем: "Кто сделает подобную смесь, чтобы вдыхать ее аромат, отсечется его душа от своего народа" (там же 30:38). А неумышленно нарушивший запрет приносит установленную грехоочистительную жертву.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, также разъясняются в начале трактата Критот (5а).
86-я заповедь -запрещение извлекать шесты для переноски Ковчега Завета из колец, в которые они вставлены. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "В кольцах Ковчега должны быть шесты, нельзя вынимать их оттуда"
(Шмот 25:15).
Преступивший этот запрет карается бичеванием. В конце трактата Макот (22а), называя нарушителей закона, караемых бичеванием, мудрецы сказали: "...И тот, кто вынимает шесты Ковчега. А откуда мы знаем, что это запрещено? Из стиха: "...Нельзя вынимать их оттуда".
Итак, ясно, что это запрещающая заповедь и что нарушитель запрета карается бичеванием.
87-я заповедь -запрещение отделять хошен (нагрудник первосвященника) от эфода (особого одеяния первосвященника). И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "И пусть прикрепят его хошен кольцами к кольцам эфода шнуром из голубой шерсти... чтобы хошен не сдвигался с эфода" (Шмот 28:28), - но был постоянно соединен с ним.
В конце трактата Макот (22а), перечисляя нарушителей закона, караемых бичеванием, мудрецы назвали также: "...и тот, кто отделяет хошен первосвященника от его эфода". И объяснили: "А откуда мы знаем, что это запрещено? Из стиха: "...чтобы хошен не сдвигался с эфода".
Отсюда ясно, что тот, кто отделяет хошен от эфода, карается бичеванием.
88-я заповедь -запрещение разрывать ворот мантии первосвященника; но ворот должен быть соткан воедино с мантией и подогнут внутрь. И вот речение Ашема, да будет Он превознесен: "И будет отверстие для головы в центре ее (мантии); обшивка должна быть вокруг ее отверстия, тканой работы, как делают ворот кольчуги, чтобы не порвался"(Шмот 28:32).
И тот, кто разрывает ворот мантии первосвященника ножницами или т.п. инструментами, карается бичеванием.
89-я заповедь -запрещение приносить жертвы вне двора Святилища. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Остерегайся, чтобы не приносить твои всесожжения на всяком месте, которое тебе приглянется"(Дварим 12:13).
Сказано в Сифри (Реэ): "В этом стихе говорится только о жертвах всесожжения. Откуда нам известен запрет относительно других жертв? Из того, что Тора говорит: "...А только на месте, которое изберет Ашем... - там возноси свои всесожжения и там совершай все (жертвы), которые я заповедаю тебе" (там же 12:14). Но вопрос по-прежнему остается: "Относительно жертвы всесожжения есть и повеление, и запрет, однако относительно других жертв - только повеление (так откуда же нам известен запрет относительно других жертв?)". Ответ таков: Тора говорит: "...Там возноси свои всесожжения и там совершай все (жертвы), которые я заповедаю тебе" несмотря на то, что жертва всесожжения уже включена в понятие "все (жертвы), которые я заповедаю тебе"; она названа отдельно только для того, чтобы сопоставить с ней все другие жертвоприношения и показать: как относительно жертвы всесожжения существуют и заповедь "Делай", и запрет "Не делай", так и в отношении всех других жертв - все жертвы, включенные в повеление "...А только на месте, которое изберет Ашем" (12:14), включены также и в запрет "Остерегайся, чтобы не приносить..."(12:13).
Разъясним это до полной ясности, несмотря на то, что приведенные стихи Писания кажутся простыми. Итак, о том, что жертву всесожжения запрещено приносить вовне, мы знаем из Его речения, да будет Он превознесен: "Остерегайся, чтобы не приносить свои всесожжения на всяком месте...". В другом стихе повелевается приносить жертву всесожжения внутри Храма, И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "...Там возноси свои всесожжения..." - это предписывающая заповедь приносить всесожжения "на месте, которое изберет Ашем". Однако относительно других жертв в Торе содержится лишь повеление приносить их в Храме, и это Его речение: "...Там совершай все (жертвы), которые я заповедаю тебе". Вместе с тем, из того, что сказано: "...там совершай...", можно заключить: "а вне этого места не совершай". Но у нас есть правило: запрет, логически вытекающий из повеления, - это та же заповедь "Делай". Об этом и говорят мудрецы в приведенном отрывке (из Сифри): "Относительно жертвы всесожжения есть и повеление, и запрет, однако относительно других жертв - только повеление", - т.е. может показаться, что тот, кто приносит другие жертвы вне Храма, нарушает лишь запрет, логически вытекающий из заповеди "Делай" (и, следовательно не подлежит наказанию) . Поэтому-то Тора и говорит: "...там возноси свои всесожжения" - чтобы сопоставить все жертвы с жертвой всесожжения: как тот, кто приносит жертву всесожжения вне Храма, преступает заповедь "Не делай", так и тот, кто приносит любую жертву вне Храма, преступает ту же заповедь "Не делай".
Умышленно нарушивший этот запрет карается "отсечением души", а неумышленно преступивший заповедь приносит установленную грехоочистительную жертву. В разделе Ахарей мот прямо сказано, что того, кто приносит жертвы вне Миш-кана Завета, постигает "отсечение души": "Каждый... кто вознесет всесожжение или (любую) жертву, но ко входу Соборного Шатра ее не приведет, чтобы принести ее Ашему, отсечен будет тот человек от своего народа" (Ваикра 17:8-9).
А в Сифре сказано: "...Отсечен будет тот человек..." - наказание нам сообщено; но где же сам запрет? Тора говорит: "Остерегайся, чтобы не приносить твои всесожжения на всяком месте...". И в трактате Зевахим (106а) написано: "В Торе содержится запрет приносить жертвы вне Мишкана, а также сообщено наказание за нарушение запрета. Наказание: "Каждый... кто вознесет всесожжение или (любую) жертву, но ко входу соборного шатра ее не приведет, чтобы принести ее Ашему, то отсечен будет тот человек от своего народа". Запрет: "Остерегайся, чтобы не приносить твои всесожжения на всяком месте...".
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 13-ой главе трактата Зевахим.
Девяностая заповедь -запрещение резать жертвенное животное вне двора Святилища. Перечисляя в начале трактата Критот (1-я мишна) все виды нарушений, караемые каретом, мудрецы указали зарезание жертвенных животных вне Храма и жертвоприношение вне Храма в качестве двух самостоятельных прегрешений. Из слов самой Торы следует, что тот, кто зарезал жертвенное животное вне Святилища, карается "отсечением души", даже если он не принес его в жертву - только за саму шхиту. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "Каждый из дома Израиля, кто зарежет быка или овцу, или козу в стане, или кто зарежет вне стана, - и ко входу Соборного Шатра не приведет его для принесения в жертву Ашему... отсечется тот человек от своего народа" (Ваикра 17:3:4).
Однако сам запрет резать жертвенное животное вне Миш-кана не выражен в Торе прямо, но выводится, согласно принципу: "Тора сообщает о наказании, только если действие запрещено самой Торой", с помощью особых методов толкования, как мы указывали в предисловии к данному сочинению.
В трактате Зевахим (106а) написано: "Тот, кто зарезал и принес жертву вне Храма, карается за зарезание и карается за жертвоприношение. Почему он карается за принесение в жертву - понятно, ведь в Торе указано наказание и содержится сам запрет. Наказание - "каждый... кто вознесет... (любую) жертву, но ко входу Соборного Шатра ее не приведет... отсечен будет тот человек от своего народа" (Ваикра 17:8-9). Запрет, согласно мнению рава Авина, содержится в стихе: "Остерегайся, чтобы не приносить твоих всесожжении на всяком месте..." (Дварим 12:13), ведь сказал рав Авин от имени рава Элая: "Везде, где сказано "Остерегайся, чтобы не..." - это заповедь "Не делай". Однако относительно зарезания вне Храма Тора сообщает только о наказании: "Каждый... кто зарежет быка... в стане или... вне стана... отсечется тот человек от своего народа". А где же сам запрет?". И в результате обширного обсуждения мудрецы приходят к выводу (107а): "Сказано: "...там возноси свои всесожжения..." и сказано: "...там совершай всё...". Тора сопоставляет принесение жертв всесожжения с совершением других действий, которые заповедано делать в Храме: как запрещено приносить жертвы всесожжения вне Храма и за нарушение запрета следует наказание, так запрещено совершать вне Храма и другие действия, которые предписано совершать в Храме, и за нарушение запрета следует наказание".
К этим выводам мудрецы пришли, анализируя стих "А только на месте, которое изберет Ашем... там возноси свои всесожжения и там совершай всё, что я заповедаю тебе" (Дварим 12:14). Слова "...там возноси свои всесожжения" – это приказ приносить в Святилище жертвы, сжигая их на жертвеннике"; а слова "...и там совершай всё, что я заповедаю тебе" - это приказ, включающий и другие жертвоприношения, и зарезание жертвенного животного, поскольку Ашем также заповедал совершать шхиту во дворе Святилища, перед жертвенником.
И знай, что неумышленно зарезавший жертвенное животное вне Храма, приносит установленную грехоочистительную жертву.
И ты также обязан помнить, что тот, кто в наше время приносит жертву вне территории, занимаемой прежде двором Храма, карается "отсечением души", ведь ясно сказано (Зевахим 1076): "Тот, кто в наше время (т.е. после разрушения Храма) приносит жертву вне территории, прежде занимаемой Храмом, карается, по мнению раби Йоханана, бичеванием", и в соответствии с этим мнением установлен закон - ведь возможно приносить жертвы на месте Храма, несмотря на то, что Храм разрушен и еще не возведен вновь, поскольку, согласно принципу, провозглашенному в мишне, "жертвы могут быть принесены и когда Храма нет" (Эдуйот 8:6).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 13-ой главе трактата Зевахим.
91-я заповедь -запрещение посвящать в жертву увечное животное. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Любое(животное), имеющее увечье, не приносите"(Ваикра 22:20). И сказано в Сифре (Эмор): "Любое (животное), имеющее увечье, не приносите" - это запрет посвящать такое животное для принесения на жертвенник".
92-я заповедь -запрещение резать увечное животное с целью принесения его в жертву. И об этом Его речение, да будет Он превознесен, сказанное по поводу увечных животных: "Таких не приносите Ашему" (Ваикра 22:22). И объяснено в Сифре: "Таких не приносите Ашему" - это запрет забивать увечное животное, чтобы принести его в жертву".
93-я заповедь - запрещение окроплять жертвенник кровью увечного животного. И об этом Его речение, да будет Он превознесен, также произнесенное по поводу увечных животных: "...Не приносите Ашему..." (там же 22:24).
Из устной традиции нам известно, что, по мнению большинства мудрецов, это речение запрещает окроплять жертвенник кровью увечного животного; и в соответствии с этим мнением установлен закон. Однако раби Йоси, опираясь на мнение раби Йеуды, считает, что этим речением запрещается принимать кровь жертвенного животного в специальный сосуд, и эта точка зрения нашла свое отражение в Сифре (Эмор): "...Не приносите Ашему..." - это запрет принимать кровь жертвенного животного в специальный сосуд".
Наряду с этим, в трактате Терума (7a) подробно разъясняется и первое мнение: "Что, согласно первому мнению, мы выучиваем из стиха "...Не приносите Ашему..."? В этом стихе содержится запрет окроплять жертвенник кровью увечного животного. Но ведь такой запрет можно выучить из слов "на жертвенник Ашему"Т" - имеется в виду, что, поскольку в предыдущем стихе уже сказано: "В огнепалимую жертву не помещайте от них на жертвенник Ашему..." (Ваикра 22:22), то понятно (и без стиха "...Не приносите Ашему..."), что запрещено "помещать... на жертвенник" любую часть увечного животного (в том числе, и его кровь). Но сторонники первого мнения отвечают: "Просто стих так построен". Подразумевается следующее: стих "В огнепалимую жертву не помещайте от них на жертвенник Ашему..." запрещает воскурять части увечного животного на жертвеннике (НД 94), а из слов "на жертвенник Ашему..." нельзя извлечь никакой дополнительной информации, потому что они необходимы здесь для правильного построения фразы, и без них выражение было бы неполным - ведь невозможно просто сказать: "В огнепалимую жертву не помещайте от них..." - и не продолжить.