Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принципов составления перечня заповедей 10 страница



Все законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются во второй главе трактата Санхедрин (19-20б,22а), в первой главе трактата Критот (56) и в 7-ой главе трактата Coma (406,41аб).

174-я заповедь -повеление подчиняться Великому Санхедрину и следовать его указаниям во всем, что он запретит или разрешит. И в этом отношении нет разницы, исходит ли Санхедрин из полученной традиции или использует один из методов толкования Торы, или мудрецы приняли постановление, чтобы возвести ограду закону, или их решение вызвано сложившейся ситуацией, и им видится, что необходимо поступить определенным образом для укрепления авторитета Торы, - в любом случае мы обязаны выполнять их решения и следовать их словам. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И поступи по слову, какое они скажут тебе с того места, которое изберет Ашем, и старайся исполнять все, как они укажут тебе. По уставу, которому они научат тебя, и по закону, который они сообщат тебе, поступи..."(Дварим 17:10-11). И сказано в Сифри (Шофтим): "И по закону, который они сообщат тебе, поступи" - заповедь "делай".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Санхедрин (866-89а).

175-я заповедь - повеление следовать за большинством вслучае, если среди мудрецов возникает дискуссия по поводу какого-либо закона Торы. И так же следует поступать при судебном разбирательстве: например, если в тяжбе между Реувеном и Шимоном возникает спор между судьями их города, кто виновен - следуют за большинством. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Склоняйся к большинству"(Шмот 23:2). И ясно сказали мудрецы (Бава батра 23б-24а): "Следовать за большинством - закон Торы".

Законы и правила, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в нескольких местах трактата Санхедрин.

176-я заповедь -повеление назначать судей и судебных исполнителей,которые обеспечат соблюдение законов Торы, возвращая оступившихся на истинный путь, направляя людей к добрым делам и предостерегая от дурных. И будут они возводить ограды, оберегающие от нарушений, чтобы следование повелениям и запретам Торы не определялось мировоззрением каждого отдельного человека.

И одним из условий выполнения заповеди является то, что эти назначения проводятся на нескольких уровнях. Т.е. в каждом городе, имеющем определенный минимум населения, назначаются 23 судьи, собирающиеся в одном месте, у городских ворот, - и это Малый Санхедрин. А в Иерусалиме назначается Великий Санхедрин, состоящий из семидесяти судей; и над этими семьюдесятью ставят одного - главу собраний, которого мудрецы именуют титулом носи (председатель). И эти 70 судей тоже собираются в определенном месте.

Но в городах с немногочисленным населением, недостаточным для учреждения Малого Санхедрина, во всяком случае назначают трех судей, которые могли бы вести процессы по небольшим судебным делам, а сложные дела передавать суду более высокого уровня. И также назначаются судебные исполнители и инспекторы, осуществляющие надзор в общественных местах и контролирующие проведение деловых операций, чтобы даже в самых мелких сделках не было беззакония.

А повеление, в котором содержится эта заповедь, - это Его речение, да будет Он превознесен: "Судей и надсмотрщиков поставь себе во всех своих вратах,которые Ашем, твой Б-г, дает тебе, по твоим коленам, чтобы судили они народ праведным судом " (Дварим 16:18).

И говорится в Сифри (Шофтим): "Откуда известно, что назначается единый Суд для всего Израиля? Из сказанного в Торе: "Судей и надсмотрщиков...". Откуда известно, что ставят одного (мудреца) надо всеми? Из сказанного в Торе: "...поставь себе". А откуда известно, что назначается суд для каждого колена Израиля? Из сказанного в Торе: "...во всех своих вратах". Рабан Шимон бен Гамлиэль сказал: "...По твоим коленам, чтобы судили..." - заповедь, чтобы евреи каждого колена обращались только в суд своего колена. Сказано: "...Чтобы судили они народ"-даже принудительно".

Повеление назначать семьдесят мудрецов повторено в Его речении, да будет Он превознесен, обращенном к Моше: "Собери Мне семьдесят человек из старейшин Израиля" (Бемидбар 11:16). И сказали мудрецы, благословенна память о них: "Везде, где сказано "Мне" - повеление остается в силе, как например (Шмот 28:41): "... и будут они (коэны) служить Мне" (Сифри, Беаалотха). Иными словами, это не приказ, отданный в связи с потребностями момента, но постоянное повеление, обязывающее последующие поколения.

И знай, что все эти назначения - Великий и малые Санхед-рины, суды из трех мудрецов и прочие - производились только в Земле Израиля. И посвящение в судьи (смиха) не производится вне ее. Но если посвящение было совершено в Земле Израиля, посвященные могут судить и в Земле Израиля, и вне ее. Это и подразумевается в изречении мудрецов (Макот 7a): "Санхедрин может быть и в Земле Израиля, и вне ее". Однако дела, по которым может быть вынесен смертный приговор, не ведутся ни в Земле Израиля, ни вне ее, если нет Храма, как мы разъяснили в предисловии к этой книге (в самом его конце).

В Его речении, да будет Он превознесен, говорится о наказании убившего неумышленно: "И будет это у вас уставом закона для всех ваших поколений, во всех местах вашего проживания" (Бемидбар 35:29). И толкуют в Сифри: "...Во всех местах вашего проживания" - в Земле Израиля и вне ее. Так может быть, города-убежища необходимо учредить и заграницей? Но Тора говорит: "И будет это у вас уставом закона..." - судьи и суды будут как в Земле Израиля, так и вне ее, но города-убежища выделяются только в Земле Израиля".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Санхедрин.

177-я заповедь -повеление, обращенное к судьям, обеспечивать равноправие сторон в судеи выслушивать каждую из сторон, независимо от того, пространны или кратки ее речи. И об этом Его речение: "По справедливости суди ближнего своего"(Ваикра 19:15). И объясняется в Сифре (Кедошим): "Не должно быть так, что одна сторона высказывается вдоволь, а второй говорят: "Покороче", и это правило - одно из проявлений этой заповеди.

И это повеление подразумевает также, что каждому, кто в этом сведущ, заповедано судить судом Торы (даже в одиночку), если обе стороны согласились разбирать дело у него. Ведь ясно сказано (Санхедрин 3а): "Согласно Торе, и один может судить своего ближнего, как написано: "По справедливости судисвоего ближнего".

И это повеление подразумевает также, что человек обязан судить о своем ближнем с лучшей и доброй стороны, истолковывая его поступки и слова ему в заслугу (лехаф зхут).

Содержание этого повеления разъясняется в многочисленных местах, рассеянных по Талмуду.

178-я заповедь -повеление давать свидетельские показания перед судом,сообщая все, что нам известно по делу. Приведет ли это к казни того, о ком мы свидетельствуем, или спасет его, принесет ли это ему имущественный ущерб или прибыль, - мы обязаны давать показания и извещать суд обо всем, что мы видели или слышали (от одной из сторон). И наши мудрецы, да пребудет на них мир, приводили доказательство того, что давать свидетельские показания - обязанность, из Его речения, да будет Он превознесен: "А если кто-то согрешит тем, что будучи свидетелем, он видел или знал, но, прислушавшись к голосу заклинающего его, не сообщил, то он будет виновен" (Ваикра 5:1).

И велик грех того, кто, преступая эту заповедь, скрывает свое свидетельство; о таком говорится в Его речении, да будет Он превознесен: "он будет виновен". И это относится ко всем видам свидетельства.

Но если скрываемое свидетельство касается имущественного вопроса и свидетель ложно поклялся, что ему по делу ничего не известно, он обязан, как разъяснено в Писании (там же 5:5-10), принести жертву, назначаемую в зависимости от его материального достатка, на условиях, упомянутых в трактате Швуот (4).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактатах Санхедрин и Швуот.

179-я заповедь -повеление проверять показания свидетелейи добросовестно их допрашивать, и только после этого выносить приговор и наказывать виновных. И необходимо расследовать дело тщательно, насколько возможно, чтобы не судить по первому наговору и поспешно - в ущерб правому. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Разыщи, исследуй и расспроси хорошенько, правда ли это, верно ли это..."(Дварим 13:15).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, во всех подробностях - как вести допросы и следствие, насколько тщательным должно быть расследование, в каком случае свидетельство принимается, а в каком отвергается, - разъяснены в трактате Санхедрин (32а и гл.5).

Сто восьмидесятая заповедь -повеление применять к "свидетелям", давшим заведомо ложные показания, то же наказание, которое, согласно их "свидетельствам", должно было быть применено к невиновному.И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И если судьи расследовали хорошо, и оказалось: свидетель этот - ложный свидетель, ложно свидетельствовал он против брата своего, то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему"(Дварим 19:18-19).

И вот закон о "свидетелях-злоумышленниках" (эйдим зомемим): если они замышляли с помощью своего свидетельства лишить человека определенной суммы денег, взимают с них такую же сумму; если их показания приводили невиновного к смертному приговору, казнят их той же казнью; и если их показания приводили к наказанию плетьми - их наказывают плетьми.

Законы и вопросы, возникающие в связи с выполнением этой заповеди и установлением статуса "свидетелей-злоумышленников", караемых по этому закону, разъясняются в трактате Макот (2-56).

181-я заповедь -повеление в случае, если где-то в поле обнаружен убитый, а убийца неизвестен, совершать искупительный обряд над телицей с проломленной шеей.И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если найден будет убитый, лежащий в поле, на земле, которую Ашем, твой Б-г, дает тебе во владение, и неизвестно, кто убил его, то пусть... старейшины ближайшего к убитому городавозьмут телицу, на которой еще не работали, которая еще не тянула под ярмом, и пусть сведут старейшины того города телицу в скалистую долину, которая не обрабатывается и не засевается, и там, в долине, переломят телице шею...и все старейшины города, ближайшего к убитому, пусть омоют руки свои в долине, над телицей с проломленной шеей, и возгласят, говоря: "Наши руки не пролили крови и наши глаза не видели. Прости народу Своему, Израилю..." (Дварим 21:1-8), - такова заповедь о "телице с проломленной шеей" (эгла аруфа).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в заключительной главе трактата Coma (44б-47б).

182-я заповедь -повеление выделить шесть городов-убежищ,готовых предоставить укрытие совершившим непредумышленное убийство, и также проложить к ним дорогии выровнять их, чтобы на пути спасающегося бегством не было никаких преград. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Устрой себе дорогу... для бегства туда убийцы"(Дварим 19:3).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактатах Санхедрин (77а), Макот (7а), Шекалим (1:1) и Coma.

И мы уже упоминали (Д 17б) изречение мудрецов: "Города-убежища выделяются только в Земле Израиля".

183-я заповедь -повеление предоставить левитам города,чтобы они поселились в них, потому что нет у них надела в Земле Израиля. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Повели сынам Израиля, чтобы дали они левитамиз уделов своего владения города для жительства,и угодья вокруг этих городов дайте левитам" (Бемидбар 35:2). Города левитов также служат городами-убежищами, и при определенных условиях в них предоставляется укрытие совершившим непредумышленное убийство, как разъяснено в трактате Макот (10а).

184-я заповедь -повеление устранить из наших поселений все источники повышенной опасности, и для этого строить ограждения,опоясывающие крыши, колодцы, ямы и т.п., чтобы никто не упал в них или с них; и также отстраивать и ремонтировать во всех опасных местах, чтобы устранить опасность. И об этом Его речение: "Сделай перила на своей кровле"(Дварим 22:8). И сказано в Сифри: "Сделай перила на своей кровле" - заповедь "делай".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Бава кама (15б,46а,50а,51а,83а).

185-я заповедь -повеление уничтожать любых идолов и дома идолослужения,используя все возможные способы истребления и уничтожения: разбивать, сжигать, разрушать, вырубать - каждый вид соответствующим способом, чтобы уничтожить как можно полнее и быстрее, не оставив памяти о разрушенном. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Полностью уничтожьте все места, где народы, которых вы изгоняете, служили своим божествам..."(Дварим 12:2). И еще Он сказал: "Жертвенники их разрушьте, и идолов их сокрушите, и их кумирные деревья вырубите, и их изваяния сожгите"(там же 7:5). И еще Он сказал: "И разрушьте их жертвенники, и разбейте столбы их, и их кумирные деревья сожгите,и истребите имя их с того места" (там же 12:3).

И когда в трактате Санхедрин (90а) упоминается заповедь "делай", связанная с идолослужением, мудрецы с удивлением говорят: "Какая же заповедь "делай" может быть связана с идолопоклонством?" И объясняет рав Хисда: "И разрушьте их жертвенники, и разбейте столбы их, и их кумирные деревья сожгите".

И сказано в Сифри (Реэ): "Откуда известно, что если срубленное кумирное дерево снова прорастает, ты обязан вновь и вновь срубать его - даже десять раз? Из того, что Тора сказала: "Полностью уничтожьте...". И там же сказано: "И истребите имя их с того места" -тебе заповедано преследовать их (т.е. разыскивать и уничтожать идолов и места идолослужения) в Земле Израиля, но тебе не заповедано преследовать их вне ее".

186-я заповедь -повеление истребить всех жителей "отверженного города"(города, в котором его жители-евреи совратились к идолослужению), а сам город сжечь вместе со всем, что в нем находилось, -таков закон об "отверженном городе" (up анидахат). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Перебей жителей того города острием меча;разгроми его и все, что в нем, и скот его забей острием меча. Всю же добычу его собери на середину его площади и сожги город огнем... -и да будет он вечно грудою развалин" (Дварим 13:16-17).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Санхедрин (111б-113).

187-я заповедь -повеление истребить и уничтожить семь народов(населявших Ханаан до народа Израиля), поскольку они - корень и первооснова идолослужения. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "А в городах этих народов, которые Ашем, твой Б-г, дает тебе в удел, не оставляй в живых ни души, а полностью истреби их:хитейцев и эмореев, хананеев и перизеев, хивийцев и евусеев, как повелел тебе Ашем, твой Б-г" (Дварим 20:16-17).

И во многих стихах разъясняется причина этого повеления: чтобы евреи не научились от них безверию. И во многих стихах Писание воодушевляет нас и укрепляет в решимости уничтожить эти народы; и война против них - это заповедь.

И, возможно, кто-то подумает, что эта заповедь из тех, которые не относятся к последующим поколениям, поскольку семь народов Ханаана уже перестали существовать. Но так подумает только тот, кто не понимает, что значит: "заповедь относится к последующим поколениям" или "не относится к последующим поколениям" (См. Предисловие, принцип третий).

Если с достижением поставленной цели действие заповеди завершается, хотя она и не была ограничена определенными временными рамками, мы не говорим, что она "не относится к последующим поколениям",- ведь она относится ко всем поколениям, которые имеют возможность ее выполнять.

Вот посмотри: если Ашем полностью истребит потомство Амалека и уничтожит всех до последнего, как это произойдет вскоре, в наши дни, - ведь Он, да будет Он превознесен, заверил нас: "Сотру Я совершенно память об Амалеке под небесами" (Шмот 17:14), - разве мы скажем тогда, что заповедь (Д 188):"Сотри память об Амалеке" (Дварим 25:19) не относится к последующим поколениям?! Так не скажешь, потому что эта заповедь относится ко всем поколениям; и пока существует потомство Амалека, заповедь его уничтожить.

И подобно этому, повеление уничтожить и истребить семь народов - это заповеданная война (милхэмет мицва); нам заповедано из поколения в поколение преследовать и искоренять их до полного истребления. Так мы и делали до той поры, когда царь Давид завершил их уничтожение, а отдельные беглецы рассеялись среди других племен и были поглощены ими без следа.

Однако, несмотря на то, что семь народов уже уничтожены, заповедь уничтожить их по-прежнему относится ко всем поколениям, подобно тому, как заповедь уничтожить потомство Амалека относилась бы ко всем поколениям даже после его полного уничтожения и истребления. Ведь выполнение этой заповеди не обусловлено определенным временем или местом, как некоторые повеления, относящиеся только к пребыванию в пустыне или в Египте. Но ее выполнение обусловлено наличием семи народов, и если бы они продолжали существовать, мы бы по-прежнему выполняли заповедь.

И вообще, необходимо, вдумавшись, понять различие между самой заповедью и объектом, на который она направлена, поскольку есть заповеди, относящиеся ко всем поколениям, несмотря на то, что объект, на который они направлены, при жизни одного из поколений перестал существовать. Однако с исчезновением объекта заповедь не превращается в "заповедь, которая не относится к последующим поколениям".

Заповедь "не относится к последующим поколениям" в обратном случае: когда в определенную эпоху мы были обязаны выполнять заповеданное действие или закон по отношению к некому объекту, а теперь не обязаны, несмотря на то, что состояние самого объекта не изменилось, - например, в пустыне престарелые левиты были непригодны для служения при Мишкане, а для службы в Иерусалимском Храме стали пригодны, как разъяснено в трактате Хулин (24а).

Пойми этот принцип и прими его на сердце.

188-я заповедь -повеление истребить потомков Амалека,происходящего из рода Эсава: мужчин и женщин, взрослых и детей. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Сотри память об Амалеке"(Дварим 25:19).

И мы уже упоминали (Д 20, 173) изречение мудрецов (Санхедрин 20б): "Три заповеди должен выполнить народ Израиля в час, когда он поселится на Земле Израиля - поставить себе царя, возвести себе Храм и уничтожить потомков Амалека".

И война против Амалека - тоже заповеданная война; а ее законы разъясняются в 8-ой главе трактата Coma (44б).

189-я заповедь -повеление помнить о том, что сделал нам Амалек,злодейски напав на нас, и говорить об этом из раза в раз, поднимая людей речами на войну против него и пробуждая ненависть к нему, чтобы эти события не забылись и не ослабла ненависть к нему в сердцах людей за давностью времени. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Помни, что сделал тебе Амалекна пути, когда выходили из Египта: как он встретил тебя на пути и перебил позади тебя всех ослабевших - а ты был изнурен и утомлен, и не побоялся он Б-га" (Дварим 25:17-18).

И сказано в Сифри (Ки тэце): «"Помни, что сделал тебе Амалек" - устами; "не забудь" (там же 25:19) - в сердце». Иными словами, тверди об этом, чтобы не угасла ненависть к нему в людских сердцах.

И говорится в Сифре (Бехукотай): «"Помни, что сделал тебе Амалек" - может быть, помнить в сердце? Но ведь когда Тора говорит "Не забудь", имеется в виду: не забудь в своем сердце; зачем же тогда сказано еще "помни"? Чтобы ненависть к нему была на устах твоих».

Ведь посмотри, как поступил пророк Шмуэль, когда пришел, чтобы выполнить эту заповедь: сначала он напомнил о том, что сделал Амалек, а затем уже приказал уничтожить его потомков. Вот слова пророка: "Так сказал Б-г Воинств: Помню Я, что сделал Амалек Израилю, как он противостоял ему на пути при выходе его из Египта. Теперь иди и порази Амалека;

и истребите все, что у него; и не щади его, а предай смерти..." (I Шмуэль 15:2-3).

Сто девяностая заповедь -повеление соблюдать ряд правил в войнах с другими народами(не из семи народов). Эти войны называются "разрешенными" (мшхэмет решут). Нам заповедано в начале такой войны предложить им мирное соглашение на условии, что сохраним им жизни, если они отдадут нам свою территорию; и если они примут условия договора, следует обложить их налогами и подчинить нам. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, то пригласи его к миру.И будет: если он согласится на мир и отворит тебе, то пусть весь народ, находящийся в нем, платит тебе дань и служиттебе" (Дварим 20:10-11).

И говорится в Сифри (Шофтим): «Если они скажут: "мы согласны на налоги, но не на подчинение" или "на подчинение, но не на налоги" - не заключаем с ними мир до тех пор, пока они примут и то, и другое». И они будут ежегодно выплачивать дань, установленную для них царем Израиля, и выполнять его приказы и повеления с трепетом и покорностью - в этом заключается "подчинение".

Но если они не заключат с нами мир, то нам заповедано перебить всех мужчин в городе, молодых и старых, а имущество и женщин забрать себе. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если же он не помирится с тобоюи будет вести с тобою войну, то осади его; и когда Ашем, твой Б-г, передаст его тебе в руки, то порази всех мужчин в нем острием меча. Только женщин и детей, и скот, и все, что будет в городе, всю добычу его возьми себе..."(там же 20:12-14).

Все это - законы разрешенной войны. Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Coma (44б) и во второй главе трактата Санхедрин (20б).

191-я заповедь -повеление назначать коэна, который будет наставлять народ перед сражением и возвращать из войска тех, кто не в состоянии воевать,либо из-за слабости, либо из-за мыслей, препятствующих боевому настрою, и Писание (Дварим 20:5-7) называет три причины, вызывающие подобные мысли, - и только после этого начинают сражение. И этот коэн, называемый мешуах милхама (военный помазанник), произносит наставление, приведенное в Торе (там же 20:3-4), и добавляет к этому слова, поднимающие народ на битву, призывающие отдать свои жизни ради торжества веры Ашема и совершить возмездие над глупцами, нарушающими мировой порядок. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И будет, когда приступите к войне, пусть выйдет коэн и говорит с народом,и скажет им: "Слушай, Израиль! Ныне вы вступаете в сражение с врагами вашими. Да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не трепещите перед ними и не страшитесь их, ибо Ашем, Б-г ваш, идет с вами, чтобы воевать за вас с вашими врагами и спасти вас" (Дварим 20:2-4). Затем он приказывает объявить перед войском, чтобы слабые сердцем возвратились по домам, а так же те, кто построили дом и еще не жил в нем, кто насадил виноградник, но еще не пользовался его урожаем, кто обручился с девушкой, но еще не взял ее в жены, как объясняется в Писании. И об этом Его речение: "Надсмотрщики пусть объявят народу так: "Тот, кто построил новый дом и не обновил его, пусть идет и возвратится в свой дом... И тот, кто насадил виноградник и не почал его... И тот, кто обручился с женщиной и не взял ее... и пусть еще говорят надсмотрщики с народом и скажут: "Тот, кто боязлив и робок сердцем, пусть идет и возвратится в свой дом, дабы он не сделал сердца его братьев робкими, подобно своему сердцу" (там же 20:5-8).

И говорится в Талмуде (Coma 43a): "Надсмотрщики пусть объявят народу" - коэн будет говорить, а надсмотрщики громко провозглашать его слова".

Наставление "военного помазанника" и объявление о непригодных для битвы обязательны только при ведении "разрешеной войны" (милхэмет решут), и все эти законы относятся лишь к такой войне. Но при ведении "заповеданной войны" (милхэмет мицва) не произносится ничего из этого - ни наставление, ни объявление, как разъясняется в 8-ой главе трактата Coma (446). И там же разъясняются законы, связанные с выполнением этой заповеди.

192-я заповедь -повеление, чтобы разбивая военный лагерь, мы подготовляли вне стана место -ходить туда по нужде, дабы каждый не справлял нужду где придется - в поле или между шатрами, как это делают другие народы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И да будет у тебя место вне стана, куда тебе выходить"(Дварим 23:13).

193-я заповедь -повеление, чтобы у каждого в военном лагере наряду с оружием была подвешена лопатка, и онмог бы вырыть ямку в специально отведенном месте вне лагеря, а затем прикрыть землей испражнения, чтобы они не были видны на земле. Это повеление относится именно к военному лагерю, как сказано в начале этого отрывка: "Когда выступишь станом против своих врагов..." (Дварим 23:10). И содержится это повеление в Его речении, да будет Он превознесен: "Кроме оружия, должна быть у тебя лопатка;и когда будешь садиться снаружи, копай ею, и потом закрой свое испражнение" (там же 23:14).

194-заповедь -повеление возвращать похищенное:или возвращать сам украденный предмет, если он сохранился в прежнем состоянии, добавляя пятую часть его стоимости (если прежде грабитель поклялся, что не совершал преступления), или возмещать стоимость украденного, если сам предмет был видоизменен. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Должен он возвратить награбленное..."(Ваикра 5:23).

И в трактате Макот (16а) разъясняется, что запрещение грабежа - это лае шэнитак лаасэ, т.е. такой запрет, наряду с которым Тора дает повеление, как обязан поступить нарушивший этот запрет. Сказали мудрецы: "Всемилостивый говорит: "Не грабь" (Ваикра 19:13), и добавляет: "Должен он возвратить награбленное...".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в заключительных главах трактата Бава кама.

195-я заповедь -повеление давать пожертвования бедным(цедака), поддерживая нуждающихся и облегчая их участь. Повеление выполнять эту заповедь повторено в различных выражениях. Сказал Он: "Если же будет нищим кто-то из твоих братьев... то открой ему свою руку" (Дварим 15:7-8). И сказал: "И если обеднеет брат твой, то поддержи его, пришелец он или поселенец... пусть живет брат твой с тобою" (Ваикра 25:35-36). И во всех этих стихах имеется в виду одно: чтобы мы снабжали наших бедняков всем необходимым и поддерживали их.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в разных местах Талмуда; большей частью, в трактатах Ктубот (48-50а,66б-68а) и Бава батра (8-11а,43а). И согласно нашей традиции (Гитин 76), даже бедняк, сам живущий на пожертвования, обязан выполнять эту заповедь, поддерживая, пусть даже самым малым, того, кто беднее его или подобен ему.

196-я заповедь -повеление награждать раба-еврея подаркамии помогать ему, когда он выходит на свободу, а не отпускать его с пустыми руками. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Когда же будешь отпускать его от себя на свободу... наделить ты должен его из своего скота, от своего гумна и от своей давильни; чем благословил тебя Ашем, твой Б-г, дай ему"(Дварим 15:13-14).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.