Вот, что нам показалось необходимым сообщить в перечне заповедей "делай".
Часть вторая
ЗАПОВЕДИ "НЕ ДЕЛАЙ"
1-я заповедь— запрещение верить в какую-либо иную божественную сущность, кроме Ашема, да будет Он превознесен. И об этом Его речение: "Да не будет у тебя других богов, кроме Меня"(Шмот 20:3). И в конце трактата Макот (23б) разъяснено, что этот запрет входит в число 613-ти заповедей. Сказано там: "613 заповедей были сообщены Моше на Синае... Две заповеди - "Я - Ашем, твой Б-г" (Шмот 20:2) и "Да не будет у тебя других богов..." - они (евреи у горы Синай) слышали прямо из уст Всемогущего (а не через Моше)". И мы уже пояснили это в первой из заповедей "Делай".
2-я заповедь -запрещение создавать идолов для поклонения им, причем безразлично, совершается ли работа по изготовлению своими руками или идол заказывается другому изготовителю. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не делай себе кумира и никакого изображения..."(Шмот 20:4). И тот, кто преступает этот запрет, т.е. создает идола или заказывает для себя идола другому изготовителю, подвергается наказанию бичеванием (приговаривается судом к 39-ти ударам плетьми), даже если он еще не поклонялся созданному им или для него идолу.
3-я заповедь -запрещение создавать идолов для других, чтобы другие им поклонялись; и даже в том случае, если заказчики — неевреи. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Литых богов не делайте..."(Ваикра 19:4). И сказано в Сифре (Кедошим 12): "Литых богов не делайте" - даже для других". И там разъяснено, что тот, кто делает идола для себя преступает сразу два запрета Торы: он нарушает данный запрет создавать идолы своими руками (и даже для других), но, кроме того, он нарушает запрет иметь идола в своем владении (даже идола, изготовленного другим), как указано во второй заповеди, - поэтому он подвергается бичеванию дважды (дважды получает по 39 ударов).
Законы, связанные с выполнением этой и предшествующих ей заповедей, разъяснены в трактате Авода зара (43а).
4-я заповедь -запрещение создавать изображения человека и различных животных из металла, камня, дерева и других материалов, несмотря на то, что изображение создается не для поклонения ему. И это запрещено с целью отдалить человека от создания любых изваяний, чтобы не давать повод идолопоклонникам приписывать этим изваяниям мистическое влияние и силу. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не делайте при Мне изваяний серебряных, и золотых изваяний не делайте у себя"(Шмот 20:23). И в Мехильте (Итро) разъяснено по поводу этого запрещения: "Чтобы не сказал человек: ведь я делаю эти изваяния просто для красоты, как принято в других странах, - Тора говорит: "...не делайте у себя". Преступающий этот запрет подвергается наказанию бичеванием.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, - какие формы разрешено ваять, а какие запрещено, и каким образом дозволено делать разрешенные формы - разъясняется в третьей главе трактата Авода зара (42б-43б).
В трактате Санхедрт (7б) указано, что это речение - "Не делайте при Мне изваяний серебряных..." - включает также и иные запреты, не связанные с данной заповедью. Однако простой смысл этого речения - таков, как мы разъяснили, ссылаясь на Мехильту.
5-я заповедь -запрещение поклоняться идолам. И ясно, что понятие "идолы" включает в себя все объекты поклонения, кроме Ашема. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не поклоняйся им"(Шмот 20:5). И здесь не имеется в виду, что запрещено только "поклоняться", но Тора упоминает лишь один из видов служения, подразумевая, что запрещено также приносить жертвы идолам и совершать воскурения перед ними. И тот, кто преступает один из этих запретов, - т. е. поклоняется идолам, приносит им жертвы, возливает на их жертвенник вино или совершает воскурение перед идолами - приговаривается к побиению камнями.
Сказано в Мехильте: "Приносящий жертвы богам - да будет истреблен" (Шмот 22:19). Наказание за нарушения запрета нам сообщено, но где же сам запрет? Тора говорит: "Не поклоняйся им" - в этом речении содержится и запрет приносить жертвы идолам. "Приносящий жертвы богам" - идолам, а не Ашему - подвергается наказанию даже в том случае, если жертвоприношение не является общепринятым видом служения данному идолу. И также совершающий - по отношению к идолам, а не к Ашему - любой из видов служения, подпадающих под этот запрет Торы, подвергается наказанию независимо от того, являются ли совершаемые им действия общепринятым видом служения данному идолу".
В этих словах Мехилъты имеется в виду, что, поскольку эти четыре вида служения - поклонение, жертвоприношение, воскурение и возлияние вина на жертвенник - заповеданы нам по отношению к Ашему, да будет Он превознесен, каждый, кто совершает один из этих видов служения по отношению к идолам, подвергается побиению камнями, даже если совершенное им действие не является общепринятой формой служения данному идолу. Такое идолослужение называется "несвойственным" (Санхедрин 56б), т.е. нехарактерным для служения данному идолу.
И тот, кто намеренно совершает по отношению к идолу один из четырех указанных видов служения, приговаривается судом к побиению камнями - если имеются все необходимые условия для вынесения приговора (показания двух свидетелей и т.д.). Но если об его преступлении не становится известно суду, он карается "отсечением души" (карет). Если же такой проступок совершается неумышленно, нарушитель приносит установленную грехоочистительную жертву.
И также тот, кто признает какого-либо идола своим богом (сказав: "Ты - мой бог"), приговаривается к побиению камнями.
И этот запрет совершать любое из указанных четырех видов служения по отношению к идолам - даже "несвойственным" способом - повторен еще в одном Его речении: "И не забивайте более жертв своим демонам" (Сифра, Ваикра 17:7).
В трактате Зевахим (106а) разъяснено, что этим речением запрещается забой скота для принесения в жертву идолу, даже если служение этому идолу и не требует такого забоя. Сказано там: "Откуда известно, что забивающий животное в жертву Меркулису, подлежит наказанию (несмотря на то, что Меркулису вообще не приносят жертв - Раши)? Из слов Торы: "И не забивайте более жертв своим демонам". И поскольку этот стих не нужен для того, чтобы запретить особые пути служения, свойственные каждому из отдельных видов идолопоклонства, ведь уже написано: "Берегись... чтобы не искал ты их богов, говоря: "Как служат эти народы своим божествам, так и я буду делать" (Дварим 12:30), мы делаем вывод, что этот стих изречен, чтобы запретить "несвойственные" виды служения". Поэтому намеренно преступивший этот запрет карается "отсечением души" или побиением камнями, ведь написано: "Приносящий жертвы богам - да будет истреблен", а нарушивший запрет неумышленно - приносит жертву, как мы уже указали.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (60б-63а).
6-я заповедь - запрещение совершать служение идолам иными путями - кроме четырех видов служения, запрещенных предыдущей заповедью, - при условии, что совершенное действие является характерным способом служения данному идолу: например, самообнажение перед Пеором или метание камнем в Меркулиса. И об этом Его речение, да будет Он превознесен, содержащее запрет: "И не служи им" (Шмот 20:3). И сказано в Мехилъте: "Не поклоняйся им и не служи им":
"поклонение" - отдельный запрет, и "служение" - отдельный запрет".
Но тот, кто бросил камнем в Пеора или обнажился перед Меркулисом не подвергается наказанию, поскольку совершенное им действие не свойственно служению данному идолу, а ведь Он, да будет Он превознесен, сказал: "Берегись... чтобы не искал ты их богов, говоря: "Как служат эти народы своим божествам (т.е. именно тем способом, как они служат), так и я буду делать" (Дварим 12:30).
Умышленно преступивший этот запрет наказывается побиением камнями или "отсечением души", а невольно преступивший запрет - приносит жертву.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, также разъяснены в 7-ой главе трактата Санхедрин.
И там (64б) сказано: "За служение идолам есть три карета - за "свойственное" служение, за "несвойственное" служение и за служение Молеху". Имеется в виду, что каретом (отсечением души), во-первых, карается тот, кто служит какому-либо идолу общепринятым путем служения данному идолу - например, тот, кто обнажается перед Пеором, метает камни в Меркулиса или состригает свои волосы для Кмоша. Во-вторых, каретом карается тот, кто служит любому идолу одним из четырех путей (заповеданных для служения Ашему), даже если данному идолу принято служить иными путями, - например, тот, кто приносит жертвы Пеору или поклоняется Меркулису, - и это "несвойственное" служение. И в-третьих, тот, кто проводит своих сыновей через огонь перед Молехом, как мы разъясним (в комментарии к следующей заповеди).
7-я заповедь - запрещение передавать кого-то из своих детей для служения идолу, который был известен в период дарования Торы под именем Молех. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "И своих детей не давай проводить перед Молехом" (Ваикра 18:21).
В седьмой главе трактата Санхедрин (64б) разъяснено, что служение этому идолу заключалось в том, что разводился большой костер, отец передавал одного из своих детей служителям Молеха, а затем ребенок, с помощью отца, перепрыгивал над огнем с одной стороны костра на другую.
Запрет совершать служение Молеху повторен в стихе: "Да не найдется у тебя никого, проводящего своего сына или свою дочь через огонь" (Дварим 18:10).
Умышленно преступивший этот запрет приговаривается к побиению камнями, а если приговор не может быть вынесен (например, нет двух свидетелей преступления), карается каретом (отсечением души); совершивший это преступление неумышленно приносит установленную жертву.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (53а, 64аб).
8-я заповедь -запрещение ритуала ов, поскольку это один из видов идолослужения: чревовещатель воскуряет благовония и проделывает магические манипуляции, в результате чего ему представляется, что он слышит исходящий из подмышки голос, который отвечает на задаваемые ему вопросы. И об этом речение Ашема: "Не обращайтесь к исполняющим (ритуал) ов" (Ваикра 19:31). И сказано в Сифре (Кедошим): Ов - это "говорящая подмышка".
И тот, кто умышленно совершает эти действия и занимается подобным чревовещанием, подлежит побиению камнями, а если приговор суда не может быть вынесен, карается каретом; нарушивший запрет по неведению приносит установленную грехоочистительную жертву.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (53а, 54а, 65аб, 676).
9-я заповедь -запрещение ритуала идони, поскольку это также один из видов идолослужения: человек вставляет в рот кость животного, воскуряет благовония, произносит заклинания и проделывает определенные манипуляции до тех пор, пока не впадает в состояние, близкое к обморочному, а затем, погружаясь в транс, прорицает, какие события произойдут в будущем. Сказано (Санхедрин 656): "Исполняющий ритуал идони вставляет кость в рот, и она говорит "сама по себе"".
Этот запрет содержится в следующем речении: "Не обращайтеськ исполняющим ритуалы ов и идони" (Ваикра 19:31). И не подумай, что это лав шебихлалут - обобщающий запрет, включающий в себя несколько частных запретов (подробнее см. "Принцип девятый"); ведь, сообщая о наказании за нарушение этого запрета, Тора говорит об ов и идони по отдельности (разделяя союзом "или"): каждый из них наказывается по-биением камнями или каретом за умышленное нарушение запретов Торы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Мужчина или женщина, если окажется среди них исполняющий ритуал ов или идони, смерти да будут они преданы: камнями да забросают их" (Ваикра 20:27).
И сказано в Сифре (Кедошим): "Из того, что Ашем сказал: "Мужчина или женщина, если окажется среди них исполняющий ритуал ов или идони, смерти да будут они преданы...", мы знаем о наказании за нарушение запрета. Но где же сам запрет? Тора говорит: "Не обращайтесь к исполняющим ритуалы ов и идони".
Тот, кто неумышленно нарушил этот запрет, также обязан принести установленную грехоочистительную жертву.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (53а, 54а, 65аб, 67б).
Десятая заповедь— запрещение проявлять интерес к идолослужению и изучать посвященные ему книги. Запрещено вникать в иллюзорные измышления идолопоклонников о том, что такая-то духовная сущность воплотилась в такое-то изображение и совершила то-то и то-то или что такая-то звезда влияет на то-то и то-то, и поэтому ей служат так-то и так-то, воскуряя такие-то и такие-то благовония и т.п. Ведь раздумья о подобных иллюзорных предметах и их изучение способны пробудить в человеке соблазн испытать влияние идолов на себе и служить им.
Это запрещение выражено в Его речении: "Не обращайтесь к идолам"(Ваикра 19:4). И в Сифре (Кедошим 10) сказано: "Если ты ими интересуешься, ты их обожествляешь". И там же говорится: "Раби Йеуда сказал: "Не обращайтесь..." - не смотрите на них"; т.е. запрещено даже вглядываться во внешнюю форму идола или наблюдать, как его изготовляют. А в главе Шоэль адом мехаверо (Шабат 149а) сказано, что "в Шабат запрещено читать подписи под изображением человека или другими изображениями; а на идолы запрещено смотреть также и в будний день, потому что в Торе написано: "Не обращайтесь к идолам". Сказал раби Йоханан: "Не служите созданиям своего воображения".
Запрет проявлять интерес к идолослужению и размышлять о нем повторен в Его речении: "Берегитесь, чтобы не обольстилось ваше сердце, и вы не совратились и не стали служить иным богам" (Дварим 11:16),- т.е. если твое сердце запутается и начнет размышлять о них, это может заставить тебя свернуть с прямого пути и начать служить идолам. И еще Ашем сказал об этом: "Чтобы ты, взглянув на небо и увидев солнце и луну и звезды - все воинство небесное, не прельстился и не стал бы им поклоняться и служить им" (Дварим 4:19). И не то, чтобы Ашем запретил человеку поднимать голову и смотреть на небо, но он запретил принимать к сердцу то, что приписывают небесным светилам их служители. И так же в Его речении: "Берегись, чтобы ты не попал в сети... и не искал ты их богов, говоря: "Как служат эти народы своим божествам, так и я буду делать" (Дварим 12:30) - Ашем запретил даже тому, кто не служит идолам, расспрашивать об особенностях идолослужения, потому что этот интерес может привести человека к заблуждению.
И знай, что преступивший этот запрет карается бичеванием. Это разъясняется в конце первой главы трактата Эрувин (17б). Там доказывается, что "наказание бичеванием за нарушение тхумей Шабат (субботних границ) следует из самой Торы", ведь она содержит запрет: "Да не выходит никто из своего места в день седьмой" (Шмот 16:29). И возражают на это: "Разве наказывают бичеванием за нарушения запрета, который выражен с помощью частицы аль (аль йеце - не выходит), а не с помощью частицы по, - а затем решительно отметают это возражение: "Если уж ты утверждаешь, что за нарушение запретов, выраженных с помощью частицы аль, не наказывают бичеванием, то тогда ты должен признать, что и за нарушение запрета "Не обращайтесь к идолам" (аль тифну -
не обращайтесь) тоже не бичуют?!". Отсюда ясно, что за нарушение этого запрета следует наказание бичеванием.
11-язаповедь - запрещение возводить жертвенные постаменты, вокруг которых собирались бы и оказывали им знаки почтения, даже если эти постаменты создаются для служения Ашему, - чтобы наше служение Ему, да будет Он благословен, не уподоблялось идолослужению. Ведь идолопоклонники так и делают: ставят постаменты и располагают на них своих идолов. И об этом Его речение, да будет Он превознесен, запрещающее это: "И не ставьте себе жертвенные постаменты, которые ненавистны Ашему, твоему Б-гу"(Дварим 16:22). Преступивший этот запрет карается бичеванием.
12-язаповедь - запрещение готовить каменные настилы, чтобы склоняться на них, падая ниц перед идолом. И это запрещено даже в том случае, если настил выкладывается для поклонения Ашему, да будет Он превознесен. Этот запрет служит той же цели, что и предыдущий: чтобы мы не уподоблялись идолопоклонникам. Ведь они так и поступают: выкладывают искусный узор из камней перед своими идолами и на этом настиле им поклоняются.
Сказал Ашем, да будет Он превознесен: "Каменного настила с изображениями не делайте на вашей земле, чтобы поклоняться на нем"(Ваикра 26:1). Преступивший этот запрет карается бичеванием.
А в Сифре (Беар) сказано: "Не делайте на вашей земле" - по всей вашей земле вам запрещено падать ниц на каменные настилы, но в Храме разрешено".
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Мегила (226).
13-я заповедь— запрещение высаживать деревья в Храме или около жертвенника, чтобы украсить его и оказать почет Святилищу, если даже человек собирался это сделать ради служения Ашему. Ведь именно так почитают идолов, высаживая красивые, привлекающие взгляд деревья возле капищ идолов и внутри них.
Сказал Ашем, да будет Он превознесен: "Не высаживай себе кумирных деревьев и любых деревьев у жертвенника Ашема, твоего Б-га"(Дварим 16:21). Преступивший этот запрет карается бичеванием.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Тамид (28б), и там пояснено, что посадка деревьев запрещена на всей территории Храма.
14-я заповедь -запрещение клясться именем идола, и даже клясться перед идолопоклонниками именем идола, которому они служат. И также запрещено брать с идолопоклонников клятву именем идола, как разъяснено в высказывании наших мудрецов (Мехильта, Шофтим): "Не бери с иноверца клятву его богами". И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Имени других богов не упоминайте"(Шмот 23:13) - не берите клятву с иноверца именем его бога. И еще сказано там (в Мехильте): "Не упоминайте..." - не обещайте и не давайте зарока именем идола". А в трактате Санхедрин (636) говорится: "Не упоминайте..." - чтобы не говорил один другому: "Жди меня возле такого-то идола".
И преступивший этот запрет, т.е. поклявшийся чем-либо, обожествляемым идолопоклонниками, карается бичеванием. И сказано в трактате Санхедрин (63а), что, хотя запрещены все виды проявления любви и уважения к идолам, например, обнимать их, целовать их и т.п., но из всех подобных действий "бичеванием караются только клятва и принятие обета именем идола".
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин.
15-я заповедь -запрещение призывать и склонять других служить идолам, даже если сам призывающий им не служит и не совершает никаких других запрещенных действий, кроме этого подстрекательства; и это в случае, если он соблазняет многих (большинство жителей города). Такой человек называется мадиах (подстрекатель). И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "Если... выступили негодяи из твоей среды и подстрекали жителей своего города, говоря: "Пойдем и будем служить иным божествам"..." (Дварим 13:14).
Но о том, кто искушает только одного или немногих, сказано в другом речении Ашема: "Если будет искушать тебя твой брат... или твой сын, или твоя дочь, или жена твоя, или твой задушевный друг, говоря тайно: "Пойдем и будем служить иным божествам"..." (там же 13:7); такой человек называется месит (искуситель). Однако в этой, 15-ой, заповеди речь идет только о "подстрекателе".
Предостережение "подстрекателю" содержится в следующем ре', - нии Ашема, да будет Он превознесен: "Да не слышится оно(имя других богов) из уст ваших"(Шмот 23:13).
Сказано в трактате Санхедрин (636): "Запрет "Да не слышится оно из уст ваших" не относится к тайному "искусителю", ведь о нем ясно говорится в другом стихе (Дварим 13:12): "И весь Израиль услышит и убоится, и не станут более делать такого зла..." (НД 16). Но это предостережение "подстрекателю".
И так же сказано в книге Мехилъта дэраби Ишмаэпь: "Да не слышится оно из уст ваших" - предостережение "подстрекателю".
Преступивший этот запрет приговаривается к побиению камнями. В трактате Санхедрин (67а) говорится: "Подстрекающие город к служению идолам - приговариваются к побиению камнями".
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в десятой главе трактата Санхедрин (\ 11-113).
16-я заповедь -запрещение тайно искушать другого еврея, призывая его к идолослужению, и такой искуситель называется месит, как мы разъяснили (НД 15). Запрет тайно призывать других служить идолам содержится в Его речении, да будет Он превознесен: "...И не станут более делать такого зла"(Дварим 13:12)
Преступивший этот запрет приговаривается к побиению камнями согласно словам Писания: "...И закидай его камнями, чтобы умер, ведь он домогался отвратить тебя от Ашема, твоего Б-га" (там же 13:11). И убить его следует тому, кого он пытался соблазнить, как разъясняет Ашем, да будет Он превознесен, говоря: "Рука твоя первой настигнет его, чтобы умертвить его, а рука всего народа после" (там же 13:10). И сказано в Сифри (Реэ): "Тому, кого искушали, заповедано убить искусителя".
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (67а).
17-я заповедь -запрет искушаемому с благоволением относиться к "искусителю" и с приязнью вслушиваться в его речи. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "Не благоволи кнему..." (Дварим 13:9).
В Сифри (Реэ) говорится: "Поскольку в Торе сказано: "Люби ближнего, как самого себя" (Ваикра 19:18), - может быть, и этого необходимо любить? Тора дает ответ: "Не благоволи к нему".
18-я заповедь -запрет искушаемому прощать "искусителя"; он обязан относиться к нему с непреклонной ненавистью. И если в сердце искушаемого ослабла ненависть к "искусителю", он преступает запрет Торы. И об этом Его речение: "...Не слушай его(когда он будет просить тебя о прощении - Раши)" (Дварим 13:9). И разъясняется (Сифри, там же): "И хотя в Торе сказано, что даже врагу следует помогать (см. Шмот 23:5), этому не помогай, ведь Тора говорит: "...Не слушай его".
19-я заповедь -запрет искушаемому спасать "искусителя", если жизнь того в опасности. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "...Да не пощадит его твой глаз"(Дварим 13:9). И разъяснено (Сифри, там же): "Поскольку сказано: "Не стой равнодушно, когда проливают кровь ближнего твоего" (Ваикра 19:16), - может быть, и этого необходимо спасать? Тора говорит: "...Да не пощадит его твой глаз".
Двадцатая заповедь -запрет искушаемому оправдывать искусителя; и даже если ему известно о заслугах искусителя, запрещено о них упоминать, оправдывая его. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "...Не жалей его"(Дварим 13:9). И объяснено (Сифри, там же): ""Не жалей его" - не оправдывай его".
21-я заповедь -запрет искушаемому скрывать вину искусителя, умалчивая о фактах, необходимых для вынесения обвинительного приговора. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "...И не прикрывай его"(Дварим, там же). И разъяснено (Сифри, там же): "Не прикрывай его" - т.е. если тебе известны факты, обличающие его, ты не имеешь права молчать".
22-я заповедь -запрещение пользоваться или извлекать выгоду из украшений, которыми украшали идолов. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не возжелай взять себе серебра и золота, что на них"(Дварим 7:25). В Сифре (Ваикра) разъяснено, что "запрещено извлекать выгоду из материалов, которые использовались для облицовки идолов, т.к. сказано: "Не возжелай взять себе серебра и золота, что на них". Преступивший этот запрет карается бичеванием.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в третьей главе трактата Авода зара (45а).
23-я заповедь -запрещение заново отстраивать up анидахат (город, в котором евреи совратились к идолослужению /Д 186/). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И да будет он вечно грудой развалин, не отстраивай его вновь"(Дварим 13:17). И каждый, восстанавливающий и отстраивающий этот город, карается бичеванием.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 10-ой главе трактата Санхедрин (111б, 113а).
24-я заповедь -запрещение пользоваться или извлекать выгоду из имущества up анидахат (совращенного города). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Да не прилипнет к твоей руке ничего из истребляемого"(Дварим 13:18). И тот, кто берет себе что-либо из этого имущества, карается бичеванием.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 10-ой главе трактата Санхедрин (111аб).
25-я заповедь -запрещение приобретать что-либо, связанное с идолослужением. Мы должны насколько возможно отдаляться от объектов идолослужения, от капищ и кумирен идолопоклонников, от любых предметов их культа. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И не вноси скверны в свой дом"(Дварим 7:26). Тот, кто приобретает предметы их культа или извлекает из них выгоду, карается бичеванием.
В конце трактата Макот (22а) разъясняется, что тот, кто варит на огне, поддерживая его поленьями, наколотыми от ашеры - культового дерева, карается бичеванием дважды: первый раз - за нарушение запрета "И не вноси скверны в свой дом", а второй раз - за нарушение запрета "Да не прилипнет к твоей руке ничего из истребляемого (ведь он извлекал пользу из того, что должно было быть уничтожено)" (Дварим 13:18). Пойми это.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 3-ей главе трактата Санхедрин.
26-я заповедь -запрещение пророчествовать именем идола, утверждая, что Ашем повелел служить этому идолу или что сам идол повелел себе служить, обещая за это награду и угрожая карой ослушникам; так утверждают, например, пророки Бааля и пророки Астарты. В Писании не содержится особого запрета пророчествовать именем идола, однако указывается, что тот, кто пророчествует от имени идола приговаривается к смертной казни. Вот Его речение: "Пророк... который будет говорить именем иных богов, - смерти подлежит такой пророк" (Дварим 18:20). И эта смертная казнь осуществляется через удушение, согласно общему правилу: смертная казнь, названная в Торе без уточнения, осуществляется через удушение.
В "14-ом принципе", содержащемся в предисловии к этому сочинению, мы уже упоминали, что, если Писание налагает наказание за какой-то проступок, значит существует соответствующая запрещающая заповедь. И действительно, запрет пророчествовать именем идола содержится в речении: "Имени других богов не упоминайте"(Шмот 23:13) - ведь одно речение может предостерегать от целого ряда запрещенных действий (НД 14), и в то же время не рассматриваться в качестве единого, обобщающего запрета (лав шебихлалут), поскольку в Торе указано наказание за совершение каждого из этих запрещенных действий в отдельности. И в своем месте (см. Предисловие, 9-й принцип) приводились примеры этому.