Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принципов составления перечня заповедей 11 страница



Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в первой главе трактата Кидушин (146-176).

197-я заповедь -повеление давать взаймы бедному,чтобы облегчить его долю и улучшить ход его дел. И это более обязывающее и более строгое повеление, чем заповедь о цедаке. Ведь не так страдает и нуждается тот, кто, унижаясь, открыто просит у людей то, что ему необходимо, как тот, кто еще не открывает своего положения. И он нуждается в помощи, чтобы его бедственное положение не обнаружилось и он не стал бы зависеть от подаяний.

Повеление выполнять эту заповедь содержится в Его речении: "Если ты ссужаешь деньгамиМой народ, бедняка, который с тобой..." (Шмот 22:24). И сказано в Мехильте (Мишпатим): «Все "если" в Торе - это разрешения, кроме трех случаев..."; и один из них - "Если ты ссужаешь деньгами Мой народ...". Сказали мудрецы: "Если ты ссужаешь деньгами" - обязательное требование. И чтобы ты не засомневался: "Может быть это не обязанность, а просто разрешение?", Тора говорит: "Дай ему взаймы по мере нужды его" (Дварим 15:8), - обязательное требование, а не разрешение».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, так же разъясняются в нескольких местах трактата Ктубот (48а,67б) и в трактате Бава батра (8а).

198-я заповедь -повеление требовать проценты с неевреяи на этом условии ссужать ему, так чтобы он не получал от нас безвозмездной помощи, но платил за ссуду, даже если еврей-кредитор является его деловым партнером, хотя это запрещено по отношению к еврею (НД 35).

И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Иноземцу отдавай в рост..."(Дварим 23:21); и известно из традиции, что это приказ, а не просто разрешение. Таково высказывание мудрецов, приведенное в Сифри (Ки тэие): "Иноземцу отдавай в рост..." - заповедь "делай"; "а брату твоему не отдавай в рост" (там же) - заповедь "не делай".

Выполнение этой заповеди связано с определенными установленными мудрецами условиями, которые разъясняются в трактате Бава меция (70б-71а).

199-я заповедь -повеление возвращать залогего хозяевам-евреям, когда они в нем нуждаются. И если в залог сданы предметы, необходимые днем, например, орудия и предметы ремесла, то их возвращают днем, а на ночь снова закладывают. Но если в залог сданы предметы, необходимые ночью, например, постельное белье к одеяло, под которым он спит, то их возвращают на ночь, а закладывают днем.

И сказано в Мехильте (Мишпатим): "Если возьмешь в залог одеждусвоего ближнего, возвращай ему ее до захода солнца"(Шмот 22:25) - здесь говорится об одежде, которую возвращают заложившему каждый день. А откуда известно, что его ночные покровы, возвращают ему каждую ночь? Из того, что Тора говорит: "Верни, возврати ты ему залог, когда зайдет солнце,чтобы он лег спать в своей одежде " (Дварим 24:13)" Исходя из этого сказали мудрецы: "Дневную одежду закладывают на ночь, а ночную - на день; возвращают дневную одежду - днем, а ночную - ночью".

И разъяснено в трактате Макот (16а), что Его речение "Не входи в его дом (в дом должника), чтобы взять у него залог" (Дварим 24:10) - это запрет, необходимость в котором исчезает, если выполняется заповедь "делай". А эта заповедь "делай" - Его речение "Верни, возврати ты ему залог".

И говорится в Сифри (Ки тэце): "Написано "Верни, возврати...", чтобы научить, что возвращаем дневные принадлежности изо дня в день, а ночные - из ночи в ночь; одеяло - ночью, а плуг - днем".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 9-ой главе трактата Бава меция (113a-114б).

Двухсотая заповедь -повеление выдавать плату наемному работнику в тот же день,не откладывая на следующий. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "В тот же день отдай его плату"(Дварим 24:15). И закон выполнения этой заповеди таков: с нанятым на день расплачиваются до истечения следующей ночи, с нанятым на ночь расплачиваются до истечения следующего дня (т.е. "день", о котором говорится в стихе, - это сутки, отсчитываемые от начала работы), как мы разъясним в соответствующей заповеди "не делай" (НД38).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъясняются в 9-ой главе трактата Бава меция (110б-113 а). И там указано (111а), что заплатить за работу в срок - это заповедь "делай", обязательная по отношению к любому наемному работнику, как еврею, так и нееврею.

201-я заповедь -повеление, чтобы наемный работник в часы работы мог бы есть от растений и плодов, которые он обрабатывает,если они были "соединены с землей" (т.е. еще не собраны с поля, лозы, дерева и т.п.). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Когда войдешь в виноградник своего ближнего, можешь есть виноград сколько душе угодно, досыта,но в сосуд себе не клади. Когда придешь на жатву своего ближнего, то можешь обрывать колосьясвоей рукою..." (Дварим 23:25-26).

И разъяснено в трактате Бава меция (87аб), что из этих двух стихов мы учим: человеку разрешено есть от "соединенного с землей" в час сбора урожая. Одного лишь из двух стихов было бы недостаточно, как разъяснено выше (Д 140) относительно высказывания мудрецов (Сифра, Беар): "Если не было бы одного из двух изречений, мы бы не знали, как выполнять заповедь".

И из двух приведенных стихов постигается эта заповедь "делай": наемному работнику разрешено есть от "соединенного с землей". И однозначно сказали мудрецы (Бава меция, там же): "Сама Тора разрешает им (наемным работникам) есть (в час сбора урожая)".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Бава меция (87а-89б, 91б-93а).

202-я заповедь - повеление снимать поклажу со скотины,упавшей в пути под тяжестью груза. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если увидишь, что осел твоего врага лежит под своей ношею, то не оставляй его, развьючь, разгрузи его вместе с ним(вместе с хозяином осла)" (Шмот 23:5). И сказано в Мехильте (Мишпатим): "Развьючь, разгрузи..." - нарушающий это преступает и заповедь "делай" и заповедь "не делай".

Иными словами, нам повелевается развьючить скотину (и это заповедь "делай") и запрещается оставлять ее упавшею с поклажей, как мы разъясним в соответствующей заповеди "не делай" (270); и тот, кто оставляет ее лежащей под грузом, преступает и заповедь "делай", и заповедь "не делай". Итак, ясно, что слова Торы "Развьючь, разгрузи..." - это заповедь "делай".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются во второй главе трактата Бава меция (31-33а).

203-я заповедь -повеление нагружать поклажу на скотинупосле того, как мы (или кто-то другой) развьючили ее, или помогать человеку нагружать поклажу на себя, если у него нет вьючной скотины. И как нам заповедано развьючивать скотину вместе с ее хозяином, так нам заповедано нагружать ее вместе с ним.

И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Подними, поставь на ноги их(осла или быка) вместе с ним(с их хозяином)" (Дварим 22:4). И сказано в Мехильте (Мишпатим): "Подними, поставь на ноги их вместе с ним" - имеется в виду «нагрузи»".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются во второй главе трактата Бава меция (32а). И там разъясняется, что и развьючить - заповедь Торы, и нагрузить - заповедь Торы.

204-я заповедь -повеление возвращать потерянное владельцу.И об этом Его речение: "Должен ты возвратить ему"(Шмот 23:4); "Возвратить должен ты своему брату"(Дварим 22:1).

И ясно сказали мудрецы: "Возвращение потерянного - заповедь "делай" (Бава меция 32а). И еще сказали мудрецы, что тот, кто не выполняет это повеление, "преступает как заповедь "делай", так и заповедь "не делай" (Сифри, Ки тэце); и заповедь "не делай", связанную с потерей, мы еще разъясним в соответствующем месте (НД 69).

А законы того, как выполняется заповедь возвращения потерянного, разъясняются во второй главе трактата Бава меция.

205-я заповедь -повеление наставлять грешникаи предостерегать того, кто собирается согрешить, удерживая его вразумляющими речами и наставлениями. И пусть не скажет один из нас: "Я не согрешу, а если согрешит другой, мне-то что? Б-г его рассудит", - такой подход противоречит Торе. Ведь нам заповедано, чтобы мы не грешили сами и не позволяли другим из нашего народа грешить. И каждый человек обязан наставлять и удерживать того, кто стремится согрешить, даже если невозможно призвать его к суду с помощью свидетельских показаний.

И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Наставляй, увещевай своего ближнего,и не понесешь из-за него греха" (Ваикра 19:17). И эта заповедь также подразумевает, чтобы тот, кому было причинено зло, высказывал свои претензии вслух, а не злопамятствовал и не хранил бы в сердце память о грехе, совершенном против него: нам заповедано высказывать обидчику свои нарекания, чтобы в сердце не осталось следа от обиды.

И говорится в Сифре: «Откуда известно, что даже если мы уже увещевали человека четыре или пять раз, мы все же вновь и вновь должны наставлять его? Из того, что Тора говорит: "Наставляй, увещевай...". Может быть, мы должны увещевать его, пока он не переменится в лице (т.е. может быть, разрешено даже позорить его в присутствии других людей)? Но ведь Тора сказала: "... и не понесешь за него греха" (а опозорив человека при других, мы "понесем из-за него грех". См. НД 303)».

И уже объяснили мудрецы (Бава меция 31 а), что эта заповедь обязательна для каждого человека, и даже ребенок обязан наставлять взрослого. И, как разъясняют носители устной традиции, даже если человека в ответ проклинают и позорят, он не должен прекращать наставлений до тех пор, пока к нему не применят силу. И сказали мудрецы (Арахин 16б): "До побоев".

Законы этой заповеди и условия ее выполнения разъясняются в нескольких местах, рассеянных по Талмуду (см. Санхедрин 101б).

206-я заповедь -повеление любить друг друга, какмы любим самих себя: любить и жалеть других, их имущество и все, что им дорого, в той же степени, как мы любим и жалеем самих себя и свое имущество. И все, что мы желаем для себя, желать для них в той же степени; и все, что мы не желаем себе или же своим друзьям, точно так же не желать для других. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Люби ближнего своего, как самого себя"(Ваикра 19:18).

207-я заповедь - любить геров (прозелитов, принявших еврейскую веру). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Любите гера" (Дварим 10:19). И хотя на гера тоже распространяется общее для всего Израиля повеление "Люби ближнего своего, как самого себя" - ведь Тора ведет речь о гер цэдэке ("праведном гере", на которого распространяются все заповеди Торы), тем не менее, поскольку он сам пришел к нашей вере, Ашем любит его особенно, и поэтому посвятил ему особую заповедь. Точно так же Он поступил с запретом притеснять гера: и хотя Он уже сказал: "Не притесняйте друг друга" (Ваикра 25:17), Он повелел кроме этого: "И гера не притесняй" (Шмот 22:20). А в Талмуде (Бава меция 59б) разъяснено, что притесняющий гера нарушает сразу два запрета - "Не притесняйте друг друга" и "Гера не притесняй" (НД 250,253). И подобно этому, мы обязаны любить гера, исходя из двух повелений - "Люби ближнего своего, как самого себя" и "Любите гера". И это ясно, без всяких сомнений, и мне не известно, что бы кто-нибудь из составлявших перечень заповедей до меня ошибся в этом.

И во многих мидрашах разъяснено, что Ашем заповедал нам любить гера так же, как заповедал любить Его Самого, да будет Он превознесен. Ведь Он сказал: "И любите Ашема, вашего Б-га" (Дварим 6:5), и сказал: "И любите гера".

208-я заповедь - повеление выверять безмены, гирьки, весы и другие измерительные инструменты и придирчиво следить за их точностью. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Весы верные, гири верные, эйфа верная и ин верный да будут у вас" (Ваикра 19:36). И сказано в Сифре (Кедошим): «"Весы верные" - с точностью выверяй весы, "гири верные" - с точностью выверяй гири, "эйфа верная" - с точностью выверяй эфы, ин верный" - с точностью выверяй ины». И известно, что эйфа - мера объема для сыпучих веществ (приблизительно, 40 литров), а ин - мера объема для жидкостей (около 6,5 литров). И все эти мерные инструменты, несмотря на разность способов измерения, выполняют общую функцию: взвешивают или отмеряют количество вещества, равное их собственному весу или объему.

И все эти разновидности мер - гирьки и сосуды для измерения количества сыпучих материалов и жидкостей - называются "мерными инструментами" (мидот); а повеление придирчиво следить, чтобы мерные инструменты соответствовали установленным эталонам, называется "заповедью о мерах" (мицват мидот).

И говорится в Сифре: "На таком условии Я вывел вас из Египта - на условии, что вы примете на себя исполнение заповеди о мерах (т.е. будете честно вести свои дела - без недомеров и недовесов). Поэтому каждый, выполняющий заповедь о мерах, как бы признает цель исхода из Египта, а каждый, нарушающий заповедь о мерах, как бы перечеркивает цель исхода" (ведь в стихе сказано: "Весы верные, гири верные, эйфа верная и ин верный да будут у вас, - Я, Ашем, ваш Б-г, который вывел вас из земли Египта" - т.е. "вывел вас" на этом условии).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 5-ой главе трактата Бава батра (88а).

209-я заповедь -повелениепочитать мудрецов и вставать перед ними, чтобы выразить свое уважение. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Перед сединой вставай и уважай старца" (Ваикра 19:32). И сказано в Сифре: «"Вставай и уважай..." - т.е. вставай, чтобы проявить свое уважение».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в первой главе трактата Кидушин (32б-33б).

Знай, что хотя каждый человек обязан выполнять эту заповедь, - т.е. почитать мудрецов, в том числе и мудрецов, равных ему, как разъяснено в Талмуде (Бава меция 33а): "Вавилонские знатоки Торы встают друг перед другом", - тем не менее, эта заповедь накладывает особые, дополнительные обязанности на изучающих Тору. Почет, который ученик оказывает своему наставнику, должен значительно превосходить тот почет, который он оказывает всем другим мудрецам; и кроме уважения, он обязан проявлять трепет перед ним. Ведь Писание обязало человека почитать своего отца и трепетать перед ним, а мудрецы уже разъяснили, что обязанности по отношению к наставнику превосходят даже обязанности человека в отношении отца. И однозначно сказано (Бава меция): "Наставник прежде отца" (например, если отец и наставник захвачены в плен, человек обязан прежде выкупить своего наставника).

И уже разъяснили мудрецы (Санхедрин 5б), что ученику запрещено оспаривать мнение своего наставника, т.е. выступать против его законодательного решения, отстаивать иную позицию или учить и наставлять других без его разрешения. Ученику запрещено вступать в конфликт со своим наставником, гневаться на него или подозревать его в чем-нибудь, т.е. негативно истолковывать его поступки и высказывания, ведь, возможно, он вкладывал в них иной смысл.

И в главе Хелек (Санхедрин 110а) говорится: «Каждый, кто противоречит своему наставнику, как будто противоречит Шехине, как сказано: "...Датан и Авирам,...которые подстрекали против Моше и Аарона в сборище Кораха, когда они возмутились против Ашема" (Бемидбар 26:9). И каждый, кто вступает в ссору со своим наставником, как будто ссорится со Шехиной, как сказано (там же 20:13): "Это место, где сыны Израиля вступили в раздор с Ашемом, будет названо "Воды раздора" (сказано так, несмотря на то, что "сыны Израиля вступили в раздор" с Моше и Аароном)». И каждый, кто гневается на своего наставника, как будто гневается на Шехину, как сказано (Шмот 16:8): "Услышал Ашем ваш ропот против Него... не на нас вы ропщите, но против Ашема" (хотя, по видимости, евреи роптали именно против Моше и Аарона). И каждый, кто осуждает своего наставника, как будто осуждает Шехину, как сказано: "И говорил народ против Б-гаи против Моше" (Бемидбар 21:5)".

Во всех приведенных случаях ясно, что, хотя восстание Кораха, ропот, гнев и осуждающие разговоры евреев были направлены против Моше - наставника всего Израиля, Писание утверждает, что все эти раздоры были направлены против Б-га.

И ясно сказали мудрецы: "Трепет перед наставником - как трепет перед Небесами" (Авот 4:12). И пойми, что все это (т.е. законы уважения и трепета перед наставником) мы учим, как разъяснено во многих изречениях Талмуда, из повеления почитать мудрецов и родителей, но это не отдельная заповедь.

Двести десятая заповедь -повеление почитать отца и мать.И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Чти своего отца и свою мать"(Шмот 20:12).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в нескольких местах Талмуда, в основном, в трактате Кидушин (30б-32а,39б-40а).

И сказано в Сифре (Кедошим): "В чем выражается почитание? Кормить и поить, одевать и укрывать, выводить из дома и приводить в дом".

211-я заповедь -повеление трепетать перед отцом и матерью,как трепещут перед тем, кто способен покарать, например, перед царем, и, соответственно, вести себя с ними так, как ведем себя по отношению к тому, от кого опасаемся нежелательных последствий. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Каждый перед матерью и отцом трепещите"(Ваикра 19:3).

И сказано в Сифре (Кедошим): "В чем выражается этот трепет? Не садиться на их место, не перебивать их, даже чтобы подтвердить их слова, и не противоречить им".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, также разъясняются в трактате Кидушин (30б-32а).

212-я заповедь -повеление плодиться и размножатьсяради поддержания человеческого рода. И это заповедь пиръя вэривъя (заповедь "производства потомства"). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Плодитесь и размножайтесь,и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней" (Берешит 9:7).

И разъяснили мудрецы (Брахот 16а), что жених, взявший в жены девственницу, не обязан читать "Слушай, Израиль" в вечер свадьбы, поскольку он "занят выполнением заповеди" (согласно существующему принципу: "тот, кто занят выполнением одной заповеди, освобожден от одновременного выполнения других заповедей". Итак, очевидно, что произведение потомства - заповедь Торы).

Законы и обязанности, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 6-ой главе трактата Йевамот (61-66а). Женщины не обязаны выполнять эту заповедь, ведь ясно сказано там (656): "Мужчине заповедано плодиться и размножаться, но не женщине".

213-я заповедь - повеление, вступая в брак, совершать кидушин (освящение), либо вручая женщине дар, либо заключая с ней брачный договор, либо вступая с ней в близость. И это заповедь кидушин. И указанием на эту заповедь служит Его речение: "Если человек возьмет жену и вступит с ней в близость..." (Дварим 24:1), - отсюда следует, что жена приобретается близостью (Кидушин 4б).

И сказал Он: "И она (женщина, получившая развод) выйдет из его дома, пойдет и станет женой другого мужчины" (там же 24:2), - как она "выйдет", получив соответствующий документ (разводное письмо), так и "станет женой", получив соответствующий документ (брачный договор). Следовательно, кидушин может быть совершен и при помощи брачного договора)" (Кидушин 5а).

И еще мы учим (там же 3б), что жена приобретается деньгами. Ведь сказано в Торе о рабыне-еврейке (Шмот 21:11): "Пусть она уходит даром, без денег". Говорят мудрецы: "Этому господину (от которого уходит рабыня) не платят денег, но платят деньги другому господину. Кому? Ее отцу (когда берут в жены несовершеннолетнюю). Следовательно, кидушин может быть совершен при помощи денег или предмета, имеющего денежную стоимость, например, кольца и т.п.)".

Однако кидушин, предписанный самой Торой, - это именно освящение близостью, как разъяснено в нескольких местах Талмуда: в трактатах Ктубот (За), Кидушин и Нида (446).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъяснены в посвященном ей трактате Кидушин. И однозначно сказали мудрецы об освящении близостью, что это - "из Торы" (Кидушин 9а).

Итак, выяснилось, что кидушин - заповедь Торы.

214-я заповедь -повеление, чтобы муж оставался вместе с женой в течение первого года их супружества,и не отлучался из города без нее, и не отправлялся с войском в завоевательные походы, и не принимал на себя других обязательств, связанных с разлукой (см. "Н.д." 311), - но радовался с ней полный годсо дня, когда он впервые вступил с ней в близость. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если кто взял жену недавно, ...пусть он будет свободен для своего дома один год и пусть веселит свою жену"(Дварим 24:5).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Coma (43а-44б).

215-я заповедь - повеление делать обрезание.И об этом Его речение, да будет Он превознесен, обращенное к Аврааму: "Ты же соблюдай Мой завет, ты и твое потомство после тебя во всех поколениях: ...обрезайте вашу крайнюю плоть, ...восьми дней от рождения пусть будет обрезан у вас в роды ваши всякий мужчина"(Берешит 17:10-12).

И написано в Торе, что не выполнивший эту заповедь "делай" карается каретом (отсечением души). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Необрезанный же мужчина, который не обрежет своей крайней плоти, - отсечется та душа от своего народа" (там же 17:14).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 19-ой главе трактата Шабат (130а) и в 4-ой главе трактата Йевамот (46-48б).

Женщине не заповедано делать обрезание сыну, но выполнение этой заповеди лежит на отце, как разъяснено в трактате Кидушин (29а).

216-я заповедь -повеление, чтобы деверь женился на вдове умершего брата, не имевшего от нее детей(такой брак называется ибум). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если братья жить будут вместе, и умрет один из них, а сына нет у него, то пусть не выходит жена умершего за чужого человека... Деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жены,...а первенец, которого она родит, будет считаться сыном умершего брата" (Дварим 25:5-6).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в посвященном ей трактате Йевамот.

217-я заповедь -повеление, чтобы бездетная вдова совершала обряд халицы, если брат ее умершего мужа не пожелает взять ее в жены. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Но если не захочет этот человек взять свою невестку... то пусть подойдет к нему невестка перед глазами старейшин и снимет башмак с его ноги, и плюнет перед ним, и возгласит, и скажет:"Так поступают с человеком, который не хочет восстановить дом своего брата" (Дварим 25:7,9).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в посвященном ей трактате Йевамот.

И известны слова мудрецов (Брахот 13а, Йевамот 39б): "Выполнить заповедь об ибуме (т.е. взять в жены вдову брата, умершего бездетным) предпочтительнее, чем выполнить заповедь о халиие". Вот почему трактат был назван Йевамот (от слова ибум), несмотря на то, что он в включает в равной мере и законы совершения ибума, и законы совершения халицы.

218-я заповедь -повеление, чтобы насильник(взявший силой девственницу) женился на изнасилованной им. И обэтом Его речение, да будет Он превознесен: "Если же встретит кто девственницу, которая не обручена, и схватит ее, и ляжет с нею, и застанут их, то пусть даст мужчина, лежавший с ней, отцу девицы пятьдесят сребреников, и ему будет она женоюза то, что насиловал он ее; не может он развестись с ней во все свои дни" (Дварим 22:28-29).

И уже разъяснено в трактате Макот (15а), что запрет насильнику разводиться (см. "Н.д." 358) - это "запрет, которому предшествует выполнение заповеди "делай".

Итак, выяснилось, что Его речение "Ему будет она женою" - заповедь "делай".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 3-ей и 4-ой главах трактата Ктубот (39а, 41б-43а).

219-я заповедь -закон о моци шем ра (клеветнике, который, взяв в жены девственницу, ложно заявил, что не нашел следов ее девственности). Повеление наказывать его плетьми и оставлять ему жену без права развода,поскольку по его поводу тоже сказано: "И ему будет она женою,не может он развестись с ней во все свои дни" (Дварим 22:19).

И разъяснено в трактате Макот (15а), что этот запрет (см. "Н.д." 358), так же, как запрет о насильнике, - это "запрет, которому предшествует выполнение заповеди "делай".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 3-ей и 4-ой главах трактата Ктубот (44-466).

Двести двадцатая заповедь -повеление, которым нам заповедан закон "о соблазнителе"(мефатэ). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И если кто обольстит девственницу, которая не обручена, и ляжет с нею, то он должен,дав ей приданное, взять ее себе в жены"(Шмот 22:15).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 3-ей и 4-ой главах трактата Ктубот (41б-43а).

221-я заповедь -повеление, которым нам заповедан закон о "женщине, красивой видом"(йефат тоар). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Когда выйдешь на войну против своих врагов... и возьмешь у них пленных, и увидишь между пленными женщину, красивую видом, и возжелаешь ее, и захочешь взять ее в жены, то приведи ее в свой дом,и пусть обреет она свою голову и обрежет свои ногти,... и пусть сидит в твоем доме и оплакивает отца и мать в течение месяца, а затем войди к ней и стань ее мужем"(Дварим 21:10-13).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в первой главе трактата Кидушин (21б-22а).

222-я заповедь -повеление осуществлять развод,если муж желает расторгнуть брак, при помощи разводного письма.И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "...Если она не найдет благоволения в его глазах, ...он напишет ей разводное письмо, и даст ей в руку, и отошлет ее из своего дома"(Дварим 24:1).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, - законы развода - полностью разъяснены в посвященном этому трактате Гитин.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.