Сто пятидесятая заповедь -повеление исследовать виды птиц по признакам пригодности в пищу,поскольку нам разрешены только несколько видов. Но сами признаки пригодности птиц не сообщены в Торе, а выявляются с помощью изучения: когда мы вдумываемся в особенности каждого из тех видов, о которых в Торе определенно сказано, что они запрещены, мы обнаруживаем признаки, которые объединяют их. Это и есть признаки нечистых (некашерных) птиц. И нам повелевается исследовать виды птиц, определяя, какой вид пригоден нам в пищу, а какой - нет; и это заповедь "делай".
И ясно сказано в Сифри: "Всякую чистую птицу ешьте"(Дварим 14:11) - это заповедь "делай".
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в трактате Хулин (59а, 61-65а).
151-я заповедь -повеление проверятьтакже виды акрид по признакам пригодности в пищу,разъясненным в Торе: "...У которых есть пара голеней над ступнями, чтобы скакать по земле" (Ваикра 11:21).
Эта заповедь выполняется подобно тому, как объяснено относительно предыдущей (т.е. заповедь заключается в исследовании видов акрид на пригодность в пищу). А стих, в котором выражено это повеление - Его речение "Это однако можете есть: всякое летучее насекомое, ходящее на четырех...и т.д." (там же).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 3-ей главе трактата Хулин (59а, 65а-66а).
152-я заповедь -повеление проверять рыб на наличие признаков пригодности в пищу,которые разъяснены в Торе, в Его речении: "Таких можете есть из всего, что в воде: всех, имеющих плавники и чешую" (Ваикра \ \ :9). И ясно сказано в трактате Хулин (66б), что тот, кто ест нечистую (некашерную) рыбу, "преступает заповедь "делай" и заповедь "не делай" (НД 173), ведь из того, что сказано: "Таких можете есть...", следует, что других нельзя есть, а запрет, вытекающий из заповеди "делай" - та же заповедь "делай".
Итак, прояснилось, что Его речение "Таких можете есть из всего, что в воде..." -это заповедь "делай".
И когда мы говорим, что это - заповедь "делай", имеется в виду, как было упомянуто, что нам повелевается исследовать виды рыб на наличие у них упомянутых признаков и определять: эта разрешена в пищу, а эта - нет, подобно сказанному в Писании: "Отличайте же и вы скот чистый от нечистого и птицу нечистую от чистой..." (Ваикра 20:25).
А поскольку "отличить... чистое от нечистого" можно только по указанным признакам, проверка каждого из четырех типов признаков - признаков домашних и диких животных, признаков птиц, признаков акрид и признаков рыб - является самостоятельной заповедью. И мы уже привели изречения мудрецов, называющих заповедью "делай" каждое из этих четырех повелений в отдельности.
Законы, связанные с выполнением заповеди проверки видов рыб на наличие признаков пригодности в пищу, разъясняются в третьей главе трактата Хулин (59а, 66-676).
153-я заповедь -повеление, которым Он, да будет Он превознесен, заповедал нам освящать начало нового месяца и определять продолжительность месяцев и лет.И это заповедь кидуш аходеш (освящение месяца). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Этот месяц вам - начало месяцев" (Шмот 12:2). И объясняя это, мудрецы говорят (Рош ашана 22а): «"Этот месяц вам..." - вам передано определение начала месяца».
Однако это заповедь не передана для исполнения каждому индивиду.
Наступление Шабата, свидетельствующего о шести днях Сотворения, может определить каждый человек, самостоятельно отсчитывая шесть дней и отдыхая на седьмой. Может быть, подобно этому, каждый увидевший новый месяц сам установит себе рош ходеш (день новомесячья) или каждый сам будет вести расчет месяцев, определяя их начало, а когда заметит, что весна задерживается (или увидит какое-то другое явление, влияющее на расчет), то сам прибавит к году дополнительный месяц? Но эта заповедь выполняется только Великим Санхедрином и только в Земле Израиля. И поскольку у нас нет Санхедрина, мы не можем принимать свидетелей, увидевших новый месяц, подобно тому, как мы не можем совершать жертвоприношения в отсутствие Храма.
И в отношении этого заблуждались еретики, называемые здесь, на востоке, караимами. Да и не все, следующие за мудрецами, ясно сознают этот принцип; и они воспринимают эту заповедь на ощупь, во мраке и темноте.
Знай, что установить календарь, которым мы сегодня пользуемся, определяя начало месяцев и дни праздников, можно было только в Земле Израиля.
Лишь в крайнем случае, когда мудрецы были изгнаны из Земли Израиля, разрешалось суду, рукоположенному в Земле Израиля, устанавливать високосные года и определять начало месяцев, находясь вне Израиля, как это делал, согласно разъяснению Талмуда (Брахот 63а), раби Акива. Но с этим связаны большие проблемы, и известно, что почти всегда Великий Санхедрин находился в Земле Израиля, и мудрецы Санхедрина собирались вместе и, следуя принятым у них способам расчета, определяли начало месяцев и устанавливали високосные годы.
И в этом заключен один из величайших принципов нашей религии, который понимают и осознают только наиболее глубокие исследователи. Когда мы сегодня, вне Земли Израиля, согласно имеющемуся у нас календарю, выделяем определенный день и говорим, что этот день рош ходеш или праздник, мы ни в коем случае не устанавливаем праздник согласно нашим подсчетам. Но этот день будет рош ходешем или праздником только потому, что так некогда постановил Великий Санхедрин в Земле Израиля. И только потому, что мудрецы Санхедрина провозгласили определенный день в будущем рош ходешем или праздником, он становится рош ходешем или праздником независимо от того, установили ли они это при помощи расчетов или же принимая показания свидетелей, увидевших новый месяц.
И так передано нам по традиции (Рош ашана 25а): «"Праздники Ашема, которые вы должны называтьсвященными днями" (Ваикра 23:2) - нет других праздников, кроме этих». Другими словами, праздники - это только те дни, которые мудрецы Санхедрина провозгласили праздниками (т.е. они "назвали" эти дни "священными днями"), - даже если мудрецы ошиблись, даже если они действовали под принуждением, даже если они заблуждались, как рассказывается в предании.
И сегодня мы ведем подсчеты по календарю, только чтобы определить, какой день установили для праздника жители Земли Израиля, поскольку они устанавливают день тоже по этому календарю, а не по показаниям свидетелей. Но мы полагаемся на день, установленный в Земле Израиля, а не на свой подсчет; и мы ведем свой подсчет только чтобы узнать те дни, которые уже были определены. И это необходимо хорошенько понять.
И еще разъясним: если представить, например, что все евреи покинут Землю Израиля (да не совершит Б-г такого, ведь Он обещал, что не уничтожит полностью и не лишит корней остаток Своего народа), и не будет там суда мудрецов, и не будет заграницей суда, рукоположенного в Земле Израиля, - в таком случае наши подсчеты совершенно нам не помогут, ведь мы можем устанавливать вне Земли Израиля високосные годы и определять начало месяцев только при упомянутых условиях, как мы разъяснили - ибо "из Сиона выходит Тора, и слово Ашема - из Иерусалима" (Йешая 2:3).
И если тот, кто в полной мере знаком с высказываниями Талмуда на эту тему, вдумается в них, ему станет понятно, что дело обстоит, вне всякого сомнения, в точности, как мы разъяснили.
И в самих словах Торы есть намеки, указывающие на порядок, согласно которому мы устанавливаем високосные года и новомесячья. К таким указаниям относится Его речение (Шмот 13:10): "И соблюдай этот устав (речь идет о празднике Песах) в установленный для него срок из дней в дни". И объясняют мудрецы (Мехильта дэраби Шимон бар Йохай): "Сказано так, чтобы научить, что в високосный год дополнительный месяц добавляется перед Песахом (поскольку Тора повелевает, чтобы Песах всегда приходился на "установленный для него срок" - дни весны, то, если весна запаздывала, добавляли перед нисаном - месяцем Песаха - дополнительный месяц адар, и год становился високосным)". И говорят мудрецы (там же): "Откуда известно, что решение добавить месяц принимается только днем и что день новомесячья освящается только днем? Из того, что Тора сказала: "Из дней в дни".
И сказал Он, да будет Он превознесен: "Из месяцев года" (Шмот 12:2). И толковали мудрецы (Мегила 5а): "Месяцы учитываются при подсчете года, а дни не учитываются", т.е. добавляется только целый месяц (но не отдельные дни).
И сказал Он: "Месяц дней" (Бемидбар 11:21). Толковали мудрецы (там же): "Дни учитываются при подсчете месяца, а часы не учитываются".
И сказал Он: "Соблюдай месяц весны (нисан) и совершай Песах..." - следовательно мы обязаны, чтобы в нашем году месяцы совпадали с определенными сезонами, как при солнечном календаре.
Все законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъяснены в первой главе трактата Санхедрин (10б-13б), в трактате Рош ашана (7а,8б,18-26а,30б,31б) и также в трактате Брахот (30б,63а).
154-я заповедь -повеление отдыхать в Шабат.И об этом Его речение: "А в день седьмой отдыхай"(Шмот 23:12). И это повеление повторено в Торе несколько раз. И Он, да будет Он превознесен, разъясняет, что это воздержание от работы обязательно и для нас, и для нашего скота, и для наших рабов.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Шабат и в трактате, посвященном законам праздничных дней (Бейца).
155-я заповедь - повеление освящать Шабат при его наступлении и на его исходе, произнося слова о величии этого дня и почете, которым он окружен, и о том, что этот день выделен из всех предшествующих ему и следующих за ним.
И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Помни день Шабата, чтобы освящать его" (Шмот 20:8), - т.е. помни о святости, уникальности и величии этого дня. И это повеление произносить кидуш (освящение).
Сказано в Мехильте (Итро): «"Помни день Шабата, чтобы освящать его" - освящать его благословением». И разъясняют мудрецы (Псахим 106а): «"Помни день Шабата, чтобы освящать его" - над вином».
И еще сказано: "Освящать его", когда он наступает, и "освящать его", когда он уходит". Иными словами, авдала (благословения, произносимые на исходе Шабата) - тоже часть заповеданного нам освящения Шабата.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Песахим (100-107а,1176) и в нескольких местах трактатов Брахот (20б,26б,27б,29а,33аб,51б,52аб) и Шабат (119б,150б).
156-я заповедь - повеление устранить квасное из наших владений в 14 день месяца нисана. И это заповедь ашбатат сеор (удаления закваски). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Удалите закваску из своих домов " (Шмот 12:15). А мудрецы называют эту заповедь также биур хамец (устранение квасного).
В трактате Санхедрин Иерусалимского Талмуда (5:3) говорится, что тот, кто в Песах хранит квасное, "нарушает и заповедь "делай" и заповедь "не делай": "делай", поскольку не устранил его - а ведь написано "Удалите закваску из домов ваших" - и "не делай", ведь написано "Семь дней закваска не должна находиться в ваших домах" (Шмот 12:19).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, уже разъяснены в начале трактата Песахим (4б-8а, 10-15б,20б).
157-я заповедь - повеление с наступлением ночи 15-го нисана рассказывать об исходе из Египта, каждый рассказчик в меру своего умения. И достоин похвалы каждый, кто длит свое повествование, умножая рассказы о величии сделанного Ашемом для нас: о том, как Ашем отплатил египтянам, угнетавшим и притеснявшим нас, - и прославляя Его, да будет Он превознесен, за все совершенные для нас милости. Так сказали мудрецы (Агада шель Песах): "Умножающий рассказ об исходе из Египта достоин похвалы".
А стих, в котором содержится эта заповедь, - Его речение, да будет Он превознесен: "И расскажешь своему сыну в тот день: ради этого (т.е. ради исполнения заповеди пасхального седера) совершил все это Ашем при моем выходе из Египта" (Шмот 13:8). И истолковывают мудрецы (Мехильта): "И расскажешь своему сыну..." - может быть, начиная уже с первого дня месяца нисана! Тора говорит: "В тот день" (т.е. в день исхода - 15-го нисана). Если в "тот день", то может быть, днем? Тора говорит: "Ради этого..." - рассказ должен вестись, когда перед тобой лежат маца и горькая зелень". Иными словами, с наступлением ночи обязан начать рассказ.
И говорится в Мехильте: "Поскольку сказано "И если спросит тебя твой сын..." (там же 13:14), может быть, если он спросит, ты ему расскажешь, а если не спросит, то не расскажешь? Но Тора сказала: "И расскажешь своему сыну..." - даже если он не спрашивал у тебя. Может быть, только если есть сын? Откуда известно, что человек должен рассказывать и другим, и даже самому себе? Тора говорит: "И сказал Моше народу: "Помните этот день, в который вы вышли из Египта, из дома рабов..." (там же 13:3), - т.е. повелел "помнить этот день", подобно сказанному (Шмот 20:8): "Помни день Шабата, чтобы освящать его" (т.е. как человек обязан освящать Шабат даже в одиночестве, так и тот, у кого нет слушателей, обязав в пасхальную ночь рассказывать об исходе из Египта)".
И известны слова мудрецов (Агада шель Песах): "Даже если все мудры, все разумны, все знают Тору, заповедано рассказывать о выходе из Египта".
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Песахим (115б-118а).
158-я заповедь -повеление есть мацу в ночь 15-го нисана вместе с пасхальным ягненком или без него. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "С вечера ешьте мацу" (Шмот 12:18). И истолковывая, сказали мудрецы (Песахим 120а): «"С вечера ешьте мацу" - Писание вменило это в обязанность». И уже разъяснено в трактате Песахим (286), что вкушение мацы в первую ночь Песаха - обязанность, в остальные дни Песаха - по желанию.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Песахим.
159-я заповедь -повеление отдыхать от работы в первый деньПесаха. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И в первый день - священное собрание..."(Шмот 12:16). И необходимо знать, что везде, где Ашем сказал "священное собрание", имеется в виду "освящение" определенного дня (Рош ашана 32а), а "освящение" заключается в воздержании от работы, кроме той, что связана с приготовлением пищи, как разъяснено в Писании.
И мы уже упоминали высказывание мудрецов (Д 90,135): «Отдых - это заповедь "делай"». Иными словами, в каждый из дней, о которых Ашем сказал, что это дни "отдыха", Он как бы повелел прекратить работу и отдыхать. И стих "Шабат (дословно "дни отдыха") Ашема" (Ваикра 23:38) относится ко всем праздникам, имеющим статус йом това.
И во многих местах Талмуда (Шабат 25а, Бейца 8б) сказано: "'Йом тов - и заповедь "делай", и заповедь "не делай". Имеется в виду, что повеление отдыхать в каждый йом тов - заповедь "делай", а запрет работать в этот день - заповедь "не делай"; поэтому каждый, кто совершает в этот день запрещенную работу, преступает и заповедь "делай", и заповедь "не делай".
Законы этого отдыха разъясняются в трактате, посвященном праздникам (Бейца).
Сто шестидесятая заповедь -повеление отдыхать в седьмой день праздника Песах. И об этом Его речение: "И в седьмой день - священное собрание"(Шмот 12:16).
161-я заповедь -повеление вести счет дней омера (49
дней со второго дня Песаха до праздника Шавуот). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И отсчитайте себе со дня после отдыха, со дня приношения вами омера возношения, семь недель,полными да будут они, до дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней(Ваикра 23:15-16).
Знай, что подобно тому, как Санхедрин, согласно разъясненному выше (Д 140), обязан вести счет лет до йовеля, год за годом и семилетие за семилетием, так каждый из нас обязан вести счет дням омера, день за днем и неделю за неделей, - ведь Он сказал: "Отсчитайте пятьдесят дней" и сказал: "Семь недель отсчитай себе"(Дварим 16:9).
И подобно тому, как подсчет лет и семилетий - одна заповедь, как мы разъясняли, так и сфират аомер (подсчет омера) - одна заповедь. И все, кто составлял перечень заповедей до меня, посчитали ее одной заповедью, и сделали верно.
И пусть изречение мудрецов "Заповедь вести счет дней и заповедь вести счет недель" (Менахот 66а) не заставит тебя по ошибке подумать, что это - две заповеди, ведь в любой заповеди, состоящей из нескольких действий, каждое из них является выполнением этой заповеди. Вот если бы мудрецы сказали: "Эти слова Писания подтверждают, что вести подсчет дней - заповедь, а эти слова Писания подтверждают, что вести подсчет недель - заповедь", тогда бы здесь действительно было две заповеди. И не укроется от того, кто различает нюансы в языке мудрецов, что если говорится: "Обязанность делать это и это", то совершенно не значит, что каждое из указанных действий - отдельная заповедь.
И ясным доказательством служит то, что мы каждый вечер при счете омера ведем и счет недель, говоря: "Сегодня столько-то дней и столько-то недель омера". Но если бы подсчет недель был самостоятельной заповедью, мы бы называли количество недель только в конце каждой семидневки, и тогда бы произносили два благословения: "...Который освятил нас Своими заповедями и повелел считать дни омера" и "...повелел считать недели омера", а ведь мы так не делаем. Поэтому заповедь - считать дни и недели омера, как Он повелел.
И женщины не обязаны выполнять эту заповедь.
162-я заповедь -повеление отдыхать от работы в праздник Шавуот.И об этом Его речение: "До дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней... И провозгласите в тот самый день: священное собрание будету вас"(Ваикра 23:16,21).
163-я заповедь -повеление отдыхать от работы в первый день месяца тишрей. И об этом Его речение: "В седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас отдых... священное собрание"(Ваикра 23:24). И мы уже приводили слова мудрецов, сказавших (Шабат 24б): "Отдых" - это заповедь "делай" (Д 90,135,159).
164-я заповедь -повеление поститься в десятый день месяца тишрей.И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "В седьмой месяц, в десятый день месяца, изнуряйте ваши души..."(Ваикра 16:29).
И объясняется в Сифре (Ахарей мот): «"Изнуряйте ваши души" - изнурением, которое может привести человека к гибели. И что это? Отказ от еды и питья».
И дошло до нас по цепи традиции (Йома 73а), что в этот день запрещено мыться, умащать тело, носить кожаную обувь и вступать в интимную близость. Необходимо воздерживаться от всех этих действий, поскольку сказано: "Это Шабат Шаба-тов для вас, изнуряйте ваши души" (Ваикра 16:31). Подразумевается, что в этот день существует не только обязанность прекращать ремесло и труд, но и особая обязанность прекращать пропитание и поддержание тела - поэтому-то и говорится: "Шабат Шабатов". И сказано в Сифре (там же): «Откуда известно, что в Йом Кипур запрещено мыться, умащаться и вступать в интимную близость? Тора сказала: "Шабат Шабатов" (дословно: "отдых отдыхов")». Иными словами, "отдыхайте" (воздерживайтесь) от всего этого, чтобы придти к "изнурению" (смирению) души.
165-я заповедь -повеление отдыхать в этот день(в Йом кипур) от ремесел и работы.И об этом Его речение: "Это Шабат Шабатов(дословно: "отдых отдыхов") для вас"
(Ваикра 16:31). И мы уже не раз (Д 90,135,159,163) приводили изречение мудрецов: "Отдых" - это заповедь "делай".
166-я заповедь -повеление отдыхать от работы в первый день праздника Суккот. И об этом Его речение: "В пятнадцатый день этого седьмого месяца - праздник Суккот (дословно: "праздник шалашей");...в первый день - священное собрание"(Ваикра 23:34-35).
167-я заповедь -повеление отдыхать от работы на восьмой день праздника Суккот (в Шмини ацерет). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "На восьмой день священное собрание будету вас"(там же 23:36).
И знай, что в эти шесть дней (первый и седьмой дни Песаха, Шавуот, Рош ашана, первый и восьмой дни Суккот) законы заповеданного нам отдыха одинаковы, и ни один из этих дней в этом отношении не отличается от другого. И также в каждый йом тов из этих шести нам разрешено заниматься приготовлением пищи.
И поскольку законы отдыха едины и распространяются на каждый йом тов, все они разъясняются в трактате (Бейца), посвященном законам йом това.
Однако законы отдыха, заповеданного в Шабат и в Йом кипур, включают многочисленные дополнения, поскольку в эти дни запрещено приготовлять пищу. И, как разъясняется в трактате Бейца (12аб), есть также другие действия, разрешенные в йом тов, но запрещенные в Шабат, несмотря на то, что они не относятся к приготовлению пищи.
168-я заповедь -повеление жить в сукке (шалаше) семь дней,на протяжении всего праздника Суккот. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "В шалашах живите семь дней"(Ваикра 23:42).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в посвященном ей трактате Сукка.
Женщины не обязаны выполнять эту заповедь.
169-я заповедь -повеление возносить лулав ("букет", состоящий из ветви финиковой пальмы - собственно "лулав", а также ветвей мирта, ивы и плода этрога) и радоваться перед Ашемом в течение семи дней (праздника Суккот). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И возьмите себе в первый день плод прекрасного дерева, ветви пальмовые и отростки густолиственного дерева и речных ив, и веселитесь передАшемом, вашим Б-гом, семь дней"(Ваикра 23:40).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Сукка. И там (41а) поясняется, что в течение семи дней выполнять эту заповедь обязаны только в Храме, а в остальных местах она, по закону Торы, выполняется только в первый день праздника.
И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.
Сто семидесятая заповедь -повеление слушать звук шофара (рога) в первый день тишрей.И вот об этом Его речение: "День трубления будету вас"(Бемидбар 29:1).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Рош ашана (16аб,26-30а,32-34б). И женщины не обязаны ее выполнять.
171-я заповедь -повеление ежегодно вносить полшекеля(в казну Храма). И об этом Его речение: "Когда будешь проводить всеобщий подсчет сынов Израиля для определения их числа, - перед подсчетом каждый пусть даст искупительный дар за душу свою Ашему..." (Шмот 30:12). И Он сказал: "Вот чтодадут они: каждый проходящий подсчет - половину шекеля..."(там же 30:13).
И ясно, что женщины не обязаны выполнять эту заповедь, ведь в стихе сказано: "...каждый проходящий подсчет" (а подсчитывались только мужчины).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в посвященном ей трактате Шекалим. И там (8:8) поясняется, что эта заповедь выполняется только, когда есть Храм.
172-я заповедь - повеление подчиняться каждому из пророков,да пребудет на них мир, и выполнять все, что он прикажет,даже если этот приказ будет противоречить одной из заповедей или нескольким из них, но только в том случае, если приказ продиктован временной необходимостью. Однако пророк не может добавить что-либо к заповеди или отменить ее навсегда, как мы объяснили в предисловии к нашему комментарию на Мишну.
А стих, в котором содержится это повеление, - это Его речение, да будет Он превознесен: "Пророкаиз твоей Среды, из братьев твоих... поставит тебе Ашем, твой Б-г, - его слушайтесь"(Дварим 18:15).
И сказано в Сифри (Шофтим)'. "Его слушайтесь" - подчинись ему, даже если в силу временной необходимости он прикажет тебе преступить одну из заповедей, записанных в Торе".
И тот, кто не подчиниться словам пророка, подлежит смерти "от руки Небес". И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И будет: с человека, который не послушает Моих слов, сказанных (пророком) от Моего имени, Я взыщу" (там же 18:19). И разъясняется в трактате Санхедрин (89а): "Трое подлежат смерти от руки Небес - человек, отступивший от слов пророка, пророк, отступивший от своих собственных слов, и пророк, скрывающий свое пророчество". Каждый из них подразумевается в стихе: "...который не послушает Моих слов". Сказали мудрецы (там же): "О каждом из них говорится, что он "не слушает" (слов Ашема)".
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Санхедрин (89а).
173-я заповедь -повеление поставить над нами еврейского царя,который объединит весь наш народ и будет говорить от нашего имени, и править нами. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Когда ты придешь в землю, которую Ашем, твой Б-г, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься в ней, и скажешь: "поставлю над собою царя...", то поставь над собою царя,которого изберет Ашем, твой Б-г; из среды своих братьев поставь над собою царя..." (Дварим 17:14-15).
И мы уже упоминали (Д 20) изречение мудрецов, приведенное в Сифри (Шофтим): "Три заповеди должен выполнить народ Израиля в час, когда он поселится на Земле Израиля - поставить себе царя, возвести Храм и уничтожить потомков Амалека".
И еще сказано в Сифри (там же): "Поставь над собою царя" - заповедь "делай". И приводится толкование: "Поставь над собою царя" - чтобы ты трепетал перед ним"; мы обязаны почитать, возвеличивать и превозносить его более, чем какого-либо другого человека, - так, чтобы его статус был для нас выше, чем статус любого пророка из его поколения. И ясно сказали мудрецы (Орайот 13а), что царя выкупают из плена прежде пророка.
И когда такой царь отдает какой-либо приказ, не противоречащий заповедям Торы, мы обязаны его приказ выполнить. А того, кто ослушается и не выполнит приказа, царь имеет право казнить мечом, как это приняли на себя наши предки, провозгласив (Йеошуа 1:18): "Всякий, кто воспротивится твоему повелению и не послушает твоих слов, что бы ты ни повелел ему, - будет предан смерти". Любого, восстающего против царской власти, - кем бы тот ни был - царь, возведенный на царство по закону Торы, имеет право лишить жизни.