Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принципов составления перечня заповедей 4 страница



32-я заповедь -повеление почитать потомков Аарона,возвеличивая их, возвышая их и предоставляя им преимущество. И даже, если они противятся этому - мы их не слушаем. Все это делается, чтобы оказать почет Ашему, да будет Он превознесен,- ведь Он избрал их для служения и для принесения жертв. И об этом Его речение: "И ты освящай его(коэна), ибо хлеб твоего Б-га он приносит; свят он будет для тебя"(Ваикра 21:8). И объясняется (Гитин 596): "И ты освящай его" - во всем, что связано со святостью. Первым вызывай его к чтению Торы, ему предоставь говорить зимун, ему подавай первому во время праздничной трапезы". И так же сказано в Сифре (Эмор): "И ты освящай его" - даже против его воли". Т.е. это повеление дано нам, и его выполнение не зависит от согласия коэна. И также сказано (Сифра, там): "Святы они должны быть своему Б-гу" (Ваикра 21:6) - даже против их воли; "и должны они быть святы" (там же) - т.е. в том числе коэны с физическими недостатками". Чтобы не сказали: "Этот не годится, чтобы "приносить хлеб своего Б-га"; почему же мы должны почитать его и отдавать ему превосходство?!" Поэтому повторено: "И должны они быть святы" - все потомство Аарона: и пригодные к служению, и увечные.

И как, выполняя эту заповедь, оказывают почет коэнам, и какие преимущества предоставляются им, разъяснено в нескольких местах трактата Макот, и в трактатах Хулин (132б), Бхорот (45б), Шабат (55б) и других.

33-я заповедь -повеление, обращенное к коэнам, облачаться в особые одежды -для почета и великолепия, и в этих одеяниях служить в Храме. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И сделай священные одежды Аарону,своему брату, для почета и великолепия... И приблизь его сыновей, и облеки их в хитоны, и перепояшь их поясами - Аарона и его сыновей, и навяжи на них головные уборы..."(Шмот 28:2, 29:8-9). И это заповедь о коэнских одеждах: восемь - для первосвященника, и четыре - для простого коэна. И если коэн несет службу без какой-либо из этих одежд или в лишней одежде, такое служение становится непригодным. И кроме того, коэн, у которого во время служения не достает хотя бы одной из одежд, подлежит смерти от руки Небес,-ведь в трактате Санхедрин (83а) такой коэн перечислен среди подлежащих смерти от руки Небес. В стихе об этом не говорится прямо, но только сказано: "...И перепояшь их поясами... и навяжи на них головные уборы, и будет на них коэнство..." (там же). И толкуют (Санхедрин 836): "Когда их одеяния на них - и их коэнство на них; нет на них их одежд - нет на них коэнства, и они как посторонние в Храме". А в дальнейшем мы разъясним (НД 74), что посторонний, выполняющий служение коэна, подлежит смерти.

И сказано в Сифре (гл. 96): "И привел Моше Аарона... и облачил его в меиль... и возложил на него хошен..." (Ваикра 8:6-8) - весь этот раздел учит о том, что происходило в то время, и дает урок поколениям; он учит о порядке ежедневного облачения и о порядке облачения в Йом кипур. Каждый день первосвященник ведет служение в восьми одеждах, украшенных золотом; в Йом кипур - только в четырех белоснежных одеждах". И из следующих слов Сифры становится ясно, что облачение в эти одежды - заповедь "делай". Ведь сказали мудрецы (Сифра, Ахарей 8): "Откуда мы видим, что Аарон не облачался в эти одеяния, чтобы возвеличить себя, но только, чтобы выполнить повеление Владыки? Тора сказала (Ваикра 16:34): "И сделал он так, как повелел Ашем Моше". Другими словами, хотя эти одеяния были совершенны по красоте и отделаны золотом, ониксом, яшмой и другими драгоценными камнями, Аарон, облачаясь в них, не имел в виду украситься ими, но он лишь стремился выполнить заповедь, сделать "как повелел Ашем Моше". А заповедь - облачаться в эти одежды для служения в Храме.

И все законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены во второй главе трактата Зевахим (18а), в нескольких местах трактатов Йома (71б-72а) и Сукка (5а, 51а).

34-я заповедь -повеление, чтобы коэны несли Ковчег Завета на своих плечах,когда его необходимо перенести на новое место. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Святое служение на них - на плечах должны носить"(Бемидбар 7:9). И хотя тогда это повеление было дано левитам, это произошло только потому, что коэнов было еще мало в то время, ведь они берут начало от Аарона. Но в последующих поколениях выполнение этой заповеди становится обязанностью коэнов, и они переносят Ковчег, как мы ясно видим в книге Йеошуа (3:6) и в книге Шмуэля (// Шмуэль 15:29). А в Диврей аямим сказано, что когда царь Давид повелел вновь перенести Ковчег Завета, коэны "понесли Ковчег Б-га, как заповедал Моше по слову Ашема, на своих плечах, на шестах" (/

Диврей аямим 15:15). И также в Диврей аямим при упоминании о разделении коэнов на 24 смены сказано: "Вот порядок их служения,- когда им приходить в Дом Ашема по их уставу, переданному через их отца Аарона, как заповедал Ашем, Б-г Израиля" (там же 24:19). И объясняют наши мудрецы: здесь содержится намек на то, что переносить Ковчег на плечах - служба коэнов. Сказано в Сифри (Бемидбар 7:9): "По их уставу... как заповедалАшем, Б-г Израиля". А где заповедал?В стихе: "Святое служение на них - на плечах должны носить".Ясно отсюда, что это одна из заповедей.

35-я заповедь -повеление, чтобы было масло, изготовленное особым способом(См. Шмот 30:22-25) для помазанияим каждого назначенного первосвященником,как сказано: "Первосвященник... на голову которого возлито масло помазания" (Ваикра 21:10). И также им совершают помазание царейиз дома Давида, как разъяснено в законах выполнения этой заповеди. И этим маслом был помазан Мишкан и все его принадлежности. Но в последующих поколениях не совершают помазание принадлежностей Святилища, ведь ясно сказано в Сифри (Бемидбар 7:1), что, когда были помазаны принадлежности Мишкана, этим освятились все принадлежности Святилища и на будущее.

Сказал Он, да благословится Его Имя: "Это будет Мне маслом священного помазания в ваши поколения" (Шмот 30:31).

А законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в начале трактата Критот (5а).

36-я заповедь -повеление, чтобы коэны несли свое служение по сменам -смена на каждую неделю, а в праздники(шлоша регалим) все смены несли бы служение вместе, икаждый коэн в равной мере мог бы совершать жертвоприношения. И разъяснено в Диврей аямим (I, 9:22), что царь Давид и пророк Шмуэль разделили коэнов на 24 смены. И разъяснено в трактате Сукка (5 5 а), что все смены коэнов участвуют в праздничных жертвоприношениях в равной степени.

А вот Его речение, в котором содержится эта заповедь: "...Через одни ворота... придет по желанию души на место, которое изберет Ашем. И будет нести служение во имя Ашема, своего Б-га, как все его братья... Долями равными пусть питаются, кроме переданного их отцами друг другу"(Цварим 18:6-8). И объясняется в Сифри: "Придет по желанию души" - может быть, в любое время коэн может придти для служения "по желанию души" ? Тора сказала: "Через одни ворота" - т.е. в дни, когда весь Израиль проходит через ворота одного города (Иерусалима), в шлоша регалим. Может быть, в праздники все смены в равной мере участвуют и в жертвоприношениях, не связанных с данным праздником (например, в субботних жертвоприношениях, приходящихся на праздник)? Тора сказала: "Кроме переданного их отцами друг другу". Что передали друг другу их отцы? "Ты бери свою неделю, а я возьму свою" (Сифри, Шофтим). Т.е. их отцами было принято соглашение о порядке несения службы - в каждую неделю новая смена. И так же объясняет Таргум (Онкелос): "Кроме переданного их отцами..." - кроме недельных смен, которые были установлены их отцами".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Сукка (55а).

37-я заповедь -повеление, чтобы коэны становились ритуально нечистыми от своих умерших родственников,перечисленных в Торе (Ваикра 21:2-3). Чтобы оказать почет коэнам, Писание запрещает им оскверняться ритуальной "нечистотой умерших"; но оно предписывает им становиться нечистыми от умерших родственников (т.е. принимать участие в их погребении, прикасаясь к ним или находясь под одной крышей с их телами). Можно было бы подумать, что Тора просто разрешает им это, а все зависит от их желания: хотят - оскверняются, не хотят - не оскверняются. Поэтому Писание повелевает им это и обязывает их; и об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И Ашем сказал Моше: говори с коэнами, сынами Аарона и объяви им: "Никто из них пусть не оскверняется умершими из своего народа. Только своей женой, близкой ему, матерью и отцом, сыном и дочерью, и братом, и сестрою... не бывавшей замужем, пусть оскверняется"(Ваикра 21:1-3). И говорится в Сифре (Эмор): "Пусть оскверняется" - это заповедь. Не хочет оскверниться - оскверняют его против его воли. И был случай с коэном Йосэфом, у которого умерла жена в канун Песаха, и он не желал оскверняться ею, и подтолкнули его мудрецы и заставили оскверниться против его воли".

Это повеление и есть заповедь о трауре по умершим.Т.е. каждый еврей обязан позаботиться о погребении и нести траур по семи ближайшим родственникам (по жене, отцу, матери, сыну, дочери, брату, сестре). И в связи с особой строгостью этой заповеди, она произнесена именно по отношению к коэну, ведь ему вообще запрещено принимать на себя "нечистоту умерших", и, тем не менее, в этом случае он обязан оскверниться, подобно прочим евреям. И уж тем более остальные евреи должны строго выполнять законы о трауре.

И уже объяснено (Зевахим 100а), что траур в день смерти и погребения одного из ближайших родственников - это заповедь Торы. И ясно сказано в трактате Моэд катан (14б): "Скорбящий не соблюдает законы траура в праздники (в шлоша регалим, Рош ашана и Йом кипур). А если его траур начался еще до праздника, то вступает в силу заповедь "делай", обязывающая всех (веселиться в праздники), и "отталкивает" заповедь "делай", обязывающую только отдельного человека (т.е. заповедь траура)".

Отсюда ясно, что обязанности траура - это повеление Торы и заповедь "делай". Но это относится только к трауру в день погребения, а траур остальных семи дней - это постановление мудрецов. Но в день погребения даже коэн соблюдает законы траура и оскверняется ритуальной нечистотой от умерших родственников.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Моэд катан (гл.3) и в различных местах трактатов Брахот (16б-20а), Ктубот (4аб,6б), Йевамот (22б и др.) и Авода зара (13За), а также в Сифре (Эмор).

И эта обязанность коэна оскверняться от умерших родственников не возлагается на женщин, поскольку заповедь обращена только к тем, кому вообще запрещено оскверняться умершими; только им заповедовано "пусть оскверняется". Но женщине из семьи коэна не запрещено принимать ритуальную нечистоту от умерших, как мы разъясним в своем месте (НД 166), поэтому и не распространяется на нее это повеление и не возложена на нее обязанность оскверниться "нечистотой умерших", (принимая участие в похоронах). Однако, она также обязана выполнять законы скорби по умершим, но оскверняться ли "нечистотой умершего" зависит от ее воли.

38-я заповедь -повеление, обращенное к первосвященнику, взять в жены девственницу.И об этом Его речение: "Пусть возьмет себе жену в ее девственности"(Ваикра 21:13).

И говорили мудрецы (Ктубот 29б-30а), что раби Акива считал мамзером даже ребенка, родившегося от связи родителей, преступивших заповедь "делай". И они разъясняют это как раз на примере первосвященника, взявшего в жены женщину, уже потерявшую до него девственность - ведь она запрещена ему заповедью "делай", согласно действующему у нас принципу: запрет, вытекающий из заповеди "делай" - тоже заповедь "делай".

Отсюда ясно, что это повеление - заповедь "делай". И еще говорится в Мишне, что для первосвященника существует "заповедь брать в жены девственницу" (Орайот 11 б).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 6-ой главе трактата Йевамот (59а-61б) и в нескольких местах трактатов Ктубот (30а,37б,98а) и Кидушин (10а,68а).

39-я заповедь -повеление ежедневно приносить в жертву в Храме двух годовалых ягнят,и это называется: "постоянная жертва".И об этом Его речение, да будет Он превознесен. "Годовалых ягнят без порока двух на день, в постоянное всесожжение"(Бемидбар 28:3).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, и порядок, по которому совершается это жертвоприношение, разъяснены во второй главе трактата Йома (266) и в трактате Тамид.

Сороковая заповедь -повеление о том, чтобы первосвященник ежедневно приносил хлебный дар - минху - утром и в сумерки;и этот дар называется: "со сковородки первосвященника" (т.к. выпекался на сковороде), и также называется "даром помазанного коэна". И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Вот жертва Аарона и его сынов, которую они должны приносить Ашему со дня своего помазания: десятую часть эфы тонкой пшеничной муки в постоянный хлебный дар; половина - утром, половина - после полудня, на сковороде в масле она должна быть приготовлена..."(Ваикра 6:13-14).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, - когда и как приносится этот дар - разъяснены в 6-ой и 9-ой главах трактата Менахот (746, 876), в нескольких местах трактата Йома (31б,33а,34а,50а) и в трактате Тамид.

41-я заповедь -повеление каждый Шабат приносить дополнительную жертву,вдобавок к постоянной жертве каждого дня; и это - мусаф Шабата.И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "А в день Шабата двух годовалых ягнят, без порока, и в хлебный дар две десятых эфы тонкой пшеничной муки, смешанной с маслом..."(Бемидбар 28:9).

Порядок этого жертвоприношения разъясняется во второй главе трактата Йома (266) и в трактате Тамид.

42-я заповедь -повеление в каждое Новомесячье приносить дополнительную жертву,вдобавок к постоянной жертве каждого дня; и это - мусаф Новомесячья.И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "А в ваше Новомесячье приносите всесожжение Ашему. двух бычков и одного барана, семь годовалых ягнят без порока..."(Бемидбар 28:11).

43-я заповедь -повеление приносить дополнительную жертву в каждый из семи пасхальных дней,вдобавок к постоянной жертве каждого дня; и это - мусаф праздника Песах. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И приносите жертвы всесожжения Ашему семь дней"(Ваикра 23:8).

44-я заповедь - приношение омера (омер - мера, в которой выражается размер этого хлебного дара). И это повеление приносить хлебный дар из ячменя в 16-ый день месяца нисан, и вместе с ним приносить в жертву всесожжения годовалого ягненка. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Принесите омер из начатков вашей жатвы к коэну..."(там же 23:10). И это хлебное приношение называется "дар от первого урожая", и на него указывает Его речение: "И если принесешь Ашему хлебный дар от первого урожая, то из первых колосьев, поджаренных на огне... приноси дар первинок твоих" (там же 2:14).

И сказано в Мехильте (Итро, гл.11): "Все "если" в Торе - это разрешения, кроме трех случаев, когда это обязанность. И один из них: " И если принесешь Ашему хлебный дар от первого урожая...", - это обязательное требование. И чтобы ты не засомневался: "Может быть это не обязанность, а просто разрешение?", Тора сказала: "Приноси дар своих первинок ", - т.е. это повеление, а не разрешение".

А все законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъяснены в 10-ой главе трактата Менахот.

45-я заповедь -повеление приносить дополнительную жертвутакже на пятидесятый день со дня приношения омера, т.е. на 50-ый день отсчета от 16 Нисана; и это мусаф праздника Шавуот, который упоминается в книге Бемидбар. И об этом Его речение: "А в день первых плодов, когда принесете новый хлебный дар Ашему в ваш Шавуот... приносите жертву всесожжения вблагоухание, приятное Ашему... и т.д." (Бемидбар 28:26-27).

46-я заповедь -повеление принести в Храм два квасных хлеба в день праздника Шавуот, вместе с жертвоприношениями,о которых написано, что они "сопровождают" эти хлеба, и принести эти жертвы так, как описано в книге Ваикра (23:18-19). И коэны съедают эти два хлеба после возмахания ими вместе с двумя ягнятами, приносимыми в мирную жертву. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "От поселений ваших принесите два хлеба возношения... квашеными пусть будут они испечены...и т.д." (Ваикра 23:17).

И поясняется в 4-ой главе трактата Менахот (456), что жертвы, приносимые вместе с хлебами, отличаются от мусафа этого дня и приносятся помимо него. А все законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в 4-ой, 5-ой, 8-ой и 11-ой главах трактата Менахот.

47-я заповедь -повеление приносить дополнительную жертву в первый день месяца тишрей (вдобавок к постоянной жертве и мусафу Новомесячья); и это - мусаф Рошашана. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И в седьмой месяц, в первый день месяца... приносите жертву всесожженияв благоухание, приятное Ашему... и т.д." (Бемидбар 29:1-2).

48-я заповедь -повеление приносить дополнительную жертву в десятый день месяца тишрей Йом кипур). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И в десятый день седьмого месяца... приносите жертву всесожжения вблагоухание, приятное Ашему... и т.д." (там же 29:7-8).

49-я заповедь -повеление совершать служение Йом кипура, т.е. приносить все жертвы и произносить все видуи

(исповеди), обязательные в день этого поста, чтобы искупить этим все грехи, как сказано в Писании; и весь устав этого дня приведен в разделе Ахарей мот (Ваикра 16:1-34).

А доказательством того, что это все одна заповедь, служат слова мудрецов в конце 5-ой главы трактата Йома (60а): "Все служение Йом кипура изложено в определенном порядке; и кто изменил этот порядок даже в одном действии - не выполнил заповедь".

А все законы, связанные с ее выполнение" разъясняются в трактате, посвященном служению этого дня, - и это трактат Йома.

Пятидесятая заповедь -повеление приносить дополнительную жертву в дни праздника Суккот. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И в пятнадцатый день седьмого месяца... приносите жертву всесожженияв благоухание, приятное Ашему... и т.д." (там же 29:12-13), - и это мусаф Суккот.

51-я заповедь -повеление приносить дополнительную жертвуна восьмой день от начала праздника Суккот, и это - мусаф праздника Шмини ацерет. И поскольку у нас существует принцип, согласно которому Шмини ацерет считается самостоятельным праздником, мы обязаны выделить этот мусаф в качестве самостоятельной заповеди, отдельной от мусафа всех дней Суккот. Ведь однозначно разъяснено (Сукка 48а), что "Шмини ацерет - самостоятельный праздник, а его жертвоприношение - самостоятельная заповедь"; и яснее сказать невозможно.

52-я заповедь -повеление приходить в Храмтри раза в год, на праздники(галоша регалим). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Три раза в году справляй передо Мной праздники"(Шмот 23:14). И разъяснено в Писании, что обязаны приходить с жертвенными животными и приносить их жертву;и это повеление повторено несколько раз.

И сказано в Сифри (Дварим 16:11): "Три заповеди выполняются в праздники (шлоша регалим), и вот они - "праздновать","являться" и "веселиться". И так же сказано в трактате Хагига (66): "Три заповеди заповедовано Израилю выполнять в шлоша регалим - "праздновать", "являться" и "веселиться".

И заповедь "праздновать" выражается в принесении мирных жертв.Женщины не обязаны выполнять эту заповедь.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Хагига (26,4-9).

53-я заповедь -повеление "являться",И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Три раза в год должны все твои мужчины являться перед Ашемом, твоим Б-гом, на место, которое Он изберет..."(Дварим 16:16).

И заповедь заключается в том, что человек приходит в Храм со всеми своими сыновьями, которые уже могут самостоятельно ходить, и, явившись в Храм, приносит жертву всесожжения.

И это жертвоприношение, которое он приносит, явившись в Храм, называется "всесожжением явившегося".И мы уже упомянули изречение мудрецов: "Три заповеди заповедовано Израилю выполнять в шлоша регалим - "праздновать", "являться"и "веселиться" (Хагига 66).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Хагига.

И эту заповедь женщины тоже не обязаны выполнять.

54-я заповедь -повеление веселиться в праздники(шпоша регалим). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И веселись в твой праздник"(Дварим 16:14). И это последняя из трех заповедей, выполняемых в шлоша регалим.

И в первую очередь этой заповедью предписывается вдобавок к мирным жертвам, совершаемым ради выполнения заповеди "праздновать", принести дополнительные мирные жертвы,называемые в Талмуде (Хагига 7б): "мирные жертвы веселья". И о принесении этой мирной жертвы сказано (там же): "Женщины обязаны выполнять заповедь о веселье". И говорится в стихе Писания: "И приноси мирные жертвы, и ешь их там, и веселись перед Ашемом, своим Б-гом"(Дварим 27:7).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Хагига.

И Его речение "И веселись в свой праздник" подразумевает, как сказано там (Хагига 8а), "веселиться всеми видами веселья".И отсюда мы учим, что в праздники следует есть мясо, пить вино, облачаться в новые одежды, раздавать плоды и сладости детям и женщинам, а также играть на музыкальных инструментах и танцевать, но только в Храме (т.к. танец вне Храма может привести к легкомыслию), - и это Веселье Черпания Воды (Симхат Бейт Ашоэва).

Все это включено в Его речение "И веселись в свой праздник". И самая строгая из этих обязанностей - пить именно вино, потому что оно специально предназначено для веселья. И написано в трактате Песахим (109а): "Человек обязан в праздник веселить своих детей и домочадцев. Чем их веселить? Вином". И там же говорится: "Учили в берайте, что сказал раби Йеуда бен Бетира: "Во времена Храма заповедь веселья выполнялась только мясом, как сказано: "И приноси мирные жертвы, и ешь их там, и веселись". Теперь же заповедь "веселиться" выполняется только вином, как сказано: "Вино веселит сердце человека" (Теилим 104:15)". И еще говорили мудрецы (Песахим там же): "Мужчины веселятся своим, а женщины - своим (мужчины - вином, женщины - праздничными нарядами)". И сказано в Торе, что человек обязан приобщить к этой радости бедных, больных и герое, ведь сказал Он, да будет Он превознесен: "И веселись в свой праздник, ты... и гер, и сирота, и вдова" (Дварим 16:14).

55-я заповедь -повеление принести в жертву пасхального ягненкав 14-ый день месяца нисана. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "В сумерки, четырнадцатого дня этого месяца... пусть зарежут его все из общины Израиля"(Шмот 12:6).

И каждый, кто не выполнил эту заповедь, умышленно не принеся ягненка в жертву в установленный срок, наказывается каретом (отрезанием души от ее корня),- как мужчина, так и женщина. Ведь разъясняется в трактате Песахим (91б), что принесение пасхальной жертвы 14-го нисана обязательно так же для женщин, и оно "отталкивает законы Шабата". Т.е. эта жертва приносится каждым человеком в Израиле, даже если 14 день нисана приходится на Шабат. А слова Торы, говорящие о наказании карет, - это Его речение (Бемидбар 9:13): "Человек же, который чист и в не был в дороге, и тем не менее не принес пасхальную жертву, - отсечется его душа...".

И в начале трактата Критом, где перечисляются заповеди, нарушители которых наказываются каретом, - и все это заповеди "не делай" - сказано: "А из заповедей "делай" - пасхальная жертва и обрезание"; и в предисловии мы уже сказали об этом.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Песахим.

56-я заповедь -повеление съедать пасхального ягненка в ночь 15-го писана, соблюдая при этом следующие условия: он должен быть поджарен на открытом огне, съесть его необходимо за один присест, и едят его с мацой и горькой зеленью. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И пусть съедят мясо в ту же самую ночь, жаренным на огне, имацу с горькой зеленью пусть едят" (Шмот 12:8).

И возможно, зададут вопрос: "Почему ты считаешь съедение пасхального ягненка с мацой и горькой зеленью только одной заповедью, а не тремя? Ведь есть мацу - заповедь, и есть горькую зелень - заповедь, и есть мясо пасхальной жертвы - заповедь!".

В таком случае скажем: "Действительно верно, что есть мацу - самостоятельная заповедь, как мы разъясним (Д 158). И столь же верно, что есть мясо пасхальной жертвы - заповедь, как мы упомянули. Но горькая зелень служит лишь приправой к мясу ягненка, и ее не заповедано есть саму по себе. И это очевидно: ведь мясо пасхального ягненка мы съедаем ради выполнения заповеди независимо от того, есть ли у нас горькая зелень или нет. Однако горькая зелень съедается ради выполнения заповеди только в том случае, если она сопровождает мясо пасхальной жертвы, согласно Его речению, да будет Он превознесен: "...С мацой и горькой зеленью ее(пасхальную жертву) пусть едят"(Бемидбар 9:11). И если кто-то съел горькую зелень без мяса, он безусловно не выполнил этим никакой заповеди, и не скажут о нем, будто он выполнял заповедь "кушать горькую зелень".

И говорится в Мехильте (Бо): "И пусть съедят мясо... жаренным на огне, и мацу с горькой зеленью пусть едят" - в стихе сказано, что заповедь Песаха - съесть и жаренное мясо, и мацу и горькую зелень", Т.е. заповедь включает все это. И сказано там: "Откуда известно, что если даже у людей нет мацы и горькой зелени, они тем не менее выполняют заповедь о съедении пасхальной жертвы? Тора говорит: "...ее (пасхальную жертву) пусть едят", Т.е. именно само мясо. Но, возможно, что так же как заповедь выполняется даже без мацы и горькой зелени, так ее можно выполнить, съев только мацу и горькую зелень даже без пасхального ягненка? Тора говорит: "...ее пусть едят".

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.