32-я заповедь -повеление почитать потомков Аарона,возвеличивая их, возвышая их и предоставляя им преимущество. И даже, если они противятся этому - мы их не слушаем. Все это делается, чтобы оказать почет Ашему, да будет Он превознесен,- ведь Он избрал их для служения и для принесения жертв. И об этом Его речение: "И ты освящай его(коэна), ибо хлеб твоего Б-га он приносит; свят он будет для тебя"(Ваикра 21:8). И объясняется (Гитин 596): "И ты освящай его" - во всем, что связано со святостью. Первым вызывай его к чтению Торы, ему предоставь говорить зимун, ему подавай первому во время праздничной трапезы". И так же сказано в Сифре (Эмор): "И ты освящай его" - даже против его воли". Т.е. это повеление дано нам, и его выполнение не зависит от согласия коэна. И также сказано (Сифра, там): "Святы они должны быть своему Б-гу" (Ваикра 21:6) - даже против их воли; "и должны они быть святы" (там же) - т.е. в том числе коэны с физическими недостатками". Чтобы не сказали: "Этот не годится, чтобы "приносить хлеб своего Б-га"; почему же мы должны почитать его и отдавать ему превосходство?!" Поэтому повторено: "И должны они быть святы" - все потомство Аарона: и пригодные к служению, и увечные.
И как, выполняя эту заповедь, оказывают почет коэнам, и какие преимущества предоставляются им, разъяснено в нескольких местах трактата Макот, и в трактатах Хулин (132б), Бхорот (45б), Шабат (55б) и других.
33-я заповедь -повеление, обращенное к коэнам, облачаться в особые одежды -для почета и великолепия, и в этих одеяниях служить в Храме. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И сделай священные одежды Аарону,своему брату, для почета и великолепия... И приблизь его сыновей, и облеки их в хитоны, и перепояшь их поясами - Аарона и его сыновей, и навяжи на них головные уборы..."(Шмот 28:2, 29:8-9). И это заповедь о коэнских одеждах: восемь - для первосвященника, и четыре - для простого коэна. И если коэн несет службу без какой-либо из этих одежд или в лишней одежде, такое служение становится непригодным. И кроме того, коэн, у которого во время служения не достает хотя бы одной из одежд, подлежит смерти от руки Небес,-ведь в трактате Санхедрин (83а) такой коэн перечислен среди подлежащих смерти от руки Небес. В стихе об этом не говорится прямо, но только сказано: "...И перепояшь их поясами... и навяжи на них головные уборы, и будет на них коэнство..." (там же). И толкуют (Санхедрин 836): "Когда их одеяния на них - и их коэнство на них; нет на них их одежд - нет на них коэнства, и они как посторонние в Храме". А в дальнейшем мы разъясним (НД 74), что посторонний, выполняющий служение коэна, подлежит смерти.
И сказано в Сифре (гл. 96): "И привел Моше Аарона... и облачил его в меиль... и возложил на него хошен..." (Ваикра 8:6-8) - весь этот раздел учит о том, что происходило в то время, и дает урок поколениям; он учит о порядке ежедневного облачения и о порядке облачения в Йом кипур. Каждый день первосвященник ведет служение в восьми одеждах, украшенных золотом; в Йом кипур - только в четырех белоснежных одеждах". И из следующих слов Сифры становится ясно, что облачение в эти одежды - заповедь "делай". Ведь сказали мудрецы (Сифра, Ахарей 8): "Откуда мы видим, что Аарон не облачался в эти одеяния, чтобы возвеличить себя, но только, чтобы выполнить повеление Владыки? Тора сказала (Ваикра 16:34): "И сделал он так, как повелел Ашем Моше". Другими словами, хотя эти одеяния были совершенны по красоте и отделаны золотом, ониксом, яшмой и другими драгоценными камнями, Аарон, облачаясь в них, не имел в виду украситься ими, но он лишь стремился выполнить заповедь, сделать "как повелел Ашем Моше". А заповедь - облачаться в эти одежды для служения в Храме.
И все законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены во второй главе трактата Зевахим (18а), в нескольких местах трактатов Йома (71б-72а) и Сукка (5а, 51а).
34-я заповедь -повеление, чтобы коэны несли Ковчег Завета на своих плечах,когда его необходимо перенести на новое место. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Святое служение на них - на плечах должны носить"(Бемидбар 7:9). И хотя тогда это повеление было дано левитам, это произошло только потому, что коэнов было еще мало в то время, ведь они берут начало от Аарона. Но в последующих поколениях выполнение этой заповеди становится обязанностью коэнов, и они переносят Ковчег, как мы ясно видим в книге Йеошуа (3:6) и в книге Шмуэля (// Шмуэль 15:29). А в Диврей аямим сказано, что когда царь Давид повелел вновь перенести Ковчег Завета, коэны "понесли Ковчег Б-га, как заповедал Моше по слову Ашема, на своих плечах, на шестах" (/
Диврей аямим 15:15). И также в Диврей аямим при упоминании о разделении коэнов на 24 смены сказано: "Вот порядок их служения,- когда им приходить в Дом Ашема по их уставу, переданному через их отца Аарона, как заповедал Ашем, Б-г Израиля" (там же 24:19). И объясняют наши мудрецы: здесь содержится намек на то, что переносить Ковчег на плечах - служба коэнов. Сказано в Сифри (Бемидбар 7:9): "По их уставу... как заповедалАшем, Б-г Израиля". А где заповедал?В стихе: "Святое служение на них - на плечах должны носить".Ясно отсюда, что это одна из заповедей.
35-я заповедь -повеление, чтобы было масло, изготовленное особым способом(См. Шмот 30:22-25) для помазанияим каждого назначенного первосвященником,как сказано: "Первосвященник... на голову которого возлито масло помазания" (Ваикра 21:10). И также им совершают помазание царейиз дома Давида, как разъяснено в законах выполнения этой заповеди. И этим маслом был помазан Мишкан и все его принадлежности. Но в последующих поколениях не совершают помазание принадлежностей Святилища, ведь ясно сказано в Сифри (Бемидбар 7:1), что, когда были помазаны принадлежности Мишкана, этим освятились все принадлежности Святилища и на будущее.
Сказал Он, да благословится Его Имя: "Это будет Мне маслом священного помазания в ваши поколения" (Шмот 30:31).
А законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в начале трактата Критот (5а).
36-я заповедь -повеление, чтобы коэны несли свое служение по сменам -смена на каждую неделю, а в праздники(шлоша регалим) все смены несли бы служение вместе, икаждый коэн в равной мере мог бы совершать жертвоприношения. И разъяснено в Диврей аямим (I, 9:22), что царь Давид и пророк Шмуэль разделили коэнов на 24 смены. И разъяснено в трактате Сукка (5 5 а), что все смены коэнов участвуют в праздничных жертвоприношениях в равной степени.
А вот Его речение, в котором содержится эта заповедь: "...Через одни ворота... придет по желанию души на место, которое изберет Ашем. И будет нести служение во имя Ашема, своего Б-га, как все его братья... Долями равными пусть питаются, кроме переданного их отцами друг другу"(Цварим 18:6-8). И объясняется в Сифри: "Придет по желанию души" - может быть, в любое время коэн может придти для служения "по желанию души" ? Тора сказала: "Через одни ворота" - т.е. в дни, когда весь Израиль проходит через ворота одного города (Иерусалима), в шлоша регалим. Может быть, в праздники все смены в равной мере участвуют и в жертвоприношениях, не связанных с данным праздником (например, в субботних жертвоприношениях, приходящихся на праздник)? Тора сказала: "Кроме переданного их отцами друг другу". Что передали друг другу их отцы? "Ты бери свою неделю, а я возьму свою" (Сифри, Шофтим). Т.е. их отцами было принято соглашение о порядке несения службы - в каждую неделю новая смена. И так же объясняет Таргум (Онкелос): "Кроме переданного их отцами..." - кроме недельных смен, которые были установлены их отцами".
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Сукка (55а).
37-я заповедь -повеление, чтобы коэны становились ритуально нечистыми от своих умерших родственников,перечисленных в Торе (Ваикра 21:2-3). Чтобы оказать почет коэнам, Писание запрещает им оскверняться ритуальной "нечистотой умерших"; но оно предписывает им становиться нечистыми от умерших родственников (т.е. принимать участие в их погребении, прикасаясь к ним или находясь под одной крышей с их телами). Можно было бы подумать, что Тора просто разрешает им это, а все зависит от их желания: хотят - оскверняются, не хотят - не оскверняются. Поэтому Писание повелевает им это и обязывает их; и об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И Ашем сказал Моше: говори с коэнами, сынами Аарона и объяви им: "Никто из них пусть не оскверняется умершими из своего народа. Только своей женой, близкой ему, матерью и отцом, сыном и дочерью, и братом, и сестрою... не бывавшей замужем, пусть оскверняется"(Ваикра 21:1-3). И говорится в Сифре (Эмор): "Пусть оскверняется" - это заповедь. Не хочет оскверниться - оскверняют его против его воли. И был случай с коэном Йосэфом, у которого умерла жена в канун Песаха, и он не желал оскверняться ею, и подтолкнули его мудрецы и заставили оскверниться против его воли".
Это повеление и есть заповедь о трауре по умершим.Т.е. каждый еврей обязан позаботиться о погребении и нести траур по семи ближайшим родственникам (по жене, отцу, матери, сыну, дочери, брату, сестре). И в связи с особой строгостью этой заповеди, она произнесена именно по отношению к коэну, ведь ему вообще запрещено принимать на себя "нечистоту умерших", и, тем не менее, в этом случае он обязан оскверниться, подобно прочим евреям. И уж тем более остальные евреи должны строго выполнять законы о трауре.
И уже объяснено (Зевахим 100а), что траур в день смерти и погребения одного из ближайших родственников - это заповедь Торы. И ясно сказано в трактате Моэд катан (14б): "Скорбящий не соблюдает законы траура в праздники (в шлоша регалим, Рош ашана и Йом кипур). А если его траур начался еще до праздника, то вступает в силу заповедь "делай", обязывающая всех (веселиться в праздники), и "отталкивает" заповедь "делай", обязывающую только отдельного человека (т.е. заповедь траура)".
Отсюда ясно, что обязанности траура - это повеление Торы и заповедь "делай". Но это относится только к трауру в день погребения, а траур остальных семи дней - это постановление мудрецов. Но в день погребения даже коэн соблюдает законы траура и оскверняется ритуальной нечистотой от умерших родственников.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Моэд катан (гл.3) и в различных местах трактатов Брахот (16б-20а), Ктубот (4аб,6б), Йевамот (22б и др.) и Авода зара (13За), а также в Сифре (Эмор).
И эта обязанность коэна оскверняться от умерших родственников не возлагается на женщин, поскольку заповедь обращена только к тем, кому вообще запрещено оскверняться умершими; только им заповедовано "пусть оскверняется". Но женщине из семьи коэна не запрещено принимать ритуальную нечистоту от умерших, как мы разъясним в своем месте (НД 166), поэтому и не распространяется на нее это повеление и не возложена на нее обязанность оскверниться "нечистотой умерших", (принимая участие в похоронах). Однако, она также обязана выполнять законы скорби по умершим, но оскверняться ли "нечистотой умершего" зависит от ее воли.
38-я заповедь -повеление, обращенное к первосвященнику, взять в жены девственницу.И об этом Его речение: "Пусть возьмет себе жену в ее девственности"(Ваикра 21:13).
И говорили мудрецы (Ктубот 29б-30а), что раби Акива считал мамзером даже ребенка, родившегося от связи родителей, преступивших заповедь "делай". И они разъясняют это как раз на примере первосвященника, взявшего в жены женщину, уже потерявшую до него девственность - ведь она запрещена ему заповедью "делай", согласно действующему у нас принципу: запрет, вытекающий из заповеди "делай" - тоже заповедь "делай".
Отсюда ясно, что это повеление - заповедь "делай". И еще говорится в Мишне, что для первосвященника существует "заповедь брать в жены девственницу" (Орайот 11 б).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 6-ой главе трактата Йевамот (59а-61б) и в нескольких местах трактатов Ктубот (30а,37б,98а) и Кидушин (10а,68а).
39-я заповедь -повеление ежедневно приносить в жертву в Храме двух годовалых ягнят,и это называется: "постоянная жертва".И об этом Его речение, да будет Он превознесен. "Годовалых ягнят без порока двух на день, в постоянное всесожжение"(Бемидбар 28:3).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, и порядок, по которому совершается это жертвоприношение, разъяснены во второй главе трактата Йома (266) и в трактате Тамид.
Сороковая заповедь -повеление о том, чтобы первосвященник ежедневно приносил хлебный дар - минху - утром и в сумерки;и этот дар называется: "со сковородки первосвященника" (т.к. выпекался на сковороде), и также называется "даром помазанного коэна". И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Вот жертва Аарона и его сынов, которую они должны приносить Ашему со дня своего помазания: десятую часть эфы тонкой пшеничной муки в постоянный хлебный дар; половина - утром, половина - после полудня, на сковороде в масле она должна быть приготовлена..."(Ваикра 6:13-14).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, - когда и как приносится этот дар - разъяснены в 6-ой и 9-ой главах трактата Менахот (746, 876), в нескольких местах трактата Йома (31б,33а,34а,50а) и в трактате Тамид.
41-я заповедь -повеление каждый Шабат приносить дополнительную жертву,вдобавок к постоянной жертве каждого дня; и это - мусаф Шабата.И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "А в день Шабата двух годовалых ягнят, без порока, и в хлебный дар две десятых эфы тонкой пшеничной муки, смешанной с маслом..."(Бемидбар 28:9).
Порядок этого жертвоприношения разъясняется во второй главе трактата Йома (266) и в трактате Тамид.
42-я заповедь -повеление в каждое Новомесячье приносить дополнительную жертву,вдобавок к постоянной жертве каждого дня; и это - мусаф Новомесячья.И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "А в ваше Новомесячье приносите всесожжение Ашему. двух бычков и одного барана, семь годовалых ягнят без порока..."(Бемидбар 28:11).
43-я заповедь -повеление приносить дополнительную жертву в каждый из семи пасхальных дней,вдобавок к постоянной жертве каждого дня; и это - мусаф праздника Песах. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И приносите жертвы всесожжения Ашему семь дней"(Ваикра 23:8).
44-я заповедь - приношение омера (омер - мера, в которой выражается размер этого хлебного дара). И это повеление приносить хлебный дар из ячменя в 16-ый день месяца нисан, и вместе с ним приносить в жертву всесожжения годовалого ягненка. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Принесите омер из начатков вашей жатвы к коэну..."(там же 23:10). И это хлебное приношение называется "дар от первого урожая", и на него указывает Его речение: "И если принесешь Ашему хлебный дар от первого урожая, то из первых колосьев, поджаренных на огне... приноси дар первинок твоих" (там же 2:14).
И сказано в Мехильте (Итро, гл.11): "Все "если" в Торе - это разрешения, кроме трех случаев, когда это обязанность. И один из них: " И если принесешь Ашему хлебный дар от первого урожая...", - это обязательное требование. И чтобы ты не засомневался: "Может быть это не обязанность, а просто разрешение?", Тора сказала: "Приноси дар своих первинок ", - т.е. это повеление, а не разрешение".
А все законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъяснены в 10-ой главе трактата Менахот.
45-я заповедь -повеление приносить дополнительную жертвутакже на пятидесятый день со дня приношения омера, т.е. на 50-ый день отсчета от 16 Нисана; и это мусаф праздника Шавуот, который упоминается в книге Бемидбар. И об этом Его речение: "А в день первых плодов, когда принесете новый хлебный дар Ашему в ваш Шавуот... приносите жертву всесожжения вблагоухание, приятное Ашему... и т.д." (Бемидбар 28:26-27).
46-я заповедь -повеление принести в Храм два квасных хлеба в день праздника Шавуот, вместе с жертвоприношениями,о которых написано, что они "сопровождают" эти хлеба, и принести эти жертвы так, как описано в книге Ваикра (23:18-19). И коэны съедают эти два хлеба после возмахания ими вместе с двумя ягнятами, приносимыми в мирную жертву. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "От поселений ваших принесите два хлеба возношения... квашеными пусть будут они испечены...и т.д." (Ваикра 23:17).
И поясняется в 4-ой главе трактата Менахот (456), что жертвы, приносимые вместе с хлебами, отличаются от мусафа этого дня и приносятся помимо него. А все законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в 4-ой, 5-ой, 8-ой и 11-ой главах трактата Менахот.
47-я заповедь -повеление приносить дополнительную жертву в первый день месяца тишрей (вдобавок к постоянной жертве и мусафу Новомесячья); и это - мусаф Рошашана. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И в седьмой месяц, в первый день месяца... приносите жертву всесожженияв благоухание, приятное Ашему... и т.д." (Бемидбар 29:1-2).
48-я заповедь -повеление приносить дополнительную жертву в десятый день месяца тишрей (в Йом кипур). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И в десятый день седьмого месяца... приносите жертву всесожжения вблагоухание, приятное Ашему... и т.д." (там же 29:7-8).
49-я заповедь -повеление совершать служение Йом кипура, т.е. приносить все жертвы и произносить все видуи
(исповеди), обязательные в день этого поста, чтобы искупить этим все грехи, как сказано в Писании; и весь устав этого дня приведен в разделе Ахарей мот (Ваикра 16:1-34).
А доказательством того, что это все одна заповедь, служат слова мудрецов в конце 5-ой главы трактата Йома (60а): "Все служение Йом кипура изложено в определенном порядке; и кто изменил этот порядок даже в одном действии - не выполнил заповедь".
А все законы, связанные с ее выполнение" разъясняются в трактате, посвященном служению этого дня, - и это трактат Йома.
Пятидесятая заповедь -повеление приносить дополнительную жертву в дни праздника Суккот. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И в пятнадцатый день седьмого месяца... приносите жертву всесожженияв благоухание, приятное Ашему... и т.д." (там же 29:12-13), - и это мусаф Суккот.
51-я заповедь -повеление приносить дополнительную жертвуна восьмой день от начала праздника Суккот, и это - мусаф праздника Шмини ацерет. И поскольку у нас существует принцип, согласно которому Шмини ацерет считается самостоятельным праздником, мы обязаны выделить этот мусаф в качестве самостоятельной заповеди, отдельной от мусафа всех дней Суккот. Ведь однозначно разъяснено (Сукка 48а), что "Шмини ацерет - самостоятельный праздник, а его жертвоприношение - самостоятельная заповедь"; и яснее сказать невозможно.
52-я заповедь -повеление приходить в Храмтри раза в год, на праздники(галоша регалим). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Три раза в году справляй передо Мной праздники"(Шмот 23:14). И разъяснено в Писании, что обязаны приходить с жертвенными животными и приносить их жертву;и это повеление повторено несколько раз.
И сказано в Сифри (Дварим 16:11): "Три заповеди выполняются в праздники (шлоша регалим), и вот они - "праздновать","являться" и "веселиться". И так же сказано в трактате Хагига (66): "Три заповеди заповедовано Израилю выполнять в шлоша регалим - "праздновать", "являться" и "веселиться".
И заповедь "праздновать" выражается в принесении мирных жертв.Женщины не обязаны выполнять эту заповедь.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Хагига (26,4-9).
53-я заповедь -повеление "являться",И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Три раза в год должны все твои мужчины являться перед Ашемом, твоим Б-гом, на место, которое Он изберет..."(Дварим 16:16).
И заповедь заключается в том, что человек приходит в Храм со всеми своими сыновьями, которые уже могут самостоятельно ходить, и, явившись в Храм, приносит жертву всесожжения.
И это жертвоприношение, которое он приносит, явившись в Храм, называется "всесожжением явившегося".И мы уже упомянули изречение мудрецов: "Три заповеди заповедовано Израилю выполнять в шлоша регалим - "праздновать", "являться"и "веселиться" (Хагига 66).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Хагига.
И эту заповедь женщины тоже не обязаны выполнять.
54-я заповедь -повеление веселиться в праздники(шпоша регалим). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И веселись в твой праздник"(Дварим 16:14). И это последняя из трех заповедей, выполняемых в шлоша регалим.
И в первую очередь этой заповедью предписывается вдобавок к мирным жертвам, совершаемым ради выполнения заповеди "праздновать", принести дополнительные мирные жертвы,называемые в Талмуде (Хагига 7б): "мирные жертвы веселья". И о принесении этой мирной жертвы сказано (там же): "Женщины обязаны выполнять заповедь о веселье". И говорится в стихе Писания: "И приноси мирные жертвы, и ешь их там, и веселись перед Ашемом, своим Б-гом"(Дварим 27:7).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Хагига.
И Его речение "И веселись в свой праздник" подразумевает, как сказано там (Хагига 8а), "веселиться всеми видами веселья".И отсюда мы учим, что в праздники следует есть мясо, пить вино, облачаться в новые одежды, раздавать плоды и сладости детям и женщинам, а также играть на музыкальных инструментах и танцевать, но только в Храме (т.к. танец вне Храма может привести к легкомыслию), - и это Веселье Черпания Воды (Симхат Бейт Ашоэва).
Все это включено в Его речение "И веселись в свой праздник". И самая строгая из этих обязанностей - пить именно вино, потому что оно специально предназначено для веселья. И написано в трактате Песахим (109а): "Человек обязан в праздник веселить своих детей и домочадцев. Чем их веселить? Вином". И там же говорится: "Учили в берайте, что сказал раби Йеуда бен Бетира: "Во времена Храма заповедь веселья выполнялась только мясом, как сказано: "И приноси мирные жертвы, и ешь их там, и веселись". Теперь же заповедь "веселиться" выполняется только вином, как сказано: "Вино веселит сердце человека" (Теилим 104:15)". И еще говорили мудрецы (Песахим там же): "Мужчины веселятся своим, а женщины - своим (мужчины - вином, женщины - праздничными нарядами)". И сказано в Торе, что человек обязан приобщить к этой радости бедных, больных и герое, ведь сказал Он, да будет Он превознесен: "И веселись в свой праздник, ты... и гер, и сирота, и вдова" (Дварим 16:14).
55-я заповедь -повеление принести в жертву пасхального ягненкав 14-ый день месяца нисана. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "В сумерки, четырнадцатого дня этого месяца... пусть зарежут его все из общины Израиля"(Шмот 12:6).
И каждый, кто не выполнил эту заповедь, умышленно не принеся ягненка в жертву в установленный срок, наказывается каретом (отрезанием души от ее корня),- как мужчина, так и женщина. Ведь разъясняется в трактате Песахим (91б), что принесение пасхальной жертвы 14-го нисана обязательно так же для женщин, и оно "отталкивает законы Шабата". Т.е. эта жертва приносится каждым человеком в Израиле, даже если 14 день нисана приходится на Шабат. А слова Торы, говорящие о наказании карет, - это Его речение (Бемидбар 9:13): "Человек же, который чист и в не был в дороге, и тем не менее не принес пасхальную жертву, - отсечется его душа...".
И в начале трактата Критом, где перечисляются заповеди, нарушители которых наказываются каретом, - и все это заповеди "не делай" - сказано: "А из заповедей "делай" - пасхальная жертва и обрезание"; и в предисловии мы уже сказали об этом.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Песахим.
56-я заповедь -повеление съедать пасхального ягненка в ночь 15-го писана, соблюдая при этом следующие условия: он должен быть поджарен на открытом огне, съесть его необходимо за один присест, и едят его с мацой и горькой зеленью. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И пусть съедят мясо в ту же самую ночь, жаренным на огне, имацу с горькой зеленью пусть едят" (Шмот 12:8).
И возможно, зададут вопрос: "Почему ты считаешь съедение пасхального ягненка с мацой и горькой зеленью только одной заповедью, а не тремя? Ведь есть мацу - заповедь, и есть горькую зелень - заповедь, и есть мясо пасхальной жертвы - заповедь!".
В таком случае скажем: "Действительно верно, что есть мацу - самостоятельная заповедь, как мы разъясним (Д 158). И столь же верно, что есть мясо пасхальной жертвы - заповедь, как мы упомянули. Но горькая зелень служит лишь приправой к мясу ягненка, и ее не заповедано есть саму по себе. И это очевидно: ведь мясо пасхального ягненка мы съедаем ради выполнения заповеди независимо от того, есть ли у нас горькая зелень или нет. Однако горькая зелень съедается ради выполнения заповеди только в том случае, если она сопровождает мясо пасхальной жертвы, согласно Его речению, да будет Он превознесен: "...С мацой и горькой зеленью ее(пасхальную жертву) пусть едят"(Бемидбар 9:11). И если кто-то съел горькую зелень без мяса, он безусловно не выполнил этим никакой заповеди, и не скажут о нем, будто он выполнял заповедь "кушать горькую зелень".
И говорится в Мехильте (Бо): "И пусть съедят мясо... жаренным на огне, и мацу с горькой зеленью пусть едят" - в стихе сказано, что заповедь Песаха - съесть и жаренное мясо, и мацу и горькую зелень", Т.е. заповедь включает все это. И сказано там: "Откуда известно, что если даже у людей нет мацы и горькой зелени, они тем не менее выполняют заповедь о съедении пасхальной жертвы? Тора говорит: "...ее (пасхальную жертву) пусть едят", Т.е. именно само мясо. Но, возможно, что так же как заповедь выполняется даже без мацы и горькой зелени, так ее можно выполнить, съев только мацу и горькую зелень даже без пасхального ягненка? Тора говорит: "...ее пусть едят".