Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правильное и неправильное обучение



 

Заставляя мозг усваивать сложные взаимосвязи, мы ставим перед ним нелегкую задачу. В школе и университете нам часто преподносят абстрактную информацию, которую мозг воспринимает с большим трудом и плохо запоминает. Возьмем для примера фразу: «Таким образом, мы имеем устойчивое положение системы относительно центральной оси, сложившееся в результате симметричного размещения двух тел, имеющих равную массу». Конечно, ее можно просто зазубрить, но это не слишком поможет, если мы не понимаем, о чем идет речь. Существует множество способов и приемов, с помощью которых заучиваются сложные тексты. Например, можно разбить фразу на части продолжительностью в три секунды и прочитать их (делая по возможности смысловые ударения):

 

Таким образом, мы имеем устойчивое положение системы относительно центральной оси , сложившееся в результате симметричного размещения двух тел, имеющих равную массу .

 

 

Рис. 7. Преобразование информации в зрительный образ, наглядно демонстрирующий «устойчивое положение»

 

Это позволяет облегчить запоминание, но лучше все-таки передавать знания в более простой и наглядной форме. Если обучение сводится только к запоминанию, то о настоящих знаниях говорить не приходится. Большинство научных работ написаны сухим языком и лишены всякой образности, потому что предназначены для специалистов, у которых мозг уже настроен на конкретную специальную область знаний и которые даже из самого сухого текста могут извлечь важную информацию. Однако мы можем с легкостью доказать, что теоретический язык можно перевести на нормальный, отчего он станет более наглядным, но при этом останется таким же «правильным». Возьмем все то же предложение: «Таким образом, мы имеем устойчивое положение системы относительно центральной оси, сложившееся в результате симметричного размещения двух тел, имеющих равную массу» – и перефразируем его: «Если два человека одинакового веса сядут на качели, между ними установится равновесие». При этом в голове сразу всплывает картинка, которую легко запомнить.

Для мозга мы должны переводить высказывания в наглядную форму, иначе он быстро придет в замешательство и отдаст коре надпочечников приказ на выработку гормонов стресса, которые, в свою очередь, заблокируют синапсы и разорвут важные связи между клетками мозга. В результате текст просто не с чем будет связать и обучающий эффект окажется равным нулю.

 

Учеба – это движение

 

Обучение представляет собой намного более многоплановый процесс, чем мы зачастую предполагаем. Оно происходит не только в голове. В нем принимает участие весь организм. Нейрофизиолог и педагог Карла Ханнафорд посвятила теме обучения 20 лет своей работы. В своей книге «Движение – путь к знаниям» («Bewegung – das Tor zum Lernen») она рассуждает о системе духа и тела и демонстрирует, какую важную роль движение играет в процессе учебы.

Без движения обучение оказывается неполноценным и неэффективным. Мы приобретаем знания, взаимодействуя всем телом с окружающей средой, воспринимая сенсорные раздражители всеми пятью органами чувств и органом равновесия. Наша вестибулярная система следит за тем, чтобы мы не падали при ходьбе и ориентировались в пространстве. Кроме того, она постоянно участвует в получении и обработке информации, а все движения, которые мы осознанно или бессознательно при этом совершаем, оказывают влияние на процесс учебы.

Движение необходимо для оптимального обучения. Грудной ребенок учится координировать свои движения, осваивая сначала ползание, а потом ходьбу. При этом постоянно стимулируются и развиваются центральные области мозга. Если их не активизировать, развитие мозга будет ограниченным.

Мы лучше всего познаем окружающую среду, используя все тело и все органы чувств. Именно поэтому дети очень часто реагируют на наши слова и рассказы различными движениями. Движения являются неотъемлемой частью процесса получения и обработки информации.

Помимо движений, важную роль играют прикосновения. Уже доказано, что, если грудные дети лишаются телесных контактов, у них замедляется или вообще останавливается психическое развитие, они даже могут умереть. В более позднем детском возрасте прикосновения и телесные контакты тоже играют очень важную роль. Дети познают мир, ощупывая, обнюхивая и пробуя его на вкус. Процесс обучения взрослых тоже становится заметно более эффективным, если они принимают в нем активное участие и имитируют поступки наставника.

Чтобы мозг мог обработать информацию, мы должны двигаться. Во время чтения наши глаза совершают непрерывные движения. Прислушиваясь, мы поворачиваем голову в направлении источника звука. Во время письма совершаем движения не только руками, но и головой, особенно если при этом о чем-то усиленно думаем. Но если тело постоянно движется, воспринимая информацию, то можно использовать различные движения и жесты для того, чтобы извлечь ее из памяти. Что там были за слова, которые надо было запомнить? Забыли? Ничего страшного. Ведь у вас не было никакого убедительного повода запоминать «черноморское побережье». А теперь мы дадим вам этот повод. Вы запомните эти слова хотя бы для того, чтобы не забыть принцип, стоящий за процессами запоминания. Закройте глаза, представьте себе темный крутой обрыв, за которым таится вечное забвение. Но вы-то пока еще здесь, на светлой стороне памяти. С закрытыми глазами вам легко представлять себе тьму. Теперь, подняв руки на уровень головы, совершайте ими волнообразные движения, изображая море. Сочетания этих движений вам хватит, чтобы вспомнить нужные слова, даже если к концу книги вы снова их забудете.

 

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.