Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Режиссер в театре. Система К.С.Станиславского как практическое руководство для актера и режиссера



В Толковом словаре русского языка под ред. Д.Н.Ушакова мы находим следующее определение: режиссер (от франц. regisseur - управляющий актерами, от лат. rego - управляю) -художественный руководитель театральной или кинематогра­фической постановки, объединяющий всю работу по под­готовке спектакля.

Профессия режиссера - профессия XX века, хотя с антич­ных времен театр был управляем: всегда кто-то стоял во главе организации его творческой жизни. Гак, в древнегре­ческом театре присутствует такая фигура, как хорег - за­житочный гражданин, который, при условии освобождения его от уплаты налогов, на собственные средства осуществлял театральную постановку. Однако в его обязанности входило не только материальное обеспечение сценического действия. Хорег подбирал хор (одно из главных действующих лиц в древнегреческом театре) и находил преподавателя для работы с ним - хородидаскала, а также музыкантов - флей­тиста, аккомпанировавшего хору, и кифареда, сопровождав­шего своей игрой пение самих актеров, организовывал репе­тиции, заказывав декорации и реквизит.

В XVIII-X1X веках функции режиссера носили не столько художественно-творческий, сколько административно-техни­ческий характер и мало отличались от обязанностей нынеш­него помощника режиссера. Творческие функции, составляю­щие главное содержание современного режиссерского искус­ства, раньше брал на себя кто-нибудь из наиболее авторитет­ных участников общей работы - автор пьесы, первый актер, художник или антрепренер. Но такая случайная, «неофи­циальная» режиссура редко доводила задачу создания идей­но-художественного единства спектакля до конца: разнобой между отдельными его элементами в той или иной степени оказывался неизбежным. Это же происходило и в тех слу­чаях, когда коллектив, не имея единоличного руководителя, сам пытался добиться творческой организации спектакля путем коллективных усилий всех участников. Раньше с этим по необходимости приходилось мириться, удовлетворяясь самыми незначительными успехами на этом пути.

Так было до того времени, когда в России и в мировом театральном пространстве начал свое триумфальное шествие Московский художественный театр под руководством акте­ра-любителя К.С.Станиславского и литератора В.И.Неми­ровича-Данченко. Это произошло в 1898 году. И если раньше спектакли ставили, то теперь их начали создавать. С этого нремени в театр пришел режиссер и, по сути, забрал там всю власть.

Сегодня никто не согласится признать спектакль полно­ценным произведением искусства, несмотря на отличное ис­полнение отдельных ролей и великолепные декорации, если он в целом лишен стилистического единства и общей идей­ной целеустремленности (того, что К.С.Станиславский назы­вал сверхзадачей спектакля). А этого невозможно добиться без режиссера. Поэтому одновременно с ростом идейно-эсте­тических требований к спектаклю расширялось и углубля­лось самое понятие режиссерского искусства, и его роль в сложном комплексе различных компонентов театра непре­рывно возрастала.

Говоря о необходимости добиваться единства всех элемен­тов спектакля, К.С.Станиславский писал: «Эта большая, сплоченная и хорошо вооруженная армия воздействует одно­временно общим дружным натиском на целую толпу зрителей театра, заставляя биться сразу, в унисон тысячи челове­ческих сердец». Кто же должен обучить, сплотить и воору­жить эту армию, чтобы потом бросить ее в атаку? Разумеется, режиссер! Он призван объединить усилия всех, направляя их к общей цели - к сверхзадаче спектакля. Другими словами, режиссерское искусство в театре - это творческая органи­зация всех элементов спектакля с целью создания гармони­чески целостного художественного произведения.

Режиссер в театре - в первую очередь интерпретатор и толкователь драматургии, автор художественной сценичес­кой композиции. Интерпретация является особой познава­тельной деятельностью, направленной не столько на обрете­ние знания из незнания, сколько перевод ранее имевшихся смыслов (научных, мировоззренческих, художественных) на иной язык. В истолкованиях, интерпретациях художествен­ных произведений соединяются интуитивные и рациональ­ные, эмоциональные и интеллектуальные, познавательные и творческие начала.

Именно режиссер, будучи истолкователем идеи драматур­гического произведения, определяет концепцию его постано­вочного решения. В режиссерском арсенале - многообразие средств художественной выразительности. Спектакль, по меткому выражению В.Е.Хализева, не сценический под­строчник к литературному произведению, а самоценная худо­жественная реальность.

Режиссура - искусство авторское, и сегодня мы чаще го­ворим не «Ленком», а театр Марка Захарова, не «Современ­ник», а театр Галины Волчек, не «Театр на Таганке», а театр Юрия Любимова. Режиссура - искусство личностное. Его в пьесе главным образом интересует то, что созвучно ему как творческой индивидуальности. Лучше всего отличительную черту поистине творческой, а не рассудочно-иллюстративной сценической интерпретации драматургического произведе­ния характеризуют слова замечательного советского теат­рального режиссера Анатолия Васильевича Эфроса: «Я могу поставить лишь так, как чувствую сам».

Задача режиссера - заразить своими идеалами, ценностя­ми, философией жизни зрителя, пришедшего на его спек­такль. Однако следует прислушаться и к мыслям выдающего­ся советского кинорежиссера Г.А.Козинцева («Гамлет», «Король Лир» и др.), который предупреждал, что «не вылезать вперед со своими оценками происходящего - вот что самое грудное в режиссуре. Самое простое - выносить оценки... Совсем хорошо вовсе обойтись без выводов. Пусть люди рассудят. Мое дело убедить: так могло быть, а не "я так об этом думаю"».

Режиссер, по типологии В.И.Немировича-Данченко, это еще и зеркало, отражающее индивидуальные качества актера и грани его творческого дарования. В актерском исполнении в спектакле, как правило, налицо все элементы актерской техники. Но применительно к каждому спектаклю в отдель­ности перед режиссером стоит вопрос: какие из этих элемен­тов следует в данном спектакле выдвинуть на первый план, чтобы, ухватившись за них как за звенья одной неразрывной цепи, вытащить всю цепочку. Так, например, в одном спек­такле важнее всего могут оказаться внутренняя сосредото­ченность актера и скупость выразительных средств, в другом - наивность и быстрота реакций, в третьем - простота и непо­средственность в сочетании с яркой бытовой характеристи­кой, в четвертом - эмоциональная страстность и внешняя экспрессия, в пятом, наоборот, - сдержанность чувств. Разно­образие здесь не имеет границ, важно только, чтобы всякий раз было точно установлено именно то, что необходимо для данной пьесы. Способность найти верное решение спектакля через точно найденную манеру актерского исполнения и уме­ние практически реализовать это решение в работе с актерами и определяет профессиональную квалификацию режиссера.

Режиссура и педагогика настолько тесно связаны между собой, что порой трудно провести грань между ними, найти точку, где заканчивается одна профессия и начинается дру­гая. Режиссер, как чуткий воспитатель, должен уметь разглядеть подлинное актерское дарование, раскрыть его. К.С.Станиславский точно подметил, что для «органического взращивания роли нужен не меньший, а в иных случаях значительно больший срок, чем для создания и взращивания живого человека. В этом периоде режиссер участвует в творчестве в роли повивальной бабки или акушера».

И, наконец, третья «ипостась» режиссера - его организа­торская работа, а именно выстраивание репетиционного процесса, в который включен весь его творческий коллектив - от актера до рабочего сцены. Задачи режиссера в этом контексте - убедить, практически организовать, увлечь за собой, зара­зив коллектив своим замыслом, сверхзадачей, верой в успех будущего сценического действия.

Обобщая сущность режиссерской профессии, обратимся к размышлениям Г .А.Товстоногова, который писал: «Режиссе­ра всегда сравнивают с источником творческой энергии, лучи от которого расходятся во все стороны: к актеру, к драматур­гу, к зрителю. Режиссер - это точка пересечения времени, поэтической идеи и искусства актера, то есть зрителя, автора и актера. Это призма, собирающая в один фокус все компо­ненты театрального искусства. Собирая все лучи, преломляя их, призма становится источником радуги».

Система К.С.Станиславского возникла как обобщение его творческого и педагогического опыта и опыта его театраль­ных предшественников и современников, выдающихся деяте­лей мирового сценического искусства. Она, являясь практи­ческим руководством для режиссера и актера, стала теорети­ческим выражением того реалистического направления в сце­ническом искусстве, которое Станиславский назвал искус­ством переживания, требующим не имитации, а подлинного переживания в момент творчества на сцене, создания заново на каждом спектакле живого процесса по заранее проду­манной логике жизни образа.

Благодаря открытиям К.С.Станиславского гораздо полнее раскрылись созидательно-творческие начала сценического искусства в активном достраивании пьесы - превращении ее текста в режиссерскую партитуру. «Мы пересоздаем произве­дения драматургов, - писал К.С.Станиславский, - мы вскры­ваем в них то, что скрыто под словами, мы вкладываем в чу­жой текст свой подтекст... мы создаем в конечном результате нашего творчества подлинно продуктивное действие, тесно связанное с сокровенным замыслом пьесы».

К.С.Станиславский в своих трудах «Работа актера над со­бой» и «Работа актера над ролью» раскрывает суть различ­ных элементов сценического творчества, изучение которых необходимо для наиболее ясного понимания метода дей­ственного анализа пьесы и роли. Но понятия "сквозное дей­ствие" и "сверхзадача" являются наиболее часто употребляемыми. Сам К.С.Станиславский о сверхзадаче и сквозном действии писал следующее: «Сверхзадача и сквозное дей­ствие - главная жизненная суть, артерия, нерв, пульс пьесы. Сверхзадача (хотение), сквозное действие (стремление) и выполнение его (действие) создают творческий процесс пере­живания... Условимся же на будущее время называть эту ос­новную, главную, всеобъемлющую цель, притягивающую к себе все без исключения задачи, вызывающую творческое стремление двигателей психической жизни и элементов са­мочувствия артисто-роли, "сверхзадачей произведения писа­теля"; без субъективных переживаний творящего она суха, мертва. Необходимо искать отклики в душе артиста, для того чтобы и сверхзадача, и роль сделались живыми, трепещу­щими, сияющими всеми красками подлинной человеческой жизни».

«Нас любят в тех пьесах, - утверждал Станиславский, -где у нас есть четкая, интересная сверхзадача и хорошо под­веденное к ней сквозное действие. Сверхзадача и сквозное действие - вот главное в искусстве».

У сверхзадачи есть замечательная особенность. Одна и та же верно определенная сверхзадача, обязательная для всех, пробудит у каждого исполнителя свои индивидуальные от­клики в душе. Задача режиссера - ясно, четко и понятно сформулировать ее, поскольку определение сверхзадачи дает смысл и направление работе всего творческого коллектива. Очень образно о необходимости четкой формулировки сверх­задачи режиссером (вне зависимости от вида искусства) вы­разился российский кинорежиссер Александр Митта: «За­будьте капризные вздохи: ах, я чувствую это, но не могу выразить в словах! Сотрудники должны быть воодушевлены идеей, а как они поймут свою часть общей задачи, если режиссер ползет по сценарию, как клоп по обоям, не видя его перспективы, не зная курса, которым он ведет свой корабль». Путь воплощения сверхзадачи - сквозное действие - это та реальная, конкретная борьба, происходящая на глазах зрите­лей, в результате которой утверждается сверхзадача. Для ар­тиста сквозное действие, по убеждению К.С.Станиславского, является прямым продолжением линий стремления двигате­лей психической жизни, берущих свое начало от ума, воли и чувства творящего артиста. Не будь сквозного действия, все куски и задачи пьесы, все предлагаемые обстоятельства, об­щение, приспособления, моменты правды и веры и прочее прозябали бы порознь друг от друга, без всякой надежды ожить.

Выдающийся кинорежиссер, который отметился и своей работой в театре, С.М.Эйзенштейн так характеризовал суть режиссерского творчества: «От реплики к реплике в написан­ной пьесе надо уметь установить единый процесс действия. Развернуть сухую строчку задания в многообразное, много­сложное и ритмически слитное действие. Это первое, что должен уметь режиссер, претендующий на построение сцени­ческого действия, а не на речитативы по свиткам ролей».

Однако режиссура в культурно-досуговой деятельности -самостоятельная область режиссерского искусства со своими целями, задачами принципами и приемами. Эти особенности обусловлены общим содержанием, наполнением и содержа­нием культурно-досуговой деятельности. Не случайно у И.М.Туманова мы находим следующее: «Такие компоненты, как песня, танец, живокартинная (пластическая) композиция, заменяют в массовом представлении психологическое обос­нование поведения героев. Свойственная этому жанру эмо­циональность предполагает мгновенное переключение зрите­лей с одного объекта на другой без детализации и психологи­ческих мотивировок. Иначе говоря, драматургия и режиссура массового действия должны строиться так, чтобы во внешней форме подачи материала найти внутренний образ, соответ­ствующий его идее, ритму, дыханию».

Вопросы и задания для самопроверки

1. Охарактеризуйте профессиональную деятельность режиссе­ра в театральном искусстве.

2. Как В.И.Немирович-Данченко определял три функции режиссера?

3. Что К.С.Станиславский понимал под сверхзадачей и сквозным действием?

Литература 1. Козинцев, Г.М. Собрание сочинений: в 5 т. / Г.М.Козин­цев. - Л.: Искусство, 1986. - Т. 5. - 622 с.

2. Основы системы Станиславского: учеб. пособие / сост. Н.В.Киселева, В.А.Фролов. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 102 с.

3. Станиславский, КС. Моя жизнь в искусстве / К.С.Ста­ниславский. - М.: Искусство, 1983. - 610 с.

4. Станиславский, К.С. Работа актера над собой / К.С.Ста­ниславский. - М.: Искусство, 1956. - 387 с.

5. Товстоногов, Г.А. Зеркало сцены. Статьи. Записи репе­тиций / Г.А.Товстоногов. - Л.: Искусство, 1980. - Кн. 1. - 311 с.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.