Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сценарный замысел. Идейно-тематическая основа сценария



В творческом процессе для нас многое остается непоня­тым. Не исключение - процесс рождения замысла, поскольку он слишком тонок и индивидуален. Его справедливо связы­вают с явлением интуиции, которая есть не что иное, как чутье, догадка, не до конца осознанный момент перехода от приблизительного знания к знанию точному. Великий кино­режиссер Ф.Феллини подметил, что художнику трудно отли­чить, что он делает умышленно, а что загадочно или необъяс­нимо.

Зарождение замысла - сложный процесс, связанный с ин­дивидуальными особенностями творческой личности, его ми­ровосприятием и мироощущением. Возникновение замысла придает поначалу хаотичной работе целенаправленность, не ограничивая при этом воображение, интуицию, фантазию.

И хотя мир образов - это мир чувственный, тем не менее в процессе вызревания замысла должно происходить совпаде­ние логического и образного мышления. Еще И.-В.Гете заме­чал, что «в любом произведении искусства, великом или малом, все до последней мелочи зависит от замысла».

Обратимся к различным подходам в определении понятия «замысел».

Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова трактует замысел как «нечто задуманное, замышленное, как цель работы, деятельности».

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова определяет замысел в двух значениях:

1. Задуманный план действий, деятельности, намерение.

2. Заложенный в произведении смысл, идея.

Словарь литературоведческих терминов характеризует творческий замысел как представление об основных чертах и свойствах художественного произведения, его содержании и форме, как творческий набросок, намечающий основу произ­ведения.

Замысел нередко сравнивают с архитектурным проектом в строительстве, в котором предусмотрены целостный образ всего сооружения и соотношение его отдельных частей, расчеты несущих конструкций.

А.Д.Жарков, обобщая различные подходы к определению замысла, определяет его как «задуманное автором (сценарис­том, режиссером) построение программы, включающее в се­бя разработку основной мысли (темы, идеи) и элементы твор­ческого процесса ее воплощения».

В замысле культурно-досуговой программы присутствуют не только личность сценариста, его видение мира, но и конечное звено творческого процесса - зритель, аудитория. Не случайно Ю. Борев отметил, что творчество - это процесс отчуждения замысла от художника и передачи его через произведение читателю, зрителю, слушателю.

Таким образом, в основе сценарного замысла культурно-досуговой программы прежде всего лежит ее (программы) тема и идея.

Тема (от греч. therna - то, что положено в основу) это объект художественного изображения, круг жизненных явле­ний, отображенных писателем или художником и спаянных воедино авторским замыслом. Тема - это те жизненные ха­рактеры, ситуации, которые как бы переходят из реальной действительности в художественное произведение.

В.И.Даль определяет тему как «положение, задача, о коей рассуждается или которую разъясняют». Другими словами, тема культурно-досуговой программы - это круг жизненных явлений, вопросов, проблем, которые волнуют автора и аудиторию, причем наиболее актуальных и художественно осмысленных.

Выбор темы досуговой программы определяется мироощу­щением автора сценария, его жизненными ценностными ориентациями, теми явлениями и связями, которые он счита­ет наиболее важными. Тема, по глубокому убеждению рос­сийского кинорежиссера А.Митты, - это рабочий инстру­мент, скальпель и штурвал автора сценария, а затем и режис­сера. Задача темы - установить прямой контакт между ваши­ми идеями и эмоциональным миром аудитории, эта важная интеллектуальная и эмоциональная ценность. Американский драматург Артур Миллер писал: «Когда я, наконец, понимаю то, о чем в сущности хочу сказать, я останавливаюсь и пишу это на отдельном листке бумаги. Это самый важный момент. В этот день я ничего не пишу. Это праздник».

Тема требует своего последовательного сценического во­площения, т.е. организации драматургического действия, в процессе которого с помощью разнообразных средств худо­жественной выразительности зритель подводится к ее оцен­ке, а через нее к формированию своей личностной позиции.

Тема неразрывно связана с идеей драматургического про­изведения, которая характеризуется как его содержательно-смысловая целостность и продукт эмоционального пережива­ния и освоения жизни автором (Большой энциклопедический словарь). Стивен Кинг точно заметил, что «хорошая лите­ратура всегда начинается с темы и развивается к идее, почти никогда не бывает наоборот». Художественная логика - это последовательность движения авторской (а вслед за ней и зрительской) мысли от темы к идее.

Однако идея не может быть сведена лишь к главной автор­ской мысли. Она - ракурс, точка зрения автора на «факты жизни». Анализ заложенной в сценарии проблемы, обнару­жение и разрешение конфликта - это активный динамичный процесс движения авторской мысли, поскольку именно через ракурс как начальную точку художественного мышления автором сценария будет отбираться и соединяться драматур­гический материал, работающий на художественное исследо­вание проблемы.

Тема и идея - это тот смысловой стержень, который дер­жит драматургический каркас сценария культурно-досуговой программы.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Какие составляющие творческого замысла?

2. Дайте подробную характеристику понятию «тема».

3. Что характеризует авторскую идею культурно-досуго­вой программы?

Литература

1. Борее, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б.Борев. - М.: Искусство, 2002. - 579 с.

2. Гальперина, Т.И. Режиссура культурно-досуговых про­грамм в работе менеджера туристской анимации: учеб.-практ. пособие / Т.И.Гальперина. - М.: Сов. спорт, 2008. -292 с.

3. Дранков, В.Л. Психология художественного творчества: учеб. пособие / В.Л.Дранков. - Л.: ЛГИК, 1991. - 75 с.

4. Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность: учеб. пособие / А.Д.Жарков, В.М.Чижиков. - М: МГУК, 1998. -461 с.

5. Марков, О.И. Сценарно-режиссерские основы художе­ственно-педагогической деятельности клуба: учеб. пособие / О.И.Марков. - М.: Просвещение, 1988. - 158 с.

6. Митта, А. Кино между адом и раем / А.Митта. - М.: ЭКСМО-Пресс: Подкова, 2002.-475 с.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.