2 команда приводит истоки и причины возникновения проблемы;
3 команда представляет наиболее опасные факты о данной проблеме;
4 команда обобщает данные дискуссии и пытается предложить способ решения проблемы.
3. Мнение экспертов.
4. Принятия решения открытым голосованием.
Темы дискуссии:
- 5-7 классы (ноябрь) - тема для обсуждения «Социальный успех» (потеря моральных норм, борьба с Интернет-зависимостью, проблема взаимоотношений в семье),
- 8-9 классы (февраль) - тема для обсуждения «Экономический успех» (трудоустройство несовершеннолетних, обращение с деньгами, предпринимательство),
- 10-11 классы (апрель) - тема для обсуждения «Собственный успех» (профессиональная ориентация, выбор учебного заведения, будущая профессия).
2 этап – создание видеоролика о способах решения обсуждаемых проблем и размещение в группе СДО ТО.
Результаты работы по достижению социальной успешности в рамках открытой дискуссии «Молодежный голос»:
Уровень результатов
Личные результаты
Общегрупповые результаты
Результаты для общества
Результаты для СДО ТО
Первый уровень результатов
Активное включение ребёнка в поисковую познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации
Способность сопереживать другим людям и проявлять солидарность, понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт; терпимости к различным взглядам; способность работать в команде
Непосредст-венное участие экспертов при обсуждении проблемы
Форма дискуссии способствует в будущем обучении успешно построить устную речь и приобрести навыки презентации, развитию уверенности в себе, умению организовать своё устное выступление, принятию хорошо продуманных решений, слаженно работать в коллективе, быть критичным слушателем, выступать в качестве лидера
Второй уровень результатов
Формирование критического мышления, умения устанавливать логические связи между явлениями
Умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе знания правовой базы и умения применять свои знания
Приобщение участников к нормам и ценностям гражданского общества
Возможность выбора темы для проведения дискуссии
Третий уровень результатов
Выработка самостоятельно-сти оценок, нравственно-мировоззренче-ской позиции и поведенческих устанонок
Развитие умения «слушать-слышать»
Возможность рационально и цивилизован-но обсуждать актуальные, часто острые (особенно для молодежи) вопросы
Стремление участников использовать свои знания в практике общественной жизни; умение брать на себя решение каких-либо проблем
Социальный эффект – активное включение в поиск истины; создание условия для открытого выражения своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме.
Условия эффективного проведения дискуссии в общем виде следующие:
· Информированность и подготовка участников к дискуссии, свободное владение материалом, привлечение различных источников для аргументации отстаиваемых положений.
· Правильное употребление понятий, используемых в дискуссии, их единообразное понимание.
· Полная включенность группы в дискуссию, участие каждого участника в ней, для чего необходимо:
- привлечь участников к определению темы дискуссии, предоставив им возможность выбора темы из нескольких альтернативных,
- проблемно сформулировать тему дискуссии, так, чтобы вызвать желание ее обсуждать, - расположить группу так, чтобы устранить преграды, затрудняющие общение, - предоставить каждому учащемуся возможность высказаться.
· Обучение участников умению вести дискуссию, совместная выработка правил и норм групповой коммуникации.
· Особая позиция руководителя дискуссии, которая заключается в стимулировании обсуждения, консолидации мнений, подведении результатов работы. Личная позиция руководителя по обсуждаемой проблеме не должная доминировать, хотя он может выступить в роли рядового участника дискуссии, не навязывая участникам свою точку зрения.