Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Краткий словарь драматургических и режиссерских терминов



Аллегория (от греч. alios - иной и agoreuo - говорю) - ино­сказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств. Аллегория состоит из двух элементов: 1) смыслового - это какое-либо понятие или явление (муд­рость, доброта, детство, природа и др.), которое стремится изобразить автор, не называя его; 2) образно-предметного -это конкретный предмет, существо, изображенное в художе­ственном произведении и представляющее названное поня­тие или предмет. Связь аллегории с обозначаемым предме­том более прямая и однозначная, чем у символа.

Ассоциация (от лат. association - соединение) - образ, возникающий в результате неожиданного сочетания датских понятий; психологическое сближение отдельных образов, идей, представлений (связь между ними).

Архитектоника (от rpe4.architektonike - строительное ис­кусство, построение, соразмерность) употребляется в нес­кольких значениях как 1) художественное выражение законо­мерностей строения, присущих конструктивной системе зда­ния; 2) общий эстетический план построения художественно­го произведения, принципиальная взаимосвязь его частей. Архитектоника изучает соотношение между главными и под­чиненными элементами драматургического произведения, связь между его отдельными частями и функциональное зна­чение этих частей и элементов,образующих вместе художе­ственное единство. Внутреннее, архитектоническое единство активизирует ассоциативность мышления автора и зрителя.

Драма (от греч. drama - действие) - в широком смысле слова один из основных родов литературы, отражающий жизнь в действиях (поступках и переживаниях) людей. Драма предназначена для воплощения на сценической площадке и поэтому ориентирована на зрелищную выразительность. Ав­торскую речь в драме заменяют ремарки. Взаимоотношения персонажей драмы, возникающие между ними конфликты раскрываются через поступки и получают свое воплощение через выразительную словесную монолого-диалогическую форму. Составляющими драмы (по Аристотелю) являются фабула (сюжет), характер, разумность, структура действия, конфликт, сценическая обстановка (сценография), а также музыкальная композиция. В узком смысле слова - один из ведущих жанров драматургии, изображение личности в ее драматических отношениях с обществом или другими людьми.

Драматургия - какое-либо литературно-драматургическое произведение (пьеса, киносценарий, либретто, телевизион­ный сценарий и т.д.), требующее своего воплощения сред­ствами того или иного вида искусства; специально продуман­ная и организованная структура, композиция какого-либо материла.

Жанр (от франц. genre - род, вид) - конкретная историчес­ки сложившаяся разновидность того или иного вида искус­ства, определяемая идейно-эмоциональной трактовкой жиз­ненного материала, отраженного в произведении искусства; разновидность устойчивой структуры произведения, органи­зующей все его элементы в художественную целостность. Под жанром понимается также совокупность произведений, объединенных общностью предметов изображения, кругом тем, способов понимания и истолкования действительности. В неопределенности жанра отражается неопределенность ав­торского замысла. В драматургии культурно-досуговых про­грамм понятию «жанр» соответствует понятие «форма куль-турно-досуговой программы».

Замысел творческий - представление об основных чертах художественного произведения, его теме и идее, содержании и форме, творческий набросок, намечающий его основу. За­мысел может быть завершенным и незавершенным, вопло­щенным и невоплощенным, измененным или оставшимся без изменения.

Идея художественная (от греч. idea - понятие, представ­ление) - ракурс, авторское отношение к «фактам жизни», главная обобщающая мысль, лежащая в основе, смысловой стержень драматургического каркаса досуговой программы.

Катарсис (от греч. catharsis - очищение) - очищение, про­светление человеческой души, своеобразная разрядка, освобождение от негативных эмоций через обращение к про­изведению искусства.

Коллизия (от лат. collision - столкновение) - столкновение противоположных интересов, жизненных принципов, моти­вов действующих лиц в художественном произведении, кото­рое выражается в конкретных событиях.

Композиция (от лат. composition - составление, соедине­ние, связь) - последовтельное построение, расположение и взаимосвязь частей и эпизодов драматургического произведе­ния, его построение в соответствии с содержанием и жанро­вой формой; важнейший структурный принцип организации драматургического произведения как художественного еди­ного, целостного и завершенного.

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и прин­ципов жизни, положенных в основу действия. Особое значе­ние конфликт имеет в драматургии, поскольку является дви­жущей силой, пружиной развития драматургического дей­ствия и средством раскрытия характеров. Конфликт может быть частным или общим, явным или скрытым, внешним или внутренним.

Метафора (от греч. metaphora - перенос) - перенос, осно­ванный на уподоблении одного предмета или явления друго­му по сходству или по контрасту, скрытое сравнение, в кото­ром слова «как», «словно» и другие отсутствуют, но подразу­меваются. Метафора рассчитана на небуквальное восприятие и требует от зрителя умения понять и почувствовать созда­ваемый ею образно-эмоциональный эффект, увидеть второй план метафоры, содержащееся в ней скрытое сравнение, за­ставляет работать воображение зрителя.

Мизансцена (от франц. miseenscene - расположение на сцене) - расположение актеров на сцене по отношению друг к другу и к зрителям в тот или иной момент сценического действия.

Монтаж - художественный метод организации сценарно­го материала, основанный на отборе и сопоставлении номе­ров или эпизодов культурно-досуговой программы для наи­более яркого и выразительного раскрытия авторского замыс­ла. Приемы монтажа: последовательный, параллельный, кон­трастный, лейтмотив, ретроспективный, клиповый и т.д.

Образ художественный- специфическая форма познания и отражения действительности искусством, конкретно-чув­ственная форма воплощения художественных представлений автора, его духовного мира и мира его идей.

Развитие драматургического действия - процесс пере­хода сценического действия от одного состояния к качествен­но новому состоянию через номера и эпизоды, который ха­рактеризуется повышением напряженности действия до его кульминации и финала

Ракурс (от фр. raccourci - сокращение). Употребляется в нескольких значениях: 1) в живописи, графике - изображение фигуры или предмета в перспективе, с сильным сокращением удаленных от зрителя частей; 2) в киносъемке - изображение объекта с различных точек зрения неподвижной или движу­щейся кинокамерой, точка зрения камеры, создаваемая путем наклона или подъема оптической оси аппарата при съемке; активный прием операторского искусства для построения ху­дожественной композиции фильма; помогает выразить взгляд героя или автора на событие; 3) в сценарной драматургии -точка зрения, с которой автор сценария рассматривает тему досуговой программы.

Режиссерская группа - члены постановочной творческой группы культурно-досуговой программы группы (ассистенты и помощники режиссера, звукорежиссер, режиссер по свету, режиссер по видео и др.).

Режиссерский акцент - момент особого напряжения дра­матургического действия, где режиссер концентрирует сред­ства художественной выразительности для раскрытия авторс­кого замысла и художественного образа программы решения, а также активизации аудитории. Режиссерский акцент проду-мывается, начиная со сценарного плана, и заключается в от­боре событий, обострении конфликта, контрастов монтажных стыков.

Режиссерский прием - способ взаимосвязи средств худо­жественной выразительности в воплощении режиссерской художественной мысли, образный перевод режиссерского за­мысла в сценическое решение.

Режиссура - вид профессиональной художественно-твор­ческой деятельности, направленной на пространственно-пластическое, художественно-образное воплощение идейнотематического замысла произведения зрелищного искусства с помощью только ему присущих выразительных средств. Различают театральную режиссуру, режиссуру оперы, балета, циркового или эстрадного представления, театрализованных представлений и массовых праздников, других форм куль-турно-досуговых программ. Понятие «режиссура» можно определить как художественный процесс создания компози­ции гармонического целого из произведений различных ви­дов искусства («факты жизни») и явлений реальной жизни («факты жизни»).

Режиссура культурно-досуговой программы - организа­ция ее зрелищной стороны путем специального, продуманно­го использования средств художественной выразительности, направленного на раскрытие авторского замысла, а также на активное, идейно-эмоциональное воздействие на аудиторию. Реквизит (от лат. requisitum - необходимое) - совокуп­ность предметов, вещей (подлинных и бутафорских), исполь­зуемых при постановке различных видов драматургических произведений (пьеса, киносценарий, сценарий культурно-до­суговой программы и т.п.). К реквизиту относятся все пред­меты, которые находятся на сценической площадке.

Репетиция (от лат. repetitio - повторение) - основная фор­ма подготовки (под руководством режиссера) театральной постановки, а также различных театрализованных форм куль-турно-досуговых программ, отдельных номеров и эпизодов. Различают застольные, монтировочные, прогонные и гене­ральные репетиции.

Ритм (греч. rhythmos - стройность, соразмеренность) -это закономерное чередование каких-либо элементов (лите­ратурных, звуковых, речевых и т.п.), происходящее с опреде­ленной последовательностью, частотой; скорость протекания, совершения чего-либо. Ритм может быть плавным или дина­мичным, монотонным, с нарастанием или постепенным снижением энергии.

Сверхзадача - главная всеобъемлющая цель, притягиваю­щая задачи всех действующих лиц на сценической площадке. В системе К.С.Станиславского сверхзадача - это, в первую очередь, то, ради чего режиссер ставит пьесу.

Символ (от греч. simbolon - условный знак) - образ, вы­ражающий смысл какого-либо явления в предметной форме.

Предмет, животное, знак становятся символом, когда их на­деляют дополнительным, исключительно важным значением. По сравнению с аллегорией символ более многозначен, ши­рок и дает большую свободу толкований. В целом аллегория и символ близки.

Сквозное действие - путь достижения сверхзадачи, реаль­ная, конкретная борьба, происходящая на глазах зрителей, действия и поступки персонажей, в которых утверждается сверхзадача. В системе К.С.Станиславского сквозное дей­ствие - это главная линия драматургического развития пьесы, обусловленная творческим замыслом драматурга.

Сюжет (от франц. sujet - предмет, содержание) - система, совокупность событий в произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры и устремления действующих лиц; познавательное начало в драматургичес­кой структуре. В основе сюжета всегда лежит конфликт как «диалог действий».

Сюжетный ход - художественный прием, который делает сценарий неповторимым и оригинальным по композицион­ному построению.

Сценарий - подробная литературная разработка драма­тургического действия, предназначенного для постановки на сценической площадке, на основе которого создаются раз­личные формы культурно-досуговых программ.

Сценарно-режиссерский ход - образное движение автор­ской мысли, зримое, условное игровое действие, выражаю­щее режиссерское решение и связывающее номера и эпизоды досуговой программы, а также выразительные средства в композиционную целостность.

Сценография - создание изобразительно-пластического образа в сценическом пространстве посредством декораций.

Театрализация - творческий метод постановки культур­но-досуговых программ, который заключается в создании сценического художественного образа посредством вырази­тельных средств театрального искусства. Театрализация предполагает оригинальное режиссерское решение сцени­ческого действа.

Тема (от греч. thema - то, что положено в основу) - круг жизненных явлений, событий, проблем, волнующих автора и аудиторию, причем наиболее актуальных и художественно осмысленных: объект художественного изображения.

Темп (от итал. tempo, от лат. tempus - время) - степень быстроты движения, осуществления, интенсивность развития чего-либо. Темп характеризует течение культурно-досуговой программы во времени.

Фабула (от лат. fibula - история, рассказ) - событийное яд­ро художественного произведения, последовательная схема развития событий, коммуникативное начало в драматурги­ческой структуре.

Факты жизни - реальные события и факты, происшед­шие в жизни, не относящиеся к сфере искусства, а также ре­альные события, зафиксированные в исторических докумен­тах (архивные данные, фотографии, аудиозаписи, письма, кинохроника и т.п.). Сценарист должен отдавать предпочте­ние только тем документам, которые будут монтажно соеди­няться с другим фактическим материалом, а также обеспечат неожиданные рефлексии зрителей при встрече с художе­ственными номерами.

Факты искусства - все видовое и жанровое разнообразие произведений искусства, которое используется в качестве средств художественной выразительности культурно-досуго-вой программы.

 

Примеры написания сценарных планов

Сценарный план программы «Праздник магии и волшебства»

(Автор С.В.Андреев)

Название программы: Праздник магии и волшебства. Форма программы: театрализованное представление. Аудитория: молодежь старше 18 лет. Место проведения: Молодежный театр эстрады. Время проведения: 18.00. Тема: место волшебства в жизни человека. Идея: в каждом из нас внутри спрятан ребенок, который верит в чудеса.

 

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.