Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принципы режиссуры культурно-досуговых программ



Режиссура в культурно-досуговой деятельности - это орга­низация зрелищной стороны культурно-досуговой програм­мы путем специального, продуманного использования средств художественной выразительности, направленного на раскрытие авторского замысла, а также на активное, идейно-эмоциональное воздействие на аудиторию. Более того, в первую очередь - это режиссура аудитории.

Если вспомнить специфику сценария культурно-досуговых программ, то природа драматургического действия в нем основана на художественном коммуникативном действии между участниками программы и аудиторией. Если изобра­зить схематически виды взаимодействия присутствующих на культурно-досуговой программе, то они будут выглядеть так.

1. Участник - участник - зритель. Здесь взаимодействие исполнителей на сцене и их же со зрителями. Такая схема имеет место в театре. И здесь - примат актерского действия. Психологическая суть взаимодействия актера-участника и зрителя определяется эмпатией - постижением эмоциональ­ных состояний другого человека в форме сопереживания. Сопереживание, идентификация психологического состояния зрителей с действием, происходящим на сцене, - это тоже фактор активизации аудитории, и в клубной практике также используется эта особенность театрального искусства. Одна­ко зритель не может внести изменения в ход спектакля. Но этот вид взаимодействия - первый шаг к «оформлению» второго вида.

2. Участник - зритель участник. Зритель, включенный в драматургическую линию сценария, от созерцания, сопереживания переходит к действию, к выполнению определенных ролей участника досуговой программы. Так, например, игро­вые и конкурсно-развлекательные программы строятся на за­программированных в сценарии и импровизационных дей­ствиях их участников.

В целом первый и второй виды взаимодействия находятся во взаимосвязи и взаимодополнении, а для режиссера досуго-вых программ к традиционной (театральной) сфере действия добавляется аудитория.

Процесс восприятия личностью культурно-досуговой про­граммы является завершающим этапом технологического процесса, его результативной частью.

В психологии принято выделять два вида восприятия:

- восприятие с преобладанием познавательной направлен­ности;

- восприятие с преобладанием эмоционально-оценочного отношения к действительности.

Однако следует отметить, что соотношение познаватель­ной и эмоционально-оценочной направленности восприятия может быть многовариантным.

Восприятие захватывает одновременно область чувств и разума, а эффективность воздействия на эмоциональную и рациональную сферы во многом определяется степенью и ха­рактером как самого воздействия, так и присутствием объек­тивных и субъективных факторов, конкретной ситуацией. В числе субъективных факторов - разнообразие интересов и потребностей потенциальной аудитории культурно-досуго-вых программ, поскольку восприятие личностью информа­ции через различные формы КДД возможно как взаимодей­ствие поступающей извне информации с информацией, на­копленной ею ранее.

Аудитория - временная общность людей, возникающая в связи с конкретным источником информации. Она вступает с ним в определенные отношения и на этой основе приобретает специфические (аудиторные) интересы), позволяющие отли­чить ее от других общностей людей.

Отношения аудитории культурно-досуговых учреждений с источником информации постоянно развиваются, меняют­ся, приобретают новые формы, могут прерываться и возобнов­ляться. Поэтому для аудитории культурно-досуговых учреждений ценностное значение приобретает не только содержа­ние информации, но и ее носители.

Состояние аудитории культурно-досуговых учреждений можно классифицировать по следующим типам:

1. Состояние готовности, т.е. подготовленность или непод­готовленность, слабая подготовленность слушателей; подра­зумевается не только уровень их знаний, но и степень созна­тельности и т.д.

2. Состояние заинтересованности, которое связано с харак­тером предрасположенности аудитории, при этом учиты­ваются как интерес к содержанию информации, так и степень сознательности и т.д.

3. Состояние активности, отражающее разную степень по­веденческих актов аудитории.

В аудиторной среде культурно-досуговой программы до­минируют отношения эмоционально-личностного характера, ибо на первый план выходят потребности в эмоциональном коллективном контакте в условиях публичности. Эта потреб­ность в зрелищном, публичном общении столь необходима людям, что часто приобретает ведущее значение.

Умение специалистов культурно-досуговых учреждений не только учитывать состояние аудитории, но и формиро­вать его путем целенаправленного воздействия имеет ре­шающее значение в технологии культурно-досуговой дея­тельности.

Принципы режиссуры культурно-досуговых программ -это художественные закономерности режиссерской организа­ции драматургического сценарного материала. Они опреде­ляются как эстетическими законами, так и целями педагоги­ческого воздействия на аудиторию. Принципы режиссуры до-суговых программ, как и принципы любой художественной системы, отражают характер взаимодействия структурных элементов этой системы, в нашем случае это факты жизни и факты искусства. Сегодня говорят о группе общехудоже­ственных и активизирующих принципов.

Общехудожественный, эстетический закон всех зрелищ­ных видов искусств гласит: работа органов чувств будет тем интенсивнее, чем больше разнообразно организованной ин­формации будет поступать к зрителю одновременно или на протяжении сжатого промежутка времени. Этот закон заставляет режиссера использовать все имеющееся средства художественной выразительности, а именно:

- образное слово;

- музыку;

- шумовые и фоновые материалы;

- фото-, кино- и видеоматериалы;

- театральное, хореографическое и пластическое действие;

- световое решение.

Другими словами, речь идет о принципе целостности через многообразие. Единство слова, музыки, света и цвета, мизан­сцен должно создавать аудиовизуальную гармонию, раскры­вающую художественный образ программы.

Однако не будем забывать один из основных законов ком­позиционного построения сценария, который также актуали­зируется в контексте данного принципа режиссуры, а именно - подчинение всех средств художественной выразительности авторскому сценарно-режиссерскому замыслу.

Второй принцип определяется сценическими законами, направленными на активизацию аудитории, и диктует необ­ходимость подкрепления тех номеров и эпизодов представле­ния, которые эмоционально «встряхивают» зрителя, не позволяют ослабить или вообще потерять его внимание. И это не обязательно кульминация. Ключевое значение может быть заложено уже в экспозиции или завязке.

Вопросы и задания для самопроверки

1. В чем специфика режиссуры культурно-досуговых про­грамм?

2. Охарактеризуйте виды и механизмы взаимодействия в процессе культурно-досуговой программы.

3. Назовите основные характеристики аудитории культур­но-досуговых программ.

4. Раскройте принципы режиссуры культурно-досуговых программ.

Литература 1. Генкин, Д.М. Сценарное мастерство культпросветработ­ника / Д.М.Генкин, А.А.Конович. - М.: Сов. Россия, 1984. -136 с.

2. Жарков, АД. Культурно-досуговая деятельность: учеб. пособие / А.Д.Жарков, В.М.Чижиков. - М.: МГУК, 1998. -461 с.

3. Марков, ОН. Сценарно-режиссерские основы художе­ственно-педагогической деятельности клуба / О.И.Марков. -М.: Просвещение, 1988. - 158 с.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.