Итак, мы достигли интересного момента в процессе нашего подробного анализа разнообразных концепций и подходов. Мы рассмотрели утверждение о том, что эволюционные механизмы могут объяснить биологическую информацию. Мы обнаружили, что это утверждение формулируется в очень сильной форме и обычно ассоциируется с атеизмом, так что у широкой публики складывается впечатление, что атеизм — это логическое следствие дарвинизма. Это впечатление неверно. А верно, видимо, обратное. По крайней мере, для некоторых известных ученых атеистический материализм служит исходной посылкой всех их научных исследований. Если исследователь придерживается материализма, то некоторая форма эволюционной теории следует из него как нечто само собой разумеющееся. Таким образом, существует реальная опасность того, что теория оказывается в статусе гипотезы, а не принимается на основании фактических данных.
В ходе нашего дальнейшего анализа мы показали, что определение эволюции чрезвычайно запутанно, поскольку этот термин охватывает достаточно много разных понятий, часть которых, подобно понятию микроэволюции, базируется на эмпирических данных и не вызывает возражений, тогда как другая часть, подобно понятию макроэволюции, кажется недостаточно обоснованной. Самым поразительным фактом из всех, рассмотренных выше, является то, что мы до сих пор не нашли подтверждения идее, что эволюционные механизмы могут объяснить заданную сложность биологической информации.
Предложим сторонникам теории эволюции ответить на прямой вопрос: поскольку вы отрицаете вывод от замысла и доказываете, что эволюция может объяснить и в действительности объясняет происхождение биологической информации, то какими данными вы располагаете в пользу суще-
ствования механизма, обеспечивающего подобное объяснение на основании естественных процессов?
Напомним читателю, в чем состоит суть вопроса. Это не вопрос получения химических веществ, которые, будучи произвольно смешанными, дают живые организмы. Это вопрос получения упорядоченной структуры, подобной естественному языку, на основании выстраивания последовательности строительных блоков. Выше мы постарались показать, что само получение строительных блоков в результате естественных процессов представляет собой колоссальную проблему, но теперь, сугубо в целях аргументации, предположим, что это все-таки может быть сделано, и сосредоточимся на самой важной задаче — задаче получения информационно насыщенных биологических структур. К каким ответам мы приходим?
Один из наиболее известных ответов на эту задачу был дан Ричардом Докинзом в его книге "Слепой часовщик". Для передачи своей идеи он воспользовался метафорой, восходящей к стилю мышления, который был присущ еще Т. Г. Хаксли60. Напомним смысл этой метафоры. В своей знаменитой дискуссии с Уилберфорсом в 1860 г. Хаксли доказывал, что человекообразные обезьяны, ударяя по произвольным клавишам шести пишущих машинок в течение всей своей жизни, имея неограниченный запас бумаги и сил, в конце концов, случайно, напечатают один из сонетов Шекспира или даже целую его книгу. Бессмысленность заявления Хаксли легко показать. На эту тему Расселом Григом написана замечательная статья "Могут ли обезьяны напечатать Псалом 23?"61. Он приводит в ней некоторые вычисления. Если допустить, что обезьяна ударяет по одной произвольной клавише в секунду, то ей, чтобы напечатать слово "the", в среднем должно понадобиться 34,72 часа. А чтобы напечатать что-то, соизмеримое по объему с Псалмом 23, ей понадобится 101017 лет! Тогда как, по современным оценкам, возраст Вселенной составляет величину, которая находится в пределах между 4 х 109 и 15 х 109 годами.
Эти вычисления показывают, что Псалом 23, по Докинзу, является сложным объектом, то есть что он обладает "неким свойством, которое можно определить заранее; [об этом свойстве можно также сказать, что] в высшей степени маловероятно, что оно было приобретено исключительно случайно"62 . И именно подсчеты, подобные приведенным выше, убедили большинство ученых, что с помощью сугубо случайных процессов нельзя объяснить происхождение сложных систем, насыщенных информацией.
Чтобы проиллюстрировать этот тезис, Докинз приводит вычисления вероятности случайного образования молекулы гемоглобина из аминокислот, проделанные Айзеком Азимовым и многими другими63. Каждая молекула гемоглобина состоит из четырех перекрученных между собой цепей аминокислот. Каждая из цепей состоит из 146 аминокислот. У живых организмов встречается 20 различных аминокислот. Таким образом, число возможных способов соединения этих 20 аминокислот в цепь, включающую 146 звеньев, составляет 20И6, что примерно равно 10190. (Надо отметить для сравнения, что число протонов во всей Вселенной составляет 1070.)
Приведем еще одно высказывание Докинза: "Твердо, абсолютно железно очевидно, что если бы дарвинизм был действительно теорией случайности, то он не мог бы работать. Вам не нужно быть математиком или физиком, чтобы посчитать, что понадобится целая вечность, чтобы глаз или молекула гемоглобина случайно самообразовались из совершенного хаоса..."64.
Астроном и математик Фред Хойл и астрофизик Чандре Викрамасинге разделяют точку зрения Докинза: "Независимо от того, какого масштаба среду вы рассматриваете, жизнь не могла возникнуть случайно. Стада обезьян, грохоча клавишами пишущих машинок, не могут напечатать сочинения Шекспира по той простой причине, что вся наблюдаемая Вселенная недостаточно велика, чтобы вместить нужное число обезьяньих стад, пишущих машинок и, наконец, необходимое количество контейнеров для сбрасывания "отхо-
дов производства". То же самое можно сказать и о живом материале.
Вероятность спонтанного образования жизни из неодушевленной материи составляет 1 к числу с 40 000 нулями... Оно достаточно велико, чтобы похоронить под собой самого Дарвина вместе со всей теорией эволюции. Не существовало первичного бульона — ни на этой планете, ни на какой другой, и если происхождение жизни было не случайно, она, следовательно, явилась продуктом деятельности руководствующегося некой целью разума"65.
Все эти авторы, видимо, согласны в том, что случайное зарождение составляющих живые организмы элементов "умирает" в первичном бульоне. Как же тогда объяснить происхождение столь сложного явления? Докинз делает попытку разрешить проблему происхождения систем, высокий уровень сложности которых исключает случайное появление, путем "разбиения невероятности на маленькие обозримые части, "размазывания" случайности по всему пространству, обход Горы Невероятности "с тыла" и постепенное восхождение по ее пологим склонам, дюйм — за миллион лет"66.
Давайте попробуем последовать за Докинзом и уменьшим невероятность получения, скажем, молекулы гемоглобина, разбив этот процесс на маленькие шаги, предположим, на 1 000 шагов к вершине нашей Горы Невероятности. Для этого сведем наше восхождение к очень упрощенной ситуации, где мы имеем только два выбора на каждом шаге (один ведет к жизнеспособной структуре, а второй - к нежизнеспособной, так что Естественный Отбор устраняет последнюю). Каждый шаг мы будем считать независимым. Какова же в таком случае вероятность нахождения правильного пути на вершину? 1 к 21000, что составляет 10-300. Но эта величина меньше, чем изначальная вероятность случайного образования молекулы гемоглобина. Таким образом, с подобным способом рассуждения следует проявлять осторожность. Однако это еще не все проблемы. Предоставим слово профессору Кейту Уорду: "Стратегия Докинза уменьшить
невероятность и поразительность феномена возникновения жизни совершенно не работает. Он предлагает просто перестать удивляться стихийным порождениям сложного желаемого результата. Новым объектом удивления становится тем самым стихийное появление эффективного правила, в результате которого обязательно появляется желаемый результат"67.
Лауреат Нобелевской премии физик Брайен Джозефсон из Кэмбриджа указывает на другую скрытую предпосылку рассуждения Докинза: "В книжках, подобных "Слепому часовщику", главный элемент аргументации связан с вопросом о существовании постепенного пути, который ведет от момента возникновения жизни к человеку, причем каждый шаг на этом пути "санкционируется" естественным отбором, являясь достаточно маленьким, чтобы произойти случайно. Существование такого пути полагается как логическая необходимость, но, в действительности, такой логической необходимости не существует. Скорее, существования такого пути требуют посылки, общепринятые среди теоретиков эволюционизма"68 .
Единственный способ выбраться из этого вероятностного тупика заключается в существенном уменьшении роли фактора случайности.
Именно это Докинз и стремится сейчас сделать. Он сообщает нам, что эволюция далеко не случайна. А точнее, случайны мутации, тогда как естественный отбор — нет. Для иллюстрации своей мысли он приводит аналогию, подобную примеру с печатающими обезьянами, использованную Хаксли69 . Он предлагает нам рассмотреть ситуацию, когда обезьяны должны напечатать заданную фразу из сочинения Шекспира "Гамлет": "Methinks it is like a weasel"70. В этой фразе 28 символов ("букв"), включая пробелы. Вероятность случайного напечатания первой буквы составляет 1 к 27, двух первых букв - 1 к 27, помноженное на 27 и т. д. Таким образом, вероятность напечатания всей фразы путем случайных ударов по клавиатуре равняется 2728, что приблизительно составляет 1040, то есть опять же величину невообразимо
маленькую, меньшую, чем одна триллион триллион трилли-онная. Осознавая эту проблему, Докинз предлагает, как увеличить эти маленькие вероятности. Каждый раз, когда обезьяна печатает букву, эта буква сравнивается с заданной фразой компьютером (или Главной Обезьяной, как остроумно предлагает называть ее математик Дэвид Берлински) и компьютер сохраняет букву, если она правильная. Тем самым заданная фраза достигается очень быстро — в 43 шага.
Итак, мы добрались до самой сути аргументации Докинза. Напомним, в чем состоит тезис, который он хочет доказать: естественный отбор — слепой, не обладающий сознанием процесс — обладает способностью порождать биологическую информацию.
Однако своей цели эта аргументация не достигает, поскольку Докинз решил стоящую перед ним проблему путем введения двух элементов, которых он любой ценой хочет избежать. Он говорит в своей книге, что эволюция слепа и не преследует никакой цели. Как же тогда объяснить использование в целях аргументации конкретно заданной фразы? Каким образом слепая эволюция может ее распознать? Он сообщает нам, что эволюция лишена сознания. Что же в таком случае он имеет в виду, когда вводит в свое рассуждение два механизма, несущие в себе все признаки сознания, — механизм, сравнивающий каждую попытку с заданной фразой, и механизм, фиксирующий любую удачную попытку. И — что самое странное — сама информация, которую данные механизмы призваны произвести, очевидно, уже где-то содержится в рамках организма, который, согласно утверждению Докинза, должен моделировать описываемый им процесс!
Берлински комментирует это рассуждение следующим образом: "Все это упражнение представляет собой образец... самообмана. Заданная фраза? Повторения, которые напоминают заданную фразу? Компьютер или Главная Обезьяна, измеряющие расстояние между удачным и неудачным ударом? Если получаемые на выходе сочетания невидимы, то в какой форме представляется заданная фраза и как оценива-
ется расстояние между случайно порожденными фразами? И кем? А что можно сказать о Главной Обезьяне? Механизм целенаправленного замысла, от которого избавилась дарвиновская теория на уровне организма, вновь возник на уровне описания самого естественного отбора как живой пример — в духе Фрейда — возвращения того, что было вытеснено"71 .
Удивительно, что Докинз допускает, что его аналогия вводит в заблуждение именно потому, что естественный отбор в целом — это "слепая сила, не воспринимающая цель". Он утверждает, что программа может быть модифицирована, чтобы учесть этот момент. Впрочем, его утверждение ничем не обосновано, что неудивительно, ибо подобная программа не может быть изменена в принципе. Ведь, на самом деле, это утверждение говорит нечто прямо противоположное точке зрения Докинза, поскольку изменение программы потребует приложения еще большего интеллекта к уже разработанному с применением интеллекта артефакту — исходной программе. Усложненная биоморфная программа Докинза включает тот же самый разумно построенный принцип отбора. Уберите принцип отбора, заданную цель и Главную Обезьяну — и вы получите на выходе нечто бессмысленное.
Еще более простой пример того, что мы здесь анализируем, — это самозаводящиеся часы. В таком устройстве используются случайные движения руки для подзавода часового механизма. Как это происходит? Обладающий разумом часовых дел мастер изобрел храповик, позволяющий маховому колесу двигаться только в одном направлении. Поэтому он эффективно отбирает только те движения руки, которые приводят в движение маховое колесо, блокируя другие. Храповик - это результат разумного замысла. Такой механизм, согласно Докинзу, не может быть дарвиновским. Его Слепой Часовщик не обладает даром предусмотрительности и предвидения. Приведем в связи с этим еще одно высказывание Берлински: "Дарвиновский механизм не может ни предвидеть, ни помнить. Он не дает никаких указаний и не
делает выбора. Неприемлемым и строго запрещенным в эволюционной теории является введение силы, способной регистрировать время, силы, сохраняющей какую-то позицию или свойство, потому что они полезны [подобные храповику в часах]. Такая сила уже не является дарвиновской. Каким образом слепая сила распознает полезное свойство? И каким образом возможная будущая полезность будет передана в настоящее?"72
Но с аналогией Докинза возникают еще некоторые проблемы, особенно если мы попытаемся приложить ее к происхождению механизмов с нередуцируемым уровнем сложности, описанных Майклом Бехе (см. Раздел 4.2). Проблему, о которой идет речь, лучше всего проиллюстрировать с помощью варианта аналогии Докинза, предложенного Элиотом Соубером. Эта аналогия с кодовым замком, который можно открывать только с помощью сочетания букв METHINKSITISLIKEAWEASEL. Кодовый замок представляет собой устройство из 19 дисков, на каждом из которых нанесено 26 букв алфавита и каждый из которых оборудован окошечком. Через него можно видеть одну букву алфавита. Представим себе, что диски вращаются и диск останавливается неким механизмом тогда, когда буква, оказывающаяся в окошечке, соответствует заданной комбинации. Таким образом, эта система очень похожа на исходный вариант аналогии Докинза.
Майкл Бехе отмечает, что эта аналогия "претендует на то, чтобы быть аналогией естественного отбора, подчиненного некоторой функции. Но какая функция в комбинации замка дает сбой? Предположим, что после вращения дисков в течение какого-то времени мы получили половину правильных букв, что-то вроде MDTUIFKQINIOAFERSCL (здесь правильна каждая вторая буква). Согласно аналогии, эта цепочка представляет собой улучшение по сравнению с произвольной цепочкой букв и она поможет нам открыть замок... Если бы ваши репродуктивные возможности зависели от открывания этого замка, то вы не оставили бы ника-
кого потомства. Ирония ситуации для Соубера и Докинза заключается в том, что комбинация букв в замке представляет собой строго заданную систему, обладающую нереду-цируемым уровнем сложности, которая прекрасно показывает, почему в подобных системах к выполнению се функции нельзя подойти постепенно"75.
В исходном варианте аналогии с печатающими обезьянами отбор сохраняет только те попытки, которые способствуют достижению цели, то есть несущие определенную функцию. В терминах данной аналогии это означает, что напечатанные обезьянами буквы на каждом промежуточном шаге последовательности должны образовывать осмысленные слова. При таких условиях, если просто посмотреть на то, что получается на выходе модели Докинза, процесс даже не может начаться. Отсюда следует, что Докинз не может даже подступиться к системам, обладающим нередуцируемой сложностью.
Таким образом, в рассуждениях Докинза содержится несколько принципиальных ошибок, делающих его аргументацию абсолютно недействительной. На самом же деле, его аргументация ведет к обоснованию вероятности разумного замысла, поскольку она показывает, что даже те попытки объяснения происхождения биологической информации, которые основаны на сильнейших материалистических допущениях, не могут не апеллировать к механизмам, порожденным разумом (и в большой мере — даже механизмам, обладающим нередуцируемой сложностью!).
Интересно отметить для сравнения, что, согласно Ноаму Хомскому, одному из наиболее выдающихся лингвистов мира, происхождение информации лежит за пределами человеческого понимания. Даже Фрэнсис Крик, не известный своей симпатией к вере в Бога, однажды сказал: "...происхождение жизни кажется почти чудом, чудом же кажутся и многие условия, необходимые для ее существования"74.
Вероятно, одно из наиболее красноречивых высказываний по этому поводу тоже принадлежит Ричарду Докинзу,
который сказал, что открытие генетического кода выявило, что "не существует движимой духом жизненной силы, никакого пульсирующего, тяжелого, вязкого, протоплазменного, таинственного вещества. Жизнь — это просто множество единиц информации, выраженной цифровым способом"75. Но "просто множество единиц информации, выраженной цифровым способом", предполагает порождающий эту информацию разумный источник!
10. Эволюционировала ли клетка?
В предыдущих разделах этой книги мы говорили о том, почему, несмотря на убедительные свидетельства о наличии разумного источника окружающего нас мира, так много ученых отвергает эту идею в пользу сугубо натуралистических эволюционных объяснений происхождения и развития жизни. Мы обнаружили, что эти объяснения не достигают своей цели, и даже феномен нередуцируемой сложности они оставляют без серьезной интерпретации. В этом контексте мы можем констатировать увеличение правдоподобности вывода от замысла как вывода, способствующего наилучшему объяснению сложности биологических систем.
Однако, обсуждая теорию эволюции, мы не затронули, по крайней мере, еще один важный вопрос. Мы говорили, в основном, о происхождении биологической информации, заложенной в ДНК клетки, но мы не задавались вопросом, существуют ли какие-нибудь данные о том, что эволюционировала сама клетка. Генетик Майкл Дентон отвечает на этот вопрос следующим образом: "Молекулярная биология показала нам, что организация клеточной системы является, по своей сущности, общей для всех живых систем на Земле, начиная с бактерий и кончая млекопитающими. Для всех организмов роли ДНК, матричной РНК и белка одинаковы. Значение генетического кода является, в действительности, одинаковым для всех клеток. Размер, структура и устройство механизма синтеза белков практически одинаковы во всех клетках. Таким образом, с точки зрения своего принципиального биохимического устройства ни одна живая сис-
тема не может считаться базовой или предшествующей по отношению к любой другой системе. Не существует также ни малейших эмпирических признаков эволюционной последовательности среди чрезвычайно разнообразных клеток"76 .
Эту точку зрения поддерживает и лауреат Нобелевской премии Жак Моно, которого Дентон цитирует в своей работе: "...мы не имеем никакого представления о том, какой могла быть структура исходной клетки. Простейшая известная нам живая система, клетка бактерии... по своему общему химическому устройству ничем не отличается от других живых существ. Она использует тот же самый генетический код и тот же самый механизм трансляции77, которые используются в клетках человеческого организма. Так, в простейших доступных для нашего изучения клетках нет ничего "исходного"... никаких признаков действительно базовых структур"78.
Таким образом, сами клетки обнаруживают своего рода "стазис", свидетельствующий о том, что клетке, взятой как целое, в определенном смысле свойственна нередуцируемая сложность. Удивительнейшее свойство клетки заключается в том, что она обладает свойством самореплицироваться. Невероятность случайного возникновения этой способности намного выше, чем невероятность случайного возникновения ДНК или белка. Знаменитый математик Джон фон Нейман подсчитал, что любая система, способная к саморепликации, должна иметь подсистемы, функционально эквивалентные банку информации, который реплицирующие и обрабатывающие системы находят в имеющихся клетках79.
Эта работа помогает оценить попытки построить сценарии возникновения жизни как процесса самоорганизации (см. об этом в Разделе 12.4). В ней выдвигается мысль, что, оценивая любую такую попытку, мы должны задаться вопросом: какое количество информации необходимо для начала такого процесса и какое количество информации добавляется в ходе самого процесса? Например, химик Дж. К. Уолтон доказал, что добавленная информация в модели
Пригожина не превышает информацию, которая уже содержится в экспериментальном аппарате, использовавшемся для создания потоков, проявляющих упорядоченное поведение80. Согласно модели гиперцикла, разработанной Ман-фредом Эйгеном, необходимо 40 определенных белков наряду с комплексной молекулой РНК для того, чтобы этот процесс начался.
Биофизик Дин Кеньон, один из авторов классического учебника по происхождению жизни81, говорит, что чем больше молекулярные биологи и специалисты по происхождению жизни узнают о химических процессах, связанных с жизнью, тем менее вероятным кажется сугубо натуралистическое объяснение ее происхождения. Сам Кеньон в результате длительных исследований пришел к выводу, что биологическая информация является продуктом разумного замысла. "Если наука основывается на опыте, тогда она говорит нам, что сообщение, закодированное в ДНК, восходит к разумной причине. Что это за разумная действующая сила? Наука сама по себе не может ответить на этот вопрос. Она должна предоставить возможность ответить на него религии и философии. Но это не должно помешать науке признать свидетельства разумного источника жизни там, где они могут быть"82.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Crick F. Lessons from Biology // Natural History. 1988. Vol. 97. P. 36.
2. Dawkins R. The Blind Watchmaker... P. 1.
3. Dennett D. Darwin's Dangerous Idea. L.: Penguin, 1996. P. 50.
4. Dawkins R. Op. cit. P. 14.
5. Цицерон. Философские трактаты... С. 133.
6. Palcy W. Natural Theology on Evidence and Attributes of Deity. 18th cd. rev. Edinburgh: Lackington, Allen and Co., and James Sawers, 1818. P. 12 - 14.
7. Sober E. Philosophy of Biology. Boulder, Colorado: Wcstvicw Press, 1993. P. 34.
8. Dawkins R. Op. cit. P. 6.
9. Hamrum Ch. L. (ed.) Darwin's Legacy. N. Y.: Harper and Row Publishers, 1983. P. 6 - 7.
10. Tax S. (cd.) Evolution after Darwin. University of Chicago Press, 1960.
11. Газета "Поиск". 1998. N 29 - 30.
12. Strickbcrger М. Evolution. Sudbury: Jones and Bartiett, 1996. 2nd ed. P. 62.
13. Times. L.: 1997. Dec.
14. Dennett D. Darwin's Dangerous Idea... P. 18.
15. Докинз P. Эгоистичный ген. M.: Мир, 1993. С. 14.
16. Monod J. Chance and Necessity. L.: Fontana, 1972. Pp. 110, 167.
17. Sunday Telegraph, 1997.
18. Lewis С S. The Abolition of Man. L.: Geoffrey Bles, 1945. P. 42. Рус. пер.: Льюис К. С. Человек отменяется, или мысли о просвещении и воспитании. Особенно же о том, как учат английской словесности в старших классах // Любовь. Страдание. Надежда. М., 1992. С. 201 -- 203.
19. Denton М. Evolution: A Theory in Crisis. Bethesda, Maryland: Adler and Adler, 1986. P. 357 - 358.
20. Dennett D. Op. cit. P. 19.
21. Членство в Британском Королевском обществе эквивалентно членству в Академии наук {прим. перев.).
22. Hougton J. The Search for God — Can Science Help? Oxford: Lion Publishing PLC, 1995. P. 54.
23. Dennett D. Op. cit. P. 67.
24. Dennett D. Op. cit. P. 76.
25. Simpson G. G.Thc Meaning of Evolution. Yale University Press, 1949. P. 344.
26. McKay D. The Clockwork Image. L.: InterVarsity Press, 1974. P. 74.
27. Lewis С S. Christian Reflections. L.: Geoffrey Bles, 1967. P. 82 - 93.
28. Dawkins R. The Blind Watchmaker... P. 15.
29. The New York Review of Books. 1997, January 9.
30. Johnson Ph. Objections Sustained. Downers Grove, Illinois: InterVarsity Press, 1998. P. 73.
31. Цит. no: Science on Trial. Sinaucr, Sunderland, 1995. P. 161.
32. Put Your Money on Evolution // The New York Review of Books. 1989, April. P. 34-35.
33. Wcincr J. The Beak of the Finch. L.: Cape, 1994.
34. Fox S. W. (ed.) The Origins of Prebiological Systems and Of Their Molecular Matrices. N. Y.: Academic Press, 1965. P. 310.
35. Интересно отмстить, что один из наиболее популярных примеров, используемых для доказательства справедливости теории эволюции и кочующих из одного учебника в другой (хотя самое большее, что он может доказывать, — это микроэволюцию), был недавно (в 1998 г.) подвергнут серьезному сомнению. Речь идет о работе Ксттлуелла (Kcttlcwcll) по индустриальному меланизму бабочек, который считается примером естественного отбора, приводящего к возникновению темных форм бабочек, поскольку светлые бабочки хорошо видны их врагам на фоне загрязненной поверхности стволов деревьев. Согласно Майклу Майерусу, специалисту по бабочкам из Кэмбрнджа, "практически все части исто-
рии о пятнистых бабочках неверны, фактически неоооснованны и неполны" (Majerus М. Melanism — Evolution in Action. Oxford: Oxford University Press, 1998. P. 171). Кроме того, не существует данных, свидетельствующих о том, что пятнистые бабочки в диких условиях отдыхают на стволах деревьев. Многие фотографии, на которых изображены бабочки на стволах деревьев, являются фальшивками. Следует отмстить, однако, что эксперименты, связанные с длиной клюва певчих птиц, основаны па более надежных фактических данных.
36. Patterson С. Evolution. L.: The Natural History Museum. 2nd ed., 1999. P. 118.
37. Wesson P. Beyond Natural Selection. Massachusetts Institute of Technology Press, 1991. P. 206.
38. Goldschmidt R. The Material Basis of Evolution. Yale, 1940. P. 8.
39. Gilbert S. F., Opitz J. M. and Raff R. A. Resynthesizing Evolutionary and Developmental Biology. 1996. N 173. P. 361.
40. Erbich P. Zufall. Kohlhammer. Stuttgart. 1988. S. 217.
41. Ambrose E.J. The Nature and Origin of the Biological World. N. Y.: Halsted Press, 1982.
42. Gould St. J. The Paradox of the Visibly Irrelevant //Natural History. 106, 12/97 -01/98. P. 12.
43. Scherer S. Evolution — ein kritisches Lehrbuch. Gicssen: Weyel Biologic, Weyel Lehrmittclvcrlag, 1998. S. 34.
44. Ibid. S. 46.
45. Ibid. S. 133.
46. Существует несколько способов передачи термина "fossils" на русском языке — "окаменелости", "ископаемые останки". В данном переводе я в основном следую изданию: Грин Н„ Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3 т. М.: Мир, 1990 (прим. перев.).
47. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора // Соч. М. - Л., 1939. Т. 3, С. 514 - 515.
48. Ridley М. The Problems of Evolution. Oxford University Press, 1985. P. 11.
49. Raup D. Conflicts Between Darwin and Paleontology // Field Museum of Natural History Bulletin. 1979, January. P. 25.
50. Gould St. J. Evolution's Erratic Pace // Natural History, 1977, vol. 86.
51. Eldredgc N. Time Frames: The Evolution of Punctuated Equilibria. Princeton: Princeton University Press, 1985.
52. Op. cit.
53. Phyla — ми. ч. от phylum — фнлюм (единица систематики) (прим. перев.).
54. Morris S. С. The Crucible of Creation. Oxford: Oxford University Press, 1998. P. 4.
55. Eldredge N. Reinventing Darwin. Phoenix, 1996. P. 3.
56. Цит. по: Davis P., Kenyon D. H. Of Pandas and People: the Central
Question of Biological Origins. Dallas, Texas: Haugton Publish. Co., 1989. P. 106.
57. Morris S. C. Op. cit. P. 8.
58. New Scientist. 1981. N 90. P. 830 - 832.
59. Meyer St. The Methodological Equivalence of Design and Descent // Moreland J. P. (ed.) The Creation Hypothesis. Downers Grove, Illinois: Inter-Varsity Press, 1994. P. 67 - 112.
60. Т. Г. Хаксли (Т. H. Huxley) — ближайший соратник Дарвина. Его имя известно также в другой транскрипции — Гексли (прим. перев.).
61. Grigg R. Could Monkeys Type the 23rd Psalm? // Interchange. 50 (1993): 25-31.
62. Dawkins R. The Blind Watchmaker... P. 9.
63. Ibid. P. 45.
64. Dawkins R. Climbing Mount Improbable. N. Y.: Norton, 1996. P. 67.
65. Hoyle F., Wickramasinghe Ch. Evolution from Space. N. Y.: Simon and Schuster., 1984. P. 176.
66. Dawkins R. Climbing Mount Improbable... P. 68.
67. Ward K. God, Chance and Necessity. Oxford: One World Publications. 1996. P. 108.
68. Josephson B. Letter to the Editor // The Independent. L.: 1997. January 12.
69. По иронии судьбы, Докинз, отвергающий использование аналогий в целях осуществления вывода от замысла, спокойно использует их для опровержения вывода от замысла!
70. Слова Гамлета: "По-моему, оно [облако] смахивает па хорька" (Акт III, сцепа 2) (прим. перев.).
71. Berlinski D. The Deniable Darwin// Commentary. 1996, June. P 19-29
72. Ibid.
73. Behe M. Op.cit. P.221.
74. Crick F. Life Itself. N. Y.: Simon and Schuster, 1981. P. 88.
75. Dawkins R. River out of Eden. L.: Weidenfeld and Nicholson, 1995.
76. Denton M. Evolution: A Theory in Crisis... P. 250.
78. Monod J. Chance and Necessity. L.: Collins, 1972. P. 134.
79. Berks A. (ed.) Theory of Self-Reproducing Automata. Urbana University of Illinois Press, 1966.
80. Walton J. С Organisation and the Origin of Life // Origins. 1977. N 4. P. 16-35.
81. Kenyon D. H. and Steinman G. Biochemical Predestination. N. Y McGraw-Hill, 1969.
82. Davis P., Kenyon D. H. Of Pandas and People... P. 7.
a
Глава 6. Языковая способность
человека
Основная мысль, которую мы развивали выше, заключалась в следующем: устройство биологических объектов свидетельствует о том, что они являются сложнейшими системами переработки информации, которые сами насыщены информацией, подобной языковой. Мы пришли к выводу, что не существует никакого правдоподобного объяснения происхождения таких систем в терминах естественных процессов. Чрезвычайно интересно сравнить этот вывод с исследованиями происхождения языка, и поэтому мы очень благодарны Норману Фрэзеру, МЛ., М. Sс, Ph. D.1, который предоставил нам свои материалы по данной теме. Он является известным в мире специалистом по математической лингвистике — как теоретической, так и прикладной. Наряду с другими вопросами он занимался структурой русского языка. Доктор Фрэзер — один из пионеров в области автоматического распознавания голоса. В 1993 г. он стал одним из основателей VOCALIS PLC, одной из ведущих компаний в области телекоммуникаций.
Размышления о происхождении языка Норман Фрэзер
Науку интересует существование вещей в физическом мире. Научно-исследовательские процедуры сформировались в ходе многовековой разработки способов свободной от предубеждений рефлексии, развития методов проб и ошибок и получения проверяемых результатов. Критерий проверяемости является в науке одним из важнейших. Утверждения, которые не могут быть поддержаны эмпирическими данными и логическим выводом, должны быть признаны недопустимыми.
Исследование происхождения какого-то явления предполагает изучение того, как вещи появились в нашем мире.
Оно серьезно зависит от естествознания, но само наукой не является. Исследование происхождения осуществляется с помощью следующих процедур.
1. Сбор и анализ данных (например, подсчет годовых колец на пне дерева).
2. Разработка исторической реконструкции, принимающей во внимание фактические данные и ранее созданную научную теорию (например, определение возраста дерева по числу годовых колец построено на том, что каждый год у деревьев образуется одно новое кольцо).
Теории происхождения могут быть подвергнуты критике на основании каких-то новых фактических данных, но они не подлежат проверке в общепринятом смысле понятия "научная проверка". "Истинность" теории о происхождении какого-то явления зависит от ее внутренней связности и согласованности, а не от соответствия реальности, поскольку это соответствие нельзя установить.
Строя теорию происхождения некоего явления, мы действуем подобно тому, когда в графе зависимостей восходим из известной точки к исходной. Известная точка соответствует текущему состоянию, и ее положение в графе определяется тем, что мы знаем о состоянии объекта в настоящее время. Начнем с того, что существует бесконечное множество способов восхождения к начальной точке, но по мере накопления исторических данных некоторые возможные способы исключаются. К историческим данным относятся археологические находки, окаменелости, относительное положение артефактов в геологических слоях и результаты радиоуглеродного анализа. Чем большим числом эмпирических данных мы располагаем, тем более ограниченным является число возможных обратных ходов.
Теория происхождения какого-то явления представляет собой реконструкцию, благодаря которой мы движемся к исходной точке через промежуточные пункты, не вступая при этом в противоречие с другими теориями.
Происхождение языка
Естественный язык был предметом научных исследований на протяжении тысячелетий. За это время накопилось много самого разного рода данных, которые складываются в достаточно полную картину его современного состояния. Поэтому, строя теорию происхождения языка, мы можем, по крайней мере, начать обратное движение от известной точки. К сожалению, мы фактически не располагаем никакими другими точными данными, которые помогли бы нам ограничить теорию происхождения языка.
Самые ранние из известных образцов письменности восходят к 4 000 г. до н. э. Хотя на языке, зафиксированном в этих письменных памятниках (шумерском), никто сегодня не говорит, по своим выразительным возможностям он так же сложен, как и современные языки. Надписи на шумерском языке свидетельствуют о том, что это самостоятельный развитый язык, а не какая-то праформа языка как такового. И даже если бы были найдены более древние фрагменты текстов, то они тоже ничего на сказали бы нам о происхождении языка, поскольку письмо является просто средством языкового выражения. Язык должен сначала возникнуть для того, чтобы сформировались системы письма.
Некоторые исследователи с целью объяснения генезиса языка обратились к археологии и к дисциплине, которая известна под названием "лингвистическая палеонтология"2. Значительные усилия исследователей были затрачены на то, чтобы реконструировать устройство голосового аппарата у древнего человека или квази-человека, чтобы определить, обладал ли древний человек физическими данными для речевой артикуляции в том виде, в каком мы ее знаем сегодня3 . Однако речь не тождественна языку. Речь является физической деятельностью, тогда как язык — это абстрактная психическая сущность. Речь может использоваться для того, чтобы выражать язык. Но для этой же самой цели могут использоваться и письмо, и жесты (язык глухонемых), и барабаны, и многие другие средства передачи информации. Спо-
собность к речевой артикуляции не гарантирует владения языком, как следует из примера людей с ограниченными умственными способностями. Хотя, как показывает опыт, язык обычно выражается с помощью речи, две эти сущности являются логически отличными друг от друга. Поэтому лингвистическая палеонтология не может внести существенного вклада в изучение происхождения языка.
Фундаментальная проблема здесь заключается в том, что не существует сведений о доисторическом состоянии языка. Мы набираем воздуха в легкие и начинаем говорить на данном языке. Но интересующие нас языковые факты тут же улетучиваются. Каким был язык наших далеких предков? Использовали ли они слова, которые покажутся нам сегодня странными? Отличался ли их акцент от нашего? Большинство из нас об этом не знает. Язык наших предков потерян для нас, поскольку никто специально не заботился о том чтобы сохранить его.
Отсутствие надежных данных подрывает все теории про исхождения языка, хотя, как мы увидим ниже, препятствия в изучении этой проблемы, кажущиеся непреодолимыми, не остановили некоторых выдающихся ученых от попыток ее разрешить.
Достаточное развитие получили такие дисциплины, как этимология (наука об истории слов) и филология (наука об истории языков и языковых семей). Но их возможности определяются тем, что может быть установлено на основании документальных данных и достаточно традиционных и осторожных исторических реконструкций. Исследовательский горизонт этих научных дисциплин ограничивается несколькими тысячами лет.
Попытки проследить происхождение языка традиционно встречали скептическое отношение к себе лингвистов-теоретиков. Когда в 1865 г. было основано Парижское лингвистическое общество (Societe de Linguistique de Paris), то в его Устав (статья 2) было внесено положение о том, что общество не рассматривает статьи о происхождении языка4.
Это положение было принято потому, что не существует надежных данных для реконструкции предыстории языка. Наиболее ранние письменные источники были созданы не более чем несколько тысяч лет тому назад и не могут пролить свет на происхождение языка, поскольку письменность уже предполагает существование языка. Не могут способствовать решению этой проблемы и такие исторические дисциплины, как археология и палеонтология, поскольку они не располагают сведениями о сознании древнего носителя языка.
Построение теории при отсутствии необходимых данных является не более чем спекуляцией. "Мы должны исследовать то, что есть", — сказал Александр Дж. Эллис, президент Лондонского филологического общества в 1873 г.5. Не следует поддаваться соблазну строить домыслы при отсутствии надежных фактических данных.
В течение целого века происхождение языка обсуждалось только в стенах академических учреждений. Но в последние годы наблюдается всплеск интереса к ней как специалистов, так и широкой публики. Чем это объяснить? Критика теории эволюции в свете данных о происхождении языка
Что же все-таки побудило многих серьезных ученых проникнуть на территорию, которая обозначена как "опасная зона"? Тому есть несколько причин. Большая часть из них связана с проблемами теории эволюции путем естественного отбора, встающими в связи с данными о природе языка. Мы рассмотрим ниже четыре таких причины.
Во-первых, научное сообщество стало все больше осознавать, что именно язык (а не жизнь) является вершиной процесса эволюции. Язык служит этапом развития, следующим за развитием жизни, дополняющим ее и обычно с ней не ассоциирующимся. Многие виды животных способны к простейшей коммуникации, но только человек освоил все богатство и символическую сложность языка. Это самая сложная форма разумного поведения в известном человеку
мире. Всякая теория происхождения жизни, которая направлена на объяснение сложных форм жизни и поведения и которая тем не менее ничего не может сказать о самом сложном в этом ряду феномене, является своего рода пирамидой без вершины. Поэтому ее нельзя считать завершенной и, в конечном итоге, способной объяснить то, ради чего она была разработана.
Во-вторых, кажется маловероятным, что язык мог возникнуть из последовательности многочисленных шагов, ряд которых оказался удачным и потому закрепился в качестве коммуникативных единиц. Этот вывод можно обосновать несколькими аргументами.
Первая проблема, на которую наталкивается данная теория, связана с инновациями, не находящими общей поддержки. И она заключается в том, что язык выполняет свою функцию только тогда, когда оба участника коммуникации находятся на одинаковом уровне развития языковой способности. Поэтому единственный путь к прогрессу путем эволюции состоит в том, что два или более члена сообщества проходят одинаковые полезные мутации в одно и то же время. Это абсолютно маловероятно.
Другая проблема данной теории связана с тем, что язык функционирует в соответствии с правилами: и конструирование, и понимание правильно построенных высказываний подчиняется системе грамматических правил. А грамматические правила являются, по-видимому, операциями над символами, подчиняющимися принципу "все или ничего". Лингвисты и когнитологи6, вероятно, придерживаются точки зрения Ст. Гоулда, который считает, что если глаз выполняет свою функцию на 5 %, то это примерно то же самое, как если он вообще не функционирует7.
Некоторые известные психологи высказывают свои сомнения по поводу неполных систем правил следующим образом: "Как бы это выглядело, если бы организм располагал половиной символа или тремя четвертями правила?"8
Проблема "грамматических пертурбаций" состоит в том, что богатейшая дедуктивная структура грамматики устроена таким образом, что малейшее изменение одного-един-ственного принципа может оказать кардинальное влияние на весь язык в целом, поскольку оно имеет последовательный, "каскадный", эффект на все грамматические механизмы. В действительности, единичная мутация не может иметь либо незначительное позитивное, либо незначительное негативное воздействие на языковую компетенцию индивида. Эти воздействия могут быть существенными, но, видимо, смешанными (отчасти позитивными, отчасти негативными). В-третьих, не существует "отсутствующих звеньев" — все 6000 известных естественных языков являются равно развитыми. Квазиязыков не существует. Язык совершенно отсутствует у ближайших к нам по организации приматов. "Несмотря на то, что другие виды животных обладают определенным интеллектом, и тот факт, что коммуникативные системы животных по своей сложности похожи на простейшие языки, ни у одного вида животных нет языковых систем. И дело не в том, что они в них не нуждаются. По какой-то причине даже простой язык невероятно сложен для животных. Это является загадкой для науки"9.
В-четвертых, для того чтобы постулировать эволюцию языка, мы должны видеть, что существуют грамматические системы, которые лучше соответствуют задаче воспроизводства их носителей. На первый взгляд это утверждение кажется разумным, но у него есть серьезные недостатки. Дэвид Примак, который одним из первых проводил эксперименты по усвоению языка шимпанзе, критикует эволюционную интерпретацию происхождения и развития языка, указывая на присущую языку "рекурсивность", то есть грамматический принцип, согласно которому простые предложения могут быть встроены в более сложные: "Я предлагаю читателю дать историческую реконструкцию сценария жизненной ситуации, которая дала бы объяснение рекурсивности в свете естественного отбора. Так, считается, что язык
возник, когда люди или их исторические предки охотились на мастодонтов... Имел ли преимущество один из наших предков по сравнению с другим, если он, сидя на корточках у костра, был способен сказать своему сородичу: "Остерегайся коротконогого зверя, которому Боб повредил переднее копыто, которому, забыв свое собственное копье в лагере, он нанес удар тупым копьем, которое позаимствовал у Джека"?
Естественный язык является камнем преткновения для теории эволюции, потому что он обладает гораздо более обширными возможностями, чем можно ему приписать в терминах естественного отбора. Семантический язык с простыми правилами соответствия между словом и объектом, который можно увидеть у шимпанзе, вероятно, обладает выразительными возможностями, достаточными для обслуживания охоты на мастодонтов и аналогичных операций. Для коммуникации в рамках подобных операций, синтаксические классы, правила структурной зависимости, принцип рекурсии и проч. являются избыточно мощными механизмами, наличие которых в данном контексте кажется абсурдным"10.
Интерес к происхождению языка нарастает именно потому, что, как заметил Примак, язык "является камнем преткновения для теории эволюции". Хотя среди большинства биологов и некоторых психологов принято считать, что естественный язык представляет собой результат эволюции, существует научная дисциплина, представители которой не столь уверены в адекватности эволюционного подхода к языку. Эта научная дисциплина называется лингвистикой и детально изучает тонкости организации естественного языка.
"Для... большинства лингвистов нет никакого смысла искать доказательства существования языка на ранних этапах человеческого общества, и еще меньше смысла — искать признаки языка в коммуникативных системах человекообразных обезьян. ...[Существует] философское противоречие между теми, кто рассматривает человека как особый вид, отличный от всей остальной природы, и теми, кто рассмат-
ривает его как один из видов, тесно связанный с другими. Нигде это противоречие не проявляется с такой силой как в дискуссии о природе и происхождении языка"11.
Многих лингвистов убеждают даже те аргументы против эволюционной теории, которые мы привели выше, но вопрос, придающий наибольший импульс их скептицизму в отношении эволюционной теории, — это способность людей к усвоению языка. Усвоение языка и врожденная языковая способность
Каким образом дети усваивают язык? Было бы заманчиво поверить в то, что структуры и правила языка усваиваются на основе использования общих когнитивных способностей, таких как способность к обобщению, категоризации, распознаванию моделей и способности к выстраиванию последовательностей. Но это не может быть так. С самого раннего возраста дети проявляют способность строить высказывания, которых они никогда ранее не слышали. Это свидетельствует о том, что они не просто преобразуют ранее услышанные образцы высказываний, а оперируют с лежашей в основании своей речевой активности системой правил, которая обладает потенциалом производить ранее не зарегистрированные высказывания. Каким образом они могли интериоризировать12 эту систему?
Дерек Бикертон показывает, что даже отдельное предложение представляет невероятную проблему для слушающего/говорящего, не владеющего соответствующей системой
языка.
"Попробуйте преобразовать обычное предложение, состоящее из 10 слов. В принципе возможно 3628800 комбинаций этих слов, но для первого предложения данного абзаца только одна такая комбинация дает правильную и осмысленную фразу. Это означает, что 3628799 других сочетаний будут неправильными. Как мы этому научаемся? Ни родители, ни учителя не могут научить нас этому навыку. Мы можем знать, как это делать, только располагая неким рецептом построения предложений, рецептом, столь сложным и
совершенным, что он позволяет автоматически исключить все 3628799 неверных способов сочетания десяти слов и выбрать единственно верный. Но поскольку такой рецепт должен применяться ко всем предложениям, а не к данному конкретному примеру, этот рецепт для каждого языка исключает больше противоречащих грамматическим нормам языка грамматических конструкций, чем имеется атомов в космосе"13.
Задача реконструкции языковой системы на основе относительно небольшого числа высказываний, которая стоит перед каждым ребенком, является невероятно сложной. Она может быть решена только в том случае, если ребенок уже рождается с соответствующими механизмами в головном мозге. Этот вывод в основном ассоциируется с концепцией Н. Хомского, одного из ведущих лингвистов XX века. Хомский утверждает, что дети рождаются наделенными врожденной языковой способностью, которая, наряду с другими вещами, определяет универсальную грамматику, то есть сеть ограничений на структурные возможности языков мира. Усвоение языка ребенком является процессом "запуска" параметров универсальной грамматики14.
Язык является в большей степени инстинктом, нежели индивидуальным достижением15. Но каким образом этот инстинкт появился у данного вида? Этот вопрос является непреодолимым препятствием для эволюционной теории. Н. Хомский пишет по этому поводу следующее: "Представляется, что не существует данных, подтверждающих взгляд, согласно которому человеческий язык — это просто более сложный случай чего-то, что может быть найдено где-то еще в животном мире. Это ставит проблему для биолога, так как, если это верно, мы имеем дело с примером действительного "возникновения" — появления качественно особого явления на особой стадии развития сложной организации"16.
Известный философ языка Джерри Фодор указывает, насколько важна эта проблема: "У нас буквально отсутствует представление о том, как усваивается концептуальная
система, более богатая, чем та, которой человек уже располагает; мы просто не представляем себе, как может происходить переход от концептуально бедной к концептуально более богатой системе путем процесса обучения"17.
Критические замечания Фодора относятся как к процессу обучения и освоения нового отдельным человеком, так и к развитию вида на протяжении многих эпох эволюции. Он говорит, что, на самом деле, мы наталкиваемся здесь на философский барьер. Весьма категорично говорят об этом Бэйтс и его соавторы: "Если основные структурные принципы языка не могут быть усвоены из опыта или выведены из общих принципов, можно выдвинуть только два возможных объяснения их существования: или универсальная грамматика была дарована нам создателем, или наш вид претерпел мутацию необычайного масштаба, своего рода когнитивный Большой Взрыв"18. Идеология и происхождение языка
Несмотря на все эмпирические и философско-теоретические сложности в построении теории происхождения языка, количество публикаций о проблемах эволюции не уменьшается. В силу отсутствия надежных исторических данных они, по определению, носят спекулятивный характер и в большей мере обусловлены идеологическими симпатиями приверженцев эволюционной теории, чем научными данными.
Так, например, в заключении своей влиятельной работы, в которой предпринимается попытка реабилитировать эволюционную теорию в лингвистике, Линкер и Блум признаются, что большая часть научной работы, которую следует проделать для обоснования их тезисов, еще не была осуществлена. "Мы считаем, что множество надежных научных данных, относящихся к эволюции языка, еще не было синтезировано"19.
Однако складывается такое впечатление, что они не видят необходимости в синтезировании этих научных данных, поскольку они уже решили, что единственно возможный
ответ на загадку происхождения языка состоит в следующем: "Язык обнаруживает черты сложного устройства, предназначенного для передачи пропозициональных структур, а единственное объяснение происхождения органов, имеющих столь сложную организацию, состоит в процессе естественного отбора"20.
Обратите внимание на логику рассуждения Пинкера и Блума, поскольку для того, чтобы дискутировать с ними, чрезвычайно важно увидеть ошибочность их аргументации. Итак, они говорят, что естественный отбор как механизм возникновения языка составляет одну из их предпосылок. Язык, утверждают они, представляет собой пример класса артефактов, которым можно дать только одно объяснение. Хотя большая часть их исследования направлена на то, чтобы обосновывать выводы в духе теории эволюции, эти выводы, на самом деле, являются их исходной позицией.
В области исследований происхождения языка далеко не редко встречаются ученые, которые пытаются представлять свои идеологические допущения как результаты тщательно проведенных научных изысканий и которые вместе с тем проявляют должную ответственность в других отношениях. Но в лучших образцах научных трудов предпосылки формулируются открыто, а выводы делаются осторожно.
Текущее состояние исследований происхождения языка можно коротко охарактеризовать следующим образом: наука не может сказать в этой области ничего определенного, но ей удалось выявить несколько загадок. Скудность данных о предыстории языка означает, что маловероятно, что какая-то из предложенных теорий получит надежное фактическое подтверждение. Однако эти загадки имеют принципиальное значение, настолько принципиальное, что могут подорвать все здание дарвиновской концепции естественного отбора. Хомский заметил по этому поводу следующее:
"Вполне можно приписывать это развитие [развитие врожденных языковых структур. — Н. Ф.] "естественному
отбору", если только мы понимаем, что такое утверждение лишено содержания, что оно сводится не более чем к убеждению в существовании натуралистического объяснения этих явлений"21.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. М. А. - сокр. от Master of Arts - "магистр гуманитарных наук", М. Sc. - сокр. от Master of Science ~ "магистр естественных (или точных) наук", Ph. D. - сокр. от Doctor of Philosophy - доктор философии {прим. перев.).
2. См., напр.: Renfrew С. Archaeology and Language. L.: Jonathan Cape, 1987.
3. Lieberman Ph., Crelin E. S. On the Speech of Neanderthal Man /'/ Linguistic Inquiry. 1971. Vol. 2. P. 203 - 222.
4. Stam James H. Inquiry into the Origin of Language: (The Fate of a Question). N.Y.: Hagerstow, 1976. P. 259.
5. Ibid. P. 256.
6. Когнитология - комплексная дисциплина, изучающая познавательные процессы (прим. перев.)
7. Gould St. J. Evolutionary Considerations. Paper Presented to the McDonnell Foundation Conference "Selection vs. Instruction", Venice, May, 1989.
8. Bates E., ThaI D., and Marchman V. Symbols and Syntax: A Darwinian Approach to Language Development // Krasnegor N.. Rumbaugh D., Studdert-Kennedy M. and Schiefelbusch R. (eds.) The Biological Foundations of Language Development. Oxford, 1989. P. 3.
9. Deacon T. The Symbolic Species: The Co-Evolution of Language and the Human Brain. L.: Allen Lane, 1997. P. 42.
10. Premack D. 'Gavagai!' or the Future History of the Animal Controversy // Cognition 1985. N19. P. 281 - 282.
11. Leaky R. The Origin of Humankind. L.: Wedienfeld and Nicolson, 1994. P. 120."
12. Интериоризация - психологический термин, обозначающий перенос общественных представлений в сознание отдельного человека. (См.: Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983) (прим. перев.).
13. Bickerton D. Language and Species. Chicago: University of Chicago Press, 1990. P. 57-58.
14. Chomsky N. Knowledge of Language: Its Nature, Origin and Usc.N.Y.:
Praeger, 1986.
15. Pinker St. The Language Instinct: How the Mind Creates Language. N.Y.: Morrow, 1994.
16. Хомский H. Язык и мышление. M.: Изд-во МГУ, 1972. С. 89.
17. Fodor J.A. Fixation of Belief and Concept Acquisition // Piattelli-Palmarini M. (ed.) Language and Learning: The Debate Between Jean Piaget and Noam Chomsky. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1980. P. 149.
18. Bates E., ThaI D., and V. Marchman. Op. Cit. P. 2 - 3.
19. Pinker St. and Bloom P. Natural Language and Natural Selection // Behavioral and Brain Sciences, 13, 1990. P 727
20. Ibid. P. 726 - 727.
21. Хомский H. Язык и мышление... С. 113 - 114.
Глава 7. Совпадения между научными
представлениями и библейской
картиной процесса творения
Проведенный выше анализ представлений о человеке и природе показывает, что атеистическая наука априорно привносит материализм в интерпретацию фактических данных. Теисты, разумеется, тоже, осуществляя интерпретацию фактов, привносят в нее свою априорную веру в Творца. Самое поразительное здесь то, что научные данные, которые мы рассматривали выше, обнаруживают значительные совпадения с библейской картиной процесса творения. Это может удивить тех, кого всегда учили, что эта картина безнадежно упрощенная. Адресуем читателя к тем моментам совпадения между библейской картиной мира, с одной стороны, и современной физикой и космологией — с другой, о которых мы говорили в Разделе 3.7. Конечно, библейское описание интересующего нас предмета изложено общедоступным языком, но было бы ошибкой полагать, что от этого оно становится менее глубоким. Верно обратное.
Прежде всего, как мы могли убедиться (см. Раздел 4.6), в Библии, впрочем, как и в разных научных дисциплинах, анализируется происхождение информации. Согласно Библии, информация и энергия восходят к разумной деятельности Слова, Которое есть Бог. Однако вопреки ожиданиям, в Книге Бытие описывается не внезапное и однократное событие, совершающееся в первоначальном акте творения, а последовательность таких актов. В тексте Библии мы несколько раз читаем: "И сказал Бог". И далее следует описание очередного шага в процессе творения. Так, согласно библейскому свидетельству, происходит не одно, а последовательность событий, связанных со введением (input) информации, имеющих место в течение определенного периода времени
до тех пор, пока процесс творения не заканчивается и пока не сообщается, что Бог предался отдыху от дел творения.
Сложность, с которой сталкиваются многие образованные люди, читая это описание творения, заключается в том, что, если читать его поверхностно, то может сложиться впечатление, что мир был создан за шесть земных дней, за которыми последовал день покоя. Но это не обязательно было так. Тщательный анализ показывает, что этот библейский текст чрезвычайно сложен. Так, слово "день" имеет четыре разных значения во фрагменте Быт. 1:1 — 2: 4.
1. Шесть дней, в течение которых происходит творение, имеют утро и вечер и потому в соответствии с обычными древнееврейскими представлениями должны обозначать дни, состоящие из 24 часов (хотя многие толкователи в додарвиновские и последарвиновские времена полагали, что эти временные промежутки означают неопределенные периоды времени).
2. Во фразе "И назвал Бог свет днем" слово "день" обозначает световой день, то есть примерно 12 часов (то есть период, меньший, чем 24 часа).
3. Отсутствие повторяющейся фразы "Ибыл вечер и было утро" при описании седьмого дня при том, что она присутствует при описании остальных шести дней, говорит о том, что седьмой "день" не имеет конца. Бог завершил процесс творения и не собирается его возобновлять.
4. В Быт. 2:4 слово "день" (древнеевр.-yom) (в Синодальном переводе здесь используется слово "время"), видимо, описывает весь процесс творения.
Этих замечаний достаточно, чтобы сделать заключение о том, что мы имеем дело со сложным текстом. Но, вероятно, самое интересное здесь то, что древнееврейский определенный артикль используется только при назывании шестого и седьмого дней, что обозначает их особое значение: на шестой день был создан человек, а седьмой день Бог посвятил отдыху. Отсутствие определенного артикля у названий остальных пяти дней оставляет открытой возможность того,
что эти дни были отделены друг от друга перерывами неопределенной длительности, предоставленными для развития потенциала актов творения. Иначе говоря, из этого текста можно сделать вывод, что шесть дней были обычными днями, но не днями земной недели. Это были дни творения, отмеченные введением (input) информации и энергии, которым затем предоставлялось время для развития их потенциала вплоть до следующего этапа.
Очевидно, что если это так, то такая картина соответствует данным палеонтологии, говорящим, что характерные особенности живых организмов появляются внезапно, на новых уровнях формирования сложности, за которыми следует период стазиса. Именно такая модель может быть построена, если понимать библейские описания принятым нами способом.
Далее. Последовательность актов творения после дня отдыха служит для того, чтобы подчеркнуть, что сотворение Богом Вселенной и жизни не являются тождественными Его промыслительной поддержке творения во время развития им своих потенциальных возможностей. Отсюда следует существенная разница между наукой о функционировании Вселенной и наукой о ее происхождении. Она особенно наглядна, когда мы обращаемся к рассмотрению различия между творческим введением (input) информации и энергии в дни творения и временем стазиса между этими днями. Поскольку логическим следствием из того факта, что необходимо дополнительное привнесение информации для перехода от стадии (или дня) п к стадии п + 1, является то, что если вы попытаетесь объяснить стадию п + 1 в терминах физики или химии стадии п, то потерпите неудачу. Говоря другими словами, действие микроэволюционных процессов на стадии п может вполне привести ко множеству изменений, но никогда не приведет к более высокому уровню сложности, наблюдаемому на стадии п + 1. Для этого необходимо новое привнесение информации и энергии.
Последний этап — это творение человеческой жизни, и здесь различие между возникновением и распространени-
ем человечества подчеркивается христианским апостолом Павлом в его обращении к греческим философам города Афин: "От одной крови Он [Бог] произвел весь род человеческий..." (Деян. 17: 26). Следовательно, творение первого человека не тождественно последующему творению всего рода человеческого. Полезно рассмотреть, что предполагает последнее как с позиций науки, так и с позиций теологии.
1. Элемент случайности (по крайней мере, с нашей точки зрения) — мутации в генетическом материале человека.
2. Изменчивость ограничена определенными рамками. Она не приводит к возникновению совершенно других видов живых существ.
3. При этом Бог не остается в стороне и продолжает наблюдать за происходящими процессами (Исх. 4: 11).
Пункты (1) и (2) можно проиллюстрировать на простом примере из физики. Возьмем пневматическую шину. Воздух внутри шины состоит из молекул, находящихся в постоянном движении, сопровождающемся всякого рода непредсказуемыми явлениями на квантовом уровне. Но