Обратимся к правам человека, но правам не человечества или наций в целом, а правам отдельного человека. Мы постоянно должны иметь в виду, что империи приходят и уходят, племена и этнические группы объединяются, разъединяются, а затем объединяются иным образом; культуры переживают периоды расцвета и упадка. А отдельный человек был и остается. Если мы беремся определять ценность человечества, то мы должны начать с выяснения ценности каждого индивидуума, составляющего человечество. Государства и народы в каком-то смысле являются надличностными образованиями. А история дает нам слишком много примеров того, как люди становятся одержимыми властью и при этом их может совершенно не волновать нищета и разорение, которые жажда власти может принести сотням тысяч отдельных человеческих существ.
На чем же в таком случае основаны права каждой личности? Согласно теизму, они основаны на Боге и на характере Бога. Каждый человек сотворен по образу и подобию Божьему и отсюда вытекают органичные и неотчуждаемые от человека достоинство и права. Плохо обращаться с человеком — значит плохо относиться к его Творцу: "Кто прольет
кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию" (Быт. 9: 6); "Кто теснит бедного, тот хулит Творца его..." (Притч. 14: 31).
Но атеисты, по определению, должны отвергнуть это основание прав человека и искать их основу в чем-то другом. Кто же, согласно атеистическому подходу, дает человеку его права? Гуманист Сидни Кук говорит: "Человеку дает права не Бог, а общество"3.
Эта теория оказывается адекватной тогда, когда государства и их правительства действуют разумно. Но история свидетельствует о том, что они часто действуют неразумно. И в такие времена встает вопрос: являются ли государства и правительства высшим и абсолютным авторитетом? Могут ли они решать, какой человек или какая этническая группа имеют право на жизнь, а от какой группы или человека следует избавиться? Является ли государство высшим источником закона в целом или существуют Законы, стоящие над государством, которые устанавливают характер реализации государством своей власти?
Софокл в своей пьесе "Антигона", из которой мы уже приводили знаменитый фрагмент о завоевании человеком природы, ставит этот вопрос как главный. Являются ли законы государства высшими законами или существуют какие-то другие нормы, стоящие над государством? Антигона говорит об этом так:
"Не знала я, что твой приказ всесилен
И что посмеет человек нарушить
Закон богов, не писанный, но прочный.
Ведь не вчера был создан тот закон -
Когда явился он, никто не знает.
И, устрашившись гнева человека,
Потому ответ держать перед богами
Я не хотела"4. В связи с этим имеет смысл вспомнить известный сюжет из древнееврейской истории (Дан. 3), связанный с царствованием Навуходоносора, царя Вавилона (605 — 562 гг. до н.
э.). Озабоченный прочностью своей империи, Навуходоносор призвал в Вавилон всех важных государственных чиновников и правителей. Затем он приказал вылить из золота статую своего бога и собрал всех своих служащих публично ему поклониться. Предполагалось, что как только музыканты сыграют первый аккорд соответствующей моменту патриотической музыки, все государственные чиновники упадут ниц перед золотым изображением бога. Это изображение было символом обожествления государства и его главы Навуходоносора, и чиновники и правители должны были своим действием выразить признание абсолютной власти государства.
В те времена в Вавилоне жили тысячи евреев, которые оказались там не по своей воле. Три молодых еврея попали на государственную службу и наряду с другими служащими должны были поклониться этому символу Государства. Хотя они и были преданными служащими царя, но оказались не готовы обожествить государство и отнестись к нему с тем почитанием, которого, по их мнению, заслуживал только Бог. Они отказались пасть ниц перед золотым идолом и тем самым не только проявили должное отношение к Богу, но и отстояли достоинство и свободу совести каждого человеческого существа. За это они были брошены в огонь. Что случилось потом, вы можете узнать сами, прочитав соответствующие части из Библии.
Христиане I и II веков н. э. сталкивались с подобными проблемами. Христос был несправедливо распят римским правителем Пилатом во времена правления императора Ти-берия. Тем не менее христианские апостолы учили христиан уважать правителей и подчиняться им: "Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь
похвалу от нее; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите; ибо они Божий служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь" (Рим. 13: 1-7).
Апостолы не призывали христиан становиться анархистами или революционерами. Но некоторые римские императоры для объединения многочисленных государств, религий и культур, входивших в их обширную империю, решили потребовать, чтобы те оказывали их императору почести, подобающие богам. Это опять же означало абсолютизацию государства и обожествление человека.
Христиане отказались подчиниться этому требованию и были подвергнуты казни. (См. об этом в письме Плиния, римского правителя Вифинии (111 — 113 гг. н. э.), посланном римскому императору Траяну, в котором тот спрашивает, что делать с христианами, которые отказались приносить жертву в честь императора, и ответ императора на это письмо5.) Христиане верили в то, что хотя правители и даны Богом, но абсолютизировать власть государства неверно и опасно. Только Бог является Абсолютной Властью, и достоинство каждого человека проистекает от Бога, а не от общества или государства.