Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос человеческого достоинства и прав



Обратимся к правам человека, но правам не человечества или наций в целом, а правам отдельного человека. Мы по­стоянно должны иметь в виду, что империи приходят и ухо­дят, племена и этнические группы объединяются, разъеди­няются, а затем объединяются иным образом; культуры пе­реживают периоды расцвета и упадка. А отдельный человек был и остается. Если мы беремся определять ценность чело­вечества, то мы должны начать с выяснения ценности каж­дого индивидуума, составляющего человечество. Государ­ства и народы в каком-то смысле являются надличностны­ми образованиями. А история дает нам слишком много при­меров того, как люди становятся одержимыми властью и при этом их может совершенно не волновать нищета и разоре­ние, которые жажда власти может принести сотням тысяч отдельных человеческих существ.

На чем же в таком случае основаны права каждой лично­сти? Согласно теизму, они основаны на Боге и на характере Бога. Каждый человек сотворен по образу и подобию Божь­ему и отсюда вытекают органичные и неотчуждаемые от че­ловека достоинство и права. Плохо обращаться с челове­ком — значит плохо относиться к его Творцу: "Кто прольет


 




кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию" (Быт. 9: 6); "Кто тес­нит бедного, тот хулит Творца его..." (Притч. 14: 31).

Но атеисты, по определению, должны отвергнуть это ос­нование прав человека и искать их основу в чем-то другом. Кто же, согласно атеистическому подходу, дает человеку его права? Гуманист Сидни Кук говорит: "Человеку дает права не Бог, а общество"3.

Эта теория оказывается адекватной тогда, когда государ­ства и их правительства действуют разумно. Но история сви­детельствует о том, что они часто действуют неразумно. И в такие времена встает вопрос: являются ли государства и пра­вительства высшим и абсолютным авторитетом? Могут ли они решать, какой человек или какая этническая группа имеют право на жизнь, а от какой группы или человека сле­дует избавиться? Является ли государство высшим источ­ником закона в целом или существуют Законы, стоящие над государством, которые устанавливают характер реализации государством своей власти?

Софокл в своей пьесе "Антигона", из которой мы уже приводили знаменитый фрагмент о завоевании человеком природы, ставит этот вопрос как главный. Являются ли за­коны государства высшими законами или существуют ка­кие-то другие нормы, стоящие над государством? Антигона говорит об этом так:

"Не знала я, что твой приказ всесилен

И что посмеет человек нарушить

Закон богов, не писанный, но прочный.

Ведь не вчера был создан тот закон -

Когда явился он, никто не знает.

И, устрашившись гнева человека,

Потому ответ держать перед богами

Я не хотела"4. В связи с этим имеет смысл вспомнить известный сюжет из древнееврейской истории (Дан. 3), связанный с царство­ванием Навуходоносора, царя Вавилона (605 — 562 гг. до н.


э.). Озабоченный прочностью своей империи, Навуходоно­сор призвал в Вавилон всех важных государственных чинов­ников и правителей. Затем он приказал вылить из золота статую своего бога и собрал всех своих служащих публично ему поклониться. Предполагалось, что как только музыкан­ты сыграют первый аккорд соответствующей моменту пат­риотической музыки, все государственные чиновники упа­дут ниц перед золотым изображением бога. Это изображе­ние было символом обожествления государства и его главы Навуходоносора, и чиновники и правители должны были своим действием выразить признание абсолютной власти государства.

В те времена в Вавилоне жили тысячи евреев, которые оказались там не по своей воле. Три молодых еврея попали на государственную службу и наряду с другими служащими должны были поклониться этому символу Государства. Хотя они и были преданными служащими царя, но оказались не готовы обожествить государство и отнестись к нему с тем почитанием, которого, по их мнению, заслуживал только Бог. Они отказались пасть ниц перед золотым идолом и тем са­мым не только проявили должное отношение к Богу, но и отстояли достоинство и свободу совести каждого человечес­кого существа. За это они были брошены в огонь. Что слу­чилось потом, вы можете узнать сами, прочитав соответству­ющие части из Библии.

Христиане I и II веков н. э. сталкивались с подобными проблемами. Христос был несправедливо распят римским правителем Пилатом во времена правления императора Ти-берия. Тем не менее христианские апостолы учили хрис­тиан уважать правителей и подчиняться им: "Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. По­сему противящийся власти противится Божию установле­нию; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь


 




похвалу от нее; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно но­сит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающе­му злое. И потому надобно повиноваться не только из стра­ха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати плати­те; ибо они Божий служители, сим самым постоянно заня­тые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь" (Рим. 13: 1-7).

Апостолы не призывали христиан становиться анархис­тами или революционерами. Но некоторые римские импе­раторы для объединения многочисленных государств, рели­гий и культур, входивших в их обширную империю, реши­ли потребовать, чтобы те оказывали их императору почести, подобающие богам. Это опять же означало абсолютизацию государства и обожествление человека.

Христиане отказались подчиниться этому требованию и были подвергнуты казни. (См. об этом в письме Плиния, римского правителя Вифинии (111 — 113 гг. н. э.), послан­ном римскому императору Траяну, в котором тот спраши­вает, что делать с христианами, которые отказались прино­сить жертву в честь императора, и ответ императора на это письмо5.) Христиане верили в то, что хотя правители и даны Богом, но абсолютизировать власть государства неверно и опасно. Только Бог является Абсолютной Властью, и досто­инство каждого человека проистекает от Бога, а не от обще­ства или государства.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.