Молекулярные механизмы построены на белках, имеющих самостоятельный интерес, поскольку белки — это необычный материал. Белки состоят из того, что обычно называется основными строительными блоками живых систем, то есть из аминокислот, которые представлены многими типами. Двадцать из них встречаются в живых организмах. Одним из ключевых вопросов биологии является вопрос о том, как они возникли.
Знаменитый биохимик А. И. Опарин в 1920-е гг. высказал гипотезу, что на ранних этапах существования Земли ее атмосфера состояла из метана, аммиака, водорода и водных паров и что жизнь возникла в результате химических реакций между атмосферой и химическими веществами Земли под воздействием ультрафиолетового излучения, исходящего от Солнца и других естественных источников энергии типа молнии10. В 1952 г. американский студент Стэнли Миллер, которому тогда исполнилось двадцать два года, провел знаменитый эксперимент по проверке предположения Опарина. Он производил электрические разряды в химической
среде, которая предположительно воспроизводила атмосферу Земли на ранних этапах ее существования. Через два дня Миллер зафиксировал наличие 2 % аминокислот. Продолжение эксперимента привело к образованию 19 из 20 аминокислот, необходимых для жизни".
Подобные эксперименты были восприняты восторженно, поскольку научное сообщество видело в них решение проблемы происхождения жизни. Казалось, что строительные блоки жизни могут быть относительно легко получены естественным путем. Однако впоследствии эйфория угасла, поскольку встали серьезные трудности, связанные с пониманием соответствующих химических процессов.
1. Среди геохимиков начались разногласия относительно состава атмосферы Земли на ранних этапах ее существования. Современные геохимики, в отличие от Опарина и его последователей, полагают, что в ней не содержалось значительного количества аммиака, метана или водорода и что она скорее всего состояла из азота, двуокиси углерода и водных паров. Имеются также данные о том, что в ней содержалось достаточное количество свободного кислорода12. Это совершенно меняет картину, поскольку имеются теоретические и практические причины, почему аминокислоты не могли образоваться в той атмосфере, которая подвергалась экспериментальному исследованию. Так, наличие кислорода могло бы помешать возникновению основных биомолекул и даже способствовать разрушению тех, которые уже существовали. Короче говоря, эмпирические данные свидетельствуют о том, что атмосфера древней Земли была неблагоприятной для образования аминокислот.
2. Предположим, что мы хотим получить белок, составленный из 100 аминокислот (это будет короткий белок, так как большая часть белков, по крайней мере, в три раза длиннее). Аминокислоты существуют в двух формах, зеркально отражающих друг друга, называемых L- и D-формами. Эти две формы фигурируют в равных количествах в экспе-
риментах по воспроизведению добиотических условий, так что вероятность получения той или иной формы составляет, грубо говоря, 1/2. Однако все белки, которые были найдены в природе, имеют L-форму. Таким образом, вероятность получения 100 аминокислот L-формы равна (1/2)100, то есть один случай из 1030. Далее. Полученные аминокислоты должны быть связаны друг с другом. У функционального белка все связи должны быть пептидными, чтобы они вписывались в правильную трехмерную структуру. Тем не менее в экспериментах по воссозданию добиотических условий пептидными оказывается не более половины связей. Таким образом, вероятность пептидной связи составляет примерно 1/2 и опять же вероятность получения 100 таких связей составляет 10-30. Таким образом, вероятность случайного получения 100 L-кислот с пептидными связями составляет 10-60.
Следует отметить, что эти малые вероятности подобны тем, о которых мы говорили в Разделе 3.3 в связи с гармоничным устройством Вселенной. Сами строительные блоки, из которых состоит живое, свидетельствуют о том, что тело человека являет собой гармоничное целое, предназначенное для того, чтобы заключать в себе жизнь.
3. Пол Дэвис, известный физик, указывает, что существуют колоссальные проблемы получения пептидных цепей из аминокислот. Второй закон термодинамики (см. Раздел 3.7) описывает естественную тенденцию закрытых систем к упадку, потере информации, порядка и сложности, то есть к увеличению их энтропии. Тепловой поток идет от теплого к холодному, вода течет вниз, металл ржавеет и проч. Второй закон имеет статистический характер, то есть он не исключает, что физические системы могут двигаться в противоположном направлении, "вверх", но вероятность этого движения очень мала. Дэвис говорит: "Было установлено, что без внешнего воздействия для самопроизвольного возникновения единичного маленького полипептида вопреки действию закона термодинамики потребовался бы объем жидкой или
газообразной среды, соизмеримый с наблюдаемой Вселенной. Очевидно, что произвольное перемешивание молекул (shuffling) имеет незначительный эффект, когда стрелка движения направлена неверно"13.
4. В любом случае для того, чтобы жизнь в этих условиях все-таки возникла, требуется значительно меньшее время такого перемешивания, чем полагают многие специалисты. По крайней мере, следы одноклеточных организмов были обнаружены в самых древних породах.
5. Но даже все эти серьезные трудности кажутся относительно несущественными по сравнению с проблемой, которая встает в связи с формированием белков из аминокислот. Поскольку белки образуются не просто путем смешения соответствующих аминокислот в нужной пропорции, как это происходит, когда мы, смешивая неорганическую кислоту со щелочью, получаем соль и воду. Белки строятся из длинных цепей молекул аминокислот, соединенных вместе, и их главная особенность заключается в том, что эти аминокислоты должны занимать в цепи совершенно определенное место. То есть порядок соединения в данном случае является решающим. Точно так же буквы в слове или команды компьютерной программы должны располагаться в определенном порядке, чтобы их последовательность имела смысл, а программа работала. Достаточно одной букве оказаться не на своем месте, чтобы слово приобрело иное значение или совсем его потеряло. Достаточно одной неправильной команды, чтобы компьютерная программа перестала работать. Именно это свойство аминокислот — расположение в определенном порядке — составляет ключевое различие между сложной организацией живой клетки и порядком, обнаруживаемым в кристалле или снежинке. Именно данная сложная организация живых систем побудила Клауса Доуза (Dose), известного исследователя происхождения жизни, сделать следующее заключение: "Более 30 лет экспериментов в области химической и молекулярной эволюции, направленных на исследование
проблемы происхождения жизни, в большей степени способствовали пониманию сложности проблемы происхождения жизни на Земле, нежели ее разрешению этой проблемы. В настоящее время все дискуссии по основным теориям и экспериментам в этой области либо зашли в тупик, либо обнаружили свою полную неадекватность"14. Именно сложная организация биологических систем свидетельствует о стоящем за ними замысле. Для того чтобы понять, почему это так, следует рассмотреть, что такое сложная организация.
4. Природа сложной организации (complexity) биологических систем
Хотя кристаллы и снежинки представляют собой высокоупорядоченные системы, порядок их организации, отражающий внутреннюю структуру образующих их веществ, — это повторяющаяся модель, напоминающая повторяющийся рисунок на обоях. Эти модели не являются образцами сложной организации. Для того чтобы в этом убедиться, рассмотрим следующую повторяющуюся последовательность
(паттерн): Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ Я.............
Представим себе, что цепочка букв Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ повторяется десять тысяч раз. Одним из способов оценки сложности цепочки букв является выяснение того, можно ли предложить ее простое описание. Это означает, в свою очередь, оценку сложности алгоритмов, которые могут породить эту цепочку, где алгоритм означает любой механический процесс, подобный компьютерной программе, автоматически порождающей данную цепочку. В данном случае это может быть простая компьютерная программа: "Forn - 1 to 10000 write Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ; затем stop" (Для n = 1 до 10 000 писать Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ, а затем остановиться). Мы видим, что программа является намного более короткой, по сравнению с длиной цепочки (состоящей из 130 000 символов, если считать символом как букву, так и пробел).
В этом случае мы говорим (вслед за специалистом по информатике фирмы IBM Грегори Чайтиным15), что цепочка подлежит алгоритмическому сжатию и потому не является сложной. Иначе говоря, эта длинная цепочка содержит очень мало информации. В действительности, вся информация в данном случае заключена в первых трех словах, а остальное является повторением. Далее. Рассмотрим последовательность из, скажем, 130 000 букв, выбранных случайно:
пываждлавы..... "Случайно", согласно Чайтину, означает,
что наикратчайшее описание этой последовательности будет самой этой последовательностью. Не существует никакого четкого алгоритма, применение которого дало бы эту последовательность. Эта последовательность не подлежит алгоритмическому сжатию16.
И, наконец, рассмотрим другую последовательность: скажем, первые 130 000 букв романа Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы". С математической точки зрения она кажется случайной, поскольку не подчинена никакому простому алгоритму, который бы ее породил. Но это совершенно особая последовательность. Она обладает важным свойством заданное™ (specification). Она соответствует последовательности букв, которые мы уже знаем, — русским словам. Носители русского языка, зная эти слова, могут понять, о чем этот текст говорит, поскольку он обладает определенным смыслом. Человек, не знающий русского языка, не сможет его понять. Для него этот текст бессмыслен.
Таким образом, мы рассмотрели три последовательности, каждая из которых содержит 130 000 символов. Первая является хорошо упорядоченной, но не обладает значительным содержанием и сложностью. Вторая является сложной, но не заданной. А третья обладает сложной организацией и задана.
Для того чтобы удостовериться, что нам понятно различие между вторым и третьим типом сложной организации, приведем еще один пример. Если чернила прольются на бумагу, произойдет сложное событие — вероятность того, что
изо всех возможных пятен на бумаге появится данное конкретное пятно, бесконечно мала. Сложность чернильного пятна при этом не имеет определенного характера, то есть не задана. Если же, с другой стороны, кто-то напишет на бумаге чернилами какой-то текст, то рисунок на бумаге будет обладать заданной сложностью. И мы, не колеблясь ни минуты, припишем появление пятна случаю, а появление последовательности букв — разумной деятельности. Генетический код
Одним из наиболее фундаментальных открытий в области живой клетки является именно то, что она обладает заданной сложностью, подобной сложности языка, обнаруженной в структуре белков, которые клетка содержит, то есть то, что она является структурой, восходящей в конечном итоге к структуре ДНК ядра. Живая клетка является не просто материей — она является материей, пронизанной информацией. Подобно проекту какой-нибудь деятельности, ДНК содержит инструкции, необходимые для того, чтобы встроить белки в функциональный организм. Подобно твердому диску компьютера, ДНК содержит информационную базу данных, необходимую для получения заданного продукта. Каждая из десяти триллионов клеток тела человека содержит базу данных, большую по своему объему, чем тридцатитомная Британская энциклопедия.
Открытие двойной спирали ДНК в 1953 г., за которое в 1962 г. Крик и Уотсон получили Нобелевскую премию, и последующая расшифровка генетического кода, связанного с ДНК, принадлежат к числу открытий в истории науки, которые привели к существенному расширению наших представлений о живых системах. Практически любой школьник сегодня знает о двойной спирали молекулы ДНК. Мы можем представить ее сегодня как длинную изогнутую лестницу, "боковины" которой составлены из молекул сахара и фосфатов, а "ступенями" являются азотистые основания. Информацию несут именно "ступени". Они могут быть четырех типов: аденин (А), гуанин (Г), цитозин (Ц) и тимин
(Т). "Боковины" спирали удерживаются вместе с помощью химических связей между основаниями, где А на одной стороне "боковин" всегда связано с Т — на другой, а Г — связано с Ц, или, как говорят биологи, комплементарно. Таким образом, на одной стороне "боковин" спирали мы получаем очень длинную последовательность букв АГТЦГААТ..., а на другой стороне — ТЦАГЦТТА.... Точно так же, как с помощью обычного алфавита любого письменного языка мира может передаваться сообщение, складывающееся за счет определенного порядка букв, последовательность оснований на цепи ДНК несет в себе точное сообщение, записанное с помощью четырехбуквенного алфавита, состоящего из букв А, Ц, Г, Т. Ген — это длинная цепочка этих букв, несущая информацию для белка, а геном — совокупность генов, представляющая собой сложную структуру. Так, ДНК Escherichia coli (кишечной палочки. — Прим. перев.) составлена из примерно четырех миллионов букв. Потребуется целая книга, чтобы его изобразить. Тогда как геном человека — это целая библиотека. ДНК обладает такой же сложной организацией, как и естественный язык.
Так, ДНК с ее обоими "боковинами" несет два "экземпляра" сообщения, что очень важно в процессе репликации ДНК. Когда "боковины" ДНК отдаляются друг от друга (или, как еще говорят, "раскручиваются"), если при этом вблизи имеются свободные молекулы А, Г, Ц, Т, "боковины" будут возвращены в соответствующие места цепи ДНК и воспроизведут ее точную копию. Этот процесс репликации протекает поразительно быстро и точно, хотя иногда имеют место ошибки. Именно ошибки копирования приводят к мутациям, порождающим различия между организмами.
На самом деле, процесс построения белка чрезвычайно сложен, и мы можем представить его здесь лишь в основных чертах. Прежде всего информация ДНК копируется в другую нуклеиновую кислоту — РНК. Этот процесс называется транскрипцией. РНК подобна ДНК, за исключением того, что РНК — это молекула, состоящая из одной цепи,
и вместо основания тимин (Т) она имеет урацил (У). Затем РНК переносит эту расшифрованную информацию (в алфавите А, У, Г, Ц) к тем частям клетки, где происходит собственно образование белков. Можно рассматривать ДНК как основной план, содержащийся в ядре, а РНК — как фотокопию, используемую для самого процесса построения белка. Затем белок строится из последовательности аминокислот путем другого процесса — трансляции, где для построения одной аминокислоты требуется триплет нуклеотидов. Так, например, ЦГА определяет аргинин, а УУГ — лейцин и т. п. Этот процесс и получил название генетического кода.
Существует 64 возможных триплета, которые могут быть образованы из четырехбуквенного алфавита А, У, Г, Ц. При этом каждый триплет выполняет свою определенную роль: 61 из них задает аминокислоты, а остальные используются как "знаки препинания". Существует двадцать аминокислот, и обычно имеется несколько триплетов, кодирующих каждую из них (например, глутамин кодирует ЦАА и ЦАГ). Так, последовательность аминокислот в белке точно определяется порядком оснований молекулы ДНК.
Таким образом, если бы даже аминокислоты можно было относительно легко получить естественным путем (что, как мы убедились выше, на самом деле невозможно), то возникла бы сложнейшая проблема организовать эти строительные блоки в сложную цепь, которая, в свою очередь, привела бы к построению функционального белка. Одно дело — произвести кирпичи, и совсем другое — организовать постройку дома или фабрики. Организация строительства требует специальных знаний и информации. Такими знаниями и информацией владеют архитекторы и строители. То же самое относится и к строительным блокам жизни. Слепого случая недостаточно. Кэрнз-Смит говорит по этому поводу следующее: "Слепой случай... очень ограничен. Кооперативные связи низкого уровня, эквивалентные буквам и коротким словам, он [автор персонифицирует слепой случай. — Д. Г.,
Дж. Л.] может создать чрезвычайно легко. Но он становится беспомощным, когда необходимый уровень организации увеличивается. И тогда, очень быстро, периоды ожидания и обширные материальные ресурсы теряют смысл"17. Пол Дэ-вис говорит об этом еще более ярко: "Получение белка путем простой "инъекции" энергии больше похоже на подкладывание динамита под кучу кирпичей и ожидание, что в результате взрыва образуется дом. Вы можете освободить достаточно энергии, чтобы построить дом. Но если вы при этом не подумаете о том, как соединить эту энергию с кирпичами, чтобы создать упорядоченное целое, останется мало надежды на то, что у вас получится нечто более упорядоченное, чем куча мусора"18.
Рассмотрим вопрос об образовании белков с вероятностной точки зрения. Среди множества различных аминокислот в этом процессе участвуют только 20. Таким образом, если бы мы располагали совокупностью, в которую входят только эти 20, то вероятность получения нужной аминокислоты в нужном месте белка была бы 1/20. Таким образом, вероятность расположения 100 аминокислот в правильном порядке составила бы (1/20)100, что составляет 1 случай на 10130, то есть является крайне малой19.
Эти вычисления относятся только к одному белку. Но для жизни, насколько мы знаем, требуются сотни тысяч белков, и было показано, что вероятность их получения случайным образом составляет менее, чем 1 к 10 40000. Эта цифра дала основание профессору Чандру Викрамасинге (в свое время — коллеге одного из авторов настоящей книги) вместе с Фредом Хойлом сравнить вероятность случайного формирования жизни с вероятностью того, что ураган, обрушившийся на свалку мусора, приведет к сборке Боинга-747. Но это всего-навсего современная версия наблюдения, сделанного Цицероном в 46 г. н. э. Он ясно видел огромные сложности, связанные со случайным происхождением любого феномена, подобного языку. В трактате "О природе богов" он полемизирует со своими оппонентами, которые верят в слу-
чайное происхождение вещей: "Не понимаю, почему бы че ловеку, который считает, что так могло произойти [в результате случайных столкновений между телами возник "прекраснейшим образом украшенный мир". — Перев.], не поверить также, что если изготовить из золота или из какого-нибудь другого материала в огромном количестве все двадцать одну букву, а затем бросить эти буквы на землю, то из них сразу получатся "Анналы" Энния, так что их можно будет тут же и прочитать. Вряд ли по случайности может таким образом получиться даже одна строка"20.
Таким образом, для биологии вопрос о происхождении генетического кода, общего для всех форм жизни, является фундаментальным. Биологи Джон Мэйнард Смит и Эёрс Сатмари (Eors Szathmary) пишут по этому поводу: "Существующий механизм трансляции является столь сложным, столь универсальным и в то же время столь фундаментальным, что трудно понять, как он мог возникнуть, как жизнь могла без него существовать"21.
На самом деле, чем больше живая клетка изучается, тем более похожей она оказывается на самые высокотехнологичные продукты человеческого разума (типа компьютеров), за исключением того, что способность клетки к переработке информации далеко превышает возможности самых современных компьютеров. Основатель корпорации Microsoft Билл Гейтс сказал по этому поводу: "ДНК похожа на компьютерную программу, но она является гораздо более совершенной, чем любой программный продукт, который мы когда-либо создали"22.
И точно так же, как компьютер не может работать без программного обеспечения, клетка не может действовать без информации, закодированной в ее ДНК. Но, как замечает П. Дэвис, поступающая закодированная информация сама по себе является кучей бесполезных данных, если нет интерпретатора этих данных или ключа к ним. "Генетические данные сами по себе являются просто синтаксисом. Поразительная полезность закодированной генетической информа-
ции связана с тем, что аминокислоты "понимают" ее. Информация, распределенная вдоль цепи ДНК, биологически релевантна. Говоря языком информатики, генетические данные — это данные семантические"23 и они обладают заданной сложностью (specified complexity).
Дэвис добавляет, что такого типа упорядоченность не может быть результатом действия законов природы. "Может ли конкретная случайность (randomness) быть гарантированным продуктом детерминистского, механического, законообразного процесса, подобно первичному бульону, отданному на милость известным законам физики и химии? Нет, не может. Ни один закон природы не может к ней привести..."24.
Отсюда вытекает, что надежда, высказанная, например, лауреатом Нобелевской премии Манфредом Эйгеном, что в конце концов будет найден алгоритм или закон природы, который может порождать информацию, является безосновательной. Во-первых, сформулированные учеными законы никоим образом не являются причинами событий, они их только описывают. Так, законы о движении Ньютона не приводят бильярдные шары в движение. Во-вторых, тип явлений, описываемых законами, характеризуется регулярностью и порядком. Именно это мы имеем в виду, когда говорим о законах. Следовательно, идея, что закон может порождать сложную заданную информацию (complex specified information), внутреннее противоречива. Законы, подобно алгоритмам, могут порождать порядок, подобный порядку в кристаллах, но не сложную организацию, подобную организации языка.
Те же по своей сущности соображения относятся к идее, что имеются определенные способности к "самоорганизации" в молекулах, несущих генетическую информацию. Молекулярная биология показала, что это не так. Дело именно в том, что нуклеотидные основания (А, Ц, Г, Т) могут образовывать бесконечное число сочетаний. Если бы между ними были какие-то сходства, то их потенциал как носителей информации был бы чрезвычайно ограниченным. Хи-
мик и философ Майкл Полани говорит об этом следующее: "Предположим, что действительная структура молекулы ДНК была обусловлена тем фактом, что связи ее оснований были бы намного сильнее, чем связи при любом другом распределении оснований. Такая молекула ДНК не несла бы в себе никакого содержания. А ее кодовый характер отличался бы колоссальной избыточностью... Каким бы ни было происхождение конфигурации ДНК, она может функционировать как код, только если ее организация не обусловлена силами потенциальной энергии. Она должна быть физически столь же неопределенной, как последовательность слов на печатной странице"25.
Другие идеи по поводу самоорганизации были выдвинуты Ильей Пригожиным. Он рассматривает термодинамические системы, далекие от равновесия, и отмечает, что в них могут возникать упорядоченные модели. Такова водяная воронка, которая возникает, когда из ванны вытекает вода. Однако и здесь речь идет о порядке, а не об информации. Как отмечает Стефан Мейер: "Теоретики самоорганизации хорошо объясняют то, что не нуждается в объяснении... в объяснении нуждается не происхождение порядка... а происхождение информации"26.
Губерт Йоки, автор влиятельной книги "Теория информации и биология" (Information Theory and Biology. Cambridge: Cambridge University Press, 1992), также придерживается этой точки зрения: "Попытки связать идею порядка с биологической организацией или заданностью (specificity) следует рассматривать как игру слов, которая не выдерживает критики. Информационные макромолекулы могут кодировать генетические сообщения и именно поэтому несут информацию, так как последовательность оснований или остальных частей (residues) испытывает незначительное влияние физико-химических факторов, если вообще его испытывает"27. Как мы указывали в Разделе 3.2, значение текста нельзя вывести из химического состава бумаги и типографской краски.
Таким образом, складывается впечатление, что с помощью понятий случайности и необходимости (закона) нельзя объяснить происхождение информационно насыщенной, сложной биологической организации. Математик и философ Уильям Дембски говорит, что истинность этого положения может быть доказана, поскольку существует закон сохранения информации28. Дембски утверждает, что хотя природные процессы (случайность и необходимость) могут успешно передавать комплексную, заданную информацию, они не могут ее порождать. Таким образом, существование сложной информации заданного характера указывает на ее разумный источник. Поскольку генетическая информация относится к данному классу, она предполагает разумный источник. Более того, она заключает в себе необходимые свидетельства в пользу того, что за ней стоит замысел. 5. Природа вывода на основании замысла
Здесь важно понять, что хотя ДНК напоминает компьютерную программу, вывод на основании наличия замысла (design inference), не является просто доказательством по аналогии. Хотя многие классические доказательства от замысла именно таковыми и являются. В этих доказательствах предпринималась попытка восходить от аналогичных следствий к аналогичным причинам таким образом, что правильность аргументов обычно зависела от степени сходства между двумя сравниваемыми ситуациями. Однако вывод на основании замысла, построенный на знании о ДНК, гораздо сильнее. Философ науки Стефан Мейер говорит: "Необходимость выведения из информации о ДНК разумного создателя живого обусловлена не просто ее сходством с программным обеспечением или человеческим языком. Необходимость разумного создателя связана с тем, что... ДНК обладает тем же свойством (а именно информационным содержанием), что и созданные в соответствии с замыслом компьютерные языки и тексты на естественном языке"29. Мейера поддерживает специалист в области теории информации Губерт Иски: "Важно понимать, что мы рассуждаем [в дан-
ном случае] не по аналогии. Гипотеза о наличии последовательности (то есть то, что генетический код работает, как книга) относится непосредственно и к белку и генетическо му тексту, и к письменному языку. Поэтому интерпретация этих феноменов с точки зрения математики одинакова"30. Таким образом, мы здесь рассуждаем не по аналогии, а делаем вывод по принципу наилучшего объяснения, подобно следователю, о котором мы говорили в Разделе 2, А.7. И, как знает каждый следователь, причины, которые, насколько известно, могут привести к наблюдаемому нами результату, являются лучшим объяснением данного результата по сравнению с причинами, которые, насколько известно, к такому результату привести не могут.
Основная работа Дембски "Вывод, построенный на идее замысла"31 посвящена объяснению природы выводов от замысла, которые мы делаем на основании наших представлений о таких информационно насыщенных системах, как языки, коды, компьютеры, механизмы и проч.
Выводы от замысла, на самом деле, весьма распространены в науке. Нескольких линий и сколов на куске кремния достаточно, чтобы археолог мог сказать, что это не просто кусок кремниевой породы, который подвергся воздействию ветра, воды и температурных перепадов, а культурный артефакт. Выводы о том, что что-то является результатом активности разумного существа, — типичная практика в таких областях человеческой деятельности, как археология, шифровальное дело, информатика и судебная медицина.
Даже естествознание в последнее время проявляет интерес к выводам, построенным на идее организации, свидетельствующей о существовании замысла. Здесь в качестве примера можно привести Программу поисков внеземного разума (Search for Extra-Terrestrial Intelligence, сокращенно — SETI ). Как мы указывали в Главе 1, НАСА потратило миллионы долларов на разработку и изготовление радиотелескопов для наблюдения по миллионам каналов в надежде получить сигналы от разумных существ из космоса.
Хотя некоторые ученые, вероятно, относятся к SETI как к предприятию, имеющему сомнительную научную ценность, очевидно, что эта программа строится на серьезной научной проблеме по распознаванию моделей. В рамках данного проекта идет поиск дискретных сигналов среди случайного радиошума Вселенной, которые могут свидетельствовать о разумном источнике этих сигналов. А это, в свою очередь, ведет к постановке следующего вопроса: каким образом распознать сообщение, исходящее от разумного источника, и отличить его от случайного фонового шума? Дембс-ки в упомянутой выше книге указывает, что единственный способ это сделать, заключается в сравнении принимаемых сигналов с уже имеющимися в распоряжении ученых заданными образцами (patterns), которые считаются ясными и надежными показателями разума (подобными последовательностям целых чисел), и затем — в выводе о наличии замысла. В рамках программы SETI распознавание разумной деятельности считается законным инструментом естествознания. Астроном Карл Саган полагал, что единственного сообщения из космоса было бы достаточно, чтобы убедить нас в существовании во Вселенной другого разумного мира.
Какой же вывод мы должны сделать из поразительного количества информации, содержащейся в простейшей живой системе? Она говорит нам о замысле гораздо более убедительно, чем даже аргумент о гармонии Вселенной, который убеждает физиков, что, нам, человеческим существам, предназначено жить в этом мире.
6. Информация как фундаментальное понятие
Именно при обсуждении этого вопроса голос теологии громко взывает к тому, чтобы к нему прислушались, поскольку теологии есть что сказать по этому поводу, и ее соображения чрезвычайно существенны и интересны. В первой главе Библии описания первых действий Бога по созданию мира начинаются с утверждения: "И сказал Бог...". Например: "И сказал Бог: да будет свет. И стал свет" (Быт. 1:3). Эта идея о том, что Бог "говорит", была воспринята на более философ-
ском уровне христианским апостолом Иоанном в его описании творения: "Вначале было Слово... Все чрез Него начало быть" (Ин. 1:1-3). Как мы показываем в Разделе 11.3, в греческом языке лексема "слово" (Логос) использовалась для обозначения рационального принципа, стоящего за устройством мира. Иоанн утверждает, что за Вселенной стоит не просто абстрактный рациональный принцип, а личностный Бог. Более того, он говорит, что Бог является источником Слова, Слова, лежащего в сердце творения. В этом контексте понятие "Слово" передает идеи повеления, значения, сообщения — короче, информации, а также, разумеется, творческой энергии, которая несет в себе эту информацию. Таким образом, в самом ядре библейского представления об акте творения заключено то самое понятие, которое считается центральным в науке, — понятие информации. Фраза "И сказал Бог..." очень проста и доступна всем людям всех времен. И в то же время ее содержание и следствия из нее имеют очень глубокое содержание. И именно эта идея Бога, являющегося источником информации и энергии, подчеркивается почти во всех библейских высказываниях по поводу творения.
Автор Послания к Евреям развивает эту идею так: "Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так-что из невидимого произошло видимое" (Евр. 11: 3). Один из пунктов, подчеркиваемых в теории информации, заключается в том, что информация невидима. Ее носители вполне могут быть видимыми, как, скажем, видимы бумага и текст на ней, дым, экран телевизора или гены. Но сама информация невидима и нематериальна. Мы пишем эту книгу. Вы ее читаете. Ваша зрительная система, воспринимая отраженные от книги фотоны, преобразует их в электрические сигналы, которые затем передаются в головной мозг. Предположим, что вы передаете информацию из этой книги своему другу с помощью слов. Звуковые волны несут в себе информацию от ваших голосовых связок в уши вашего друга, где они преобразуются в электрические сигналы и передаются в ваш
головной мозг. Теперь ваш друг владеет информацией, которая возникла в головном мозгу авторов книги. Но от нас к вашему другу не было передано ничего материального. Для передачи этой информации было использовано много материальных вещей, но сама информация не является материальной.
В свете современной физики кажется совершенно поразительным, что, согласно Библии, Слово (информация) является даже более фундаментальным понятием, чем материя и энергия (или масс-энергия, как сейчас предпочитают говорить многие физики). Материя и энергия творятся Словом: "Все чрез Него начало быть" (Ин. 1: 1-3). Таким образом, в этом смысле информация предшествует материи и энергии.
Именно эта мысль была высказана в колонке редактора журнала "Новости науки" ("New Scientist") (от 30 января 1999 г., с. 3). Рассуждая об информационной революции, оказавшей колоссальное влияние как на изобретение механизмов для сверхбыстрой обработки информации, так и на открытие невероятной способности переработки информации биологическими системами, физик Пол Дэвис пишет: "Все большее применение понятия информации к природе привело к любопытному предположению. Принято считать, что мир состоит из простых, материальных частиц, подобных маленьким комочкам, а информация является вторичным феноменом, связанным со специальными, организованными состояниями материи. Но, вероятно, все обстоит наоборот: Вселенная, возможно, является игрой первичной информации, а материальные объекты — ее сложным вторичным проявлением".
Дэвис говорит, что эта идея была выдвинута известным физиком Джоном Арчибальдом Уиллером в 1989 г. Но, как мы показали в данном разделе, она циркулирует уже в течение нескольких тысяч лет!
Мысль о том, что информацию нужно рассматривать как фундаментальную сущность, имеет глубокие следствия для
нашего понимания мира и нас самих. Она придает вес тому, что мы сказали, поскольку превращает вывод о разумном начале, стоящем за Вселенной, сделанный на основании признаков замысла, в идеальный образец вывода, обеспечивающего наилучшее объяснение. Кроме того, из этой мысли следует, что основная редукционистская посылка философов-материалистов ложна, поскольку оказывается, что материя и энергия не обладают способностью развивать все информационно насыщенные структуры, необходимые для жизни, без поступления соответствующей информации. 7. Замысел — аргумент "от невежества"?
Против развиваемой нами концепции иногда высказывается одно возражение. Это возражение состоит в том, что вывод на основании замысла — это просто аргумент, к которому прибегают за отсутствием необходимого знания, иначе говоря, постулирование замысла (и, следовательно, — Автора замысла) связано с пробелами в современной науке. Но это совершенно неверно. Сторонники программы SETI не сочтут убедительной идею о том, что постулирование другого разума как источника сообщения, насыщенного информацией, которое когда-нибудь будет получено, направлено на то, чтобы закрыть пробелы в имеющихся знаниях. А если математический и теоретико-информационный анализ тождественны, то не будет ли непротиворечивым постулирование разумного источника насыщенных информацией сообщений, содержащихся в ДНК? Кроме того, как мы показали в Разделе 2, Б. 2, мы не видим никакой проблемы, предполагая наличие разумного автора данного текста, и не пытаемся давать редукционистское объяснение этого текста в терминах физического строения или химического состава бумаги и чернил.
Вывод от замысла мы делаем не потому, что у нас нет соответствующих научных данных, а как раз потому, что они у нас есть. Знание природы биологической информации, с одной стороны, и знание того, что разумные источники информации являются единственными ее возможными источника-
ми — с другой, дополненное тем фактом, что случай и необходимость не могут порождать сложную заданную информацию, с которой мы имеем дело в биологии, делают замысел прекрасным образцом вывода, способствующего наилучшему объяснению. Именно знание ограничений физико-химических объяснений бумаги и чернил наряду с представлением о способности к разумной деятельности позволяет отказаться от натуралистических объяснений процесса письма и объяснять его, исходя из идеи автора. Нежелание со стороны некоторых ученых сделать вывод от замысла на основании знания об информационно насыщенных биомолекулах, очевидно, имеет мало отношения к науке, а обусловлено в значительной мере следствиями такого вывода относительно характера Автора Замысла. Таким образом, это вопрос мировоззренческий, а не научный. Поскольку люди готовы делать выводы от замысла, когда речь идет о результатах деятельности человека или внеземного разума, то проблема заключается не в выводе от замысла как таковом.
Однако, несмотря на то, что вывод от замысла на основании имеющегося знания о природе биологической информации кажется вполне убедительным, многие, не задумываясь, отвергают его. Поэтому стоит задаться вопросом, почему они это делают вопреки столь очевидным данным. Это и составит предмет следующей главы.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Dawkins R. The Blind Watchmaker... P. 1.
2. Denton M. Evolution — a Theory in Crisis. Bethesda, Maryland: Adlcr & Adlcr, 1986. P. 249 - 250.
3. Ibid. P. 250.
4. Alberts B. The Cell as a Collection of Protein Machines // Cell 92. 1993. P. 291.
5. Behe M. Darwin's Black Box. N. Y.: Simon and Schuster, 1996.
6. Ibid. P. 39.
7. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора//Соч. М. - Л., 1939. Т. 3. С. 405.
8. Behe М. Op. cit. Р. 186. Здесь автор обыгрывает известную поговорку из англоязычного научного фольклора: "Publish or perish" — "Публикуйся или погибнешь" (прим. перев.).
9. Ibid. Р. 193.
10. См. об этом напр.: Опарин А. И. Происхождение жизни // Бсрнал Дж. Возникновение жизни. М., 1969. С. 250 - 287.
11. Полный список аминокислот, которые могут быть получены путем такого эксперимента, и подробный анализ вопроса о происхождении жизни можно найти в книге: Thaxton Ch. В., Bradley W. L. and Olscn R. L. The Mystery of Life's Origin. Dallas: Lewis and Stanley, 1992. P. 38.
12. "Ibid. P. 73 - 94.
13. Davies P. The Fifth Miracle. L.: Allen Lane, Penguin Press, 1998. P. 60.
14. Dose K. The Origin of Life: More Questions than Answers // Interdisciplinary Science Reviews. 1988. 13. P. 348.
15. Cornwell J. (cd.) Nature's Imagination. Oxford:. Oxford University Press, 1995. P. 27 - 44.
16. Иногда последовательность может казаться случайной, хотя, в действительности, она таковой не является. Так, бинарная последовательность 111100110110011010011001110111100110001 кажется случайной и не имеющей в своем основании модели, хотя в действительности она представляет собой цифровое представление числа тс и потому может быть продолжена с помощью простого алгоритма. Таким образом, она имеет скрытый порядок.
17. Cairns-Smith A. G. The Life Puzzle. Edinburgh: Oliver and Boyd, 1971. P. 95.
18. Davies P. Op. cit. P. 61.
19. Известно, что некоторые места в цепи аминокислот белка могут быть заняты несколькими аминокислотами, что должно приниматься во внимание при вычислении вероятности. Биохимики Райдар-Ольсон и Сауер провели эти вычисления и пришли к выводу, что вероятность может возрасти до величины 1 к 1065, которая, по их мнению, все равно "крайне мала" (Proteins: Structure, Function and Genetics. 1990,7. P. 306 -316). Конечно, если мы примем во внимание и L-формы, и пептидные связи, то вероятность упадет до 1 к 10125.
20. Цицерон. Философские трактаты. М: Наука, 1985. С. 131.
21. Smith J. М., Szathmary Е. The Major Transitions in Evolution. Oxford and N. Y.: Freeman, 1995. P. 81.
22. Gates B. The Road Ahead. Boulder: Blue Penguin, 1996. P. 228.
23. Davies P. Op. cit. P. 81.
24. Ibid. P. 88.
25. Polyani M. Life's Irreducible Structure // Science, 1968. N 160. P. 1309.
26. Meyer St. The Return of the God Hypothesis. Seattle, Discovery Institute Center for the Renewal of Science and Culture. 1998. P. 23.
27. Yoekcy H. A Calculation of the Probability of Spontaneous Biogenesis by Information Theory //Journal of Thcor. Biology. 1977, 67. P. 377 - 398.
28. Dembski W. Intelligent Design as a Theory of Information // Perspeetives on Science and Christian Faith. 1997, 49, 3. P. 180 -- 190.
29. Meyer St. Op. cit. P. 37.
30. Journal of Theor. Biology. 1981. N 91. P. 13 - 31.
31. Dembski W. The Design "inference. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.
•
Глава 5. Споры вокруг эволюции
i. Слепой часовщик
Как было показано в предыдущей главе, принципиальное допущение, лежащее в основании доказательства, построенного на идее замысла, заключается в следующем: уровень сложности, присущий механизмам и биологическим организмам, может восходить только к разумному началу. Именно это допущение было поставлено под сомнение в теории эволюции. Последствия эволюционистской критики этого допущения столь важны, что необходимо остановиться на этой критике несколько подробнее.
Однако прежде всего следует указать, что не ставится под сомнение. И это впечатление о том, что природа заключает в себе некий замысел. Оно столь сильно, что его не могут отбросить даже самые последовательные материалисты. Так, Фрэнсис Крик, получивший вместе с Джеймсом Уотсоном Нобелевскую премию за открытие структуры ДНК, писал: "Биологи должны постоянно иметь в виду, что то, что они наблюдают, не было создано согласно некоему замыслу, а является результатом развития"1. Ричард Докинз, выступая в 1991 г. с лекцией по радио (Royal Institution Christmas Lectures), сказал практически то же самое, что и Крик: "Живые существа... поразительно похожи на объекты, созданные согласно замыслу". Он, как мы уже говорили выше, идет еще дальше и описывает биологию как изучение "сложных предметов, которые производят впечатление созданных (designed) с некоторой целью"2.
Почему же в таком случае учёные не решаются сделать очевидный вывод и сказать, что живые существа выглядят как созданные согласно замыслу именно потому, что они действительно были созданы согласно замыслу? Они отрицают вывод о наличии замысла столь категорично, что можно предположить, что они руководствуются мотивами, со-
измеримыми по своей серьезности, по крайней мере, для тех, кто этот вывод отрицает. Поэтому ниже мы рассмотрим природу этого отрицания и его побудительные мотивы.
Докинз ясно говорит о том, что впечатление о замысле является чистой иллюзией. Вместе с Криком и другими исследователями он утверждает, что эволюционные процессы могут породить все те сложнейшие механизмы природы, о которых мы говорили выше, и при этом без всякого воздействия внешнего разума. Как говорит Дэниел Дсннетт в своей книге "Опасная идея Дарвина": "Дарвин предложил скептически настроенному миру... схему создания порядка из хаоса, в котором не участвует Разум"3. Деннетт считает идею Дарвина своего рода кислотой, грозящей коррозией всем додарвиновским взглядам на мир, сознание предстает в его концепции продуктом материи, результатом лишенных разумного начала и цели процессов. Этот сценарий хорошо согласуется с материалистической философией и является прямой противоположностью тех идей, которые мы развивали в конце Главы 4, а именно: информация первична, а материя — вторична.
Какова же, спросим мы, эта невероятная эволюционная машина, обладающая творческой силой, способной произвести жизнь и сознание из материи, породить удивительные природные формы и создать механизмы переработки информации? Это не божественный Разум, говорит Докинз, а сугубо материальный механизм. Как бы ни было соблазнительно считать, что природа была создана ради какой-то цели, пишет он, никакого божественного Часовщика не существует: "Единственный часовщик в природе — это слепые силы физики, хотя и организованные особым образом. Настоящий часовых дел мастер знает заранее, что он хочет сделать: он изготавливает винтики и пружинки и конструирует связующие звенья между ними, имея в виду определенную цель. Естественный отбор, слепой, бессознательный, автоматический процесс, открытый Дарвином и служащий объяснением существования всех форм жизни, которые явно подчине-
ны цели, сам никакой цели не преследует. У него нет разума, он не наделен зрением, он не планирует будущего. Он не видит ни настоящего, ни грядущего. Ничего. Если и можно сказать, что он играет в природе роль часовщика, то это слепой часовщик"1. Сделаем небольшое отступление, чтобы отметить, что образ часовщика имеет долгую историю в связи с аргументом от замысла. Цицерон (106 — 43 до н. э.) экстраполирует свои представления о созданных человеческим разумом механизмах на упорядоченное движение планет и звезд: "Когда мы видим, как движутся части какого-то механизма... мы ведь не сомневаемся, что это сделано при участии разума. Так можем ли мы, видя как движется небо... сомневаться, что все это совершается благодаря разуму, и притом разуму необыкновенному, божественному?"5
Цицерон здесь предугадывает на много веков вперед классический аргумент от замысла, высказанный в XVIII в. теологом и натуралистом Уильямом Пэйли. "Предположим, что, пересекая пустырь, я споткнулся о камень. Меня спросили, откуда там взялся камень. Я мог бы ответить, что, насколько мне известно, он лежал там всегда: будет, вероятно, не слишком просто показать абсурдность этого ответа. Но предположим, что я нашел на земле часы. Меня, конечно, спросят, откуда они взялись в этом месте. Вряд ли я отвечу на этот вопрос так же, как я ответил на предыдущий, то есть скажу, что, насколько мне известно, они там были всегда... Когда речь идет о часах, мы должны предположить существование часового мастера: должен был существовать... ремесленник... который их собрал, преследуя цель, которой они, с нашей точки зрения, соответствуют; он понимал их устройство и придумал, как они будут использоваться... Любой признак плана, любое проявление замысла, которое можно найти в часах, видно в работе природы. Единственное, чем отличается здесь природа, — это больший масштаб этих проявлений, который в определенном смысле не поддается никакому вычислению"6.
Суммируем сказанное выше. Если часы предполагают существование часового мастера, насколько же убедитель-
нее более сложные биологические механизмы типа человеческого глаза говорят в пользу существования разумного Божественного Часовщика. И на протяжении всей человеческой истории многие люди, включая ученых, находили этот "аргумент" очень мощным.
Но Пэйли подвергся критике. Некоторые оппоненты критиковали его справедливо, ибо причудливая форма, в которую он облекал свои доказательства, делала его смешным в глазах публики и потому основной смысл его аргументов зачастую ускользал. Однако ни одно из критических замечаний не задевало вопроса о правильности центрального тезиса Пэйли, гласившего, что когда мы видим сложную структуру, подобную часам, никто не решится отрицать, что она была создана в соответствии с неким замыслом.
Философ Давид Юм, современник Пэйли, возражал против его аргумента на том основании, что его аналогия некорректна. Юм утверждал, что часы и биологические организмы, на самом деле, существенно отличаются друг от друга; поэтому в высшей степени абсурдно предполагать, что живые организмы были созданы подобно тому, как были созданы часы. Однако философ Элиот Соубер (наряду со многими другими) возразил на это следующее: "Хотя критическое замечание Юма очень серьезно, если доказательство от замысла является доказательством по аналогии, я не вижу оснований, почему доказательство от замысла должно строиться именно таким образом. Аргумент Пэйли относительно живых организмов вполне самостоятелен, независимо от того, являются ли часы и организмы подобными явлениями. Цель упоминания часов в этом контексте состоит в том, чтобы показать, что аргумент об организмах является неотразимым"7 . Разумеется, аргумент Пэйли о живых организмах совершенно самостоятелен, но Соубер не прав относительно некорректности аналогии, поскольку развитие науки со времен Пэйли показало, что отказ от аналогии был совершенно преждевременным. Юм и Пэйли понятия не имели о том, какие открытия в области биохимии будут сделаны от-
носительно молекулярных механизмов живых систем (см. 4.2). Среди этих механизмов можно найти молекулярные часы эволюции, гораздо более сложные, чем часы Пэйли. Юм также утверждал, что для того, чтобы сделать вывод о том, что живые организмы были задуманы в нашем мире, следует понаблюдать за организмами, задуманными в других мирах. Он был бы поражен, если бы узнал, что в лабораториях нашего мира можно будет создавать биохимические системы и даже получать белки.
Но вернемся к нашей теме.
Докинз категорически отрицает аргумент о часовщике. Человеческий глаз, хотя и вызывает у него удивление, с его точки зрения не свидетельствует больше ни о чем, кроме как о тонкости слепого и лишенного цели процесса. Бог становится ненужной гипотезой, и потому дарвинизм для Докинза составляет научное основание атеистической позиции. Хотя логически атеизм мог быть состоятельным и до Дарвина, говорит он. Но именно Дарвин, по его мнению, создал предпосылку быть интеллектуально уверенным в себе атеистом8.
Представление о том, что дарвинизм устраняет необходимость в Творце, весьма распространено. Палеонтолог Стефан Джэй Гоулд утверждает, что после Дарвина мы знаем, что "никакой дух-промыслитель не наблюдает с любовью за происходящим в природе (хотя ньютонов Бог, заводящий часы, наверное, все-таки запустил механизм). И никакие жизненные силы не движут эволюционными изменениями. И что бы мы ни думали о Боге, его существование никак не проявляется в природе"9.
Докинз и Гоулд вторят Джулиану Хаксли, который в 1959 году во время юбилейных чтений, посвященных столетию Дарвина, подытожил следствия эволюционной теории: "Согласно эволюционным представлениям, нет ни места, ни необходимости в сверхъестественном. Земля не была создана, она возникла в результате эволюции. То же самое можно сказать и о животных, и о растениях, которые ее населяют, включая нас, людей, наше сознание и душу, а также наш мозг и
наше тело. Эволюционировала и религия..."10. Таким образом, с позиции Хаксли, теория эволюции вытесняет Бога, давая сугубо естественно историческое объяснение происхождения не только биологических форм, но и таких высших форм, как сознание и мышление. Такой же позиции придерживается наш современник, академик Гинзбург. Он говорит в связи с обсуждением эволюционной теории, что научные представления и вера в Бога совершенно несовместимы11 .
Точку зрения о том, что атеизм является логическим следствием эволюционной теории, можно найти не только в научно-популярных книжках, но и в университетских учебниках. Обратимся, например, к известному учебнику по теории эволюции для университетов, написанному сотрудником Музея зоологии позвоночных (Беркли, Калифорния) Монро Стрикбергером. Там говорится следующее: "Опасение, что дарвинизм — это попытка вытеснить Бога из сферы творения, является... обоснованным. На вопрос: "Существует ли божественная цель в создании человека?" — теория эволюции отвечает: "Нет, не существует". Согласно этой теории, адаптация вида и адаптация отдельного человека восходит к естественному отбору, а не к акту творения"12.
Поэтому вряд ли стоит удивляться, что столь распространено представление о том, что теория эволюции устранила Бога как нечто ненужное или вносящее путаницу в сознание современного человека. Позиция известного философа Роджера Скрутона тому пример. "У меня научное мировоззрение, — говорит он. — Я просто не могу не принимать во внимание идеи дарвинизма. Они кажутся мне очевидными"13.
Таким образом, мы имеем очень странную ситуацию. С одной стороны, естественным выводом из существования и сложного характера биологической информации является существование разумного Творца, который создал как эту информацию, так и нас самих. С другой стороны, распространено мнение, что такой разумный Творец совершенно не нужен и что окружающий нас мир могли породить не обладающие сознанием эволюционные процессы.
2. Следствия теории эволюции для понимания места человека в мире
Не будет преувеличением сказать, что теория эволюции повлияла на понимание человеком своего места и значения в мире, подобно землетрясению. И это влияние коснулось всех сфер человеческой жизни. Является ли жизнь результатом сугубо естественно-исторических процессов? и как же тогда возникла мораль? Эволюционировала ли она наряду с другими явлениями? И если это так, то каково значение наших представлений о том, что такое хорошо, а что такое плохо, что такое справедливость и истина? Дэниел Деннетт называет эволюцию "опасной идеей Дарвина", потому что она "гораздо глубже подрывает наши самые фундаментальные представления, чем это допускали самые преданные ее апологеты..."11.
Ричард Докинз с ним соглашается. Он не сомневается в том, что дарвиновская теория явилась своего рода водоразделом в истории мысли: "Нам теперь нет нужды обращаться к суевериям, когда мы сталкиваемся с извечными проблемами: существует ли смысл жизни? для чего мы живем? что есть человек? Задав последний из этих вопросов, знаменитый зоолог Дж. Симпсон... заявил следующее: "Я хочу здесь подчеркнуть, что все попытки ответить на этот вопрос, предпринимавшиеся до 1859 г., ничего не стоят и что нам лучше совсем не принимать их во внимание""15.
Итак, что же гласят новые ответы на эти вопросы? Лауреат Нобелевской премии Жак Моно не сомневается, что теперь человеческие существа могут избавиться от чувства конечной цели или морального обязательства: "Чистый случай, абсолютно свободный, но слепой, лежит в самом основании колоссального здания эволюции, так что человек в конце концов узнал, что он один в этой бесчувственной беспредельности Вселенной... Ни его судьба, ни его долг не были в ней заложены"16.
Подобные идеи постоянно находят отражение в средствах массовой информации. Аласдэр Палмер, освещающий новости науки для одной из крупнейших газет мира, пишет: "Со-
гласно самому лучшему объяснению происхождения человека как вида, единственная бессмертная часть человека — это молекула ДНК. Но это объяснение противоречит не только религиозной интерпретации мира. Оно противоречит еще и нашим этическим ценностям, поскольку большинство из них сформировалось под воздействием нашего религиозного наследия. В научном объяснении мира нет больше места свободной воле или аналогичной способности каждого индивида быть добрым или справедливым. Нет места и душе"17. Таким образом, согласно данной точке зрения, человеческие существа благополучно освобождаются от вложенного в них чувства собственного достоинства, осознания нравственных ценностей, свободы и бессмертия — и все это во имя науки. Уходит и понятие "естественного закона", представление о том, что человеческие существа наделены некоторыми врожденными правами, которые даются им не просвещенным демократическим правительством, а Самим Творцом. И если наука разделалась с трансцендентным Творцом, когда-то определившим такие нормы и ценности, то как и кем они должны определяться теперь?
Этот вопрос в особенности важен в свете быстро набирающих темпы разработок в области генной инженерии. С одной стороны, налицо позитивные результаты генной терапии в борьбе с некоторыми нарушениями на генном уровне, типа фиброза мочевого пузыря. С другой стороны, развивается генная инженерия применительно к клеткам зародышевого пути (germline engineering), способность искусственно изменять гены таким образом, что это воздействует на следующие поколения организмов. Так, в журнале "New Scientist" ("Новости науки" от 3 октября 1998 г.) сообщалось, что подобный уровень воздействия вот-вот будет достигнут. Под броским названием "Эволюция мертва" в заглавной статье номера говорилось, что хотим мы того или нет, но в ближайшие несколько лет человеческие существа смогут контролировать свою собственную эволюцию. В статье далее сообщалось, что хотя в настоящее время, в соответствии с со-
глашением Совета Европы (подписанным 23 странами), генная инженерия применительно к клеткам зародышевого пути запрещена, большинство специалистов утверждает, что они будут удивлены, если через 20 лет вокруг не будут прыгать детишки, появившиеся на свет в результате экспериментов
генных инженеров. А наше отношение к подобным вещам
будет изменяться от "никогда и ни за что" до "наверное, может быть". Люди становятся объектами сознательного биологического регулирования со стороны других людей.
Ученые, подобные Джону Кэмбеллу, молекулярному биологу из Калифорнийского университета (Лос-Андже-
лес), часто высказываются о том, что в результате генной инженерии, вероятно, появятся люди, с большей продолжительностью жизни, невосприимчивые к СПИДу или некоторым видам рака. Но генная инженерия открывает и другие возможности, не имеющие никакого отношения к спасению жизни людей или предупреждению болезней. Это возможности воздействия на личность, поведение и даже интеллект. Согласно каким нормам будет осуществляться это воздействие? Какими правилами будет контролироваться процесс формирования сверхчеловека? По мнению Либе Кавальери, молекулярного биолога из Университета штата Нью-Йорк, потенциальный эффект генной инженерии превышает масштабы воздействия, связанные с расщеплением атома. И опасности, которые она за собой влечет, могут быть столь же значительными.
В связи с этим приходят на ум пророческие слова К. С. Льюиса, пытавшегося еще в 1945 г. предугадать результаты победы человека над природой. Стараясь выдержать нейтральный тон, он рисует ее так: "Последний этап победы над природой, быть может, довольно близкий, настанет тогда, когда в результате применения методов евгеники, пред-натального воздействия, образования и пропаганды, основанной на отработанных методиках прикладной психологии, человек достигнет полного контроля над самим собой. Человеческая природа будет последним бастионом, который
сдастся человеку. Битва за этот бастион в конце концов будет выиграна. Но кто окажется в ней победителем? Власть человека делать над собой все, что ему нравится, означает... власть одних людей делать из других то, что нравится первым. И те, кого они таким образом сформируют, не обязательно будут людьми несчастными. Они вообще не будут людьми — они будут артефактами. Окончательная победа человека над природой окажется упразднением Человека"18 (перевод мой. — Т. Б.).
Генетик Майкл Дентон говорит о глубоком влиянии теории эволюции на современную культуру: "Весь этос и философия современного западного человека в большой мере основываются на центральном утверждении дарвиновской теории, что человечество не было результатом творческих целей божества, а возникло путем неразумного процесса отбора среди произвольных молекулярных моделей по принципу проб и ошибок. Культурное значение теории эволюции, таким образом, неизмеримо велико. Она венчает собой естественно-научное исследование мира, являясь последним триумфом светского подхода, который после эпохи средневековья вытеснил наивную космологию библейской книги Бытие из западного сознания"19. Д. Деннетт говорит, что основная дарвиновская идея "на самом деле имеет далеко идущие последствия для нашего представления о том, в чем состоит смысл жизни или в чем он может состоять", и что эта идея заставила "каждого увидеть, пусть смутно, что многое поставлено па карту"20.
И именно потому, что поставлено на карту наше понимание культуры, смысла жизни и нравственности, следует остановиться подробнее на имеющих отношение к этим аспектам нашей жизни сторонах теории эволюции. Об этом мы поговорим в Части 3 настоящей книги. Но прежде мы должны проанализировать лежащие в основании теории эволюции научные и философские посылки.
Следует сразу же отметить, что в некоторых тонкостях теории эволюции мешает разобраться нагроможденная вок-
руг нее путаница. В Главе 4 мы показали, что биология предоставляет красноречивые основания для вывода от замысла, который подкрепляет вывод от замысла из данных физики и космологии о том, что нам, на самом деле, предназначено жить на этой Земле. Но вопреки этим данным биологи-материалисты утверждают, что вывод от замысла ложен, ибо наличие сложной организации во Вселенной можно, якобы, объяснить с помощью эволюционных механизмов. Таким образом, получается, что эти ученые предлагают нам сделать однозначный выбор между Богом и эволюцией. Первый вопрос, на который мы хотим ответить, таков: действительно ли нам нужно делать этот выбор?
3. Является ли атеизм логическим следствием эволюционной теории?
Рассуждение Хаксли, Докинза, Деннетта и других основывается на признании истинности двух утверждений: Утверждение 1. Биологическая эволюция несовместима с существованием Творца.
Утверждение 2. Биологическая эволюция исчерпывающе объясняет сложную организацию живого мира.
Многие материалисты считают, что здесь нет предмета для дискуссии: для них оба эти утверждения истинны, причем первое самоочевидно, а второе вытекает из научных исследований. Тем не менее два крайне важных факта говорят о том, что не все так просто. Во-первых, есть много ученых, в том числе и в науках биологического цикла, которые верят в Бога. И во-вторых, в рамках науки все чаще и чаще возникают вопросы относительно точного смысла Утверждения 2. Поэтому мы должны исследовать логику дедуктивных заключений, выводимых из эволюционной теории, а затем задаться вопросом, действительно ли механизмы, открытые Дарвином и его последователями, несут в себе тот вес, который им придается.
Обратимся к Утверждению 1. Идея о том, что Бог и биологическая эволюция — это взаимоисключающие альтернативы, предполагает, что Бог и эволюция принадлежат к од-
ной категории объяснительных принципов. А это, очевидно, ложная посылка. Эволюция — это биологический механизм, а Бог — это Действующая сила, Которая что-то делает. Как мы убедились в Разделе 2, Б.1 (на данном этапе знакомства с нашей книгой мы настоятельно рекомендуем его перечитать), понимание механизма работы машины марки Форда не является аргументом в пользу того, что сам Форд не существует (не существовал).
Выдающийся физик, кавалер ордена Британской империи II степени, член Британского Королевского общества<