Глава 1. Формирование мировоззрения Глава 2. Прислушиваемся к голосу науки
В этой части настоящей книги мы собираемся рассмотреть, зачем каждому из нас нужно мировоззрение. Мы будем говорить о том, что такое мировоззрение, и о том, к каким голосам следует прислушиваться, когда человек начинает задумываться о своем мировоззрении.
Поскольку наука вносит весьма существенный вклад в формирование мировоззрения, мы рассмотрим, что следует делать, чтобы хорошо понимать смысл ее достижений.
Глава 1. Формирование мировоззрения А. Зачем нужно мировоззрение
Главная цель образования
В наше время наблюдается все большая специализация образования. Колоссальный прирост знания, который произошел за последние сто лет, привел к тому, что если человек не сосредоточивается на той или иной области науки, то ему становится трудно следить за последними научными достижениями и осознавать смысл постоянно растущего потока новых научных открытий. С одной стороны, эта ситуация не может не радовать, поскольку она представляет собой результат одного из поразительнейших явлений современности — фантастического прогресса науки и техники.
Но вместе с тем полезно помнить, что подлинное образование должно быть подчинено гораздо более широкой цели. Если, например, мы хотим понять современный прогресс, то нам следует рассматривать его в контексте традиций, унаследованных нами от прошлого, что, в свою очередь, означает, что мы должны хорошо понимать историю.
Иногда мы забываем, что древние философы задолго до нас задавались вопросами о фундаментальных философских принципах, лежащих в основании науки, и приходили к ответам, которые не утратили своей ценности и сегодня. Если не помнить об этом, то можно потратить огромное количество времени и сил на обдумывание тех же самых вопросов и не обязательно придешь к результатам, соизмеримым по своей ценности с результатами наших предшественников.
Роль образования состоит еще и в том, чтобы достичь понимания связей и согласованности между разнообразными областями знания и опыта. Чтобы понять великое произведение искусства, следует смотреть на всю картину в це-
лом и пытаться понять взаимоотношения между всеми ее деталями, а не сосредоточиваться на каком-то одном ее фрагменте.
Более того, когда мы справедливо настаиваем на том, что наука должна быть объективной, не следует забывать, чтонауку творят конкретные люди, вроде нас самих. И потому, рано или поздно, нужно задаться вопросом, каково наше собственное место в мире, который мы изучаем. Мы не должны позволить себе настолько углубиться в материальный мир и пронизывающие его технологии, чтобы забыть о своих собратьях, поскольку последние, как можно убедиться из наших дальнейших рассуждений, важнее, чем вся остальная Вселенная. Для изучения самих себя и людей, которые нас окружают, недостаточно занятий наукой. Для этого нужно знание философии, литературы, искусства, музыки, истории и многих других областей.
Таким образом, для того чтобы стать образованным человеком, нужно еще приобщиться к единству всех областей знания и к взаимоотношениям между ними. Чтобы объяснить эту мысль, воспользуемся простым примером. Рассмотрим, что значит знать, что такое роза. Какова истинная природа розы?
Чтобы ответить на этот вопрос, имеет смысл обратиться к разным людям, прежде всего — к ученым.
Ботаники собирают и пересматривают данные о растениях, в частности о цветах всего мира, а затем классифицируют их по семействам и родам. Они помогут нам определить сущность розы, указав, к какому семейству она принадлежит и каковы ее отличительные черты как представителя данного семейства.
Селекционеры и садоводы ознакомят нас с историей выведения данного конкретного растения и покажут, как оно было получено из других родов растений. Они также объяснят нам, как за ним ухаживать.
Химики, биохимики, биологи и генетики расскажут о химическом и биохимическом составе растения и поразитель-
ной сложности составляющих его клеток, этих микроскопических биологических "фабриках", куда более сложных, чем любая фабрика, построенная руками человека, и в то же время столь миниатюрных, что требуется специальное оборудование, чтобы их рассмотреть. Одни ученые расскажут нам о сложнейшем генетическом коде, который приводит в действие механизм этих крошечных фабрик, лежащий в основе "производства" компонентов, составляющих наше растение. Другие опишут жизненные процессы, протекающие в розе: фотосинтез, при котором солнечный свет превращает углекислый газ и воду в органические соединения; способы опыления иразмножения растения.
Физики и космологи расскажут нам, что химические вещества, из которых образована роза, состоят, в свою очередь, из разных частиц типа электронов, протонов и нейтронов. Они объяснят происхождение исходного материала, составляющего Вселенную, и то, каким образом оно сформировалось. Если мы спросим, как это знание поможет нам понять природу розы, они, наверное, ответят, что Земля — единственная планета в солнечной системе, где розы могут расти! С этой точки зрения наша планета представляет собой нечто уникальное и заслуживающее восхищения.
Но даже если ботаники, селекционеры, садоводы, химики, биохимики, физики икосмологи сообщат нам все, что они знают, — и это составит многие толстые тома — у нас останется ощущение, что едва ли ученые коснулись интересующей нас темы. Ведь они не объясняют то, что большинство из нас сочтет самым важным в сущности розы, — красоту ее формы, прелесть цвета и аромата.
Итак, мы дошли до самого существенного момента: ученые могут объяснить поразительную сложность механизмов, лежащих в основании способности человека видеть и ощущать запахи, которые позволяют созерцать розу и воспринимать ее аромат. Однако ни к чему обращаться к ученым, если мы хотим определить, красива роза или нет: мы можем видеть и чувствовать это сами! Для этого у нас есть интуи-
ция. Нам достаточно взглянуть на розу, и мы сразу можем увидеть, что она прекрасна. Нам не нужно, чтобы кто-то сказал нам об этом. Если бы нашелся глупец, который заявил бы, что, поскольку ученые не могут измерить красоту, она не существует, мы бы просто сказали ему: "Да, брось ты...".
Но восприятие красоты основывается не только на интуиции. Чтобы понять ее, мы идем к художнику. Обладая высоко развитым чувством цвета, света и формы, он может помочь нам понять глубину и силу прекрасного, воплощенного в розе, которое без его помощи осталось бы для нас недоступным. Таким образом, художник учит нас видеть.
Затем мы можем обратиться к поэту. Обладая отточенным пером мастера слова, поэт прибегнет к метафорам, аллюзиям, особому ритму и образам, чтобы помочь нам выразить, какие чувства мы испытываем, глядя на розу.
Если же мы попробуем еще глубже понять природу красоты, мы затеем беседу с философом. Среди философов есть специалисты по эстетике. Для каждого человека восприятие красоты розы является опытом в высшей степени субъективным, переживаемым глубоко в душе. Тем не менее, когда мы показываем розу другому человеку, мы ожидаем, что он тоже скажет, что она прекрасна. Обычно это так и бывает.
Отсюда можно сделать вывод о том, что хотя оценка красоты — опыт сугубо субъективный,
а) существуют некоторые объективные критерии, по которым мы можем судить о том, что красиво, а что нет;
б) каждый человек обладает внутренним эстетическим чутьем, способностью к восприятию красоты;
в) если кто-то не воспринимает красоту или даже пред почитает безобразное прекрасному, то это означает, что он страдает какими-то нарушениями восприятия цвета или формы или глубоким психическим расстройством (как, на пример люди, которые испытывают удовольствие от жестокости).
Можно было бы подумать, что, рассмотрев перечисленные выше подходы к нашему предмету, то есть к розе, мы
исчерпали вопрос о ее истинной природе. Но, разумеется, это не так. Мы перечислили способы научного объяснения, затем рассмотрели вопрос о том, какую ценность имеет для нас этот цветок, что он для нас значит. Но именно потому, что розы обладают определенной ценностью в наших глазах, встает ряд других вопросов, связанных с морально-этической и в конечном итоге духовной значимостью того, что мы с ними делаем. Рассмотрим три ситуации.
1. Женщина наскребла немного денег, чтобы порадовать себя букетом роз. Она очень любит эти цветы и хочет, чтобы они простояли у нее как можно дольше. Но у нее есть бедная и тяжело больная соседка, и у женщины возникает мысль, что нужно отдать больной хотя бы часть цветов.
В душе женщины борются два противоположных чувства:
а) чувство эгоизма, которое диктует ей оставить цветы себе;
б) чувство долга, которое диктует ей "возлюбить ближнего как самого себя" и потому отдать цветы больной соседке.
Встает вопрос: откуда проистекают эти чувства и какому из них подчиниться? Можно было бы отнести эгоистичное желание оставить розы себе на счет слепого, но очень сильного движущего мотива, связанного в конечном итоге с эволюцией. Но откуда тогда берется альтруистическое чувство долга, которое заставляет человека помогать ближнему в ущерб самому себе? Откуда оно? Почему женщина должна ему подчиниться? Далее перед женщиной встает еще одна проблема: ей нужно сделать выбор в пользу какого-то решения. Она не может ждать, пока ученые или философы или кто-то еще поможет ей в этой ситуации. Ей нужно решить, как действовать. Как и на каком основании ей следует выбирать между двумя несовместимыми желаниями?
Рассмотрим еще одну ситуацию.
2. Один человек любит розы, но у него нет денег купить себе букет. Он знает, что может украсть розы из чужого сада
и что никто об этом не узнает. Правильно ли он поступит, если залезет в чужой сад и украдет цветы? Если ни хозяин, ни полиция, ни органы правосудия не узнают о его поступке, почему ему все-таки не следует воровать? Кто имеет право утверждать, что воровать нельзя?
3. Другой человек постоянно преподносит целые охапки роз женщине, муж которой уехал в заграничную командировку. Не исключено, что этот человек пытается соблазнить женщину, толкнуть ее на супружескую неверность. Как расценивать супружескую неверность? Всегда ли она заслуживает осуждения? Кто имеет право судить неверных супругов?
Итак, для того чтобы ответить на вопросы, которыми мы задались в связи с описанными ситуациями, нужно ответить на те наиболее фундаментальные вопросы, которые мы рассматривали выше, выясняя, как определить истинную сущность розы.
Откуда вообще взялись розы? Мы, люди, не создаем их и вообще еще далеки от того, чтобы создать что-либо подобное. А может быть, существует Бог, который придумал и создал их? Может быть, Он и есть самый главный Владелец всего, что существует в этом мире, Который имеет право создавать правила использования окружающих нас вещей?
Или, может быть, розы просто возникли из вечно существовавшей неорганической материи, в результате стихийного процесса, не имеющего в своей основе ни цели, ни программы, ни правил их использования? И если это так, то не волен ли человек поступать, как ему заблагорассудится, если никому не известно, что он делает?
Итак, мы задались простым вопросом: "Какова истинная природа розы?" и выяснили, что для того чтобы правильно ответить на него, следует обратиться к многочисленным источникам знаний, таким как наука, литература, философия. И мы убедились в том, что интерес даже к такой простой и знакомой вещи, как роза, выводит нас на глубокие фундаментальные вопросы об устройстве мира, частью которого являются розы.
Именно ответы на эти вопросы в своей совокупности формируют систему представлений, в которую мы затем встраиваем знание обо всех остальных вещах в этом мире. Эта система представлений о мире, нас самих и обществе — как осознанных, так и неосознанных — называется мировоззрением. В нее входят хорошо продуманные и интуитивные, правильные и неправильные взгляды на трудные, но в то же время увлекательные вопросы бытия: Каково происхождение Вселенной? Как я могу влиять на ход событий в мире? Кто я? Как я познаю мир? Представляю ли я собой какую-то ценность? Есть ли у меня какие-то обязанности? Мировоззрение представляет собой большое полотно, куда мы вписываем самые разнообразные события и факты. Его также можно уподобить объективу, через который мы пытаемся смотреть на мир, чтобы понять его.
Б. Фундаментальные вопросы бытия
Над фундаментальными вопросами бытия задумывались многие люди до нас, над ними задумываются наши современники и будут задумываться наши потомки. Это значит, что, задаваясь этими вопросами, мы не начинаем с нуля: наши предшественники подготовили для нас почву. Чтобы мы могли воспользоваться достижениями предыдущих поколений, необходимо очертить примерный круг этих принципиальных вопросов, которые всегда были и остаются на повестке дня человека, взыскующего истины. Затем мы попробуем понять, почему эти вопросы всегда считались такими серьезными, и сделаем короткий обзор основных типов ответов на них. И, наконец, попробуем ответить на них сами.
Итак, каковы же эти, называемые мировоззренческими, вопросы. Прежде всего это вопросы о Вселенной в целом и о нашей планете Земля, в частности.
Первыми людьми в Европе, которые начали задавать научные вопросы о том, как устроены Земля и Вселенная и каковы способы их существования, были древние греки. Может показаться, что они интересовались этим из простой
любознательности. Их исследования, как может подумать современный человек, были лишены практической направленности. На первом плане у них стояли отнюдь не технические проблемы. Это была так называемая чистая (а не прикладная) наука. (Отметим, между прочим, что и поныне в любую образовательную программу целесообразно включать вопросы чистой науки, чтобы стимулировать в учащихся развитие любознательности, не отягощенной прагматикой.)
Однако мы не можем ограничиться занятиями чистой наукой (и в еще меньшей степени — техникой, какой бы увлекательной областью она ни была). Много веков тому назад на это указал Сократ. Сначала его интересовало устройство Вселенной, но постепенно он начал осознавать, что изучение вопроса о том, как следует поступать человеческим существам, было гораздо более важным, нежели открытие того, как устроена Луна. Поэтому он оставил свои занятия физикой и предался занятиям философией морали.
В то же время главы основных философских школ в античной Греции начали понимать, что невозможно построить правильное учение о природе нравственного поведения человека, не зная, во-первых, каково место человеческих существ в космосе и, во-вторых, какова их связь с принципами, которые управляют Вселенной.
Таким образом, первым мировоззренческим вопросом был и остается вопрос о том,
1. Что лежит за наблюдаемой Вселенной?
Физика учит нас, что об истинной природе вещей нельзя судить только по их внешнему виду. Так, кусок металла, который кажется плотным, на самом деле состоит из атомов, расположенных в узлах кристаллической решетки и связанных между собой мощными электромагнитными силами. Размер атомов много меньше расстояний между ними и потому мы можем сказать, что они располагаются в пустоте. Каждый атом, в свою очередь, также состоит преимущественно из пустого пространства, и его устройство можно представить в виде модели, состоящей из ядра, вокруг которого
вращаются электроны. Ядро занимает только одну миллиардную часть пространства атома. Если вы расщепите ядро, то выявятся протоны и нейтроны, которые состоят из еще более странных частиц, называемых кварками и глюонами. Можно ли считать, что это и есть строительные блоки материи, или со временем обнаружатся еще более таинственные элементарные частицы? Это один из увлекательнейших вопросов современной физики. Но есть еще один вопрос, который не снимается ответом на предыдущий: что, в принципе, находится за "первовеществом", что лежит в его основе?
Ответы, которые обычно дают на этот вопрос, можно грубо разделить на два типа. Одни люди говорят, что "за" "первовеществом" Вселенной ничего нет; а другие, — что явно что-то есть. Рассмотрим эти варианты ответов более подробно.
ПЕРВЫЙ ТИП ОТВЕТОВ
Не существует ничего, кроме материи. Именно она является первичной вечной реальностью, существующей независимо ни от нашего сознания, ни от чего-либо другого. Она слепа и лишена цели. Однако она обладает способностью к развитию и самоорганизации, опять же не подчиненным никакой цели. Процессы развития приводят к тому разнообразию живой и неживой материи, которое мы наблюдаем сегодня во Вселенной. Такова философия материализма.
ВТОРОЙ ТИП ОТВЕТОВ
За материей, которая имела свое начало, стоит некий несотворенный, независимый творческий Разум, или, как сказали бы иудеи и мусульмане, Бог, а христиане — Бог и Отец Господа Иисуса Христа. Бог поддерживает Вселенную, взаимодействует с ней, но не является ее составной частью. Он дух, а не материя. Вселенная существует как выражение Его сознания и с целью выполнения Его воли. Такова философия теизма.
Второй фундаментальный мировоззренческий вопрос состоит в следующем.
2. Каким образом возник наш мир, как он развивался и каким образом он оказался населенным такими разнообразными формами жизни?
Как и в предыдущем случае, ответы на этот вопрос распадаются на две группы.
ПЕРВЫЙ ТИП ОТВЕТОВ
Неодушевленная материя сама по себе, не подчиненная никакому замыслу или цели, оформилась в тот конгломерат, который впоследствии стал Землей, а затем каким-то образом (который до сих пор не поддается объяснению и наблюдаемому воспроизведению) в силу присущих ему свойств в результате самозарождения привел к появлению жизни. Затем первичные низшие формы жизни начали эволюционировать путем мутации и естественного отбора — механизмов, также не имеющих замысла или цели, и постепенно превратились в то разнообразие форм жизни, которое мы имеем сейчас. Таким образом, в основе существования Вселенной и Земли вместе с ее обитателями не лежит никакая высшая разумная цель или замысел.
ВТОРОЙ ТИП ОТВЕТОВ
Устройство Вселенной, солнечной системы и планеты Земля говорит о том, что они были задуманы и созданы таким образом, чтобы на Земле была возможна жизнь. Поразительная сложность живых систем и механизмов их жизнедеятельности также свидетельствуют об этом.
Нетрудно убедиться, что из этих двух полярно противоположных взглядов вытекают кардинально разные следствия с точки зрения понимания поведения человека и его роли.
Третий принципиальный мировоззренческий вопрос формулируется следующим образом.
3. Что такое человек? Каково происхождение его рациональности и морального чувства? Каковы его перспективы на будущее, и что происходит с ним после смерти?
И в этом случае ответы на вопросы можно грубо разделить на две группы:
ПЕРВЫЙ ТИП ОТВЕТОВ
Природа человека. Человеческие существа — это не что иное, как материя. Они лишены духа, а их способность к рациональному мышлению возникла из лишенной сознания материи путем процессов, в основе которых нет разумного начала.
Нравственность. Моральное чувство и чувство долга у человека возникают исключительно в результате социального взаимодействия между ним и его собратьями.
Права человека. У человеческих существ нет никаких присущих им от природы, естественных, прав, они обладают только теми правами, которые даются им обществом или современными им правителями.
Цель жизни. Человек сам ставит себе цели в жизни.
Будущее. Идеальное устройство общества, о котором мечтает человек, будет достигнуто либо путем устойчивых тенденций и сил, заключенных в самой материи и/или истории, или тогда, когда человеческие существа научатся управлять самими процессами биологической эволюции.
Смерть и жизнь после смерти. Смерть для каждого человека означает абсолютное прекращение существования. От человека после смерти ничего не остается.
ВТОРОЙ ТИП ОТВЕТОВ
Природа человека. Человек создан Богом, в действительности, по образу и подобию Божию (по крайней мере, согласно иудаизму, христианству и исламу). Своими мыслительными способностями человек обязан божественному Логосу, от которого он происходит.
Нравственность. Моральное чувство человека возникает из "законов Божьих", вложенных в него Творцом.
Права человека. Человек обладает определенными не отчуждаемыми от него правами, которые все другие человеческие существа и правительства должны уважать просто потому, что человек создан Богом, по образу Его и подобию.
Цель жизни. Главная цель человека — наслаждаться общением с Богом и служить Богу, а также служить своим собратьям во имя Бога.
Будущее. Идеальное устройство общества, к которому человек стремится, является не мечтой, а твердой надеждой, основанной на замысле Бога об искуплении человечества и мира.
Смерть и жизнь после смерти. Смерть не означает абсолютного прекращения существования. После смерти человеческие существа должны предстать перед Богом. В конце концов человек либо окажется с Богом, в постоянном общении с Ним на небесах, либо будет изгнан из Его присутствия.
Таковы, в самом общем виде, вопросы, которыми люди задавались на протяжении всей известной нам истории человечества, а также некоторые ответы на них, которые они предлагали и предлагают сейчас.
4. Принципиальное различие между двумя типами ответов
Очевидно, что приведенные выше две группы ответов диаметрально противоположны. Но прежде чем приступать к дальнейшим рассуждениям, мы должны удостовериться, что нам ясен смысл и причины противоположности этих позиций. На первый взгляд может показаться, что ответы первого типа отражают научные взгляды на мир, а второго — религиозные. Однако это неверно. На самом деле, большинство ученых прошлого и современности согласилось бы с ответами из первой группы. В то же время среди не менее выдающихся ученых можно найти и таких, которые согласятся со второй группой ответов. Таким образом, суть конфликта между разными взглядами не сводится к конфликту между наукой и религией. Он, скорее, обусловлен различием фундаментальных философских предпосылок, которые определяют соответствующие интерпретации научных данных. Атеисты интерпретируют эти данные иным, в сравнении с теистами (или пантеистами), образом.
И это понятно. Любой ученый, приступающий к исследованию своего объекта, уже обладает определенными представлениями о мире. Так, атеист исходит из предпосылки, что Бога не существует. Такова его позиция, его мировоз-
зрение. Он утверждает, что может объяснить все, что угодно, считая, что Бога нет.
Атеисты иногда говорят, что не представляют себе, какие научные данные могут говорить в пользу существования Бога. Поэтому вполне естественно, что они таких данных не могут обнаружить в процессе исследования.
В то же время теисты, исходя из представления о существовании Бога, усматривают в своих научных открытиях огромное, можно сказать, поразительное множество данных, свидетельствующих о том, что мир несет на себе печать сложнейшего божественного замысла.
Таким образом, можно сделать вывод о важности того, какое именно мировоззрение служит отправной точкой в нашей деятельности. Кто-то из вас, кто еще не задумывался об этих вопросах, может считать, что у него нет никакого мировоззрения и что он подходит к жизни и к науке совершенно непредвзято. Но вряд ли это так. Мы черпаем идеи, верования и отношение к жизни в семье и в окружающем нас обществе, даже зачастую не осознавая этого и не понимая, что эти, обычно неосознаваемые, влияния и неявные представления оказывают воздействие на наше отношение к тем проблемам, с которыми мы сталкиваемся в своей жизни. Отсюда проистекает важность осознания своих взглядов на мир и, по возможности, приведение их в соответствие с наблюдаемыми фактами. Это предполагает наше обращение к науке, в особенности в тех случаях, когда необходим критический взгляд и внесение поправок в паши исходные представления.
А для того чтобы у нас сложилось правильное мировоззрение, необходимо прислушиваться не только к голосам ученых, но и прибегать к другим источникам знания.
В. Голоса, к которым следует прислушиваться
В предыдущих разделах мы дали общий обзор некоторых мировоззренческих вопросов и ответов, которые на них обычно дают. Теперь мы должны подумать над этими воп-
росами сами и попробовать сформировать собственное мнение по поводу самых важных вопросов бытия.
Мировоззрение должно быть органичным. Это означает, что каждый должен продумать и свободно принять определенные взгляды на мир. Никто не имеет права навязывать свое мировоззрение силой. Прошли те времена, когда Церковь могла заставить Галилея отречься от того, что вытекало из его научных изысканий. Прошли и те времена, когда государство под страхом тюремного заключения или даже смерти могло навязывать людям атеистическое мировоззрение. Согласно принятой в мире концепции прав человека, люди свободны придерживаться любого мировоззрения и распространять его, разумеется, если это распространение не наносит ущерба другим членам общества. Авторы данной книги придерживаются теистического мировоззрения. Но нам чуждо стремление внедрять свои взгляды насильственным путем, поскольку традиция, к которой мы себя относим, основывается на следующем принципе: "Каждый решает сам на основании своих собственных размышлений и выводов".
Таким образом, каждый человек самостоятельно решает, какую мировоззренческую позицию занять. В процессе принятия этого решения следует прислушаться к нескольким голосам.
1. Голос интуиции
Мы встречаемся в жизни с такими вещами, о которых узнаем не путем упорных философских размышлений и не в результате постановки строгих научных экспериментов, а путем прямого интуитивного их постижения. Мы "видим", что роза прекрасна. Мы "понимаем", что нельзя бить ребенка. Ученый иногда "видит" решение задачи до разработки научного аппарата, с помощью которого он в конце концов построит ее формальное доказательство.
Некоторые ученые и философы все еще пытаются убедить нас, что причинно-следственные связи, действующие в головном мозге человека, носят абсолютно детерминистский
характер, то есть принимаемые нами решения предопределены, а подлинный выбор невозможен. Но что бы эти ученые и философы ни говорили, мы интуитивно знаем, что обладаем способностью свободного выбора. Мы сами решаем: почитать книгу или пойти на прогулку, сказать правду или солгать. Мы знаем, что можем поступать так, как хотим. Знают об этом и другие люди, которые и ведут себя соответствующим образом. Свобода является одной из составляющих нашего врожденного чувства собственного достоинства и обладает для нас такой высокой ценностью, что большинство людей стремится к тому, чтобы к любому человеку, в том числе и к ним самим, относились как к существам, наделенным ответственностью. Поэтому если мы совершим преступление, то судья будет сначала спрашивать: а) знали ли мы о том, что поступаем неправильно; б) совершили ли мы свой поступок под давлением или нет. От ответов на эти вопросы будет зависеть приговор суда.
Следовательно, мы должны придавать большое значение интуиции и не поддаваться на псевдорациональные аргументы, чтобы отрицать (или утверждать) то, что мы интуитивно полагаем истинным (или ложным).
В то же время у интуиции есть свои ограничения. Интуитивные представления могут быть ошибочными. Когда древние ученые впервые высказали предположение, что земля шарообразна, даже некоторые выдающиеся мыслители того времени отвергли эту идею. Опираясь на интуицию, они считали, что абсурдно думать, что на противоположной стороне Земли могут быть человеческие существа, которые передвигаются, находясь в опасном положении "вниз головой", а ноги у них как бы симметричны нашим ногам (отсюда слово "антипод")! Но интуиция их обманула. Противоречащее интуиции представление о шарообразности Земли оказалось верным.
Отсюда следует сделать вывод, что мы должны опираться как на интуицию, так и на науку, сопоставляя данные науки и интуиции и делая выводы на основе этого сопоставления.
2. Голос науки
В современном мире наука обладает чрезвычайно важным и авторитетным голосом. Она может гордиться целым рядом блестящих теоретических достижений, которые породили, в свою очередь, бесконечное множество технических результатов: от изобретения лампочки до компьютерной виртуальной реальности; от колеса до лунохода; от открытия аспирина и антибиотиков до расшифровки генетического кода; от пылесоса до холодильника, оборудованного микропроцессором; от счетов до параллельного компьютера; от велосипеда до управляемого радаром автомобиля. Польза от этих достижений несомненна. Они поражают воображение и придают науке большой авторитет.
И все-таки многие люди не воспринимают голос науки как некий абсолютный авторитет, поскольку достижения науки не всегда используются во благо человечества. Действительно, в XX в. некоторые результаты научных исследований позволили изготовить чудовищные орудия уничтожения. Лазер, помогающий вернуть человеку зрение, может также служить основой управления высокоточным оружием. Этот ход развития науки в последнее время вылился в сильную антисциентистскую реакцию. Она вполне закономерна. Тем не менее следует воздержаться от обвинений в адрес науки, связанных с неправильным использованием ее открытий. Так, вину за последствия взрыва атомной бомбы нельзя возлагать исключительно на ученых, которые обнаружили возможность синтеза и расщепления атомного ядра. Она лежит на политиках, которые, ставя перед собой цели завоевания мира, добились того, чтобы эти научные открытия были использованы для производства оружия массового уничтожения.
Наука сама по себе нравственно нейтральна. Как сказали бы ученые-христиане, это форма поклонения Богу путем благоговейного изучения Его творения, и в силу этого она должна всячески поощряться. Именно поэтому Джеймс Клерк Максвелл, шотландский физик XIX в., сформулиро-
вавший знаменитые уравнения, определяющие электромагнитные колебания и называемые теперь его именем, над дверью Кавендишской Лаборатории в Кембридже поместил стих из Псалма 112, который можно увидеть там до сих пор: "Велики дела Господни, вожделенны для всех любящих оные".
Понятно, что следует различать науку как метод исследования и отдельных ученых, которые ведут исследования. Мы должны также проводить различие между научными фактами, не вызывающими сомнений, и гипотезами и рабочими концепциями, которые исследователи строят на основании своих исходных наблюдений и экспериментов, а затем используют для осуществления дальнейших исследований.
Эти различения важны потому, что ученые иногда принимают свои предварительные гипотезы за безусловные факты и в учебных и публичных лекциях представляют как подтвержденный факт то, что на самом деле никогда не было окончательно доказано. Иногда предварительная теория становится объектом такого пристального внимания прессы, что складывается впечатление, что выдвинутая в ней гипотеза является твердо установленным фактом.
Итак, следует помнить о том, что у науки есть свои ограничения. Например, когда мы говорили о красоте розы, мы пришли к выводу, что, строго говоря, существуют вещи, которые наука не может и не должна объяснять.
Иногда ученые это забывают и, преувеличивая свои возможности, наносят ущерб репутации науки. Так, известный математик и философ Бертран Рассел однажды написал: "Наше знание должно быть получено исключительно научными методами. А то, что наука не может открыть, человечество не может знать"1. Лауреат Нобелевской премии Питер Медавар относился к науке более здраво и реалистично. Он писал: "Не существует более быстрого способа для ученого вызвать к себе и к своей профессии недоверие, чем прямо объявить — и в частности тогда, когда этого от него никто
не требует, — что наука знает или скоро узнает ответы на все интересующие человечество вопросы, а вопросы, не предполагающие научного ответа, в каком-то смысле являются "псевдовопросами", которые задают только простаки и на которые только простаки же и берутся отвечать"2. Он добавляет далее, что за ответами на эти вопросы следует обратиться к художественной литературе и религии.
Однако, несмотря на все вышесказанное об ограничениях, свойственных научному знанию, авторитет науки остается до сих пор одним из самых важных, когда речь идет об ответах на мировоззренческие вопросы. Мы, разумеется, не можем быть одинаково сведущими во всех областях фундаментальной науки. Но когда специалисты в той или иной области знания делятся своими открытиями с представителями других наук или с людьми, не занятыми в науке, но интересующимися популярным изложением новых научных идей, то имеет смысл к ним прислушаться. Конечно, при этом обязательна определенная доля критического отношения.
Еще один голос, к которому мы должны прислушиваться, — это
3, Голос философии
Некоторым людям кажется, что философия — это нечто недоступное для обычного человека. Однако уже тот человек, который всерьез взялся разбираться, истинно ли какое-то высказывание, проявляет навыки философского мышления. Известный философ Энтони Кении пишет: "Философия чрезвычайно увлекательна, потому что она шире любой другой дисциплины, исследующей фундаментальные понятия, которые пронизывают все наше мышление и рассуждения на любую тему. Более того, философствовать можно, не получив специального образования или каких-либо методических указаний; философией может заниматься любой, кто готов серьезно думать и следовать определенной логике в своих размышлениях"3.
Способы мышления, которые мы используем, существенно зависят от философии, независимо от того, осознаем мы
это или нет. Это означает, что так или иначе, но мы прислушиваемся к голосу философии.
Знание философии может дать человеку массу преимуществ. Во-первых, она предоставляет блестящие примеры того, как люди — мужчины и женщины — отказывались от бездумной жизни и от общепринятых догм и мнений. Эти люди были полны решимости использовать всю свою интеллектуальную энергию, чтобы понять, как устроена Вселенная, как организованы процессы ее жизнедеятельности, какова сущность человеческой природы, почему человеческие существа так часто совершают неправильные поступки и тем самым наносят ущерб себе и обществу; что может помочь нам избежать дурных поступков; и какой главной цели должна быть подчинена наша жизнь. Философы использовали для обозначения этой цели выражение summum bonum (лат. — "главное благо"). Их страстное желание найти истину и жить в соответствии с ней не может не вдохновлять нас последовать их примеру.
Во-вторых, именно в своих исканиях истины философы, начиная с Сократа, Платона и Аристотеля, открыли необходимость строгого логического мышления и его правила. Пользу этих правил для человечества невозможно переоценить. Они позволяют ясно формулировать свои мысли, выявлять скрытые предпосылки, которые лежат в основании мнений и суждений о мире и даже стоят за научными экспериментами и теориями. Они помогают выявлять ошибки и случаи порочного круга в аргументации и проч.
Философии, как и науке, свойственны свои ограничения. Она не может сказать нам, какие аксиомы или принципиальные допущения следует принять, но зато может помочь нам понять, является ли система убеждений, которую мы строим на этих аксиомах, логически непротиворечивой.
И, наконец, еще одно благо, которое можно получить благодаря приобщению к философии. Если мы обратимся к истории философии, то увидим, что из всех философских систем, или систем мировоззрения, которые были построены в
результате кропотливого труда мыслителей, опиравшихся только на свой интеллект, ни одна не получила всеобщего признания среди философов, не говоря уже об обычной публике. Ни одна из этих систем не превратилась в постоянный и неизменный жизненный ориентир человечества, что может показаться фактом обескураживающим и разочаровывающим. Однако это разочарование нельзя воспринимать как нечто сугубо отрицательное, поскольку оно может привести нас к размышлениям о том, возможен ли какой-то другой источник информации, без которого человеческий разум сам по себе не может быть полноценным, по определению. Если сама эта разочарованность в философии, связанная с тем, что она сначала казалась столь многообещающим источником знания, но в конце концов не дала желанного результата, заставит нас посмотреть вокруг и заняться поисками другого источника информации, то можно расценить это разочарование как высочайшую пользу.
Итак, прислушаемся к еще одному голосу. 4. Голос истории
Нам повезло, что за нашими плечами стоит столь длительный период развития человеческой истории. Уже в I в. н. э. Героном Александрийским была описана простейшая форма реактивного движения. Но уровень развития техники в то время не позволял использовать это открытие для практических нужд человека. Прошло восемнадцать веков, прежде чем ученые смогли сделать реактивные двигатели настолько мощными, что они нашли применение в авиации и космонавтике.
В 50 — 60-е годы XX в. ученые-теоретики, исходившие из открытого Альбертом Эйнштейном явления вынужденного излучения, предсказали возможность создания лазеров. Когда вскоре после этого лазеры были созданы, нашлись скептики, утверждавшие, что это решение несуществующей проблемы. Никто в то время не мог представить себе возможные практические приложения лазеров. История доказала неправоту скептиков и оправдала ученых-теоретиков
(если ученые-теоретики вообще нуждаются в оправдании!).
История знает примеры и другого рода. В какой-то момент развития науки флогистонная теория горения была принята практически всем научным сообществом, но впоследствии была опровергнута.
Секты религиозных фанатиков вопреки прямому запрещению, содержащемуся в Библии, периодически предсказывают конец света. А история опровергает их предсказания.
В первой половине нашего века возникла философская система, известная как логический позитивизм. Она появилась внезапно, как метеор, и казалось, что она останется на философском пейзаже как доминирующая система. Но со временем в этой системе обнаружился неисправимый изъян. Дело в том, что она основывалась на принципе верификации, который допускает только два типа значимых суждений: аналитические (истинные по определению, типа суждения "Все тела протяженны", где "тела" определены ) и синтетические (суждения, которые могут быть проверены с помощью эксперимента, типа "вода состоит из водорода и кислорода"). В силу этого разделения все метафизические суждения были отнесены к высказываниям, не имеющим смысла. Однако логический позитивизм оказался самоопровергающей системой, поскольку, как указал Карл Поппер, сам принцип верификации не является ни аналитическим, ни синтетическим и потому бессмыслен. Профессор Николас Фоушион в статье, посвященной логическому позитивизму в Оксфордском философском словаре, пишет: "К концу 1960-х годов стало очевидно, что это движение более или менее себя исчерпало"4.
Несколько раньше логического позитивизма Карл Маркс, основываясь на философии Г. В. Ф. Гегеля, применил диалектический материализм сначала к материи, а потом — к истории. Он утверждал, что открыл закон развития социально-политических систем, который означает неизбежность установления идеального человеческого общества. И миллионы людей на земле отдали свои жизни, чтобы спо-
собствовать ускорению этого процесса. Однако время вынесло свой приговор этому закону, показав, что такого закона не существует.
История также вынесла смертельный приговор нацистской теории превосходства арийской расы, которая предсказывала новый мировой порядок.
Таким образом, история — великий третейский судья наших идей и систем мышления. И хотя иногда решения этого судьи приводят нас в недоумение, мы должны внимательно прислушиваться к его урокам и быть за них благодарными.
Необходимо указать еще на одну причину, почему нам следует обращаться к истории. Из нее мы можем почерпнуть сведения о мужчинах и женщинах, явившихся духовными вождями человечества, влияние которых до сих пор для нас значимо. Среди них, конечно, следует назвать Иисуса Христа. Как известно, он был отвергнут своими современниками и казнен. Казнен был, например, и Сократ. Влияние Сократа простирается за границы его физической жизни. Но влияние Христа было и остается более значительным, чем влияние Сократа, да и любого мирового лидера. Было бы очень странным, если бы мы прислушивались к Сократу, Платону, Аристотелю, Юму, Канту, Марксу и Эйнштейну, но пренебрегли бы Христом или же отвергли Его. Многочисленные рукописи Нового Завета, часть которых является очень древней, доносят до нас подлинные свидетельства и данные о Его учении. Только очень сильные предрассудки могут помешать человеку прислушаться к тому, что Он говорит.
Итак, последний голос, к которому следует прислушаться и который дает о себе знать на протяжении человеческой истории, говоря, что, помимо интуиции, научного исследования и философского рассуждения, существует еще один источник информации. И это
5. Голос Божественного самооткровения
Этот голос говорит нам, что Создатель, существование и власть которого мы можем интуитивно почувствовать через
Его творение, не оставался по отношению к нему отчужденным созерцателем. В течение многих веков Он говорил с людьми через Своих пророков и, наконец, через Иисуса Христа, что явилось высшей формой этого общения.
Конечно, атеисты сразу же возразят по этому поводу, что все это напоминает волшебную сказку, а ученые-атеисты скажут, что не существует научных данных, которые свидетельствовали бы о существовании Творца (на самом деле, они бы даже сказали, что допущение существования Творца подрывает основания методологии науки (см. об этом Раздел 4.7)), и потому представление о том, что мы можем получить прямое "сообщение" от Самого Творца, является концептуально абсурдным. Подобная реакция, разумеется, вполне согласуется с принципиальными допущениями атеизма.
Однако видимая абсурдность утверждения не является доказательством его ложности. Напомним, что многие выдающиеся мыслители, впервые столкнувшиеся с предположением, что Земля не плоская, а шарообразная, сразу же отвергли его, поскольку им казалось, что из него следовали абсурдные представления.
Во II в. н. э. некто Лукиан Самосатский решил развенчать то, что он считал фантастическими измышлениями ученых и нелепыми байками путешественников. Он написал книгу, которую иронически назвал "Vera Historia" (лат. — "правдивый рассказ"). В этой книге он рассказал, как предпринял путешествие на Луну и обнаружил, что жители Луны вооружены специальными зеркалами, с помощью которых они могут видеть все, что происходит на Земле. Он также рассказал о приспособлении типа трубы-колодца, с помощью которого жители Луны могут слышать, о чем говорят земляне. Для изложения этих рассказов Лукиан выбрал спокойный повествовательный стиль, который должен был имитировать рассказы очевидцев. Однако он ожидал, что его описание достаточно абсурдно для того, чтобы читатели сразу же увидели, что все это невозможно и будет невозможным всегда.
Лукиану было неизвестно, что в природе существуют материалы и силы, использование которых впоследствии позволит русским космическим аппаратам совершить полет вокруг Луны и на Луну, а американскому космонавту Нилу Армстронгу — высадиться на Луке, а также сделает возможным радио- и телевизионную связь между Землей и Луной.
Ни атомная радиация, ни радиочастотное излучение далеких галактик не были изобретены учеными. Они существовали всегда, хотя и оставались невидимыми. Их никто не наблюдал, никто в них не верил и даже не задумывался о них в течение многих веков. Эти феномены были обнаружены сравнительно недавно, когда блестящие ученые умы предположили, вопреки здравому смыслу, что такие явления могут существовать, начали их выявлять и в конце концов обнаружили.
Итак, встает вопрос, является ли концептуальным абсурдом представление о том, что человеческий интеллект и рациональность берут свое начало не в лишенной сознания материи, развивающейся под действием безличных, не способных к мышлению сил, а в высшем Интеллекте и Разуме, присущих Личности?
Здесь нам поможет старая, но не потерявшая своего смысла аналогия. Смысл аналогии заключается в том, что на вопрос о начале и происхождении какого-то предмета или явления мы можем давать ответы разного уровня глубины. Так, на вопрос: "Откуда взялась эта машина?" можно ответить: "Она была собрана на производственной линии такого-то завода людьми и роботами". Но можно ответить на этот вопрос, опустившись на более глубокий уровень: "Машина ведет свое происхождение от минералов, которые послужили основой материалов, из которых сделаны ее детали".
Однако если говорить о происхождении Машины как таковой, образцом которой является данная конкретная машина, то его следует вести не от завода и минерального сырья, а от источника совсем иной природы: от наделенного интеллектом изобретателя машины. Нам это известно из
истории, жизненного опыта, а также как некая очевидная истина.
Точно так же миллионы людей считали и продолжают считать, что то, что Христос и Его пророки говорят о "начале" рациональности человека, является очевидной истиной: "В начале было Слово (Logos), и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Ин. 1: 1, 2). То есть в любом случае это является более правдоподобным рассказом, чем тот, где говорится, что разум и рациональность человека возникли из не обладающей сознанием материи, в результате случайных преобразований, которые прошла эта лишенная способности мыслить материя.
Понятие "Слово" (Logos) означает как разум, так и выражение этого разума в сообщении, наделенном смыслом. Если этот разум является Богом-личностью, а мы, человеческие существа, получаем от Него личностное начало и интеллект, то тогда отнюдь не абсурдно считать, что божественное Слово (Logos), сама природа и функции которого состоят в выражении и передаче этого интеллекта, должно как-то доходить до нас. И наоборот, огульное отрицание возможности божественного откровения и желание заткнуть уши до того, как Иисус Христос начнет что-то говорить, вместо того чтобы разобраться, истинны ли Его слова, не является проявлением подлинно научного подхода, который заключается в том, чтобы открыться навстречу истине и изучить любой из возможных к ней путей.
Более того, страх некоторых людей перед допущением существования Бога-Творца подрывает методологию науки, противоречит очевидным историческим фактам. Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626), общепризнанный отец современного научного метода, считал, что Бог открыл себя в двух великих Книгах — Книге Природы и Книге Слова Божьего, Библии. В своем знаменитом сочинении "О достоинстве и приумножении наук" Бэкон писал: "...ни один человек... не должен думать или утверждать, что человек может зайти слишком глубоко в своем исследовании или в изучении книги слова Божия или книги творений Божиих, богословия или
философии; но пусть люди больше стремятся к бесконечному совершенствованию или успехам в том или в другом". Эти слова были использованы Чарльзом Дарвином в качестве эпиграфа к книге "Происхождение видов" (1859)5.
Историки науки указывают, что именно эта, теистическая, концепция "двух Книг" послужила причиной стремительного взлета науки, начавшегося в XVI в. К. С. Льюис приводит в одной из своих книг соображения, высказанные по этому поводу выдающимся историком Альфредом Нор-том Уайтхедом. "Профессор Уайтхед, — пишет он, — указывает, что многие века веры в Бога, сочетающего "личностную энергию Иеговы" с "рациональностью греческого философа", впервые привели к столь твердой уверенности в системной организации природы, что это сделало возможным рождение современной науки. Люди обрели науку потому, что они предположили наличие Закона, управляющего Природой, а наличие Закона в Природе они предположили потому, что верили в Установившего этот Закон"6. Другими словами, теизм стал колыбелью науки. И, действительно, большинство великих ученых того времени было весьма далеко от того, чтобы думать, что идея Творца — это концептуальный абсурд, и верило в Него. К ним относятся следующие основоположники классической науки:
Иоганн Кеплер 1571 — 1630
Блез Паскаль 1623 — 1691
Роберт Бойль 1627 — 1691
Исаак Ньютон 1642 — 1727
Майкл Фарадей 1791 - 1867
Чарльз Бэбэдж 1792 — 1871
Грегор Мендель 1822 - 1884
Луи Пастер 1822 - 1895
Лорд Кельвин 1824 - 1907
Джеймс Клерк 1831 - 1879 Максвелл
■
Все эти великие ученые7 согласились бы с высказыванием Эйнштейна: "Наука без религии хромает, а религия без науки слепа,". История свидетельствует о том, что вера в Бога ОТНЮДЬ не мешала развитию науки и стала одним из основных импульсов ее становления.
Нельзя также сказать и то, что наука, родившись в теистической колыбели, впоследствии покинула ее. И сегодня многие знаменитые ученые верят в Бога. Например, профессор Филлипс, лауреат Нобелевской премии 1998 г. в области физики. Еще один пример — Гиллин Пранс, директор Кью Гарденс, всемирно известного Ботанического сада в пригороде Лондона.
Но у многих людей может возникнуть вопрос: если человек не уверен даже в том, что Бог существует, не будут ли антинаучными поиски доказательств существования Бога? Конечно, нет. Возьмем, к примеру, деятельность профессора Карла Сагана, посвященную поискам внеземного разума, которой он отдал последние годы своей жизни. Карл Саган был известным астрономом, но когда он приступил к этим поискам, он не располагал никакими надежными и поддающимися быстрому подтверждению данными. Он просто исходил из гипотезы. Если разумная жизнь возникла на Земле, то тогда вполне возможно и, может быть, даже вероятно, что она могла возникнуть и на других планетах Вселенной. Он не располагал никакими точными данными об этом и не надеялся найти ее даже в том случае, если бы она существовала. Но даже это не помешало ни ему, ни НАСА8 увидеть смысл в затрачивании больших усилий и материальных средств на установку радиотелескопов, которые позволяли слушать отдаленные от нас галактики с целью поисков разумной жизни в других местах Вселенной.
Почему же в таком случае менее научным может считаться поиск Разумного Создателя, в особенности когда имеются данные о том, что во Вселенной присутствуют следы деятельности Его сознания? Единственным обоснованным оправданием отказа от поисков Бога было бы наличие убеди-
тельных свидетельств о том, что Бога не существует и что Он не может существовать. Но никто не располагает такими свидетельствами.
Однако для многих людей божественное откровение все-таки кажется в высшей степени немыслимым, так как они считают, что наука выросла из своей колыбели и располагает доказательствами того, что Бог не существует. В следующем разделе книги мы рассмотрим, что такое наука и научный подход; что наука доказала, а что нет. Кроме того, мы постараемся показать, каковы наиболее распространенные ошибки в понимании природы научного познания.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Russel В. Religion and Science. Oxford University Press, 1970. P. 243.
2. Medawar P. Advice to a Young Scientist. Harper and Row, 1979. P. 31.
3. Kenny A. A Brief History of Western Philosophy. Oxford: Blackwell, 1998. P. xi.
4. The Oxford Companion to Philosophy. Oxford: Oxford University Press, 1995. P. 507.
5. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь. СПб: Наука, 1991. С. 8.
6. Lewis С. S. Miracles. L.: Fount, Harper Collins, 1974. P. 110.
7. Имена других ученых, которые говорили о "Создателе, проявляющем Свою мощь в творении", можно найти в книге: Мень А. История религии: (В поисках пути, истины и жизни): В 7 т. М.: Изд-во Сов.-Брит, совм. предпр. "Слово", 1991. С. 61 и след. (прим. перев.).
8. НАСА (NASA) - Национальное Управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (США) (прим. перев.).
Иллюстрации к Главе 1.
Роза. Сорт "Шэннон"
Фотография печатается с согласия Городского Совета г. Белфаста, фото Рафаила Саттера
I
Глава 2. Прислушиваемся к голосу науки А. Научный метод
Введение
Научные достижения не могут не вызывать восхищения. Разве можно читать о том, как Крик и Уотсон открыли двойную спираль ДНК, не испытывая хотя бы малой доли той радости, которую испытали сами ученые-открыватели? Кто может без чувства удивления перед человеческой изобретательностью и способностью к творчеству наблюдать, как с помощью лазерного луча хирург проводит тончайшие операции по восстановлению зрения? Кто мог, не испытывая при этом чувства, близкого к благоговению, следить по телевизору за плавающими в невесомости космонавтами в кабине космической станции Мир или за их действиями, когда они занимались ремонтом телескопа Хаббла в открытом космосе, на фоне почти осязаемой темноты космического пространства? Наука заслуживает уважения и поощрения со стороны общества к дальнейшим изысканиям. Привлечение молодежи в науку и предоставление ей возможности и средств для развития своего интеллектуального потенциала является приоритетом любой страны. Если стремление к научному познанию гасится какими-то философскими, экономическими или политическими соображениями, это наносит неисчислимые потери государству.
Но поскольку наука является одним из наиболее мощных и влиятельных голосов, к которым мы прислушиваемся, то, независимо от того, являемся ли мы учеными или нет, для нас чрезвычайно важно иметь представление о том, что такое наука и научный метод, прежде чем мы предпримем попытку оценить, что говорит наука по конкретным интересующим нас вопросам. Таким образом, наша цель заключается в том, чтобы вспомнить уже известные нам фундамен-
тальные принципы научного мышления. Затем мы обратимся к анализу природы научного объяснения и рассмотрим некоторые допущения, лежащие в основании научной деятельности — фундаментальные предпосылки, без которых нельзя заниматься наукой.
Итак, что же такое наука? Видимо, она относится к тому классу предметов, которые понятны до тех пор, пока мы не предпринимаем попытки их определить. Тогда мы обнаруживаем, что точное определение как будто ускользает. Прежде всего это связано с тем, что мы придаем самому слову "наука" разные смыслы. Во-первых, слово "наука" используется для краткого обозначения многих феноменов, связанных с процессом научного познания. Это:
а) разные научные дисциплины — физика, химия, биология и проч.;
б) ученые — люди, которые работают в данных областях знания;
в) научный метод — способ, которым ученые пользуются для получения результатов.
Однако часто слово "наука" используется в выражениях типа "Согласно науке...", "Наука гласит..." и т. п., как если бы наука была сознательным существом, обладающим авторитетом и знаниями. Разумеется, подобное словоупотребление может вводить в заблуждение, поскольку, строго говоря, в этом смысле такой вещи как наука не существует. Наука не говорит, не доказывает и не открывает — говорят, доказывают и открывают ученые. Но все больше и больше люди, интересующиеся научным знанием, приходят к мысли, что наука, будучи сферой человеческой деятельности, имеет гораздо более сложную природу, чем принято считать. В связи с этим развернулась большая дискуссия о том, что такое научный метод.
В ходе этой дискуссии большинство философов науки пришло к выводу, что не существует единого "научного метода" и поэтому гораздо легче говорить о том , что делают ученые, чем стараться дать точное определение науки. Разу-
меется, наблюдение и эксперимент играют главную роль в научном познании, как, впрочем, и процесс рационального мышления, результатом которого являются выводы научного исследования. Однако достаточно обратиться к истории науки, чтобы убедиться в том, что наука значительно шире, чем упомянутые составляющие процесса научного познания. Мы обнаружим, что значительную роль в науке сыграли необъяснимые прозрения и догадки и даже сны. Так, химику Кекуле, который изучал структуру бензола, приснилась змея, ухватившая свой собственный хвост и потому свернувшаяся в форме кольца. Когда он проснулся, у него возникла мысль, что структура бензола похожа на эту змею. Он обратился к своим данным и обнаружил, что бензол действительно представляет собой замкнутое кольцо из шести атомов углерода. Занятия наукой не подчиняются заранее известным, удобным правилам. Она представляет собой столь же сложный феномен, сколь и люди, которые ею занимаются.
Давайте же рассмотрим, что такое научный метод.
Принято считать, что революция в науке произошла в XVI — XVII вв. До этого времени главным методом рассуждения о природе мира было обращение к авторитетам. Например, в IV в. до н. э. Аристотель, исходя из определенных философских принципов, утверждал, что единственный совершенный тип движения — это круговое движение. Отсюда делался вывод, что поскольку планеты находятся в совершенной области, расположенной за пределами орбиты Луны, они должны двигаться по окружности. Ученые, подобные Галилею, отказались от этого подхода и предложили вместо умозрения прибегнуть к наблюдениям через телескоп. Галилей увидел через телескоп то, что, согласно Аристотелевой системе, не существовало вообще, — спутники Юпитера. Поэтому Галилей для многих людей воплощает подлинный дух научного исследования, который понимается как свобода максимально использовать наблюдение и эксперимент, даже если это означает серьезное преобразование или даже отбрасывание построенных ранее теорий. Эту свободу следует ревностно хранить и оберегать всем нам.
Эмпирические данные, модели (patterns), зависимости и гипотезы
Согласно характеристике, которая обычно приписывается Фрэнсису Бэкону и Дж. С. Миллю, научный метод включает в себя следующие составляющие:
1. сбор и накопление эмпирических данных (бесспорных фактов), осуществляемые путем наблюдения и эксперимента и не подверженные влиянию разного рода предубеждений и неявных предпосылок (presuppositions);
2. формулирование гипотез на основании собранных данных путем поиска моделей взаимоотношений между данными и последующее индуктивное обобщение;
3. проверка гипотез путем вывода предсказаний, которые из них следуют, и дальнейшее планирование и осуществление экспериментов для проверки истинности гипотез;
4. отбрасывание гипотез, не подтверждающихся экспериментальными данными, и построение теории путем добавления подтвержденных гипотез.
Ученые накапливают данные, результаты экспериментальных наблюдений и измерений. В качестве примера эмпирических данных могут служить измерения кровяного давления у студентов, скажем, до и после экзамена или образцы лунных пород, собранных космонавтами.
Однако помимо этой информации, существует множество таких вещей, которые для нас одинаково реальны, но которые вряд ли можно расценивать как данные в научном смысле слова: это, например, субъективные чувства, испытываемые нами при виде заходящего солнца; это любовь, дружба, сны и фантазии. Конечно, мы можем исследовать спящего и предающегося мечтам человека, фиксируя частоту сердечных сокращений, деятельность мозга и движения глаз. Но мы не можем измерить субъективные переживания человека, которые он при этом испытывает. Таким образом, мы видим, что научный метод имеет свои ограничения. Вся реальность ему не подвластна.
Ученые занимаются выявлением зависимостей между полученными данными и построением моделей, а также стремятся вывести гипотезы или теории для того, чтобы объяснить эти модели. На первоначальном этапе исследования гипотеза может быть просто предварительным соображением или догадкой, которая приходит в голову ученому, занимающемуся какой-то проблемой, и служит возможным объяснением наблюдаемых фактов. Например, ученый может предположить (и вполне обоснованно), что отклонения от нормы в показателях кровяного давления у студентов можно объяснить тем, что большинство людей во время экзаменов испытывают стресс. Чтобы проверить эту гипотезу, ученый должен сформулировать ожидаемые корреляции, вытекающие из данной гипотезы, а затем придумать способы ее экспериментальной проверки. Если эксперименты не подтверждают ожиданий, гипотеза может быть изменена или отброшена в пользу другой гипотезы и процесс проверки повторен. Подтвержденная в результате повторных экспериментов гипотеза заслуживает право называться теорией1.
В настоящее время среди самих ученых и философов науки принято считать, что та характеристика научного метода, которую мы привели выше, является не только в высшей степени идеализированной, но и ошибочной. Так утверждается, что ни один ученый, каким бы честным и непредвзятым он ни был, приступая к исследованию, не может быть свободным от предварительных представлений и допущений. Это обстоятельство имеет большое значение с точки зрения понимания вклада науки в наше мировоззрение. Однако нам будет легче рассматривать эту тему, если мы сначала обратимся к некоторым логическим понятиям и операциям, которые лежат в основании научной аргументации и доказательства.
3. Индукция2
Индукция является, вероятно, наиболее важной логической процедурой, которую ученые используют для того, что-бы| формулировать законы и теории. Но индукция знакома
не только ученым, но и каждому из нас, даже если мы не знаем, что пользуемся ею. Когда ребенок впервые видит ворону, он замечает, что она черная. Следующая ворона может вполне оказаться белой или желтой. Однако, наблюдая ворон изо дня в день, ребенок в какой-то момент начинает думать, что любая ворона, которую он увидит, окажется черной, и затем придет к выводу, что все вороны черные. Это и есть, индуктивный вывод, основанный на фактах: ребенку нужно было увидеть, скажем, 435 ворон,