Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Еще раз о заучивании, близком к тексту



Как ни важно умение находить логические связи в ма­териале, построить усвоение только на этом умении все-та­ки невозможно. Какая-то часть материала требует точного запоминания — и в V классе, и в X, и в вузе. Это формулы, иностранные слова, хронология, определения, формулиров­ки основных законов. Роль таких твердо заученных поло­жений заключается в том, что они становятся как бы базис­ными точками, с которыми соотносятся или на которые на­кладываются другие знания.

Как это понимать? Возьмем такой пример. Конечно, было бы хорошо, если бы хронологическая таблица, кото­рую учат на уроках истории в школе, целиком и надолго укладывалась в памяти. Но все знают, что, к сожалению, рассчитывать на это практически не приходится. Значит ли это, что хронологию вообще учить бессмысленно, по­скольку она легко забывается? Отнюдь нет. Немногие да­ты, которые ученик выучил твердо и повседневно помнит, могут послужить ему ориентирами, когда бывает необхо­димо разобраться во временной последовательности собы­тий. Скажем, такие даты, как основание Москвы (1147), Ледовое побоище (1242), Куликовская битва (1380), обыч­но хорошо запоминаются ребятами. А если они закрепи­лись в памяти, к ним как к базисным точкам нетрудно «привязать» многие другие события уже чисто логическим путем. Например, монголо-татарское нашествие: ребята без труда вспоминают, что Москва была основана до нашест­вия, а Ледовое побоище было вскоре после него. После этого можно, конечно, ошибиться и перепутать, была ли битва на Калке в 1223 или в 1233 году, но уж к 1323 году ее никто не приурочит. Можно ошибиться на несколько лет, но не на несколько столетий. И уж полностью исклю­чается такой случай, когда школьнику приходится вспоми­нать, кто жил раньше — Александр Невский или Дмитрий Донской, Иван Грозный или Минин и Пожарский. Наличие хранящихся в памяти базисных точек позволяет использо­вать такой психологический прием, как соотнесение изуча­емого материала с имеющимися знаниями, а это еще один путь, облегчающий школьнику усвоение.

К сожалению, это не всегда понимают сами школьни ки. Если в младших классах ребята часто стремятся вы­учить материал в том порядке, как он изложен в учебни­ке, близко к тексту или почти дословно, то старшеклассни­ки порой вообще избегают пользоваться механической памятью, Усвоив, что основное в учении — это понимание, выделение главного, они порой бывают настолько увлече­ны своим открытием, что пытаются распространить его как можно шире, на все без исключения случаи. Долг взрос­лых— учителей и родителей — предостеречь школьников от этой довольно распространенной ошибки и разъяснить, что опасно вообще всякое одностороннее увлечение одним при­емом, как бы эффективен он ни был.

Остановимся теперь на некоторых дополнительных мо­ментах, которые сами по себе нельзя считать учебными при­емами, но от которых тем не менее во многом зависит эф­фективность усвоения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.