Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Когда целесообразны занятия с одноклассниками



«Полезно или нет заниматься вместе с одноклассника­ми?»— этот вопрос часто возникает и у ребят, и у взрос­лых. Ответ на него не может быть однозначным.

Слабому ученику бывает полезно заниматься некоторое время вместе с сильными. И не только потому, что сильный может объяснить ему какие-то непонятные места. Слабый ученик, занимаясь вместе с сильным, постепенно усваивает приемы его работы, привычку заниматься всегда в один и тот же час, приниматься за дело без промедления, состав­лять план и т. п. В свою очередь и сильному ученику это полезно. Нет лучшего способа выявить собственные про­белы, чем попытаться объяснить материал другому чело­веку. Но так бывает не всегда. Порой слабые ученики на­чинают обращаться к сильным по любому поводу, даже не подумав как следует над материалом, В свою очередь сильный ученик иной раз не столько помогает товарищу, сколько демонстрирует ему свои знания, свое превосходство.

Таким образом, совместные занятия могут быть очень полезными, а могут превратиться в пустую трату времени. «Как же родителям об этом судить?» —спрашивают они у учителя.

Если собирается группа примерно одинаковой успевае­мости, если ребята не слишком отвлекаются на посторон ние разговоры, если каждый активно участвует в работе, если в ходе проработки материала возникают короткие дис­куссии, то такие занятия обычно дают хороший результат. Егo иногда совместные занятия ребят превращаются в свое­го рода «детский клуб», в котором обсуждаются все новости, начиная от школьных происшествий и кончая фут­больными событиями. А подготовка уроков как-то незамет­но уходит на второй план. Такие занятия, конечно же, бес­полезная трата времени.

Иногда ребята изобретают какие-то свои приемы груп­повых занятий, которые позволяют им совместными усилия­ми быстро пройти материал. Например, они работают по конвейеру: один читает иностранный текст, другой ищет в словаре незнакомые слова, третий пытается делать пере­вод, а четвертый контролирует сомнительные места по грамматике. Или внутри неоднородной группы ребята рас­пределяют обязанности таким образом, что каждый из них рассказывает только то, что он лучше знает. В таких слу­чаях от совместных занятий ожидать хороших результатов не приходится, хотя многим родителям кажется естествен­ным, что каждый из ребят объясняет товарищам именно то, что он хорошо знает. «А как же иначе?» — спрашивают они в недоумении. В такой ситуации целесообразнее поручить рассказ тем, кто послабее, а более сильным ученикам — внимательно следить за изложением, дополнять и уточнять его, направлять рассказ в нужное русло, если товарищ сбился или запутался.

 

Планирование домашних заданий.

Планирование домашней работы по преимуществу ка­сается старшеклассников. Дело в том, что в младших клас­сах при небольшом числе учебных предметов, схожести, почти однообразности расписания на все дни недели и, на­конец, более или менее постоянном объеме домашних за­даний вопросы планирования практически почти не встают перед детьми. Ребенок привыкает к тому, что если он сядет за уроки, скажем, в 4 часа, то к 6 успевает все сделать. В крайнем случае просидит еще минут 20.

Иное дело у старшеклассников. У них бывают неравно­мерно загруженные дни. Сегодня, например, по расписа­нию пять уроков и один из них — физкультура. А завтра — шесть уроков, причем два из них—математика и физика, к которым необходимо готовиться особенно серьезно.

Бывает, что нагрузка в старших классах так велика, что действительно трудно сделать все уроки как следует в один день накануне. Кроме того, старшеклассникам иногда задают домашнее сочинение, которое можно написать в те­чение нескольких дней, или другое задание в расчете на длительный период. Все это требует от них специального планирования времени.

Ученики старших классов должны уметь реально оце­нивать свои возможности и ясно представлять, сколько вре­мени у них обычно уходит на каждый из предметов. Зная это, они могут приступить к недельному планированию. Сначала им следует определить, какие из дней недели срав­нительно свободны, а какие слишком загружены. Лучше всего это сделать, составив на листе бумаги недельное рас­писание, отражающее, однако, не те уроки, которые будут в данный день в школе, а те задания, которые необходимо выполнить дома после школы. Тогда сразу же выявляется, какие дни недели загружены больше, а какие — меньше. После этого уже нетрудно установить, какие из уроков, задаваемых на «тяжелые» дни, можно будет сделать зара­нее, в «легкие» дни. Кроме того, учащиеся смогут выяс­нить, в какие дни останется больше свободного времени, которое можно использовать для написания домашнего со­чинения или повторения большого по объему материала.

После этого можно составить рабочий план на все дни недели с указанием часов, отводимых на приготовление каждого урока. Но для того чтобы этот план помогал, нуж­но строго придерживаться двух правил: во-первых, сесть за уроки именно в то время, которое запланировано, а во-вто­рых, в процессе работы не выходить за рамки времени, от­веденного на каждый из предметов. Этого-то как раз ре­бята часто не понимают.

— Я вчера не успела сделать ни истории, ни физики,— жалуется восьмиклассница, — потому что весь вечер про­сидела над алгеброй; никак задача не получалась. А сегод­ня Мария Васильевна спросила — и по истории, конечно, двойка.

Ученица понимает, что двойка получена вполне заслу­женно (ведь урок не выучен!), но в то же время не счита­ет себя виноватой: ну при чем тут она, если задача никак не выходила? А вот мысль, что алгебра не должна «съе­дать» время, отведенное на физику и историю, не пришла в голову школьнице. Она не знает, что в случае подобных за­труднений лучше всего переключиться на что-нибудь дру­гое, а затем через какое-то время вернуться к алгебре. Как правило, это дает хороший результат. Можно попытаться быстрее приготовить остальные уроки, с тем чтобы оста­лось время для нерешенной задачи. Но в любом случае не следует занимать время, отведенное для других предметов: лучше уж прийти в школу, не окончив одного урока, чем вовсе не выучив двух других.

Итак, умение учиться заключается не только в рацио­нальном построении своей внутренней мыслительной дея­тельности, в ходе которой человек усваивает новый мате­риал. Не менее важна и внешняя организация этой дея­тельности, которая создает условия для успешного протекания внутренней.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.