Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сензитивный период и ведущая деятельность



У каждой психологической функции, каждой способно­сти существует оптимальный период для ее развития, ког­да она формируется легко, быстро и, как правило, вполне полноценно. Такой период и носит в психологии название сензитивного (т. е. особо чувствительного, особо благопри­ятного). Если же сензитивный период по каким-то причи­нам оказывается упущенным, то соответствующая функ­ция, навык, способность формируется с очень большим трудом и к тому же довольно часто с какими-то дефектами. Так, для освоения учебной деятельности во всех ее звеньях (не только учебной задачи, но и остальных) младший школьный возраст является сензитивным периодом. Это время наиболее благоприятное, чтобы заложить основу для умения учиться. Все, что не сделано в этом возрасте, позже будет сделать намного сложнее. Это со всей определен­ностью должен знать учитель и донести эту мысль до роди­телей.

Есть и еще один важный момент, заставляющий снова и снова подчеркивать необходимость полностью освоить учебную деятельность уже в первые годы обучения. Дело в том, что именно в этот период учеба имеет характер ве­дущей деятельности.

Это положение психологической науки также часто вы­зывает непонимание у родителей. Как? Почему? Неужели учеба является ведущей деятельностью только в первые годы обучения? А как же потом, до окончания школы? А если человек после школы поступил учиться в институт, разве для него учеба не ведущая деятельность? Увы, нет. Все подобные вопросы возникают из-за того, что термин «ведущая деятельность» наполняется бытовым, а не науч­ным содержанием. В психологии ведущей называется та деятельность, в процессе которой происходит основное раз­витие психических функций и способностей. Так, в до­школьном возрасте ведущей деятельностью является игра. Именно в процессе игры у ребенка формируются и внима­ние, и воображение, и произвольное управление своим по­ведением. Другие виды деятельности в этом возрасте не в такой степени способствуют психическому развитию. Как элементы некоторой подготовки к будущему они являются полезными, но, если они заменяют собой игру, вытесняя ее, это ведет к задержке развития или какому-то искаже­нию его.

В школьном возрасте роль ведущей деятельности пере­ходит к учебе. Теперь уже учеба формирует все основные психологические новообразования этого возраста. Игра не исчезает из жизни ребенка, дети, особенно в первых клас­сах, играют много и охотно, но дальнейшее психическое развитие идет уже не в процессе игры, а в процессе учения.

По существу в этом возрасте человек учится, как при­обретать знания. Не сам объем освоенных знаний здесь важен, важно научиться приобретать эти знания. Ибо речь идет в конечном итоге об освоении всей культуры, накоп­ленной человечеством. Либо человек выработает умение учиться и тогда на всю жизнь приобретение новых знаний не будет для него большой проблемой, либо не выработает и тогда всякая учеба будет для него трудным и малопри­ятным делом. В старших классах и в институте идет в ос­новном количественное наращивание объема знаний.

В подростковом возрасте учеба во многом утрачивает характер ведущей деятельности и ее место занимает обще­ние. Соответственно кардинально меняются интересы ре­бят. Школа теперь для них прежде всего то место, где мож­но общаться со сверстниками, сама по себе она их интересует меньше. Подростков волнует, кто с кем дружит, кто как к нему относится и чем это вызвано, какие обязатель­ства накладывает на него дружба и т. д. Появляются пер­вые осознанные симпатии и антипатии, совершаются бла­городные и низкие поступки, возникают и распадаются компании. Это время бесконечных телефонных звонков, пустых с деловой точки зрения, смысл которых состоит только в самом общении. Если раньше учеба для школь­ника была, как правило, на первом месте, то теперь она часто становится лишь средством занять определенное ме­сто в своем классе.

Это закономерный период в жизни человека. Так же как на предыдущем этапе ему надо было овладеть ключом к накопленному человечеством знанию, так же теперь он должен освоить нормы общения между людьми, нормы по­ведения в человеческом обществе. К сожалению, это дале­ко не всегда понимают родители. Они видят за всем про­исходящим только угасание интереса к учебе и стремятся всячески бороться с этим: пресекают телефонные разгово­ры, запрещают друзьям сына или дочери собираться у них дома и т. д.

Учитель должен объяснить родителям бессмысленность такой позиции. Ни к чему, кроме семейных конфликтов, она не приведет. А если они и смогут сломить школьника, заставить его слушаться, то только в ущерб его развитию, становлению в нем взрослости.

Таким образом, ведущая деятельность не обязательно та, которой человек отдает свое основное время. Ведущей в психологическом смысле она перестает быть, как только развитие новых психологических функций переходит к ка­кой-то другой деятельности. Поэтому, если навыки учеб­ной деятельности не были освоены в младшем школьном возрасте, не удивительно, что у старшеклассника это про­является в неумении учиться, затрате больших сил и вре­мени на учебу (вспомните письмо старшеклассницы).

Хотя по своей психологической сущности неумение ста­вить перед собой учебную задачу представляет собой и в младших, и в старших классах одно и то же явление, вы­ступает оно там и там далеко не всегда в одинаковом виде.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.