Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Полезно или вредно дословное заучивание



Вопрос о дословном заучивании часто вызывает острые споры.

С одной стороны, какая-то часть учебного материала всегда требует точного заучивания — стихотворения, таб­лица умножения, теоремы, формулы, хронология, формули­ровка основных законов и т. д. Обучая ребенка этому, шко­ла формирует у него умения, которые будут необходимы на протяжении всего обучения.

С другой стороны, хорошо известно, что у ребят в млад­ших классах часто наблюдается стремление воспользовать­ся буквальным заучиванием вместо логически осмыслен­ного запоминания материала, в результате они затрудняют­ся изложить текст кратко, своими словами, не видя основного содержания, с трудом отвечают на вопросы. Стремление к буквальному заучиванию может стать препят­ствием к усвоению правильных приемов учения.

Где же та грань, за которой буквальное заучивание пе­рерастает во вредную привычку? Возьмем простой случай— заучивание какого-либо стихотворения. Первоклассник без труда понимает, что от него требуется: дословно запомнить стихотворение, с тем чтобы завтра рассказать его перед классом. И у ребенка возникает мысль: «Я должен на­учиться заучивать стихи. А как это делать?» А если такая мысль не появляется у ребенка, надо, чтобы ее подсказали ему старшие. Это очень важно, потому что так возникает осознание возникшей перед ним учебной задачи («Я дол­жен научиться заучивать стихи»). И одновременно— осо­знание необходимости построить свою деятельность в соот­ветствии с этой задачей, найти нужные приемы работы («А как это делать?»).

В процессе работы ребенок пользуется простейшими приемами заучивания — читает несколько раз, пытается воспроизвести текст сначала небольшими частями, затем объединяя эти части в достаточно крупные отрывки и, на­конец, полностью. В этом случае можно объяснить ему, что одни из приемов более эффективны, чем другие, и на­толкнуть на мысль о необходимости сравнивать их между собой и отбирать лучшие. Например, попытки самому вос­производить материал дают лучший результат, чем много­кратное чтение по книге. Надо помочь ребенку самому в этом убедиться. Так начинается столь важная работа по формированию учебных действий.

Далее. При заучивании наизусть перед ребенком впер­вые встает задача самоконтроля: выучил или нет. На пер­вых порах она решается просто: сумел повторить все точ­но— выучил, не сумел, — значит, не выучил. Важно, что­бы ребенок вообще понял необходимость проверять себя. Однако он должен понять и то, что между хорошо приго­товленным и вообще не выученным уроком имеется ряд промежуточных состояний, когда урок выучен нетвердо и один раз удается безошибочно воспроизвести текст, а дру­гой раз нет. Надо дать первокласснику самому убедиться, что однократное правильное воспроизведение еще не гаран­тия того, что он сможет завтра на уроке правильно по­вторить стихотворение.

Таким образом, на примере заучивания стихотворения можно показать ребенку все основные элементы новой для него учебной деятельности: и наличие учебной задачи, и работу над материалом с помощью различных приемов, и необходимость контроля за достигаемым результатом. Бо­лее того, это благоприятная возможность и для того, что­бы приучать ребенка заниматься старательно, не отвлека­ясь, приучать к затрате усилий и напряжению, связанному с учением, к усидчивости и т. д. Все это и надо разъяснить родителям.

Пусть они проследят, чтобы во время заучивания сти­хотворения ребенок не делал пауз, не убегал играть, пока не выучил. Пусть ему придется отказаться от каких-то ин­тересных игр или занятий. Все это помогает ему вырабо­тать важное умение — отдавать предпочтение тому, что надо делать, перед тем, что хочется.

Теперь попытаемся определить, в каких случаях овла­дение навыком дословного заучивания пойдет на пользу, а в каких будет в дальнейшем мешать школьнику. Если до­словное заучивание выступит для ребенка как частный слу­чай, на примере которого будут показаны основные эле­менты учебной деятельности, оно пойдет только на пользу и подготовит ребенка к усвоению более сложных учебных навыков. Но если вся учебная деятельность сведется к бук­вальному заучиванию, тогда оно рано или поздно станет препятствием для овладения другими, гораздо более эф­фективными методами усвоения материала.

Чтобы этого не произошло, надо все элементы учебной деятельности показывать ребенку не только на каком-то одном материале (в нашем примере на заучивании стихо­творения). Иначе может получиться, например, так, что на одних занятиях ребенок будет контролировать себя, на дру­гих—нет, при подготовке одних уроков будет сравнивать и отбирать приемы, а при подготовке других не станет это­го делать. Это должны помнить родители, когда они ста­раются помочь ребенку. От них во многом зависит, станет ли дословное заучивание потенциальным врагом или на­дежным союзником школьника.

Теперь, отправляясь от рассмотренного конкретного случая (дословное заучивание), мы можем сформулиро­вать несколько общих положений, касающихся учебных приемов.

Во-первых, отдельный прием, как бы хорош он сам по себе ни был и как бы хорошо им ни владел школьник, еще не может обеспечить успеха в учении. Только овладение многими приемами позволит школьнику успешно учиться.

Во-вторых, очень важно, чтобы освоенный прием не стал косным навыком, мешающим овладеть другими при­емами.

В-третьих, необходимо иметь в виду, что, по мере того как учащийся переходит из класса в класс, применение мно­гих прежних приемов перестает быть рациональным. Сами по себе они были и остаются правильными, но по мере ус­ложнения содержания материала и возрастания его объ­ема эффективность этих приемов оказывается уже недо­статочной.

Трудности, связанные с необходимостью вырабатывать новые учебные приемы, в той или иной мере испытывают все школьники. Рассмотрим же конкретно, как это проис­ходит и какую помощь учащимся могут здесь оказать старшие.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.