После распада СССР 26 июня 1992 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь были установлены дипломатические отношения.
21 февраля 1995 г. в городе Минске Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко и Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Договор вступил в силу 11 августа 1995 г.
26 мая 1995 г. у белорусской деревни Речка убран символический таможенный знак, что означало ликвидацию границы между Беларусью и Россией.
27-28 февраля 1996 г. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко привез в Москву исторические предложения, направленные на тесное сближение двух стран.
2 апреля 1996 г. в городе Москве Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко и Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным подписан Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией об образовании Сообщества Беларуси и России. Договор вступил в силу с 29 августа 1996 г. Цель создания Сообщества - объединение материального и интеллектуального потенциалов обоих государств для подъема экономики, создания равных условий повышения уровня жизни народов и духовного развития личности.
Высшим органом Сообщества, Высшим Советом, в который входили главы государств и правительств, руководители парламен-
тов сторон, а также председатель Исполнительного Комитета, был принят ряд важных решений. Так, 22 июня 1996 г. были приняты следующие решения: «О Таможенном Комитете Сообщества», «О беспрепятственном обмене жилых помещений», «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».
Исполнительным Комитетом Сообщества Беларуси и России 11 апреля 1996 года было принято постановление № 1 «О равных правах граждан на получение образования», а 16 мая 1996 г. принято постановление № 2 «О взаимном предоставлении гражданам Беларуси и России равных прав в получении всесторонней медицинской помощи».
Договор содержал конкретные направления работы органов Сообщества: проведение общей экономической и социальной политики, разработка и реализация совместных программ; формирование единой энергетической, транспортной систем и системы связи; взаимодействие в решении вопросов занятости населения; формирование единой нормативно-правовой базы и др. Однако Договор четко не прописывал механизма реализации задач, поставленных перед органами Сообщества. Кроме того, в развитии рыночных реформ Россия опережала Беларусь.
2 апреля 1997 г. в Москве президенты А.Г. Лукашенко и Б.Н. Ельцин подписали Договор о Союзе Беларуси и России. По инициативе А.Г. Лукашенко Сообщество преобразуется в Союз двух государств. Одновременно был принят Меморандум о взаимопонимании между Республикой Беларусь и Российской Федерацией по вопросу о доработке и принятии Устава Союза Беларуси и России,
который публиковался в виде проекта для всенародного обсуждения i ражданами Республики Беларусь и гражданами России.
23 мая 1997 г. в г. Москве Президентом Республики Беларусь Л.Г. Лукашенко и Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным подписан Устав Союза Беларуси и России. Договор и Устав о Союзе Беларуси и России вступили в силу 11 июня 1997 г.
По выполнению Договора и Устава органами Союза проведена (юльшая работа. Интеграция между государствами стала более тесной. Был осуществлен ряд совместных крупномасштабных про-i рамм и проектов, направленных на наращивание промышленного и научно-технического потенциала государств, для граждан двух государств были сняты пограничные и таможенные барьеры, предос-i авлены равные права в области образования, трудоустройства и опиаты труда, приобретения и использования имущества.
Высшим Советом Союза Беларуси и России принято свыше 40 решений по вопросам внешней политики, военной политики и безопасности, охраны границ, борьбы с преступностью, финансового и таможенного законодательства, коммуникаций и информатизации и др.
Однако существовали и определенные трудности в реализации положений Договора и Устава Союза. В России быстрыми темпами шла приватизация государственной собственности, в Беларуси она развивалась более медленно. Этот и другие факторы затрудняли со-фудничество двух стран: практически отсутствовали крупные финансово-промышленные группы двух стран, способные конкуриро-нать на мировых рынках; не все решения, принимаемые на высшем уровне органами Союза, реализовывались на практике из-за противодействия определенных российских политических сил интеграции; правовая база двусторонних отношений нуждалась в совершен-авовании, прежде всего в наделении Парламентского Собрания Союза правом принимать не рекомендательные, а законодательные акты, в наделении дополнительными наднациональными полномочиями союзных органов, в гармонизации и сближении национально-i о законодательства государств-участников.
Но экономическая целесообразность, историческая взаимосвязь судеб народов двух государств, родственные отношения, близость духовной и культурной жизни, совпадение интересов в политической, экономической, внешнеполитической, геостратегической, оборонной и иных областях требовали более тесного объединения государств - участников Союза.
Все эти недостатки и объективные закономерности развития двух государств создали предпосылки для появления Декларации о дальнейшем единении Беларуси и России.
25 декабря 1998 г. в Москве президентами двух стран были подписаны Декларация о дальнейшем единении Беларуси и России, а также Договор о равных правах граждан и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования. Декларация провозглашала конечную цель интеграции двух государств - создание союзного государства. Договор о равных правах граждан был ратифицирован Законом Республики Беларусь от 17 февраля 1999 г.
В Соглашении Республика Беларусь и Российская Федерация взяли на себя обязательство способствовать законодательными и иными мерами созданию равных условий субъектам хозяйствования на территории обоих государств.
В январе 1999 г. в Республике Беларусь и Российской Федерации были образованы рабочие группы по подготовке проекта Дого-иора о создании Союзного государства.
8 декабря 1999 г. в Москве Президент Беларуси А.Г. Лукашенко и 11 резидент России Борис Николаевич Ельцин подписали Договор о создании Союзного государства Беларуси и России. Договор ратифицирован Республикой Беларусь 24 декабря 1999 г.
Составной частью Договора является Программа действий по реализации положений Договора о создании Союзного государства.
После обмена ратификационными грамотами с Россией прекратили свое действие Договор об образовании Сообщества Беларуси и России от 2 апреля 1996 г. и Договор о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г. Ранее принятые акты в рамках Сообщества и Союза продолжают действовать в части, не противоречащей Договору о создании Союзного государства.
Союзное государство основано на разграничении предметов ведения и полномочий между Союзным государством и государствами-участниками.
Согласно ст. 6 Договора каждое государство-участник сохраняет с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности. Каждое государство сохраняет членство в ООН и в других международных организациях.
Союзное государство основано на принципах суверенного равенства государств-участников, добровольности, добросовестного выполнения ими взаимных обязательств.
Договором устанавливается, что граждане государств-участников являются одновременно гражданами Союзного государства. Однако пока союзного закона о гражданстве не принято. Тем не менее Договором предусмотрено, что граждане Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства, если иное не предусмотрено законодательными актами государств-участников, договорами между ними. Каждый гражданин государства-участника имеет право на защиту на территории третьего государства, где не имеется представительства государства-участника, гражданином которого он является, дипломатическим представительством или консульским учреждением другого государства. Договором также предусматривается создание союзной Комиссии по правам человека (пока она не образована).
Договор закрепляет предметы ведения, принадлежащие исключительно Союзному государству (ст. 17 Договора), и предметы, находящиеся в совместном ведении Союзного государства и государств-участников (ст. 18 Договора).
Вне пределов исключительного ведения Союзного государства и предметов совместного ведения Союзного государства и государств-участников последние сохраняют всю полноту государственной власти.
В Договоре содержатся статьи, посвященные бюджету Союзного государства. Бюджет Союзного государства призван обеспечивать финансирование программ и проектов Союзного государства, его функционирование, включая расходы на содержание его органов. Ьюджет формируется за счет ежегодных согласованных отчислений i осударств-участников. Наполнение его бюджета может осуществ-п я гься также за счет других законных источников финансирования.
Вопросы финансово-хозяйственной деятельности органов Colo шого государства, отраслевых и функциональных органов управ-нения Союзного государства регулируются Советом Министров Союзного государства в соответствии с нормативными правовыми актами Союзного государства, а также законодательством государств-участников. Государства-участники самостоятельно несут расходы, связанные с осуществлением мероприятий, не предусмотренных бюджетом Союзного государства.
Бюджет Союзного государства не может иметь дефицит. Исполнение бюджета до создания Казначейства Союзного государства осуществляют казначейства государств-участников в части, касающейся территорий своих государств.
Проект бюджета Союзного государства вносится в Парламент Советом Министров Союзного государства. После принятия Парламентом бюджет утверждается Высшим Государственным Советом.
В Договоре определены порядок организации, предметы ведения, полномочия, организация работы, виды нормативных правовых актов, принимаемых органами Союзного государства.
Высший Государственный Совет является высшим органом Союзного государства.В его состав входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств-участников.
В заседаниях Высшего Государственного Совета участвуют также Председатель Совета Министров, Председатели Палат Парламента, Председатель Суда Союзного государства.
Высший Государственный Совет выполняет и иные функции, отнесенные к его ведению Договором либо переданные на его рассмотрение государствами-участниками.
Председателем Высшего Государственного Совета является иди и из глав государств-участников на основе ротации, если госу-/шрства-участники не договорились об ином.
Акты Высшего Государственного Совета принимаются на основе единогласия государств-участников. Акт не является принятым, если одно из государств-участников высказалось против его приня-шя.
Голосование на заседаниях Высшего Государственного Совета от имени государства-участника осуществляет глава государства либо лицо, им уполномоченное.
Парламент Союзного государстваявляется представительным и чаконодательным органом Союзного государства.
Члены Палаты Союза работают на непостоянной основе и получают вознаграждение за свой труд по месту постоянной работы. Депутаты Палаты представителей работают на постоянной профессиональной основе и не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Палата Представителей избирается, а Палата Союза формируется сроком на 4 года. В случае прекращения полномочий палат парламентов государств-участников члены Палаты Союза сохраняют свои полномочия вплоть до обновления депутации соответствующего парламента.
Каждая из палат избирает из своего состава Председателя, его заместителя, образует комиссии. Председатель Палаты и его заместитель избираются на ротационной основе. Председатель Палаты и его заместитель не могут быть гражданами одного государства-участника.
Право внесения законопроектов принадлежит Высшему Государственному Совету, Совету Министров Союзного государства, I Ьиыте Союза, а также группе депутатов Палаты Представителей численностью не менее 20 депутатов.
Законопроекты вносятся в Палату Представителей. После при-ич i ия закона Палатой Представителей он направляется на одобрение и I [алату Союза.
Решение Палаты Представителей считается не принятым, если против него проголосовало более ХЦ от общего числа депутатов.
Законы Союзного государства принимаются большинством голосов от общего числа членов каждой Палаты. В случае неодобрения законопроекта Палатой Союза Палаты могут создать согласи-юльную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего законопроект подлежит повторному рассмотрению в Палатах.
Принятый закон не позднее 7 дней со дня одобрения Палатой Союза направляется в Высший Государственный Совет для подписания Председателем Высшего Государственного Совета и обнародования.
Председатель Высшего Государственного Совета не позднее 30 дней со дня принятия закона подписывает его, если у него и у 1лавы государства-участника, не являющегося на момент подписания закона Председателем Высшего Государственного Совета, нет нозражений в отношении принятия этого закона. Если у Председате-ия Высшего Государственного Совета или у главы государства-участника, не являющегося на момент подписания закона Председателем Высшего Государственного Совета, имеются возражения, то закон отклоняется.
Отклонение закона оформляется решением Высшего Государственного Совета и направляется в Палаты Парламента не позднее 7 дней со дня его отклонения. Председатель Высшего Государственного Совета вправе предложить Палатам Парламента создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий.
В настоящее время выборы в Палату Представителей Парламента Союзного государства не производились, поэтому его функции выполняет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, которое является лишь представительным органом, принимающим юлько модельные законы.