Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Политические права и свободы граждан. Республики Беларусь



Политические права и свободы граждан принадлежат в основ­ном только гражданам государства и дают им возможность участво-иить в общественной и политической жизни страны. Эти права и i нободы не предоставляются гражданам государством. Из преамбу-IIы Конституции Республики Беларусь вытекает, что права и свобо­ды устанавливает белорусский народ. В ст. 3 говорится, что единст-1Ю11НЫМ источником государственной власти и носителем суверени-ieia является народ. Это важнейшая основа конституционного строя реализуется через политические права каждого гражданина.

Политические права и свободы закреплены в ст. 33-40 Консти-|уции.

Право на свободу мнений, убеждений и их свободное выра­жение(ст. 33).

Свобода мысли означает свободу человека от любого идеологи­ческого контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей.


Свобода слова - это право публично (устно, письменно, через средства массовой информации) выражать свое мнение (мысли).

Понятия «свобода мнений, убеждений и их свободное выраже­ние» и «свобода слова» в юридической литературе отождествляют­ся, так как мнения и убеждения человека являются частью его внут­реннего мира. Внешняя форма реализации свободы слова - свобода печати и других средств массовой информации.

Конституцией каждому гарантируется свобода мнений, убеж­дений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или к отказу от них. Монополизация средств массовой информации государством, общественными объе­динениями или отдельными гражданами, а также цензура не допус­каются.

Свобода слова не является абсолютной, ею нельзя злоупотреб­лять. Не допускается высказывание мнений и убеждений, которые наказываются в уголовном порядке, например призывы к войне, к разжиганию расовой или национальной вражды и т.д.

Право на получение, хранение и распространение информа­ции(ст. 34). Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных орга­нов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

Государственные органы, общественные объединения, должно­стные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.

Правовые основы организации и деятельности средств массо­вой информации в Республике Беларусь определены Законом Рес­публики Беларусь от 13 января 1995 г. «О печати и других средствах массовой информации», с изм. и доп.

Порядок создания и распространения информации регулируется также Законом Республики Беларусь от 16 мая 1996 г. «Об автор­ском праве и смежных правах», в ред. от 11 августа 1998 г., Законом Республики Беларусь от 6 сентября 1995 г. «Об информатизации», Законом Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. «О связи», Зако­ном Республики Беларусь от 29 ноября 1994 г. «О государственных секретах», в ред. от 4 января 2003 г., и другим законодательством.


Право на свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования(ст. 35). Согласно Конституции i раждане Республики Беларусь имеют право собираться и проводить различные публичные мероприятия: собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования. Осуществляя данное кон­ституционное право, граждане выражают коллективное мнение по различным вопросам государственной и общественной жизни, при-нлекают к ним внимание государственных органов, предъявляют к ним определенные требования, защищают свои интересы.

Порядок организации, проведения и прекращения данных ме­роприятий регулируется Законом Республики Беларусь от 30 декаб­ря 1997 г. «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь», в ред. от 7 августа 2003 г., и иным законодательством.

Собрание- совместное присутствие граждан в заранее опреде­ленном месте под открытым небом либо в помещении в установлен­ное время для коллективного обсуждения и решения вопросов, за­трагивающих их интересы.

Митинг- это массовое присутствие граждан в определенном месте под открытым небом, собравшихся для публичного обсужде­ния и выражения своего отношения к действиям (бездействию) лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни, а также для решения вопросов, затрагивающих их интересы.

Уличное шествие- организованное массовое движение груп­пы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади в целях привлечения внимания к ка­ким-либо проблемам или публичного выражения своих обществен­но-политических настроений либо протеста.

Демонстрация- организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), буль­вара, проспекта, площади, в том числе с использованием автотранс­портных средств и иных средств передвижения, в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения сво­их общественно-политических настроений либо протеста с исполь­зованием плакатов, транспарантов и иных средств.

Пикетирование- публичное выражение гражданином или группой граждан общественно-политических, групповых, личных и иных интересов либо протеста (без шествия), в том числе путем го-иодовки, по каким-либо проблемам с использованием или без ис­пользования плакатов, транспарантов и иных средств.


Запрещается проведение данных мероприятий, если целью их проведения является насильственное изменение конституционного строя либо пропаганда войны, социальной, национальной, религиоз­ной и расовой вражды.

Участники публичных мероприятий обязаны соблюдать обще­ственный порядок. За нарушения порядка организации и проведения данных мероприятий виновные лица несут установленную законода­тельством ответственность.

Право на свободу объединений(ст. 36). Это право означает возможность граждан на образование любого союза в рамках требо­ваний закона, свободу деятельности общественных объединений и их равноправие перед законом.

Часть 2 ст. 36 Конституции запрещает судьям, прокурорским работникам, сотрудникам органов внутренних дел, Комитета госу­дарственного контроля, органов безопасности, военнослужащим быть членами политических партий и других общественных объеди­нений, преследующих политические цели.

Конституция Республики Беларусь разрешает гражданам созда­вать разнообразные виды общественных объединений. Порядок их создания регулируется различными законами: от 4 октября 1994 г. «Об общественных объединениях», в ред. от 19 июля 2005 г.; от 5 октября 1994 г. «О политических партиях», в ред. от 19 июля 2005 г.; от 22 апреля 1992 г. «О профессиональных союзах», в ред. от 14 января 2000 г.; от 17 декабря 1992 г. «О свободе совести и ре­лигиозных организациях», в ред. от 31 октября 2002 г.; от 20 февраля 1991 г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Бе­ларусь», в ред. от 10 января 2000 г.

Конституцией Республики Беларусь (ч. 3 ст. 5) запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других обще­ственных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социаль­ной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Вмешательство государственных органов, их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешатель­ство общественных объединений в деятельность государственных органов и должностных лиц, не допускается, кроме случаев, прямо предусмотренных законами.


Право на участие в решении государственных дел как непо­средственно, так и через своих представителей(ст. 37). Непосред-' тонное участие граждан в управлении делами общества и государ-1 та обеспечивается проведением референдумов, обсуждением про­екте законов и вопросов республиканского и местного значения, чругими определенными законом способами (ч. 2 ст. 37).

Конституция рассматривает участие граждан в референдуме как одно из важнейших политических прав граждан Республики Бела­русь. Порядок подготовки и проведения референдума регулируется Избирательным кодексом Республики Беларусь.

Законом Республики Беларусь от 2 февраля 1988 г. «О народ­ном обсуждении важных вопросов государственной жизни Респуб­лики Беларусь» предусматривается право граждан как лично, так и коллективно вносить предложения и замечания по проектам законов, иных решений органов государственной власти и управления. Они могут вноситься в письменном виде непосредственно в государст-испные органы, публиковаться в периодической печати, передавать-1 и по телефону и представляться иными способами. Замечания и предложения граждан по проектам законов, иных решений обобща-Ю1СЯ государственными органами и могут быть учтены при приня-inn в окончательном виде закона или иного решения.

Закон Республики Беларусь от 12 июля 2000 г. «О республикан­ских и местных собраниях» регулирует порядок инициирования, со-(ыва, проведения, а также компетенцию республиканских и местных собраний.

Одной из форм непосредственной демократии на местном уровне властвования народа является правотворческая инициатива населения.

Статьей 31 Закона Республики Беларусь от 20 февраля 1991 г. «(() местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», н ред. от 10 января 2000 г., предусмотрено, что население может осуществлять правотворческую инициативу по вопросам местного шачения посредством внесения проектов решений на рассмотрение мое того Совета. Проекты решений подлежат обязательному рас­смотрению на открытом заседании Совета с участием представителей поселения, а результаты рассмотрения - опубликованию в местных средствах массовой информации. Порядок внесения проектов реше­ний населением определяется каждым Советом самостоятельно.


Граждане Республики Беларусь участвуют в управлении делами общества и государства и через своих выборных представителей в органах государственной власти. Прежде всего через депутатов всех уровней, которые в соответствии с законодательством обязаны при принятии решений руководствоваться не собственными интересами, а интересами своих избирателей.

Право свободно избирать и быть избранными в государст­венные органы(ст. 38). В соответствии с данной конституционной нормой граждане Республики Беларусь имеют право свободно изби­рать и быть избранными в государственные органы на основе все­общего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании. Эта статья Конституции тесно связана со ст. 37 и также означает право на участие в управлении делами государства, она ее конкретизирует.

Право на равный доступ к государственной службе(ст. 39). Согласно данной конституционной норме граждане Республики Бе­ларусь в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах. Это право является конкретизацией права на участие в управлении делами государства и общества (ст. 37).

Подробный механизм реализации данного конституционного права закреплен в Законе Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь».

Под государственной службой понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуще­ствляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций го­сударственных органов.

Право на обращение в государственные органы(ст. 40). Со­гласно данной статье каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Государствен­ные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обра­щение и дать ответ по существу в определенный законом срок. От­каз от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным.

Порядок подачи и рассмотрения обращений граждан регулиру­ется Законом Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. «Об обращени­ях граждан», в ред. от 1 ноября 2004 г. В нем определяются виды об­ращений и раскрывается содержание каждого из них.

НО


Предложения- обращения граждан, направленные на совер­шенствование нормативного регулирования общественных отноше­ний путем принятия новых актов законодательства или внесения из­менений в действующие акты законодательства, улучшение дея-1ельности учреждений, организаций, органов и предприятий.

Заявления- обращения граждан, направленные на устранение конкретных правонарушений или реализацию прав и законных ин-юресов граждан.

Жалобы - обращения граждан, содержащие требование вос-пановления их прав и законных интересов, нарушенных действиями мибо бездействием должностных лиц соответствующих органов, уч­реждений, организаций и предприятий.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.