Политические права и свободы граждан принадлежат в основном только гражданам государства и дают им возможность участво-иить в общественной и политической жизни страны. Эти права и i нободы не предоставляются гражданам государством. Из преамбу-IIы Конституции Республики Беларусь вытекает, что права и свободы устанавливает белорусский народ. В ст. 3 говорится, что единст-1Ю11НЫМ источником государственной власти и носителем суверени-ieia является народ. Это важнейшая основа конституционного строя реализуется через политические права каждого гражданина.
Политические права и свободы закреплены в ст. 33-40 Консти-|уции.
Право на свободу мнений, убеждений и их свободное выражение(ст. 33).
Свобода мысли означает свободу человека от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей.
Свобода слова - это право публично (устно, письменно, через средства массовой информации) выражать свое мнение (мысли).
Понятия «свобода мнений, убеждений и их свободное выражение» и «свобода слова» в юридической литературе отождествляются, так как мнения и убеждения человека являются частью его внутреннего мира. Внешняя форма реализации свободы слова - свобода печати и других средств массовой информации.
Конституцией каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или к отказу от них. Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются.
Свобода слова не является абсолютной, ею нельзя злоупотреблять. Не допускается высказывание мнений и убеждений, которые наказываются в уголовном порядке, например призывы к войне, к разжиганию расовой или национальной вражды и т.д.
Право на получение, хранение и распространение информации(ст. 34). Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.
Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.
Правовые основы организации и деятельности средств массовой информации в Республике Беларусь определены Законом Республики Беларусь от 13 января 1995 г. «О печати и других средствах массовой информации», с изм. и доп.
Порядок создания и распространения информации регулируется также Законом Республики Беларусь от 16 мая 1996 г. «Об авторском праве и смежных правах», в ред. от 11 августа 1998 г., Законом Республики Беларусь от 6 сентября 1995 г. «Об информатизации», Законом Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. «О связи», Законом Республики Беларусь от 29 ноября 1994 г. «О государственных секретах», в ред. от 4 января 2003 г., и другим законодательством.
Право на свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования(ст. 35). Согласно Конституции i раждане Республики Беларусь имеют право собираться и проводить различные публичные мероприятия: собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования. Осуществляя данное конституционное право, граждане выражают коллективное мнение по различным вопросам государственной и общественной жизни, при-нлекают к ним внимание государственных органов, предъявляют к ним определенные требования, защищают свои интересы.
Порядок организации, проведения и прекращения данных мероприятий регулируется Законом Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь», в ред. от 7 августа 2003 г., и иным законодательством.
Собрание- совместное присутствие граждан в заранее определенном месте под открытым небом либо в помещении в установленное время для коллективного обсуждения и решения вопросов, затрагивающих их интересы.
Митинг- это массовое присутствие граждан в определенном месте под открытым небом, собравшихся для публичного обсуждения и выражения своего отношения к действиям (бездействию) лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни, а также для решения вопросов, затрагивающих их интересы.
Уличное шествие- организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста.
Демонстрация- организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади, в том числе с использованием автотранспортных средств и иных средств передвижения, в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста с использованием плакатов, транспарантов и иных средств.
Пикетирование- публичное выражение гражданином или группой граждан общественно-политических, групповых, личных и иных интересов либо протеста (без шествия), в том числе путем го-иодовки, по каким-либо проблемам с использованием или без использования плакатов, транспарантов и иных средств.
Запрещается проведение данных мероприятий, если целью их проведения является насильственное изменение конституционного строя либо пропаганда войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.
Участники публичных мероприятий обязаны соблюдать общественный порядок. За нарушения порядка организации и проведения данных мероприятий виновные лица несут установленную законодательством ответственность.
Право на свободу объединений(ст. 36). Это право означает возможность граждан на образование любого союза в рамках требований закона, свободу деятельности общественных объединений и их равноправие перед законом.
Часть 2 ст. 36 Конституции запрещает судьям, прокурорским работникам, сотрудникам органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащим быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.
Конституция Республики Беларусь разрешает гражданам создавать разнообразные виды общественных объединений. Порядок их создания регулируется различными законами: от 4 октября 1994 г. «Об общественных объединениях», в ред. от 19 июля 2005 г.; от 5 октября 1994 г. «О политических партиях», в ред. от 19 июля 2005 г.; от 22 апреля 1992 г. «О профессиональных союзах», в ред. от 14 января 2000 г.; от 17 декабря 1992 г. «О свободе совести и религиозных организациях», в ред. от 31 октября 2002 г.; от 20 февраля 1991 г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», в ред. от 10 января 2000 г.
Конституцией Республики Беларусь (ч. 3 ст. 5) запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.
Вмешательство государственных органов, их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность государственных органов и должностных лиц, не допускается, кроме случаев, прямо предусмотренных законами.
Право на участие в решении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей(ст. 37). Непосред-' тонное участие граждан в управлении делами общества и государ-1 та обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проекте законов и вопросов республиканского и местного значения, чругими определенными законом способами (ч. 2 ст. 37).
Конституция рассматривает участие граждан в референдуме как одно из важнейших политических прав граждан Республики Беларусь. Порядок подготовки и проведения референдума регулируется Избирательным кодексом Республики Беларусь.
Законом Республики Беларусь от 2 февраля 1988 г. «О народном обсуждении важных вопросов государственной жизни Республики Беларусь» предусматривается право граждан как лично, так и коллективно вносить предложения и замечания по проектам законов, иных решений органов государственной власти и управления. Они могут вноситься в письменном виде непосредственно в государст-испные органы, публиковаться в периодической печати, передавать-1 и по телефону и представляться иными способами. Замечания и предложения граждан по проектам законов, иных решений обобща-Ю1СЯ государственными органами и могут быть учтены при приня-inn в окончательном виде закона или иного решения.
Закон Республики Беларусь от 12 июля 2000 г. «О республиканских и местных собраниях» регулирует порядок инициирования, со-(ыва, проведения, а также компетенцию республиканских и местных собраний.
Одной из форм непосредственной демократии на местном уровне властвования народа является правотворческая инициатива населения.
Статьей 31 Закона Республики Беларусь от 20 февраля 1991 г. «(() местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», н ред. от 10 января 2000 г., предусмотрено, что население может осуществлять правотворческую инициативу по вопросам местного шачения посредством внесения проектов решений на рассмотрение мое того Совета. Проекты решений подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании Совета с участием представителей поселения, а результаты рассмотрения - опубликованию в местных средствах массовой информации. Порядок внесения проектов решений населением определяется каждым Советом самостоятельно.
Граждане Республики Беларусь участвуют в управлении делами общества и государства и через своих выборных представителей в органах государственной власти. Прежде всего через депутатов всех уровней, которые в соответствии с законодательством обязаны при принятии решений руководствоваться не собственными интересами, а интересами своих избирателей.
Право свободно избирать и быть избранными в государственные органы(ст. 38). В соответствии с данной конституционной нормой граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании. Эта статья Конституции тесно связана со ст. 37 и также означает право на участие в управлении делами государства, она ее конкретизирует.
Право на равный доступ к государственной службе(ст. 39). Согласно данной конституционной норме граждане Республики Беларусь в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах. Это право является конкретизацией права на участие в управлении делами государства и общества (ст. 37).
Подробный механизм реализации данного конституционного права закреплен в Законе Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь».
Под государственной службой понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов.
Право на обращение в государственные органы(ст. 40). Согласно данной статье каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным.
Порядок подачи и рассмотрения обращений граждан регулируется Законом Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. «Об обращениях граждан», в ред. от 1 ноября 2004 г. В нем определяются виды обращений и раскрывается содержание каждого из них.
НО
Предложения- обращения граждан, направленные на совершенствование нормативного регулирования общественных отношений путем принятия новых актов законодательства или внесения изменений в действующие акты законодательства, улучшение дея-1ельности учреждений, организаций, органов и предприятий.
Заявления- обращения граждан, направленные на устранение конкретных правонарушений или реализацию прав и законных ин-юресов граждан.
Жалобы - обращения граждан, содержащие требование вос-пановления их прав и законных интересов, нарушенных действиями мибо бездействием должностных лиц соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий.