Конституция Республики Беларусь обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией.
В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действуют положения Конституции.
В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.
Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее 3 месяцев.
Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третейот полного состава каждой из палат Парламента.
Такие разделы Конституции, как I (Основы конституционного строя), II (Личность, общество, государство), IV (Президент, парламент, правительство, суд), VIII (Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения) могут быть изменены только путем референдума.
Конституционное развитие Республики Беларусь
Значение, основные принципы,
Особенности и структура Конституций
Беларуси от 3 февраля 1919 г., 11 апреля
Г., 19 февраля 1937 г., 14 апреля 1978 г., 15 марта 1994 г. (с изменениями и
Дополнениями, принятыми на
Республиканских референдумах 24 ноября
Г. и 17 октября 2004 г.)
Образцом для первой КонституцииСоциалистической Советской Республики Белоруссии послужила Конституция РСФСР 1918 г. Конституция ССРБ была принята на I Всебелорусском съезде Советов 3 февраля 1919 г.
Конституция отменяла частную собственность на землю, объявляла леса, недра и воды государственным достоянием. В ней провозглашалась свобода совести, отделение церкви от государства и школы от церкви. За всеми гражданами признавалась свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды. Закреплялась свобода слова, собраний и союзов, но только в целях поддержки существующей власти. Образование для рабочих и крестьян объявлялось бесплатным. Вводилась всеобщая трудовая повинность.
Высшей властью республики Конституция провозглашала съезд Советов Белоруссии, а в период между съездами вся полнота власти принадлежала Центральному Исполнительному Комитету. ЦИК
формировал Малый президиум и Большой президиум. На Большой президиум возлагались функции правительства, в который входили все народные комиссары.
Конституция юридически закрепила образование республики и установила диктатуру пролетариата и беднейшего крестьянства.
Втораяпо счету Конституция Белорусской Советской Со-циалг^тической Республикибыла принята VIII съездом Советов 11 апреля 1927 г. В ней подчеркивался классовый характер государства. Статья 2 закрепляла следующее положение: «Белорусская Советская Социалистическая Республика есть социалистическое государство диктатуры пролетариата, осуществляющее свои задачи на основе союза рабочих и крестьян». Вся власть в республике принадлежала Советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Носителем верховной власти являлся Всебелорусский съезд Советов, а в период между съездами - ЦИК БССР (ст. 3). Однако в действительности реальная власть принадлежала Коммунистической партии - общественной организации, которая выдвигала и утверждала кадры в государственный аппарат.
Земля, леса, недра, воды, фабрики и заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, средства связи признавались собственностью социалистического государства (ст. 5).
Закреплялся факт вхождения БССР в состав СССР и право свободного выхода из Союза ССР (ст. 4).
В Конституции закреплялись основные права граждан: право на объединение в общественные организации, свобода собраний, право на проведение митингов, шествий, свобода печати, свобода совести, право на образование и др. Все права гарантировались. Определялось равенство белорусского, еврейского, русского и польского языков.
Устанавливались лишь две обязанности: обязанность трудиться (ст. 7), всеобщая воинская повинность (ст. 13).
В главах II - X устанавливалась система государственных органов и их полномочия (Всебелорусский съезд Советов, Центральный Исполнительный Комитет БССР, Президиум ЦИК БССР, Совет Народных Комиссаров БССР, Народные комиссариаты, местные Советы и исполнительные комитеты).
Глава XI посвящалась избирательному праву. Правом избирать и быть избранными пользовались лица, достигшие возраста 18 лет.
Кулаки, торговцы, лица, живущие на нетрудовой доход, служители религиозных культов и монахи, бывшие служащие и агенты полиции, умалишенные и осужденные за корыстные и порочащие преступления лишались избирательного права. Депутаты избирались открытым голосованием.
Избирательное право было не всеобщим, не равным, не прямым. Кроме местных Советов, в городах, местечках и селах, существовали съезды Советов в районах, округах, стране, которые также являлись высшими органами власти на соответствующей территории. Для городского и сельского населения Конституция устанавливала различные нормы представительства на съезды Советов (1 к 5). От рабочих избиралось в 5 раз больше делегатов, чем от крестьян. Закреплялось право отзыва гражданами депутатов и их обязанность отчитываться перед населением.
Третья по счету Конституция БССР была принята XII Чрезвычайным Всебелорусским съездом Советов 19 февраля 1937 г.
Следует отметить, что, несмотря на массовые репрессии граждан в эти годы, формальность и декларативность многих положений, данная Конституция с точки зрения ее структуры, логики изложения, четкости и согласованности норм друг с другом, разграничения компетенции между органами государственной власти и государственного управления остается непревзойденной.
14 апреля 1978 г. Верховный Совет БССР принял новую, четвертуюпо счету Конституцию Белоруссии.
В целом же эта Конституция также была декларативной, выполняла роль фасада «социалистической демократии».
Принятие пятойпо счету КонституцииРеспублики Беларусь 15 марта 1994 г. ознаменовало качественно новое развитие белорусской государственности. Причины ее принятия были связаны с распадом Союза ССР, принятием Верховным Советом БССР 27 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете и приданием ей 25 августа 1991 г. статуса конституционного закона, нормы которой имели большую юридическую силу, чем Конституция 1978 г., развитием гласности и демократических процессов на постсоветском пространстве.
Однако Конституция от 15 марта 1994 г. не стала стабильным документом по ряду причин. Уже с самого начала ее действия наблюдается противостояние между Президентом и Верховным Советом - отсутствовал баланс полномочий между ними.
Практически Верховный Совет, несмотря на закрепленный формально принцип разделения властей, обладал всей полнотой власти. В любое время он мог вмешаться в деятельность Президента, имел возможность для оперативного вмешательства в государственную и хозяйственную жизнь страны путем принятия соответствующих законов и постановлений.
Указы Президента все чаще начали противоречить законам. На этой почве возник конфликт между Президентом и Верховным Советом, который мог быть разрешен только путем расширения конституционных полномочий Президента и соответственно сужения полномочий Верховного Совета.
Кроме того, Кабинет Министров Республики Беларусь согласно Конституции не имел, по сути дела, никаких самостоятельных полномочий по государственному управлению хозяйственной жизнью
страны. Он создавался при Президенте и не имел права законодательной инициативы в Верховном Совете.
24 ноября 1996 г. на республиканском референдуме в Конституцию Республики Беларусь 1994 г. были внесены соответствующие изменения и дополнения.