Под формой государствапонимается совокупность его внешних характеристик, определяющих способ организации и устройства государства.
Под формой правленияпонимается структура и статус высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), порядок взаимоотношений между ними и с населением, степень участия населения в формировании этих органов.
Парламентская республика- форма правления, которая характеризуется формальным полновластием парламента, избранием главы государства (президента) парламентом. Парламент также формирует ответственное перед ним правительство и осуществляет за ним контроль. Утратив доверие парламентского большинства, правительство уходит в отставку. Министры назначаются из членов парламента и сохраняют в нем свое место. Примеры парламентских республик: Италия, ФРГ.
Президентская республика- форма правления, отличительными признаками которой являются соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Избрание президента осуществляется народом, правительство формируется президентом и ответственно перед ним. Министры не могут быть одновременно членами парламента. Президент лишен права роспуска парламента. Примеры президентских республик: США, Мексика, Бразилия, Аргентина.
Полупрезидентская (смешанная) республика- форма правления, при которой глава государства (президент) избирается народом и юридически наделяется большими полномочиями. Он же формирует правительство и осуществляет общее руководство им. Правительство несет политическую ответственность перед парламентом и подотчетно президенту. Парламент вправе выражать недо-иерие правительству, но вопрос о его отставке решается президен-1ом. Президент имеет право роспуска парламента. Министры не являются членами парламента. Примеры смешанных (полупрезидентских) республик: Франция, Польша, Россия. Республика Беларусь по форме правления является полупрезидентской республикой с сильной президентской властью.
Под формой государственного устройствапонимают национально-территориальное или административно-территориальное устройство государства, а также характер и принципы взаимоотношений между государством как целым и его частями.
Унитарное государствохарактеризуется политическим единством. Оно неделимо. Отдельные административно-территори-шп.ные единицы или области, уезды, провинции, губернии и т.д. отличаются определенным своеобразием, но не имеют своего законодательства, особого судоустройства. Имеются единые, общие для нсей страны высшие органы власти и органы управления и самоуправления.
Федеративное государство- сложное государство, состоящее и t союза ряда государств. При этой форме государственного устрой-с i ва образуются общие для всей федерации высшие органы власти и управления. При этом сохраняются высшие органы власти и управления у каждого из государств - членов федерации, которые, как правило, имеют собственное законодательство, судебную и налоговую системы.
Конфедерацияпредставляет собой союз суверенных государств, объединенных для достижения определенных, ограниченных целей в пределах определенного исторического периода (например, поенных или экономических).
Политический режим- совокупность приемов и методов, при помощи которых осуществляется власть государственными органами, руководство государством, внутренняя и внешняя политика.
Слово «демократия» переводится с греческого языка как власть народа или народовластие, означает форму политической организации общества, основанную на свободе личности и реальном участии народа в управлении государством.
Демократическое государствохарактеризуется реальным существованием политических и правовых институтов, позволяющим гражданам быть свободными и оказывать влияние на управление государством и обществом.
Данные черты нашли закрепление в Конституции Республики Беларусь. Так, в силу ст. 33 каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. В силу ст. 6 государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. В силу ст. 2 человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.
В силу ст. 4 демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. В силу ст. 38 граждане Республики Беларусь имеют право i иободно избирать и быть избранными в государственные органы.
В силу ст. 13 государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.
В разделе 3 закреплены основные положения избирательной с истемы в Республике Беларусь.
Представительная демократия- осуществление народом власти через своих выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: всего населения, граждан, проживающих на территории соответ-с жующей административно-территориальной единицы. Полномочными представителями граждан являются депутаты местных Совете, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики 11ационального собрания Республики Беларусь, Президент Республики Беларусь.
Непосредственная демократия- форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения, выраженного через референдум, участие в выборах, собраниях, всенародные и местные обсуждения вопросов государственной и общественной жизни, правотворческая инициатива и т.д.
В самом общем виде правовое государствоможно определить как государство, в котором господствует право. Согласно более конкретному определению правовое государство- это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.
Идея господства права в жизни общества, государства имеет давние истоки. Она возникла как противовес произволу личности властителя.
Основы теории этой идеи заложили мыслители древности Сократ, Платон, Аристотель и Цицерон. Позднее их развивали представители буржуазной политической мысли Г. Гроций, Б. Спиноза, Ш.Л. Монтескье, Д. Локк, Т. Джефферсон, И. Кант и др.; в России -А.Н. Радищев, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, ученые-юристы -Н.М. Коркунов, А.Ф. Кистяковский, С.А. Котляревский, П.И. Новгородцев, Г.Ф. Шершеневич, Б.Н. Чичерин и др.
Смысл идеи правового государства состоит в создании такой системы государственно-правовых отношений, которая обеспечила бы верховенство права во всех сферах жизнедеятельности общества, равенство личности и государства, постоянный контроль народа за деятельностью государственных органов, механизмы их ответственности перед обществом.
Данные принципы нашли закрепление в Конституции Республики Беларусь. Так, в силу ст. 7 в республике устанавливается принцип верховенства права. В силу ст. 2 человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. В силу ст. 3 народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.
В силу ст. 22 все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов, а ст. 60 каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом. В силу ст. 2 государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен пе-
редгосударством за неукоснительное исполнение обязанностей, невложенных на него Конституцией.
В силу ст. 6 государственная власть в республике осуществляемся на основе разделения ее на законодательную, исполнительную н судебную.