Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Форма государства Республики Беларусь

Под формой государствапонимается совокупность его внеш­них характеристик, определяющих способ организации и устройства государства.



 


Под формой правленияпонимается структура и статус выс­ших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), порядок взаимоотношений между ними и с населе­нием, степень участия населения в формировании этих органов.

Парламентская республика- форма правления, которая ха­рактеризуется формальным полновластием парламента, избранием главы государства (президента) парламентом. Парламент также формирует ответственное перед ним правительство и осуществляет за ним контроль. Утратив доверие парламентского большинства, правительство уходит в отставку. Министры назначаются из членов парламента и сохраняют в нем свое место. Примеры парламентских республик: Италия, ФРГ.

Президентская республика- форма правления, отличитель­ными признаками которой являются соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Избрание президента осуществляется народом, правительство формируется президентом и ответственно перед ним. Министры не могут быть одновременно членами парламента. Президент лишен права роспус­ка парламента. Примеры президентских республик: США, Мексика, Бразилия, Аргентина.


Полупрезидентская (смешанная) республика- форма прав­ления, при которой глава государства (президент) избирается наро­дом и юридически наделяется большими полномочиями. Он же формирует правительство и осуществляет общее руководство им. Правительство несет политическую ответственность перед парла­ментом и подотчетно президенту. Парламент вправе выражать недо-иерие правительству, но вопрос о его отставке решается президен-1ом. Президент имеет право роспуска парламента. Министры не яв­ляются членами парламента. Примеры смешанных (полупрезидент­ских) республик: Франция, Польша, Россия. Республика Беларусь по форме правления является полупрезидентской республикой с силь­ной президентской властью.

Под формой государственного устройствапонимают нацио­нально-территориальное или административно-территориальное устройство государства, а также характер и принципы взаимоотно­шений между государством как целым и его частями.

Унитарное государствохарактеризуется политическим един­ством. Оно неделимо. Отдельные административно-территори-шп.ные единицы или области, уезды, провинции, губернии и т.д. от­личаются определенным своеобразием, но не имеют своего законо­дательства, особого судоустройства. Имеются единые, общие для нсей страны высшие органы власти и органы управления и само­управления.

Федеративное государство- сложное государство, состоящее и t союза ряда государств. При этой форме государственного устрой-с i ва образуются общие для всей федерации высшие органы власти и управления. При этом сохраняются высшие органы власти и управ­ления у каждого из государств - членов федерации, которые, как правило, имеют собственное законодательство, судебную и налого­вую системы.

Конфедерацияпредставляет собой союз суверенных госу­дарств, объединенных для достижения определенных, ограниченных целей в пределах определенного исторического периода (например, поенных или экономических).

Политический режим- совокупность приемов и методов, при помощи которых осуществляется власть государственными органа­ми, руководство государством, внутренняя и внешняя политика.


Слово «демократия» переводится с греческого языка как власть народа или народовластие, означает форму политической организа­ции общества, основанную на свободе личности и реальном участии народа в управлении государством.

Демократическое государствохарактеризуется реальным су­ществованием политических и правовых институтов, позволяющим гражданам быть свободными и оказывать влияние на управление го­сударством и обществом.

Данные черты нашли закрепление в Конституции Республики Беларусь. Так, в силу ст. 33 каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. В силу ст. 6 государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. В силу ст. 2 человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.


В силу ст. 4 демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. В силу ст. 38 граждане Республики Беларусь имеют право i иободно избирать и быть избранными в государственные органы.

В силу ст. 13 государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запре­щенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.

В разделе 3 закреплены основные положения избирательной с истемы в Республике Беларусь.

Представительная демократия- осуществление народом вла­сти через своих выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представля­ют: всего населения, граждан, проживающих на территории соответ-с жующей административно-территориальной единицы. Полномоч­ными представителями граждан являются депутаты местных Сове­те, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики 11ационального собрания Республики Беларусь, Президент Респуб­лики Беларусь.

Непосредственная демократия- форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения, выражен­ного через референдум, участие в выборах, собраниях, всенародные и местные обсуждения вопросов государственной и общественной жизни, правотворческая инициатива и т.д.

В самом общем виде правовое государствоможно определить как государство, в котором господствует право. Согласно более кон­кретному определению правовое государство- это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.

Идея господства права в жизни общества, государства имеет давние истоки. Она возникла как противовес произволу личности властителя.


Основы теории этой идеи заложили мыслители древности Со­крат, Платон, Аристотель и Цицерон. Позднее их развивали предста­вители буржуазной политической мысли Г. Гроций, Б. Спиноза, Ш.Л. Монтескье, Д. Локк, Т. Джефферсон, И. Кант и др.; в России -А.Н. Радищев, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, ученые-юристы -Н.М. Коркунов, А.Ф. Кистяковский, С.А. Котляревский, П.И. Нов­городцев, Г.Ф. Шершеневич, Б.Н. Чичерин и др.

Смысл идеи правового государства состоит в создании такой системы государственно-правовых отношений, которая обеспечила бы верховенство права во всех сферах жизнедеятельности общества, равенство личности и государства, постоянный контроль народа за деятельностью государственных органов, механизмы их ответствен­ности перед обществом.

Данные принципы нашли закрепление в Конституции Респуб­лики Беларусь. Так, в силу ст. 7 в республике устанавливается прин­цип верховенства права. В силу ст. 2 человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью обще­ства и государства. В силу ст. 3 народ осуществляет свою власть не­посредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.

В силу ст. 22 все равны перед законом и имеют право без вся­кой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов, а ст. 60 каждому гарантируется защита его прав и свобод компетент­ным, независимым и беспристрастным судом. В силу ст. 2 государ­ство ответственно перед гражданином за создание условий для сво­бодного и достойного развития личности. Гражданин ответствен пе-


редгосударством за неукоснительное исполнение обязанностей, невложенных на него Конституцией.

В силу ст. 6 государственная власть в республике осуществля­емся на основе разделения ее на законодательную, исполнительную н судебную.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.