Внешняя политика- деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших право от имени народа выражать национальные интересы на международной арене, избирать соответствующие средства и методы их реализации.
Интеграционная функциясвязана со стремлением государств к интеграции в различных сферах деятельности.
Охранительная функциянаправлена на защиту национальных интересов за рубежом, прав и свобод своих граждан.
Регулятивная функциясвязана с разработкой государствами общепризнанных норм и принципов международного права.
Информационно-представительная функциясвязана с распространением положительной информации о стране с целью создания благоприятного ее авторитета.
Основные принципы международного права получили закрепление в Уставе ООН (принят в 1945 г.), Декларации о принципах международного права, принятой ООН в 1970 г., и других международных документах.
В силу ст. 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.
Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них.
Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.
Политические средствасвязаны прежде всего с активной работой дипломатических представителей за рубежом.
Идеологические средствапредставляют собой использование средств массовой информации для пропаганды на зарубежные страны.
Экономические средстваиспользуются для поддержки слаборазвитых в экономическом отношении государств и, наоборот, возможность получения различного рода займов, льгот для своей страны.
Военные средствапредставляют собой наличие боеспособной армии.
Внешняя политика осуществляется определенными государственными структурами. Важная роль в осуществлении внешней политики принадлежит Президенту Республики Беларусь: ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств (п. 20, 21 ст. 84 Конституции).
Парламент Республики Беларусь рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь, об объявлении войны и заключении мира.
Министерство иностранных дел Республики Беларусь - орган государственного управления, который проводит государственную политику в области внешних связей, осуществляет регулирование и координацию внешнеполитической деятельности, общую координацию внешнеэкономической деятельности
8.2. Республика Беларусь - субъект СНГ
8 декабря 1991 г. Республика Беларусь, Россия и Украина подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств.
21 декабря 1991 г. к СНГ присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан,
V ?бекистан. В настоящее время в СНГ входят 12 из 15 бывших республик СССР. Латвия, Литва, Эстония в состав СНГ не вошли.
Учредительными документами СНГ являются: Соглашение о создании СНГ, Алма-Атинская Декларация, Устав СНГ и др.
В начальный период своего создания СНГ рассматривалось как форма цивилизованного развода бывших союзных республик и раздела имущества бывшего СССР мирным путем. Сегодня в СНГ господствует стремление государств к экономическому и политическому взаимодействию на просторах бывшего СССР.
Страны - участницы СНГ сотрудничают в различных сферах: государственно-политической, социально-экономической, научной, культурной, экологической, правовой, внешнеполитической и др.
Все органы СНГ имеют исключительно консультативные и координационные функции.
Деятельность Совета Глав Государств и Совета Глав Правительств регулируется следующим образом: при принятии решений в этих Советах каждое государство имеет один голос. Решения принимаются с общего согласия, консенсусом. За каждым государством признается право неучастия в решении того или иного вопроса.
Совет Глав Государств обсуждает и принимает принципиальные решения, связанные с деятельностью государств-участников в сфере их общих интересов. В соответствии с Уставом СНГ он собирается на заседания 2 раза в год. Внеочередные заседания могут созываться по инициативе одного из государств-членов.
Совет Глав Правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Периодичность заседаний данного Совета - 4 раза в год. Внеочередные заседания могут созываться по инициативе Правительства любого из государств-членов.
Межпарламентская Ассамблея СНГ (МПА) состоит из парламентских делегаций стран СНГ, состав которых обновляется к каждому заседанию, Совета Ассамблеи, постоянных и временных комиссий, вспомогательных органов и Секретариата Совета МПА. Межпарламентская Ассамблея обсуждает широкий круг политических, социально-экономических и иных проблем, представляющих общий интерес. Все делегации стран-участниц имеют один голос. Пленарные заседания МПА проводятся не реже 2 раз в год. Решения в МПА принимаются консенсусом, т.е. достижением согласия его участников. МПА не наделена законодательными полномочиями, она имеет консультативные и координационные полномочия. Важнейшая функция МПА - сближение национальных законодательств стран - участниц СНГ. Эта задача решается путем принятия модельных (рекомендательных) актов, которые направляются парламентам стран - участниц СНГ для использования в их законодательной деятельности.
Координационно-консультативный комитет СНГ является постоянно действующим исполнительным и координирующим органом.
Комитет вырабатывает предложения по вопросам сотрудниче-с i ва в рамках СНГ, организует совещания представителей и эксперте для подготовки проектов документов, выносимых на заседания Совета Глав Государств и Совета Глав Правительств, содействует работе других органов в рамках Содружества. Столицей СНГ является город Минск.
СНГ - уникальное своеобразное объединение государств, которое в процессе функционирования реализует различные виды связей между собой, характерные для федеративных, конфедеративных, ассоциативных международно-правовых форм объединений государств.