«Камет», «Та кем» - «черная земля». Древнее название Египта.
В Египте формируется культовое мышление. Поклонение культу вечности и культу богов.
На первой стадии Египет представлял собой ряд отдельных областей – номов.
Был особо развит тотемизм. Все боги зооморфны.
Ближе к 4 тыс. до н.э. области объединились в отдельные большие формы – Верхний (Северный) Египет и Нижний (Южный) Египет. Нижний Египте имел корону красного цвета, Верхний Египет – белого цвета.
Переходный период от 4 к 3 тыс. до н.э. ознаменован соединением. Появляются династии (31 династия).
Периоды развития искусства Древнего Египта
1. Додинастический 4тыс. до н.э.
2. Древнее Царство 32 – 24 вв. до н.э.
3. Среднее Царство 21 – нач. 19 вв. до н.э.
4. Новое Царство 16 – 12 вв. до н.э.
5. Позднее Время 11 в. – 332 г. До н.э.
Человек – сложный организм, состоящий из множества сущностей. В момент перехода сущности уходят, чтобы потом собраться и перейти в вечность.
Культ определяет развитие научной мысли. Рождает идею и технологию бальзамирования. Тело необходимо для возврата составляющих сущностей.
«Чат хат» - часть материи, кирпичик вселенной.
«Ка» - незримый двойник, живая сущность.
«Ба» - та часть души, которая может воскреснуть, добрая часть души.
«Аб» - плохая часть души.
Мумифицирование – процесс сложный. Вынимали все внутренние органы. После тело высушивали (засыпали солью). Тело обмывается священной водой Нила. Набивается льняными тканями со смолой и битумом. Заматывали бантами. Надевали золотую маску на лицо. У мумии открыты глаза и рот.
Вера в загробный суд. Для загробной церемонии необходимо было сердце. Поэтому его оставляли в теле. Бог бальзамирования Анубис проверяет весы для того, чтобы на суде на одну чашу положить сердце, а на другую чашу перышко богини правосудия Наат. Если сердце перевесит перышко, то тело усопшего растерзают.
2 принципа: незыблемость и непостижимость.
Египетской искусство – культовое искусство. Оно служит культу вечности и культу богов. Если оно культовое, оно будет подчиняться строгим правилам – канонам:
1. все пространство заполнено
2. все читается по строкам – фризово
3. величина фигуры зависит от степени важности персоны
4. правила постановки фигур на плоскость: голова, ноги – профиль; тело – фас. Наиболее выразительный ракурс – показать, собирая разные точки взгляда.
Особенности:
1. условность трехмерности (глубина показывается по вертикали или по горизонтали, когда одно изображение за другим)
2. при профильном повороте головы – глаза показаны полностью
Устройство иконостаса
Иконостас – стена, сложенная из ряда икон, отделяющих алтарную часть от основного церковного пространства.
У католиков алтарь всегда открыт, у них нет иконостаса.
В домонгольский период не было иконостаса, были алтарные преграды, которые пришли из Византии, но преграда всегда имела вход (золотые врата)
1. первое, что добавили к преграде – икона над центральными вратами
2. желание украсить врата по бокам
3. дополнение боковых икон еще рядом икон => получился первый ряд
4. второй ряд икон
5. третий ряд икон
6. четвертый ряд икон
7. пятый ряд икон получился к началу 16 века
Пятый ряд – Преотеческий
В центре преотеческого ряда – изображение Бога-Отца Саваофа (есть вариант, где вместо Бога-Отца – Троица)
Четвертый ряд – Пророческий
В центре изображение Богоматери точно под иконой Саваофа. Часто используют иконографию Богоматерь Знамение. Справа и слева – пророки (пророк Илия)
Третий ряд – Праздничный чин
Рождество, Сретение, Крещение, Преображение, Тайная Вечеря, распятие, снятие с Креста, Вознесение. Если размеры иконостаса позволяют, то там Рождество Богоматери, Благовещение, Рождество Христа и закончить Успением Богоматери.
Второй ряд – Деисусный (моление)
Самые большие иконы. Выделяется центр – образ Христа. По правую руку от Спасителя – Богоматерь, за спиной Архангел Михаил, за ним Апостол Петр, Василий Великий (длинная борода клинышком). По левую руку – Иоанн Предтеча, Архангел Гавриил (лицом к богоматери, прообраз Благой Вести), Апостол Павел, Иоанн Златоуст (изображен, как и Василий Великий, т.к. создали блаженную литургию).
Первый ряд – Местный
Справа от врат – Икона с изображением Богоматери. Слева от врат – изображение Христа. За Христом – Храмовая икона.
В остальном в этом ряду изображают иконы, особо почитаемые. Святые данной местности, где построен храм, поэтому ряд называется Местным.