Древнее Царство (3 тыс. – 2400 г. до н.э.) – скульптор «санкх» – творящий жизнь, скульптура Ка появл в камне – прозрачный двойник, передача портретных черт.В скульптуре использовали известняк, диорит, базальт, красный/черный гранит, реже металл или дерево. Глаза инкрустировали. Скульптурасидя. Каноны:фронтальность,прямолинейность, симметричность,вписанность в куб,иероглифы,ноги вместе,руки на коленях, или одна прижата к груди,«взгляд в вечность».Канон цвета:тело мужчины – красно-коричневое,тело женщины – желто-розовое/желто-коричневое,парики – черные,одежда – белая.Фараон Снофру,Фараон Аменхотеп, Фараон Хефрен,Царевич Рахотеп с женой Нофрет.Людей не столь значимых как фараон и его семья изображали иначе, без особой строгости канона. Их позы более реалистичны и свободны.Семья карлика Сенеба,Писец Каи 55.5 см.Скульптура стоя.Каноны:левая нога выдвинута вперед – шаг в вечность,фигура статична,руки вытянуты вдоль туловища или одна рука согнула в локте.Две статуи фараона Ранофера,Статуя Микерина с богинями,Статуя Каапера или Сельский староста (из дерева)Среднее Царство(2100 -1700 гг до н.э.)– Статуя на улице Аменхотепа 3(черный гранит) – величие фараона в сознании людей,Голова Сенусерта 3 – сомнения о вечности - состояние, возраст.Скульптору интересно передать образ фараона с позиции живого человека, а не бога на земле. Меняется пластика – используя светотеневую моделировку, скульптор передает и возраст, и настроение, и состояние.Новое Царство (1071 -1580 гг. до н.э.) 3 этапа развития: (1. Первая половина 16 – 15 вв. до н.э.2. Искусство Амарны конец 15 – нач. 14 вв. до н.э.3. Вторая половина 14 – 11 вв. до н.э.)1. В эпоху Нового Царства скульптура развивается по двум направлениям: огромные скульптуры и мелкая пластика.Статуя Хатшепсут, Хатшепсут в виде сфинкса,Парные статуетки Аменхотепа и Ранаи – каноны фигуры стоя,Туалетные ложечки – женские статуэтки пластичны 23,5 см,Шакал 75 см.Бог Анубис в образе шакала(Высота 70см. Черное дерево с золотом. Изящная.)2.Период Амарны (к.15-нач. 14 вв. до н.э.): возвышенность, благородны, душевная мягкость а не физическая мощь и сила жестокого правителя. Скульптор: Тутмес (Тутмос)одухотворены.Скульптура представлена портретами Эхнатона, Нифертити и членов его семьи. Скульптор максимально пытается добиться реалистичности, забыть, что скульптура из камня. Скульптуры выполнены из известняка и песчаника. Красота, утонченность линий.До Тутмеса красота фараонов, его идеальность, отождествлялась с властным, сильным правителем. Тутмес это меняет. Он пытается выявить духовное существо человека. Впервые появляются тексты любовного содержания, лирические послания. Тутмес ( портрет Нефертити в высокой короне – пор.известняк,Портрет Нефертити – песчаник,Царица Тия,Дочери Мариэтатон и Анхесанатон.3.2-ая пол После смерти Эхнатона наступила реакция – были восстановлены прежние верования и ритуалы, само имя царя-отступника стало запретным, а столица его была опустошена и щаброшена. (14-11 вв до н.э.) - Колоссы в Абу-Симбеле Рамзеса 2 20м, все по канонам.Позднее Царство (11 в. – 332 г. ) – стауэтки в бронзе покрытые золотом, чеканными узорами, инкрустация драгоценностями. .
Фаюмский портрет
Древнейшие образцы станковой живописи 1-3вв. н.э. Название от географического места (Египет, селение Эр – Рубайят близ Фаюма). Первые находки примерно 80г 19в (≈1887)Фаюмский портрет представляет собой портреты жителей римского Египта 1-4 вв. н.э. : египтян, греков, нубийцев, евреев, сирийцев, римлян.Греки и римлянине, жившие в Египте, оказались под сильным воздействием египетской культуры. Так одним из самый сильных проявлений влияния древне египетской культуры, было заимствование религиозных традиций бальзамирования тел и наличие на лице усопшего, выполненной на дереве или холсте, портрета (др. египетская маска).Фаюмский портрет показал большое этническое многообразие, возраст. Изображения выполнены восковыми мелками – энкаустика.Фаюмский портрет «генетически» представлен собой соединение египетского культа, римского познания натуры и эллинской воспаренности духа.Полотно с изображением юноши-поэта в окружении Анубиса и саркофага.В развитии фаюмского портрета усматривают несколько этапов: 1-2 вв. н.э. Характерные черты:Отсутствие статики (голова в ¾)Направленность взгляда,Выразительная линия рта,Безупречное владение техникой (светотень, тональная живопись),Техника: энкаустика – от греч. «жечь». Нанесение горячим инструментом краски на доску и закрепление с помощью обжига.Краски: из минерального красителя + растопленный пчелиный воск + смола.Инструмент: кеструм (cestrum). Фон и общие участки цвета отрабатывались кистью. Иногда восковые краски употребляют в жидком состоянии и писали кистью, подобно тому, как пишут водяными красками, а затем справляли их между собой и сглаживали через повторное приближение к ним жаровни с горячими углями. Горячий способ нанесения красок и оплавления красочного слоя давали убедительный живописный результат. Чем сильнее оплавляли краски, тем более глубокий тон и блеск приобретала картина.Изображение на дощечках из кипарисового или кедрового дерева размером 43х23 см.Со 2 в. Портреты выполнены на холщевых погребальных пеленах. Портреты делались задолго до смерти хозяина и можно рассматривать, как самый ранний вариант светского портрета, который вывешивался в атриуме.3в. н.э.Портреты исполняются в более условной манере. Традиционные портреты удерживаются.Появляются элемент схематизма.Возвращение фронтальной композиции.Статичность.Объем сменила сухая контурная линия.Краски располагаются ровными плоскостями в пределах четкого контурного рисунка. Цветовые штрихи теряют связь со светотенью и приобретают самостоятельное значение, выражая аскетизм и духовное напряжение образа.Краски однотонные, художник явно отдает предпочтение духовному началу перед телесным (перемены в восприятии мира)Фаюмский портрет почти всегда представляет человека в расцвете лет – духовных и физических, как бы увековечивая его оптимальный облик, в котором он может предстать перед богом – акме (состоянии расцвета).Здесь угадывается, в какой-то степени, связь с иконой, в которой человек изображался в своем высшем духовном, просветленном состоянии.Женщина средних лет.