Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Иконы 13 века. Феофан Грек



«Богоматерь Великая Панагия», 1/3 13 века.Икона найдена в Ярославле в Спасском монастыре, вскоре после революции в 1919 году. Панагия – всесвятая. Иконография Панагия близка в иконографии Оранта. Отличительная черта иконографии Панагия – это наличие медальона в скалках мафория. Трактовка образа Христа в медальоне – Эммануил («С нами бог»). Иконография Знамение напоминает иконографию Панагия, только она поясная. В верхних углах иконы образы, двух архангелов. Пробела на иконе выполнены не белилами, а сусальным золотом, в результате создается ощущение, что Богоматерь тонет в сверкании света. Очень сильно привлекает внимание белый цвет. Высота иконы 193,2 х 120, 5 метра. «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий», 2 половина 13 века, новгородская школаНеобычна композиция, бросается в глаза сильная разномасштабность, с выделением фигуры Иоанна. Георгий – воин, великомученик, покровитель княжеской власти. Власий – епископ. Единение церкви небесной и церкви земной. Разномасштабность – типичный прием выделения иерархически главного в композиции. Иоанн написал труд «Лествица, возводящая на небо» (лестница = Лествица). В иконе использована особая краска – киноварь. Бесплотность, безобъемность, ощущение созидание духа. Черная вставка с крестами – схимник. В 13 веке в Новгородской школе иконописи прослеживаются два направления, одно из которых является стилистически близким к Византийскому стилю. Другой стиль, относится к демократическому направлению, т.е. близость к народным образам. «Николай Чудотворец» Пример Византийского направления. Очень строго, никакого фона.«Никола Липный» (изображение Николая Чудотворца)Название происходит от названии реки – Липна. На этой реке был построен храм, и для него была заказана икона. Пример демократической ветви. Яркость, цвет, радость, множество декора, нарядность. Более мягкий, нежный образ. Редкий пример, когда осталось имя иконописца – Алексей Петров. В 14 века, в 70 годах, в Новгород, где уже сформировалось самостоятельная художественная школа живописи, появляется знаменитый иконописец, выходец из Константинополя – Феофан, по прозвищу «Грек».Феофан Грек работал в таких русских городах, как Феодосия, Нижний Новгород, Москва, Великий Новгород. Единственным местом, где сохранились фрески Феофана Грека, является церковь Спаса Преображения на Ильине Улице.Для живописной манеры Феофана Грека характерно широкие удары кисти, уверенно положенные блики, преобладание красно-коричневых и желтых охр.Фрески Феофана написаны на серо-синем фоне. Творчество Феофана невозможно понять вне исихазма – «покой, безмолвие, отрешенность» (греч.). Это мистическое учение в рамках византийской православной церкви. В широком смысле - это аскетическое учение о пути к единению человека с Богом через очищение сердца слезами и самососредоточение сознания, включая систему психофизического контроля. Сторонники исихазма стремились постоянно ощущать присутствие божества. Главная цель –переделывание, преобразование тварной плоти. Белильные движки лежат на затемненных участках тела, будто освещают святого божества огнем. С другой стороны как бы преобразованная плоть, просвещает божественный огонь, с помощью белильных движков показывается и напряжение образа, и сила дерзновения, а иногда передает и глубокое чувство страдания.Церковь спаса Преображения на Ильине улице:Образ Адама, Илья пророк, Авель, Богоматерь знамения (на стенах в нижней части)Троица (фреска алтарной стены на хорах верхнего предела)Фигуры Сары, Авраама. Грек трактует композицию Троицы, как жанровую сцену. В композиции четко главная фигура – Бог-отец, занимает центр стола. Типичное цветовое решение: охра на сине-сером фоне.На противоположных стенах Феофан Грек изображает столпников (христианский святой, из числа преподобных, избравший особый вид подвига — непрерывную молитву на «столпе» (открытой возвышеной площадке, башне и т. п.)Пантократор,Столпник Даниил,Столпник Олимпий. Макарий Египетский Образ аскета, но не царственно-мудрый, не ревностный обличитель зла, а метущийся собственными страстями, одолеваемый искатель истины. Трагическая неуемность в его чертах: в глазах – скорбь, мольба и надежда. Контраст цвета. Белильные движки создают динамичную живопись (нервную, напряженную). Страсти, раздумья, порывы людей в целом этом образе. Он абсолютно высвечен божественным огнем.Благовещенский собор Московского кремля.Икона «Богоматерь» (деисусный чин)Икона «Иоанн предтече» (деисусный чин)Икона «Богоматерь Донская» оборотная сторона «Успение богоматери»

 

 

Андрей Рублев

Родился между 1360 и 1370 годом, и умер в 1430 году. Был монахом. Работал во многих русских городах. Фреска «Страшный суд», Успенский Собор во Владимире

Успенский Собор в Звенигороде, Иконостас. Иконы «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел». Работал вместе с Феофаном Греком в Благовещенском Соборе Московского Кремля над иконостасом. Мягкость, лиризм, глубинная божественная любовь творца к своему созданию, мягкие линии, смирение, готовность понять и принять, надежда на спасение – все это присуще образам Рублева. Икона «Архангел Михаил», Успенский Собор в Звенигороде.Плавная линия разворота плеч, наклон головы направлен к молящемуся. Линия явственная, работа графична. Близко посаженые глаза. Отделка голубая на крыле названа «голубец». Икона «Спас», Успенский Собор в Звенигороде.Четкая линия глаз, бровей, губ. Смотрит прямо, плечи в одно строну, а голова повернута в другую сторону. Ощущение направленности. Умные, понимающий взгляд. Излучает гармонию, покой и любовь.Икона «Апостол Павел», Успенский Собор во Звенигороде.Фигура немного наклонена, как бы выпадая, припадая к нам. Складки одежды подчеркивают мягкость. Синий хитон. Фреска «Страшный суд», Успенский Собор во Владимире.Другая концепция страшного суда рождается в рамках православной церкви. Святые, ангелы, апостолы – все собрались для того, чтобы выслушать, милосердно отнестись к грехам человека и простить. Мягкая линия поворота головы. В ликах страдание, он сочувствует и понимает. Концепция, которая вселяется в человека веру в прощение.Центральная фигура – Господь в круге, божественный знак – вечность. Руки расположены крестом: те, кто пойдут в рай и те, кто пойдут в ад. Мягкие движения поворота рук.Фрагмент фрески «Страшный суд» «Святой лука» Икона «Благовещение пресвятой Богородицы» в Благовещенском Соборе Московского Кремля.Ангел светится как бы изнутри. Высветления в результате, которого вариант голубого высвечивается изнутри, лучезарный свет, идущий от ангела.Икона «Троица», Троицкий Собор Троице-Сергиевой Лавры.Писалась для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Нет яств, нет главы дома, есть три ангела, которые абсолютно одинаковы. Единение ангелов, в состоянии светлого, духовного пребывания в любви Божьей. Легкие наклоны головы, которые объединяют их. На столе одна чаша – символ жертвы. Центральный ангел, как бы занес руку, чтобы начать благословлять. С левой стороны ангел уже закончил, а справа только заносит, чтобы начать благословлять. Центральная фигура – вишневый и синий, цвет – бог-сын. Слева – пурпурный, бог-отец. Слева – зеленый – бог-святой дух. Стол не похож на стол. Это алтарь, на котором будет принесен в жертву Христос. Ощущение что чаща скользит к нам со стола. В этой иконе закодирована фигура восьмигранника –символ Вифлеемской звезды. Боковые ангелы как бы парят в невесомости. Три ангела - три путника, у которых есть посохи. Бог отец – посох подходит к образу дома, это образ церкви, дом бога, ветхий завет. Первая действующая ипостась, когда бог дает описание своего дома. Эта фигура наиболее прямосидящяя, вертикаль своего символа, вертикаль своего дома. Бог-сын посох указывает на древо, движение крона дуба соответствует линии наклона головы. Христос - это древо жизни.Бог-святой дух, указывает посохом на скалу, поворот наклона в том же ритме, что и скала. Прообраз непоколебимости веры. Вся композиция как древо жизни. Нижняя часть композиции более устойчива, графична, статична – корневище дерева, а дальше идет ствол более витиеватый и самый верх как легкое движение кроны. Единение трех ипостасей.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.