В 988г. Совершается крещение Руси, время правления Владимира Красно Солнышко. С принятием у Византии православного Христианства на русскую почву приходят иконопись, монументальная живопись, крестово-купольная система, жития святых. Искусство культовое, церковное, отражает идеи православия.К наиболее древним примером русского искусства относятся мозаики и фрески собора Святой Софии во Владимире и Михайловского монастыря в Киеве.МозаикаИзображение Богоматери Оранты в верхней части апсиды Софии Киевской.Иконография Оранта («молящаяся»), характерно изображение фигуры в полный рост, с поднятыми руками и ладонями, направленными к небу. Фигура несколько непропорционально, т.е. изображение выполнено не на ровной поверхности, а в апсиде. Очень крупные черты лица, выразительные глаза. Одеяние – голубой хитон (небесная, божественные небеса), темный вишневый с золотым мафорий (вишневый – цвет Христа, золото – слава божья). Фигура парит. Золотой фон, как божественное сияние. На мафории на месте плеч и на лбу – звезды (символ три единства бога, чистота богоматери).Григорий Нисский в нижней части апсиды Софии Новгородской.Очень выразительное лицо, и глаза. В одной руке Библия, правой рукой благословляет. Передана особая глубина веры. Ярый иконопочитатель, живший в эпоху иконоборчества в Византии.Дмитрий Солунский, Михайловский монастырьВ отличии от Византии, воин, эпосный богатырский образ. Ощущение телесной силы, мощи. Передает русский дух.Апостолы идут на причастию (Евхаристия), Михайловский монастырь.Начинает проявляться русский дух. Фреска.Наряду с божественными образами, изображали реальных исторических героев.Фреска на хорах «Сцена предстояния Ярослава мудрого с семьей перед Христом» в Софии Киевской.В центре восседающий Христос, по левую руку фигура Ярослава Мудрого, у которого в руках макет будущей Софии Киевской и далее сыновья. По правую руку жена Ярослава Ирина и далее дочери.Сохранилась только фреска «Дочери Ярослава»1.«Сцена охоты на медведя», на стенах башнях Софии Киевской
2.«Битва ряженных» 3.«Скоморохи и музыканты», «Богач и черт», 12в., церковь Спаса на НередицеНа стуле сидит богач и показывает на рот, прося воды, но черт предлагает испить пламя.В композиции чувствует народное подсмеивание. Есть некая повествовательность. Общенародная христианская оценка бытия.Икона «Владимирская богоматерь» 11-1пол 12в.-неизвестный мастер: по искусствоведческой версии автор Евангелист Лука, на доске со стола трапезы – точка зрения православия.Иконография – Елиуса, т.е. Умиление (наличие касания)
Трактовка образа младенца, как маленького взрослого. Богоматерь одета в мафорий (плащь с капюшоном), который украшен звездами (две звезды на плечах и одна звезда на лбу), звезды восьмиконечные – вифлиемские. Три звезды- три единства бога: отец сын и дух, с другой стороны тройная чистота богоматери: в зачатии, в рождении, после рождения.«Ангел – златые власы», сер. 12в. (новгородская школа)Оплечное изображение ангела. Его образ по стилю передает настроение заступничества за людской род. Это с одной стороны образ одного из архангелов, с другой стороны символика образ молодого Христа, который является жертвой за все грехи. Ощущение совмещенности состояния: и печаль и счастье (спасение будет, но путь будет тяжелым). Довольно яркое, крупноватое, плакатное в образе. Тонкость красоты черт, светлая одухотворенность.«Спас нерукотворный», конец 12в. (новгородская школа)В иконе бросается в глаза выразительная яркая линия, обрисовывающая черты облика Христа. Явно присутствует ассиметрия (по разному изогнуты брови, что придет лику особенную выразительность). Проведены золотые полосы в волосах – ассисты, которые выражали в новгородской живописи особое почитание. Нижний ярус – квадрат, устойчивость.Далее ярус – круг, нимб, божественный мир.Последний ярус – лик Христа на фоне креста, символ божественной любви.Суровость лика, в котором передается внутренняя энергетика творца.В 13в. на другой стороне была написала икона «Поклонение кресту». «Благовещение устюжское», 12-начало 13в.Благовещение – праздник 7 апреля. Отмечать начинают с 4 века, а изображать с 5 века. Архангел говорит о будущем рождении. Идет посыл руки архангела Гавриила, как посланника Бога. В левой руке Богоматерь держит нить, т.к. она в храме делала полотно. И лик Богоматери, и лик архангела написаны в чисто византийском стиле (наложение нескольких слоев охры). В волосах архангела ассисты. Античность в облики архангела. Образ Марии наполнен смиренным принятием новости. Нить в ее руках – символ, прообраз нити, как жизни Христа. Ноги Марии стоят крепко – она земная, ангел – парит, он внеземная сущность. В верхней части открыт спектр, где вседает сам вседержитель, который наблюдает всю сцену.«Успение Богоматери» («Облачение Успенское»), 12-начало 13в.Многофигурная композиция, один из последних известных памятником живописи домонгольского периода. Зритель включается в композицию, в происходящее. Композиция объединяет в себе разнопространственные и разновременные композиции. Верхний ярус – группа летящих ангелов, восседающих апостолов на облаках, которых направляют ангелы. Наверху канун этого дня (ангелы собрав всех апостолов, по небу направляются к богоматери.Второй ярус – пространство мирское, где идет акт успения Богоматери. Прощание с Богоматерью.Около лика Богоматери Иоанн Богослов. За гробом фигура бога, который объединяет мир небесный и земной. Он воспринимает душу Марии (на руках у него ребенок), и далее наверху открыт спектр, куда ангелы уносят душу Марии. Особенностью новгородской живописи является использование ярких, сочных, локальных цветов. Не работали на нюансах, не искали соответствие цвета, а сопоставляли контрастные цвета. Черная линия границы между цветами.