Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Строгановская школа иконописи



В конце 16 века в нашей иконописи возникла школа Строганова.Строгановцы – именитые люди, выходцы из Новгорода, которые при Иване Грозном составили огромное состояние на прикамских соляных приисках. Вкусы Строгановых отличались известной изощренностью,небольшого размера (20х20, 30х30), при этом многофигурная композиция большое внимание деталям, прибытие не в духовном состоянии, а рассматривание узора. Превалирует декоративное начало. Икона превращается в драгоценный предмет. Характерно для Строгановского стиля была повышенная эстетизация каноничных художественных форм. Придавала нарядную, праздничную окраску, даже самым драматическим сюжетам. Строгановы первыми заложили в России коллекционирование. Пракопий Чирин – самый известный мастер школы.Никифор Савин, Истома Савин, Стефан Арафьев, Емельян Москвитин. Икона «Никита – воин», Прокопий Чирин Размер: 29х22 см.Сцена предстояния. Никита воин стоит с вытянутой рукой перед раскрытым спектром. В верхнем правом углу восседающая Богоматерь Одигитрия, указывающая на Спасителя и в золотых одеждах Спаситель, благословляющий Никиту.

Черный, темный фон, как декоративный прием. На темном фоне сияют золотые доспехи Никиты воина. Кольчуга изображена не обобщенно, по канонической схеме, а прописана детально. Узор на кольчуге напоминает украшения в старопечатных книгах, что подчеркивает взаимовлияние художественных приемов каноничного иконного письма и миниатюры печатных книг. Голубой плащ написан очень декоративно. Сочные цвета дают изысканность колорита и мелочность письма. Лик Никиты воина написан светлыми охрами, разными слоями и с использованием подрумянки. Тончайшие движки, чтобы передать текстуру волос на бороде, голове. Удивительно выписаны сафьяновые сапоги.Икона «Чудо Федора Тирона о Змие», Никифор СавинРазмер: 36х31 см.Мастерство автора, владеющего идеально композицией. Абсолютно повествовательно рассказываются события о матери Федора. Каждый художественный образ закончен. Элементы ландшафтного пейзажа являются границей, отделяющее одно событие от другого. Сюжет апокрифа.Апокриф – сборник текстов, которые церковь не приняла.Вначале люди стоят в раздумье «Что делать», затем чудовище хватаем мать Федора, дальше мать Федора, пойманная и посаженная в пещеру в окружении разных змей.Сын Евросии Федор получает от ангела благословлении на битву с чудовищем, Федор сражающийся со змеями и, наконец, Федор выводит мать из пещеры. Сильная детализация каждой детали иконы. Икона «Петр Митрополит с Житием», Истома СавинРазмер: 41х42 смПо центру митрополит Петр по принципу предстояния, рука обращена к богоматери в другой руки свиток. В спектре в углу Богоматерь с младенцем. Справа и слева идут Клеймы. 6 с одной стороны и 6 с другой. Очень активная наполняемость клейм. Оклад очень узорчатый с драгоценными камнями. Икона «Великомученик Дмитрий Солунский и благоверный царевич Димитрий»Сцена предстояния. В облаках Богоматерь Знамение. Икона «Иоанн Предтече в пустыне», Никифор Савин (?)Размер: 33х29 см.Исключение из правил. Духовность превалирует над декоративностью. Идея предстояния. Иоанн Предтече стоит перед раскрытым спектром. В облаках восседающий Христос с ангелами. Рукой держит чашу, на дне которой фигура человека, как жертва и святое писание. Прообраз божественного мира, река с разными зверями. Великолепно выписанный пейзаж. В левом углу Иоанн предтече в детском возрасте и ведет его за руку ангел. Рукой ангел указывает наверх. Он показывает туда, где в облаках находится Христос. Символ избранности служения.Парсуна «Скопин-Шуйский Михаил Васильевич»Жанр Парсуны – изображение человека. Парсуна является переходным жанром между иконой и портретом. От иконы: техника написания лика, расположение изображения в средники, как выписан воротник, так же как на иконе выписывались облачения святых.От портрета: индивидуальные черты внешности, наверху спас нерукотворный, расположен так, как обычно располагали изображения на полковых знаменах.Симон УшаковКрупнейший русский художник в 17в. Его взгляды разделяли влиятельные деятели, которым благоволил патриарх Никон.:Назначен в виде особого исключения «жалованным живописцем» еще в юности. Чертил карты, планы, писал иконы, фрески. Сочинял рисунки для церковной утвари, монет, украшений на ружья. Работал как гравер. Выступал в качестве теоретика искусства. Был замечательным педагогом и организатором.

Ушаков ставил живопись выше прочих видов «иконотворения», т.е. изобразительного искусства, т.к. живопись деликатнее, живее представляет предмет, яснее представляя все его качества. Сознательно и обоснованно требовал от живописи правдивого изображения, «как в жизни бывает». Ссылался на зеркало, которое в 17 в. впервые получило широкое распространение в высших слоях русского общества. Образ рождался в зеркале. Симон Ушаков сочувственно относился к реалистическому искусству современных ему художников Запада, которое «всякие вещи и бытия в лицах представляют и будто живых изображают». Сторонники: Иосип Владимирович – живописец, автор «Трактата об иконописании»Благообразное писание – то, которое передает «богодарованную» красоту человека и его «живоподобный» образ.Негатив: Плешкович, Аввакум. Аввакум считал, что Ушаков и его сторонники изображает подобие как они сами – толстобрюхих, толсторожих, что все написано по простому умыслу, т.к. сами еретики возлюбили толстоту плотскую и отвергли возвышенное. Что им захотелось иностранных поступков и обычаев. Это 2 взгляда на искусство:всего лишь попытка приоткрыть окно в будущее (откуда они знали запад – оружейная школа),выражал нечто изжитое .Икона «Спас» Размер 53х42Нетрадиционная интерпретация лика Спасителя. Тип лика соответствует канону – классические правильные черты, прямой тонкий нос, четко прорисованные брови, слегка вьющиеся волосы, распадающиеся прядями, но интерпретация образа непривычна. Применяя светлый, телесный цвет и светотеневую «лепку» в личном письме, Ушаков может быть невольно, очеловечивает образ Бога, придавая лику спокойное, чуть опечаленное выражение. Пухлые щеки, руки. Необходимо обратить внимание на убрус – ткань, на которой изображен лик Христа, с мягкими ниспадающими складками и вполне натуралистично «завязанными» углами. Трактованный живописно, этот плат свидетельствует о знакомстве мастера с приемами нового для него искусства, пришедшего из западноевропейских стран. Изысканный золотой орнамент говорит об утонченном вкусе и богатстве творческой фантазии художника. Попытка влить в дело новые мысли и чувства, была ему не по силам, но в другое время и эпоху он сделал бы больше.Икона «Архангел Михаил, попирающий дьявола»Размер 23х20,5. Третьяковская голерея.Смысл иконы аллегоричен и окончательно не разгадан. Вкладывает в традиционный сюжет новое содержание благодаря изображению святых и простого, смертного человека. Это собирательный образ молодого человека, стоящего в начале жизненного пути перед выбором, какой стезей идти, и обращающегося за помощью к небесному заступнику. Миниатюрное произведение отличается особым изяществом и красотой колорита. Фигура архангела в живописно развевающемся плаще с изысканным каскадом складок, в роскошных воинских доспехах с замысловатым узором. Лик выполнен светотеневой моделировкой. Пухлые щеки, руки. В иконе интересно сочетание живописности и графичности, ранее не встречавшееся в русском искусстве. Намеченные контурами фигуры святых становятся как бы невидимыми и уходят на второй план. Таким образом художник делает главным персонажами в композиции архангела Михаила и молящегося ему юношу.Икона «Троица Ветхозаветная»Русский музей.Икона следует композиционно-иконографическому решению «Троицы» Андрея Рублева. Изображение трех Ангелов за трапезой, без предстояния Авраама и Сары, служивших Им. Их фигуры вроде как бы объемны, но такая объемность не вяжется с их плоскостным расположением. От Рублевской духовности, поэзии не сохранилось и следа. Крылья ангелов, как спинки стульчиков. Икона «Богоматерь Кикская»Размер: 130х76. Третьяковская галерея.Икона была написана для главного иконостаса церкви Григория Неокесарийского в Москве. Икона чтилась не только христианами, но и мусульманами. Образ Пресвятой Девы – прекрасная юная матерь, спокойная, любящая, нежная. В образе нет трагичности, предчувствия будущих страданий за мученичество сына, присущее изображениям Богоматери «Умиление» на древних иконах. Применяя технику тончайших лессировок, Ушаков проделал кропотливую работу, выполняя объемную «лепку» ликов, прорабатывая каждую форму. Ушаков был первый, кто применил технику передачи светотени в иконописи. Лица трогательно смоделированы светотенью. Они живы, цвет лиц реалистичен. Но именно вследствие этого нас коробит вытянутая силуэтность фигуры ребенка Христа. Полное несоответствие между ее чисто плоскостной угловатостью, изогнутостью и нарочито подчеркнутой живостью образа.Колорит высветленный, со смягченными контрастами.Соотношения цветов сглаживает золотая сетка декора: пышный и разнообразный орнамент в сочетании с ассистом – золотые движки, которые объединяют красный и зеленый сеткой узоров, который уже не несет прежнего символического значения. Он не только украшает, но и «высушивает» рисунок одежд, и в какой-то степенен уплощает объемы фигур.Необычны по цвету одежды Богоматери: мафорий (не темно-вишневый) – охряно-золотой с зеленой подкладкой. Платье (не темно-синее) – светлое, цвета бирюзы, богато орнаментированное.Интересное ритмическое построение композиции: кайма плата Богоматери, ниспадая, образует вереницу треугольников. У младенца в руке белый свиток с греческой надписью. Свиток является смысловым центром композиции. Уравновешивается и вместе с тем, акцентируется с белыми рукавами рубашки Младенца.Икона «Насаждение древа государства Российского или Древо государства Московского»Размер: 105х62. Третьяковская галерея.Это скорее не икона, а картина, утверждающая преемственность царей из дома Романовых от прежних властителей, собирателей Русской земли. Композиция сложная, но согласованная в единое целое, не разрушающая и сочетанием тонов. Внизу, на фоне Успенского Собора первый московский митрополит Петр и князь Иван Калита сажают и поливают дерево, прорастающее сквозь собор. Это дерево заполняет все поле иконы. Живое изображение архитектуры московского Кремля. Живые портреты царя Алексея Михайловича и царицы Марии. Пухлые ручки, щеки. Особенности творчестваУшаков хотел брать пример с западных мастеров, своих современников. Но у тех за плечами был опят нескольких поколений, культура, унаследованная от великой эпохи Возрождения, охарактеризованная Энгельсом, как «величайший прогрессивный переворот». Запад-Культ личности, свободы. Искусство славило человека – хозяина судьбы, утверждало приоритет разума. Светское искусство.Россия-Искусство в сюжетах и в самом своем образном строе регламентировалось церковью, вместе с царской властью, соглашавшее его на какие-то новшества, но затем снова подчинение незыблемой догме. Церковь боялась духовного раскрепощения человеческой личности, поэтому предписывала искусству чисто назидательное функции: восхваление, покорность владыке небесному и царю земному.Откровенно прославлять земную красоту Ушаков в эту эпоху не мог, его не понял бы народ, который привык видеть в иконе предмет поклонения, на котором «лик божества», а не «правдивый человеческий образ».

Симон Ушаков – один из основоположников русской портретной живописи.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.