Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общая характеристика искусства Византии. Мозаика. Фреска.



В 330 году, еще задолго до распада Римской Империи на западную и восточную части, император Константин строит на территории Малой Азии город своего имени – Константинополь. Этот город был построен на месте древнего города – Византии. В последствии, когда Римская Империя разделилась, восточная часть была названа Византией, а Константинополь становится ее столицей.

Византийское искусство складывалось на почве эллинистической культуры Греции, Палестины, Птолемеевского Египта, Ирана. Византия положила начало формированию греко-восточного типа культуры. Византийское искусство пронизано идеями православного христианства. Культ объединил все виды искусства: архитектура, живопись, литература, скульптура, прикладное искусство. Поскольку Византийское искусство культовое, оно строго канонизировано.

В Византийской художественной культуре слиты два начала: эмоционально-духовная сущность и декоративное начало, пышная зрелищность и утонченный спиритуализм (spirito –дух). Своеобразие Византийского искусства в том, что оно объединило и то и другое в единую художественную систему, строго нормативную, каноническую, проникнутую духом торжественного и таинственного церемониала. Блеск, парадность, золото и мрамор, красочность и сияние – все оказалось уместным, как символ духовного блаженства, а вместе с тем эта роскошь хорошо отвечала стилю восточной ромейской империи, вкусам богатого Константинопольского двора. Периоды развития искусства Византии.Ранний период – «Золотой век императора Юстиниана 527-565 гг.» – 4-7 вв. н.э.Период иконоборчества – 8в.-1 половина 9в. н.э.Македонское возрождение 2половина 9в.-10в. н.э.Комнинский период (династия Комнинов) – 11-12вв. н.э.Палеологский период (династия Палеологов) – 1261-1453гг. н.э.Главными формами византийской живописи были: монументально-храмовая живопись (мозаика, фреска),иконы,книжная миниатюра.Мозаика – самое характерное создание Византийского Гения. Мелкие разноцветные кубики смальты (сплав стекла с минеральными красками) мерцают, вспыхивают, переливаются, отражая свет. Точно рассчитав угол падения света, делая поверхность мозаики несколько шероховатой, мастера извлекали великолепные живописные эффекты. Они учитывали оптическое слияние цветов, в глазу молящегося смотрящего на нее с большого расстояния. Самые древние мозаики находятся в усыпальницах и храмах г. Равенны (Италия).Период Юстиниана.1. Мавзолей Галлы Плацидия: «Христос – добрый пастырь», сер 5в.На голубом фоне, образ молодого Христа. Христос дан в иконографии Еммануил («с нами Бог»). Христос, как добрый пастырь, идея райских садов2. Церковь Св. Виталия, Равенна, 6в. н.э. : Две парные мозаики: император Юстиниан со свитой и императрица Феодора со свитой.3. Парная мозаика «Мученики и мученицы», церковь Сан-Аполлинаре в Нуово (сер. 6 в.)Мозаика выполнена на золотом фоне, в белых и зеленых тона. Наличие пышной декоративности и спиритуальности. Мученики в состоянии предстояния, в руках у них венцы славы. Фигуры представлены фронтально, статичны. Над головами мучеников выложены их имена, но индивидуальной характеристики нет. Состояние пребывания в духовном единении с Богом, что роднит ее с мозаикой Юстиниана. Если мученики слегка отличаются возрастной характеристикой, то у мучениц нет и этого. Схожесть внешнего облика передает схожесть их судьбы. Художнику важно было подчеркнуть то, что все они «Братья и сестры во Христе»Комнинский период.Мозаика Комнинского периода отличается стилистическим многообразием.1. Император Иоанн II и императрица Ирина перед богоматерью с младенцем.Царевич АлексейОбе эти мозаики относятся к 12в. и находятся они в Софии Константинопольской.Фигуры застылы в напряженных позах. Они полностью превратились в плоские, покрытые геометрическим орнаментом силуэты, словно наклеенные на золотой фон. Человеческая плоть исчезает за игрой орнаментальных форм. Лица выложены из мелких, хорошо пригнанных друг к другу кубиков смальты, образующих так же геометрические узоры. В таком исполнении румянец на щеках императрицы скорее напоминает татуировку, а высветвления на лице Алексея – шрамы. 2. Христос, 12в.3. Богоматерь с младенцем, 9вНаходится в центральной апсиде Софии Константинопольской.По преданию мозаика выполнена знаменитым греческим художником Лазарем. Он умер в 854г., сильно пострадал от иконоборцев. Художник подчеркнул космическую роль девы в спасении мира, вдобавок акцентировал мотив Богоматери, как престол божественной премудрости. Живое и полнокровное переживание античности, свидетельствующее, что для Византийского искусства классическое, являясь образом идеальной человеческой красоты, было и способом поиска высочайшего одухотворения. Образы наделены подлинной монументальностью, доминирует статуарность, торжественность и царственность Богоматери созданы здесь не только недосягаемым величием, но и идеальной отвлеченностью от мира земных измерений. Дева Мария здесь царица небесная, но может быть в последний раз и Богиня. Иконография «Панахрантос» - «Пречистая». Трактовка образа младенца – маленький взрослый.

Мозаики церквей в Дафни и Чефалу имеют иную стилистику.Взамен живописного решения мозаик Комнинского периода культивируется линия замкнутый контур. Этим мозаикам характерна большая графичность.1.Христос Пантократор (Вседержитель), апсида собора в Чефалу2.Крещение Христа, монастырь в Дафни3.Пантократор, в куполе церкви монастыря в ДафниОбразы более строгие, аскетичны, суровые.Палеологовский период.В мозаиках Палеологовского периода большая экспрессия и свобода движения. В этих мозаиках все задвигалось. Фигуры не статичны и не фронтальны. Не стоят лицом к молящемуся, а поворачиваются друг к другу. Создается некое общее композиционное решение. В этих мозаиках появляются образы фантастических архитектурных сооружений, выступающих уже в слегка углубленном пространстве.Мозаики церкви Кахрие-Джами.Рождение девы Марии.Бегство в Египет .Святые Иосиф и Мария перед писцами царя Ирода.Византийская фрескаК фрескам прибегали мастера в том случае, если церковь была очень маленькая или небогатая. Благовещение, церковь Святой Марии, 7в.Братья Маккавеи и мать их Самона, церковь Святой Марии, 7в.Фреска отличается раскованностью, естественностью в постановках фигур, отсутствие застылости в позах. Формы лепятся широким, свободно брошенным мазком. Благовещение, церковь Святой Марии, 8в.Трактовка лица – «вдохновенная некрасивость». Ощущение внутреннего горения.«Прекрасный Ангел», церковь Святой Марии, 8в.Более холодный колорит, мощная круглящаяся, мощная, широкая линия.Бегство в Египет, церковь Святой Марии, 8в.Формы более массивные и пластически обозначены.Святые отцы, София Охридская, 12в.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.