В первобытном искусстве еще не существует собственного искусства и религии, есть только ростки того и другого, произрастающие к неразрывном единстве.В верованиях первобытного человека особое место занимает тотемизм, т.е. вера в магическую силу зверя (иногда растение).Изображение зверя– заговор на удачную охоту / особая вера в магическую силу зверя. Тотем – священное животное данного племени (вера в то, что оно прародитель данного племени).Фетишизм – вера в магическую силу предмета.Анимизм – «анима» - «душа». Одушевление природы, сил природы.Палеолита 40-30 тыс. до н.э. – 15-12 тыс. до н.э.(первые произведения искус)Ориньяк 40-30 тыс. до н.э. – 25-18 тыс. до н.э. Переход от рельефа к рисованию,четкий контур рельефа.Мощная линия контура, внутри заливается черной или красной силуэтно. типично изображение ладони в круге.Слон в пещере Кастильукрепляются орудия труда. Появляется петроглиф– изображение, прорезанное, высеченное, нацарапанное на камне. В это время появляется изображение обнаженной женской фигуры, рельефы и статуэтки.Эти изображения названы «Палеолитические Венеры»Лоссельская Венеравоспевание материнства символ плодородия,Велендорфская Венеранет лица, рук основные детородные органы,Костенковская Венера,Пещера Монтеспан(франция) – Медведь (рельеф) Мамонт - Фондегом.выдолбленный из камня Солютре 25-18 тыс. до н.э. – 15 тыс. до н.э.В живописи возникает большое внимание к деталям: косыми, параллельными линиями, штрихами они изображают шерсть, складки кожи.Меняется линия контура, становиться то темнее, то ярче. Появляются оттенки желтой и красной краски. Первая попытка передать объем,оттенки зверя.Горный козел, пещера Альтамира(с.испания),Бизоны (высокий горельеф), пещера МонтеспанСоединение рельефа и живописной линии. скульптурное изображение.Мадлен 15 – 12 тыс. до н.э.Расцвет пещерного искусства. Объемная живопись – лепится цветом. Живопись полихромная, богатство оттенков, прекрасное знание анатомии, строения зверя.Бизон, пещера Альтамира,Раненный бизон, пещера Альтамира,Белая корова, пещера ЛаскоЛошадь, пещера Ласко //Пасущийся олень, пещера Фон де Гом.Не существует многофигурной композиции. Даже, если изображений много, то они сами по себе.Потолок пещеры Альтамира.Первые попытки соединить изображения в одну композицию были воплощены в:Сцена охоты, пещера Ласко,«Олени, переходящие реку с рыбой», резьба по кости из Лорте Мезолит 12 – 8 тыс. до н.э.Меняются климатические условия на планете. В результате чего исчезают одни животные, на смену другим. развитие рыболовства, Создаются новые виды орудий труда и оружия. Появляются лук и стрелы.Центральное место занимает сцена охоты, в которой охотники и животные связаны одним общим, энергично развивающимся действием, т.е. появляется многофигурная композиция.
Лучники и олени, пещеры Арана, Восточная Испания.Силуэтное изображение, схематизация.В это время появляется пиктограмма, т.е. изображения, передающие сообщения. Уходитполихромность и объем. Изображения схематичны до уровня силуэта. Человек изображен очень часто, занимает одно из важнейших мест.
Сцена сражения, пещера Валлторта, Испания Воины в пещере, Валлторта, Испания Охотники, Лучник Бушменские Африканские росписи(схематичное изображение человека)Наличие динамики, бурное движение.Женщина, собирающая мед, АранаГрация, изящество молодой женщины. Некая перспектива, пчелы на переднем плане больше, чем на заднем. Лучники Когул.Неолит 8 – 4 тыс. до .н. э.Таяние ледников привело в движение народы, которые начинают заселять новые пространства. Начинается борьба за новые, хорошие пространства.Усиливается межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными угодьями. Новые поселения возникали на островах, в излучинах рек, на небольших холмах, на защищенных местах.Наскальная живопись «выходит из пещеры». Они теперь создаются на внешней стороне пещеры, украшая вход.Живопись, стилистически неоднородна.1 ветвь развития схематиз-я :Еще больше схематическое, изображение людей, иногда, доходя до уровня знака., «Стадо у деревни», Тосиль, Охота бегемота на люд.2 ветвь развития: Анатомически точное объемное изображение людей. «Бушменские Африканские росписи»: «Танц. Женщины», Тосиль Сахара-«Танцующие мужчины».Тематика обычного трудового дня.В эту эпоху появляется керамика – обожженная глина. Появляется большое разнообразие сосудов. Основной оформлением является орнамент. В оформлении керамической посуды используется орнамент: геометрические фигуры, концентрические линии, фигуры зверей, солярные знаки. Появляются первые примеры пейзажа.
3. Мегалитические сооружения.
Мегалиты-сооруж. из большого каменя, относ-ся к монументальной арх-ре доклассового периода. Появл-ся в эпоху бронзы (7-2 тысюдо н.э) включ. 4 вида.1.Менгиры – сигаретоообразные не обработ. вертик. Камень 2-4 - 20 м, постановка(насыпь-яма) рыба(Армения), зверь(Сибирь), чел-к(Центр.Рос) – (в развитии колонна,столб, архит.доминанта, опоры.)символ божества, памятник события, место захоронения, граница, информац. Хар-р – покрыт изображениями.2Алиньманы – аллеи менгир, равные по высоте, расстоянии друг от друга, ритм. Могут поворачивать, пути, организ-я простр-ва. 0,6 – 1,5 м(священный путь).3Дольмены –2 или более верт. Камней, перекрыт плитой. Идея несомой и несущей части. Идея алтаря или захоронения, м.б круглые, 1,5 м.4Кромлехи –камни по кругу, обработаны, параллепипед. Прообраз помещения для зрелищ, культовое строение, абсерваторя, календарь(лунки), осевая компо-я, аллеи алиньман разной длины - иерархия
Др.Египет Рельефы
Переход от додин к древн. - статуэтки, покрыт голуб глазурью. (на вечность и плодород). Додинастический период (5-4 тыс. до н.э.) – палетка Нормера (заговор на вечность – каноны, шифер, двусторон., 50см) Каноны рельефа: все пр-во заполнено, фризовость, высот фиг=значимости, голова, ноги - профиль, тело фас, отсутств трехмерн, глубина условна, предмет за пр, пр над пр...)
Древнее Царство (3 тыс. – 2400 г. до н.э.) – разного типа: на уровне поверхности, выходящий из поверхности , углубленный. Развивается Барильеф( выходящий , почти на уровне плосоксти ).на стене пирамид, гробниц, тема предстояния (фараона перед богом в священной позе сруками напрален.к богу на уровне лица) (заполненность простр-ва, величина фигур, дарственный столик) Строгость канонов в рельефе касался только изображения царской семьи. Постых людий- динамично , раскованно, реаличтичны, естественны. раскрашивали скромно, канон цвета, Краски замешивались на яичном белке и писались по-сухому. Черный – цвет благородного чернозема, символ возвращения жизни после смерти. Пигмент – сажа.Зеленый – цвет папируса, жизненной надежды, вечной природы. Пигмент – малахит.Красный – цвет зла. Пигмент – охра.Белый – утренняя заря, чистота, радость. Пигмент – гипс.Ярко-желтый – вечность, нетленная плоть Богов. Пигмент – охра.Голубой – очищающая вода Нила. Пигмент – кремний, кальций. Изображение –ка моей жизни, заклинание на вечность – правльность геометрических форм, состояние созерцания. 18(20-21) кистей,строгие пропорции , на фигуру чела 4 локтя, техника углубленного рельефа долотом. -жертвоприношение из гробницы в Саккаре (барельеф),Человек с антилопой,Жертвоприношения. Сцена предстояния фараона перед Осирисом. фараона перед Амон-Ра,фараона с женой перед Осирисом .Техника углубленного рельефа:-контурный набросок,лишний материал удаляется посредством долото,оставалась борозда, которая учитывала освещение.Среднее Царство (2100 -1700 гг до н.э.)Роспись вытесняет. Рельеф на колоннах, саркофагах и предметах культа: Саркофаг царицы Кавит (корова, девушки рвсчесываю волосы и дают молоко, служанка даритцветок лотоса) тема предстояния продолжает свое развитие, которое выполняется по всем известным канонам, сцены на болотах (свобод композ), сцены охоты, быт людей. Новое Царство: (1071 -1580 гг. до н.э.) 3 этапа развития: (1. Первая половина 16 – 15 вв. до н.э.2. Искусство Амарны конец 15 – нач. 14 вв. до н.э.3. Вторая половина 14 – 11 вв. до н.э.)–1. Неотъемлемая часть гробниц и храмов занимают рельефы и росписи .композиции максимал. насыщены динамикой –мчащиеся колесницы, бегущие от охотников лани,лошади. Хатшепсут – новая тематика:сцены торговли, путешествий, плаванье на ладье с богом(отплытие в вечность)2.Период Амарны (к.15-нач. 14 вв. до н.э.): - смена стилистики – фараон показ. Реалистично!, допускается отход от строгости канонов, Атон, лиричность,теплота чувств.:Фараон в кругу семьи,Сцена предстояния Фараона с семьей перед Атоном. 3. Втор пол. (14-11 вв до н.э.) (После смерти Эхнатона наступила реакция – были восстановлены прежние верования и ритуалы, само имя царя-отступника стало запретным, а столица его была опустошена и заброшена.) :Фараон защитник Египта – Рамзес 2, завоеватель Сирии Нубии,Эфиопии(держит в руке символы 3 держав, попытка передать этнос, возвращение пропорций, канонов роста),Плакальщицы (Менфес) – нарастание чувства(анимация).
Др.Египет Росписи
Древнее Царство (3 тыс. – 2400 г. до н.э.) – Росписи мало, главным был рельеф. Подчинялась тем же канонам, что и рельеф Локальный цвет - красный -охра. не смешивались. Краски натуральные на яйце по сухой поверхности. Синий -кремний+медь+кальций).
Сцены предстояния: фараон перед Амоном Ра, Фараон с женой перед Осирисом. Среднее Царство (2100 -1700 гг до н.э.) - Сцены на болотах, на охоте. Уход от строгой фризовости – свободное композиционное решение, живость, легкость, реалистичность животных и птиц. Краски смешиваются, густо-прозрачно, разный контур. Роспись начинает вытеснять рельефы со стен гробниц. Росписи на стенах гробниц. Новое Царство (1071 -1580 гг. до н.э.) 3 этапа развития: (1. Первая половина 16 – 15 вв. до н.э.2. Искусство Амарны конец 15 – нач. 14 вв. до н.э.3. Вторая половина 14 – 11 вв. до н.э.)1. Росписи превалируют. Изображения становятся максимально динамичными: мчащиеся колесницы, бегущие лани, скачущие лошади. Новая тематика :Сцены пиров, выездов фараонов с семьей, путешествий и торговли,Плаванье на ладье с богом,музыкантши(гробница Нахта в Фивах) – Новое- розовый и сиреневый оттенок,Сцена охоты царевича Небамона – фризовость+живость и динамика.2.Период Амарны (к.15-нач. 14 вв. до н.э.): Теплота, лиризм чувств. Тематика – фараон в кругу семьи. Допускается некий отход от канонов. Изображение более динамичное, более естественное. В новом искусстве эпохи Амарна меняется стилистика. Показывают фараона абсолютно реалистично, даже с его недостатками. Эхнатон и Нифертити на колеснице и на балконе (лиричность)Дочери Эхнатона и Нефертити (реалистичность, чувство, недостатки).3.2-ая пол Нового Ц. (14-11 вв до н.э.) - После смерти Эхнатона наступила реакция – были восстановлены прежние верования и ритуалы, само имя царя-отступника стало запретным, а столица его была опустошена и заброшена. Стены храмов и гробниц по прежнему покрыты росписями с изображением победоносных походов, сцен охоты, пейзажев.Сцены охоты, пейзажи, победоносные походы, фараон зашитник Египта.