Несомненную важность для России при разработке системы жилищных сбережений имеет как положительный, так и отрицательный опыт стран Западной и Восточной Европы.
Серьезная проблема связана с обеспечением привлекательности для граждан жилищных сберегательных программ, поскольку основным источником ресурсов жилищных кредитов, предоставляемых в рамках данных программ, выступают средства жилищных сбережений. Условия накоплений должны обеспечивать доходность сбережений, сопоставимую с рыночной, чтобы программа была интересна и тем гражданам, которые могут впоследствии не взять кредит. Эта проблема решается путем государственной поддержки жилищных сберегательных программ.
Как уже было сказано, в странах, реализующих жилищные сберегательные программы, существует система предоставления государственных премий при выполнении гражданами условий накопления. Возникает задача оценки бюджетных затрат на поддержку жилищных сбережений. Это особенно актуально для условий волотильной инфляции, когда представляется крайне трудным оценить предстоящие затраты, связанные с реализаций жилищных сберегательных программ. Так, при уровне процента по кредиту, типичном для большинства жилищных сберегательных программ, в 5–6%, процентная ставка по накоплениям может составлять 3–4%. Следовательно, государство должно обеспечить реальную доходность по накоплениям на уровне не ниже 11–12% (при уровне инфляции 10%), чтобы средства приносили доход и не обесценивались.
Если исходить из того, что государство должно помогать семьям с невысоким уровнем доходов, то возникает необходимость в определения категорий семей, которые могут получить премию. А как заинтересовывать остальных, особенно в условиях высокой и волотильной инфляции?
Если в системе жилищных сбережений предусмотреть премирование всех, то, с одной стороны, затрудняется оценка программ с точки зрения бюджетных затрат, с другой – государственная поддержка идет и состоятельным семьям. А поскольку затраты бюджета на премирование при росте инфляции могут быть значительными, это может усугубить социальные противоречия в стране.
Следует иметь в виду, что инфляция затрудняет длительные накопления и выплату средств. Главная проблема заключается в том, что в условиях инфляции трудно оценить сумму премии, необходимую для обеспечения привлекательности вкладов. Причем возникает более общий вопрос: какая форма субсидирования эффективнее в условиях инфляционной экономики? Здесь необходимо иметь в виду, что критериями эффективности системы субсидирования являются предсказуемость бюджетных затрат, прозрачность системы, четкий охват целевых категорий граждан, предоставление реальной возможности улучшения жилищных условий.
Кроме того, в условиях волотильной инфляции усиливается риск ликвидности, поскольку становится трудно обеспечить доходность накоплений и привлечь в систему дополнительных участников.
Одной из основных предпосылок успешного функционирования системы жилищных сбережений является стабильный или стабилизирующийся уровень инфляции. Там, где стройсбережения развивались в условиях высокой инфляции, на бюджеты ложилась значительная нагрузка и данные программы носили в большей степени политический характер. В других странах поддержание стройсберпрограмм было частью социальной политики стран с высокой бюджетной обеспеченностью (к примеру, Франции, где социальная составляющая жилищной политики играла и играет значительную роль).
Определяя формы государственного участия в системе жилищных сбережений, важно учитывать реальные возможности государственного бюджета, обеспечивать прозрачность и целенаправленность расходования бюджетных средств.
Необходимо также учитывать тенденции изменения практики реализации сберегательных программ в зарубежных странах. Так, кредиты, предоставляемые в рамках стройсберконтрактов, в основном стали дополнением к основным источникам финансирования приобретения жилья (в частности, ипотечным жилищным кредитам).
Таким образом, прежде чем внедрять систему жилищных сбережений, необходимо оценить целесообразность данных программ с учетом перспектив развития и возможностей экономики.