Программы жилищных сбережений привлекательны для кредиторов как способ мобилизации долгосрочных ресурсов. В то же время при внедрении этих программ финансовые институты уделяют особое внимание управлению финансовыми рисками, а именно риском ликвидности, процентным и кредитным рисками.
Риск ликвидности
Основной риск для кредитных организаций, реализующих программы жилищных сбережений, связан с возможным сокращением притока новых средств и, соответственно, затруднениями в финансировании ипотечных кредитов, вытекающими из обязательств по контрактам.
Возможная несбалансированность между имеющимися средствами и кредитными обязательствами хорошо регулируется в закрытой германской системе путем четкого определения условий кредитования, содержащих принципы организации «очереди на получение кредита», которые предусматривают взаимосвязь размера кредита и приоритетов в выборе клиентов.
В большинстве открытых французских программ жилищных сбережений стабильность достигается благодаря ликвидности, обеспечиваемой вкладчиками, не берущими кредит, а заинтересованными в получении «налогового дохода» и премий.
Величина риска ликвидности определяется тремя факторами.
1. Продолжительность кредитов и сберегательных депозитов. Предполагается, что жилищные кредиты должны иметь относительно длинные сроки (15 лет и более). В то же время, чем больше период амортизации кредита, тем меньше периодический денежный поток. Кредитная организация может обеспечить большой срок кредита путем привлечения вкладчиков, не претендующих на кредит, а также увеличивая минимальный период сбережений.
2.Соотношение кредита и сбережений. Чем больше это соотношение, тем, очевидно, больше риск ликвидности.
3.Характер кредитного обязательства. Риск ликвидности значительно больше в ситуации, когда контрактом предусмотрено обязательное предоставление кредита при выполнении вкладчиком всех условий накопления, чем когда банк оставляет за собой право принимать решение о времени выдачи кредита с учетом наличия необходимых для выполнения обязательства финансовых ресурсов.
Управление ликвидностью в закрытой системе стройсбереженийзаключается в порядке распределения кредитных средств, полученных от сберегательных депозитов, в сочетании с использованием низкого соотношения кредита и накоплений (1:1,5). Кредитная организация не обязуется предоставить кредит в некоторый определенный срок. Она заранее информирует вкладчиков о том, что получение кредита зависит от потока сберегательных депозитов. Формируется очередь потенциальных заемщиков. Первыми в очереди на получение кредита стоят так называемые привилегированные вкладчики, к числу которых относятся те, которые осуществляют наибольшие постоянные взносы и выбирают наиболее короткие кредитные сроки. Главная задача закрытой сберегательной системы — привлечь значительное количество новых вкладчиков, чтобы минимизировать период ожидания, присущий такому распределительному подходу. Как только период ожидания удлиняется, сокращается привлекательность системы жилищных сбережений для потребителей.
Так, в Германии уменьшение количества новых контрактов в 1980-х гг. вызвало определенные изменения:
· увеличение среднего периода накопления средств при установлении двухлетнего минимального накопительного периода;
· введение требования обязательного образования резерва по сберегательной программе в размере 3% суммы сберегательных депозитов, причем источником резервных средств является прибыль, получаемая от промежуточных кредитов по рыночной ставке;
· расширение возможностей использования финансирования по рыночным ставкам.
Управление ликвидностью в открытой французской системе жилищных контрактных сбереженийимеет целью привлечение значительного количества вкладчиков, не берущих кредит, что достигается комплексом стимулирующих мер, благодаря которым конечные доходы по жилищным сберегательным программам конкурентны по сравнению с другими рыночными сберегательными альтернативами. Привлекательность системы жилищных сбережений во Франции обеспечивается главным образом комбинацией освобожденных от налогов процентов и сберегательных премий, предоставляемых государством. Результатом этого является привлечение средств под ставки значительно ниже рыночных (но на безналоговых условиях), что позволяет банкам в дальнейшем предоставить кредиты по ставкам ниже рыночных. Риск ликвидности оказывает постоянное потенциальное воздействие и требует особого внимания. Именно на уменьшение данного риска было нацелено увеличение срока накопительного контракта до 5 лет в течение 1980–1984 гг. в ответ на сокращение количества жилищных сберегательных депозитов.