Акт о финансовой безопасности и надежности финансовых жилищных организаций (далее – Акт о финансовой безопасности) был принят в 1992 г. Его целью было оказать воздействие на «Фэнни Мэй» и «Фрэдди Мак», побуждая их обслуживать как отдельные семьи с низкими и умеренными доходами, так и целые районы с населением, имеющим невысокие доходы.
Акт о финансовой безопасности содержит три основных положения:
· меры по увеличению количества кредитов, предоставляемых заемщикам с невысокими доходами, проживающим в районах с преобладанием бедного населения;
· мандат об осуществлении деятельности в области доступных кредитов;
· запрещение дискриминации при предоставлении кредитов по признаку расовой принадлежности, гендерному критерию и т.п.
Кредиторы и поддерживаемые правительством организации в соответствии с этим актом адаптируют свой бизнес для работы с семьями, имеющими невысокий уровень доходов. Они меняют подходы к андеррайтингу, инициируют новые кредитные программы и формируют партнерские отношения с организациями и группами, связанными с низкодоходным рынком.
Акт о финансовой безопасности требует от «Фэнни Мэй» и «Фредди Мак» выполнения плановых процентных показателей, установленных Департаментом жилья и городского развития (Housing and Urban Development Department). Действующий в настоящее время показатель был принят в 1995 г. и требует, чтобы поддерживаемые правительством организации приобретали 42% кредитов, выданных покупателям жилья с низкими и умеренными доходами. К 2003 г. планировалось довести этот показатель до 50%. Многие кредиторы уверены, что предоставление ипотечных кредитов на этом недооцененном рынке надежно и прибыльно. Они считают, что будущий ипотечный рынок потребует увеличения кредитования семей с низкими и умеренными доходами.
Важными результатами Акта о финансовой безопасности являются:
· введение «Фэнни Мэй» и «Фрэдди Мак» в 1990-х гг. более гибких стандартов кредитования, которые позволили кредиторам обслуживать заемщиков с невысокими доходами;
· допущение кредитных программ, которые предусматривают для ряда заемщиков более гибкий андеррайтинг, чем по стандартным рыночным кредитам; часть этих кредитов продается правительственным операторам вторичного рынка, часть остается в портфеле кредитора, некоторые заемщики также получают субсидии на первоначальный взнос и на затраты, связанные с заключением сделки;
· создание новых институтов, включая различные финансовые институты муниципального развития, которые делают более доступным приобретение жилья для семей с невысокими доходами.
Эти подходы используются в рамках общей системы жилищного финансирования в США и не всегда могут быть применимы в других зарубежных системах, в другой правовой, политической и экономической среде.
Особенностью американского рынка является то, что большинство ипотечных кредиторов получают прибыль от платежей за предоставление и обслуживание кредитов, а не от разницы между стоимостью средств и доходами в виде платежей по кредитам. Эти кредиторы существуют благодаря развитому вторичному рынку ипотечных кредитов, на котором доминируют «Фэнни Мэй», «Фрэдди Мак», «Джинни Мэй». Первые две компании (частные) являются прибыльными благодаря определенным мерам, снижающим их издержки. «Джинни Мэй» напрямую связана с Казначейством США. В каждом случае федеральное правительство участвует во вторичном рынке ипотечных кредитов, помогает его развитию.
Программа Федеральной жилищной администрации (Federal Housing Administration) предусматривает, что федеральное правительство осуществляет ипотечное страхование (страхование кредитных рисков при ипотечном кредитовании) для определенных категорий заемщиков, многие из которых имеют невысокие доходы либо относительно плохую (бедную) кредитную историю.
Таким образом, система жилищного финансирования в США характеризуется сильным партнерством между государственным и частным сектором, которое помогает повышать ликвидность ипотечного кредитования.