Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Государственные субсидии



В Германии действует форма субсидирования, связанная с системой стойсбережений, ― программа премирования по жилищным сбережениям.

Программа премирования по жилищным сбережениям адресована гражданам с невысоким доходами: налогооблагаемый доход до 25 600 евро в год на одного человека и до 51 200 евро на супружескую пару.

Сейчас премия составляет 8,8% годовой суммы сбережений, но не может превышать 512 евро на одного человека или 1024 евро на супружескую пару. Таким образом, вознаграждение составляет 45,06 и 90,11 евро соответственно. Для того чтобы получить премию, средства должны быть в стройсберкассе на протяжении не менее 7 лет. При этом не требуется приобретать или строить дом. Дотации ориентированы на людей с низким и средним уровнем доходов.

Изначально в 1952 г. размер премирования был выше и составлял 25―30% суммы годового депозита, однако постепенно снижался (в 1976 г. ― 18%) и в конце-концов был уменьшен до 10% (1989 г.).

Стройсберконтракты получили широкое распространение в Германии. Три из четырех вновь построенных жилых объектов в индивидуальном секторе финансируются стройсберкассами. Каждый третий гражданин имеет стройсберконтракт.

16.4. Жилищные сберегательные программы во Франции[141]

Система жилищных сберегательных программ во Франции успешно функционировала в годы как высокой инфляции (в 1980―1982 гг. уровень инфляции был около 10%), так и низкой. Жилищные сберегательные программы играют здесь более значительную роль в финансировании жилищного сектора, чем в Германии. Наблюдается устойчивый рост депозитов, которые обеспечивают банки и финансовые компании ресурсами для целей ипотечного кредитования. Жилищные сберегательные программы реализуют как банки, так и финансовые компании, осуществляющие ипотечное кредитование.

Процентная ставка по кредиту определяется сберегательной ставкой, установленной на время контракта, и маржой, регулируемой Министерством финансов Франции. Эта ставка фиксируется на время контракта.

С течением времени происходит корректировка процентов с учетом ситуации на финансовом рынке, учитываемая в новых контрактах, поэтому одновременно могут сосуществовать контракты с различными процентными условиями, заключенные в разные годы. Благодаря наличию определенного промежутка времени между периодами накопления сбережений и получения кредита теоретически кредитная ставка может быть выше или ниже рыночной, существующей в момент получения вкладчиком права на кредит по завершении минимального накопительного периода. На практике процент по кредитам в программах жилищных накоплений, как правило, оказывается ниже, чем по обычным (рыночным) ипотечным кредитам.

Во Франции функционируют два типа жилищных накоплений граждан: жилищные накопительные счета — CEL и плановые жилищные сбережения — PEL. Далее приведены наиболее существенные черты этих программ.

1. Связь между суммой полученных на стадии накопления процентов и процентов, которые должны быть уплачены по кредиту. Во Франции при определении суммы кредита учитывается процентная сумма, полученная в течение накопительной фазы контракта. Устанавливается зависимость между размером накопленных в конце срока контрактных сбережений процентов и максимальной суммой кредита. Прежде чем предоставить кредит, сумма кредита, срок кредитования и платежи по кредиту сопоставляются с общей суммой заработанных по сбережениям процентов. Максимальная величина кредита должна быть такой, чтобы сумма процентных платежей по кредиту превышала сумму процентного дохода по сбережениям по PEL-программе в 2,5 раза, а по CEL-программе — в 1,5 раза. Этот так называемый процентный мультипликатор используется при определении суммы кредита, которая может быть предоставлена участнику стройсберконтракта. Таким образом банки и финансовые компании решают проблему обеспечения ликвидности и формирования необходимой ресурсной базы для предоставления кредитов.

2. Связь между процентами, начисляемыми по сбережениям, и процентами, устанавливаемыми по кредитам: процент по кредиту равен проценту по сбережениям, уплачиваемому банком, плюс спрэд, покрывающий затраты на обслуживание кредита банком. Спрэд, устанавливаемый Министерством финансов Франции, равен 1,5% для CEL-программы и 1,74% — для PEL-программы.

Сберегательная программа должна быть интересна широкому кругу клиентов, что может быть обеспечено установлением привлекательных процентных ставок по сбережениям. При этом определяющая роль в создании благоприятных для граждан условий жилищных накоплений принадлежит государству:

· выплачивается государственная процентная субсидия, «процентная премия», которая прибавляется к процентам, выплачиваемым банком при выполнении контракта;

· полный процент, получаемый вкладчиком, освобожден от налогообложения.

Во французской системе стройсбережений предусмотрено регулирование Министерством финансов Франции минимального срока накопления, размера первоначального взноса и минимальной величины годового взноса на сберегательный вклад.

В числе основных различий этих двух видов контрактов можно назвать следующие:

· у PEL-контрактов кредитный мультипликатор больше, чем у CEL-контрактов (2,5 против 1,5);

· у PEL-контрактов минимальный накопительный период длиннее, чем у CEL-контрактов (4 года против полутора лет);

· у PEL-контрактов максимальная сумма накоплений в 4 раза больше, чем у CEL-контрактов;

· у PEL-контрактов максимальная государственная премия на 33% больше, чем у CEL-контрактов;

· у PEL-контрактов максимальная сумма кредита больше, чем у CEL-контрактов;

· в PEL-контрактах государственная премия дается всем вкладчикам по окончании накопительного срока — независимо от того, берут они кредит или нет; в CEL-контрактах премия дается только тем, кто берет кредит;

· PEL-контракты предусматривают обязательные периодические взносы в размере не менее 550 евро в год и фиксированную периодичность взносов (каждый месяц, квартал или полугодие); в CEL-контрактах установлен только минимальный годовой взнос в сумме примерно 76 евро, платежи могут производиться в любое время, допускается частичное снятие средств при условии минимального неснижаемого депозита в размере около 300 евро.

Во французской сберегательной системе доминируют PEL-контракты, которые по желанию клиента могут быть переоформлены в CEL-контракты. Потребность такого рода возникает в случае, когда вкладчика не устраивают длительные сроки накопительного периода. Кроме того, заемщики по любой из программ могут объединить права на кредиты близких родственников.

Сроки кредита могут составлять от 2 до 15 лет по выбору заемщика.

Характерной чертой системы жилищных накоплений во Франции является установление по ним процентных ставок на таком уровне, что процентный доход по жилищным сбережениям с учетом налоговых льгот конкурентен по сравнению с другими формами сбережений, а также отсутствие промежуточных кредитов, поскольку по действующим правилам заемщики имеют право получить кредит немедленно по окончании контрактного накопительного периода.

Широкое распространение и значительный вклад системы жилищных накоплений в систему финансирования жилья объясняются привлекательностью этой программы для различных категорий граждан (а не только для заинтересованных в приобретении или реконструкции жилья). Это связано с тем, что PEL-контракты позволяют получить дополнительный «налоговый доход» от сбережений, т.е. освобожденный от налогов доход, без оформления кредита. Кроме того, хотя гражданин может иметь только один накопительный счет в рамках программы жилищных накоплений, другой счет может быть открыт сразу же, как только первый закроется. Положительным моментом является и возможность передачи кредитных льгот близким родственникам.

В настоящее время примерно каждый пятый жилищный кредит во Франции связан с жилищным сберегательным контрактом. Благодаря этому в начале 1990-х гг. более половины средств для жилищных кредитов было получено за счет жилищных контрактов. Среди существующих накопительных контрактов 28,3% нацелены на покупку жилья на первичном рынке, 44,9% — на покупку жилья на вторичном рынке, 26,8% — на финансирование ремонта и реконструкции жилья.

В то же время эффективность данной формы финансирования жилья в значительной степени зависит от количества участников, которые не берут кредитов. Здесь существует определенная зависимость от ситуации на депозитном и кредитном рынках. Так, при относительно высокой ставке по накоплениям граждане интенсивно делают вклады на счета и накапливают максимально возможную сумму (так как максимальный размер накоплений является условием получения дополнительной премии от правительства), но не берут кредиты в силу их высокой стоимости. Те вкладчики, которые открывали счета в период относительно низких процентных ставок, стараются в таких условиях закрыть счет и открыть другой по новым, более высоким ставкам или взять кредит сразу же при наступлении соответствующего права (учитывая сравнительно низкую кредитную ставку, ранее предусмотренную контрактом).

Поскольку программы жилищных накоплений подвержены влиянию рыночной конъюнктуры и не могут в полном объеме обеспечить средствами жилищные кредиты, во Франции получили развитие альтернативные формы финансирования жилищных проектов и привлечения средств в сферу жилищного кредитования. В частности, был создан рынок ипотечных облигаций, обеспеченных недвижимостью. Эти облигации имеют высокую ликвидность, и им присвоен рейтинг ААА.

16.5. Опыт стран Восточной Европы в области жилищных сбережений[142]

Программы жилищных сбережений. Как уже отмечалось, получили распространение в ряде стран Восточной Европы: в Чехии, Венгрии, Словакии, Хорватии. В 2004 г. первые стройсберкассы начали работать в Румынии. В этих странах системы жилищных сбережений разработаны на основе германской модели жилищных сберегательных программ (привлечение средств на сберегательные депозиты под процент ниже рыночной ставки и предоставление кредитов под более низкие по сравнению с рыночными проценты; непосредственное участие средств государства с целью повышения привлекательности системы для граждан).

Главными задачами жилищных сберегательных программ в странах Восточной Европы являются:

· помощь государства в обеспечении жильем граждан;

· создание условий для увеличения целевых накоплений граждан;

· оценка кредитоспособности потенциальных заемщиков;

· создание источника стабильных долгосрочных фондов.

Основным параметром программ выступает сумма государственной субсидии, предоставляемая участнику программы. Она зависит от следующих показателей:

· процента по накоплениям и кредитам;

· доли премии в сбережениях;

· минимального срока, допускающего получение премии и снятие сбережений;

· наличия требования об использовании сбережений и/или кредита на жилищные цели.

Следует отметить существенное различие систем субсидирования, применяемых в странах Восточной Европы и в Германии. Проценты по альтернативным сберегательным инструментам в Германии не намного выше, чем по стройсберконтрактам, стоимость кредитов в банках также относительно сопоставима с ценой кредитов стройсберконтрактов. Таким образом, требуется относительно небольшое государственное субсидирование для привлечения клиентов в накопительную программу.

В странах Восточной Европы изначально проценты были установлены исходя из стандартных условий Германии: 3% по накоплениям и 6% по кредитам. Сейчас эти проценты несколько снижены. Однако, поскольку альтернативные инструменты накоплений в этих странах дают более высокий доход — 10–15%, требуется установить и более высокий премиальный процент в целях повышения привлекательности жилищных сберегательных программ и привлечения в них средств граждан. При таких условиях ставка по сбережениям становится соизмеримой с рыночным процентом. Кроме того, привлекательной для граждан выглядит потенциальная субсидия в виде дешевого кредита под 6%. Тем более что динамика изменения уровня процентных ставок в будущем труднопрогнозируема, а условия накопления и кредитования определяются при заключении контракта.

Сравнительная характеристика условий жилищных сберегательных программ в Чехии, Венгрии и Словакии приведена в табл. 16.1.

 

Таблица 16.1. Жилищные сберегательные системы в Восточной Европе

Параметры Чехия Венгрия Словакия
Год начала действия
Премия, % от годовых накоплений 25, не более установленной максимальной суммы (эквивалентной примерно 125 долл. США) 30, не более установленной максимальной суммы (эквивалентной примерно 150 долл. США) 30 (до 1997 г. — 40)
Минимальный срок для получения премии 5 лет 4 года 6 лет
Минимальный срок для получения: а) льготного кредита (6%), б) промежуточного кредита     5 лет 2 года     4 года 2 года     6 лет 1,5 года
Требование жилищной цели для получения: а) премии, б) кредита     Нет Да     Да Да     Да Да
Процент по ипотечным кредитам 4,4―6, не вычитается из налогооблагаемой базы 6, не вычитается из налогооблагаемой базы 4,75―6, не вычитается из налогооблагаемой базы
Рыночная ставка по кредитам, % 14―15, вычитаемые из налоговой базы 15―16, частично вычитаемые из налоговой базы 14, не вычитаемые из налоговой базы

 

Жилищные сберегательные программы в Чехии, Венгрии и Словакии имеют много общих черт. Различия касаются некоторых условий накопления и кредитования.

Программами предусмотрено, что граждане должны накопить в банке 50% суммы контракта. Это дает им право на получение кредита. Цели кредита — приватизация (выкуп) муниципального жилья, ремонт и реконструкция, приобретение готового жилья. Другие общие черты системы жилищных сбережений:

· процент и премия по сбережениям свободны от налогообложения;

· премия перечисляется на счет в течение 1―2 месяцев после окончания «контрактного года»;

· проценты, выплачиваемые по кредитам, не вычитаются из налогооблагаемой базы;

· клиент может получить промежуточный кредит по рыночной ставке после двух лет накоплений;

· ипотечные кредиты в основном предоставляются на приобретение жилья либо его модернизацию и реконструкцию.

В Чехиисистема строительных сбережений была введена в 1993 г. В настоящее время здесь работает шесть частных стройсберкасс, в числе учредителей некоторых из них ― германские стройсбербанки. Размеры государственной помощи в форме премий составляют 25% годовых накопленийпри сумме годовых накоплений не менее 18 000 чешских крон. К 2004 г. открыто 6,5 млн сберегательных контрактов и привлечено средств на сумму 8,3 млрд евро. Чешские стройсберкассы предоставили более 685 тыс. кредитов на сумму около 2 млрд евро.

Предусмотренные программой начисления по сбережениям снизились с 3―4% до 1,5―3% и «превратились» в 12―13% благодаря налоговым льготам и государственной премии. Кроме того, существуют дополнительные льготы для категории так называемых хороших клиентов, которые отказываются от права на льготные 6-процентные кредиты по истечении 5-летнего накопительного периода. Они получают 1,5 п.п. к базовой процентной ставке.

В Словакии система строительных сбережений была введена в 1992 г. Сейчас здесь работают три частные стройсберкассы с участием капитала германских и австрийских стройсбербанков. Размеры государственной премии не регулируются законом и могут устанавливаться Министерством финансов Словакии для новых контрактов, как часть бюджетного законодательства. Максимальные размеры государственных премий составляли 40% суммы ежегодных накоплений вкладчика при условии, что поощряемая сумма накоплений должна была составить не менее 15 000 словацких крон. В 2004 г. величина премии снизилась до 15% суммы ежегодных накоплений, и ее максимальная величина составила 3000 словацких крон при условии годового накопления не менее 20 000 словацких крон.

К 2004 г. было открыто около 1,5 млн сберегательных счетов и привлечено средств на сумму около 1 млрд евро. Выдано около 270 тыс кредитов на сумму 0,9 млрд евро. Стройсберкассы в Словакии являются лидером на рынке жилищного финансирования. Их доля составляет 56%. В настоящее время процент по сберегательным вкладам составляет 2–3% в год, процент по жилищным кредитам – 4,75–6% годовых.

В отличие от других стран, в Венгрииминимальный срок накопления для получения государственной премии составляет 4 года. При этом требуется расходовать средства премии и кредита на жилищные цели. Возможность получить сбережения и премию, не расходуя их на жилищные цели, существует, но для этого требуется осуществлять накопления в течение 8 лет.

К 2004 г. двумя частными стройсберкассами в Венгрии открыто около 1 млн сберегательных счетов и привлечено средств на сумму 440 млн евро.

В Польше создавались две системы жилищных сбережений: Баушпар-система (с 1997 г.) и kasa mieszkaniowe-система (с 1995 г.). В настоящее время система стройсбережений не работает. В числе причин этого можно назвать требование высокой государственной премии, предусмотренное законодательством, в то время как возможности государственного бюджета ограниченны. Кроме того, относительно короткий накопительный период (2 года) не обеспечивает ликвидности системы, накопленных средств недостаточно для предоставления кредитов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.