Я надеюсь, что к этому моменту мы достигли понимания о том, что честь — это искренняя любовь. Чтобы ходить в настоящей любви, надлежит иметь святой страх и безусловную любовь. Нам сказано:
Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте.
Послание к Римлянам 12:9,10
В этих двух стихах скрыт огромный смысл. Во-первых, Павел утверждает, что в истинной любви нет лицемерия. Определение лицемерия — это «скрытие своего настоящего характера или мотивов» (Словарь Вебстера, 1828 г.). Охарактеризуем такое поведение следующим образом: представьте, что внешне человек ведет себя так, будто почитает вас, но внутри критикует, завидует и даже презирает. В южной части Соединенных Штатов культурные традиции способствуют развитию лицемерия. Мы все слышали о южном гостеприимстве, джентльмене с Юга или южной красавице. Все эти термины подразумевают, что люди в той части страны вежливы и честны. Но что бы произошло, если бы кто-то сказал, что они живут так из-за того, что от них того ожидают, но на самом деле они таковыми не являются.
Когда-то давно я свидетельствовал некоторым людям с Юга. Они говорили грубо о других во время их отсутствия, но после, при личном присутствии этих людей, они обращались к ним с видом чести, любви и уважения. Другая часть Соединенных Штатов Америки ведет себя по-другому. От них не ожидают лицемерия, поэтому они склонны говорить прямо в лоб. Я помню, как северяне выгнали меня из своего дома. Если ты не нравишься им, они скажут тебе это в лицо. Их не воспитывают в притворстве, а наоборот, в реальности окружающих их неоспоримых фактов.
Выражение истинной чести возможно только без лицемерия. Почитать притворно нельзя, это приведет к обману, и определенно за притворное почтение не будет никакой награды. Павел так продолжает эту тему: «Любовь да будет непритворна. Гнушайтесь зла, прилепитесь к добру». Гнушаться зла и прилепляться к добру — это и есть страх Господень. Книга Притчей (8:13) говорит: «Страх Господень — ненавидеть зло». Итак, страх Господень хранит нас от обмана. Он хранит нас от обольщения лицемерным поведением. Давайте исследуем Божье наставление на эту тему. Исайя утверждает: «Так как этот народ приближается ко Мне устами своими и чтит Меня служением уст своих, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть традиции, выученные наизусть» (Ис. 29:13, совр. перев.).
Слово наизусть означает «частое повторение слов или звуков без вникания в их значение и принципы». Бог утверждает, что люди оказывают честь своими устами, а также поступками, что записано в другой части книги пророка Исайи, но сердце их далеко. Речь идет о лицемерной почести, что вообще не является честью. Почему они ведут себя таким образом? Из-за отсутствия страха Господня, «их благоговение предо Мною» состоит из рутины, чего-то, что стало просто привычкой.
Похожее отношение часто можно увидеть внутри церковной среды. Мы так сосредоточились на том, что нам следует быть вежливыми, что теряем из виду саму суть: нам следует говорить от сердца. Позвольте привести вам пример. Стив спешит на собрание. Он опаздывает на пять минут, для него критически важно прийти вовремя. Он быстро идет по запруженной улице, и вдруг на другой стороне он мельком видит Джима, брата из церкви, движущегося в противоположном направлении. Он думает: «О, нет, надеюсь, Джим не видит меня. У меня нет времени говорить с ним, к тому же он не тот человек, с кем бы я хотел поговорить».
Неожиданно они встречаются взглядами, и Джим начинает переходить дорогу, чтобы поздороваться со своим братом во Христе. Стив понимает, что ему придется поговорить с Джимом, иначе ситуация будет выглядеть очень грубо. Поэтому Стив направляется к пересекающему проезжую часть брату, чтобы поприветствовать его. Так как он спешит, то первым начинает разговор: «Джим, слава Богу, рад тебя видеть».
Джим приветствует его в ответ и спрашивает, как поживает Стив.
Стив отвечает: «Все просто замечательно, но ты знаешь, я спешу на собрание. Может, я позвоню тебе и встретимся как-нибудь за обедом?» И они расходятся по своим дорогам.
Давайте разберем короткий разговор Стива с Джимом. Во-первых, он говорит. «Слава Богу, рад тебя видеть». Стив даже и не думал в тот момент о Боге, он просто привык так говорить, чтобы выразить восхищение и показать свою веру, когда он видит знакомого христианина. Во-вторых, не так он и рад увидеть Джима, он надеялся, что Джим не заметит его. Следовательно, сразу же в первом предложении он хитрит и обманывает, не чувствуя ни капельки осуждения.
Заключительные слова Стива: «Может, я позвоню тебе и встретимся как-нибудь за обедом?» Он не намеревается звонить Джиму и встречаться с ним за обедом. Это просто способ, как-то выйти из неудобной для него ситуации, в которой он обнаружил себя. Еще одна ложь.
Была ли ложь Стива умышленной? Скорее всего, нет. Почему же он не падает под тяжестью обличения? Из-за недостатка страха Господня в его жизни, научившей его любить притворно. Это жизненный стиль, выученный наизусть, показывающий любовь и честь, которая в реальности лишь бессодержательная форма любви.
Страх Господень дает нам осознание факта, что Бог знает каждую нашу мысль, намерение и произнесенные нами слова. Даже за любые пустые слова мы дадим отчет в день суда (см. Мф. 12:36). Мы читаем: «Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас... Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро» (Пс. 33:12, 14, 15).
Нам надлежит любить в истине, что возможно только страстно желая её и ходя в страхе Господнем! Как ужасно быть обманутым и жить в притворстве: только Божий страх сохранит нас от этой ловушки.