Я мог бы привести много примеров людей, которые не ценят и даже презирают своих лидеров (мы кратко поговорим и о положительном аспекте данного вопроса), однако я расскажу лишь пару случаев, которые ярко рисуют картину трагедии. У меня есть друг, пастор большой церкви. Я довольно регулярно служил в его церкви на протяжении почти десяти лет, и я знаю его уже почти двадцать лет. Его уважают в церкви, и многие другие национальные и мировые лидеры также знают и уважают его.
Несколько лет назад он помог одному молодому человеку понять направление Божье в жизни. Этот молодой человек, назовем его Билл, духовно рос в деноминационной группе, которая не признавала многие ценные истины Слова Божьего. Мой друг, назовем его Рэнди, ввел его в наполнение Святым Духом. Через него он вошел в сильное служение, которое приносило много плода.
Вскоре Билла прогнали из церкви за то, что он принял крещение Святым Духом и Его дары, а все его вещи в той деноминации выбросили на улицу. Пастор Рэнди приехал к Биллу со своей командой, забрал его вещи и снял для него квартиру.
В конце концов Билл стал пастором быстрорастущей церкви в другом городе. Началось все с малого, но благодаря обильному дару от Господа в его жизни церковь быстро росла. Через пару лет он купил кинотеатр и переехал из съемного помещения в отремонтированное здание. Он пригласил пастора Рэнди приехать и помочь ему в посвящении здания на служение, потому что Рэнди оказал сильное влияние на его жизнь. Событие получилось потрясающим.
Церковь продолжала расти, но Билл начал впадать в алкогольную зависимость, что очень сильно препятствовало служению. Его зависимость становилась все сильнее и сильнее, в итоге старейшины церкви узнали об этом.
Билл время от времени звонил Рэнди и говорил ему о том, что он подумывает оставить служение, но не говорил причину. Пастор Рэнди вдохновлял Билла, пока однажды один из старейшин церкви не позвонил ему и не рассказал о зависимости Билла. Рэнди немедленно сел в самолет, чтобы поехать и помочь ему. К сожалению, старейшины, зная о проблеме Билла, все равно хотели, чтобы он продолжал служить за кафедрой.
Когда Рэнди услышал слова старейшин, он сказал: «Если только вы попытаетесь разрешить Биллу проповедовать, я останусь на служение в воскресенье и публично расскажу обо всем происходящем. Вы совсем не думаете о его семье. Вы думаете только о себе и о церкви. Если вы согласитесь на его уход из служения, я смогу помочь церкви оправиться от такого удара».
В тот же день пастор Рэнди спас Билла и его семью, заплатил за жилье, чтобы они могли переехать ближе к церкви, и нашел хорошо оплачиваемую работу для Билла. Прошло какое-то время и Билл восстановился в служении у пастора Рэнди.
Позднее Рэнди поднял Билла до своего помощника. Став помощником пастора, он снова ревностно пошел за Господом. Тем временем в христианских изданиях появились истории об освобождении Билла, с каждым днем благодаря своему свидетельству он становился все более знаменитым. Через какое-то время ему предложили работу в другом служении, где он мог учить, а впоследствии и начать свое собственное служение путешествующего проповедника. Пастор Рэнди чувствовал, что Билл еще не готов на подобные изменения, и посоветовал ему не соглашаться на это. Билл воспринял его совет как контроль и препятствие в его судьбе, поэтому он проигнорировал совет Рэнди, согласился на предложение и уехал.
Время шло, однажды получилось, что мы встретились с Биллом и еще двумя лидерами за ужином. Большую часть времени Билл жаловался на пастора Рэнди. Он критиковал его как пастора церкви, жаловался на его отношение к работникам офиса и говорил о том, что Рэнди не соглашался с его отъездом. Я четко помню тот маячок, который я почувствовал в сердце. Я понял, что он обижен, и именно поэтому он стал плохо отзываться о человеке, который так много сделал для него.
За ужином я как мог защищал Рэнди, но понимал, что результата никакого не будет. Знал также, что нехорошо было обсуждать Рэнди в его отсутствие, не услышав и его сторону. Поэтому я закончил дискуссию, напомнив Биллу о том, что Рэнди был его отцом в вере, и если даже он был в чем-то неправ (при этом я постарался дать ему понять, что на самом деле это не так), со стороны Билла неправильно критиковать и бесчестить его. Я напомнил ему несколько библейских историй, о которых я уже рассказывал ранее на страницах этой книги, но Билл настойчиво продолжал критиковать своего пастора.
Через несколько месяцев мне позвонил пастор Рэнди. Я до сих пор помню его печальный голос. Он говорил так, как будто кто-то умер. Билл опубликовал книгу, посвятив целую главу теме, как нужно отвечать на контроль лидеров в церкви. Рэнди сказал: «Джон, я хочу прочесть тебе четыре страницы из новой книги Билла». Он начал читать оскорбительные слова, какими Билл отзывался о пасторе Рэнди, его лидерах и его церкви. Несмотря на то, что имен он не называл, было понятно, о ком он писал, потому что все знали, что Билл был помощником пастора только в церкви Рэнди. Из книги Билла складывалось впечатление, что пастор Рэнди просто ужасный монстр, контролирующий каждого члена церкви. (Кстати отмечу, что за все десять лет, сколько я ездил служить в церковь к Рэнди, его довольно большой лидерский состав почти не менялся, потому что все его помощники глубоко любили и уважали его.)
Закончив читать все четыре страницы, Рэнди сказал: «Джон, лично я еще могу пережить такой удар, но мне больно за членов церкви (а их тысячи), которые прочтут книгу, и многие из них прочтут ее только потому, что он был здесь пастором. Книга будет ядом для них, они уже не смогут больше легко питаться Словом Божьим в нашей церкви».
Я был поражен до глубины сердца. Я не мог поверить своим ушам. Рэнди вытащил Билла из ситуации, когда едва ли кто-то мог ему помочь. Он заботился о нем, поднял, помогал восстановиться. Как Билл мог так поступить? Я знал, что он посеял семена бесчестья, и урожай его ждал далеко не завидный. Скорее всего, его жизнь будет уничтожена, если он не покается.
Через несколько лет Билл снова стал пастором в церкви. И снова церковь росла благодаря дару от Господа в его жизни. (Дар Божий будет действовать и приносить успех, даже если мы отдаляемся от сердца Бога.) Однако урожай еще ждал его. Он снова впал в старый грех. На этот раз ситуация была намного ужаснее, потому что пострадала другая семья. Последствия распространились на церковь и на район, где он жил. Церковь оказалось искалеченной, многие люди обиделись и разочаровались. Сейчас Билл не в служении.
Если бы он почтил своего духовного лидера, я верю, что тогда бы он вошел в собственное служение и не впал бы в грех в очередной раз, и сейчас воздавал бы славу Богу за то, как Господь может освободить нас, избавить от греха и восстановить. Однако, так как он опозорил своего духовного лидера, постигшая его трагедия, которой можно было избежать, повлияла на него самого и на жизни многих людей вокруг. Я надеюсь, что многие из вас, услышав эту историю, смогут избежать такой трагедии в своей жизни.
У Билла был потрясающий дар учить Слову Божьему. Я даже восхищался откровениями, которые он получал. Слышал часто и от других людей, которые находились в его служении, о силе его учения. Как печально. Если бы только Билл почтил своего духовного отца, все было бы совсем по-другому в его жизни, и было бы совсем другое влияние на жизни людей.
Апостол Павел пишет: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов» (1 Кор. 4:15). Мы должны помнить, Господь говорит, что мы попадаем под проклятье, если не чтим своего отца. И, конечно, это относится не только к нашим земным отцам, но и к духовным. Я лично верю в то, что многих трагических историй можно было бы избежать, если бы только сформировать в наших сердцах истинное уважение и честь, хранить себя от обид и особенно по отношению к нашим духовным отцам и матерям.
Два или три свидетеля
Человек, который ввел меня в служение, сам потерял огромную церковь из восьми тысяч членов. Сегодня этой церкви нет из-за того, что пастор развелся со своей женой ради того, чтобы жениться на молодой девушке. Он рассказал всему собранию, что он собирается разводиться, и предложил всем, кому не нравится, — уходить из церкви или идти в другую. Это был сильный удар. Печально, но многие мужчины последовали его примеру и развелись со своими женами.
Многие служители, с которыми мы вместе работали в той церкви, стали критиковать его. Я тоже поначалу последовал их примеру, потому что был разочарован и зол на него. Почтение, которое я долгое время хранил к нему в своем сердце, начало быстро исчезать. За пять лет до случившегося я ушел из церкви. Он отпустил нас с Лизой с благословением на служение в другом штате, но даже несмотря на то, что я уже давно не был в той церкви, все равно, я все больше и больше чувствовал раздражение и злость на него.
Затем примерно в течение двух недель четыре раза я видел сон о своем бывшем пасторе. Я редко запоминаю сны. Но четыре раза за две недели вообще мне несвойственно, мне даже неловко писать об этом, но после четвертого раза, когда увидел снова этот же сон, я понял, что Бог хочет мне что-то сказать. Я начал молиться и спросил: «Отец, что Ты показываешь мне через эти сны?»
В то же мгновение я услышал внутри себя строгий голос: «Он Мой слуга, перестань осуждать Моего слугу!»
Я вообще никакого права не имел критиковать и осуждать своего бывшего пастора, который был отцом для меня. Как только я понял, в чем моя ошибка, сразу же покаялся и написал ему письмо с извинениями.
Через пару месяцев после развода с женой он женился на юной блондинке, и очень скоро церковь сократилась до четырехсот членов. Он пытался спасти церковь, но тем не менее прошло время и ничего уже нельзя было исправить. Нужно ли уходить из церкви, если пастор открыто грешит и не кается в своем грехе? Ответ однозначный: «да». Павел пишет:
Я писал вам в [предыдущем] послании — не общаться [ни часто ни редко] с блудниками; — впрочем не имею в виду, что вы должны избегать общения с блудниками мира сего или жадными хапугами, или обманщиками, ворами или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира и из людского общества совсем. Но я пишу вам не общаться с тем, кто, называясь братом [во Христе], остается блудником или жадиной, или идолослужителем [душа которого ставит какой-то предмет на место Бога], или злоречивым [который бранится, оскорбляет, клевещет], или пьяницею, или мошенником, или вором; с таким даже и не есть вместе.
Первое послание к Коринфянам 5:9-11 (расш. перев.)
Павел ясно говорит, что нам нельзя общаться с «христианами», которые живут в грехе. В данном случае с лидером, который развелся со своей женой, чтобы жениться на молодой девушке, — это безнравственность, грех. Иисус тоже очень ясно говорит по этому поводу: «Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:9).
Итак, если нам нельзя есть с «христианами», которые сами хотят жить в грехе, тогда уж точно нам нельзя брать от их духа; мы не можем находиться в служении, лидер которого живет жизнью греха. Если он покается, тогда мы можем снова от него получать.
Вы спросите меня: «Но, Джон, разве мы не осуждаем его таким образом?» Отвечу, что скорее мы осуждаем плод его служения. Мы должны судить плод — действия человека, — а не мотивы сердца. Павел говорит: «Ибо не моя ответственность судить внешних, но уж точно ваша ответственность судить тех, кто в церкви совершает грех?» (1 Кор. 5:12, совр. перев.).
Не вдаваясь в детали, я осудил мотивы сердца своего пастора, и именно поэтому Бог предупредил меня через сны. Только Бог может судить мотивы сердца. Павел говорит:
Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господ, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения (мотивы).
Первое послание к Коринфянам 4:5 (в скобках слова автора)
Именно поэтому я не перестаю надеяться на изменения в жизни моего бывшего пастора.
Буквально вчера я разговаривал с человеком, которому не совсем понравилось послание одного служителя на конференции Мой друг рассказал мне суть проповеди по телефону и обратился к Писанию, чтобы показать, в чем была ошибка в этой проповеди. Я согласился со всеми его доводами по поводу проповеди (были и другие служители, которые тоже не согласились с ней). Но мой друг по телефону начал говорить: «Я думаю, этот служитель специально выбрал такую тему послания, чтобы своей уникальностью открыть себе двери во многие крупные церкви и на конференции».
Я в ту же секунду остановил его и сказал: «Сейчас ты уже судишь его мотивы, а этого делать нельзя».
Я сказал своему другу, что можно судить плоды - то, что сказано или сделано, в данном случае - послание, но не мотивы Только Бог может судить мотивы. Именно мотивы своего пастора я судил, и поэтому Бог сделал мне такое строгое предупреждение. Четыреста человек, которые остались под лидерством моего бывшего пастора, оказались далеко не в самом лучшем положении, после того как он женился на молодой девушке Они проявляли уже не библейскую верность. Они остались в атмосфере не Святого Духа, а какого-то неправильного духа.
По сей день я чту своего пастора, несмотря на то, что он уже в третий раз женат. Если бы у него была сейчас церковь, я бы не встал под его лидерство, но в сердце я буду хранить честь и уважение к нему до конца жизни. Помните, даже после того как Бог осудил Саула, Давид все равно почтил его песней любви и заставил всех людей в Иудее делать то же самое. Если бы мой бывший пастор позвонил мне сегодня и попросил о помощи, я бы помог ему, не задумываясь, всем, чем смог бы. Он рассказал мне столько прекрасных истин из Слова Божьего, что я и по сей день извлекаю из них драгоценные откровения; он поверил в меня, и он единственный, кто дал мне возможность. Когда я был еще молодым и неопытным, совершал так много ошибок, он прощал меня и вдохновлял. Я всегда буду чтить его. Даже сейчас, когда я пишу эти строки только для того, чтобы помочь другим людям, оказавшимся в подобных ситуациях, я испытываю боль в сердце из-за того, что он совершил, испортив жизнь себе и многим другим людям. Сильно надеюсь, что он покается и снова станет великим лидером, каким он и был когда-то. Писание говорит, что Божья надежда все переносит и никогда не перестает (см. 1 Кор. 13:7).
С другой стороны, тысячи верующих готовы бежать из церкви, только услышав какие-то слухи о том, что пастор совершает грех. Нет, нет и нет! Так не должно быть! Мы не должны слушать слухи! Как написано: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях» (1 Тим. 5:19).
Свидетель — это человек, у которого есть неопровержимые доказательства, которые он может подтвердить на суде. Речь идет не о двух людях, сговорившихся между собой, и не о группке людей, распространяющих слухи, а о двух или трех людях, независимо друг от друга имеющих свои показания. Почему Павел пишет об этом? Для того чтобы защитить нас.
Подумайте об этом. Если мы будем верить всем слухам о лидерах, тем самым мы откроем дверь подозрениям, лжи и грязи. Бесчестье очень легко входит в наши сердца. Если мы не почтим своего лидера, тогда мы не получим награду, которую Бог хочет дать через лидера. Вот почему многим верующим на Западе так трудно принимать от Бога. В нашем поколении так много возникает скандалов в служениях, что сеется подозрение в сердцах людей. Многие верующие в церквях начинают ослабевать в вере, унывают, становятся циничными; такое отношение совсем не формирует уважения и чести. Это замысел врага — удержать нас от небесных каналов, чтобы ничего не получать через лидеров.
Анна смогла получить от Илия, хотя впоследствии его ненасытная, жадная натура полностью раскрылась, и суд пришел в его дом. Она удержала свое сердце от циничного отношения, даже когда почувствовала что-то негативное в характере Илия, когда он назвал ее пьяной. Она действовала в ответ, а не реагировала. Многие верующие сегодня реагируют на неудачи и падения служителей, некоторые лидеры западных церквей действительно подвергаются серьезным атакам.
За многие годы служения я слышал огромное количество неприятных историй о лидерах, но лично для себя четко определил, что мною будет всегда руководить слово из Первого послания к Тимофею, которое я только что привел выше. Автоматически я отвергаю негативную информацию, если она исходит только от одного человека или если нет твердых доказательств по крайней мере от двух человек. Мне необходимо услышать хотя бы двух человек, чтобы поверить. Если я хоть на минутку поверю таким рассказам, то сразу же закрою путь к благословениям с небес. Все лидеры несут на себе награду с небес. Я лично не хочу пропустить то, что у Бога есть для меня, я думаю, что и вы тоже.
Другая сторона
Глядя на другую сторону, я узнал и полюбил многих людей в церкви, которые чтили своих лидеров и отдавали им любовь и посвящение от всего сердца. Некоторые из них работают в офисах церквей, некоторые стали помощниками лидеров, многие просто члены церкви или партнеры каких-либо служений.
Как приятно видеть, что Бог поднимает этих людей выше и выше. Иногда они продвигаются вверх и получают больше ответственности, порой это происходит совсем незаметно, но, наблюдая за ними в течение десяти, двадцати, даже двадцати пяти лет, я вижу в их жизни постоянный рост во всем.
Я помню, как многие верующие в церкви обиделись на моего пастора, историю которого я вам рассказал, они сформировали отношение, не имеющее никакого понятия о чести. Они стали критичными, и многие из них пережили серьезные трагедии в жизни, некоторые развод, другие настрадались из-за своих детей, кто-то оказался в тяжелой финансовой ситуации. Были те, кто открыл свои церкви, но после многих лет упорного труда церкви так и не выросли больше ста или двухсот человек. Я помню ужасный случай, произошедший с одной женщиной, которая работала со мной на телевидении и говорила против пастора (потерявшего целую церковь). У нее было крепкое здоровье, но вдруг два месяца спустя она внезапно умерла от обширного расширения сосудов мозга. Случайное совпадение? Не думаю. Павел говорит, что многие верующие не рассуждают о Теле Господнем, поэтому «многие из вас немощны и больны и немало умирает (преждевременно)» (1 Кор. 11:30, в скобках слова автора). Павел написал эти слова в контексте хлебопреломления. Однако истина применима ко всем сферам христианской жизни. Рассуждать о Теле Господнем — значит гораздо больше, чем просто пить виноградный сок и есть хлеб.
С другой стороны, я видел многих мужчин и женщин, которые пострадали из-за моего бывшего пастора, но тем не менее сохранили в своих сердцах любовь и честь по отношению к нему, так же как Давид, и сегодня у них у всех все замечательно в жизни! Я видел их успех в служении, в бизнесе, в жизни. Их браки остались крепкими и прочными, их дети продолжают следовать за Господом и любить Его. Они живут целостной, наполненной жизнью, потому что в их сердцах есть глубокое почтение и искренность. Они хранили свои сердца и следили за своими устами. Они угодили сердцу Господа.
Почему бы каждому из нас не пожелать такую замечательную жизнь, какую Бог хочет нам дать? Или стоит быть критичными и циничными? Какой плод мы производим? Глядя далеко в будущее, я не хочу допустить ни капли критики в адрес моего лидера, и не важно, как он ко мне относится. Просто не стоит этого делать. И самая важная причина, почему я не допущу в свое сердце ни капли критики: в Библии все чтившие своих лидеров были близки к сердцу Бога. Для меня это величайшая награда — знать Его сердце и иметь близкие отношения с Ним. Нет в жизни ничего лучше.
ГЛАВА 11
Двойная честь
Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую (английский вариант — двойную) честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: «не заграждай рта у вола молотящего»; и: «трудящийся достоин награды своей».
Первое послание к Тимофею 5:17, 18
Это единственное место в Библии, где говорится о двойном почтении. Оно учит тому, что мы должны почитать служителей Евангелия вдвое больше, чем других.
Что это значит на практике? Нам надлежит уважать наших христианских лидеров и обращаться к ним не иначе как «пастор», «сэр», «мистер» или «миссис». Исключение возможно в том случае, если они попросят нас называть их по-другому. Во время разговора мы должны смотреть им в глаза и не отходить от них до тех пор, пока разговор не будет закончен.
Когда лидер учит нас Слову Божьему, нам нужно внимательно слушать его. Шальные мысли, ум, витающий в облаках, — показатель непочтения. Всегда помните, что честь проявляется не только в поступках и словах, но и в мыслях. Павел увещевает нас: «Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением» (1 Тим. 4:13).
Милая беседа с соседом во время собрания не только не уважение к проповедующему, но и к Самому Святому Духу. Любые личные взаимоотношения могут подождать до конца собрания. Также могут подождать и смс-сообщения наших друзей, пользование мобильным или выход из собрания до его официального завершения. Нехорошо и опаздывать на собрания. Как бы отреагировали наши работодатели, если бы каждое утро, приходя на работу, мы опаздывали на пятнадцать минут? Мы не делаем так. Так почему же мы вовремя не приходим на собрания, точно ко времени, установленному нашими лидерами?
Ищите возможности послужить вашим лидерам, даже если они не просят вас об этом. Планируйте это заранее, предугадывая обстоятельства и стремясь к исполнению поручений и планов на самом высоком уровне. Делайте все для них превосходно.
Если вам было поручено задание, исполняйте его быстро и наилучшим образом. Только делайте это в подходящей к случаю одежде или на чистой машине, потому что нам нужно хорошо представить нашего лидера. Когда меня встречали в аэропорту на машинах, захламленных мусором и пищевыми отходами, я думал: «Если бы лидер служения знал, что его работник везет гостя в такой машине, что бы он подумал? Этим он позорит не только меня, но и своего пастора».
У нас с Лизой прекрасный штат работников. Их около пятидесяти человек. Я удивлен их отношением к нам. Приезжая в офис, я всегда нахожу на своем столе стакан чистой воды. Много раз, когда я не видел, они брали ключи от моей машины и заправляли ее бензином, несмотря на то, что там было еще достаточно горючего. Они поддерживают мою машину в чистоте в любое время. У меня нет официального места стоянки для нее, тем не менее наши работники всегда оставляют место, ближайшее к главной двери, для меня и Лизы. Они встают, когда я вхожу в комнату или прохожу в конференц-зал, обращаясь ко мне «сэр». Перед тем как прийти ко мне с делом, они всегда тщательно изучают его.
Предвидя мои вопросы, они подготавливают ответы, прежде чем я их задам. Любая моя просьба всегда исполняется быстро. Если при выполнении работы на пути возникает преграда, они будут пробиваться сквозь нее до тех пор, пока работа не будет выполнена. Не исполняются только невозможные задания. Но до того как эта новость будет открыта мне, они проверят все возможные и мыслимые варианты. Они предоставят альтернативу моему заданию.
Честь, которую они оказывают нам, сильна и целенаправленна. Я всегда помню о том, что, во-первых, почитая меня, они почитают Иисуса. Во-вторых, я убежден, что они получат награду. В-третьих, они служат нам, потому что не хотят, чтобы мы тратили свою энергию на вещи, отвлекающие нас от нашего предназначения. Чем больше мы с Лизой сосредоточимся на нашем призвании, тем большему количеству людей мы сможем послужить. В Царстве Божьем служение играет главную роль, когда мы почитаем друг друга (о том, как почитать тех, кто работает с нами рядом, мы будем говорить в последующих главах), каждый из нас становится эффективнее в служении Богу.
Мы с Лизой не ищем чести. Лидер, ищущий или требующий чести, поступает не по сердцу Божьему. Иисус сказал: «Не желаю славы человеческой» (Ин. 5:41, расш. перев.). Он искал только славы Его Отца. Он запретил лидерам, говоря: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете?» (Ин. 5:44). Эти лидеры искали хвалы и славы человеческой, чтобы подпитывать свой эгоизм, гордость и другие не самые лучшие черты характера. Иисус принимал честь от мужчин и женщин ради них самих и ради Своего Отца.
Также и нам следует помнить, что почести, оказанные нам, должны быть переданы в нашем сердце Иисусу и Отцу, а нам нужно радоваться ради тех, кто почитает нас. Мы полностью убеждены, что Отец в ответ почтит почтивших нас, и они получат награду свою. Как бы я хотел убедить вас в том, что не важно, кто вы, если вы ищете чести по любой причине, вы идете по дороге, которая не приведет вас к жизни и благочестию.
Двойные финансы
Я могу написать огромное количество сценариев о воздаянии особой чести служителям Евангелия. Однако я еще не затронул то, о чем именно говорит Дух Святой через апостола Павла в Первом послании к Тимофею (5:17, 18). Продолжая читать, мы увидим, что этот стих напрямую связан с финансами. Павел завершает его словами: «Трудящийся достоин награды своей». Английская Библия в Новом Живом Переводе утверждает: «Пресвитерам, хорошо исполняющим свою работу, и платить полагается хорошо». В Современной английской версии сказано: «Церковные лидеры, хорошо исполняющие свою работу, заслуживают вдвое больше, особенно если они трудятся в слове и учении». Английский Перевод Сегодняшнего Дня гласит: «Оплата пресвитеров, хорошо исполняющих свою работу, как лидеров, должна быть двойной». И наконец, мы читаем в Расширенном переводе английской Библии, что пресвитеры, исполняющие свои обязанности хорошо, достойны двойной оплаты, «адекватной финансовой поддержки».
Мы найдем этот закон в словах Иисуса, обращенных к Своим ученикам: «Истинно, истинно говорю вам: почитающий того, кого Я пошлю, Меня почитает; а почитающий Меня почитает Пославшего Меня» (Ин. 13:20, слово принимает, заменено автором на слово почитает). Обратите внимание на слова «кого Я пошлю». Иисус олицетворяет эти слова. Павел таким же образом описывает назначение на пятигранное служение:
И Он (Иисус Христос) поставил (Он Сам назначил и дал людям быть) одних Апостолами (особыми посланниками), других пророками (вдохновляющими проповедниками и истолкователями), иных — Евангелистами (проповедниками Евангелия, путешествующими миссионерами), иных — пастырями (пастухами Его стада) и учителями.
Послание к Ефесянам 4:11 (расш. перев.)
Слова «Он Сам назначил» означают, что Иисус лично назначает на пятигранное служение. Это пресвитеры в Теле Христа, «те, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5:17). Бог заведомо подчеркивает, что их надлежит почитать «вдвое больше».
За более чем двадцатилетнее время путешествий я никогда не видел, что есть исключения из этого повеления. Тем не менее я посещал церкви, где пасторам и их помощникам платили мало. Они ездили на старых автомобилях, жили в арендованных или неудобных домах, в то время как члены церкви жили в лучших домах и водили лучшие машины, их дети учились в лучших школах и т.д. Однако ирония в том, что если исследовать финансовое состояние членов церкви, то выявляется тот факт, что большая часть из них находится в бедственном положении. Бизнесмены переживают постоянные неудачи и даже большие потери. В результате многие находятся по уши в долгах. Многим семьям приходится жить на свои сбережения. Кажется, что ни у кого нет наличных для помощи нуждающимся. Может ли это быть результатом пренебрежения Божьим повелением относительно хорошей зарплаты лидерам?
Прольем еще больше света на эту тему, посмотрев на ее обратную сторону. Я посещал церкви, где пасторам и их помощникам платили хорошо. Они все ездили на хороших автомобилях и жили в красивых домах, их дети ни в чем не нуждались, они могли позволить себе хороший отпуск с семьей, список может продолжаться. Люди в церкви не раз покупали им подарки, устраивали для них особенные обеды или проявляли другие щедрые жесты. В целом семьи, если они были укоренены в церкви, процветали и жили успешной жизнью. Бизнесмены постоянно начинали успешные дела и получали прибыль. Они всегда скоры на помощь вдовам, матерям-одиночкам или нуждающимся семьям в церкви, потому что у них всегда есть дополнительные средства. Эти церкви способны больше давать на миссию, чем церкви, мало платящие своим пасторам. Я не видел ни одного исключения. Не удивительно, ведь это связано с принципом чести.
Подумайте над этим. Первая группа упомянутых мной церквей хвастает тем, что не тратит свои деньги на достаточную зарплату своему пастору и его помощникам. Они думают, что тогда они смогут сделать больше для Царства Божьего, давать на миссию, помогать бедным и так далее. Впрочем, избегая Божьего повеления — хорошо оплачивать труд своих лидеров, — они не способны достичь других в нужде, так как их бизнесмены бедствуют и зачастую не принимают участия в церковных проектах. Почему же мы не можем понять, что мудрость Божья всегда направляет нас на дорогу настоящего успеха? Когда мы воздерживаемся от исполнения Божьего Слова, веря, что можем сделать больше для Него, в действительности — это гордость и фальшивое смирение. Этим мы косвенно сообщаем, что знаем больше Господа, потому что Он любит бедных, но в то же время говорит нам вдвойне платить трудящимся в Его Слове.
Я сознаю, что сей истиной пренебрегали, и это не особенно малый процент служителей в Америке. Я огорчаюсь, когда лидеры постоянно говорят о деньгах и материальных вещах. Их жизнь не состоятельна, они больше сосредоточены на временных вещах и жизненных удовольствиях, чем на достижении потерянных и раненых душ. Имея истину, они потеряли сердцебиение служения, свернув на дорогу наемников. Их проповеди отклонились в сторону, они потеряли свою эффективность. Послушайте, что Бог говорит о таких лидерах:
Ибо лидеры моего народа — Господни стражи, его пастухи слепы к всякой опасности. Они, как псы, не лающие и не предупреждающие об опасности. Они любят лежать, спать и мечтать. Они будто жадные псы, никогда не насыщающиеся. Они, как глупые пастухи, идущие по своим дорогам и преследующие свои цели.
Книга пророка Исайи 56:10, 11 (совр. перев.)
Посмотрите на слова: «преследующие свои цели». В Современной английской версии говорится: «Вы пастухи, плохо обращающиеся со своими овцами ради эгоистичных целей». Есть несколько лидеров (рад сообщить, что их немного), которые использовали женщин, деньги и другие активы служения для своего собственного удовольствия. Они извратили истину о почтении. Их мышление омрачилось, перевернув Божий замысел с ног на голову, они сделали так, что служение служит им. Они отошли от первоначального смысла христианского служения — служить Божьему народу и достигать потерянных. Если они не изменятся, то закончат во тьме.
Конечно, я сталкивался со злоупотреблением принципами чести за годы моего служения и читал о подобных случаях в Библии. Но спросим себя, дает ли это нам право увести нас в сторону от Божьего повеления о воздаянии двойной финансовой чести Божьим слугам? Эти две крайности никогда не будут оправданы в глазах Бога.