Из Послания к Римлянам ясно, что каждый из нас должен подчиняться высшим властям. Почему? Потому что «нет власти не от Бога» (13:1). Вся законная власть во всей вселенной исходит от престола Божьего. Человек, действительно рожденный от Бога, признает, уважает власть. Покажите мне человека, который игнорирует власть, и я покажу вам человека, который не рожден от Бога. Не важно, молился ли он молитвой грешника, и ходит ли он в церковь каждую неделю. Человек не спасен, если он в сердце не чтит власть.
Вы спросите: «Джон, как ты можешь так смело об этом говорить?» Иисус сказал, что истинные верующие узнаются по плодам, а не по тому, что они формально произнесли молитву грешника. Человек, который истинно любит и знает Бога, — это человек, признающий Его власть, потому что знать Бога — значит знать власть. Господь и Его власть неразделимы.
Дальше в Послании к Римлянам Павел говорит: «Существующие же власти от Бога установлены» (13:1). Вы заметили, здесь не сказано, что люди выбирают власти? Сам Бог назначает их. В данном стихе английское слово appointed, в греческом языке имеет синоним слово tasso, которое означает «поручать, посвящать, ставить». У этого слова нет ни малейшего оттенка «случайности» действия. Речь идет о конкретном намеренном назначении. Поскольку Бог поставил все власти, мы отвергаем Власть, стоящую за ними, если игнорируем, не оказываем чести и уважения и отказываемся подчиняться им. Независимо от того, знаем мы или нет, мы противимся порядку и правилам Бога. Когда мы выступаем против делегированной власти Бога, мы выступаем против Самого Бога. Вот почему апостол пишет: «Противящийся власти противится Божию установлению» (Рим. 13:2).
Я помню, как однажды я сам впервые узнал эту истину. В 1992 году Билл Клинтон был избран президентом Соединенных Штатов Америки. Три дня я был в подавленном состоянии и злился. Затем Дух Святой проговорил мне, что никто не занимает пост без Его ведома. Получив откровение сердцем, я перестал критиковать президента Клинтона и стал уважать его, молиться и благодарить Бога за него. Господь говорит нам через апостола Павла: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения. .. за всех царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2:1, 2).
Заметьте, что проводить мирную жизнь можно только при условии почитания власти. Это одна из наград, которую Бог дает тем, кто чтит власть. Если мы как верующие не будем почитать людей власти, мы сами на себя навлечем проблемы.
Существует два типа гонений. Один из них, когда мы сами навлекаем гонения на себя; второй тип — гонения ради праведности. Апостол Петр упоминает оба типа. О первом он говорит: «Нет никакой добродетели в том, чтобы принимать наказание, которое вы заслуживаете» (1 Пет. 2:20, совр. перев.). Другими словами, если мы сделаем что-то неправильное, мы будем за это наказаны. Или еще проще говоря, если вы увидите в зеркале заднего вида, что за вами гонится машина с синими и красными мигалками на крыше, после того как вы не остановились на сигнал «стоп», не обвиняйте дьявола. Почему? Это как раз одна из причин, почему Бог поставил власти. «Ибо начальствующие не страшны для делающих добрые дела, но страшны для делающих злые. Итак, делайте, что они говорят, и будете жить мирно» (Рим. 13:3, совр. перев.). Очевидно, что легко избежать гонения, навлеченного на себя, просто подчиняясь властям, и тогда не будет никаких проблем.
Другой тип гонений — гонения ради праведности. Когда нас наказывают власти за добрые дела. Петр говорит: «Но если, делая добро и страдая, продолжаете быть добрым слугой, это угодно Богу. Ибо такова жизнь, к которой вы были призваны, такой жизнью жил и Христос» (1 Пет. 2:20, 21, совр. перев.).
Когда с нами плохо поступают, а мы продолжаем быть хорошими работниками, студентами, гражданами, членами церкви, и т.д., тогда это наивысшее проявление чести. Нам необходимо иметь страх Божий в своем сердце, чтобы продолжать относиться с большим уважением к тем, кто плохо относится к нам.
Вместо того чтобы твердо исполнять данные слова, многие сегодня заявляют: «Я свободный человек, я христианин, я живу в свободной стране, я не обязан мириться со всякой чепухой!» Да, вы свободны, но помните, что Слово Божье говорит: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» (Гал. 5:13). Мы призваны к такой жизни, чтобы правильно терпеть несправедливое отношение. Послушайте, что говорит Петр: «Ибо вы к тому призваны (это неотделимо от вашего призвания свыше), потому что и Христос пострадал за вас, оставив вам (Его личный) пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет. 2:21, расш. перев.).
Какой был пример Иисуса? Власти наказали Его за злые дела, хотя Он делал только добрые дела. Так поднимается вечный вопрос: надо ли нам подчиняться и даже чтить плохих правителей, особенно если они несправедливо к нам относятся?
Плохие правители?
Многие поспорят со мной и скажут: «Но, Джон, я знаю таких плохих и даже жестоких правителей, и ты говоришь мне, что Бог их поставил? И, кроме того, мы должны им подчиняться? Нет ли там каких-нибудь исключений?»
Это правда. Есть много жестоких и несправедливых правителей — тиранов; даже в Писании очень много примеров таких правителей. Мы должны всегда помнить, что говорит Божье Слово. Оно говорит нам: «Все начальство от Бога, но не все начальство благочестиво».
Когда Бог побуждал авторов Нового Завета наставлять Его детей о подчинении власти, Он знал, что будет много жестоких правителей. И в Писании, как мы сказали, можем встретить много жестоких правителей. Посмотрите на фараона. Он жестоко обращался с потомками Авраама, с народом Бога живого. Он угнетал их, бил их и даже убивал их детей.
Откуда взялась власть у этого фараона? В Писании написано, что Бог сказал фараону: «Я поставил тебя» (Исх. 9:16). В одном из своих посланий Павел подтверждает (см. Рим. 9:17), а истина подтверждается свидетельством двух свидетелей (Ин. 8:17). Нет никаких сомнений в том, что Бог, а не человек и не дьявол, поднял и поставил фараона на позицию власти. Итак, нет никаких расхождений с утверждением «существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1).
Посмотрите на Навуходоносора, царя Вавилона. Он разрушил Иудею, разграбил храм и почти все дома народа Божьего. Впоследствии он построил империю, захватившую весь известный мир. Он был настолько непослушен Богу в своих путях, что в период своего правления сошел с ума «и отлучен был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него — как у птицы» (Дан. 4:33). Хотя Бог ясно говорит о человеке: «Вот, Я пошлю и возьму Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего, и поставлю престол его на этих камнях, скрытых Мною, и раскинет он над ним великолепный шатер свой» (Иер. 43:10, курсив автора). Бог называет его «раб Мой» снова, потому что «существующие же власти от Бога установлены».
Посмотрите на царя Саула. Я слышал, как многие служители говорят: «Саула избрали люди, Давида избрал Бог». Это неправильное суждение, которое не имеет ничего общего со Словом Божьим. Подобные невежественные заявления могут нанести вред Божьему народу, потому что они сообщают, что некоторые законные власти могут быть поставлены человеком, а не Богом. Таким образом, люди не оказывают должной чести некоторым правителям, тем самым причиняя вред себе. Послушайте, что Сам Бог сказал об этом неверном, диком и нечестивом сердце: «Жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня» (1Цар. 15:11).
Заметьте, Бог сказал: «Я поставил Саула царем». Не люди, а Бог поставил его. Снова мы видим то же самое утверждение: «существующие же власти от Бога установлены».
Давид, единственный в Библии названный «мужем по сердцу Бога», был поставлен под власть Саула. И произошло это после того, как Бог сказал о том, что сожалеет, что поставил Саула царем. История неслучайна, она является частью Божьего плана.
Саул относился к нему со всей добротой и благосклонностью в самом начале, пока Давид служил ему. Как только Давид стал угрозой для безопасности Саула, Саул сразу же стал жестоким с ним, он ревностно искал случая, чтобы убить Давида, которому пришлось даже убежать, потому что его жизни угрожала реальная опасность.
В течение последующих четырнадцати лет Давид жил в пещерах, в пустынях и других отдаленных местах, даже в чужой стране. Только подумайте, в возрасте от шестнадцати до тридцати лет он ни разу не смог побывать дома, даже ненадолго. Он был оторван от своей собственной семьи, был взят из своего собственного дома, от всех своих друзей детства. Он не мог больше общаться со своим лучшим другом Ионафаном, потому что тогда Саул легко убил бы его. Все, что он любил, будучи молодым человеком: комфорт, безопасность, все, что радовало его в детстве, ему пришлось оставить на четырнадцать лет из-за лидера, которого Бог поставил над ним. Как мог Господь так поступить с мужем, который был по сердцу Ему?
Даже после того как Бог сказал, что Он жалеет, что поставил Саула царем, Давид все равно продолжал оказывать честь и подчиняться своему царю. Он неоднократно доказывал свою невиновность перед Саулом, но Саул все равно искал случая, чтобы убить его. Несколько лет спустя после изгнания у Давида наконец-то появилось возможность покончить со всеми бедами, которые причинял ему его лидер. В пустыне Эн-Гадди у Давида появилась возможность убить Саула. Царь со своей армией в пещере Эн-Гадди сделал остановку, и они сняли все оружие, не подозревая, что Давид со своими людьми, вооруженными до зубов, прятались в глубине пещеры. Люди Давида подстрекали его убить Саула, они даже Слово Божье истолковали в свою пользу, когда пытались уговорить его совершить злое: «Вот день, о котором говорил тебе Господь: „вот, Я предам врага твоего в руки твои, и сделаешь с ним, что тебе угодно"» (1 Цар. 24:5).
Они умоляли его: «Давид, царь Саул — маньяк, он убивает наш народ, он убил невинные семьи и священников. Великий пророк Самуил помазал тебя как следующего лидера Израиля, потому что так проговорил Господь. Если ты не убьешь его, тогда он убьет тебя. Это же самозащита, любой суд подтвердит и признает тебя невиновным!» Замечательные аргументы, не говоря уже об очевидных фактах: ничем не оправданные обвинения Саула и атаки на Давида делали его жизнь и жизнь его людей невыносимой.
Но их доводы не убедили Давида, хотя навели его на хорошую мысль. Отрезав край одежды Саула, он навсегда мог доказать перед всеми свою невиновность. Если бы у Саула было доказательство, что Давид мог убить его, но сдержал себя и своих людей, тогда Саул больше никогда бы не думал, что Давид хочет украсть его положение и власть, и прекратил бы преследовать его и покушаться на его жизнь.
Как только он отрезал край одежды своего лидера, Писание говорит, что больно стало сердцу его, и совесть обличила его. Он обесчестил своего царя. Как он мог совершить такой поступок? Он быстро пришел в себя и строго приказал своим людям: «Перестаньте говорить вздор. Мы не будем нападать на Саула. Он мой царь, и я молюсь, чтобы Господь уберег меня от того, чтобы причинить вред Его избранному царю» (1 Цар. 24:6, 7, совр. перев.).
Однако совершив такой поступок, отрезав край одежды царя, он решил показать свою невиновность. Он закричал вслед своему лидеру:
Зачем ты слушаешь речи людей, которые говорят: «вот, Давид умышляет зло на тебя»? Вот, сегодня видят глаза твои, что Господь предавал тебя ныне в руки мои в пещере; и мне говорили, чтоб убить тебя; но я пощадил тебя и сказал: «не подниму руки моей на господина моего, ибо он помазанник Господа». Отец мой! посмотри на край одежды твоей в руке моей; я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил: узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства, и я не согрешил против тебя; а ты ищешь души моей, чтоб отнять ее. Да рассудит Господь между мною и тобою, и да отмстит тебе Господь за меня; но рука моя не будет на тебе».
Первая книга Царств 24:10-13
Если и был повод для мести, и он был, конечно, но Давид отдал все Господу. Что касается его поведения, он сделал не что иное, как почтил Саула. Он даже назвал человека, который хотел уничтожить его, «своим отцом».
Саул, потрясенный добродушием Давида, прокричал ему в ответ: «Ты правее меня, ибо ты воздал мне добром, а я воздавал тебе злом» (1 Цар. 24:18). Затем Саул уехал со своими людьми.