Кто почитает вас, почитает Меня, а кто почитает Меня, почитает Пославшего Меня; кто почитает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; кто почитает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. И кто почтит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.
Евангелие от Матфея 10:40-42 (перефразировано автором)
В этой главе мы будем говорить о доверенных нам людях, стоящих под нашим руководством. Эта группа описана следующими словами Иисуса: «Кто почтит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей».
«Малых сих»
В Писании выражение «малых сих» отождествляется с маленькими детьми или теми, кто вверен под наше руководство. В следующей главе мы пристально рассмотрим тему почтения детей. Со многими из «малых сих» неправильно обращаются или даже унижают те, кто стоит над ними. Это гневит Бога, ибо Иисус определенно предупреждает об этом:
А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит... Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.
Евангелие от Матфея 18:6, 7, 10
Что за отрезвляющее предупреждение! Когда Иисус говорит «горе», лучше поверить, что на самом деле будет «горе». Почему Он так строг?
Бог наделяет нас властью. Он есть любовь, Его власть высвобождена для любви и защиты. Но если вместо этого ею злоупотребляют, причиняют вред и показывают превосходство, это становится открытым оскорблением Бога. Вы можете подумать: «Да, но это не оскорбление Бога, это оскорбление Его народа». Это не так! Потому что Иисус говорит: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40, курсив автора). Мы относимся к доверенным людям так же, как мы относимся к Иисусу. Помните об этом, когда дело касается ваших детей, супруга или супруги, работников, студентов и так далее.
Те, кто наделен властью, несут ответственность за наставление и дисциплину подчиненных. Некоторые лидеры позволяют «малым сим» совершать ошибки. Они не исправляют их, когда это нужно. Ребенок, предоставленный сам себе, вероятнее всего, пойдет по неправильному пути, если его не исправить. Павел показывает важность Божественной дисциплины в Послании к Коринфянам: «Вы можете подумать, что я преувеличиваю власть, данную мне, но я не отступаю назад. Каждое слово моего повеления, чтобы созидать вас, а не расстраивать» (2 Кор. 10:8, совр. перев.). Читая письма Павла к коринфянам, мы легко понимаем, что Павел был непреклонен в их воспитании. Он ценил «малых сих», исправляя и тренируя. И очень ясно утверждает, что власть — это созидание, служение и защита. Спросите себя как лидера: «Является ли это моим мотивом?» Если вы почитаете «малых сих», служите и защищаете их, ваш мотив правильный, вы будете исправлять их, когда необходимо.
Есть другая сторона. Это те, кто делает наоборот. Они используют свою власть в эгоистичных целях. Я говорю это, чтобы помочь «малым сим», споткнувшимся о них. Исправление таких лидеров опасно. В их сердце нет любви к подвластным им. Они не развили ее через молитву и размышление, через горячее желание увидеть преуспевание своих подопечных. Будут ли они ошибаться? Конечно. Просто помните о том, что вы сами были молодыми и незрелыми, или вы уже так быстро забыли об этом? Я бросал вызов тем, кто стоял надо мной. Я совершал глупые ошибки и грешил. Я был импульсивным и невежливым, поступал странно и говорил глупости в самый неподходящий момент. Я так благодарен, что мои лидеры не бросили меня.
Я вспоминаю время, когда в начале нашего служения, я и моя жена тренировали наших сотрудников. В то время их было не так много. (Сейчас, когда я пишу эту книгу, — у нас больше пятидесяти работников.) Мы расстраивались из-за их ошибок. Я помню, как я сказал Лизе слова, которые, как я верю, были пророческими и принесли исправление и понимание нам обоим. «Лиза, если людям, которых Бог поставил под нами, ничего не нужно от нас, зачем тогда Бог поставил их под нашу власть?» Мы оба кивнули головой в знак понимания.
Церковное лидерство
Путешествуя по тысячам церквей в течение многих лет, я познакомился с разными группами лидеров. Особенно я был рад знакомству с творческими лидерами. Они строят дом Божий нетрадиционными способами. Их методы становятся понятными для мира. Они создают атмосферу, в которой неверующие чувствуют себя более комфортно, чем в старомодных традициях, чуждых для них. Они избавляются от официальной одежды, песен двадцатилетней давности и церковного языка. Они используют мультимедиа, чтобы заменить обычный способ объявлений о церковных событиях, и многое другое. Я лично верю, что это есть мудрость Божия.
Немного отклонюсь от темы и скажу следующее. Знайте, что Бог за деликатные методы, и Он против деликатных посланий. Павел ясно утверждает: «У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1:10). Никогда не идите на компромисс со Словом Божьим, чтобы достичь больше людей. Этим вы создадите паству из поддельных христиан, которые рискуют услышать слова Иисуса в великий день: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня» (см. Мф. 7:20-23). Их кровь будет на наших руках. Павел говорил к группе верующих: «Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Бо-жию» (Деян. 20:26,27). Мы не можем просто провозглашать позитивные отрывки из Писания, мы также должны предупреждать и исправлять (см. Кол. 1:28).
Иисус ясно говорит нам, что Дух Святой «обличит мир о суде» (Ин. 16:8). Община, которая не приносит обличение живущим в грехе из-за своих деликатных посланий, ничем не отличается от Лаодикийской церкви, описанной в книге Откровение. Эта церковь была на грани изгнания от лица Иисуса, так как не позволяла Ему принести божественное очищение через присутствие Его Святого Духа. В результате Он заявил этой церкви: «Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3:20). Это показывает чрезвычайную опасность деликатных посланий.
Павел пишет в отношении деликатных методов следующие слова:
Ибо, будучи свободен от всех требований и ожиданий, я стал для всех слугою, чтобы приобрести большее количество людей: религиозных, нерелигиозных, педантичных философов, теряющих жизнь грешников, побитых, развращенных — любых. Я не жил, так как они. Я смотрел на Иисуса — но я вошел в их мир и попытался посмотреть на все с их точки зрения. Я стал слугой для всех в своих попытках привести в вечную жизнь тех, кого встретил.
Первое послание к Коринфянам 9:19-22 (совр. перев.)
Вдумайтесь в эти слова: «Я вошел в их мир и попытался посмотреть на все с их точки зрения». Какое-то время назад, проповедуя перед несколько сотнями пасторов, я попросил их зайти на свое собственное служение как посетитель и испытать его со стороны нецерковного человека. Потом я сказал: «Если вы честны и открыты, вы многое измените в вашем служении».
В Теле Христа нам необходимо быть впереди в использовании средств информации и новых технологий. Мир должен вдохновляться от нашего творчества и инноваций. Почему он в своей деятельности должен обладать самым лучшим, а Царство Божье должно быть представлено второсортным? Нет, точно так же как Даниил и еврейские юноши были мудрее, чем сыны века сего, мы должны искать новые инновационные идеи.
Давайте провозглашать и учить Слово Божье в силе Духа Святого безкомпромиссно, но оформлять его таким образом, чтобы оно воспринималось неверующими. Наше послание должно приносить обличение неспасенным. Мы должны призывать к полному подчинению Иисусу Христу, что подразумевает под собой покаяние от греха, безбож-ности, мирских желаний и стопроцентное посвящение своей жизни Иисусу Христу и следование за Ним. Мы можем это делать с радостью и с новаторскими идеями. Быть христианином — не значит потерять энтузиазм и творчество. Нет, более того, во Христе, мы находим эти качества в изобилии. Если мы почитаем «малых сих», мы проведем время, размышляя творчески в поисках новых идей. Это угодно Божьему сердцу.