Наряду с характеристиками отдельных программ (например, безошибочностью выполнения программой того или иного класса задач) на практике всегда присутствуют другие важные характеристики ПО как сложного процесса (например, скорость исправления ошибки, выявляемой при эксплуатации). Эти характеристики зависят от организации процесса разработки программ и привнесенных обстоятельств.
Внедрение конкретной версии отдельной программы может вызвать целую лавину необходимых обновлений других компонентов ВС. «Приобретение» СУБД может потребовать обновления ОС и, как следствие, даже изменения состава оборудования. Суммарные издержки такого «цепного» изменения могут многократно превысить стоимость исходной «удачной покупки». Описанная ситуация характерна для практики госзакупок: зачастую заказчик, выбрав победителя конкурса, вместе с ним на длительный срок выбирает: а) программную платформу, б) необходимые для ее работы конкретные программные компоненты третьих поставщиков (например, ОС или СУБД, которые, как правило, приходится покупать отдельно и стоимость которых не была включена в стоимость конкурса), а также в) аппаратную платформу.
Удерживать ситуацию под контролем до определенной степени позволяет стандартизация ключевых интерфейсов ВС. При использовании в ВС не отвечающих стандартам базовых компонентов (ОС, СУБД, графических операционных сред и т.п.) «точечные» изменения становятся труднореализуемыми, и система вместе с заказчиком становятся заложниками поставщиков таких компонентов. Типичным примером является использование получивших распространение в последнее десятилетие операционных систем и иных программных платформ корпорации «Майкрософт».
Действующее российское законодательство не в полной мере отвечает всем особенностям разработки программ для ЭВМ. Закон о госзакупках, бюджетный процесс диктуют государственным заказчикам одногодичный проектный цикл закупки, гораздо больше соответствующий каскадной модели. Основной мерой преодоления этой трудности является закрепление за государственным и муниципальным заказчиком правовых (достаточный объем авторских имущественных прав) и фактических (наличие исходных кодов, документирования, технической поддержки и т.п.) возможностей для продолжающейся разработки программного обеспечения.
Цели компьютеризации
Целью компьютеризации может быть, например, сокращение трудозатрат (и, соответственно, сокращение количества рабочих мест и фонда заработной платы), повышение оперативности работы с документацией, повышение сохранности архива, сокращение площади требуемых помещений и т.п.
Для коммерческих организаций конечной целью компьютеризации обычно выступает сокращение затрат (с учетом затрат на создание системы и эксплуатационные издержки), повышение коммерческой отдачи от автоматизируемой деятельности, а также повышение прозрачности (и управляемости) организации. В случае публичных (государственных и муниципальных) организаций цели и задачи компьютеризации могут быть вменены нормативными или организационно-распорядительными актами вышестоящих органов власти и самоуправления, порождаемые не только экономическими, но и политическими или социальными причинами (например, стремлением повысить качество государственного управления).
Допустим, предметом компьютеризации выступает делопроизводство, включающее регистрацию входящих и исходящих, подготовку исходящих и внутренних документов, архивное хранение, осуществляемое посредством пишущих машинок, светокопировальной техники, картотек, папок и архивных коробов. Задача должна быть поставлена в терминах формального описания процедур документооборота (регистрация входящего документа, создание нового документа, введение и учет редакторской правки, согласований и т.п.) и его количественной характеристики в текущей ситуации с прогнозом на обозримое будущее. В практике публичного (государственного) сектора особую важность представляет выделение в регламентных процедурах (административных процедурах или регламентах) событий, создающих или прекращающих чьи-либо права или исполняющих или порождающих чьи-либо обязанности.
Практически всегда автоматизация деятельности требует реформирования (оптимизации) порядка выполнения служебных процессов (бизнес-процессов в коммерческом секторе и административных — в государственном. В госсекторе также необходимо принятие нормативных правовых актов, закрепляющих такое изменение).
Парадоксально, но факт: компьютеризация госорганизаций в России в подавляющем числе случаев приводит к повышению издержек. Это неочевидное и непопулярное утверждение доказывается простым фактом: в результате проектов информатизации не происходит сокращения численности сотрудников, не уменьшаются сроки выполнения обязанностей, не происходит отказа от дублирующих «бумажных» способов работы. А поскольку расходы на информатизацию имеют место (около 60 млрд. руб. в год), то результирующая экономическая эффективность падает. Практическим результатом информатизации чаще всего является повышение удобства работы государственных служащих.
С другой стороны, бюджетная экономия не единственный мотив компьютеризации публичного сектора. Например, если благодаря информатизации происходит повышение качества государственного управления, снижение сроков выполнения обязанностей, повышение прозрачности органов власти и т.п., то это может быть мероприятием затратным для бюджета, но крайне выгодным обществу.