32.1. При повреждении токоприемника или контактной сети в пути следования или на стоянке локомотивная бригада обязана сообщить поездному диспетчеру, энергодиспетчеру и локомотивному диспетчеру через ДСП о причине повреждения с указанием номера пути, километра, пикета.
Текст сообщения локомотивной бригады должен быть четким, содержать все данные для принятия решения о порядке восстановления и соответствовать следующему типовому тексту:
Характер отказа___________ . Решение о дальнейших действиях локомотивной бригады."
Сообщение машиниста ДСП подтверждает указанием своей фамилии и времени приема.
На место повреждения энергодиспетчер направляет работника дистанции контактной сети.
32.2. При повреждении токоприемника без повреждения КС машинист производит осмотр, не поднимаясь на крышу электровоза.
Если токоприемник поврежден и находится в пределах габарита и не касается крыши электровоза, то следовать на одном токоприемнике до депо или ПТО, перекрыв кран и отключив токоприемник.
32.3. При необходимости увязки токоприемника, восстановления КС, выезжает бригада дистанции контактной сети.
Увязка токоприемника, осмотр КС с крыши электровоза выполняется с соблюдением техники безопасности под руководством работника дистанции контактной сети.
32.4. На месте повреждения токоприемника и контактной сети или по прибытии на станцию или в депо составляется первичный акт в двух экземплярах за подписью машиниста или представителя ТЧ и работника дистанции контактной сети.
В первичном акте должны быть указаны данные, характеризующие время отказа, сведения о поезде, серии и номера локомотива, депо приписки локомотива и депо, в котором работает локомотивная бригада. Необходимо подробно изложить, что повреждено на токоприемнике и контактной сети ( во время стоянки, движения, отправления и др). При этом недопустимы общие формулировки типа "Неправильные действия машиниста". "Неисправность эл-за", "Неисправность контактной сети" без указания на конкретный вид неисправности конкретного узла, аппарата и т.п.
Допускается запись: "Причину повреждения установить не удалось".
Комиссии ЭЧ и ТЧ должен быть предоставлен первичный акт, поврежденные части и отрезанные концы контактного провода с указанием о них в акте.
Задержка поезда по причине составления акта запрещается.
32.5. Если лица, проводившие расследование не пришли к единому мнению, то случай рассматривается ревизором по безопасности движения.
32.6. Во время движения с появлением ненормального токосъема (недопустимое искрение и отрывы токоприемника вследствие неисправности контактной сети или токоприемника) машинист должен по поездной Р/С сообщить энергодиспетчеру, который на место ненормального токосъема направляет работника контактной сети для осмотра ее состояния.
32.6. При снятии напряжения в контактной сети продолжительностью до одной минуты машинист снимает нагрузку, а по истечении 2-х минут опускает токоприемник и останавливает поезд.
После 2-й минуты после с момента опускания токоприемников машинист производит их подъем, внимательно наблюдая за ними, крышевым оборудованием с целью выявления неисправности.
В интервале времени между двумя и четырьмя минутами проверяется исправность устройств энергоснабжения при опущенных токоприемниках на электроподвижном составе.
Действия локомотивной бригады в аварийных ситуациях при перевозке опасных грузов. (выписка из ЦМ-407 от 25.11.96г. ЦЧУ/4895 от 19.03.92г. «Инструкция по составлению натурного листа ф.ДУ-1»)
33.1. К опасным грузам относятся вещества, материалы, изделия, отходы производства и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов в процессе транспортирования, при производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранения могут нанести вред окружающей природной среде, послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, устройств, зданий и сооружений, а также к гибели, травмированию, отравления, ожогов или заболеваний людей, животных и птиц.
33.2. Опасные грузы в соответствии с ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка" разделяются на следующие классы:
класс 1 - взрывчатые материалы (ВМ);
класс 2 - газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
класс 3 - легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
класс 4 - легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ), самовозгорающиеся вещества (СВ), вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
класс 5 - окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);
класс 6 - ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);
класс 7 - радиоактивные материалы (РМ);
класс 8 - едкие или коррозионные вещества (ЕК);
класс 9 - прочие опасные вещества.
Опасные грузы каждого класса в соответствии с их физико-химическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировании разделяются на подклассы, категории и группы.
Опасным грузам 1 класса присваивается также разрядный номер от 1 по 32.
При перевозке ВМ автотормоза у этих вагонов должны быть выключены, независимо от вида тормозных колодок и типа вагонов, если такое указание имеется в Перечне. Разобщительный кран к воздухораспределителю должен быть перекрыт и закреплен в этом положениии и опломбирован. В составе поезда должно быть не более 4 групп вагонов с выключенными тормозами, а в группе не более 8 осей.
При производстве маневровых передвижений на вагонах с ВМ автотормоза должны быть включены.
ВМ могут следовать в поездах одиночными вагонами и группами вагонов, а также перевозиться поездами с постановкой соответствующего прикрытия в пределах норм по весу и длине, предусмотренными графиком движения. Разрешается включать вагоны ВМ в тяжеловесные поезда.
33.3. Запрещается перевозка ВМ в поездах:
-- пассажирских и почтово-багажных,
-- людских, а также имеющих в составе отдельные вагоны с людьми;
-- соединенных;
-- с негабаритными грузами верхней третьей, нижней третьей и больших степеней, боковой четвертой и большей степеней негабаритности;
-- имеющие длину более вместимости приемо -отправочных путей на участках следования таких поездов.
33.4. При сопровождении вагонов с опасными грузами наряд охраны должен находиться от охраняемого вагона или группы вагонов не далее 5 вагонов. Если группа вагонов находится головной части поезда не далее, чем за 5 вагонов от электровоза или тепловоза, то при отсутствии тормозной площадки разрешается проезд стрелка военизированной охраны на локомотиве, с предварительным инструктажем стрелка машинистом о порядке проезда его на локомотиве.
33.4. Вагоны с разрядными грузами при постановке в поезда должны иметь прикрытие, не менее указанного на штемпеле в грузовых документах.
Например: 3-3-3-3
Первая цифра - от ведущего локомотива.
Вторая цифра - от подталкивающего локомотива.
Третья цифра - от вагонов с людьми.
Четвертая цифра - от локомотива при маневрах.
33.5. Вагоны с ВМ, не имеющие в перевозочных документах штемпель "Не спускать с горки", допускаются к роспуску с сортировочных горок и производству маневров толчками. Скорость соударения таких вагонов не должна превышать 5 км/час.
Если в перевозочных документах на вагоны с ВМ или на вагоны из состава воинского транспорта имеется штемпель "Не спускать с горки", то маневры должны производиться осаживанием или "съемом" локомотивом со стороны подгорочного парка с соблюдением норм прикрытия с особой осторожностью, без толчков и резких остановок. Скорость соударения вагонов с ВМ при их сцеплении с другими вагонами или локомотивом не должна превышать 3 км/час. Пропуск этих вагонов через сортировочную горку должен производиться только с локомотивом.
33.6. При производстве маневров с вагонами, занятыми разрядными грузами, передача управления локомотивом помощнику машиниста запрещается.
33.7. В натурном листе на поезд, в составе которого имеются вагоны с разрядными грузами, оператор технической конторы, станции или парку в графе "Особые отметки" против номера вагона с таким грузом на основании перевозочных документов обязан сделать отметки в графе 9 и 10.
Отметки, проставляемые в графе 9 (Код прикрытия).
Код Признаки схемы прикрытия
1 Вагоны с людьми
2 Вагон с проводниками (командой), сопровождающих груз.
3 Вагон с разрядным грузом ВВ.
4 Вагон с разрядным грузом ЯВ.
5 Крытый вагон (сжатый или сжиженный газ), цистерна для сжиженных газов (груженая или порожняя).
6 Вагон с легковоспламеняющимся веществом, цистерна с легковоспламеняющейся жидкостью или кислотой.
7 Крытый вагон с другими опасными грузами.
8 Вагон с легкогорючими грузами.
9. Вагон с грузом 13 разряда.
Отметки, проставляемые в графе 10 (Негабарит., живн., ДВ, НГ).
Код Признак вагона
1 Живность.
3 Негабаритный груз.
4 Цистерны из под сжатых и сжиженных газов.
5. Длиннобазный вагон.
6. Вагоны, требующие осторожности при роспуске с горки.
7. Вагоны, не подлежащие роспуску с горки.
9 Через гору пропускать нельзя.
33.8. Машинист поездного локомотива после получения перевозочных документов до отправления поезда со станции должен убедиться по натурному листу о наличии и расположении вагонов с взрывчатыми материалами. в составе поезда.
При наличии в поезде вагонов с взрывчатыми материалами к номеру поезда добавляется буквы "ВМ".
33.9. В целях повышения безопасности при перевозке разрядных грузов установить следующие нормы прикрытия вагонов с указанными грузами не менее 3 вагонов от ведущего локомотива, независимо от вида тяги и топлива и с хвоста поезда, в том числе при подталкивании. Остальные нормы прикрытия должны соответствовать действующим правилам перевозок взрывчатых материалов.
33.10. При производстве маневров, независимо от вида локомотива, устанавливается прикрытие 3 вагона для всех разрядов. Скорость при маневрах должна быть не более 15 км/час.
33.11. В случае крушения, аварии, схода подвижного состава или самопроизвольного падения давления в тормозной магистрали локомотивная бригада обязана:
--произвести служебное торможение и перевести ручку крана машиниста в третье положение, немедленно сообщить об этом по радиосвязи машинистам встречных и вслед идущих поездов и дежурным по станциям, ограничивающих перегон;
--вскрыть пакет с перевозочными документами и убедиться, имеются ли в составе поезда вагоны с опасными грузами и сопровождаемые проводниками. При их наличии доложить дежурному по станции и поездному диспетчеру.
При этом пакет с документами на вагон вскрывать запрещается.
Диспетчеру передается информация о наличии штампов на документе
Например: "Особо опасный груз", 3-3-3-3 и т.п
Получив эту информацию, диспетчер должен сообщить машинисту, какие меры должна принять локомотивная бригада. Также диспетчер может дать приказ на вскрытие пакета с документами на вагон, в которых находится специальная аварийная карточка, по которой определяется, какие меры должны быть приняты для обеспечения безопасности при ликвидации аварийной ситуации.
33.12. При обнаружении в составе движущегося с разрядным грузом поезда загорания груза или подвижного состава поезд должен быть остановлен. Место остановки поезда выбирается с учетом наименьших последствий, предоставляющих угрозу поражения людей и загрязнения окружающей среды, повреждения тоннелей, мостов, жилых и станционных зданий, складов и т.п.
После остановки поезда локомотивная бригада совместно с лицами, сопровождающими или охраняющими разрядный груз, обязаны немедленно произвести отцепку горящих вагонов и отвод их от другого подвижного состава не менее, чем на 300 м, предварительно закрепив в установленном порядке оставшуюся часть состава.
В случае возникновения пожара в вагоне с неразрядным грузом или в рядом расположенном здании, сооружении вагоны с разрядными грузами должны быть удалены из зоны пожара на расстояние не менее 100 метров.