Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

НЕИСЧЕРПАЕМЫЕ СОКРОВИЩА КАИРСКОГО МУЗЕЯ



Всякий, кто решит посетить Каир, увидеть рынок Хан эль-Халили, крепость, мечети, коптские церкви или музеи, лучший среди которых – Музей этнографии, должен быть готов к тому, что ему придется на несколько дней погрузиться в атмосферу перенаселенного города, страдающего, как и другие мегаполисы, от загрязнения. Его улицы всегда оживлены, по ним снуют бесчисленные машины и ослики, везущие тяжелую поклажу.


Для любителя Древнего Египта главным местом паломничества должен стать Национальный египетский музей, расположенный в центре Каира, на северной стороне площади эль-Тахрир. Это самый большой египтологический музей в мире: в его залах выставлено свыше ста тысяч экспонатов, а еще больше хранится в запасниках.


В 1858 г. О. Мариетт открыл первый музей в Булаке [14 - Гавань Каира.], для того чтобы хранить там сокровища, найденные на раскопках в Египте, так как ранее большая часть находок вывозилась за границу. В 1878 г. сильное наводнение разрушило маленький музей в Булаке и некоторые экспонаты погибли. Открытие нового здания состоялось лишь в 1902 г.

По моему мнению, музей должен находиться рядом с тем местом, где были обнаружены выставленные в нем экспонаты. Археологические музеи – неизбежное зло, при осмотре тысяч экспонатов внимание в их стенах притупляется, избыток шедевров подавляет. Но будем снисходительны! Египтологу, стремящемуся сделать открытие, можно посоветовать посетить Каирский музей, где он обязательно найдет то, что ищет – экспонат, который еще никто не изучал углубленно! В этой пещере Али-Бабы полно бесценных сокровищ – от статуи фараона Джосера до коллекций музыкальных инструментов. Здесь отражены все грани цивилизации фараонов – от духовной жизни до быта.

Динамичная «современная» статуя царицы Хетепхерес, матери Хеопса, необычная диоритовая статуя фараона Хефрена, которого охраняет бог Хор, сокол, сидящий позади него, «триада» Микерина, улыбающаяся голова так называемого Шейха эль-Белед, одного из высоких сановников Старого царства, просветленные Рахотеп и Нефрет, драгоценности царицы Яххотеп, которая боролась против захватчиков гиксосов, «портреты» Эхнатона и Нефертити, сокровища Таниса… Сколько страниц заняло бы простое перечисление легендарных находок, от которых невозможно оторвать взгляд?


Не забудьте и о сокровищах Тутанхамона, найденных Говардом Картером! Эта коллекция насчитывает более трех с половиной тысяч экспонатов. Издание полного их описания продолжается уже восемьдесят лет, но все еще не закончено.


Традиционный совет: начните с осмотра экспонатов древнейшей эпохи, около самого входа в музей, обойдите цокольный этаж по часовой стрелке, вернитесь, чтобы подняться на следующий этаж по юго-восточной лестнице, полюбуйтесь сокровищами Тутанхамона, осмотрите несколько других помещений и спуститесь через центральный атриум!


На посещение музея у вас будет всего несколько часов, и это время нужно потратить с толком. Если появится возможность осмотреть музей повторно, то я бы посоветовал выбрать один экспонат – саркофаг, памятник, статую или рельеф, чтобы вдоволь насладиться его созерцанием, не думая о времени. С появлением Интернета мы получили возможность посещать музеи, не отходя от компьютера. Но ничто не заменит настоящей встречи с произведением искусства, и особенно с памятниками Древнего Египта, от которых исходит тепло даже в холодных музейных залах [15 - Цветные фотографии многих упомянутых выше произведений см. в кн.: Saleh M., Sourouzian Н. Catalogue officiel. Musee egyptien du Caire. Mayence, 1987.].

 


5. БЕССЛЕДНО ИСЧЕЗНУВШИЙ МЕМФИС И ПОКОЙ РАМСЕСА

Менее чем в 30 км от центра Каира, в пальмовой роще, где находится алебастровый сфинкс, которому больше нечего охранять, стоит несколько стел, относящихся к разным династиям. Стелы и сфинкс – вот все, что осталось от первой объединенной столицы Египта, знаменитого Мемфиса, основанного Менесом за три тысячи лет до нашей эры.


Название Мемфис происходит от названия пирамиды фараона Пепи I Мен-нефер, что означает «Прочна красота» [16 - Полное название этой пирамиды включает в себя имя царя и означает «Прочна красота Пепи».

 

(Прим. ред.)]. Другие названия города: «Белые стены» (в память о городских стенах из белого известняка) и «Жизнь Обеих Земель», так как Мемфис был символом единства Нижнего и Верхнего Египта.
На протяжении всей истории страны фараонов, даже когда Фивы были богатой и блестящей столицей, Мемфис оставался экономическим центром страны. В нем находились знаменитые на всю страну святилища, среди них – Хут-ка-Птах, «Обитель ка («двойника») бога Птаха». К этому названию восходит греческое слово Aigyptos, Египет. Птах, владыка созидательного слова, водил рукой художников, оживляя их произведения. В мастерских Мемфиса, пришедших в упадок после основания Александрии, были созданы бесчисленные шедевры.


Христиане и арабы погубили Мемфис. Его памятники разобрали на строительный камень, и место «Жизни Обеих Земель» было забыто. Лишь в XIX в. археологи обнаружили Мемфис. Раскопки здесь продолжаются.


Из некрополей Мемфиса частично сохранились только Гиза и Саккара. Название некрополь, означающее город мертвых, не совсем подходит этим местам, ибо их грандиозные сооружения посвящены не смерти, а воскресению.


Короткая остановка в Мит-Рахине (современном поселении на месте древнего Мемфиса) пробуждает сожаление о прошлом, но оно уступает место восхищению, когда мы видим великолепную статую Сына Солнца – Рамсеса II, которая избежала разрушения. Тринадцатиметровый колосс прежде стоял перед храмом. Рядом статуя его сына Хаэмуаса, «Сияющего в Фивах», мага, эрудита и… египтолога (он восстановил некоторые из памятников Мемфиса).


Обнаруженный в 1820 г. колосс Рамсеса так и не был восстановлен. Еще более удивительно, что изучение этого шедевра началось лишь около двадцати лет назад.


Улыбку фараона невозможно забыть. Лицо фараона спокойно, кажется, что он сознает свое могущество. В этом взгляде и в этой улыбке – весь Египет.

 

ГИЗА, ЗЕМЛЯ СВЕТА


Плато Гиза находится далеко от Каира, и еще недавно, оказавшись там, вы попадали в уединенное место в стороне от мира и суеты. Теперь все изменилось: город подступает к пирамидам.


Гиза – это место, где созидательная мощь фараонов воплотилась в камне. Тот, кто видел Гизу только на фотографиях, не может представить себе истинное величие этого места. Оказаться рядом со сфинксом, размышлять у подножия Великой пирамиды, поднять глаза к ее вершине, пройти по плато, обойдя каждую из трех пирамид, увидеть заход солнца в пустыне – все это оставляет незабываемые впечатления.


Каждый, кто видел Гизу, не устает восхищаться этим местом. Здесь надо всем господствует Великая пирамида – «Небосклон Хуфу» [17 - Хуфу – египетская форма имени фараона Хеопса. (Прим. ред.)], а плато было тем местом, где царская душа приближалась к своей небесной родине.



Сфинкс, страж света

На плато Гиза загадочно взирает каменное изваяние – Сфинкс [18 - См. кн.: Zivie-Coche С., Sphinx! Le pere la terreur. Histoire d’une statue. Paris, 1997.]. Это самый большой из всех египетских сфинксов. Его задача – защищать три пирамиды и наблюдать за восходом солнца каждое утро. Опасающиеся магической силы арабы назвали его «отец ужаса» и стреляли в него из пушки, чтобы изуродовать лицо [19 - Автор искажает факты: в сфинкса стреляли отнюдь не арабы, а солдаты Наполеона. (Прим. ред.)].


Проходят века, а хранитель плато остается на своем посту. Лев с человеческой головой, украшенной царским платком-клафтом, колосс (длина 57 м, высота 20 м) высечен в известняковой скале. Он находится в 350 м к юго-востоку от Великой пирамиды, у мощеной дороги, которая спускается к заупокойному храму Хефрена. Существует предположение, что у Сфинкса лицо этого фараона, но доказательств этой гипотезы нет.


В эпоху XVIII династии, как нам известно, имя Великого Сфинкса было Хорахти-Хепри-Ра-Атум, то есть «Хор Небосклонный-Хепри-Ра-Атум», которое олицетворяет три главных аспекта солнечного движения: Хепри, восходящее солнце, символизирует непрерывное изменение жизни; Ра, полуденное солнце, – свет в апогее его могущества; Атум, заходящее солнце, – предвечный бог, возникший до сотворения мира.


Хранитель света Сфинкс знает тайну цикла, который идет от рождения к смерти, от воскрешения к другой жизни. Рядом с ним был сооружен гранитный храм Хефрена, где совершались заупокойные обряды в честь этого фараона. В позднюю эпоху паломники здесь обращались к богам с просьбой выслушать их – на это указывают сохранившиеся стелы с изображениями ушей.


Два фараона XVIII династии проявили свое почтение к Сфинксу: Аменхотеп II, воздвигнувший памятник к северо-востоку от него, и Тутмос IV, который приказал поместить между его лапами стелу, чтобы увековечить важное событие. Перед коронацией молодой Тутмос охотился в пустыне. Настал полдень. Он заснул у подножия стража Великой пирамиды. Сфинкс явился ему во сне и пожаловался на то, что попал в плен к пескам. Если царевич Тутмос сможет вызволить его, то наверняка станет фараоном. Будущий правитель приказал построить стену, которая остановила наступление песка, и… унаследовал трон.
Как считает немецкий египтолог Райнер Штадельманн, большой Сфинкс был создан скульпторами фараона Хеопса и архитектурный ансамбль на плато Гиза был задуман как единое целое.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.