Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ВОСТОЧНЫЕ ФИВЫ. ЛУКСОР, БОЖЕСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК




Луксор возник по воле фараона Аменхотепа III и благодаря знаменитому архитектору Аменхотепу, сыну Хапу. «Мой правитель назначил меня распорядителем работ, – писал Аменхотеп. – Я увековечил имя фараона, воплотил то, что было задумано. Никто не делал подобного прежде. Я был допущен к божественным книгам, я имел доступ к письменам Тота, я познал их тайны, я справился со всеми трудностями».


Рамсес II расширил храм Аменхотепа III, добавив к нему двор, окруженный со всех сторон колоннадами с двумя рядами колонн, общее число которых – семьдесят четыре. Между колоннами в южной части двора поставлены огромные статуи Рамсеса II. Перед вторым пилоном Рамсес II поставил две колоссальные статуи и два обелиска.


Во время пребывания Александра Македонского в Египте в храме были проведены восстановительные работы. Перед главным святилищем храма сооружен новый зал для барки Амона.


В римский период около храма возник военный лагерь, а сам храм стал центром римского императорского культа. В Средние века передний двор был частично перестроен и превращен в мечеть.


Предполагается, что удивительная аллея сфинксов, полностью разрушенная ныне, соединяла Карнак и Луксор. По этой аллее от одного храма к другому двигались праздничные процессии.


В Луксоре перед башнями входного пилона, воздвигнутого Рамсесом II, стоят колоссы этого фараона (всего их было шесть), на пьедестале которых изображены девять луков, символизирующие те земли, которые фараон «попирал своими сандалиями». Здесь также возвышались два обелиска высотой 25 м и весом 250 т, один из которых в 1831 г. был перевезен в Париж и установлен на площади Согласия. Обелиски с навершиями, покрытыми золотом, освящали пространство, рассеивали силы зла и привлекали силы неба к храму. На цоколе обелисков изображены павианы, священные животные Тота, которые приветствуют восход солнца.


Сцены, высеченные на стенах входного пилона, изображают Рамсеса II, побеждающим врагов. Фараон в сценах победы над врагами всегда изображается великаном, возвышающимся над своими противниками.
В царствование Рамсеса II произошла знаменитая битва египтян с хеттами при Кадете, которая неоднократно изображалась в рельефах и описывалась в текстах, которые сохранились на стенах храмов, сооружавшихся Рамсесом II (Карнаке, Рамессеуме, Абу-Симбеле).


Через входной пилон мы попадаем в первый двор Луксорского храма, окруженный семьюдесятью четырьмя колоннами (57 х 51 м), который называется «Храм Рамсеса, возлюбленного Амоном, соединившегося с вечностью» (№ 3). Ось этого двора немного отклоняется от оси всего остального храма. Он заканчивается пилоном Аменхотепа III (№ 4). Слева находится мечеть Абу эль-Хаггаг (№ 5), частично встроенная в древний храм.


Справа, прямо за пилоном, находится маленькое святилище, относящееся к эпохе царицы Хатшепсут и состоящее из трех часовен, посвященных фиванской триаде – Амону, Мут и Хонсу. Его колонны выглядят очень изящно, они будто парят над землей.


На перекрытии портала, ведущего к центральной часовне, есть изображение фараона, обращающегося к Амону. Слева он – владыка Нижнего Египта в белой короне; справа – владыка Верхнего Египта в красной короне. В центре, между обоими изображениями, бог держит над головой имя фараона и солнечный диск.


Строгие моностильные колонны с нерасчлененными на отдельные «стебли» стволами окружают двор. Между ними находились статуи фараона, у ног которого были изображены фигуры царицы и царевен, значительно меньшие по размерам.


В юго-западном углу мы видим процессию жрецов с приношениями; среди них семнадцать «царских сынов» [43 - «Царский сын» – придворная должность. Она не предполагает, что тот, кто так назывался, был родным сыном фараона.] держат цветы, аромат которых будет питать души богов. Впереди процессии – шесть огромных тельцов, откормленных для жертвоприношения. Они украшены, рога их увиты цветами.


Еще одно изображение: воздвижение пилона в Луксоре, перед которым стоят четыре шеста с флагами, шесть колоссов и два обелиска.


На задней стороне пилона – сцена установления мачты в честь бога Мина. В этом храме Амон принимал образ Амона-Мина, бога плодородия.


Проходим через пилон Аменхотепа III между двумя колоссами Рамсеса II. На цоколях изображены побежденные и связанные враги, у правой ноги царя стоит его супруга Нефертари в одежде верховной жрицы Хатхор.


Мы попадаем в великолепную аллею (№ 6) длиной 52 м, по обе стороны которой стоят семь колонн высотой 15,8 м. С востока и запада колоннаду окружают стены. Они были покрыты изображениями в правление фараонов Тутанхамона и Хоремхеба, повелевших запечатлеть здесь эпизоды большого праздника Опет, во время которого барки богов фиванской триады отправлялись из Карнака в Луксор.


Второй большой двор храма выстроен Аменхотепом III (52 х 48 м). С трех сторон он окружен двойными рядами колонн с капителями в форме папируса.


Крытая часть храма начинается с гипостильного зала (№ 8), в котором стоят тридцать две колонны. Эта часть здания построена на возвышении. На цоколе – изображение процессии, участники которой символизируют провинции Египта.
Далее открывается проход в несколько маленьких помещений. Вот некоторые из них: зал поклонения фараону (№ 9), зале четырьмя колоннами, где фараон выполнял обряды приношений Амону и Мину (№ 10), и святилище барки (№ 11).

Храм был частично перестроен Александром Македонским, который велел изобразить здесь себя почитающим египетских богов, как в сценах, созданных Аменхотепом III.


Слева от святилища барки находятся еще два зала: один посвящен коронации Аменхотепа III (№ 12), другой – божественному зачатию и рождению фараона (№ 13). Рельефы, покрывающие его западную стену, в настоящее время почти неразличимы.


Хнум, бог-гончар с головой барана, создает на своем гончарном круге фараона. Бог Амон в образе Тутмоса IV соединяется с царицей Мутемуйа – «Матерью, которая в барке».


Тот объявляет о рождении сына. Божества сопровождают царицу до родильной комнаты и опекают ее. Амон радостно встречает сына, небесная корова Хатхор кормит божественного ребенка грудью. Новый фараон восходит на трон.


За святилищем барки – святая святых (№ 14) – вестибюль с двенадцатью колоннами и тремя часовнями. В середине находится наос со статуей бога. Именно там, как видно на рельефах, фараон вступал в духовное общение со своим отцом Амоном. Два других бога – покровитель царской власти Хор и творец Атум – указывали ему путь.

Пройдем между двумя башнями пилона в самый большой двор (№ 3,103 х 84 м). Слева от нас – три зала маленького храма Сети II (№ 4), которые использовались как временные святилища для барок Амона, его супруги Мут и сына Хонсу. С левой стороны находится портал с восемнадцатью колоннами, капители которых выполнены в форме цветов папируса. Правая сторона двора окружена порталом Бубастидов [фараонов ХХП (ливийской) династии, столицей которой некоторое время был город Бубастис] с папирусовидными колоннами. Далее находится храм Рамсеса III (№ 5,53 х 25 м), вход в который охраняли два колосса (в наши дни уцелел только один). Храм также использовался в качестве временного святилища для барок фиванской триады. Пилон храма украшен изображениями фараона, побеждающего врагов и силы тьмы. Амон дает жизнь своему сыну Рамсесу, чтобы он передал ее народу Египта.


Рамсес III отмечал праздник обновления (хеб-сед) в Гелиополе, сохраняя верность древнему святому городу, культовому центру бога Ра. В Карнаке около второго пилона он построил храм, ориентированный по оси север – юг. Его двор с двух сторон украшают статуи, изображающие фараона в образе Осириса.


Вернемся теперь в большой двор, чтобы осмотреть портал Бубастидов (№ 7), на котором сохранилось сообщение о том, что во время затмения небо «съело луну». Вся страна была в тревоге. Чтобы умилостивить богов, фараон устроил большой праздник в Карнаке, предлагая Амону быков, газелей, антилоп, жирных гусей, вино, меди благовония.


Второй пилон (№ 8) образовывает основу большого двора [41 - На северной и южной сторонах большого двора сохранилось несколько сфинксов. Сейчас эти древние статуи убрали, чтобы уберечь от разрушения.]. Возле него находились два колосса Рамсеса II, из которых сохранился только один, но и он сильно поврежден. На фасаде пилона изображены сцены приношений. Многочисленные сюрпризы ожидают внимательного наблюдателя, который захочет осмотреть внутреннюю часть и основание пилона: он увидит камни, оставшиеся от более древнего памятника – стелы, которые повествуют о борьбе фараона Камоса с захватчиками-гиксосами, а также блоки памятников, сооруженных в Карнаке Аменхотепом IV, будущим Эхнатоном.


Аменхотеп IV перед тем, как перенести столицу в Ахетатон, выстроил для Атона отдельное святилище к востоку от храма Амона в Карнаке. После смерти фараона оно было разрушено, но сохранились некоторые памятники, находившиеся на его территории. Это прежде всего колоссальные статуи царя, которые стояли у опор, образовывавших колоннаду вестибюля. Известны также многочисленные блоки песчаника с рельефами в амарнском стиле, которые были извлечены в Карнаке из более поздних сооружений.


Прежде чем продолжить путь к святая святых, пройдем к великолепному музею под открытым небом, расположенному к северу от большого двора. Среди множества замечательных памятников, расположенных там, следует отметить Белую часовню [42 - Это сооружение в литературе также называют «киоском Сенусерта I».

 

(Прим. ред.)] Сенусерта I и Красную часовню Хатшепсут. Восстановив первую часовню, принадлежавшую к числу лучших архитектурных памятников того времени и разрушенную Аменхотепом III, использовавшим ее каменные блоки для строительства третьего пилона, Анри Шеврье возродил шедевр Среднего царства. Это маленькое здание очень изящно, но наибольший интерес представляют его рельефы, среди которых сохранился список провинций (номов) Египта и изумительные сцены приношений Амону-Мину.


Красная часовня обязана своим названием цвету кварцитовых блоков, из которых она сложена. Ее использовали как святилище для барки из святая святых Карнака.


Возвращаемся в большой двор и проходим через врата второго пилона в гипостильный зал – самое красивое место Карнака (площадь 5406 м2, длина 53 м, ширина 102 м, 134 колонны). Этот зал был самым значительным архитектурным сооружением XIX династии в Карнаке: по сторонам от центральной колоннады, возведенной Аменхотепом III, Сети I и Рамсес II добавили семь рядов колонн, ориентированных по оси восток – запад. У ста двадцати двух колонн, находящихся в боковых нефах, капители высечены в форме бутонов папируса, а двенадцать колонн с капителями в виде раскрытых цветов папируса поддерживают центральный неф и достигают в высоту 23 м. На них могли бы уместиться около пятидесяти человек. Центральный неф выше боковых, и окна под потолком пропускали лучи света таким образом, что в зависимости от времени года были освещены разные изображения на стенах. Тексты гласят, что этот зал предназначен для вечности, устойчивой, как небеса, бесконечной, как солнце.


Несмотря на полумрак, царивший в помещении, стены и колонны богато украшены рельефами. Рельефами покрыты внешние стены и стены гипостильного зала, построенного в центральной части храма при Тутмосе III. На внешней северной стене гипостиля запечатлены воинские подвиги Сети I в Сирии, Палестине и Ливии, на южной – интереснейший рельеф, изображающий победу Рамсеса II над палестинцами и содержащий отрывок из поэмы Пентаура (о битве при Кадеше).


Внутреннее оформление свидетельствует, что этот зал был настоящим храмом. Здесь можно увидеть сцены коронационных обрядов, обряды основания священного храма, изображения повседневных ритуалов.


Замыкает зал третий пилон (№ 10), к настоящему времени пришедший в упадок. Недалеко высится четвертый (№ 11). Архитектурный ритм храма ускоряется в точке пересечения двух его осей.


Между третьим и четвертым пилонами были воздвигнуты четыре обелиска. До нас дошел всего один, поставленный Тутмосом I. В начале правления XVIII династии четвертый пилон отмечал вход в храм Амона-Ра. Между четвертым и пятым пилонами возвышались четырнадцать папирусообразных колонн. Теперь это двор под открытым небом. Здесь сохранился один из двух обелисков Хатшепсут высотой 30 м и четыре царских колосса. На обелиске высечен важный момент обряда коронования – объятие бога и фараона.


Между четвертым и пятым пилонами изображена Сешат, властительница Дома Жизни и хранительница священных письмен.


Пятый и шестой пилоны очень разрушены. За шестым пилоном находится двор, где воздвигнуты две большие опоры из розоватого гранита, украшенные тремя стеблями с цветами лилий – символом Верхнего Египта, и тремя стеблями папируса – символом Нижнего Египта. Перед северными воротами мы встречаем другую пару: статуи Амона, который изображен с лицом Тутанхамона, и его супруги Амаунет.


Здесь было построено святилище, предназначенное для священных барок (№ 14), вновь восстановленное в IV в. до н. э. В плане оно представляет собой удлиненный прямоугольник, составленный из двух помещений, находящихся друг за другом. Здесь находятся два больших рельефа: процессия священной барки и коронация фараона. Символическая деталь: фараон питается молоком Амаунет «Сокровенной», получая небесную силу.


За святилищем барки находится двор эпохи Среднего царства (№ 15). Там был построен первый храм Карнака, посвященный Осирису.


Далее три гранитных порога ведут к ах-мену – крытому залу, который называют также «праздничный зал» Тутмоса III, где совершалось восшествие фараона на царство и посвящение верховных жрецов Карнака. Здесь присутствовали души древних богов и души фараонов, ставших звездами, которые передавали свое могущество царствующему фараону.


Тексты рассказывают, что врата этого царства света были открыты для посвящаемого, чтобы он мог созерцать сияние Хора. Через южный вход он вступал в залы, посвященные богу Сокару, проходил на северную сторону, в область Солнца, и объявлял: «Вот я – владыка тайн, который видит Свет во множестве его и Творца истинного». Одно из солнечных помещений известно как «ботанический сад» – на его изящных рельефах изображены животные и экзотические растения, какими их увидел Тутмос III во время похода в Сирию и Палестину. Их вырезали для того, чтобы символически принести в дар Амону.


Три маленькие часовни посвящены Амону, Маат и священной Огдоаде. В северо-восточном углу лестница ведет к возвышению, где расположен жертвенник, четыре стороны которого обозначены символом «хотеп», что означает «пребывать в мире» и «приносить жертвы». Отсюда на землю распространялась сила разума, единства и полноты.


К ограде примыкает новый храм, также построенный Тутмосом III (№ 17). Он обращен на восток, к восходящему солнцу. Атум поставил свою стопу, чтобы основать Фивы, мать всех городов, там, где Амон слушает и исполняет молитвы идущих путем справедливости. Перед этим храмом восходящего света, включающим зал с опорами и наос, царица Хатшепсут велела воздвигнуть два обелиска.


Рождение нового солнца было обозначено отдельно стоящим обелиском, от которого остался только большой квадратный цоколь. Памятник находится в Риме, на площади Сан Джованни ди Латерано. Этот 33-метровый каменный обелиск, возведенный Тутмосом III, возвышался над Карнаком. Символ созидательного луча света, соединяющего небо с землей, был подобен солнечным обелискам Гелиополя.


Далее на востоке находятся большая каменная ограда и монументальные врата (№ 18). Здесь были обнаружены зарытые в землю колоссы Эхнатона (в Каирском музее).
В маленьком святилище Осириса-«повелителя вечности» (№ 34) находятся важные, но теперь едва различимые изображения. Главное действующее лицо здесь – верховная жрица, духовная правительница Фив в эпоху Позднего царства. Мы видим изображения сцен закладки храма в присутствии богини Сешат и фараона, кормление грудью верховной жрицы, которой воздают царские почести. Она играет на систре для Амона-Ра, чтобы волшебными мелодиями пробудить его могущество.


//-- * * * --//


Священное озеро Карнака (№ 19) – самое большое в Египте. Жрецы очищались в нем, прежде чем приступить к выполнению обрядов. Во время ритуалов, совершавшихся в храме фараона Тахарки (№ 20) на северо-западном берегу этого водоема и посвященных солнцу и Осирису, по озеру плавали лодки. На берегах были построены дома жрецов, постоянно живших в Карнаке, помещения для приношений и вольеры для священных птиц. Во время коронационных торжеств их отпускали для того, чтобы, разлетевшись, они возвестили миру о воцарении нового фараона.


Около храма Тахарки есть потрясающее скульптурное изображение скарабея. Оно символизирует восходящее солнце, победившее тьму, и возрожденного фараона. Недалеко от скарабея – обелиск Хатшепсут, на котором выбиты иероглифы и великолепные изображения, в том числе сцены коронации Хатшепсут ее отцом Амоном.


//-- * * * --//


Пересечение двух осей храма происходит перед седьмым пилоном (№ 22). Здесь во дворе (№ 21) рельефы рассказывают о мире, заключенном Рамсесом II с хеттами, и победе Меренптаха над ливийцами и народами моря. В этом дворе был найден тайник – четырнадцатиметровая яма, вырытая около седьмого пилона, – а в нем обнаружено около восьмисот каменных, семнадцать тыс. бронзовых и очень много поврежденных деревянных статуй. Было высказано предположение, что скульптуры помещались сюда в разные эпохи, по мере развития храма, но более правильной кажется точка зрения, которой придерживался еще Масперо, считавший, что все эти предметы были сложены в тайник при Птолемее III или IV.


С восьмого до десятого пилона мы следуем тем же путем, каким священные процессии и барки двигались к храму Мут или к храму Луксора.


Два важных памятника были построены к западу от этого пути – храм Хонсу (№ 26) и храм Опет (№ 27).


Сын Амона и Мут Хонсу – бог с головой сокола, в белых одеждах, подобных одеждам Осириса. Лунный бог Хонсу отличается воинственностью и побеждает силы зла. Обряды в честь Хонсу совершались ночью, при полной луне.


Его прекрасно сохранившийся храм был окружен оградой, в которой во времена Птолемеев был проделан вход. Аллея сфинксов вела к пилону, за которым находится двор, окруженный колоннами. Далее – маленький зал, помещение для священной барки и святая святых. Очень интересны рельефы и надписи, так же как и цоколь лодки, на котором изображен фараон, поднимающий небо. Великолепна статуя сидящего павиана – символа бога луны Тота и бога Хонсу.


Через часовню, которую считают символической гробницей Осириса, храм Опет (Таурт) сообщался с храмом Хонсу. Изображавшаяся в облике самки бегемота, Ипет была покровительницей деторождения.


В центральной части этого храма сохранились сцены воскресения Осириса в присутствии Исиды и Нефтиды. Великой волшебнице Исиде помогают четыре бога с головами лягушек и четыре бога с головами змей – восемь божеств, олицетворяющих силы творения. В том же храме Ипет, одном из самых высоких мест Карнака, находятся изображения десяти ба Амона, видимых проявлений скрытого бога, в образе кошек, змей и человека.

 

Храм Мут

Аллея сфинксов (№ 28), которая следует за десятым пилоном, приводит к ограде храма богини Мут (№ 29), приблизительно в 300 м от ограды храма Амона-Ра. Имя Мут означает «мать».


Святилище Мут, по-видимому, существовало на этом месте еще в период Среднего царства. Во время правления XVIII династии (скорее всего, при Хатшепсут) здесь было возведено новое сооружение, включавшее в себя святилище и гипостильный зал с восемью колоннами. Храм располагался на небольшом полуострове, окруженном подковообразным священным озером.


Ко времени Аменхотепа III в храме был пилон, за которым находился двор, обнесенный с трех сторон колоннами. Здесь сохранились руины храма, возведенного или перестроенного этим фараоном на месте какого-то более древнего строения. С юга храм был обрамлен священным озером. На его территории, особенно во дворе, находились сотни статуй сидящей богини Сехмет – гимн в камне, посвященный ей Аменхотепом III.


Сети I возвел перед храмом второй пилон, за которым образовался еще один двор, где при XXV династии была сооружена небольшая колоннада из восьми колонн. Тахарка восстановил небольшую часовню перед гипостильным залом, установив в ней четыре колонны с хаторическими капителями (то есть с капителями в виде ликов богини Хатхор), а также поставил небольшой храм-киоск перед пилоном. Нектанеб I, а затем Птолемеи восстановили утраченные к тому времени статуи Сехмет. При Птолемеях II и III был оформлен парадный вход в северной стене.


На западном берегу священного озера расположены остатки храма Рамсеса III.


Храм Монту

В противоположной стороне от ограды храма Мут находится храм Монту – древнего фиванского бога, покровителя победоносной силы (№ 33). При этом храме также было священное озеро, но от него почти не осталось следов.


Храм Монту был построен Аменхотепом III на месте прежнего сооружения, относившегося к началу царствования XVIII династии, каменные блоки которого были использованы в новой постройке. Фасад храма украшен двумя рядами колонн, по шесть в каждом ряду.


Основную часть храма образуют зал с четырьмя колоннами и помещение для священной барки Монту. Позади святилища были построены несколько часовен, а перед храмом – лестница, по обеим сторонам которой стоят обелиски.


Тутмос I возвел к востоку от храма Монту памятник дотоле неизвестного типа: судя по пометкам камнетесов, он именовался сокровищницей.


Маленький храм, примыкающий к храму Амона-Ра-Монту, был посвящен Маат, дочери солнца, олицетворявшей истину и мировой закон.

 

Храм Птаха

Комплекс Карнака был бы незавершенным, если бы в нем не было храма Птаха, покровителя Мемфиса и повелителя созидающего слова (№ 32). Этот храм удивительно красив.


Вероятно, сооруженный еще в эпоху Среднего царства, он был позднее украшен Тутмосом III и расширен во времена Птолемеев. К нему можно подойти по аллее, разделенной пятью вратами, и увидеть святилище, образованное тремя крытыми часовнями. На одной из стен двора изображен мудрый Имхотеп, которого почитали как строителя всех египетских храмов.


В левой часовне находятся большие рельефы с изображениями фараона Тутмоса III, совершающего священные обряды. Посреди часовни – статуя Птаха, голова которой разбита. Справа от трона – статуя супруги Птаха, богини Сехмет, которая избежала разрушения. Сехмет воплощала вершину могущества, которой мог достичь только фараон. И когда луч света, падавший с потолка, освещал статую, никто не сомневался в реальности этого могущества.


//-- * * * --//


Карнак создавался в течение более полутора тысячелетий, примерно с XX до I в. до н. э.

 

Примечательно, что Александр Македонский, завоевав Египет, посетил не только оракула Амона в оазисе Сива, но и храм Амона в Карнаке. По его приказу была проведена реставрация одного из помещений, находившихся за юбилейным залом Тутмоса III. Оно было украшено новыми рельефами, созданными на основе древних священных образцов.


20. ВОСТОЧНЫЕ ФИВЫ. ЛУКСОР, БОЖЕСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК


Луксор возник по воле фараона Аменхотепа III и благодаря знаменитому архитектору Аменхотепу, сыну Хапу. «Мой правитель назначил меня распорядителем работ, – писал Аменхотеп. – Я увековечил имя фараона, воплотил то, что было задумано. Никто не делал подобного прежде. Я был допущен к божественным книгам, я имел доступ к письменам Тота, я познал их тайны, я справился со всеми трудностями».


Рамсес II расширил храм Аменхотепа III, добавив к нему двор, окруженный со всех сторон колоннадами с двумя рядами колонн, общее число которых – семьдесят четыре. Между колоннами в южной части двора поставлены огромные статуи Рамсеса II. Перед вторым пилоном Рамсес II поставил две колоссальные статуи и два обелиска.


Во время пребывания Александра Македонского в Египте в храме были проведены восстановительные работы. Перед главным святилищем храма сооружен новый зал для барки Амона.


В римский период около храма возник военный лагерь, а сам храм стал центром римского императорского культа. В Средние века передний двор был частично перестроен и превращен в мечеть.


Предполагается, что удивительная аллея сфинксов, полностью разрушенная ныне, соединяла Карнак и Луксор. По этой аллее от одного храма к другому двигались праздничные процессии.


В Луксоре перед башнями входного пилона, воздвигнутого Рамсесом II, стоят колоссы этого фараона (всего их было шесть), на пьедестале которых изображены девять луков, символизирующие те земли, которые фараон «попирал своими сандалиями». Здесь также возвышались два обелиска высотой 25 м и весом 250 т, один из которых в 1831 г. был перевезен в Париж и установлен на площади Согласия. Обелиски с навершиями, покрытыми золотом, освящали пространство, рассеивали силы зла и привлекали силы неба к храму. На цоколе обелисков изображены павианы, священные животные Тота, которые приветствуют восход солнца.


Сцены, высеченные на стенах входного пилона, изображают Рамсеса II, побеждающим врагов. Фараон в сценах победы над врагами всегда изображается великаном, возвышающимся над своими противниками.


В царствование Рамсеса II произошла знаменитая битва египтян с хеттами при Кадете, которая неоднократно изображалась в рельефах и описывалась в текстах, которые сохранились на стенах храмов, сооружавшихся Рамсесом II (Карнаке, Рамессеуме, Абу-Симбеле).


Через входной пилон мы попадаем в первый двор Луксорского храма, окруженный семьюдесятью четырьмя колоннами (57 х 51 м), который называется «Храм Рамсеса, возлюбленного Амоном, соединившегося с вечностью» (№ 3). Ось этого двора немного отклоняется от оси всего остального храма. Он заканчивается пилоном Аменхотепа III (№ 4). Слева находится мечеть Абу эль-Хаггаг (№ 5), частично встроенная в древний храм.


Справа, прямо за пилоном, находится маленькое святилище, относящееся к эпохе царицы Хатшепсут и состоящее из трех часовен, посвященных фиванской триаде – Амону, Мут и Хонсу. Его колонны выглядят очень изящно, они будто парят над землей.


На перекрытии портала, ведущего к центральной часовне, есть изображение фараона, обращающегося к Амону. Слева он – владыка Нижнего Египта в белой короне; справа – владыка Верхнего Египта в красной короне. В центре, между обоими изображениями, бог держит над головой имя фараона и солнечный диск.


Строгие моностильные колонны с нерасчлененными на отдельные «стебли» стволами окружают двор. Между ними находились статуи фараона, у ног которого были изображены фигуры царицы и царевен, значительно меньшие по размерам.


В юго-западном углу мы видим процессию жрецов с приношениями; среди них семнадцать «царских сынов» [43 - «Царский сын» – придворная должность. Она не предполагает, что тот, кто так назывался, был родным сыном фараона.] держат цветы, аромат которых будет питать души богов. Впереди процессии – шесть огромных тельцов, откормленных для жертвоприношения. Они украшены, рога их увиты цветами.


Еще одно изображение: воздвижение пилона в Луксоре, перед которым стоят четыре шеста с флагами, шесть колоссов и два обелиска.


На задней стороне пилона – сцена установления мачты в честь бога Мина. В этом храме Амон принимал образ Амона-Мина, бога плодородия.


Проходим через пилон Аменхотепа III между двумя колоссами Рамсеса II. На цоколях изображены побежденные и связанные враги, у правой ноги царя стоит его супруга Нефертари в одежде верховной жрицы Хатхор.


Мы попадаем в великолепную аллею (№ 6) длиной 52 м, по обе стороны которой стоят семь колонн высотой 15,8 м. С востока и запада колоннаду окружают стены. Они были покрыты изображениями в правление фараонов Тутанхамона и Хоремхеба, повелевших запечатлеть здесь эпизоды большого праздника Опет, во время которого барки богов фиванской триады отправлялись из Карнака в Луксор.


Второй большой двор храма выстроен Аменхотепом III (52 х 48 м). С трех сторон он окружен двойными рядами колонн с капителями в форме папируса.


Крытая часть храма начинается с гипостильного зала (№ 8), в котором стоят тридцать две колонны. Эта часть здания построена на возвышении. На цоколе – изображение процессии, участники которой символизируют провинции Египта.


Далее открывается проход в несколько маленьких помещений. Вот некоторые из них: зал поклонения фараону (№ 9), зале четырьмя колоннами, где фараон выполнял обряды приношений Амону и Мину (№ 10), и святилище барки (№ 11). Храм был частично перестроен Александром Македонским, который велел изобразить здесь себя почитающим египетских богов, как в сценах, созданных Аменхотепом III.


Слева от святилища барки находятся еще два зала: один посвящен коронации Аменхотепа III (№ 12), другой – божественному зачатию и рождению фараона (№ 13). Рельефы, покрывающие его западную стену, в настоящее время почти неразличимы.


Хнум, бог-гончар с головой барана, создает на своем гончарном круге фараона. Бог Амон в образе Тутмоса IV соединяется с царицей Мутемуйа – «Матерью, которая в барке».


Тот объявляет о рождении сына. Божества сопровождают царицу до родильной комнаты и опекают ее. Амон радостно встречает сына, небесная корова Хатхор кормит божественного ребенка грудью. Новый фараон восходит на трон.


За святилищем барки – святая святых (№ 14) – вестибюль с двенадцатью колоннами и тремя часовнями. В середине находится наос со статуей бога. Именно там, как видно на рельефах, фараон вступал в духовное общение со своим отцом Амоном. Два других бога – покровитель царской власти Хор и творец Атум – указывали ему путь.

Музей Луксора

Торжественно открытый в 1975 г. музей Луксора обладает подлинными шедеврами. Здесь хранится стела фараона Камоса, надписи которой рассказывают о борьбе этого фараона с гиксосами. Обратим внимание на опору с осирическими сценами эпохи Сенусерта I, перемещенную из первого храма Карнака. Здесь также можно увидеть статую Сенусерта III со строгим ликом, изображающую фараона в преклонном возрасте; удивительный портрет Тутмоса III на известняковой плите; изумительное изображение Аменхотепа III и крокодила Себека; прекрасное изваяние из Карнака – Амона с лицом Тутанхамона; голову позолоченной деревянной коровы и рельеф из храма Эхнатона, сохранившийся среди блоков девятого пилона Карнака. В музее собраны как небольшие предметы, так и монументальные рельефы и скульптуры.


Сердцем музея, несомненно, является зал, где выставлены статуи, обнаруженные в январе 1989 г. в тайнике большого двора храма Аменхотепа III в Луксоре. Из земли были извлечены хорошо сохранившиеся статуя богини Хатхор с головой, увенчанной рогами и солнечным диском; фигура коленопреклоненного фараона Хоремхеба, совершающего приношение богу Амону; изваяние Аменхотепа III в образе творца; редкое изображение большой змеи и великолепная статуя богини земли из серого гранита. Скульптуры XVIII династии достигли совершенства и благодаря этим находкам можно представить себе утраченное великолепие храма Луксора [44 - См.: Louqsor, temple du Ка royal. Dijon, 1992.].

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.