Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ВОСТОЧНЫЕ ФИВЫ. КАРНАК – ХРАМ ХРАМОВ




Карнак [40 - О храмах Карнака см. в кн.: Barguet P. Le Temple d’Amon-Re a Kamak. Essai d’exegese. Le Caire, 1962; Lauffray J. Karnak d’Egypte, Domaine du divin. Paris, 1979; Golvin J.-C., Goyon J.-C.Les Batisseurs de Karnak. Paris, 1987; Jacq C. Karnak et Louxor. Paris, 1990.] назывался по-египетски ипет-сут, «Священнейшее из мест». Карнак был также «Избранным местом», «Небом на земле», а Фивы иногда называли «Гелиополем Юга», «городом света, где стояла нога Творца», «матерью городов великого бога, который существует от начала».


Развалины Карнака занимают площадь более 100 га. Это самый большой храмовый комплекс Древнего Египта.


В период расцвета Карнакский храм существовал за счет труда приблизительно 80 тыс. человек, ему принадлежало шестьдесят пять деревень, более 2000 км2 земли, огромные стада и судоверфь. Храм был центром огромного хозяйства, управление которым фараон поручал коллегии верховных жрецов.


 

Храм представляет собой целый комплекс построенных в разное время сооружений с чередующимися залами и дворами разной величины, в которых возводились часовни и небольшие храмы, пилоны и обелиски.


Карнакский храм Амона-Ра был соединен аллеями сфинксов с храмом Мут, храмом Амона в Луксоре и берегом Нила. Сохранилась часть сфинксов эпохи Аменхотепа III, остальные относятся к более позднему времени.

 

Две линии, три ограды, три храма

Испытав потрясение от гигантских масштабов Карнака, невольно задаешься вопросом: не является ли этот комплекс памятников результатом случайного нагромождения сооружений, созданных в разные эпохи?


Это не так. Карнак по праву считается единым целым. Фараоны строго следовали плану гармоничного развития комплекса. «Каждый новый пилон, – пишет архитектор Жан Лоффрэ, – все дальше отстоит от предыдущего. Соотношения между размерами пилонов и расстоянием между ними подчинены арифметической прогрессии».


Карнак является тройным храмом, или, точнее, комплексом из трех храмов.


На оси между востоком и западом, которая соответствует движению солнца, расположен большой храм Амона, окруженный оградой и выстроенный согласно классической схеме: монументальный пилон, большой двор, гипостильный зал, зал приношений, зал священной барки, святая святых.


Храм Амона расширяется с южной стороны. На оси север – юг, на пути, по которому следовали священные процессии, сооружены четыре пилона.


Точка пересечения обоих направлений между третьим и четвертым пилонами отмечена обелисками, которые воздвигли Тутмос I и Тутмос III.


К востоку от оси север – юг находилось большое священное озеро.


Второй храм, расположенный к северу от центрального святилища Амона и окруженный оградой, был посвящен богу Монту. Этот храм, к сожалению, разрушен.


Третий храм посвящен богине Мут. Он находится к югу от храма Амона и, таким образом, является завершением аллеи сфинксов, которая соединяла ограды обоих храмов. Внутри ограды храма Мут с западной стороны находятся храм Аменхотепа III, собственно храм Мут, ее священное озеро и храм Рамсеса III.

 

Большой храм Амона

На пристани сохранилось возвышение, которое некогда украшали два обелиска Сети I, из которых сохранился только один. Сюда привозили материалы, предназначенные для строительства храмов, и прибывала священная барка Амона. Над ним находилось возвышение для тех, кто присутствовал при ритуале наблюдения за закатом солнца и его восходом, а также на праздниках в честь половодья. На набережной также находилось временное святилище божественной барки.


Аллея сфинксов (№ 1) вела от пристани к первому пилону храма (№ 2). Вначале сфинксов было сто двадцать четыре, теперь их всего сорок. У сфинксов тело льва и голова овна, священного животного Амона, между передними лапами они держат два знака «анх» – символа жизни.


Ограда храма Амона – квадрат со сторонами в 2400 м, сориентированными по четырем сторонам света, – сохранилась лишь частично. Она была построена из обтесанных камней, достигала 8 м толщины, и в ней было восемь ворот. Эта стена символизировала первозданные воды, окружавшие священный первохолм.


Главный путь через центральный храм Карнака ведет от первого пилона к святая святых.

Первый храмовый пилон (длина 113 м, толщина 15 м) на самом деле построен последним. На нем нет ни изображений, ни надписей. В глубокие отверстия раньше были вставлены мачты священных знамен, символизировавших божественное присутствие.

Пройдем между двумя башнями пилона в самый большой двор (№ 3,103 х 84 м). Слева от нас – три зала маленького храма Сети II (№ 4), которые использовались как временные святилища для барок Амона, его супруги Мут и сына Хонсу. С левой стороны находится портал с восемнадцатью колоннами, капители которых выполнены в форме цветов папируса. Правая сторона двора окружена порталом Бубастидов [фараонов ХХП (ливийской) династии, столицей которой некоторое время был город Бубастис] с папирусовидными колоннами. Далее находится храм Рамсеса III (№ 5,53 х 25 м), вход в который охраняли два колосса (в наши дни уцелел только один). Храм также использовался в качестве временного святилища для барок фиванской триады. Пилон храма украшен изображениями фараона, побеждающего врагов и силы тьмы. Амон дает жизнь своему сыну Рамсесу, чтобы он передал ее народу Египта.


Рамсес III отмечал праздник обновления (хеб-сед) в Гелиополе, сохраняя верность древнему святому городу, культовому центру бога Ра. В Карнаке около второго пилона он построил храм, ориентированный по оси север – юг. Его двор с двух сторон украшают статуи, изображающие фараона в образе Осириса.


Вернемся теперь в большой двор, чтобы осмотреть портал Бубастидов (№ 7), на котором сохранилось сообщение о том, что во время затмения небо «съело луну». Вся страна была в тревоге. Чтобы умилостивить богов, фараон устроил большой праздник в Карнаке, предлагая Амону быков, газелей, антилоп, жирных гусей, вино, меди благовония.


Второй пилон (№ 8) образовывает основу большого двора [41 - На северной и южной сторонах большого двора сохранилось несколько сфинксов. Сейчас эти древние статуи убрали, чтобы уберечь от разрушения.]. Возле него находились два колосса Рамсеса II, из которых сохранился только один, но и он сильно поврежден. На фасаде пилона изображены сцены приношений. Многочисленные сюрпризы ожидают внимательного наблюдателя, который захочет осмотреть внутреннюю часть и основание пилона: он увидит камни, оставшиеся от более древнего памятника – стелы, которые повествуют о борьбе фараона Камоса с захватчиками-гиксосами, а также блоки памятников, сооруженных в Карнаке Аменхотепом IV, будущим Эхнатоном.


Аменхотеп IV перед тем, как перенести столицу в Ахетатон, выстроил для Атона отдельное святилище к востоку от храма Амона в Карнаке. После смерти фараона оно было разрушено, но сохранились некоторые памятники, находившиеся на его территории. Это прежде всего колоссальные статуи царя, которые стояли у опор, образовывавших колоннаду вестибюля. Известны также многочисленные блоки песчаника с рельефами в амарнском стиле, которые были извлечены в Карнаке из более поздних сооружений.


Прежде чем продолжить путь к святая святых, пройдем к великолепному музею под открытым небом, расположенному к северу от большого двора. Среди множества замечательных памятников, расположенных там, следует отметить Белую часовню [42 - Это сооружение в литературе также называют «киоском Сенусерта I».

 

(Прим. ред.)] Сенусерта I и Красную часовню Хатшепсут. Восстановив первую часовню, принадлежавшую к числу лучших архитектурных памятников того времени и разрушенную Аменхотепом III, использовавшим ее каменные блоки для строительства третьего пилона, Анри Шеврье возродил шедевр Среднего царства. Это маленькое здание очень изящно, но наибольший интерес представляют его рельефы, среди которых сохранился список провинций (номов) Египта и изумительные сцены приношений Амону-Мину.


Красная часовня обязана своим названием цвету кварцитовых блоков, из которых она сложена. Ее использовали как святилище для барки из святая святых Карнака.


Возвращаемся в большой двор и проходим через врата второго пилона в гипостильный зал – самое красивое место Карнака (площадь 5406 м2, длина 53 м, ширина 102 м, 134 колонны). Этот зал был самым значительным архитектурным сооружением XIX династии в Карнаке: по сторонам от центральной колоннады, возведенной Аменхотепом III, Сети I и Рамсес II добавили семь рядов колонн, ориентированных по оси восток – запад. У ста двадцати двух колонн, находящихся в боковых нефах, капители высечены в форме бутонов папируса, а двенадцать колонн с капителями в виде раскрытых цветов папируса поддерживают центральный неф и достигают в высоту 23 м. На них могли бы уместиться около пятидесяти человек. Центральный неф выше боковых, и окна под потолком пропускали лучи света таким образом, что в зависимости от времени года были освещены разные изображения на стенах. Тексты гласят, что этот зал предназначен для вечности, устойчивой, как небеса, бесконечной, как солнце.


Несмотря на полумрак, царивший в помещении, стены и колонны богато украшены рельефами. Рельефами покрыты внешние стены и стены гипостильного зала, построенного в центральной части храма при Тутмосе III. На внешней северной стене гипостиля запечатлены воинские подвиги Сети I в Сирии, Палестине и Ливии, на южной – интереснейший рельеф, изображающий победу Рамсеса II над палестинцами и содержащий отрывок из поэмы Пентаура (о битве при Кадеше).


Внутреннее оформление свидетельствует, что этот зал был настоящим храмом. Здесь можно увидеть сцены коронационных обрядов, обряды основания священного храма, изображения повседневных ритуалов.


Замыкает зал третий пилон (№ 10), к настоящему времени пришедший в упадок. Недалеко высится четвертый (№ 11). Архитектурный ритм храма ускоряется в точке пересечения двух его осей.


Между третьим и четвертым пилонами были воздвигнуты четыре обелиска. До нас дошел всего один, поставленный Тутмосом I. В начале правления XVIII династии четвертый пилон отмечал вход в храм Амона-Ра. Между четвертым и пятым пилонами возвышались четырнадцать папирусообразных колонн. Теперь это двор под открытым небом. Здесь сохранился один из двух обелисков Хатшепсут высотой 30 м и четыре царских колосса. На обелиске высечен важный момент обряда коронования – объятие бога и фараона.


Между четвертым и пятым пилонами изображена Сешат, властительница Дома Жизни и хранительница священных письмен.


Пятый и шестой пилоны очень разрушены. За шестым пилоном находится двор, где воздвигнуты две большие опоры из розоватого гранита, украшенные тремя стеблями с цветами лилий – символом Верхнего Египта, и тремя стеблями папируса – символом Нижнего Египта. Перед северными воротами мы встречаем другую пару: статуи Амона, который изображен с лицом Тутанхамона, и его супруги Амаунет.
Здесь было построено святилище, предназначенное для священных барок (№ 14), вновь восстановленное в IV в. до н. э. В плане оно представляет собой удлиненный прямоугольник, составленный из двух помещений, находящихся друг за другом. Здесь находятся два больших рельефа: процессия священной барки и коронация фараона. Символическая деталь: фараон питается молоком Амаунет «Сокровенной», получая небесную силу.


За святилищем барки находится двор эпохи Среднего царства (№ 15). Там был построен первый храм Карнака, посвященный Осирису.


Далее три гранитных порога ведут к ах-мену – крытому залу, который называют также «праздничный зал» Тутмоса III, где совершалось восшествие фараона на царство и посвящение верховных жрецов Карнака. Здесь присутствовали души древних богов и души фараонов, ставших звездами, которые передавали свое могущество царствующему фараону.


Тексты рассказывают, что врата этого царства света были открыты для посвящаемого, чтобы он мог созерцать сияние Хора. Через южный вход он вступал в залы, посвященные богу Сокару, проходил на северную сторону, в область Солнца, и объявлял: «Вот я – владыка тайн, который видит Свет во множестве его и Творца истинного». Одно из солнечных помещений известно как «ботанический сад» – на его изящных рельефах изображены животные и экзотические растения, какими их увидел Тутмос III во время похода в Сирию и Палестину. Их вырезали для того, чтобы символически принести в дар Амону.


Три маленькие часовни посвящены Амону, Маат и священной Огдоаде. В северо-восточном углу лестница ведет к возвышению, где расположен жертвенник, четыре стороны которого обозначены символом «хотеп», что означает «пребывать в мире» и «приносить жертвы». Отсюда на землю распространялась сила разума, единства и полноты.


К ограде примыкает новый храм, также построенный Тутмосом III (№ 17). Он обращен на восток, к восходящему солнцу. Атум поставил свою стопу, чтобы основать Фивы, мать всех городов, там, где Амон слушает и исполняет молитвы идущих путем справедливости. Перед этим храмом восходящего света, включающим зал с опорами и наос, царица Хатшепсут велела воздвигнуть два обелиска.


Рождение нового солнца было обозначено отдельно стоящим обелиском, от которого остался только большой квадратный цоколь. Памятник находится в Риме, на площади Сан Джованни ди Латерано. Этот 33-метровый каменный обелиск, возведенный Тутмосом III, возвышался над Карнаком. Символ созидательного луча света, соединяющего небо с землей, был подобен солнечным обелискам Гелиополя.


Далее на востоке находятся большая каменная ограда и монументальные врата (№ 18). Здесь были обнаружены зарытые в землю колоссы Эхнатона (в Каирском музее).
В маленьком святилище Осириса-«повелителя вечности» (№ 34) находятся важные, но теперь едва различимые изображения. Главное действующее лицо здесь – верховная жрица, духовная правительница Фив в эпоху Позднего царства. Мы видим изображения сцен закладки храма в присутствии богини Сешат и фараона, кормление грудью верховной жрицы, которой воздают царские почести. Она играет на систре для Амона-Ра, чтобы волшебными мелодиями пробудить его могущество.


//-- * * * --//


Священное озеро Карнака (№ 19) – самое большое в Египте. Жрецы очищались в нем, прежде чем приступить к выполнению обрядов. Во время ритуалов, совершавшихся в храме фараона Тахарки (№ 20) на северо-западном берегу этого водоема и посвященных солнцу и Осирису, по озеру плавали лодки. На берегах были построены дома жрецов, постоянно живших в Карнаке, помещения для приношений и вольеры для священных птиц. Во время коронационных торжеств их отпускали для того, чтобы, разлетевшись, они возвестили миру о воцарении нового фараона.


Около храма Тахарки есть потрясающее скульптурное изображение скарабея. Оно символизирует восходящее солнце, победившее тьму, и возрожденного фараона. Недалеко от скарабея – обелиск Хатшепсут, на котором выбиты иероглифы и великолепные изображения, в том числе сцены коронации Хатшепсут ее отцом Амоном.


//-- * * * --//


Пересечение двух осей храма происходит перед седьмым пилоном (№ 22). Здесь во дворе (№ 21) рельефы рассказывают о мире, заключенном Рамсесом II с хеттами, и победе Меренптаха над ливийцами и народами моря. В этом дворе был найден тайник – четырнадцатиметровая яма, вырытая около седьмого пилона, – а в нем обнаружено около восьмисот каменных, семнадцать тыс. бронзовых и очень много поврежденных деревянных статуй. Было высказано предположение, что скульптуры помещались сюда в разные эпохи, по мере развития храма, но более правильной кажется точка зрения, которой придерживался еще Масперо, считавший, что все эти предметы были сложены в тайник при Птолемее III или IV.


С восьмого до десятого пилона мы следуем тем же путем, каким священные процессии и барки двигались к храму Мут или к храму Луксора.


Два важных памятника были построены к западу от этого пути – храм Хонсу (№ 26) и храм Опет (№ 27).


Сын Амона и Мут Хонсу – бог с головой сокола, в белых одеждах, подобных одеждам Осириса. Лунный бог Хонсу отличается воинственностью и побеждает силы зла. Обряды в честь Хонсу совершались ночью, при полной луне.


Его прекрасно сохранившийся храм был окружен оградой, в которой во времена Птолемеев был проделан вход. Аллея сфинксов вела к пилону, за которым находится двор, окруженный колоннами. Далее – маленький зал, помещение для священной барки и святая святых. Очень интересны рельефы и надписи, так же как и цоколь лодки, на котором изображен фараон, поднимающий небо. Великолепна статуя сидящего павиана – символа бога луны Тота и бога Хонсу.


Через часовню, которую считают символической гробницей Осириса, храм Опет (Таурт) сообщался с храмом Хонсу. Изображавшаяся в облике самки бегемота, Ипет была покровительницей деторождения.


В центральной части этого храма сохранились сцены воскресения Осириса в присутствии Исиды и Нефтиды. Великой волшебнице Исиде помогают четыре бога с головами лягушек и четыре бога с головами змей – восемь божеств, олицетворяющих силы творения. В том же храме Ипет, одном из самых высоких мест Карнака, находятся изображения десяти ба Амона, видимых проявлений скрытого бога, в образе кошек, змей и человека.

Храм Мут

Аллея сфинксов (№ 28), которая следует за десятым пилоном, приводит к ограде храма богини Мут (№ 29), приблизительно в 300 м от ограды храма Амона-Ра. Имя Мут означает «мать».


Святилище Мут, по-видимому, существовало на этом месте еще в период Среднего царства. Во время правления XVIII династии (скорее всего, при Хатшепсут) здесь было возведено новое сооружение, включавшее в себя святилище и гипостильный зал с восемью колоннами. Храм располагался на небольшом полуострове, окруженном подковообразным священным озером.


Ко времени Аменхотепа III в храме был пилон, за которым находился двор, обнесенный с трех сторон колоннами. Здесь сохранились руины храма, возведенного или перестроенного этим фараоном на месте какого-то более древнего строения. С юга храм был обрамлен священным озером. На его территории, особенно во дворе, находились сотни статуй сидящей богини Сехмет – гимн в камне, посвященный ей Аменхотепом III.
Сети I возвел перед храмом второй пилон, за которым образовался еще один двор, где при XXV династии была сооружена небольшая колоннада из восьми колонн. Тахарка восстановил небольшую часовню перед гипостильным залом, установив в ней четыре колонны с хаторическими капителями (то есть с капителями в виде ликов богини Хатхор), а также поставил небольшой храм-киоск перед пилоном. Нектанеб I, а затем Птолемеи восстановили утраченные к тому времени статуи Сехмет. При Птолемеях II и III был оформлен парадный вход в северной стене.


На западном берегу священного озера расположены остатки храма Рамсеса III.


Храм Монту

В противоположной стороне от ограды храма Мут находится храм Монту – древнего фиванского бога, покровителя победоносной силы (№ 33). При этом храме также было священное озеро, но от него почти не осталось следов.


Храм Монту был построен Аменхотепом III на месте прежнего сооружения, относившегося к началу царствования XVIII династии, каменные блоки которого были использованы в новой постройке. Фасад храма украшен двумя рядами колонн, по шесть в каждом ряду.


Основную часть храма образуют зал с четырьмя колоннами и помещение для священной барки Монту. Позади святилища были построены несколько часовен, а перед храмом – лестница, по обеим сторонам которой стоят обелиски.


Тутмос I возвел к востоку от храма Монту памятник дотоле неизвестного типа: судя по пометкам камнетесов, он именовался сокровищницей.


Маленький храм, примыкающий к храму Амона-Ра-Монту, был посвящен Маат, дочери солнца, олицетворявшей истину и мировой закон.

Храм Птаха

Комплекс Карнака был бы незавершенным, если бы в нем не было храма Птаха, покровителя Мемфиса и повелителя созидающего слова (№ 32). Этот храм удивительно красив.


Вероятно, сооруженный еще в эпоху Среднего царства, он был позднее украшен Тутмосом III и расширен во времена Птолемеев. К нему можно подойти по аллее, разделенной пятью вратами, и увидеть святилище, образованное тремя крытыми часовнями. На одной из стен двора изображен мудрый Имхотеп, которого почитали как строителя всех египетских храмов.


В левой часовне находятся большие рельефы с изображениями фараона Тутмоса III, совершающего священные обряды. Посреди часовни – статуя Птаха, голова которой разбита. Справа от трона – статуя супруги Птаха, богини Сехмет, которая избежала разрушения. Сехмет воплощала вершину могущества, которой мог достичь только фараон. И когда луч света, падавший с потолка, освещал статую, никто не сомневался в реальности этого могущества.


//-- * * * --//


Карнак создавался в течение более полутора тысячелетий, примерно с XX до I в. до н. э. Примечательно, что Александр Македонский, завоевав Египет, посетил не только оракула Амона в оазисе Сива, но и храм Амона в Карнаке. По его приказу была проведена реставрация одного из помещений, находившихся за юбилейным залом Тутмоса III. Оно было украшено новыми рельефами, созданными на основе древних священных образцов.

 





Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.