Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социально-экологическая компетенция



 

Серьезный экологический кризис, поразивший нашу планету, внес существенные коррективы в отношения человека и природы во всех сферах его жизнедеятельности, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с 60-х годов 20 века перед человечеством остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью. В связи с этим стала оформляться новая наука – экология и как следствие, стали актуальными понятия «экологическая культура» и «социально-экологическая компетенция».

Экологическая культура – экологически ориентированное хозяйствование и поведение людей – как раз то, что полностью соответствует современному повороту человечества к охране природы, поддержанию здоровой среды обитания, сбалансированному бескризисному развитию[222].

Проблема «экологической культуры» впервые рассматривается в работах таких ученых, как В.И. Вернадский, Э. Леруа, Пьер Тейяр де Шарден, Мальтус, Ле Шателье-Браун, Б. Коммонер и др.

По мнению В.И. Вернадского, превращение разума и труда человечества в геологическую силу планетного масштаба происходило в рамках биосферы, составной частью которой они являются. Он в своих исследованиях неизменно подчеркивал, какое огромное влияние человечество оказывает на расширение жизни путем создания новых культурных видов растений и животных. Опираясь на его идеи о биохимической основе биосферы, французский математик и философ Эдуард Леруа ввел в 1927 году понятие ноосферы или сферы разума.

Ноосфера, по В.И. Вернадскому, – высший этап развития земной природы и общества, направляемый человеком; будущее биосферы - когда она благодаря разумной деятельности и могуществу человека приобретет новую функцию – функцию гармоничной стабилизации условий жизни на планете. С данной идеей связано соображение В.И. Вернадского о возможности достижения человечеством состояния автотрофности как средства независимости от органических ресурсов. Однако в его концепции отсутствует развернутое и последовательное научное описание процесса ноосферогенеза и самой ноосферы с какими-либо ее отчетливыми характеристиками, т.е. того, что по праву можно было бы назвать учением о ноосфере[223].

Некоторые авторы процессы воздействия людей на природу, освоение новых территорий, расширение и углубление природопользования считают состоявшимся процессом ноосферогенеза, а ноосферу – уже формирующейся. В действительности то, что человечество сделало с живой природой планеты, «сферой разума» никак не назовешь.

Решение экологических проблем должно быть связано с отказом от потребительского отношения к природе. Объемы промышленного производства должны определяться не столько потребностями общества, сколько возможностями данной природной среды. При этом масштабы производства должны напрямую зависеть от величины отходов и их токсичности, т.е. от коэффициента экологической чистоты производства.

С точки зрения экологии, экологическая культура человека представляется не только как сумма усвоенных знаний, но и как мировоззрение, ориентированное на понимание социально-экологических проблем, которые реализуются в конкретных действиях и поступках по решению этих проблем.

Русские космисты (В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров и др.) считают, что экологический кризис – это не только и не столько кризис в системе политики, производства и идеологии, а в первую очередь - это кризис культуры, оказавшейся не в состоянии обеспечить воспроизводство новых культурных норм людей в изменившихся условиях, и кризис самого человека. Человечество, по мнению В. А. Кутырева, попало в ситуацию одного человека и должно действовать исходя из нее. Биологическое понятие «опасность» в социальной сфере называется «ответственность». В сложившейся экологической ситуации снижение уровня опасности соответствует повышению уровня ответственности к соблюдению этических законов во взаимоотношениях человека и Природы. Роль педагогики и педагога в формировании основ этого взаимодействия в современных условиях велика.

Опираясь на воззрения В.С. Соловьева, можно сказать, что отношение к природе – это отношение человека к самому себе, нравственное отношение к другим людям, и поэтому «троякое отношение человека к земной природе вне его есть только расширенное повторение такого же отношения его к собственной материальной природе».

Исходя из вышесказанного, мы считаем целесообразным рассматривать экологическую культуру как субъектный, многомерный опыт личности, обеспечивающий творческую самоактуализацию и самореализацию в осмыслении и разрешении экологических проблем, а также ее творческое саморазвитие.

В современных условиях, когда экологические проблемы становятся ведущими в обществе, приоритетным направлением образования становится развитие у личности способности осознать экологические проблемы, понять их личную значимость, видеть способы разрешения, а также иметь внутреннюю потребность в самореализации, в решении существующих экологических проблем и предупреждении новых.

Большое значение для совершенствования экологического образования и развития экологической культуры имела Международная конференция ООН по окружающей среде (Рио-де-Жанейро, 1992), где принята концепция устойчивого развития общества.

В соответствии с данной концепцией, главным условием перехода общества к устойчивому развитию является воспитание нового человека, ориентированного на ценности устойчивогоразвития, осознающего себя частью природы и свою ответственность за последствия общения с ней. Это требует видоизменения содержания, целевой установки образования на гуманизацию. Таким образом, главной задачей становится воспитание личностно-ценностного отношения к природе, включающее в себя развитое экологическое сознание и адекватность экологического поведения, другими словами, экологической культуры в общении с окружающим миром.

В Национальной концепции экологического образования в РФ экологическая культура определяется как неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, включающая систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей природной средой, преемственно формируемая в общественном сознании и поведении людей на протяжении жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующая здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека[224].

Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во Вселенной, отношение человека к миру. Имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе. Другими словами, экологическая культура есть процесс жизнедеятельности, нормы и ценности общества, связанные с отношением к окружающей среде.

По мнению Т.В.Анисимовой, экологическая культура личности – восприятие окружающей действительности и степень ответственностипо отношению к ней. Она проявляется в конкретных действиях субъекта и выражает меру развития свободы социального субъекта, определяемую упорядоченной системой информации, выражающую характер (способ) и качественный уровень взаимодействия человека с внешней природной и социальной средой. При этом внутренняя среда жизни и деятельность субъекта представлена в духовных ценностях, всех видах и результатах человеческой деятельности, основанана внутренней взаимосвязи индивида и Природы[225].

Таким образом, анализ трудов по проблеме исследования показывает, что в широком смысле экологическая культура рассматривается как общественная культура, показывающая отношение общества в целом, а также отдельной личности к природе как величайшей ценности.

В педагогической литературе экологическая культура личности трактуется как целостная система взаимосвязанных элементов, таких как: система экологических знаний (естественнонаучных, ценностных, нормативных, практических и других), система ценностных ориентаций как внутренний стержень экологической культуры, в которой Природа рассматривается как универсальная ценность и экологическое качество среды занимает одно из ведущих мест, экологическое мировоззрение как общее представление личности об экологии, культура чувств как определенный «моральный резонанс», сочувствие, сопереживание и другие чувства, культура экологически оправданного поведения,характеризующаяся степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.

В соответствии с проблемой нашего исследования и на основе проведенного теоретического анализа нами было сформулировано следующее определение: социально-экологическая компетенция личности специалиста – это целостная система взаимосвязанных элементов (экологические знания, умения и навыки, экологическое мировоззрение, профессионально важные качества, система ценностных ориентаций), проявляющихся в экологосообразном поведении.

Социально-экологическая компетенция человека выражается в его способности осознанно пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности, предполагает формирование духовно-нравственных качеств, способности поступать по совести в общении с природой и людьми.

В результате непрерывного экологического образования и просвещения на традиционной духовно-нравственной основе именно экологическая культура заставит людей всех возрастов, социальных и профессиональных групп переосмыслить свое отношение к себе и к миру в целом. Помочь в этом могут именно специалисты социальной работы, одним из направлений деятельности которых является формирование экологического сознания населения.

Экологическое сознание – сознание в отношении окружающей среды, охватывающее наши представления, способы поведения, сферу деятельности, желания и ожидания, которые касаются окружающей природной среды[226]. Иметь экологическое сознание – значит осознавать:

- ограниченность природы, интегральной частью которой является человек;

- необходимость отказа от доминирования человека над природой и необходимостью установления динамического равновесия между природными системами и обществом;

- глобальный характер экологического кризиса и необходимость его решения;

- необходимость глобальной стратегии развития как предпосылки существования жизни.

Экологическое сознание имеет свою структуру. Доминирующими элементами его формирования являются экологическое научное сознание, экологическая этика, психология, правосознание.

Экологическое научное сознание включает в себя формирование научной картины мира, основывающейся на достижениях современной науки. В частности, на передний план выдвигаются системный подход, рассматривающий мир во взаимодействии и целостности; принцип универсального эволюционизма, а также такие современные концепции и теории, как синергетика, теория биосферы и ноосферы Вернадского, учение о феномене человека Т. де Шардена.

В экологическое сознание следует включить и экологическое правосознание, предполагающее осознание всеми гражданами юридической ответственности за нанесение вреда природе и юридическую защиту последней.

По нашему мнению, наиболее значительным компонентом экологического сознания является экологическая психология. Суть ее можно коротко выразить таким образом: любовь к природе, ко всему живому как черта характера, или как говорил Фромм, суть экологической психологии – биофилия. Под биофилией Фромм подразумевал «стремление поддерживать рост и развитие независимо от того, идет ли речь о развитии личности, растения или группы».

Экологическое сознание – это то же самое сознание, но имеющее свою специфику, направленность, связанную со своеобразием отражения мира природы и конструктивно-творческим его преобразованием.

В.А. Скребец, характеризуя экологическое сознание в целом, отмечает, что это высший уровень психического отражения природной и искусственной среды, своего внутреннего мира, рефлексия места и роли человека в биологическом, физическом и химическом мире, а также саморегуляции данного отражения. Автор отмечает, что экологическое сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и мысленных образов, которые отражаются в категориях и явлениях, фиксирующих индивидуальный, либо общественный экологический опыт, предвосхищающий экологическую практику. Таким образом, автор выявил структурно-временной аспект взаимосвязи мышления и эмоций как единиц экологического сознания.

В качестве структурных компонентов экологического сознания В.А. Скребец выделяет, прежде всего:

1) центрированность сознания на предметах и явлениях природного мира;

2) использование принятых нормативов экологического взаимодействия с природой, характерных для данного общества, конкретного поколения;

3) сочетание чувственных и рациональных аспектов того культурно-исторического опыта, который усвоен определенной категорией людей и конкретным индивидом.

Этот опыт опосредован разрешениями и запретами, знаково-символическими функциями взаимодействия с миром, принятым в данной социальной группе.

К основным свойствам или признакам экологического сознания автор относит:

· социальный характер экологического сознания, что обусловлено принятыми в данном обществе нормами, ценностями, сформировавшимися традициями;

· опосредованность символами, знаками, в том числе, вербальными средствами восприятия человеком мира природы;

· саморефлексивность;

· внутренний диалогизм и др.

Особое внимание уделяется проблеме направленности и уровням саморефлексии экологического сознания, которое с этих позиций может быть имплицитным и эксплицитным. Имплицитность экологического сознания определяется скрытностью смысла, неясностью того экологического содержания, которое может быть выявлено лишь опосредовано, через свои связи с другими объектами или процессами. Эксплицитность экологического сознания предполагает явный, четкий, развернутый вид суждения и понятный внешнему наблюдателю экологических поступков и действий.

С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин[227] выделяют два противоположных типа экологического сознания: антропоцентрическое и экоцентрическое. У каждого из этих типов есть по восемь признаков, которые в своем единстве описывают структуру указанных типов экологического сознания.

Антропоцентрическое экологическое сознание – это особая форма отражения природных объектов и явлений действительности и их взаимосвязей, обусловливающая целеполагающую и преобразующую деятельность человека, для которой характерно выраженное противопоставление человека и природы, где высшей ценностью является сам человек, использующий природу для удовлетворения своих потребностей и не распространяющий на взаимодействие с ней этические нормы и правила.

Экоцентрическое экологическое сознание – это особая форма отражения природных объектов и явлений действительности и их взаимосвязей, обусловливающая целеполагающую и преобразующую деятельность человека, для которого характерно наделение природы субъективными свойствами, в результате чего сама природа признается как ценность, отношения с ней строятся на принципах равноправия в силу доминирования непрагматической мотивации и распространения на мир природы этических норм и правил.

В экологической психологии существуют три основных направления исследований экологического сознания в целом, а также его трех подструктур:

1) субъективного отношения к природе;

2) экологических представлений;

3) стратегий и технологий взаимодействия с природой.

Субъективное отношение к природе – это субъективное охранное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями природы, являющееся фактором, обусловливающим поведение.

Формирование экологического сознания осуществляется в процессе экологического образования, направленного, прежде всего, на формирование системы научных и практических знаний, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде.

В то же время приоритетной областью формирования экологического сознания человека, в данном случае антропоцентрического, выступают знания и представления.

Как было отмечено выше, значительная роль в решении экологических проблем и формировании экологического сознания населения принадлежит специалистам социальной работы.

Следовательно, актуальным становится вопрос формирования у них экологической культуры в процессе профессионального образования. Необходима профессионально-ориентированная экологическая подготовка квалифицированных специалистов социальной работы с высоким интеллектуальным уровнем и экологической культурой, имеющих научные знания об основах устойчивого развития, о правах и обязанностях граждан в отношении окружающей среды, и т.п.

Формирование экологической культуры – сложный и длительный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека, то в процессе экологической подготовки специалиста социальной работы, на наш взгляд, мы можем сформировать лишь социально-экологическую компетенцию, как определенный уровень развития экологической культуры.

В развитии экологической культуры, на наш взгляд, можно выделить 4 уровня (таблица 3).

Таблица 3

Уровни развития экологической культуры

 

Уровни сформированности Экологическое мировоззрение Экологические знания, умения навыки ПВКЛ Ценност-ные ориен-тации
Экологичес-кая грамотность Общее предс-тавление лич-ности об экологии Владение общи-ми экологически-ми знаниями Сформированы недостаточно Бережное отношение к природе
Экологичес-кая образован-ность   Общее представление личности об экологии Владение экологическими знаниями Сформированы недостаточно Бережное отношение к природе
Социально-экологичес-кая компетент-ность Общее представление личности специалиста об экологии и социальной экологии Владение и использование экологических знаний и умений в своей профес-сиональной деятельности Сформированы достаточно для осуществления профессиональной деятельности Отношение к природе как к универсальной и высшей ценности
Экологичес-кая культура Целостное представление личности специалиста об экологии Владение и осознанное ис-пользование экологических знаний и умений в практической деятельности и жизни Сформированы достаточно для осуществления профессиональной деятельности Отношение к природе как к универсальной и высшей ценности

 

Социально-экологическая компетенция – это способность специалиста, необходимая для эффективного осуществления профессиональных функций в социально-экологической деятельности, включающая в себя систему экологических знаний, профессионально важных качеств личности специалиста, устойчивое экологическое мировоззрение и ценностные ориентации.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Разработка компетентностной модели специалистов социальной работы осуществлялась нами в следующей последовательности: 1) рассмотрение теоретических основ педагогического моделирования; 2) анализ определения и сущности модели специалиста, представленных в трудах отечественных и зарубежных ученых; 3) анализ существующих подходов к разработке модели специалиста; 4) разработка модели деятельности специалистов социальной работы на основе компетентностного подхода.

В основу разработки компетентностной модели положен также анализ профессиональной деятельности специалистов социальной работы, требований к их профессиональным качествам, мнений работающих специалистов.

Выделены общепрофессиональные и специальные компетенции, входящие в структуру профессиональной компетентности социального работника, обеспечивающие успех его деятельности. Содержание каждой из групп компетенций соответствует видам и задачам их профессиональной деятельности.

Рассмотрены сущность и содержание таких компетенций, как коммуникативная, информационная, управленческая, социально-психологическая, социально-технологическая, социально-педагогическая, социально-реабилитационная, социально-правовая, социально-экологическая.

Авторы не претендуют на полное описание всех компетенций специалиста социальной работы, необходимых для эффективной профессиональной деятельности. Это будет задачей дальнейшего научного исследования.





Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.